Обсуждались перспективы развития «Аэрофлота», в том числе вопросы расширения маршрутной сети в России, ценовой политики компании.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Виталий Геннадьевич, «Аэрофлот» – компания большая, всем известная. Известная, кстати, как крупнейший авиаперевозчик не только в нашей стране, но и за границей.
Приближается лето, увеличивается количество перевозок в самых разных направлениях. Какие новые сервисы «Аэрофлот» предусматривает на этот период – и в смысле ценовой политики, и в смысле направлений перевозок? Что вы готовы предложить нашим гражданам и за какие деньги?
В.Савельев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, «Аэрофлот» уверенно идёт к своим стратегическим целям 2025 года, которые были намечены советом директоров. В прошлом году мы перевезли 29 млн пассажиров как «Аэрофлот» и 43,4 млн как группа компаний «Аэрофлот».
Д.Медведев: Если сопоставить эту цифру, 43 млн как группа компаний, – с показателями других международных компаний – это какие позиции в мире по уровню, по объёму перевозок?
В.Савельев: Предварительно мы занимаем 19-ю позицию. Мы должны к 2025 году по нашим обязательствам стать в мире 20-ми, а мы уже 19-е. Постоянно меняется рынок, и тем не менее. В Европе мы седьмые. Наша топовая цель – войти в пятёрку крупнейших европейских перевозчиков. Я думаю, в ближайшее время мы сможем это сделать досрочно.
За прошлый год нам удалось заработать 39 млрд чистой прибыли, и при наличии директивы Правительства «Аэрофлот» готов заплатить до 50% дивидендов своим акционерам. Мы считаем, что это общий успех не только «Аэрофлота», но и группы компаний «Аэрофлот» и результат того, что было сделано за долгий период времени.
Международное признание, Вы правильно отметили: за
последний месяц мы получили три престижные международные награды. Мы
впервые в истории стали самой любимой иностранной авиакомпанией в Китае,
потеснили пятизвёздочную мировую компанию. Самый популярный сайт для
путешественников TripAdvisor с числом
посетителей 390 млн в месяц назвал «Аэрофлот» лучшей авиакомпанией Европы и
признал наш бизнес-класс лучшим в мире. Компания Brand Finance назвала «Аэрофлот» самым
сильным брендом в мире среди всех авиакомпаний и самым сильным брендом в
России. Самый сильный – это самый узнаваемый. Официально мы эту награду
получили буквально две недели назад.
Что касается Вашего вопроса: «Аэрофлот» наращивает своё присутствие и в России. Мы в этом году откроем четыре новых направления: будем летать в Ульяновск, Салехард, Ханты-Мансийск и Белгород. Всего за три года мы открыли 50 новых направлений с учётом этих четырёх.
По ценовой политике: да, бизнес-класс дорогой, у нас он дороже европейского (среднеевропейского), потому что он лучше. Что касается экономкласса, то мы с 2015 года не повышаем цены в среднем в экономклассе для россиян – и в России, и за рубежом. Только в пределах инфляции – 5–7%. Лимит мы удерживаем.
Что касается ближайших перспектив. Не могу не отметить, что «Аэрофлот» занимается инновациями. «Аэрофлот» занимает четвёртое место в мире среди авиакомпаний по цифровизации. У нас практически на 100% произведена цифровизация бизнеса и сервисных процессов, что для нас очень важно.
Д.Медведев: Естественно, нужно заниматься развитием компании. На это направлены усилия менеджмента компании, усилия акционеров, в том числе государства как основного акционера «Аэрофлота». Надеюсь, что это принесёт свои плоды, что качество услуг, которые вы предоставляете, будет оставаться высоким и что на протяжении этих летних месяцев будет проводиться разумная политика по увеличению перевозок в наиболее востребованных направлениях.
В.Савельев: В целом по российской авиации начиная с I квартала текущего года мы видим рост. Перевозка выросла в целом на 20,6%.
Д.Медведев: Это большой рост!
В.Савельев: Большой, тем более был низкий сезон. «Аэрофлот» вырос на 17%, мы перевезли 7 млн пассажиров как «Аэрофлот», а все авиакомпании группы «Аэрофлот» перевезли около 10 млн. Это серьёзно. По нашим оценкам, рынок стабилизировался и в этом году вырастет в целом (в среднем по году) от 6 до 10%, несмотря на то что в предыдущие несколько лет было заметное падение в целом по рынку. Сейчас он стабилизировался, и мы видим рост.
<…>