В повестке: о «дорожных картах» по направлениям программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Николая Никифорова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день! Я напомню, что распоряжением Правительства в июле утверждена программа по цифровой экономике. Об актуальности этой темы мы с вами говорим на самых разных площадках. Очевидно, что мы уже живём в эпоху цифровой экономики, другое дело – уровень проникновения цифровых технологий в нашу жизнь. Понятно, что с каждым годом уровень проникновения, уровень цифровизации экономики будет всё выше и выше.
Процесс перехода к цифровой экономике проходит быстро, в нашей стране в том числе. Это тенденции, которые существуют во всём мире. В поисках правильных и перспективных решений мы должны опираться на мнения экспертов, и основной запрос должен поступать от бизнеса, естественно, при поддержке государства. Именно поэтому при разработке планов по реализации программы «Цифровая экономика» мы решили применять неординарную схему – ведущими российскими компаниями была создана специальная автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика». Задача – координировать деятельность бизнеса, научного сообщества, общественных объединений, и именно на такой площадке определяться с тем, какие государственные решения требуются, какие условия нужно ещё создать для динамичного развития разных секторов цифровой экономики.
В соответствии с программой на начальном этапе были определены пять ключевых (или пять сквозных) направлений, а именно: «Нормативное регулирование», «Кадры и образование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность». Они и должны создать основу для развития наших отраслей экономики.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, 18 декабря 2017 года
На подготовке планов по этим направлениям мы и должны будем остановиться. Для координации деятельности по программе на уровне Правительства создана специальная подкомиссия по цифровой экономике. За последние три месяца проделана довольно значительная работа – центрами компетенций, которые обеспечили подготовку планов на своих площадках с привлечением довольно широкого круга экспертов, и специальными рабочими группами при этой нашей автономной некоммерческой организации. В работу были вовлечены более 15 органов исполнительной власти, свыше тысячи экспертов и 200 компаний. В результате подготовлены планы мероприятий по четырём направлениям из пяти, которые находятся в орбите нашего внимания, за исключением направления по кадрам и образованию. Планы рассмотрены, подкомиссия их вносит для обсуждения, они предусматривают практически 1,5 тыс. мероприятий. Подробнее расскажут Министр экономического развития и Министр связи. Я несколько слов буквально скажу по каждому из подготовленных направлений.
Первое направление – нормативное регулирование. Оно предусматривает разработку в ближайшие несколько лет, а именно три года, более 50 проектов нормативных актов, направленных на создание правовых условий для развития современных технологий и их внедрения в экономику. Я специально оговорюсь, что это очень важная задача. В то же время мы не должны обмануть сами себя, когда мы будем готовить три года нормативные акты и у нас никакого движения вперёд не будет. Нормативные акты важны, но ещё важнее решения и действия, которые мы предпринимаем. Тем более что большинство стран действует тоже в свободной плоскости, когда практика опережает нормотворчество. И нам нужно из этого исходить, иначе мы затормозим развитие цифровой экономики до того момента, пока в течение трёх лет не подготовим все эти нормативные акты. Что же мы в это время работать не будем, что ли? Поэтому это важное направление, подчёркиваю, но не нужно преувеличивать ценность собственно нормотворческой работы. Хочу специально вам об этом сказать как юрист по образованию.
Второе направление – формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. Здесь нужно делать упор на появление новых прорывных технологий. Появляются у нас компании-лидеры, их надо поддерживать – компании, которые будут создавать уникальные продукты и которые займут ведущие позиции на мировом рынке.
Третье направление – информационная инфраструктура. Она, по сути, продолжение той инфраструктуры, которая уже есть. Надо сказать, что вся страна активно пользуется интернетом, в том числе и мобильным. Надо создавать более современные сети связи, внедрять новые цифровые платформы, создавать условия для российского рынка услуг по хранению и обработке информации, в том числе с использованием облачных сервисов. Жилые дома, организации – а это прежде всего поликлиники, больницы, школы, университеты, госучреждения – должны получить полноценный доступ к широкополосному интернету. Всё это открывает новые возможности для работы.
Конечно, вопрос защиты. Понятно, что цифровая экономика является предметом воздействия не только со стороны государства, но и со стороны различных сил, которые пытаются в свою сторону развернуть эти процессы, добиться незаконных результатов. Понятно, что от киберпреступлений могут пострадать и государственные структуры, и бизнес, и обычные люди. Поэтому четвёртый из планов содержит меры, которые позволяют этому препятствовать, во всяком случае на современном технологическом уровне. Причём мы говорим не только о безопасности в информационном пространстве, но и о правовой защите в условиях цифровой экономики. Одна из задач этого раздела – повысить грамотность рядовых пользователей, чтобы они комфортно себя чувствовали в цифровой среде, использовали интернет-сервисы, не терялись в разнообразии государственных услуг, не боялись современных технологий в этой сфере, но, с другой стороны, обладали необходимыми познаниями для того, чтобы принимать грамотные решения. Потому что в конечном счёте это всегда решение одного человека, который взаимодействует с цифровой средой, и у него должны быть разносторонние представления о том, что делать.
Ещё один важный момент. Ситуация меняется. Планы мероприятий, которые мы рассматриваем сегодня, завтра уже могут стать менее актуальными, а послезавтра просто устареть. Здесь среда развивается быстрее, чем наше регулирование. Чтобы этого не допустить, сформирована гибкая система управления изменениями программы в рамках нашей с вами деятельности. Здесь используется единая платформа информационного взаимодействия. Надеюсь, что она позволит избежать капитальных ошибок.