В повестке: о прогнозе социально-экономического развития, проекте федерального бюджета, бюджетах государственных внебюджетных фондов, основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, о сопутствующих бюджетных законопроектах и документах.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Максима Орешкина, Антона Силуанова и Максима Топилина по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня у нас
очень важное заседание Правительства – мы рассматриваем бюджет страны на 2018
год и плановый период 2019–2020 годов.
Минфин
представит итоговый проект с учётом обсуждения на отраслевых совещаниях, на Комиссии по бюджетным проектировкам, а также встречи с самой большой парламентской
фракцией в Государственной Думе – с «Единой Россией». Кроме того, мы
обсудим бюджетный пакет, в который входят прогноз социально-экономического
развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной
политики, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Также Банк России
представит Основные направления единой государственной денежно-кредитной
политики.
Начнём с
прогноза.
При разработке
бюджета мы, как и договаривались, ориентировались на базовый сценарий. Он
исходит из того, что мы должны серьёзным образом укрепить положительные
тенденции, которые наметились в экономике. Речь прежде всего идёт о заметном
оживлении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.
Соответственно,
восстанавливается положительная динамика валового внутреннего продукта. На
историческом минимуме остаётся инфляция. На низком уровне также безработица.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 18 сентября 2017 года
Чтобы сделать эти тренды устойчивыми и
долгосрочными, мы предусмотрели целый ряд мер, которые направлены прежде всего
на стимулирование частной инвестиционной активности. В том числе – расширение
льготного кредитования малого и среднего бизнеса. Будет серьёзно обновлён
механизм государственно-частного партнёрства за счёт так называемой
инфраструктурной ипотеки. Видимый эффект должны дать приоритетные проекты, а
также развитие и внедрение цифровых технологий
в рамках программы «Цифровая экономика». В результате, как ожидается,
инвестиции будут расти быстрее, а среднегодовой рост валового
внутреннего продукта, так же как и рост промышленности, превысит 2%. На фоне
низкой инфляции постепенно будут восстанавливаться и реальные доходы.
Хочу отдельно отметить, что любой прогноз при всей
его важности – это набор гипотез и предположений, которые могут и должны
корректироваться в зависимости от реальной ситуации. Но какой именно вариант
окажется ближе к действительности, в немалой степени зависит от результатов
нашей с вами, коллеги, работы, от того, насколько мы сумеем задействовать
дополнительные механизмы экономического роста.
Теперь о проекте федерального
бюджета. При его подготовке мы исходили из решения
двух основных задач. Бюджет должен обеспечивать выполнение социальных
обязательств перед нашими гражданами и создавать условия для устойчивого
экономического роста. Остановлюсь на этом чуть подробнее.
Первое. Бюджет исходит из реальных финансовых
возможностей и сформирован таким образом, что при любой экономической
конъюнктуре социальные обязательства будут исполнены. Все необходимые для этого
ресурсы в бюджете предусмотрены.
Второе. Чтобы обеспечить
устойчивый рост, мы предпринимаем ряд шагов. Закладываем в
бюджет чёткие ориентиры по сокращению дефицита и оптимизации бюджетных
расходов, вводим новую конструкцию бюджетного правила, снижая влияние внешних факторов,
и предусматриваем ограничения на рост
тарифов на услуги естественных монополий. И конечно, сохраняем мораторий
на повышение налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков.
Мы также продолжим адресную поддержку наиболее
перспективных и важных для развития страны отраслей (это транспорт, энергетика,
сельское хозяйство, оборонка, информационные технологии), в том числе через
Фонд поддержки промышленности и крупные инфраструктурные проекты. Значительные
средства предусмотрены для стимулирования жилищного строительства, включая
строительство всей необходимой для нормальной жизни социальной инфраструктуры.
Я имею в виду детские сады, школы, магазины, поликлиники.
Для того чтобы использовать государственные деньги
более рационально и с максимальной отдачей, при формировании бюджета мы исходим
из проектного принципа. Ресурсы концентрируются на решении приоритетных задач.
Для обкатки проектного подхода мы выделили пять пилотных государственных
программ.
Отдельная тема – поддержка регионов. В региональных
и местных бюджетах должно быть достаточно денег, чтобы выполнять социальные
обязательства, развивать экономику. Для этого мы и дальше будем модернизировать
межбюджетные отношения, делать региональные бюджеты более сбалансированными и
давать регионам больше возможностей самим зарабатывать деньги. Продолжим выделять дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и гранты за успехи в
развитии собственного налогового потенциала. Тем более что регионы
получают больше полномочий в налоговых вопросах. Для регионов с высокой
долговой нагрузкой будут разработаны отдельные программы финансового оздоровления.
