Обсуждалась, в частности, ситуация со строительством новых школ, а также ход выполнения в регионе программы «Жильё для российской семьи».
Из стенограммы:
Д.Медведев: Николай Иванович, прежде чем обсудим текущие дела, несколько слов скажите о том, какова ситуация на территории области. Я имею в виду и экономику, и, конечно, исполнение социальных обязательств, включая те программы, которые мы рассматриваем в качестве основных для развития социальной сферы – строительство школ, завершение программы по детским садам и жилищные программы.
Н.Меркушкин: В целом ситуация нормальная. Идёт активно работа, связанная с выполнением указов Президента, работа по тем программам, о которых Вы сказали – ключевым. В программу по школам мы сразу активно включились. Мы получили значительную сумму – одну из самых крупных в стране. Три школы уже сдали.
Д.Медведев: Какая потребность в целом по строительству? На ближайшие годы сколько потребуется? Имею в виду количество мест и школ.
Н.Меркушкин: Примерно 80–85 школ на всей территории области требуют капитального ремонта.
Д.Медведев: То есть это необязательно новострой?
Н.Меркушкин: Примерно 28 школ – это новострой, остальные – капитальный ремонт, туда нужны серьёзные вложения.
В этом году мы ещё три школы введём в рамках этой программы. Одна на 1500 мест – экспериментальная школа. Там были оба министра образования – и бывший, и нынешний, смотрели эту школу. 1 сентября в неё придут дети. А готова она будет уже к 1 августа.
Д.Медведев: Большие школы – это в целом ряде случаев способ создать особые условия для образования. Раньше мы всегда боялись больших школ, но на самом деле в больших школах очень качественно можно решать целый ряд образовательных задач. Я подобную школу не так давно видел в Пензенской области. У вас полторы тысячи учеников. И там приблизительно так же. Полторы тысячи учеников. Это такой, может быть, тренд. Это не везде нужно делать, но в крупных районах, спальных районах, где много людей живёт, это нормально.
Н.Меркушкин: Это новый микрорайон, где очень много сейчас строится жилья, поэтому школьную программу ведём. Мы сейчас ещё шесть школ представили – на этот, на будущий год. Готовим проектно-сметную документацию.
Что касается садиков, мы к срокам – к 2014 году – практически всё завершали. То есть очереди практически не было – детей от трёх до семи лет всех обеспечивали. Но у нас росла рождаемость, и уходящих в школу и приходящих к трёхлетнему возрасту примерно 1,5–2 тыс. разница каждый год была. И нам приходится всё равно примерно 10 садиков в год сейчас вводить, чтобы не накапливать очередь. В этом году мы введём 9 садиков, на будущий год планируем ещё примерно столько ввести, и придётся ещё один год добавить, а потом, видимо, эта база уже будет соответствовать той демографической ситуации, которая в регионе складывается.
Что касается жилищного строительства, мы значительно увеличили объём строительства жилья, причём снизили цену за шесть-семь лет (это ещё даже до меня началось). С 2010 года на 6% цена на жилье снизилась. И объёмы строительства удвоились за эти годы. И мы самый большой объём, долю, строим по программе «Жильё для российской семьи», которую Правительство утвердило, в новых застройках. Мы получили самую большую сумму, которая стимулирует такие новые застройки в рамках программы «Жильё для российской семьи». Цена квадратного метра жилья, которое мы продаём в соответствии с программой – 35-37 тыс. рублей. Сейчас 132% за четыре месяца – рост рынка этого жилья к уровню прошлого года.
Д.Медведев: Это именно рост так называемого экономического жилья. Или сейчас уже эта конструкция уходит в прошлое – законодательство меняем, это называется «стандартное жильё».
Н.Меркушкин: Стандартное жильё, в соответствии с программой «Жильё для российской семьи. Мы должны уже представить готовое жилье, без допотделки и так далее, и цена 35–37 тыс. за квадратный метр. Понятно, что там с застройщиком бывает непросто, но мы стимулируем, в том числе и из федерального бюджета. И мы софинансируем инфраструктуру – детские садики, сразу школы строятся там, спортивные объекты, дороги, благоустраиваются территории этих новостроек, больших площадей. Мы вписываемся в эти ценовые параметры, и процесс достаточно активно идёт.
Д.Медведев: Какие инструменты используются для приобретения жилья?
Н.Меркушкин: Ипотека в основном. 70% приобретаемого жилья – это ипотека.
Д.Медведев: А какие цифры по ипотеке? Она сейчас стабильна, растёт или снижается? В разных регионах по-разному.
Н.Меркушкин: Она снижается.
В первые два месяца были колебания, там была господдержка определённая. В январе – феврале спрос падал. А где-то с конца марта спрос пошёл. И сейчас жильё покупается, ипотеку берут. Ипотека есть до 11%.
Д.Медведев: Наша совместная задача – работать над снижением ставки. Это, конечно, в большей степени вопрос банковский. И мы все исходим из того и рассчитываем на то, что в условиях снижения ключевой ставки финансирование ипотеки и ставка по ипотечному кредиту будут соразмерно этому снижаться. Мы должны выйти (эту задачу мы уже достаточно давно перед собой ставили) на кредитную ставку в размере 6–7% по всей стране. Я считаю, что макроэкономические условия для этого в целом созрели.
Н.Меркушкин: Плюс всё-таки от строителей мы потом налоги получаем.
Д.Медведев: Это, конечно, разогрев экономики – региональной и федеральной.
Н.Меркушкин: Мы многодетным семьям сейчас будем частично ставку компенсировать и по программе «Жильё для молодых семей» (у нас там 12 тыс. очередь, в основном тольяттинцы – порядка 7 тыс.). Мы хотим на будущий год 200 млн на погашение части ставки отдать этим категориям, чтобы ставка была та примерно, которую Вы назвали.
Д.Медведев: Это действительно очень важное социальное направление. Прошу Вас им тоже внимательно заниматься.
<…>