Из стенограммы:
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, Вы в Правительстве курируете региональное развитие. Как регионы в этом году, в 2016-м, справились со всеми бюджетными трудностями, которые были и на федеральном, и на региональном уровне? И как показало себя на практике решение по перераспределению доходов от богатых регионов к бедным?
Д.Козак: Что касается перераспределения доходов от богатых регионов к бедным, то этого ещё не произошло.
Что касается 2016 года и его итогов для региональных властей, то они в целом справились. Конечно, было очень непросто. Накопленные за предыдущие годы проблемы – это прежде всего высокий уровень долговой нагрузки, коммерческой нагрузки, расходы на обслуживание коммерческих долгов – в целом более триллиона рублей. Конечно, было непросто, тем не менее мы совместными усилиями год прошли. Год закончился всего с 52 млрд рублей дефицита региональных бюджетов. Если вернуться совсем немного назад, совокупный дефицит региональных бюджетов в 2013 году был 632 млрд рублей.
М.Бондарева: Больше чем в десять раз.
Д.Козак: Были приняты прежде всего меры по оздоровлению региональных финансов, по наращиванию социально-экономического потенциала территорий совместными усилиями. По всем регионам, которые имели более 100% долговой нагрузки (более 100% собственных налоговых и неналоговых доходов), – а это 12 регионов – утверждены программы оздоровления региональных финансов.
Конечно, была оказана финансовая помощь регионам в виде бюджетных кредитов для рефинансирования коммерческих кредитов, для того чтобы снизить бремя нагрузки по обслуживанию коммерческих долгов, реструктуризировать, рефинансировать коммерческие долги. 365 млрд рублей в 2016 году было предоставлено и 514 млрд рублей дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Самое главное, что мы сделали в 2016 году, – это инвентаризация и оценка фактических расходов субъектов Российской Федерации. Начиная с 2000-х годов уже сложилась система оценки уровня бюджетной обеспеченности, уровня налогового потенциала регионов, и нужно было на практике проверить, как она работает.
В результате этой инвентаризации (которую проводили вместе со Счётной палатой, обеими палатами парламента, была создана специальная комиссия на правительственном уровне) очень много неожиданностей выявили. Очень много регионов, которые получают значительные дотации из федерального бюджета (и казалось, являются малообеспеченными по этому признаку), а финансовые расходы на выполнение своих полномочий – а они у всех регионов формально одинаковые в соответствии с Конституцией, федеральными законами, в расчёте на душу населения, на единицу площади и так далее – оказались у них значительно выше, чем у регионов, которые не получают дотаций, то есть являются высокообеспеченными регионами.
Поэтому было принято вынужденное, конечно, решение (то самое решение, которое Вы озвучили): пришлось централизовать 1% налога на прибыль в федеральном бюджете и распределить это тем регионам, которые реально нуждаются, у которых с учётом предоставляемых сегодня дотаций не хватает денег для того, чтобы на среднероссийском уровне финансировать свои социальные обязательства, обязательства по развитию экономики, по содержанию общественной инфраструктуры в регионах. Это решение вынужденное. Оно в какой-то степени достимулирует регионы к наращиванию собственного потенциала. Но мы дали необходимую гарантию регионам, что больше таких мер... Это вынужденная мера.
М.Бондарева: Единоразовая.
Д.Козак: Да, единоразовая, и мы её менять в обозримом будущем не будем, если не будут радикально перераспределяться полномочия между регионами и так далее. У нас такой принцип ещё в начале 2000-х годов заложен: налоговые доходы мигрируют вместе с расходными полномочиями.
М.Бондарева: Я так понимаю, регионы негативно отнеслись к этой инициативе?
Д.Козак: Вы знаете, нет. Я сам практически со всеми руководителями регионов, особенно регионов, которые потеряли в доходах и не получили дотаций, разговаривал: все в принципе с пониманием отнеслись к этой мере.
