В повестке: о предварительных итогах работы Внешэкономбанка за 2017 год.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги! У нас сегодня завершающее в этом году заседание Наблюдательного совета Внешэкономбанка, и это повод подвести некоторые итоги.
Что можно сказать по 2017 году? Несмотря на существующие ограничения, включая финансовые рынки, ситуация в банке в целом стабилизировалась. ВЭБ больше не испытывает серьёзных проблем с ликвидностью, капитал по итогам года прогнозируется на уровне более 450 млрд рублей. 2017 год был ещё и периодом трансформации банка, была обновлена команда и структура управления, экспертиза. Применяется новый подход к портфелю проектов ВЭБа. Отбор проектов ведётся в тесном взаимодействии с профильными министерствами (собственно, они представлены в Наблюдательном совете ВЭБа), с ключевыми игроками на рынке, проводится отраслевая экспертиза. В стратегии ВЭБа, напомню, мы определили 26 приоритетных отраслей. Это те отрасли, которые должны двигать вперёд нашу экономику, по каждой из них разработаны отраслевые планы.
Участники заседания
-
Список участников заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка, 14 декабря 2017 года
ВЭБ активно инвестирует деньги в приоритетные направления развития экономики. По прогнозам, на различные проекты по итогам 2017 года будет предоставлено около 180 млрд рублей. Для заёмщиков это, как правило, так называемые длинные и относительно недорогие деньги. Банку удаётся привлекать и средства иностранных инвесторов. Утверждён новый проект в контексте идеи сопряжения интеграционных процессов Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь». ВЭБ финансирует лизинговый портфель для ряда проектов по транспорту, который используется для грузоперевозок между Россией и Китаем. Внешэкономбанк продолжает инвестировать в стратегические проекты, в том числе в такие крупные, как проект по Ямалу. Со следующего года мы внедряем новый инструмент долгосрочного инвестирования – фабрику проектного финансирования. У нас ещё будет специальное совещание на эту тему. Запуск запланирован на I квартал следующего года, уверен, что этот механизм позволит ускорить инвестиционный процесс, увеличить объём вложений в развитие передовых технологий. В инвестпроцесс должен быть вовлечён максимально широкий пул участников. Проектное финансирование действительно должно стать очень востребованным механизмом.
Сегодня мы также обсудим бюджет Внешэкономбанка на следующий год. Он разработан с учётом ожидаемых результатов деятельности банка и основных параметров инвестиционной и финансовой работы в 2018 году.
И у нас есть ряд отдельных проектов, вопросов, в
частности, по строительству Тайшетского алюминиевого завода, по запуску
прокатного комплекса Красноярского металлургического завода, и ряд других
сделок.
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по завершении заседания
Из стенограммы:
С.Горьков: Завершилось заседание Наблюдательного совета. Это последнее заседание в этом году. Основные результаты Наблюдательного совета: мы утвердили финансовый план на следующий год и впервые в истории ВЭБа утвердили КПЭ, то есть коэффициенты, показатели нашей эффективности. Поэтому мы входим в новый год уже с понятным бизнес-планом, понятным бюджетом и понятными показателями, что очень важно.
Второе для нас важное событие – сегодня в целом Наблюдательный совет утвердил сделок на 80 млрд рублей. Это тоже, наверное, самый большой по объёму портфель по сделкам в этом году. Таким образом, мы будем заканчивать год с новым портфелем сделок больше 160 млрд рублей. Это означает, что показатели, которые мы перед собой ставили в начале прошлого года, хотя они казались кому-то, может быть, несбыточными,– мы выполнили. И могу сказать, что часть этих сделок уже сформирована для того, чтобы они могли пойти на фабрику проектного финансирования, которая будет запущена в I квартале следующего года. Мы ожидаем, что первое подписание – уже в середине февраля 2018 года. Поэтому для нас это, безусловно, очень важное событие.
Кроме прочего, принят ещё ряд решений, направленных на работу банка в целом. Поэтому мы считаем, что это был очень хороший Наблюдательный совет. Ещё раз: он определил план, бюджет и достаточно большой объём сделок.
Вопрос: По Тайшету. Общая сумма финансирования участия доли ВЭБа в проекте?
С.Горьков: Мы одобрили сегодня эту сделку. Да, Тайшет для нас важная сделка. В целом её размер около 1 млрд долларов. Эта сделка будет происходить в форме синдикации совместно с другими крупными российскими коммерческими банками, и в этой сделке ВЭБ впервые выступает организатором синдиката, что, в общем, является тоже новостью для ВЭБа как финансового института, не как института развития. Могу сказать, что у нас сегодня очень важное событие: во втором чтении были приняты законы – о банке развития и о синдикации. У нас есть надежда, что до конца года они будут приняты в третьем чтении. И в следующем году фабрика проектного финансирования с февраля начинает работать. Поэтому для нас это очень важное событие.
Вопрос: А по Красноярскому заводу одобрена сделка?
