О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Сегодня на заседании
президиума рассмотрим один из проектов, который называется «Формирование
комфортной городской среды».
Мы не в первый раз возвращаемся
к этой теме. Она действительно имеет важное социальное измерение. Любому
человеку важно, как выглядит двор, в котором он живёт, территория вокруг
многоквартирного дома, есть ли там нормальное освещение, зелень, клумбы,
удобные скамейки, можно ли спокойно гулять, заниматься спортом или припарковать
свой автомобиль. По таким нюансам и судят о комфортности жизни.
У нас три четверти граждан
живут в городах, и, конечно, эти вопросы постоянно возникают. Не случайно в
ходе парламентских выборов эта тема звучала очень активно. На недавнем съезде «Единой России» речь шла о том, чтобы подкрепить
усилия государства инициативами самих жителей (при поддержке общественных
структур и партийных организаций). Эта тема также была
обозначена в Послании Президента.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 25 января 2017 года
Страна у нас большая.
Где-то местные власти активно занимаются благоустройством, находят для этого и
средства, и силы. Многие региональные столицы, во всяком случае их главные улицы,
площади, парки, набережные, приведены в достаточно приличный вид. Где-то дела
обстоят хуже. Мы договаривались, что займёмся проблемой благоустройства на
самом базовом уровне.
Было принято решение
увеличить средства федерального бюджета на этот проект с 5 до 20 млрд рублей.
Ещё 0,5 млрд предназначены на благоустройство парков и скверов. Деньги значимые,
хотя и не очень большие. Но мы, естественно, не собираемся с федерального
уровня подменять работу органов местного самоуправления, региональных органов
власти. Это ответственность именно регионов, муниципалитетов. Наша роль –
стимулировать регионы и муниципалитеты активнее этими вопросами заниматься, в
том числе опираясь на мнение, запросы местных сообществ. Важно, чтобы сами
жители могли влиять на выбор вариантов благоустройства, осуществлять обратную
связь, контролировать качество работ.
Наша общая цель – приблизительно
за пять лет привести в целом общественные пространства российских городов в
достойный вид. Понятно, что этот проект требует комплексного
административного сопровождения. Регионы
и муниципалитеты должны будут сформировать программы развития городской среды.
Федерация здесь обязательно окажет методическую помощь, предоставит субсидии на
софинансирование работ. Соответствующие соглашения нужно будет заключить до 1
марта. Сроки жёсткие, но нужно в них уложиться.
Распределение субсидий на
программы по развитию городской среды уже предусмотрено Законом о бюджете.
Сейчас дело за регионами, которым необходимо найти средства для софинансирования
муниципальных программ.
Федеральное софинансирование пока
предусмотрено не для всех регионов. Регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности
в эту программу не попали, но этот вопрос тоже требует отдельного обсуждения.
Предпочтения у людей могут
быть разные, в том числе эстетические, но самое главное, чтобы мы получили современную
безбарьерную инфраструктуру с продуманным дизайном. Такая инфраструктура должна
учитывать потребности всех жителей: это и дети, и люди старшего возраста, и
пешеходы, и автовладельцы, любители спорта, и люди с ограничениями по здоровью
– в общем, чтобы всем было удобно, чтобы сами жители были заинтересованы в
бережном отношении ко всему тому, что есть, к своему двору.
Предполагается, что будет определён минимальный объём работ по
благоустройству, но регион, конечно, сможет устанавливать и дополнительные виды
работ. В регионах должны быть созданы общественные комиссии. Их деятельность
будет максимально открытой. Кроме того, предполагается
создать механизмы, которые помогут собственникам принимать
участие в решении задач благоустройства дворов, общественных пространств, – в
конечном счёте это будет способствовать улучшению качества самой недвижимости,
которой собственники располагают.
Этот проект должен
простимулировать развитие малого и среднего бизнеса, включая небольших
подрядчиков и поставщиков оборудования. На благоустроенных площадках смогут
развиваться и современные, цивилизованные формы услуг, я имею в виду
общественное питание, бытовое обслуживание, торговлю. Нужен комплексный подход.