Подробнее обо всём этом доложит Министр финансов.
Хочу обратить внимание, что не позднее 29 сентября мы должны направить весь
бюджетный пакет в Государственную Думу. Прошу всех активно взаимодействовать с
Государственной Думой и Советом Федерации в ходе дальнейшей работы над
бюджетом, которая будет идти уже на парламентских площадках.
Также мы рассматриваем бюджеты государственных
внебюджетных фондов: Пенсионного, социального и обязательного медицинского
страхования. Именно эти фонды несут основную финансовую нагрузку по исполнению
социальных обязательств. Через них идут
деньги на бесплатную медицинскую помощь, на выплату пенсий, больничных, материнского
капитала, различных пособий, которые
получают люди. Сегодня нам нужно определиться с основными доходами и
расходами. В любом случае в бюджетах
фондов мы предусмотрим средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты.
Кроме того, в повестке – проект основных направлений
таможенно-тарифного регулирования на 2018 год и плановый период 2019–2020
годов. В этом документе мы фиксируем ключевые ориентиры во внешнеэкономической
сфере. Будем помогать отечественным производителям конкурировать на внешних
рынках. При этом значительная часть добавленной стоимости должна создаваться на
территории России. Поэтому мы реализуем принцип эскалации таможенного
тарифа, то есть минимальными пошлинами облагаются материалы, сырьё и
комплектующие, которые необходимы для производства, и максимальными – готовые
изделия.
Будем содействовать тому,
чтобы российские предприятия активнее встраивались в глобальные цепочки
добавленной стоимости. Для этого мы собираемся распространить режим переработки
на таможенной территории. Будем настраивать для этого систему таможенного
администрирования.
Продолжим реализацию
приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт». Будем
совершенствовать отраслевые инструменты поддержки, в том числе в тех отраслях
промышленности, где мы недавно утвердили экспортно ориентированные стратегии. И
конечно, поддержим усилия наших аграриев на внешних рынках.
С 1 января 2018 года вступает
в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который
устанавливает единые правила таможенного регулирования и передаёт значительную
часть полномочий на наднациональный уровень. В связи с этим нам предстоит
актуализировать и своё законодательство в этой сфере.
Ещё один важный документ –
проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Банк
России в этом смысле проводит последовательную и умеренно жёсткую политику. В
этом году экономическим блоком Правительства и Банком России прогнозируется
показатель инфляции даже ниже целевого уровня 4%. Тот же ориентир сохраняется
на ближайшие три года. Психологически, конечно, очень важно закрепить ожидания
людей и бизнеса, показать, что инструменты денежно-кредитной политики
обеспечивают стабильность потребительских цен. Понятно, что сезонные,
региональные, отраслевые различия остаются, и мы их не можем игнорировать. Но в
среднем рост потребительских цен не должен превысить 4%.
Это позволит людям строить
долгосрочные планы. Выбирать, сберегать ли доходы или брать кредит на улучшение
жилищных условий или образование. Предприятиям ценовая стабильность позволит
успешнее выполнять производственные планы и привлекать финансовые ресурсы на
реализацию новых проектов.
При этом ставки должны обеспечивать
приемлемый уровень долговой нагрузки. В прошлую пятницу совет директоров Банка
России объявил о снижении ключевой ставки на 0,5 процентных пункта – до 8,5% годовых. Такая политика
позволяет снижать процентные ставки по кредитам, и, соответственно, кредитные
деньги должны идти в реальный сектор.
Наконец, низкая инфляция крайне важна
для устойчивости бюджета, для эффективного планирования бюджетных расходов.
Правительство также будет способствовать
ценовой и финансовой стабильности. Я имею в виду бюджетные механизмы,
структурные преобразования, антимонопольные и другие инструменты. Тем более что
целый ряд рисков сохраняется, включая диспропорции в развитии отдельных
отраслей и регионов, демографические вызовы, нестабильность внешних условий.
Из стенограммы:
М.Орешкин: Из последних изменений, которые были сделаны на заседании
Правительства, связанных с уточнением последних трендов в экономике, – это прежде
всего снижение темпов инфляции на этот год до уровня 3,2% (естественно, это
попало в прогноз). Помимо этого были изменения, связанные с чуть более высокой ценой
на нефть в этом году, чуть более крепким рублём. Это отражение фактических
трендов последнего месяца. Прогноз учитывает в том числе повышение на
трёхлетку, о чём мы уже говорили, темпов экономического роста, что связано с
активной деятельностью Правительства по реализации изменений в разных сферах, в
том числе по поддержке инвестиционного процесса и реализации разного рода
приоритетных проектов.
