Первый вопрос повестки – о внесении изменений в программу приватизации федерального имущества.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Стенограмма начала заседания:
Д.Медведев: Первый вопрос, который сегодня обсуждается на заседании Правительства, связан с внесением изменений в программу приватизации федерального имущества. Речь идёт о корректировке планов по продаже акций наших крупнейших компаний, акционерных обществ с перспективой до 2016 года. Напомню, что я обозначил эту тему в числе семи приоритетов работы Правительства на ближайшие полгода. Проект распоряжения предусматривает возможность полной или частичной приватизации таких крупных акционерных обществ, как, например, «Совкомфлот», Сбербанк России, банк ВТБ, Объединённая зерновая компания, «Росагролизинг», РОСНАНО, РЖД. В список также входят крупнейшие энергетические и нефтедобывающие компании, очень солидные производственные корпорации, в том числе «Роснефть», которая должна быть выведена из-под прямого контроля государства к 2016 году.
Я напомню, что все вносимые изменения касаются той части программы, в которой указаны основные направления приватизации на плановый период. Конкретные сроки, объёмы продаж пакетов акций компаний-лидеров будут определяться отдельными решениями. Таким образом, должно быть снижено избыточное присутствие государства в конкурентном секторе экономики, созданы условия для добросовестной конкуренции, привлечения дополнительных инвестиций в развитие предприятий и отраслей в целом. Все принимаемые решения должны быть, естественно, взвешенными, стратегически обоснованными. Учитывать нужно и текущую конъюнктуру на рынке капитала, возможные риски. Но в любом случае двигаться вперёд необходимо, выдерживая заявленные темпы и сроки.
Следующий важнейший вопрос – это ратификация протокола о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Вы знаете, что в ходе переговорного процесса была проведена большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами Всемирной торговой организации. Теперь необходимо использовать этот инструментарий, чтобы минимизировать риски для отдельных отраслей экономики и дать возможность работать, дать возможность инвесторам работать без потерь.
В последнее время была серия консультаций с представителями деловых кругов и некоторыми отраслевыми сообществами. Вчера я также обсуждал эту тему с экспертами в рамках «Открытого правительства» и поставил задачу, естественно, не только подготовиться, потому что в целом я считаю, что мы готовы, но и в дальнейшем мониторить ситуацию – значит, смотреть за тем, как наша экономика будет меняться в контексте вступления в ВТО, – но и в то же время, естественно, принимать необходимые решения. Должны быть доработаны и реализованы планы адаптации отдельных отраслей нашей экономики к условиям вступления в ВТО. Подчеркну, что, присоединяясь к ВТО, мы будем следовать достигнутым договорённостям, исполнять взятые на себя обязательства. Каких-либо других обязательств или новых обязательств мы, конечно, на себя брать не будем. И вчера во время встречи с экспертами я сказал и сегодня хотел бы сказать: это очень важное дело, очень важный шаг, связанный с развитием нашей экономики, но он должен в полной мере отвечать нашим национальным интересам. Поэтому мы будем исходить из приоритета национальных интересов, естественно, выполняя те решения по вступлению в ВТО, которые мы на себя принимаем.
В ближайшее время протокол о вступлении России в ВТО должен быть внесён в Государственную Думу. Я поручаю министру экономического развития Андрею Рэмовичу Белоусову и руководителям других заинтересованных ведомств работать в тесном контакте с парламентом (парламент ждёт этих документов), с тем чтобы завершить все необходимые процедуры в июле. В начале августа Россия должна стать полноправным членом Всемирной торговой организации.
В продолжение темы ВТО будет рассмотрен законопроект, который был подготовлен Правительством в инициативном порядке. Речь идёт о дополнительных гарантиях инвесторам, которые работают в российской автомобильной промышленности. Я напомню, что в этой отрасли неплохо реализуется режим так называемой промышленной сборки, который приносит результат, – это касается и дополнительных капвложений, и, конечно, новых рабочих мест, и трансфероуправленческих и производственных технологий. Срок действия таких режимных соглашений завершается в 2018–2020 годы. Льготы по ввозным пошлинам на автокомпоненты должны быть отменены с 1 июля 2018 года – мы таким образом договорились при вступлении в ВТО, то есть в связи с появлением дополнительных таможенных сборов перед нашими автомобилестроительными концернами, реализующими такие проекты, встанет вопрос о пересмотре долгосрочных инвестиционных планов со всеми вытекающими последствиями. Чтобы этого не случилось, Правительство должно создать условия, которые позволят не ухудшать финансовые показатели наших партнёров.
Предлагается на период 2018–2020 годов ввести механизм субсидирования их затрат в размере, равном ввозным пошлинам на автокомпоненты, тем самым сбалансировав ситуацию. Рассчитываю, что все эти меры станут хорошим сигналом для инвесторов, серьёзных инвесторов, которые вкладывают деньги в нашу экономику и производят современную конкурентоспособную продукцию на территории нашей страны.
