Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам
19 октября 2016
14:00
Горки, Московская область
О целевых показателях, этапах и способах решения основных задач по направлению «Реформа контрольной и надзорной деятельности»; о приоритетном проекте «Ипотека и арендное жильё».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня у нас одна из завершающих тем, которые мы
должны рассмотреть на заседании президиума нашего совета, для того чтобы
организовать работу по приоритетным проектам. Она касается государственного контроля и надзора.
Мы многократно к этой теме обращались. Очевидно, что
контрольная и надзорная деятельность в том виде, в котором она сейчас существует,
вызывает очень много нареканий. Она недостаточно эффективна и для компаний, и
для людей, которые с ней сталкиваются, нередко коррумпирована и агрессивна по
отношению к бизнесу, наверное, в целом и слишком громоздка для государства.
Мало того, надзорная деятельность из средства поддержания законности в
целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды,
в том числе на бизнес.
Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных
инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс.
органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов,
которые этим занимаются.
При этом количество
подконтрольных предприятий превышает потенциальные возможности проверяющих
органов. Результаты проверок далеко не всегда приводят к улучшению условий
труда, к устранению рисков.
Конечно, без контроля и
надзора ни одно государство не обходится. И это всегда сложный баланс интересов
государства, общества и бизнеса. Найти этот баланс непросто. В нынешних
экономических условиях многие предприниматели пытаются экономить буквально на
всём, в том числе и на соблюдении требований закона, в ряде случаев – просто
договариваться с контролёрами (естественно, на незаконных условиях). Понятно,
что к такому положению дел многие привыкли и не жаждут реформироваться.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 19 октября 2016 года
Ситуацию нужно менять. На
эту тему было дано много государственных поручений по линии Президента, Правительства.
Она постоянно находится в центре внимания.
Какие задачи необходимо
решать?
Во-первых, деятельность
контрольных и надзорных структур должна давать реальные проверяемые результаты.
То есть она должна минимизировать вред жизни и здоровью людей, приводить к
снижению количества смертельных случаев, числа заболеваний, травм на
производствах, а также к сокращению материального ущерба.
Здесь есть целый ряд
целей, в том числе по снижению смертности по контролируемым видам рисков к 2018
году. У нас, напомню, только из-за инфекционных заболеваний, отравлений,
пожаров, дорожно-транспортных происшествий ежегодно гибнут десятки тысяч
человек. По данным статистики, совокупная цифра
– около 80
тыс. в 2015 году, что, конечно, неприемлемо.
Общемировая
практика развивается по пути так называемого риск-ориентированного подхода. Наша
система проверок также должна быть настроена на оценку этих рисков, на предупреждение нарушений, на защиту
интересов людей с учётом особенностей конкретной сферы производства или услуг.
Во-вторых,
нужно, снизить административную нагрузку на компании, на предприятия и граждан.
У добросовестного бизнеса, который по своей природе не связан с высокими
рисками причинения вреда, должно исчезнуть ощущение, что он находится в
состоянии «осаждённой крепости», постоянно подвергается проверкам. Нередко
предприниматели не в состоянии обеспечить соблюдение предъявляемых требований хотя
бы потому, что этих требований слишком много, либо они противоречивы, либо
устарели. Количество актов, которые действуют в этой сфере, очень значительное,
и часть из них действительно принималась в совершенно других
социально-экономических условиях.
Есть нормы,
которые дублируются на разных уровнях. По оценкам экспертов, потери бизнеса от
выполнения неэффективных предписаний такого рода достигают до 5% валового
внутреннего продукта. Цифра труднопроверяемая, но в том, что цифра эта большая,
сомнений ни у кого нет. Задача – снизить непроизводственные издержки бизнеса на
20% к 2018 году и в два раза – к 2024 году.
