Председатель Правительства ответил на вопросы российских журналистов.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, уважаемые представители средств массовой информации!
Находясь на мероприятиях в Стамбуле, я не мог не посетить здание нашего Генерального консульства.
В конце прошлого года, 19 декабря, в Анкаре был убит наш дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике Андрей Геннадьевич Карлов. Конечно, нас всех потрясла эта трагическая весть – он был варварски застрелен на глазах людей, эти кадры облетели весь мир за считаные минуты.
Андрей Геннадьевич был замечательным человеком, потомственным дипломатом, человеком, который честно, смело отстаивал интересы нашей страны, развивал отношения с Турцией – в непростой, кстати, для наших стран период. С работой своей он справлялся прекрасно и любил её.
За несколько недель до этих трагических событий мы с ним встречались в Москве во время визита Премьер-министра Турции.
Сегодня память об Андрее Геннадьевиче, Герое Российской Федерации, была увековечена и здесь, в здании консульства: мы открыли мемориальную доску, она установлена в «галерее послов» в одном ряду с другими нашими прославленными дипломатами всех эпох. Это действительно было очень тяжёлое для нашей страны событие.
Убийство дипломата, который направляется страной, чтобы выстраивать двусторонние отношения, – это всегда чудовищное преступление. Подобные события, конечно, накладывают отпечаток и на деятельность дипломатической миссии. Я понимаю, как нелегко было в этот период работать сотрудникам дипломатического представительства нашей страны в Турецкой Республике, тем более что они хорошо знали и любили Андрея Геннадьевича. Долг дипломата, его служение – это особый долг, и Андрей Геннадьевич Карлов его исполнил до конца. Мы будем помнить об этом.
Вопрос: Хотелось бы вернуться к сегодняшней повестке. Скажите, пожалуйста, каковы реальные итоги саммита ОЧЭС? И второй вопрос. Мы сегодня услышали крайне жёсткое заявление представителя Украины. По его словам, разногласия между Россией и другими странами-участницами по статусу Крыма фактически блокируют работу организации. Действительно ли это так и как это повлияет на участие России в работе ОЧЭС под украинским председательством?
Д.Медведев: Реальные
итоги мероприятий, саммитов, подобных тому, в котором я только что принял
участие, заключаются уже в том, что они проводятся. В том, что страны, их представители, встречаются
и обсуждают будущее. В том, что они сидят за одним столом и говорят на одном
языке, даже при наличии переводчиков.
И сегодня страны продемонстрировали желание развивать экономическое сотрудничество в причерноморском регионе. Причём, если вы обратили внимание, участники нашей Организации Черноморского экономического сотрудничества представлены несколько шире, чем те страны, которые имеют реальный выход к Чёрному морю. Но это нормально, потому что от развития экономики в причерноморском регионе зависит и развитие целого ряда пограничных стран.
Мы обсуждали и то, что было сделано за эти 25 лет, говорили о том, как нам лучше использовать инструменты, существующие в организации. У нас есть банк, и у России там вполне весомая доля. За время работы было профинансировано несколько десятков проектов, но, наверное, количество этих проектов могло бы быть больше – это зависит от инициативы самих стран, которые участвуют в Черноморском экономическом сотрудничестве.
Мы начали проектную деятельность финансировать, выделили первые деньги на такого рода проекты. Они не огромные – это около миллиона долларов, но это именно на проектную деятельность. Будем надеяться, что и другие страны в это включатся.
Есть и целый ряд транснациональных проектов причерноморского сотрудничества, в том числе так называемая кольцевая дорога, вокруг которой сегодня была не то чтобы полемика, но во всяком случае разговоры об этом были. Первым об этой идее, об этом проекте упомянул Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган. И другие коллеги об этом говорили, и я говорил о том, что считаю этот проект весьма интересным. Если бы нам удалось его реализовать – с подключением, может быть, целого ряда внерегиональных стран, – это было бы полезно для всего причерноморского региона.
Действительно, было выступление нашего украинского коллеги. Мне кажется, что в таком случае он, что называется, отметился. У него были установки, написанные украинским МИДом, он всё это по бумажке на украинской мове и прочитал. Значит, он выполнил свой долг. Наша позиция от этого ни в коей мере не меняется, она остаётся прежней, базируется на волеизъявлении граждан Крыма, на изменениях в Конституции Российской Федерации. Поэтому от такого рода заявлений, конечно, никаких внутренних последствий для нашей страны не возникает.
