Д.Медведев: «Чтобы бизнес приходил в "цифру", надо подумать, какую финансовую поддержку ему оказать, налоговые режимы создать, административные барьеры устранить. Законодательство не должно сковывать предпринимательскую деятельность и научную мысль. Оно должно адаптироваться, и здесь пределы его расширения достаточно серьёзные. Они ограничиваются лишь прямым нарушением закона или вопросами, связанными с национальной безопасностью».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня в очередной раз говорим о цифровой экономике. Но это не потому, что у нас другие темы ушли на задний план, а потому, что это действительно очень важное направление работы, в конечном счёте призванное обслуживать экономическую деятельность в целом. Это инфраструктурный проект, огромный. Ровно поэтому ему такое внимание уделяется.
Программа уже утверждена, включена в перечень основных направлений стратегического развития страны до 2018 года и на период до 2025 года. Вчера мы с коллегами по Евразийскому союзу обсуждали ту же самую повестку, но уже в масштабах всего Евразийского союза, то есть пяти государств. С разной скоростью, но желание двигаться в этом направлении выражают все наши партнёры по Евразийскому союзу. С учётом того, что мы с ними создаём общий рынок (по сути, основные начала этого рынка уже созданы), очевидно, что мы не можем уклониться от того, чтобы договариваться с ними по всем параметрам создания инфраструктуры цифровой экономики. Весь мир этим занимается, принимаются национальные планы. Нам надо не оказаться в догоняющих.
Участники совещания
-
Список участников совещания о реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
При реализации программы цифровой экономики должны быть решены несколько задач. Они там указаны, я просто ещё раз сконцентрирую внимание на них. Во-первых, это расширение поддержки стартапов, малого и среднего бизнеса, которые занимаются разработкой и внедрением цифровых технологий, потому что именно этот сегмент бизнеса наиболее активно вовлечён в такого рода деятельность. Чтобы бизнес сам приходил в «цифру», надо подумать, какую финансовую поддержку ему оказать, какие налоговые режимы дополнительно создать, какие административные барьеры из существующих можно было бы устранить. Законодательство не должно сковывать предпринимательскую деятельность и научную мысль. Понятно, что законодательство должно адаптироваться, и здесь пределы его расширения, на мой взгляд, достаточно серьёзные. Они ограничиваются лишь прямым нарушением закона или вопросами, связанными с национальной безопасностью.
Наши крупные компании активно помогают инновационным стартапам и небольшим предприятиям. Чтобы структурировать эту работу, мы планируем создать автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика». В состав этой организации готовы войти наши крупные структуры, такие как «Ростех», «Росатом», Сбербанк, «Ростелеком», фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив, «Яндекс», Mail.Ru, «Рамблер» и некоторые другие. Новая организация будет формировать запросы от бизнеса, проводить мониторинг программы «Цифровая экономика», оценивать эффективность реализации этой программы. И будет совещательным органом управления, определяющим некоторые стратегические моменты и, конечно, технику.
Мы сформируем пять центров компетенций. Они станут базовыми площадками, на которых вместе с другими представителями бизнеса, государства и научной среды будут развиваться такие направления, как кадры, нормативное регулирование. Кстати, это, может быть, сложнейшая история, потому что не так трудно всё это описать в концепциях и даже, как ни странно, создать какой-то новый технологический продукт, как всё это описать в нормативных выражениях и протолкнуть через горнило исполнительной власти – мы это прекрасно понимаем. И здесь нужно будет идти на компромиссы, проявлять разумную договороспособность, для того чтобы подобного рода нормативная среда возникла. Речь идёт и о создании технологических заделов, и об инфраструктуре, и, конечно, о поддержании информационной безопасности, потому что это оборотная сторона вообще всей современной, новой экономики, основанной на «цифре». Естественно, это не означает, что мы каких-то лидеров тут себе сами придумали. Лидеры меняются, технологический рынок открыт, поэтому и работать здесь могут все, кто пожелает.
Во-вторых, нам нужно будет следить, как реализуются программы цифровой экономики в других странах (мы, собственно, этим занимаемся), сотрудничать с зарубежными компаниями там, где это возможно, создавать совместные проекты, приглашать талантливых специалистов, иностранцев на работу в Россию и, конечно, возвращать наших граждан, которые уехали и занимаются этими темами. Развивая технологии, нам не следует замыкаться только на каких-то своих подходах.
И третье. Серьёзного переосмысления требует система образования и трудоустройства. Никакие изменения не будут происходить, если к ним не готовы люди, это абсолютно очевидно. Но люди очень быстро учатся, наши граждане в том числе. И поэтому всё то, что мы делаем, должно быть замкнуто именно на человеческую историю. Нам необходимо скорректировать образовательные программы, чтобы готовить тех, кто способен ориентироваться в мире, который меняется каждый день. Я имею в виду не только студентов. Студенты – само собой. Нужно готовить всех, включая людей старшего поколения, пользователей, которые очень далеки от инноваций, к изменениям экономической и социальной жизни. Важно понять, что эти технологии, цифровая экономика уже вошли в нашу повседневную жизнь. Даже если люди это так не ощущают, на самом деле это всё присутствует. Это и мобильная связь, и телевидение, и различные сервисы, которые получают граждане. Просто всего этого будет гораздо больше, и всё это приобретёт совершенно другое качество.
Есть
и проблемы, которые должны обсуждаться, о которых мы должны помнить, начиная с
того, что часть профессий просто может уйти в прошлое, потребуются новые
подходы, новые знания, новые специальности, умение мыслить открыто и постоянно
учиться этому.
Очевидно, что все эти преобразования потребуют комплексной, прозрачной и оперативной системы управления. Цифровая экономика – это не проект Минкомсвязи, Министерства экономического развития или какого-либо другого ведомства. Это пространство для совместной работы всех органов власти, бизнеса, науки и в целом людей, которые занимаются этими проблемами. Чтобы скоординировать это взаимодействие, внутри аппарата мы создадим подкомиссию по цифровой экономике, которая будет решать поставленные задачи в оперативном режиме. В неё войдут представители федеральных ведомств, Аппарата Правительства, Администрации Президента, Агентства стратегических инициатив, Аналитического центра при Правительстве. Возглавит подкомиссию первый заместитель Руководителя Аппарата Правительства Максим Алексеевич Акимов. Распоряжение на эту тему я уже подписал.
В общем, работы очень много.