Первый вопрос повестки – о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2016 год.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
Начнём с исполнения федеральных целевых программ и ФАИП за 2016 год.
Мы направляем значительные ресурсы на решение важнейших общегосударственных задач: это укрепление обороноспособности, безопасности, создание новых технологий, поддержка села, строительство дорог, социальной инфраструктуры и некоторые другие направления. Всего на реализацию 38 целевых программ (в открытой части бюджета) направлено почти 900 млрд рублей. Половину составили капитальные вложения. Ещё более 150 млрд инвестировано в научные исследования и разработки.
Повестка заседания
Помимо федеральных средств для выполнения программ привлекаются средства регионов и организаций. В прошлом году это примерно 700 млрд рублей, что неплохо, хотя несколько меньше плана.
Министерство экономического развития обобщило полученную информацию. Министр доложит подробнее. Отмечу только, что эффективность реализации федеральных программ примерно соответствует уровню предшествующего, то есть 2015-го, года.
Реализацию четырёх программ предлагается признать высокоэффективной, 15 – выше среднего, 17 – удовлетворительной. Ещё две программы оцениваются как недостаточно эффективные.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 16 марта 2017 года
Несколько
слов об адресной инвестиционной программе, то есть о ФАИП. В этом разделе
бюджета предусмотрено инвестировать порядка 770 млрд рублей. Эта сумма включает
капитальные вложения, которые осуществляются в рамках ФЦП, а также другие стройки, не входящие в
ФЦП. Всего это приблизительно 1500 объектов. Речь идёт о реконструкции и
создании новых корпусов больниц, университетов, школ, музеев, строительстве
жилья, в том числе для военнослужащих, и других важных направлениях.
В целом показатели ввода в эксплуатацию построенных объектов чуть лучше предыдущего периода. Однако проблем здесь тоже хватает. Обращаю внимание главных распорядителей бюджетных средств: нужно тщательнее планировать инвестиции, своевременно утверждать проектную документацию и, конечно, контролировать ход и качество работ, следить за тем, чтобы подрядчики надлежащим образом исполняли свои обязательства.
Следующий блок вопросов также связан с исполнением бюджета. Очевидно, что определённые законом платежи должны вовремя и в полном объёме поступать в казну, от этого зависит выполнение социальных обязательств, важнейших госпрограмм. Поэтому Правительство работает над улучшением администрирования доходов бюджетной системы. Действует и отдельная «дорожная карта». В рамках её выполнения обсудим ряд законопроектов, которые направлены на постепенное снижение дебиторской задолженности юридических лиц перед бюджетом.
Прежде всего это поправки в Налоговый кодекс. Предлагается освободить от налога на прибыль средства, которые, по сути, являются инвестициями в развитие компании или проекта, – это дивиденды, которые не были востребованы акционерами, а также плата концедента, то есть денежные взносы собственников, которые необходимы для того, чтобы концессионный проект заработал. Таким образом, предприниматели будут избавлены от излишней налоговой нагрузки.
Кроме того, рассмотрим
изменения в законодательство, связанные с таможенными процедурами. Здесь речь
идёт о поправках в административный кодекс, которые предусматривают фактическое
снижение штрафа за нарушения в области таможенного дела. Это будет действовать
для ответственных плательщиков. Предлагается вдвое уменьшить размер штрафа,
если он уплачен в течение 30 дней, а допущенное нарушение исправлено.
Во-вторых, предлагается внести изменения в закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Будет запрещена ликвидация компаний, в отношении которых ведётся таможенная проверка, до её завершения. Таким образом, недобросовестный бизнес не сможет воспользоваться этой лазейкой, чтобы уйти от ответственности, прежде всего финансовой.
И рассмотрим изменения в Воздушный кодекс, которые позволяют освободить полицию от несвойственных ей функций, например от постоянных дежурств в местах проверки багажа. Сотрудник полиции будет вызываться только в том случае, если возникнет реальная необходимость. И полиция сможет сконцентрировать свои усилия на профильной деятельности: противодействии преступности и обеспечении правопорядка. Стало быть, надеюсь, будет меньше неприятных инцидентов в аэропортах, когда хулиганы портят перелёт тем, кто отправляется в путешествие. Этим вопросом, кстати, и наши коллеги в Государственной Думе сейчас занимаются.
Очевидно, здесь нужен взвешенный подход, чтобы авиаперелёты были безопасными для пассажиров, пассажиры могли быстрее проходить все формальности, а бизнес перевозчиков не страдал от избыточной административной нагрузки. Для этого предлагается закрепить в Воздушном кодексе норму, по которой полиция будет работать на объектах воздушного транспорта в соответствии с профильным законом о полиции. Также устанавливаются конкретные случаи проведения послеполётного досмотра пассажиров и самолётов. Уточняются некоторые федеральные структуры, сотрудники которых уполномочены контролировать авиационную безопасность.