В данном случае понимание ещё и потому, что это решение было принято в совокупности с целым рядом других мер, которые стимулируют регионы к наращиванию собственного экономического потенциала, стимулируют к отказу от получения дотаций из федерального бюджета. Мы за счёт этих денег предусмотрели гранты субъектам Российской Федерации, которые наиболее динамично наращивают собственный потенциал и отказываются от помощи из федерального бюджета в силу наращивания собственных налоговых и неналоговых доходов. Это 20 млрд рублей. Ещё три года назад мы подводили итоги, оценивали эффективность регионов, это была, так сказать, моральная оценка для публикации в средствах массовой информации, не более. Потом появилось 5 млрд рублей, два года подряд мы по 5 млрд рублей распределяем 20 наиболее динамичным регионам. Теперь это будет 20 млрд рублей. Это существенная помощь. Если регион динамично развивается… А у тех регионов, которые имеют низкий уровень бюджетной обеспеченности, возможности динамично развиваться наиболее высокие. (У Москвы, у Тюмени они меньше, поскольку высокая очень база.) Эти регионы имеют возможность наращивать собственный потенциал, снижать уровень дотаций, то есть они теряют доходы от дотаций из федерального бюджета. Но тот грант, который они будут получать, будет замещать выпадающие доходы от дотаций из федерального бюджета.
Плюс приняли решение о том, что те 3%, которые теперь будут поступать в федеральный бюджет… Если весь объём этого налога на прибыль в размере 3%, поступивший из региона, весь прирост налога на прибыль в размере 3%, поступивший с этой территории, остаётся в распоряжении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то это серьёзные стимулирующие меры.
Плюс все регионы, которые получают хоть копейку дотаций (а некоторые 40 млрд дотаций из федерального бюджета получают), все обязаны (и это и есть, так сказать, подлинный федерализм) заключить с федеральным Правительством соглашения, взяв на себя обязательства по наращиванию собственного экономического потенциала, по привлечению инвестиций в основной капитал, по созданию новых рабочих мест. Уже сейчас идёт кампания по подписанию таких соглашений. Мы до 1 марта со всеми регионами без исключения, которые претендуют на получение дотаций, подписываем соглашения.
Те, кто не хочет подписывать такие соглашения, брать на себя обязательства, могут их не заключать, отказаться от дотаций. Я думаю, что такие регионы найдутся. Есть регионы, которые получают 200 млн рублей дотаций – это меньше 1% доходов бюджета, они могут отказаться от этого, и не будет никаких претензий ни к кому. Но при подписании таких соглашений и в случае невыполнения обязательств, которые регион берет на себя при получении дотаций, в следующем году наступает мера финансовой ответственности для региона. Дотация, расчётный уровень дотации, которая будет в 2018 году, будет уменьшаться в зависимости от объёма невыполненных обязательств. Пока обсуждается такая цифра: дотация уменьшается на 5%.
И в этой ситуации мы сами поставили себя вместе с регионами (и высокодоходные регионы как раз с пониманием к этому относятся) в такое положение, когда мы в 2018 году должны будем решать вопрос, почему регион не наращивает собственный потенциал, почему не выполняются обязательства. Потому что лишить регион 5% дотаций – а от 40 млрд рублей это достаточно большая, ощутимая сумма – это и наказать, что называется, население. Мы вынуждены будем вместе с регионами, с законодателями регионов выяснять причины, вплоть до решения кадровых вопросов на федеральном уровне.
М.Бондарева: А как будет развиваться территориальное планирование и что даст разработанная Стратегия регионального развития? Как это упростит жизнь тому же бизнесу?
Д.Козак: Это ещё один элемент обновлённой региональной политики. Мы давно говорим о необходимости разработки стратегии пространственного развития. Что это означает – стратегия пространственного развития? Это прежде всего определение места каждого региона в межрегиональном разделении труда, его специализации, того, какие у него конкурентные преимущества перед другими регионами, какие перспективные направления экономического развития у каждой территории. И с учётом этого мы должны выстроить федеральные программы, и не только правительственные программы. Очень большое значение для развития регионов имеют инвестиционные программы субъектов естественных монополий: это трубопроводный транспорт, железнодорожный транспорт, федеральные дороги, естественно, линии электропередачи. Исходя из этой специализации, мы должны выстраивать свои программы.
М.Бондарева: Вы курируете такие отрасли, как строительство и ЖКХ. Обычно, когда происходят какие-либо кризисы, финансовые, экономические проблемы в государстве, всегда первой страдает строительная отрасль. Как Вы считаете, что нашим строительным компаниям помогло удержаться на плаву? И что сейчас делается и будет делаться для поддержки этой отрасли?
Д.Козак: Что касается строительной отрасли, она себя чувствовала так же, как и многие другие, за исключением, может быть, сельского хозяйства, где была оказана масштабная финансовая поддержка со стороны государства, и контрмеры, которые мы ввели в ответ на санкции, тоже помогли российскому сельскому хозяйству существенно подняться. Как и все другие отрасли экономики нашей страны, строительная отрасль переживала проблемы. Спрос на строительную продукцию снизился. В 2014 году он упал на 2,7%, на 4,8% – в 2015 году, и прогноз – падение около 5% в 2016 году. Но это в сопоставимых ценах. А если в ценах соответствующих лет, как мы говорим, благодаря курсовой разнице (у нас всё-таки по-прежнему в строительстве используется достаточно много импортного оборудования, импортных строительных материалов) наблюдается даже рост в денежном выражении.
Поэтому и не наблюдается существенного оттока персонала (а в строительной отрасли работают 5,5 млн человек), сокращения количества строительных организаций тоже не наблюдается.
Тем не менее мы понимаем, что строительная отрасль – она и индикатор развития экономики, и мультипликатор такой, потому что у неё есть масса смежных отраслей. И в случае если она существенно сократит объём производства, то металлургия, индустрия строительных материалов и многие-многие другие отрасли тоже будут сокращаться. Поэтому главная задача Правительства, которую мы реализовывали в 2016 году и намерены это делать в 2017 году, это прежде всего стимулирование спроса на строительную продукцию. В 2016 году мы построили рекордное количество жилья.
М.Бондарева: Прогнозируют, что в следующем году тоже может быть построено большое количество жилья за счёт того, что, как говорят эксперты, может произойти бум ипотеки, которая, естественно, подстегнёт и строительство нового жилья. Разделяете ли Вы такие прогнозы? И будет ли что-то делать Правительство, для того чтобы поддерживать ипотеку: снижать ставки, субсидировать?
Д.Козак: Что касается того количества жилья, которое было построено в уходящем году, то это прежде всего результат субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам (на это мы потратили 10,7 млрд рублей), это и результат субсидирования процентных ставок по кредитам на обустройство площадок для комплексного жилищного строительства, инженерной и транспортной инфраструктуры. Мы и дальше будем продолжать действовать в этом направлении.
Что касается жилищного строительства, это задача не только экономическая, но и социальная – обеспечить качественным доступным жильём большинство граждан нашей страны. Чрезвычайно важная задача, об этом мечтают уже целые поколения многие годы. Мы будем и дальше идти по этому пути. Это что касается жилищного строительства.
Что касается прогнозов на 2017 год, я бы был здесь пока острожен, потому что то количество разрешений на строительство жилых домов, которое выдано в этом году, пока не даёт нам оснований говорить о том, что будет такой бурный рост. Меры, которые будут приниматься, вполне возможно, сработают. Сегодня строят жильё быстро: полученное разрешение в начале года – к концу года это может быть введённый в эксплуатацию дом.
М.Бондарева: Ещё в строительной отрасли есть такая проблема, как реформирование системы саморегулирования в строительстве. Что удалось поменять, помимо нового главы нацобъединения?
Д.Козак: Этот институт был создан в 2009 году. Тогда повально все боролись с государственным вмешательством в экономику, отменяли лицензирование, и обоснованно отменяли. Создали саморегулирование. В принципе такой демократический институт – профессиональное сообщество самостоятельно может избрать кого угодно, установить какие угодно правила, саморегулировать, кто имеет доступ на рынок, кто не достоин того, чтобы работать на строительном рынке. И что оказалось спустя пять лет? Оказалось, что там самим строительным сообществом создана бюрократическая структура, без всякого вмешательства государства, ещё хуже, чем была при лицензировании. Они сами друг друга обирают. Собрали, как отчитались, 100 млрд рублей – это значит, заморозили огромные средства в строительных организациях, которые могли бы пойти на инвестиции, на обновление основных фондов, на выплату повышенной заработной платы и так далее.
Поэтому было принято решение о том, что нам необходимо установить дополнительную ответственность саморегулируемых организаций. Не только за обрушение здания, а за выполнение договорных обязательств, в случае если они выиграли конкурс. Теперь в саморегулируемые организации должны войти только те организации, которые работают в качестве генеральных подрядчиков. В принципе не нужно регулировать деятельность, давать какие-то разрешения для работы на рынке другим организациям, которые работают в качестве субподрядчиков, потому что генеральный подрядчик – это профессиональная строительная компания, которая может себе без всяких там конкурсов выбрать достойных партнёров, которые на субподряде выполнят любые работы. Потому что за всё перед заказчиком, перед вами отвечает генеральный подрядчик. Остальных вы не знаете, видеть не должны и так далее. И нужно повысить эту ответственность.