Нужно не
только помочь заняться благоустройством общественных пространств, но и следить
за тем, чтобы и дальше эти пространства поддерживались в нормальном состоянии.
Смысл именно в том, чтобы они были современными, чтобы люди всё время чувствовали
положительные изменения в городской среде. В этом плане важно обмениваться
практиками и, конечно, тиражировать тот опыт, который есть у передовых
регионов. Минстроем подготовлен пакет документов по реализации проекта.
И ещё. Мы приступили к
практической реализации принятых приоритетов. В этом году на них выделены
серьёзные бюджетные ассигнования, в общей сложности порядка 177 млрд рублей.
Решения по субсидиям, по организации финансирования в регионах должны быть
приняты строго в срок. Нужно наладить чёткий контроль за эффективным
использованием денег. Сегодня мы для этого сформируем специальную рабочую
группу с участием всех, кто этим занимается, а также контрольных структур.
Прошу регулярно докладывать о
ходе исполнения бюджетов наших проектов и о мерах по повышению бюджетной
эффективности в рамках внедрения проектного подхода.
Из
стенограммы:
М.Мень:
Проект, по сути, стартовал. Сегодня уже вся нормативно-правовая база
практически готова для реализации. До 1 марта мы должны заключить соглашения со
всеми субъектами, которые участвуют в реализации этого приоритетного проекта, для
выделения им соответствующих средств.
Общий объём средств с
учётом субъектового софинансирования – 27,2 млрд рублей. Достаточно приличная
сумма, во всяком случае, такого объёма на благоустройство городской среды никогда
не было.
Второй важный момент: у
нас рассматривался первоначально вопрос обучения региональных, муниципальных
специалистов, потом, к сожалению, это отпало. Сегодня Дмитрий Анатольевич
поставил задачу изыскать средства в размере 50 млн рублей на обучение
региональных и муниципальных служащих, которые будут ответственны за реализацию
этого проекта.
Сегодня также
говорилось о повышении статуса, роли главных архитекторов субъектов Российской
Федерации, которые должны, по нашей оценке, стать некими агентами влияния по
благоустройству территорий.
В соответствии с
рекомендациями Государственного совета, который прошёл в мае прошлого года, где
рассматривалась строительная отрасль, главные архитекторы в субъектах
Российской Федерации должны перейти в прямое подчинение губернаторам. Сделано
это в 25 субъектах Российской Федерации.
К сожалению, в шести
субъектах Российской Федерации вообще отсутствует должность главного
архитектора региона, что в корне неправильно, и мы сегодня попросили Председателя
Правительства дать поручение проработать вопрос об усилении роли главных
архитекторов в субъектах Российской Федерации.
Мы сегодня активно работаем с
главными жилищными инспекторами в части жилищно-коммунального хозяйства, и это
даёт определённые результаты, потому что они, с одной стороны, замкнуты на
региональную власть, а с другой, методологически работают с нами – мы их
обеспечиваем соответствующей методологией. Мы будем работать над тем, чтобы так
же усиливать
позиции главных архитекторов субъектов Российской Федерации.
Ещё одно важное решение было
принято сегодня – о том, что для субъектов, не попавших в перечень регионов,
которым выделяются субсидии на реализацию этого приоритетного проекта, в связи с
его значимостью тоже будут изыскиваться соответствующие средства. Пока только
дано поручение, но это уже вселяет надежду, что и эти регионы, которые в силу
своего донорства, своих мощных бюджетных систем выпали из данного приоритетного
проекта, всё же смогут получить на его реализацию дополнительные средства.
Для нас очень важно дать регионам
методологию. Мы в тех подходах, которые сегодня рекомендуем
субъектам, опираемся не столько на теорию, сколько на практику. На опыт
Республики Татарстан опирались, где есть очень серьёзные наработки по
вовлечению граждан в принятие решений по благоустройству. Опирались на
московский опыт, на воронежский. Сегодня воронежский губернатор выступал со
своим видением реализации этого приоритетного проекта.
