Первый вопрос повестки – о Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Дениса Мантурова о Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года
Комментарий Аркадия Дворковича
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Мы сегодня рассматриваем Стратегию развития сельхозмашиностроения до 2030 года, актуализируем цели и задачи развития отрасли, которые закладывали в действующую стратегию (она у нас рассчитана на период до 2020 года). Эта необходимость вызвана в том числе (и об этом приятно говорить) успехами сельхозмашиностроения и аграрного сектора в целом.
Спрос на российскую сельхозтехнику растёт не только на внутреннем рынке, но и на зарубежном. За последние пять лет экспортные поставки машин и оборудования охватили 47 стран – это тоже само по себе очень неплохо. Объёмы производства в прошлом году выросли почти на 60% по сравнению с 2015 годом. Предприятия сельхозмашиностроения стали больше вкладывать в научно-исследовательские разработки. В 2016 году началось серийное производство 75 новых моделей высокопроизводительной техники, причём уровень использования отечественных комплектующих и материалов превышает 70% от себестоимости выпускаемых машин, то есть мы сохранили базовые компетенции в отрасли.
Всё
это стало возможным благодаря большим объёмам государственной поддержки, которую мы оказываем предприятиям
сельхозмашиностроения. И в этом году мы выделили 13,7 млрд рублей на эти цели.
Повестка заседания
Главные задачи новой стратегии. Во-первых, насыщение внутреннего рынка техникой российского производства не ниже 80%. Современная техника поможет аграриям сократить издержки и потери урожая, особенно когда погода нас не балует, как в этом году.
Во-вторых, мы рассчитываем на рост экспорта современной высокотехнологичной продукции сельхозмашиностроения.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 6 июля 2017 года
Для достижения этих целей необходимо серьёзно вкладываться в инновации, а это, кроме всего прочего, не только создание новых моделей машин и оборудования, но и подготовка высококвалифицированных кадров. Таким образом, от реализации стратегии выиграют и сельское хозяйство, и промышленность, и наша наука. Аграрии купят новые, качественные и доступные по цене машины, предприятия повысят уровень загруженности своих производственных мощностей, станут более привлекательными для инвестиций, а научные организации получат возможность предложить новые решения, технологии и продукты. Мы заслушаем выступление Министра промышленности на эту тему.
Также мы продолжаем
совершенствовать нормативную основу бюджетного процесса. Сегодня рассмотрим изменения в Бюджетный кодекс.
Рассчитываю, что коллеги из Федерального
Собрания их поддержат и примут уже в эту сессию. Таким образом, мы сможем сверстать новый трёхлетний бюджет с учётом
предлагаемых поправок. Об этом доложит сегодня Министр финансов. Там изменения достаточно значительные.
Надеюсь, что законопроект позволит сделать бюджетный процесс более открытым, более эффективным, учитывать весь накопленный опыт, повышать прозрачность всего бюджетного процесса, исключать ненужное дублирование материалов, усложнение форматов предоставления информации и создавать больше возможностей для глубокого и содержательного обсуждения государственных программ и соответствующих бюджетных проектировок.
Рассмотрим изменения в закон о правовом положении иностранцев. Речь идёт об иностранных студентах, которые поступают в российские государственные вузы по квоте, которую установило Правительство. Многие из них сначала учатся у нас на подготовительных факультетах, отделениях. В 2016–2017 учебном году на таких факультетах обучалось почти 4,5 тыс. иностранных граждан, это примерно 30% от общего числа иностранцев, которые каждый год поступают по квоте. Но чтобы потом продолжить учёбу уже по основным профессиональным программам, эти молодые люди вынуждены заново оформлять учебную визу.
Законопроект даст возможность продлять срок временного пребывания в нашей стране для таких студентов. Это будет способствовать экспорту российского образования, поскольку условия для его получения для иностранцев будут более доступными.
Давайте перейдём к первому вопросу.
Пожалуйста, Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову).
Д.Мантуров: Предлагаемый проект
стратегии развития сельхозмашиностроения
разработан с учётом прогнозов социально-экономического
и научно-технологического развития нашей страны на
период до 2030 года и, конечно, учитывает
сегодняшнее состояние отрасли.
За последние пять лет сельхозмашиностроение стало одним из лидеров роста в обрабатывающем секторе. Благодаря оказываемым Правительством мерам поддержки удалось добиться более чем двукратного увеличения объёмов производства, и впервые за два десятка лет отечественная техника вернула себе доминирующее положение на внутреннем рынке.