Таким образом, когда там будут только самые крупные строительные компании, капитаны строительного бизнеса, организаторы строительства, в случае если они ответят за невыполнение кем-нибудь из тех, кто входит в эту саморегулируемую организацию, ответят деньгами – они должны будут восполнить компенсационный фонд. У них будет теперь дополнительный стимул для того, чтобы контролировать, чтобы все работали качественно и чтобы эта бюрократия, которая от своего имени выдавала всякие допуски, жила поскромнее, не так, как сегодня.
М.Бондарева: ЖКХ. Как Вы считаете, насколько удачно была проведена реформа? В Минстрое заявили, что основная часть этих реформ уже завершена.
Д.Козак: Она завершена на бумаге. А если по результатам… Результат какой: нам нужны масштабные инвестиции, не менее 500 млрд рублей ежегодно для того, чтобы обновить обветшалую, устаревшую жилищно-коммунальную инфраструктуру. Сегодня уже есть обнадёживающий результат. На сегодняшний день заключено 1217 концессионных соглашений на управление жилищно-коммунальными системами. 178 млрд рублей – общий объём инвестиционных обязательств этих инвесторов, которые пришли. Наблюдается заметная, существенно отличающаяся от того, что было ещё два года назад, активность и российских, и зарубежных инвесторов, которые хотели бы получить в концессию жилищно-коммунальную инфраструктуру. Это обнадёживает.
Мы, те, кто уже пришёл на рынок, анализируем практику, мы слушаем их и слышим, и те какие-то недочёты, которые они видят, мы стараемся, конечно, учитывать. Основное преимущество этого способа привлечения инвестиций, что мы, не отчуждая из государственной и муниципальной собственности объекты коммунальной инфраструктуры (эти объекты не могут быть переданы просто в частную собственность, они контролируются государством), передаём в долгосрочное пользование инвесторам эту инфраструктуру. И инвестор имеет возможность получать доходы от установленных тарифов под обязательства инвестировать в инфраструктуру определённую сумму и под обязательство достичь определённых показателей качества предоставления услуг.
М.Бондарева: Вы курируете в Правительстве ещё такие направления, как Крым и Сочи. Что касается Крыма, как идёт строительство моста, нет ли задержки в сроках или превышения лимитов финансирования? И как в целом решается проблема с инфраструктурой в Крыму?
Д.Козак: Что касается моста (мы его называем «крымский мост», «керченский переход»), там проблем сегодня нет. Все те обязательства, которые были взяты подрядчиком, выполняются в срок и в пределах той цены, которая определена была контрактом и соответствующим распоряжением Правительства. Напомню, что в 2018 году мы должны запустить автомобильное движение, в 2019-м – железнодорожное движение по этому переходу.
М.Бондарева: Если говорить о Крыме и о Сочи как о туристических центрах России, последний сезон (2016 года) был рекордным для Крыма и для Сочи по количеству отдыхающих. Сейчас как будут развиваться эти курорты, на чём будет сделан акцент?
Д.Козак: Что касается Сочи, то вся инфраструктура, необходимая для потока туристов туда и летом, и зимой, была создана в 2014 году, и окончание этой работы совпало с взрывным ростом внутреннего въездного туризма.
В Сочи сегодня действительно туристов много и зимой, и летом. Вчера только с администрацией Краснодарского края и администрацией города Сочи обсуждали итоги этого сезона. И летом, и зимой и в прибрежном, и, как ни странно, даже в горном кластере все гостиницы заполнены. Там никто не жалуется. И у нас, и у Внешэкономбанка, и у инвесторов, которые являются одновременно заёмщиками Внешэкономбанка, появился оптимизм по поводу возврата кредитов. Нужно только там привлекать частные инвестиции. Для чего? Для того чтобы количество пунктов сервиса, уровень сервиса повышать. Это ресторанчики, концертные залы – такого рода развитие необходимо. И поскольку общественная инфраструктура достаточно развита, это происходит, эти кафе и рестораны растут, как грибы после дождя.
Ёмкость гор для горнолыжников необходимо увеличивать. Есть такие планы – и «Роза Хутор», и у «Газпрома», мы этим тоже занимаемся. Им надо только дать землю. Уже никаких кредитов, никто ничего не просит. Они понимают, что туристический поток обеспечит окупаемость.
М.Бондарева: А что касается Крыма?
