Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Брифинг Максима Соколова по завершении заседания
Из стенограммы:
Д.Медведев:
Сегодня мы проведём заседание президиума в режиме видеоконференции, чтобы послушать глав регионов в том числе. Рассмотрим вопросы, связанные с
дорогами.
По дорогам. Проект утверждён,
определены регионы, в которых эта работа
проводится. В этом году в рамках проекта будет
построено, реконструировано и отремонтировано около 5 тыс. км дорог, ликвидировано более тысячи очагов аварийности. Регионам на эти цели выделены
средства в размере 30 млрд рублей. Важно,
чтобы они были максимально быстро доведены до муниципального уровня, как можно быстрее объявлены конкурсы, началась практическая работа. Плановые сроки, обращаю внимание, уже наступили. Сегодня хотел
бы услышать от коллег-губернаторов, как эта работа построена.
Важно наладить обратную связь, используя для этого современные средства коммуникации. Любой человек,
которому небезразлично место его жительства, должен иметь
возможность узнать, какие участки дорог будут ремонтироваться, когда они будут ремонтироваться. Это всегда
вызывает самый живой интерес со стороны населения. Любой
автомобилист может сообщить о некачественном
ремонте, ямах, которые образуются на дорогах. Сейчас
для этого достаточно мобильной связи. В ряде
регионов внедрены и действуют подобные приложения.
Достаточно интересно (я смотрел) это работает
в Московской области. Такое обращение должно быть,
естественно, обработано, а проблемы должны устраняться максимально быстро.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 18 апреля 2017 года
Как и договаривались, надо организовать общественное обсуждение в
рамках проекта, даже если потом потребуются изменения по мерам, которые уже согласованы. Лучше это сделать, для того
чтобы работать по-настоящему, по-серьёзному.
Регионам
также нужно тщательно подходить к планированию. Чем более комплексно мы
научимся это делать, тем более подробно, более тщательно будут учтены
потребности всех участников городской жизни. Уже в этом году регионы должны
подготовить собственные программы комплексного развития.
Всё, что
было сказано только что об организации дорожных работ, в равной мере относится
и к городской среде, повышению качества услуг жилищно-коммунального
сектора. В полном соответствии с правилами должны быть проведены конкурсы.
Люди должны получать информацию об объектах, которые попали в программу и,
конечно, иметь возможность через общественные слушания влиять на решения,
которые принимаются.
По теме ЖКХ одним из главных вопросов
остаётся вопрос привлечения частных инвестиций, частного капитала. Поэтому мы
договорились, что действующий проект должен предусматривать подготовку типового
кредитного решения для привлечения инвестиций. А бизнесу нужно предложить
понятный для него алгоритм вложения средств в модернизацию коммунальной сферы.
В рамках проекта также будут
разрабатываться поправки в законодательство, которые позволят влиять на
управление объектами тепло- и водоснабжения, находящимися в частной
собственности. Например, в случае прекращения подачи тепла или воды можно было
бы установить публичное, то есть государственное управление. По долгам
унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального сектора можно было бы
устанавливать и субсидиарную ответственность собственников имущества.
В
ходе предыдущих заседаний затрагивался вопрос о расширении числа
регионов-участников. Для двух регионов – Калининградской области и Республики
Бурятия – согласовано участие в проекте по безопасным дорогам. А в проект по
развитию городской среды включены 12 регионов-доноров, как, собственно, они об
этом и просили.
Из стенограммы:
М.Мень: Премьер-министру
доложил последние цифры, сколько муниципалитетов
и людей, проживающих в этих муниципалитетах,
участвуют в нашей программе по развитию городской среды. Это 1373 муниципальных
образования, в которых проживает 99 млн
человек. Очень серьёзная задача. С учётом того,
что было принято решение по дополнительному финансированию (ещё 5,1 млрд рублей
для регионов-доноров), количество этих муниципальных образований и проживающих в них людей
очень серьёзно увеличится.
Важно и другое, что сегодня
обсуждалось на президиуме: все средства перечислены в субъекты Российской
Федерации, уже идёт процесс публичного обсуждения в субъектах. Эти публичные
обсуждения не должны превратиться в профанацию. Потому что
у муниципальных властей, естественно, есть соблазн принимать решения за людей,
какой двор надо ремонтировать в первую очередь, какой сделать
знаковым объектом благоустройства. В этом
кроется серьёзная опасность. Это было
озвучено, премьер-министр поддержал, что необходимо
постоянно контролировать и посылать импульс главам субъектов – они должны
следить за тем, чтобы муниципальные образования не устраивали профанацию из
общественных слушаний. Мы вместе с АСИ сделали
целевую модель этих общественных обсуждений.
За основу мы брали как мировой опыт, так и российский, например опыт
Татарстана, Казани и других городов республики, а также опыт ещё ряда субъектов
Федерации. То есть целевая модель у регионов
есть.
