Борис Титов информировал Председателя Правительства о ходе работы над среднесрочной программой социально-экономического развития России.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Борис Юрьевич, мы с Вами, как обычно, поговорим о важнейших параметрах, которые характеризуют деловой климат в нашей стране – это текущее состояние малого, среднего бизнеса, ряд законодательных инициатив. Хотел бы также узнать, как идёт работа над среднесрочной стратегией, потому что этим вопросом занимается группа, которую Вы координируете, как и некоторые другие коллеги. Каковы результаты в настоящее время?
Б.Титов: Мы очень активно продолжаем работу над документом, который мы назвали «Стратегия роста». Сегодня Столыпинский клуб создал экспертный центр, он называется Институт экономики роста им. П.А.Столыпина. Это не только предприниматели со своим взглядом и опытом работы в экономической сфере, но это и серьёзные экономисты. В работе института экономики роста принимают участие очень известные экономические центры нашей страны.
Мы подготовили структуру «Стратегии роста». Главное, что мы выводим на первый план, – Россия должна расти быстрее, необходимо обеспечивать качественный, стабильный рост экономики. У нас для этого есть потенциал. Мы его исследовали, посмотрели, какие сектора экономики могут работать и возмещать те выпадающие доходы, которые есть в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка на нефть и сырьевые товары. Мы считаем, что этот потенциал в том, что к 2035 году даже при очень спокойном сценарии может быть удвоение ВВП. В ближайшие годы Россия может расти быстрее среднемировых темпов экономического роста.
Источниками такого роста являются прежде всего малый и средний бизнес, углубление переработки сырья, возможности, которые открывает новая, цифровая экономика. Это может быть, каким бы странным это ни показалось, социальный сектор. Потому что социальный сектор – это не только какие-то расходы бюджета, но и потенциал достаточно серьёзного роста нашей экономики (по крайней мере около 1% ВВП, мы считаем, потенциал этого сектора).
Конечно, расти мы должны прежде всего за счёт инвестиций, за счёт частного сектора предпринимательства, прежде всего производственного бизнеса. И мы видим, что именно рыночная экономика может создавать такие условия для роста и никакой другой альтернативы этому нет.
Конечно, очень важно сегодня улучшение экономической среды ведения бизнеса. Многие говорят о том, что сегодня институциональные условия недостаточно хороши для того, чтобы приходили инвестиции. Это действительно так, это очень важно, но всё-таки сегодня на первый план выходят вопросы экономические.
Бизнес, когда принимает решение об инвестиции, всегда взвешивает риски и доходность, экономические условия ведения бизнеса, издержки – высокие, разумные издержки. И мы видим, что, к сожалению, пока экономические условия у нас недостаточны для того, чтобы привлекать инвестиции. То есть в нашей стратегии мы говорим, что необходимо снижение издержек. Это и налоги, которые, с одной стороны, обеспечивали и стимулировали бы рост, с другой стороны, были бы достаточными, чтобы поддерживать доходы бюджета. Это тарифы. Мы считаем, что мы не должны создавать центры прибыли в виде крупных сырьевых и финансовых компаний в России. Прежде всего должны быть тарифы. Эти компании должны работать как сервисные для того, чтобы обеспечивать переработчиков выгодными условиями для своих проектов. Ну и, конечно, мы за низкие процентные ставки и долгосрочные кредиты.
Поэтому мы считаем, что ключевая ставка, особенно сегодня, когда у нас рекордно низкая инфляция, должна снижаться. И мы за умеренно низкий курс рубля (на первом по крайней мере этапе реформ), который потом должен постепенно, вместе с экономическим ростом возрастать.
Кроме этого ещё один момент, который нам хотелось бы сегодня акцентировать. Наши оппоненты часто говорят, что у нас есть такой сдерживающий фактор развития экономики, как трудовые ресурсы. Мы считаем, что это не так. В нашей стране, во-первых, по количеству достаточно ресурсов – просто на сегодня есть неэффективная занятость. Во-вторых, по качеству это достаточно квалифицированные трудовые ресурсы. Сегодня нет дефицита трудовых ресурсов, есть вопрос повышения квалификации. Поэтому мы говорим о том, что нужно проводить серьёзную работу по повышению квалификации у нас в стране. И конечно, всю эту работу сейчас надо осуществлять детально по всем аспектам.
Очень важна общественная поддержка такой стратегии. И население, и бизнес, и власть должны понимать, что это очень важно и что это именно та стратегия, которая необходима нашей стране. Поэтому мы говорим о том, что главными KPI (ключевые показатели эффективности) этой стратегии, которую мы предлагаем, должны быть высокопроизводительные рабочие места. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест – это майский указ Президента Российской Федерации, и эту задачу мы вполне можем выполнить. Это именно тот показатель, который бы объединил интересы и людей, которым нужны рабочие места, и бизнес, который хочет повышать производительность труда, модернизировать нашу экономику, реализовывать высокотехнологичные проекты у нас в стране, и, конечно, власть, которая может выстроить правильное управление и достичь этой поставленной цели.
Д.Медведев: Если исходить из материалов, которые Вы дали, совершенно очевидно, что основной набор целей носит универсальный характер и воспринимается всеми, кто желает процветания стране. Это и современная устойчивая конкурентная экономика, и удобная для жизни страна, и современная инфраструктура, и переход к инновационной экономике, и, естественно, сотрудничество с другими государствами, место в глобальной экономике. Вопрос именно в средствах достижения этих целей.
Действительно, нам нужно не в перспективе, до 2035 года, а гораздо раньше, в ближайшие годы, обозначить набор средств и решений, которые позволят нам выйти на темпы роста нашей экономики выше среднемировых.
Хотя это тоже некоторая условность, потому что мы исходим из предположения о том, как будет расти мировая экономика. Существуют разные прогнозы, как она будет расти. Если рост мировой экономики замедлится, то достигнуть этих параметров будет не очень сложно. Но сейчас мы исходим из предположения о том, что мировая экономика тоже будет развиваться и сохранит темпы роста как минимум от трёх до трёх с половиной процентов.
<…>