Нужна
«расчистка» этих требований. Каждый предприниматель должен точно знать, под
какие виды государственного или муниципального контроля подпадает его
деятельность, в каком порядке этот контроль будет осуществлён. И конечно,
требования, которые предъявляются, не должны быть завышенными, они должны быть
подъёмными. Ситуация, когда проще договориться с проверяющими, чем исполнять
требования закона, по сути, является преступлением и должна быть полностью
исключена.
В-третьих,
необходимо повысить качество государственного управления в этой сфере. Нужно создать полноценную систему оценки. Порядок
работы каждой инстанции должен быть точно регламентирован, деятельность
измеряема конкретными показателями. Причём в рамках этого риск-ориентированного
подхода показатели должны охватывать сокращение числа проверок.
Кроме того, если
мы всего этого будем добиваться, у нас появится полноценная и обратная связь, а
вслед за этим – возможность вести разумную кадровую политику и выделять ресурсы
под наиболее важные задачи.
Ещё
одна немаловажная часть этой деятельности – сокращение издержек. В настоящее
время мы
работаем над этим практически по всем сферам государственных расходов.
Государственный контроль – не исключение. Чтобы добиться этого, нужно внедрять современные информационные технологии, которые
способны обеспечить открытость, снизить коррупцию и повысить эффективность
самих контролирующих органов. Должны появиться единые правила ведения реестра
проверок, вплоть до автоматизации такого учёта, и, конечно, эта информация
должна быть в открытом доступе.
Мы сегодня
рассмотрим ещё одну тему. Она касается ипотеки и арендного жилья. С этой темы была
начата проектная деятельность. Сегодня это первый готовый к утверждению
документ со всеми показателями по объёмам ввода жилья, количеству выдаваемых
ипотечных кредитов, ежегодного финансирования пилотных проектов и по коэффициентам
доступности.
Предполагается,
что до 2020 года на достижение этих целей будет направлено более 80 млрд рублей
из федерального бюджета и около 34 млрд рублей из бюджетов регионов.
Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания
Из стенограммы:
М.Абызов:
Сегодня на президиуме совета по приоритетным проектам рассматривались вопросы
по реформе контрольно-надзорной деятельности, были представлены основные цели и
параметры проектов. Их три.
Первая цель должна
обеспечить значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев,
заболеваний. В течение 2018–2024 годов мы должны за счёт новой работы
контрольно-надзорных органов существенно сократить статистику по смертности в
результате рисков, которые контролирует государство, ущерб от заболеваемости и
материальный ущерб.
Второе направление реформы
контрольно-надзорной деятельности – это сокращение административного давления
на бизнес. Контрольно-надзорная деятельность должна стать более прозрачной,
объективной. Система требований должна быть актуализирована, мы должны
исключить дублирующие избыточные требования для бизнеса, а также сокращать количество неэффективных
проверок, которые проводятся без учёта того, насколько потенциальный риск
представляет деятельность того или другого предприятия.
Третье направление –
это совершенствование работы всей государственной машины, которая обеспечивает
контрольно-надзорную деятельность. В этой части нам необходимо будет обеспечить
и новые кадровые подходы, то есть работать над повышением квалификации нашего
инспекторского персонала, активно внедрять информационные системы, без
качественной работы которых невозможна в том числе и реализация современных
методов контроля и надзора, которые осуществляются без фактического контакта
физического инспектора и поднадзорного субъекта, а все данные по работе
контрольно-надзорных органов получаются через информационные системы. Примеры
такой работы в наших надзорных органах уже есть: Федеральная налоговая служба,
Роструд, Росфинмониторинг активно используют эти подходы. Вот три цели, которые
обсуждались, параметры по которым в целом были одобрены.
Вопрос:
Рассматривался ли вопрос о слиянии трёх надзоров? Это Роспотреб-, Росздрав- и Россельхознадзор.
М.Абызов: Нет, такой вопрос сегодня не
рассматривался. Более того, (это ещё раз сегодня
подтвердило обсуждение): у нас не является самоцелью реструктуризация, слияние
и изменение структуры органов государственной власти контроля и надзора. Это
может быть одним из инструментов, но который в ближайшее время не является
актуальным.