Последняя новость – наши коллеги из Минкомсвязи взяли на себя обязательства в течение июня в
государственной информационной системе (ГИС)
ЖКХ сделать определённый «карман», в котором
будет отражена вся информация по реализации
этого приоритетного проекта по городской среде. Сейчас многие
муниципалитеты запускают свои интернет-ресурсы. Но мы будем настоятельно просить, чтобы в июне всё это было переформатировано в
ГИС ЖКХ, для того чтобы нам было удобно следить за тем, как идёт процесс
реализации этого приоритетного проекта.
Вопрос: Вопрос
по сносу пятиэтажек. На Ваш взгляд, способны ли российские застройщики охватить
тот объём строительства, который им предстоит? Не потребуется ли помощь
иностранных застройщиков, например китайских?
М.Мень:
Нет. Я думаю, что сегодня
производственных мощностей у российских строителей достаточно. Мало того, если
брать базу строительных материалов, то мы видим, что практически всё, что
необходимо для строительства жилья, производится на территории Российской
Федерации. Даже насосные системы, о которых мы не так давно говорили, что это
проблема, что у нас недостаточные объёмы производства насосных систем и других
инженерных систем, – сегодня и здесь уже есть позитивное движение.
То есть мощностей как строительных, так
и по производству строительных материалов, вполне достаточно.
Вопрос:
Как-то от рисков мошенничества и
долгостроев вы будете страховать?
М.Мень:
В данном случае мы не можем
регулировать какой-то один конкретный проект, даже в таком крупном городе, как
столица Российской Федерации. Мы сегодня представили Правительству положительный
отзыв на этот законопроект, но ко второму чтению мы ещё вместе с нашими
коллегами из парламента поработаем над некоторыми замечаниями, некоторыми
нюансами по этому законопроекту.
Всё-таки основная задача по
регулированию внутри этого проекта лежит на региональных властях, на
правительстве города Москвы.
В случае необходимости мы будем
помогать с точки зрения дополнительного нормативного регулирования.
Из стенограммы:
М.Соколов: Сегодня состоялся президиум Совета по стратегическому
развитию и приоритетным проектам. Одним из
таких проектов является проект
«Безопасные и качественные дороги». Он
реализуется в 37 крупнейших городах нашей
страны, формирует соответствующее количество
агломераций, где в ближайшие годы, в период до 2025 года, будут проведены масштабные работы по приведению улично-дорожной сети в нормативное состояние, повышению уровня безопасности дорог, а в последующем, после 2018 года, развитию
дорожной сети. В рамках этого проекта имеется
ряд целевых показателей. Основным из них
является приведение дорог в нормативное состояние. По итогам 2018 года, 50%
дорог в каждой из этих агломераций с населением
свыше 500 тыс. человек должны быть приведены в
нормативное состояние.
Также в ближайшие два года
должна быть ликвидирована как минимум половина мест концентрации
дорожно-транспортных происшествий. На сегодняшний день таких
мест почти 2 тыс. в этих агломерациях. В рамках
2017 года уже будет ликвидировано 1010 мест (точная цифра)
концентрации дорожно-транспортных происшествий, что существенным образом
увеличит безопасность дорог, а главное –
скажется на показателях смертности и травматизма в результате
дорожно-транспортных происшествий, будет способствовать
улучшению безопасности для всех, кто
пользуется нашими дорогами, – и автолюбителей, и пешеходов.
Помимо этого будет проведён капитальный
ремонт порядка 5 тыс. км этих дорог, что позволит приблизиться к показателю 50-процентного нормативного состояния.
Из них около 1 тыс. км дорог – это дороги
федерального значения, около 2,2 тыс. км – местного,
муниципального значения, а остальные 1,5 тыс.
– дороги регионального значения. Это заметят
все пользователи этих трасс, а в этих агломерациях проживает, по нашим оценкам,
как минимум 40 млн россиян.
Кроме того, было принято
решение о подключении к этому проекту двух агломераций,
в них тоже проживает почти по полмиллиона человек.
Это Калининградская агломерация и Республика Бурятия, Улан-Удэнская агломерация, которые проявили инициативу и сами обратились в
Правительство Российской Федерации по поводу участия в этом проекте. Уже провели все необходимые мероприятия, разработали программы комплексного
развития объектов транспортной инфраструктуры,
предусмотрели необходимые средства в своих бюджетах
и запросили соответствующие бюджетные
ассигнования из федерального бюджета для поддержки в реализации этих программ. Сегодня было принято решение о подключении
этих двух агломераций, таким образом, их стало
уже 39 в рамках проекта «Безопасные и
качественные дороги». Это тоже серьёзным
образом отразится на дорожной ситуации в этих субъектах.
Обсуждались также вопросы
участия населения, общественности, общественных организаций, Общероссийского народного фронта в реализации
этого проекта. В качестве
пилотного проекта был продемонстрирован
продукт, который реализуется сегодня в Московской области, где эксперты, инспекторы и сами граждане могут
фотографировать неполадки, которые есть сегодня на дорогах, дорожные ямы,
присылать фотографии. Подрядчики получают средства за свои работы, только когда
пришлют аналогичную фотографию этого места уже без недостатков, которые были
выявлены инспекторами или самими гражданами.