Вопрос: А
сколько всего муниципалитетов участвует в этом проекте?
М.Мень: Более
12 тыс. муниципалитетов. То есть, по сути, все муниципалитеты с населением начиная
от тысячи жителей. Это большой объём. Напомню, что у нас часть средств пойдёт
на благоустройство дворов, а часть средств – на знаковые объекты
благоустройства в муниципальных образованиях: это будут скверы, набережные, здесь
граждане должны выбрать самостоятельно. И в этот же проект вошла небольшая
программа в размере 500 млн рублей – отдельно на парки (средства будут
распределены по той же методике, по которой распределены первые 20 млрд). И
общий объём – 27,2 млрд рублей. Сюда
же включаются эти 500 млн на парки.
Вопрос: Сейчас речь идёт о начальном благоустройстве, то есть предполагается
сделать то, что крайне необходимо. А что
вообще планируется в будущем?
М.Мень:
Во-первых, регионы должны будут сделать одну краткосрочную программу, годичную,
на 2017 год. А основную программу, уже вплоть до 2022 года, то есть пятилетнюю
программу, они должны будут утвердить, условно скажем, до конца года. И дальше
мы будем смотреть возможности финансирования со стороны федерального бюджета.
Сегодня рынок сам
подталкивает застройщиков к изменению конфигурации по комплексному освоению
территорий. Я сейчас проехал несколько субъектов Российской Федерации, и видна
следующая тенденция: там, где настроили многоэтажек, востребованности и большого
спроса у людей нет. А тут же, в этом же субъекте, недалеко от областного центра
есть хороший микрорайон – малоэтажный, трёхэтажной застройки, со всей
инфраструктурой, с городской средой. При той же практически цене
востребованность и спрос совершенно иные. Думаю, что здесь люди однозначно голосуют
рублём, и застройщики, которые не почувствовали эту тенденцию, безусловно, будут
иметь в текущем и следующем году проблемы со сбытом жилья.
У нас прошедший год был
неплохой. Мы сейчас подводим первые итоги, цифры пока неокончательные, ещё в ряде субъектов не
подсчитано, пока это 79,8 млн кв. м. По окончательным подсчётам по
прошлому году будет где-то порядка 80-81 млн кв. м введённого жилья. Я имею в виду общий объём – и
индустриального, и индивидуального жилищного строительства. Есть небольшое сокращение,
в основном за счет ИЖС. Что касается индустриального жилья, то объёмы
примерно те же, что и в последние два года.
Вопрос:
А
какой прогноз на 2017 год?
М.Мень:
Пока,
опираясь на данные регионов, на данные из проектных деклараций застройщиков –
тоже порядка 80 млн кв. м жилья. Всё будет зависеть от того, с какой скоростью
будут вводиться эти дома.
Приоритетный проект, в
рамках которого мы помогаем 33 субъектам Российской Федерации и 66 проектам
комплексного освоения территорий, реализуемым в этих субъектах, дополнительно
может дать порядка 6 млн. За счёт этого, я думаю, мы можем выйти на цифру 80
млн также и в текущем году.
Вопрос: У
регионов-доноров какие шансы в этом году попасть в программу?
М.Мень: Шансы
достаточно высоки. Именно об этом сегодня Председатель Правительства говорил и поставил
задачу Минстрою с Минфином искать возможности. Во-первых, в случаях
недоосвоения, незаключения каких-то контрактов, соглашений, которые уже в марте
должны быть подписаны, эти средства пойдут сразу в резервный фонд. Из
резервного фонда пойдёт перераспределение уже между этими субъектами. И плюс
дополнительные средства, возможно.
Вопрос: Какие
перспективы продления программы бесплатной приватизации жилья?
М.Мень: Сегодня
есть ряд инициатив у наших коллег из парламента. Есть инициатива продления
бесплатной приватизации для Республики Крым и города Севастополя, а также для
ряда отдельных категорий граждан. Этот законопроект поступил
к нам на согласование.