Вопрос:
А вы запрашиваете какое-то финансирование на эти проекты?
М.Абызов: Основной объём финансирования будет
осуществляться за счёт тех бюджетных средств, которые сегодня выделяются на
обеспечение работы контрольно-надзорных ведомств.
Вопрос:
Когда вы планируете подготовить паспорт проекта?
М.Абызов:
В
соответствии с графиком мы должны сделать это до конца года. Внутри этого
приоритетного направления мы сегодня выделили восемь основных проектов, по
каждому из которых будет подготовлен паспорт. Основные из этих проектов –
проект по внедрению риск-ориентированного подхода и проект по совершенствованию и принятию системы эффективности
деятельности контрольно-надзорных органов, то есть, по сути дела, внедрение
системы KPI
в
деятельность каждого контрольного, надзорного органа.
Важным проектом является проект информатизации.
Крайне важным является проект по переходу от репрессивной модели контроля и
надзора к профилактической – проект по предупреждению и профилактике в работе
наших контрольно-надзорных ведомств. Отдельного внимания требует проект,
связанный со значительным снижением возможности коррупционных проявлений в
деятельности контрольно-надзорных органов.
Также мы подготовим паспорт проекта по реализации
контрольно-надзорных полномочий на уровне регионов и муниципалитетов. На
сегодняшний день мы видим динамику, при которой количество проверок и давление
на бизнес со стороны федеральных контрольно-надзорных ведомств снижается (пусть
и незначительно), при этом значительно повышается количество проверок и
давление на бизнес со стороны региональных и муниципальных надзорных ведомств.
Нам необходимо совместно с нашими коллегами и руководителями регионов
посмотреть, каким образом мы могли бы здесь объединить усилия и, совершенствуя
систему на федеральном уровне, в том числе совершенствовать систему на уровне
регионов.
Вопрос:
У
каждого из этих проектов будет свой руководитель?
М.Абызов:
Да,
предполагается назначение по каждому из проектов отдельного руководителя,
исходя из профиля ведомств, которые выполняют основную нагрузку и работу по
реализации этих проектов.
Вопрос:
Все
эти проекты должны быть до конца года?
М.Абызов:
Паспорта
проектов должны быть представлены и согласованы президиумом до конца года. Часть
проектов уже реализуется сегодня, по другим реализация начнётся с 1 января
после утверждения паспортов проектов.
Вопрос:
Когда
можно будет реально перейти на электронное общение между бизнесом и надзорными
органами?
М.Абызов:
Это
зависит от сегодняшнего уровня информатизации конкретного надзорного ведомства.
Налоговая служба полностью перешла уже сегодня на такую систему коммуникации,
Роструд – в процессе перехода на эту систему, Росфинмониторинг её полностью
внедрил.
Сегодня более 40 ведомств занимается контролем и
надзором. Уровень их подготовки, их информационного развития различный. Будем
выстраивать под каждое из ведомств индивидуальный график, который в итоге
должен обеспечить в горизонте от 2018 до 2021 года полностью внедрение
информационных систем, которые обеспечивали бы электронное взаимодействие между
инспектором и поднадзорным субъектом.
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Из
стенограммы:
М.Мень:
Сегодня на заседании президиума рассматривался проект по развитию жилищного строительства.
Паспорт проекта утверждён. Он согласован с Министерством экономического
развития, с Минфином, с Банком России. И после того как было получено одобрение
Председателя Правительства, мы готовы начинать его реализовывать.
Самое важное, что было
дано окончательное поручение Председателя Правительства о том, что 20 млрд
рублей по году должно идти на помощь региональным застройщикам – субъектам
Российской Федерации в части инфраструктуры: инженерной, внутриквартальной
транспортной инфраструктуры и инфраструктуры, связанной с социальными
объектами. 10 млрд, соответственно, было сконцентрировано внутри наших
возможностей, в рамках нашей федеральной целевой программы «Жилище», и 10 млрд
добавило Министерство финансов Российской Федерации.