Что касается внешних последствий – да, Украина будет председательствовать. Если Украина хочет развивать экономические отношения, то мы к этому готовы. Мы же с вами знаем: Украина больше всех потеряла от разрушения отношений с Российской Федерацией и другими странами Евразийского экономического союза, потому что эти отношения на нас так или иначе во многом замкнуты.
Если они хотят развивать сотрудничество в причерноморском регионе, мы к этому готовы, не хотят – это их дело. Эта дорога, кстати, о которой шла речь, точно была бы полезной для всех государств, и для Украины в том числе. Но такие проекты без согласия всех государств не возникают, это совершенно очевидно.
Мы будем работать и в период украинского председательства, и в другие периоды. Мы считаем саму деятельность организации полезной.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, сегодня в Вашем присутствии было принято заявление о снятии взаимных ограничений в торговле с Турцией. Когда последует решение Правительства на этот счёт и каких товарных групп оно коснётся?
Д.Медведев: Решение последует немедленно в соответствии с регламентом Правительства. То есть коллеги будут готовить изменения в отдельные акты Правительства, я их буду подписывать. В этом смысле мы договорились с турецкой стороной. Естественно, это будут зеркальные действия, потому как определённые ограничения существовали и с турецкой стороны.
Что касается товарных групп, то они вам известны. Это в основном плодоовощная продукция, за исключением томатов, по которой мы зарезервировали свою позицию в связи с теми инвестициями, которые были вложены в отрасль и которые, мы считаем, не должны пропасть. Изменилась экономика, это нужно иметь в виду всем, в том числе и нашим турецким партнёрам. Это касается ограничений на использование рабочей силы, ограничений так называемых секторальных – на ведение бизнеса в отдельных направлениях, включая стройку и некоторые другие. По всем этим направлениям будут приняты акты Правительства. На это времени много не потребуется. Но мы, естественно, ждём симметричных решений по отдельным позициям с турецкой стороны.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, скоро лето. Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете ситуацию в сфере безопасности на турецких курортах?
Д.Медведев: Ситуация в сфере безопасности на турецких курортах зависит от тех решений, которые принимаются турецкой стороной, потому что обеспечение безопасности туристов целиком и полностью является ответственностью принимающего государства и принимающих организаций, включая туроператора, отели и так далее. Но мы не можем, естественно, безучастно относиться к этой теме. Некоторое время назад, в связи с тем, что в Турции есть свои проблемы с безопасностью, нами был подготовлен специальный документ, он называется «Рекомендации для турецкой стороны», которые, как нам видится, могли бы быть исполнены для обеспечения надлежащей безопасности туристов.
Турецкая сторона с благодарностью эти рекомендации приняла и старается исполнять. Мы понимаем, что не всё так просто в нынешнем мире, тем более регион этот горячий, тем не менее исходим из того, что в рамках достигнутых соглашений турецкой стороной будет сделано всё для обеспечения безопасности большого количества российских туристов, которые прибывают на отдых в Турецкую Республику.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Вы в пятницу представляли Президенту план действий Правительства до 2025 года. Могли бы подробнее рассказать об основных параметрах, какие там основные цели обозначены?
Д.Медведев: Действительно, в пятницу Правительство исполнило поручение Президента и представило план развития нашей страны – точнее, экономики, её социальной сферы – на период до 2025 года. Мы исходим из того, что такого рода документы должны готовиться на среднесрочную перспективу, даже за рамками политических мандатов действующих органов государственной власти – именно для того, чтобы мы видели перспективу. И такой документ подготовлен. У него есть одна цель, о которой мы, собственно, и договаривались и в рамках которой формулировалось поручение Президента Российской Федерации. Мы должны где-то в перспективе 2019–2020 годов выйти на темпы роста российской экономики выше среднемировых. Такая цель достижима, особенно с учётом тенденций, которые сформировались в настоящий момент в нашей экономике. Мы исходим из того, что и в этом году рост экономики будет под 2%. Это касается и промышленности, и сельского хозяйства. Сельское хозяйство у нас прирастает ещё более высокими темпами. В прошлом году был зафиксирован рост почти 5%. Все составляющие для успешного развития экономики, а стало быть, и социальной сферы (развитие социальной сферы, качественное исполнение социальных обязательств, конечно, зависит от экономической жизни) у нас существуют. Но для этого необходимо принять целый ряд мер, которые в этом плане и изложены.