Ещё один вопрос совсем из другой сферы, но тоже очень важный. Он касается интеграции России в международное правовое пространство и защиты прав детей. Правительством подготовлены проекты предложений о подписании Российской Федерацией Конвенции о защите детей от сексуальной эксплуатации, сексуальных злоупотреблений и факультативного протокола Конвенции о правах ребёнка, касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Подписание данных документов позволит вести такую борьбу более эффективно на уровне международных стандартов, будет содействовать развитию правового сотрудничества между Россией и другими странами в этой области. Сначала предлагается подписать конвенцию и факультативный протокол, затем привести наше законодательство в соответствие и после этого ратифицировать оба документа.
Ну и нам ещё предстоит обсудить целый блок вопросов, регламентирующих нашу работу в рамках организации Договора о коллективной безопасности. Мы должны одобрить и представить на ратификацию три важных документа, включая протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территории государств–членов ОДКБ.
Давайте начнём работать. Слово для выступления по первому вопросу «О внесении изменений в программу приватизации» – министру экономического развития Андрею Рэмовичу Белоусову.
А.Белоусов: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы дать краткую характеристику действующей программы приватизации и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011–2013 годы.
Всего данной программой предусматривается приватизация пакетов акций 1408 акционерных компаний, акционерных обществ (всего у нас 2714 акционерных обществ с госучастием). Из них к продаже запланировано примерно 1,3 тыс. пакетов акций, к внесению в уставные капиталы интегрированных структур – 7,4 пакета акций. Кроме этого предусмотрено акционирование 278 ФГУПов из 2427. В рамках реализации указанной программы в 2011 году была обеспечена программа пакетов акций 319 обществ, включая 10% акций банка ВТБ. Доход от продажи приватизированного федерального имущества в 2011 году составил порядка 121 млрд рублей – это абсолютный рекорд, лучший показатель приватизации за всю её историю. Но при этом, конечно, надо иметь в виду, что от продажи акций ВТБ Российская Федерация получила порядка 100 млрд рублей – 95,7 млрд рублей, если говорить точнее.
В 2012 году приватизационные мероприятия продолжаются в отношении порядка 200 предприятий и пакетов акций порядка 960 акционерных обществ. И всего с учётом пакетов, о которых речь пойдёт ниже, мы планируем получить порядка 300 млрд рублей в этом году, то есть существенно превысить прошлогодний показатель.
Несколько слов в отношении ближайших приватизационных сделок: до 1 сентября 2012 года будут выставлены на продажу порядка 200 мелких и средних акционерных обществ. Кроме этого, в настоящее время завершается подготовка сделок в отношении семи крупных акционерных обществ. Указанные сделки осуществляются с участием назначенных Правительством Российской Федерации инвестиционных консультантов. Из наиболее крупных в этой части пакетов – 20-процентный пакет общества «Апатит», 100-процентный пакет акционерного общества «СГ-транс», 55-процентный пакет «Ванинского морского торгового порта», соответствующие пакеты Мурманского морского торгового порта, авиакомпании «Сибирь», Архангельского тралового флота и ТГК-5 («Территориальной генерирующей компании №5»). Всего в этой части планируется примерно получить порядка 30 млрд рублей.
Теперь в части крупнейших компаний. В ближайшее время уже может быть осуществлена приватизация следующих пакетов акций: во-первых, это акции Сбербанка. По сегодняшнему курсу акций речь идёт о 7,58% минус одна акция. По сегодняшнему курсу этот пакет стоит больше 100 млрд рублей.
Это 25% минус одна акция «Совкомфлота» – где-то порядка 25–27 млрд рублей. Это пакет «АЛРОСА». Это до 49% акций Объединённой зерновой компании, и это 10% акций «РОСНАНО». Это те пакеты, которые в принципе на сегодняшний день уже более или менее готовы к продаже и могут быть реализованы в относительно короткие сроки.
Теперь в рамках реализации мер по улучшению инвестиционного климата Правительством Российской Федерации была поставлена задача расширения приватизационных планов Российской Федерации в отношении крупнейших российских компаний. По итогам совместной с отраслевыми ведомствами работы Минэкономразвития подготовлены предложения о дополнении прогнозного плана приватизации. Соответствующий проект распоряжения находится в Правительстве. Указанные предложения включают как планы на ближайшую перспективу, о которых я сказал и которые должны быть реализованы в основном уже в течение этого года и в 2013 году, так и планы до 2016 года.
Перспективные планы по приватизации акций крупнейших компаний до 2016 года предусматривают полный выход государства из таких компаний, как банк ВТБ, где у нас остаётся 75% акций, Россельхозбанк (речь идёт о продаже 100% акций), «Росагролизинг» (речь идёт о продаже 99,9% акций), «Совкомфлот» (100% акций), международный аэропорт Шереметьево (83% акций), «Аэрофлот» (51% акций), Объединённая зерновая компания (100% акций), «АЛРОСА», «РусГидро, «Роснефть», причём в «Роснефти», как было сказано, собственно, Россия напрямую владеет небольшим количеством акций, но 75,1% акций принадлежит «Роснефтегазу», «Зарубежнефть» (100% акций) и «Интер РАО». До 2016 года также планируется сокращение степени участия государства до уровня 75% плюс одна акция в таких компаниях, как РЖД, «ФСК ЕЭС» и «Транснефть», и сокращение до 50% плюс одна акция в таких компаниях, как ОСК (Объединённая судостроительная корпорация), ОАК и «Уралвагонзавод». Планируется также дальнейшая приватизация акций Сбербанка через Банк России.
