Д.Медведев: «Совокупные ежегодные инвестиции компаний ТЭКа оцениваются на уровне 3,5 трлн рублей, и мы заинтересованы в том, чтобы эти деньги работали на развитие нашей экономики. За счёт импортозамещения доля импортной продукции в закупках предприятий ТЭКа после реализации стратегии составит не более 10-15%».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Прежде чем мы обсудим проект Энергетической стратегии до 2035 года, я хотел бы поздравить всех, кто работает в электроэнергетическом комплексе, с профессиональным праздником – с Днём энергетика.
Электроэнергетика, так же как и нефтяная, газовая, угольная промышленность, занимает ключевые позиции в нашей экономике. В топливно-энергическом комплексе создаётся более четверти валового внутреннего продукта, здесь формируется более половины доходов федерального бюджета. От того, как работают энергетики, напрямую зависят и промышленные, и сельскохозяйственные предприятия, транспорт, ЖКХ, зависят цены, квартплата, стоимость проезда и состояние окружающей среды. И это всё касается всех граждан нашей страны.
Участники совещания
-
Список участников совещания о проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, 22 декабря 2016 года
У нас уникальный опыт энергоснабжения на огромных территориях, на 11 часовых поясах, где используются все виды энергоносителей. Сейчас наша страна проходит пик зимних нагрузок, и, несмотря на всякого рода проблемы, энергетики в целом успешно с этим справляются.
Мы сегодня обсудим, как будет развиваться топливно-энергетический комплекс в ближайшие 20 лет в соответствии с представлениями, которые заложены в проект энергостратегии: какие меры Правительство должно принимать, чтобы сделать российскую энергетику более современной, более надёжной, безопасной, добиться максимально эффективного использования энергетических ресурсов, сохранить лидирующие позиции в мировой энергетике.
Нефтяные и газовые проекты – это долгосрочный бизнес, где счёт идёт на миллиарды. Нашим энергетическим компаниям, зарубежным потребителям нужно дать чёткие ориентиры – какой будет налоговый режим, какова будет тарифная и ценовая политика, – сделать наш энергетический рынок более открытым, прозрачным, конкурентным и более привлекательным для инвестиций.
Вопросы сложные, чувствительные, по ним есть различные позиции. Давайте эти позиции обсудим, чтобы в конечном счёте выйти на оптимальные решения. В этом как раз цель совещания – учесть и сбалансировать интересы и потребителей, и компаний, которые занимаются добычей, переработкой и поставкой энергоресурсов, и интересы бюджета.
Хотел бы обозначить несколько позиций, которые в
любом случае нужно иметь в виду и по которым нужно принимать решения.
Одна из сложных проблем – это зависимость нашего топливно-энергетического комплекса от иностранных технологий и оборудования. Несмотря на решения, которые мы принимали в последние годы, по ряду позиций эта зависимость пока ещё находится на критическом уровне. Эту ситуацию нужно менять, поддерживать наших производителей, которые готовы предоставить конкурентные по цене и по качеству виды оборудования, виды сервиса, с помощью налоговых и финансовых инструментов стимулировать энергетические компании использовать преимущественно российскую продукцию и услуги.
Совокупные ежегодные инвестиции компаний ТЭКа оцениваются на уровне 3,5 трлн рублей, и мы заинтересованы в том, чтобы эти деньги работали на развитие именно нашей экономики. Наши крупнейшие компании при разработке своих инвестпрограмм должны исходить из такого подхода. Мы сегодня обсуждали инвестпланы «Газпрома», это относится и к другим компаниям – и к компаниям с госучастием, и к частным компаниям.
Д.Медведев: «Совокупные ежегодные инвестиции компаний ТЭКа оцениваются на уровне 3,5 трлн рублей, и мы заинтересованы в том, чтобы эти деньги работали на развитие именно нашей экономики. За счёт импортозамещения доля импортной продукции в закупках предприятий ТЭКа после реализации стратегии, то есть через 20 лет, составит не более 10-15%».
Также будем поддерживать локализацию производства
наиболее перспективного оборудования, технологических решений в России.
Рассчитываем, что за счёт импортозамещения доля импортной продукции в закупках
предприятий ТЭКа после реализации стратегии, которую мы рассматриваем, то есть
через 20 лет, составит не более 10-15%.
Второе, о чём хотел бы сказать. Современная энергетика – это высокотехнологичная отрасль, здесь технологии развиваются невероятно быстро. Речь идёт не только о новых способах добычи и транспортировки энергии (включая все аспекты сланцевой революции, сжижение природного газа), но и о формировании так называемой новой энергетики, которая основана на возобновляемых источниках энергии, на так называемой распределённой генерации, на использовании интеллектуальных сетей.
Если мы хотим и в будущем иметь конкурентоспособную энергетику, то и государству, и бизнесу нужно вкладываться в инновации. Это очевидная вещь, тем не менее считаю правильным это подчеркнуть.
Третье, о чём хотел бы сказать: по-прежнему крайне расточительно мы относимся к использованию ресурсов. Энергоёмкость нашего ВВП в разы выше, чем в развитых и многих развивающихся странах. Потенциал энергосбережения, по данным Минэнерго, составляет около трети текущего энергопотребления. То есть каждый третий киловатт-час электроэнергии, кубический метр газа, килограмм угля, тонна нефти уходит, по сути, в никуда с точки зрения экономики. У нас немало предприятий, где потери энергии и тепла особенно велики. В конечном счёте за это всё расплачивается экономика и потребители. Это недопустимо. В стратегии должны быть предусмотрены системные меры по повышению энергоэффективности. Это касается не только самого ТЭКа, где также есть большие возможности по улучшению использования ресурсов, но и всей экономики. Тем более что наши предприятия уже довольно активно выпускают и энергосберегающее оборудование.
И наконец, четвёртое. В условиях глобальных изменений на мировых рынках и растущей конкуренции необходима детально продуманная, взвешенная экспортная политика, которая предусматривает максимальное расширение направлений и форматов сотрудничества в области энергетики. Нам нужно серьёзно диверсифицировать наш энергетический экспорт – и по географии, и по товарной структуре.
Мы будем развивать все направления. Будем и европейское направление развивать, но будем развивать и энергетическое сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза, естественно, азиатское направление, включая наши контакты со странами ШОС, БРИКС, и на двусторонней основе – со всеми заинтересованными странами.