План этот – довольно объёмный документ, включающий в себя набор мероприятий в самых разных областях: это инвестиционная сфера, регулирование инновационной деятельности, вложения в высокотехнологичную экономику, оптимизация налоговой системы, развитие социальной жизни, принятие целого ряда решений в социальной сфере. Я сейчас их не буду более подробно перечислять, просто потому, что ещё необходимо окончательно досогласовать все эти мероприятия. Мы договорились, что работа Правительства будет продолжена. У Президента запланирован целый ряд обсуждений этих вопросов, включая и экспертизу, которую вели некоторые экспертные организации. В результате должен родиться некий общий вариант, который может быть положен в принципе в основу развития нашей страны на ближайшую, среднесрочную перспективу. Надеюсь, что в ближайшее время эта работа будет доведена до конца.
Но, что особенно важно, под этими решениями, под этими планами ещё должна быть сформирована нормативная основа. Мы договорились с Владимиром Владимировичем (Путиным), что работу по подготовке нормативных актов в рамках этого плана нужно начинать практически уже сейчас. План, при всём уважении к этому документу, это лишь набор мероприятий. А нам под каждое из этих мероприятий нужен нормативный документ, будь то закон Российской Федерации или подзаконные акты, включая акты Правительства, министерств и ведомств. И это большая работа – подготовка этих нормативных актов. Она должна стартовать в ближайшее время.
Хочу отметить, что
представление этого плана и его обсуждение совпали с пятилетием работы
Правительства. Вчера исполнилось пять лет с момента формирования
действующего Правительства Российской Федерации. Это значительный срок. За
последние годы, за всю современную российскую историю это самый длительный
срок, в течение которого работает высший орган исполнительной власти. И я хотел
бы, пользуясь этой возможностью, поблагодарить своих коллег за всё, что было
сделано за это время, и поблагодарить Президента России за поддержку инициатив,
которые формулировало Правительство. Мы продолжаем свою деятельность и будем
исполнять конституционные обязанности.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, незадолго до Вашего приезда в Турцию в российско-турецкой повестке дня произошло очень хорошее событие – началось строительство газопровода «Турецкий поток». Что дальше? Каковы перспективы развития этой системы? Как идёт работа по согласованию продолжения «Турецкого потока» на территории стран Европы?
Д.Медведев: Это действительно хорошее событие, потому что это большой инфраструктурный проект, который и нашей стране помогает развиваться, и Турецкой Республике помогает развиваться, и всей Европе. Мы понимаем, что «Турецкий поток» возник не случайно, а явился, с одной стороны, реализацией ранее принятых идей, ранее подготовленных проектов. С другой стороны, это, по сути, следствие отказа Европейского союза от реализации идеи «Южного потока». Мы уже свою оценку давали. На наш взгляд, это было внеэкономическое решение, которое нанесло ущерб прежде всего самим европейским государствам. Но тот проект закрыт, и теперь мы занимаемся «Турецким потоком», реализация которого началась, в том числе началась укладка подводной части трубопровода. Эта подводная часть чуть меньше тысячи километров, но это огромная работа, это большие инвестиции. И после этого, соответственно, будет надводная часть, которая пройдёт по территории Турции, – это порядка 200 км.
В общей сложности предполагается проложить две нитки газопровода. Одна из них практически полностью сориентирована на турецкий рынок, а вторая как раз предназначена для снабжения европейских государств.
И сейчас мы в рамках переговоров, которые ведутся с рядом европейских стран, определяем, где лучше установить точку входа в Европу. Есть разные предложения, переговоры ведутся с целым рядом европейских стран, это и Греция, и Болгария. Соответственно, развитие может быть несколько разное.
Прежде всего при принятии решений на эту тему должны быть проанализированы экономические факторы, потому что газопровод – и мы об этом неоднократно говорили – не политический проект, это сугубо экономический проект. А после этого уже, соответственно, к этому будут подключаться и возможности других европейских стран.
При этом мы хотели бы ещё раз подчеркнуть, что в конечном счёте реализация этих планов на территории европейского континента, стран Европейского союза зависит от решений, которые будут приняты европейскими государствами. Мы никому не хотим навязываться. Мы исходим из того, что это интересный взаимовыгодный проект и по нему должны быть приняты необходимые решения. Исходя в том числе из этих факторов и продолжаются консультации по поводу того, какие страны примут участие в реализации поставок в рамках второй нитки газопровода «Турецкий поток».