Было дано поручение о необходимости широкого привлечения общественности
к обсуждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и в последующем – проведения самих работ. Это, учитывая наш
прошлогодний опыт, когда аналогичные мероприятия реализовывались почти в 20 субъектах
Российской Федерации, даст серьёзный импульс для развития различных форматов
общественного контроля.
Также обсуждались вопросы корректировки соответствующих программ, по итогам
более детальной проработки в рамках проводимой субъектами работы, с учётом необходимости обеспечения финансирования региональных дорожных фондов
субъектов Федерации в полном объёме, исходя из прогнозируемых показателей по сбору
акцизов за нефтепродукты и транспортного налога. Здесь
мы ориентируем не только те субъекты, которые участвуют
в программе «Безопасные и качественные
дороги», но и другие регионы нашей страны на
то, чтобы все средства, которые собираются в
региональных дорожных фондах, в полном объёме были реализованы на приведение наших дорог в
нормативное состояние, развитие и программы их безопасности.
Вот в целом то, о чём
говорилось на сегодняшнем заседании президиума.
Вопрос: В связи с подключением двух регионов к
приоритетному проекту финансирование из бюджета как-то увеличивается?
М.Соколов:
По данному проекту финансирование не меняется в рамках текущего года, но будут приняты решения по использованию
резервного фонда Правительства Российской
Федерации. Средства, аналогичные для других
субъектов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек, будут дополнительно выделены на поддержку из федерального бюджета для реализации программ комплексного развития в Калининградской области и в
Республике Бурятия. Надо отметить, что сами субъекты концентрируют
аналогичные ресурсы, примерно по 600 млн
рублей, в своих региональных бюджетах для
участия в этом проекте.
Вопрос: На данном этапе вы сталкиваетесь с проблемами при
реализации этого проекта? Как будет
осуществляться контроль за расходованием
средств как со стороны федеральных, так и региональных
органов власти?
М.Соколов:
Этот период расходования средств ещё не наступил,
поскольку сейчас идёт только контрактация по тем участкам дорог, которые
участвуют в этом проекте. Здесь мы видим
определённую проблему, потому что до субъектов
из бюджета Российской Федерации средства были
доведены в полном объёме ещё в феврале, однако
на сегодняшний день объявлено только порядка 60% всех торгов по участкам дорог, объектам безопасности дорожного движения. Понятно,
что в большинстве субъектов Федерации
строительный сезон, сезон дорожных работ ещё не наступил, он наступит только в
мае, а в Сибири и на Дальнем Востоке – во
второй половине мая, время ещё есть. Но при
этом, чтобы не терять ни дня, в ближайшее время всем участникам необходимо провести тендерные процедуры и
завершить подписание контрактов с генеральными подрядчиками, чтобы они
своевременно могли приступить
к работам и завершить их в строго установленные сроки.
Вопрос: По ЦКАД сроки сохраняются с учётом задержки с выбором
подрядчика?
М.Соколов: Да, мы по-прежнему говорим о том, что, несмотря на
достаточно плотный график проведения работ по четвёртому участку, мы всё равно можем
тут уложиться в сроки. Даже с учётом корректировки,
которая происходит по объективным
причинам на один год, связанным с изменением макроэкономических условий, прежде
всего условий привлечения кредитов концессионерами и с теми рисками, которые
имеются в этом проекте. Мы считаем, что по крайней мере в 2019 году по четвёртому
участку можем уложиться и при начале работ в этом году ввести в полном объёме
кольцо Центральной кольцевой автодороги протяжённостью 334 км.
Первые объекты этого масштабного
проекта будут введены в эксплуатацию (или по крайней мере будет открыто рабочее
движение) уже в этом году. В этом году мы начнём поэтапно сдавать участки
дорог, которые уже начнут работать в створе будущего кольца.
Это произойдёт по завершении
строительного сезона осенью этого года.
Вопрос: Уточните: в 37 агломераций, в которых реализуется
приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», входят Москва, область,
Питер?
М.Соколов: Нет. Как регионы-доноры эти субъекты не участвовали в
этом проекте. Это связано не только с их устойчивым финансовым состоянием, но и
с тем, что в рамках Московского транспортного узла и Санкт-Петербургского
транспортного узла реализуются отдельные проекты. Эти проекты отражены в
государственной программе развития транспортной системы. Они касаются не только
развития дорожного хозяйства, но и других объектов транспортной инфраструктуры
– железнодорожного сообщения, аэропортов – и реализуются достаточно успешно. Поскольку
федеральный бюджет уже направлял существенные ресурсы на улучшение транспортной
и в том числе дорожной ситуации в этих регионах, было принято решение, что из
всех миллионников Москва и Санкт-Петербург как центры агломераций не участвуют
в этом проекте.