Д.Козак: Что касается Крыма, то, к сожалению, если сравнивать с Сочи, то это город Сочи 2007 года. Необходимо всё то же самое сделать, только теперь на большей территории, в гораздо большем объёме, потому что уровень инфраструктуры, и общественной, и частной, туристической инфраструктуры (в данном случае я имею в виду гостиницы, рестораны), конечно, должен быть гораздо лучше.
Тем не менее туристический поток очень сильно растёт. По состоянию на 1 декабря 2016 года Крым посетило 5,5 млн туристов – на 21% больше, чем в 2015 году.
М.Бондарева: Вернёмся к Сочи. Есть ли у Вас какие-то новости для любителей автоспорта? Как будет развиваться Гран-при России в гонках «Формулы-1»?
Д.Козак: Гран-при России «Формулы-1» в международном календаре спортивных соревнований – 30 апреля 2017 года. Мы готовимся к этому мероприятию. Утверждён соответствующий план, программа подготовки. В отличие от предыдущих гонок лицензионный взнос за проведение этих гонок в этом году заплатят исключительно спонсоры – частные лица.
М.Бондарева: То есть новости хорошие для любителей автоспорта?
Д.Козак: Да, новости хорошие.
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, Вы ещё являетесь главой оргкомитета Сочинского форума. В этом году было озвучено решение перенести этот форум на февраль, то есть уже буквально через пару месяцев будет проводиться следующий форум. Скажите, с чем было связано это решение, как идёт подготовка и будут ли ещё какие-то изменения?
Д.Козак: Прежде всего два фактора сыграли роль в этом решении. Первое – что у нас в летне-осенний период сконцентрированы все общероссийские форумы. И Петербургский экономический форум, и Дальневосточный экономический форум, и Сочинский форум. И для всех, кто заинтересован в посещении этих форумов, это очень часто. Поэтому решили равномерно их разложить в календаре года.
Вторая очень важная причина – это попытка дополнительно загрузить летнюю олимпийскую инфраструктуру в зимний период. Это будет дополнительная загрузка – всё-таки там три-четыре дня, мы по-прежнему будем проводить их в прибрежном кластере, в той же Имеретинке, в том же медиацентре. Гостиницы, которые заполняются в этот период на 60–70%, будут заполнены на 100% – это тоже большой плюс.
М.Бондарева: Ещё, мне кажется, название немного поменялось?
Д.Козак: Да, такой ребрендинг форума.
М.Бондарева: Как будет звучать правильно?
Д.Козак: Российский инвестиционный форум. Он будет посвящён прежде всего регионам. Было давнее предложение… Даже РСПП предлагал на последнем перед принятием этого решения заседании оргкомитета, которое я проводил, провести форум российских регионов. Он действительно носит такой региональный оттенок, и нам необходимо сконцентрировать внимание на презентации регионами своих предложений российскому бизнесу, иностранным инвесторам, своих инвестиционных предложений: куда можно вложить деньги, какие проекты они предлагают, на каких условиях.
Думаю, что этот зимний период, конец февраля, как раз благоприятный для того, чтобы можно было съездить в командировку и там презентовать свои инвестиционные возможности.
М.Бондарева: Вы ещё возглавили оргкомитет, который подготовит празднование столетия музея-усадьбы «Архангельское». Как будет меняться «Архангельское» к юбилею?
Д.Козак: Почему я возглавил этот оргкомитет? Потому что меня давно попросили – и сам музей «Архангельское», и Министерство культуры, и многие-многие заинтересованные в развитии этой территории. Я уже года три, наверное, возглавляю попечительский совет музея-усадьбы «Архангельское». И, поскольку грядёт такая дата, Правительством было принято решение организовать такой оргкомитет, потому что это действительно уникальный памятник в Подмосковье. Это должен быть подмосковный Петергоф.
М.Бондарева: Поскольку мы с Вами беседуем в канун Нового года, где Вы со своей семьёй собираетесь отмечать этот праздник? Крым? Сочи?
Д.Козак: Сочи. Уже скоро будет 10 лет, как у меня нет другого места зимнего отдыха, кроме Сочи. Сочи, горные лыжи.
М.Бондарева: Сейчас, наверное, там отдыхать намного приятнее?
Д.Козак: Естественно. И можно увидеть все недостатки своей собственной работы, которые были допущены за эти 10 лет.
М.Бондарева: Ну что же, тогда я Вас поздравляю с наступающим Новым годом.
Д.Козак: Я Вас тоже, и всех телезрителей «России 24».
М.Бондарева: Спасибо Вам большое. До свидания.