А.Силуанов: Одна из основных задач –
поддержать рост. Собственно, бюджет также настроен на решение этой задачи. Это
и снижение дефицита бюджета, что позволяет Центральному банку проводить более
мягкую денежно-кредитную политику. Мы видим уже результаты. Думаю, что
Центральный банк может в рамках тех прогнозов, которые сегодня рассматривало
Правительство, дальше смягчать денежно-кредитную политику. А для нас это самое
главное условие экономического роста, поскольку снижение стоимости кредитных
ресурсов может существенно поддержать частные источники инвестиций.
Кроме того, мы также дали сигнал о том, что не будет
повышаться налоговое бремя на предстоящую трёхлетку.
Мы будем, наоборот, стимулировать
предпринимателей вкладывать собственные средства в новые производства через
инвестиционную льготу в части налога на прибыль. Есть предложение у нас сейчас
и по стимулированию путём преференций по налогообложению движимого имущества.
Также стимулировать субъектов предпринимательской деятельности к инвестиционной
активности. И целый ряд других параметров по обеспечению роста. Это как первая
задача.
Вторая задача – по сохранению наших социальных преимуществ,
а также по обеспечению социальных обязательств независимо от того, как будут
складываться внешние факторы для бюджета. Эти обязательства будут обеспечены в
полном объёме, а для этого как раз и предусматривается ряд мер по снижению
дефицита бюджета и по созданию условий, при которых обязательства, принятые сегодня
в бюджете, будут исполняться неукоснительно. Мы должны отойти от той практики,
когда в последнее время практически ежегодно вносили изменения в программы,
пересматривали контракты. Этого не должно происходить, поскольку сейчас бюджет
на трёхлетку принят в реальном исполнении и обеспечен необходимыми ресурсами.
М.Топилин: Несколько
слов о тех вопросах, которые касаются нашего ведомства, применительно к
бюджету, применительно к прогнозу. Это
законопроект, который поручил разработать Президент Российской Федерации, – о
повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума населения
в трудоспособном возрасте. Правительство одобрило проект, в котором с 1 января
2018 года МРОТ предлагается установить в сумме 9489 рублей – это ровно 85% от
ПМ, фактического ПМ за II квартал. Конструкция такая законопроектом
предусмотрена. А с 1 января 2019 года этот законопроект предусматривает
выравнивание минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума
населения в трудоспособном возрасте. На 1 января 2019 года устанавливается
относительная величина 100%. Потому что, когда мы узнаем прожиточный минимум за
II квартал 2018 года, в следующем бюджетном цикле мы уже внесём
законопроект с абсолютной величиной. То есть задача, которая поставлена
Президентом, выполнена. Я считаю, что это очень серьёзное достижение. Мы,
наверное, вообще всю историю России говорим, что нужно эти показатели уравнять.
Наконец-то это произошло. Мы сегодня обсуждали это на трёхсторонней комиссии. Я
считаю, это очень значимое событие. МРОТ увеличится за эти годы почти на 50%,
то есть в полтора раза за два года.
Также очень важно сказать о
том, что в проекте бюджета предусмотрены все необходимые средства для того,
чтобы обеспечить выполнение майских указов по заработной плате работникам
бюджетного сектора – это врачи, учителя, средний медицинский персонал, младший
медицинский персонал, социальные работники, работники науки, культуры. Мы со следующего года должны обеспечить исполнение: по
отдельным категориям это 200%, по другим категориям – 100%, то есть выполнение
указов будет обеспечено, и средства предусмотрены в полном объёме. При этом они
немножко даже технологически по-другому предусмотрены, с тем чтобы ведомства…
Сейчас самая главная задача у ведомств будет – очень быстро, заблаговременно довести
эти деньги до своих учреждений, с тем чтобы с первых месяцев уже платить
зарплату в соответствии с указами, с первых месяцев следующего года.
Что касается
бюджетов внебюджетных фондов, в частности Пенсионного фонда – мы сейчас должны
немного подкорректировать вместе с Министерством финансов некоторые технические
показатели и привести бюджеты в соответствие друг с другом, о чём мы уже
договорились.