Уже разработаны
соответствующие правила предоставления этой поддержки, они согласованы на
уровне Игоря Ивановича Шувалова. В конце этого года начнём работать по отбору
проектов, а уже в начале следующего года приступим к реализации программы.
Какие основные целевые
показатели? Выход к 2020 году на 100 млн кв. м жилья. Также мы приняли решение,
что по показателям будем теперь делить: отдельно индустриальное жильё, отдельно
индивидуальное жилищное строительство, для того чтобы чётко видеть, где у нас
рост, где падение именно в этих сегментах жилищного строительства.
Важное направление –
ипотечное кредитование. Наша задача – выйти с 700 тыс. ипотечных кредитов,
которые выданы в прошлом году, к 2018 году на миллион и к 2020 году на 1,2 млн
ипотечных кредитов.
Также у нас есть
целевые показатели по пилотным проектам по арендному жилью. Эта работа в первую
очередь осуществляется Агентством по ипотечному жилищному кредитованию. К 2018
году порядка 18 млрд рублей предусматривается на пилотные проекты и порядка 20 млрд
– до 2020 года. Это даст соответствующий результат. Во-первых, мы поймём
параметры будущего арендного жилья и критерии такого жилья, поскольку это новый
рынок, который мы сейчас планируем создавать в стране.
И ещё важное решение.
Вчера состоялось заседание совета директоров Банка России, и там одобрено очень
важное регуляторное изменение: снижен коэффициент риска по облигациям АИЖК со
100 до 20%. Это создаёт, конечно, возможность для снижения издержек банков при
предоставлении ипотечных кредитов населению. Это важный момент также в плане
развития ипотеки.
Необходимо также максимально
двигаться в сторону электронного документооборота и так называемой электронной
закладной, которую сейчас готовят в АИЖК. Вот такой пул задач и направлений в
этом первом приоритетном проекте, который начинает реализовываться.
Вопрос:
Кто является руководителем проекта?
М.Мень:
У нас куратор – Игорь Иванович Шувалов. Минстрой является заказчиком. И
основной исполнитель – АИЖК, Плутник Александр Альбертович.
Помимо этого, в
Аппарате Правительства департамент приоритетных проектов также плотно работает
с нами.
Вопрос:
Планируется ли на следующий год продление господдержки ипотеки?
М.Мень:
Мы сейчас смотрим на то, как реализуется эта программа. Она дала серьёзный
результат и в 2015-м, и в этом году, но сегодня, в связи со снижением ключевой
ставки, она теряет свою актуальность. Мы
будем предлагать Правительству какие-то варианты по тем или иным мерам дальнейшей
поддержки ипотеки.
Вопрос:
Премьер
сказал, 80 млрд и 34 млрд рублей запланировано?
М.Мень:
Да, но это по годам. То есть четыре года по 20 млрд – бюджет и 34 – это
софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации.
Вопрос:
Вы раньше говорили, что до конца года могут появиться ипотечные облигации?
М.Мень:
Да, вчера состоялось соответствующее решение Центрального банка, и до конца
года мы рассчитываем это сделать.
Вопрос:
Вы сказали о создании рынка арендного жилья. А что именно нужно для этого
делать?
М.Мень:
Мы договорились, что в рамках этого приоритетного проекта будет целый блок
пилотных проектов, для того чтобы понять, как будет работать вообще в России
цивилизованный рынок арендного жилья, поскольку мы его пока не имеем. Сегодня есть всего лишь порядка миллиона квадратных
метров арендного жилья. Мы будем эти пилотные проекты создавать в местах
деловой активности, в крупных городах, рядом со строящимися предприятиями, и по
результатам увидим, насколько этот рынок сформировался и насколько он
востребован в нашей стране.
При этом важны не
только критерии арендного жилья, но важен и механизм коллективных инвестиций –
через ЗПИФы. Это очень важно сделать и показать людям, что это может быть для
них очень интересно.
Национальные и приоритетные проекты:
Министерства и ведомства, органы при правительстве: