В повестке: о стратегии развития Внешэкономбанка до 2021 года, о бизнес-модели деятельности и бюджете банка на 2017 год.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по окончании заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня завершающее заседание Наблюдательного совета Банка развития и внешнеэкономической деятельности, то есть Внешэкономбанка. Мы рассмотрим стратегию развития банка до 2021 года, бизнес-модель деятельности банка, бюджет на следующий год, а также ряд сделок.
Несколько слов о стратегии. В последнее время Внешэкономбанк столкнулся с целым рядом очень серьёзных вызовов. Это и ограниченный доступ к иностранному финансированию, и качество собственного инвестиционного портфеля. Однако ВЭБ с помощью государства преодолевает эти трудности и готов к следующему этапу развития. Именно это в соответствии с новой стратегией должен делать банк, сосредоточившись на финансировании важных, больших проектов по высокому переделу, по переводу оборонно-промышленного комплекса на выпуск гражданской продукции, он должен способствовать инновациям и развитию инфраструктуры, поддержке несырьевого экспорта, проектов Национальной технологической инициативы и реализации целого ряда других важных государственных решений.
Участники заседания
-
Список участников заседания Наблюдательного совета Внешэкономбанка, 21 декабря 2016 года
В результате мы должны увеличить вклад Внешэкономбанка
в рост российского ВВП, получить новые рабочие места, рост производительности
труда.
Банку надо повышать качество собственной работы. Это значит, более эффективно искать проекты, отбирать их, отслеживать ход их реализации, работать с клиентами, привлекать частные инвестиции и, конечно, первоклассных специалистов для работы.
Внешэкономбанку предстоит реструктурировать проблемные активы, выйти из непрофильных бизнес-сегментов, выполнить обязательства по внешнему и внутреннему долгу. Всё это должно происходить на системной основе. Эти направления работы включены в новую бизнес-модель деятельности Внешэкономбанка.
Для ВЭБа наступающий год станет временем перехода от антикризисного управления к стадии реструктуризации активов и трансформации с прицелом на возможности получения прибыли в 2018 году. Правление банка учло ожидаемые результаты работы за 2016 год, сделало необходимые констатации и выводы, касающиеся параметров работы, включая накопленные убытки, а также основные параметры инвестиционной деятельности. Исходя из этих планов и сформирован бюджет ВЭБа на 2017 год.
Государство по мере имеющихся возможностей продолжит оказывать помощь банку, в том числе через прямую государственную поддержку и содействие в привлечении долгосрочного финансирования, а это в последнее время банку удалось сделать, и это очевидный результат работы новой команды. Но ВЭБу следует максимально взвешенно распоряжаться имеющимися ресурсами, не распылять их, концентрироваться на стратегических проектах в приоритетных отраслях экономики, проводить экспертизу по всем потенциальным сделкам, оценивать риски и возможности.
В повестке дня есть уже реализуемые проекты, по которым меняются условия финансирования. Есть и новые сделки, в частности строительство комплекса по производству полиэфирного волокна в Ивановской области – это новый крупный проект, подготовленный новой командой Внешэкономбанка. Это означает, что ВЭБ продолжает исполнять функции института развития. Цель проекта – в локализации производства высококачественного волокна и замещении импортного сырья для лёгкой и текстильной промышленности в нашей стране.
Кроме того, в последнее время был принят целый ряд других решений, включая важные решения по реструктуризации задолженности крупных компаний перед банком, в том числе концерна «Тракторные заводы». Здесь важным является то, что сохраняются и военный, и гражданский сегменты производства. Реструктуризация большая, это десятки миллиардов рублей. Но самое главное, что в значительной степени сохраняются рабочие места на производстве.
Мы также обсудим ряд экспортных сделок.
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по окончании заседания
Из стенограммы:
С.Горьков: Главный вопрос – утверждение новой стратегии. Новая стратегия была принята и утверждена, теперь ВЭБ живёт с новой стратегией на ближайшие пять лет. Для нас это важно, потому что это совершенно новый тренд, который мы определили. Это поддержка несырьевого экспорта, высоких переделов в промышленности, инноваций НТИ, инфраструктуры и развития, перевод продукции военно-промышленного комплекса на гражданские рельсы, то, что было в поручении Президента. Мы приступаем к реализации стратегии.
Рассмотрели также финансовый план на 2017 год. Мы считаем, что это позволит нам в 2017 году провести до конца реструктуризацию бизнеса, построить новый банк, так называемый ВЭБ 2.0, и выйти в 2018 году на прибыль.
Вопрос: Будет ли меняться подход к одобрению кредитов, имеется в виду в части спецпроектов? Как это будет реализовано в ВЭБе 2.0?
С.Горьков: У нас выработан механизм. Был сформирован специальный фонд. Пока он касается конкретно одной большой сделки, но тем не менее как механизм он создан. Механизм принятия спецпроектов определён меморандумом. Мы не меняем сам процесс. О новых спецпроектах мы не говорим, новых у нас нет. Надеюсь, что их не будет. А если будут, то механизм существует.
Вопрос: То есть они сразу попадают на баланс фонда, а не на баланс ВЭБа 2.0?
С.Горьков: Это будет зависеть от структуры сделки и конкретной задачи по сделке. Пока говорить о перспективе, не зная сделки, невозможно.
Вопрос: Был одобрен финансовый документ на 2017 год. Какие основные показатели по убыткам?
С.Горьков: Он определён в формате затрат этого года, которые мы будем нести. Но нам придётся рассмотреть ряд возможных влияний на наш бюджет, связанных с продажей наших коммерческих банков. Стоит задача – в первом полугодии их реализовать, до конца сделку закрыть. Также украинский банк: наша задача – закрыть до конца II квартала. Насколько этот эффект повлияет, будет зависеть от клозинга, потому что это вопрос цены, вопрос курса и так далее. Конкретный результат, цифра будет зависеть от этих событий.
Вопрос: Не могли бы вы уточнить, какой объём финансирования от государства заложен на 2017 год? Этого хватает?..
С.Горьков: Те же 150 млрд государственных субсидий, что и в этом году, бюджет утверждён. Если вы говорите про внешние обязательства, на следующий год они составляют порядка 240 млрд рублей. Этого не хватает, как не хватало и в этом году. Тем не менее мы ситуацию с ликвидностью решили. Напомню, ВЭБ начинал с того, что у нас была негативная ликвидность, достаточно большая, порядка 400 млрд рублей. А сейчас мы заканчиваем с позитивной ликвидностью больше 100 млрд рублей. Это, конечно, наш запас на следующий год, поэтому менеджмент банка считает, что вопрос ликвидности следующего года, в общем-то, закрыли. Поэтому этих 150 нам хватает для того, чтобы закрыть проблемы ликвидности нашего банка и выплатить по нашим долгам нашим инвесторам.
Вопрос: В прежнем варианте стратегии упоминалось использование пенсионных накоплений, которые находятся под управлением группы ВЭБа, в том числе для участия в финансировании каких-то проектов. И в том числе для спасения самого ВЭБа. Что в итоге решили?
С.Горьков: Такая возможность существует, потенциально всё зависит от заёмщика. На сам ВЭБ мы не планировали такое, но возможно использование в других инструментах. В текущем году мы этим не воспользовались. В следующем году, возможно, будем обсуждать.