Главное
заключается в том, что предусматривается вместе с бюджетом Пенсионного фонда внесение в Государственную
Думу еще одного законопроекта, он тоже сегодня одобрен Правительством
Российской Федерации. Вы помните, что инфляция прогнозировалась до последнего
времени 3,7 –3,8% за этот год. А у
нас на инфляцию за прошлый год индексируются пенсии с 1 февраля. В связи с тем,
что у нас прогноз поменялся – 3,2% будет инфляция в этом году, то в этой связи
было принято Правительством решение проиндексировать пенсии на 3,7% с 1 января
следующего года, то есть не с 1 февраля, а с 1 января. Сделать это раньше, с
тем чтобы обеспечить более значимый прирост и рост реальных пенсий в следующем
году. Поэтому такой законопроект тоже будет внесён в
Государственную Думу вместе с проектом закона о бюджете и о бюджете
Пенсионного фонда. Индексации всех выплат, которые также у нас связаны с
инфляцией, – это различные выплаты, прежде всего льготным категориям,
ежемесячные денежные выплаты. Индексация их предусматривается на уровень
фактической инфляции с 1 февраля следующего года. Также будет происходить
индексация выплат по Фонду социального страхования. По бюджету этого фонда
особых, дополнительных новостей нет, он сбалансирован, он сформирован в
стандартном режиме и также будет внесён в Государственную Думу вместе с
бюджетом на следующий год.
Что касается того, о чём Антон Германович сказал, – я имею в
виду стабильность налоговой и страховой политики. Все бюджеты – и бюджет Фонда
социального страхования, и бюджет Пенсионного фонда – сформированы в
действующих тарифах. По Пенсионному фонду это 22% (плюс 10% сверх потолка и
взносообложения), а по Фонду социального страхования это 2,9% по временной
нетрудоспособности и 0,5% – средний тариф по страхованию от несчастных случаев
на производстве (там есть 32 класса риска и тарифы колеблются от 0,2 до 8,5%).
То есть мы здесь по тарифным вопросам ничего не меняем.
Вопрос: Агентство «Блумберг», Ольга Танас. У меня два вопроса. Первый касается
приватизации. Правильно ли я понимаю, что на следующие годы сохраняется объём
10–15 млрд в каждый из годов, и это означает, что крупные пакеты
приватизированы не будут в 2018–2020 годах? Сохраняется ли приватизация НМТП и
«Совкомфлота» на этот год?
И второй вопрос по
дивидендам. Насколько пересмотрена сумма поступлений доходов в бюджет от дивидендов
в следующую трёхлетку? И правильно ли мы понимаем, что расчётом для дивидендов
послужили 50% чистой прибыли по МСФО и не было сделано никаких исключений?
А.Силуанов: Что касается дивидендов, то, действительно, мы предусмотрели выплату
дивидендов в течение трёхлетки исходя из 50% по нашим ключевым компаниям. Мы
также предусматриваем и уплату дивидендов по банкам с государственным участием,
которые будут рассчитаны в том числе с учётом выполнения показателя
достаточности капитала. Поэтому общий объём дивидендов на трёхлетку учтён –
чуть больше 400 млрд рублей ежегодно.
Что касается
приватизации, то у нас суммы учтены меньше 10 млрд рублей на предстоящую трёхлетку.
М.Орешкин: В бюджете стоит консервативный прогноз, который нужно исполнить в
любом случае. Естественно, по конкретным сделкам здесь очень многое зависит от
рыночных условий и от того, в какой форме находятся те или иные компании.
Поэтому здесь работа продолжается. Как только будет информация, сразу вам всё
расскажем. Направление движения у Правительства очевидное – уменьшение доли
государства в экономике. По возможности будем и поступления от приватизации в
бюджете увеличивать.
Вопрос: То есть в следующую трёхлетку не планируется приватизация крупных
пакетов, крупных компаний?
М.Орешкин: В бюджете она не стоит, а возможно всё. Это те решения, которые будут
приниматься каждый год в соответствующем плане по приватизации.
Вопрос: Вопрос Антону Германовичу по поводу акцизов на бензин. Рассмотрели ли
сегодня этот вопрос? Приняли ли его? И в каком виде приняли, если приняли?
А.Силуанов: Сегодня мы рассматривали бюджет в целом. Среди доходов федерального
бюджета учтены предложения по увеличению акцизов, постепенно – по 50 копеек с
января и с июля следующего года. Для чего это было сделано? Это было сделано
для того, что сейчас будут реализовываться крупные планы по строительству новых
автомобильных дорог, инфраструктуры, в первую очередь в Крыму, Калининграде, на
Дальнем Востоке. Для реализации этих решений было предложено использовать в
качестве источника увеличение акцизов. И эти деньги пойдут на улучшение
транспортной инфраструктуры наших автомобилистов.