С.Горьков: По Красноярскому заводу мы также одобрили сделку с определённым отлагательным условием, нам немного нужно будет её доработать, но в целом это такой технический параметр. Я думаю, что мы его тоже доработаем и до конца года сможем эту сделку уже подписать.
Вопрос: Участники синдицированного кредита потенциальные не изменились – это по-прежнему ВЭБ, Газпромбанк и Сбербанк (по Тайшету)?
С.Горьков: Я не готов сейчас раскрывать, так как это коммерческая информация, но могу сказать, что у нас достаточное количество участников. В принципе даже больше, чем нам необходимо. Все условия подтверждены, поэтому мы в этой сделке ни в коей мере не сомневаемся. Общий объем проекта – 1 млрд долларов, ВЭБ финансирует 30% и является организатором синдиката.
Вопрос: Вы сказали, что КПЭ определёны. Будет ли в следующем году у ВЭБа прибыль?
С.Горьков: Понятно, что наш бюджет и план зависят от многих обстоятельств, в том числе внешнего характера. В целом мы планируем, что в следующем году выйдем на прибыль.
Вопрос:
А порядок цифр сможете сейчас назвать?
С.Горьков: Мы не сможем сейчас сказать чёткие параметры, но в целом это уже событие. Мы, кстати, когда готовили стратегию, говорили, что в 2018 году ВЭБ выходит на прибыль. Мы сейчас утвердили бюджет, утвердили наш бизнес-план, он предполагает прибыль.
Вопрос: Вы не договорились с Правительством и Минфином по поводу возможной замены урезанного объёма финансирования депозитами?
С.Горьков: Договорились, да. Принято решение по объёму депозитов. И мы сейчас говорим как раз не про капитал, мы говорим про депозиты в размере нескольких сотен миллиардов рублей. Это платные депозиты. Но они позволяют нам решить определённые проблемы с ликвидностью.
Вопрос: Они не субординированные будут?
С.Горьков: Не субординированные, это обычные депозиты, платные, ещё раз повторю, но условия, которые мы надеемся до конца года подписать с Минфином, позволят нам закрыть проблему с ликвидностью.
Вопрос: Они долгосрочные?
С.Горьков: Они по характеру долгосрочные, по форме будут краткосрочные, потому что юридически нет возможности сделать долгосрочные. Но по характеру, по сути, они будут долгосрочные.
Вопрос: Они будут из ФНБ предоставляться?
С.Горьков: Нет, не из ФНБ. Откуда ‑ это вопрос к Минфину.
Вопрос: Несколько дней назад появилась информация о том, что якобы украинский бизнесмен Ярославский покупает Проминвестбанк.
С.Горьков: Господин Ярославский действительно с нами вёл переговоры в начале – середине этого года. До финальной сделки мы с ним не дошли, и никакого согласия о том, что он представит на согласование документ в НБУ, мы не давали. Поэтому Вы лучше у господина Ярославского спросите, почему он считает, что покупает Проминвестбанк. Нам об этом ничего не известно. Сделки нет. Да, мы вели переговоры, но они ничем не закончились.
Вопрос: Была информация, что планируется создать отдельный банк по финансированию гособоронзаказа и рассматривается в том числе Связь-банк.
С.Горьков: Пока решения нет. Насколько я понимаю, рассматривается несколько банков. В том числе и наш банк. Пока мы никакого решения не получали.
Вопрос: Сергей Николаевич, по итогам девяти месяцев вы получили убыток. По итогам 2017 года вы ожидаете рост этого убытка или всё-таки будет в IV квартале положительный результат?
С.Горьков: Давайте говорить по РСБУ. По РСБУ у нас прибыль. Но мы говорили: у нас идёт сделка по Проминвестбанку, и, когда она совершится, нам придётся зафиксировать определённые убытки. И ещё, наверное, по ряду объектов, но в первую очередь – продажа банка. Поэтому в целом мы ожидаем, что 2017 год мы с прибылью не закончим по РСБУ, хотя де-факто у нас достаточно приличная прибыль по итогам девяти месяцев. И по итогам 11 месяцев мы показываем такую же устойчивую в целом прибыль. По факту продажи нам придётся, конечно, зафиксировать убытки, но мы, кстати, и не планировали в стратегии в 2017 году прибыль, мы планировали прибыль в 2018 году. Но что я могу вам с уверенностью сказать: результаты 2017 года будут значительно лучше, чем мы планировали изначально. Я сейчас не могу назвать цифру, потому что мы ещё не закрыли год и имеем право сделать это только после окончания года. Но в целом результаты будут значительно лучше, чем мы ожидали.
Вопрос: А если говорить про украинскую «дочку», переговоры идут?
С.Горьков: Конечно, идут переговоры, мы не стоим на месте, мы работаем. Очевидно, что и сам банк работает. Он находится в достаточно устойчивом состоянии по ликвидности. Конечно, для нас важно выйти из украинского рынка, но просто этот шум, который был в целом вокруг Ярославского, не соответствует действительности.