Достаточно быстрыми темпами идёт и наращивание экспортного потенциала отрасли. География внешних поставок охватывает разные континенты. При этом закупки российской техники развитыми странами, включая США, Германию, Канаду, за этот же период выросли в полтора раза.
Дальнейшая перспектива развития отрасли определяется общемировыми трендами и трансформациями в российском агропромышленном комплексе. На глобальном рынке после трёхлетнего снижения продаж сельхозтехники с учётом тенденции роста мировых цен на сельхозпродукцию в ближайшие два-три года прогнозируется ускоренное восстановление спроса с годовыми темпами до 7%. Это хорошая возможность для наших сельхозмашиностроителей нарастить внешние поставки за счёт сохранения мер стимулирования экспорта, принятых Правительством в рамках приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт».
На внутреннем рынке основной потенциал роста для сельхозмаша связан с двумя ключевыми факторами агропромышленного комплекса.
Первый – это недооснащённость техникой. В России сейчас на 1 тыс. га приходится всего три трактора, а, например, в Канаде со схожими природно-климатическими условиями – 16 тракторов.
И второй фактор – это высокая степень износа существующего парка. Сейчас 70% сельхозмашин старше нормативных сроков эксплуатации.
В числе других тенденций, которые мы учли в стратегии, – увеличение сельхозугодий и укрупнение хозяйств сельхозпроизводителей, что определяет постепенную эволюцию модельной линейки. За счёт этого растёт потребность в высокопроизводительной и энергонасыщенной технике мощностью более 200 л.с. Это та ниша, в которой позиции наших машиностроителей наиболее сильны.
Кроме того, ожидается наращивание площадей орошаемых земель, и, соответственно, нам предстоит переломить ситуацию с высокой долей импорта по технике для мелиорации.
При разработке стратегии мы учли сильные стороны наших производителей, среди которых развитые производственные компетенции, новейшие образцы и наличие мощностей, обеспечивающих дальнейший рост объёмов выпуска.
Проработаны также и возможные риски. В числе основных – сложности с дешёвым кредитованием, в части оборотного капитала и изменение курса национальной валюты.
Исходя из перечисленных факторов, мы ставим целью на первом этапе реализации стратегии, уже к 2021 году, нарастить долю российской сельхозтехники на внутреннем рынке до 80% при сохранении механизмов стимулирования спроса, но при постепенном снижении уровня поддержки по мере достижения целевого индикатора. Чтобы повысить степень локализации, мы исходим из поэтапного расширения требований по количеству обязательных для получения господдержки технологических операций, осуществляемых на территории нашей страны.
Особое внимание на первом этапе будет уделено продолжению создания новых моделей агрегатов и комплектующих. Несмотря на то что с 2014 года вложения в разработки с участием государства увеличились почти в семь раз, наши машиностроители пока ещё отстают от крупнейших мировых производителей по доле затрат на НИОКР в своей выручке.
В рамках второго этапа при сохранении мер поддержки экспорта основной упор будет сделан на стимулирование поставок высокопроизводительных экологичных машин, систем автоматизации и роботизации рабочих процессов, обеспечивающих повышение экономичности и ресурсосбережения.
В целом по итогам второго этапа планируем увеличить экспорт до 50% от объёма внутренних отгрузок.
И наконец, на третьем этапе благодаря регулированию внутреннего рынка и защите интересов российских производителей на внешних рынках мы рассчитываем достичь темпов роста сельхозмашиностроения выше среднемировых показателей, нарастив производство к 2030 году в три раза и доведя загрузку предприятий как минимум до 80%. При этом поступления в бюджеты всех уровней составят свыше 100 млрд рублей. Экспорт должен увеличиться более чем в 12 раз и достичь не менее 100 млрд рублей.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, проект стратегии прошёл общественное обсуждение, согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Просим поддержать.
Д.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович.
Какие будут соображения, предложения по стратегии? Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу)?
А.Дворкович: Действительно, на данном этапе ключевым вопросом является сохранение государственной поддержки на предсказуемом уровне при постепенном повышении требований к технологическим операциям, которое позволит обеспечить конкурентоспособность нашей продукции на мировых рынках, а в дальнейшем за счёт поддержки экспорта мы сможем наращивать потенциал отрасли именно путём выхода на зарубежные рынки, сохраняя темп модернизации собственного парка.
Д.Медведев: Действительно, у отрасли сейчас неплохой потенциал. Все позитивные тенденции были освещены в докладе. Есть и сложности определённые. Но мы должны иметь планы на будущее. Эта стратегия как раз и задаёт нам ориентир развития сельхозмашиностроения на ближайшие 12 лет. Считаем это важным.
Решение принимаем, стратегия утверждается.
<…>