Вопрос: А цифры нет, которую принесёт это повышение в бюджет?
А.Силуанов: Цифра следующая: общий объём повышения акцизов (на 50 копеек по дизелю
и по бензину) оценивается примерно в размере 40 млрд рублей.
Вопрос:
«Интерфакс», Алексей Уваров. У меня два уточняющих вопроса. Повышение акцизов и
Ваше заявление о том, что на ближайшую трёхлетку налоговое бремя не будет
повышаться, – нет ли здесь какого-то противоречия, может быть, даже
понятийного? И второй уточняющий вопрос. Так как прогноз по инфляции на этот
год заложен в 3,2%, правильно ли я понял Министра труда и социальной защиты,
что Правительство, несмотря на это, заложило бóльшую индексацию пенсий, то есть
3,7? Не было ли это оговоркой?
А.Силуанов: И с 1
января.
Вопрос: Да, и с 1
января. И тогда вопрос:
ранее Министр экономического развития заявлял, что индексация тарифов будет
делаться исходя из принципа «инфляция минус». Так как у нас инфляция на этот
год 3,2, означает ли это, что тарифы, допустим, на «РЖД», которые были
запланированы 4%, или на газ, которые были запланированы 3,4% на следующий год,
будут пересмотрены в сторону понижения?
М.Орешкин: У нас
ориентир по тарифам не фактическая инфляция, а целевая инфляция.
А.Силуанов: Ну а
на вопрос мне – не оговорка ли 3,7? Именно так, и с 1 января, как я уже сказал.
Что касается индексации акцизов, то, конечно, определённые уточнения у нас идут
в налоговом законодательстве, мы уже об этом говорили. Предусмотрены значительные
преференционные режимы – по налогу на прибыль в части инвестиционной льготы, по
налогу на дополнительный доход тоже будет в следующем году вводиться новый
налоговый режим для нефтяников,
различные преференции по налогу на движимое имущество. И по целому ряду других
налогов небольшие уточнения. Это всё идёт на минус.
Но есть,
действительно, небольшие изменения в части акцизов, которые в первую очередь
пойдут, как мы говорили, для автомобилистов, для тех, кто использует эту
инфраструктуру. Думаю, что изменения, которые сегодня происходят, автомобилисты
уже оценили. Мы видим, что дороги в целом становятся лучшего качества.
Соблюдаются в целом ряде нормативы на содержание дорог, и деньги, которые мы
собираем с автомобилистов, идут на улучшение инфраструктуры для тех же, кто
ездит за рулём.
Вопрос: Максим Станиславович, по поводу комплексного плана до 2025 года. Вошёл
ли он в бюджет и какие направления будут профинансированы по этому плану?
М.Орешкин: На самом деле многие проекты, которые в
комплексном плане нашли отражение, сейчас Правительством уже реализуются.
Например, история с фабрикой проектного финансирования учтена в бюджете, ещё
есть ряд историй. Приоритетный проект по производительности труда тоже был в
плане, тоже учтён. И целый набор направлений. Но всё-таки бóльшая часть того,
что есть в плане деятельности, не связана с бюджетным финансированием, а
связана с изменением законодательства, и по этим направлениям работа тоже
ведётся.
Вопрос: По дивидендам несколько моментов. Вы сказали: ключевые госкомпании и
банки. Будет ли там «Газпром», Сбербанк, по которым вы собирались договориться?
Или это будут отдельные решения?
А.Силуанов: По ним будут приниматься решения Правительством Российской Федерации
при подготовке директив в части голосования по дивидендной политике.
Вопрос: Что вы закладываете?
А.Силуанов: В бюджете учтена чуть меньшая сумма, чем в
этом году. Тем не менее, повторю, окончательные решения будут приниматься в
ходе следующего года при подготовке директив по голосованию в рамках участия
государства в этих компаниях.
Вопрос: Можно уточнить: по льготам для обводнённых месторождений (вы тоже
закладываете, наверное, это в бюджет) принято решение?
А.Силуанов: По этому вопросу в Правительстве пока нет
решения, и по обводнённым месторождениям льготы в следующем бюджете пока не
предусмотрены.
Вопрос: Можно озвучить цифры, которые вы уточнили по нефти и по курсу рубля?
М.Орешкин: Изменения буквально в несколько десятых. В частности, по нефти стояло
49,9 на этот год.
<…>