Хотел бы отметить, что предложение приватизации акций топливно-энергетических компаний, содержащееся в предлагаемых дополнениях в программу приватизации, в полной мере соответствует Указу Президента Российской Федерации «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса». В соответствии с данным указом общество «Роснефтегаз» выступит инвестором по отношению к таким компаниям, что, как мы считаем, повысит капитализацию и, соответственно, стоимость акций для целей их последующей продажи.
Хотел бы также подчеркнуть, что включение тех или иных пакетов в программу приватизации не означает, что мы становимся своеобразными заложниками принятых решений и не сможем учесть конъюнктуру или какие-то особенности реализации данных компаний.
Хотел бы обратить внимание как раз на многоэтапность процедуры приватизации. Можно выделить шесть этапов, причём Правительству придётся два раза принимать решения по каждой конкретной компании – о назначении конкретного инвестиционного консультанта и о конкретных условиях продажи данной компании. То есть речь идёт не о том, что мы сейчас запускаем процесс и перестаём его контролировать, как раз наоборот. Собственно, принятие сегодняшнего решения на самом деле позволит начать подготовку к программе приватизации и прежде всего отбора консультантов и определения оптимальных условий продажи каждой конкретной компании. Но по каждому из таких условий, в том числе по выбору консультанта, по условиям работы с этим консультантом, Правительство ещё будет принимать отдельное решение.
После принятия предлагаемой программы приватизации, как я уже сказал, Минэкономразвития осуществит отбор инвестиционных консультантов для подготовки предложений по оптимальным срокам, этапности и способам продажи отчуждаемых акций, а также возможным критериям потенциальных покупателей.
С учётом соответствующих предложений, подготовленных Инвестиционным банком, решение о конкретных условиях также будет приниматься Правительством. При этом в отношении акционерных обществ, которые включены в перечень стратегических, решение об уменьшении доли участия государства в уставном капитале будет приниматься Президентом Российской Федерации. Специально отмечу, что наличие акций компании в перечне стратегических акционерных обществ ни в коей мере не означает запрета на их приватизацию, просто требует отдельного решения Президента Российской Федерации.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, как я уже сказал, проект распоряжения, предусматривающий дополнения программы приватизации на 2011–2013 годы планами по продаже акций крупнейших компаний, находится в Правительстве Российской Федерации. Данный проект согласован с заинтересованными ведомствами – Минфином, Минтрансом, Минэнерго и Минсельхозом. И предлагается принять указанный проект распоряжения. Прошу поддержать.
Д.Медведев: Спасибо большое. Андрей Рэмович, присядьте, пожалуйста. Есть какие-то соображения? Поддержать. Пожалуйста, Аркадий Владимирович (обращаясь к А.В.Дворковичу).
А.Дворкович: Я хотел прокомментировать один момент, связанный с указом по «Роснефтегазу», чтобы это было зафиксировано и на самом деле зафиксировано в том документе, который мы рассматриваем, что «Роснефтегаз» может выступать инвестором по соответствующим пакетам акций компаний топливно-энергетического комплекса в случае, если это будет признано целесообразным, а необязательно по всем сделкам.
Д.Медведев: Конечно. Это вообще всё должно быть основано на принципах целесообразности – Правительству решать. Хорошо. Пожалуйста, коротко только.
М.Абызов: Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Вашим поручением от 22 марта 2012 года предусматривались формирование реестра компаний, находящихся в госсобственности, проведение публичного обсуждения и экспертного обсуждения о целесообразности их сохранения в собственности государства и внесение до 1 декабря соответствующего дополнения в план приватизации. В дополнение к этому Указом Президента о долгосрочной государственной экономической политике предусматривался в части приватизации до 2016 года выход из капитала компаний несырьевого сектора, а также из капитала компаний естественных монополий. В этой связи в предлагаемых материалах предполагается в части Сберегательного банка Российской Федерации сохранение контрольного пакета в период после 2016 года. «Стратегией-2020» предусматривалась сокращение участия государства до блокирующего пакета к 2015 году. Это крайне важный вопрос в части обеспечения конкуренции на рынке банковских услуг и доступности капиталов для реальных секторов экономики. И поэтому я хотел бы, чтобы была учтена возможность приватизации и продажи акций, принадлежащих Центральному банку в капитале Сбербанка Российской Федерации, со снижением доли к 2015 году до блокирующего пакета, как это было предусмотрено в предлагаемой и рассматриваемой «Стратегии-2020».
Д.А.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову).
И.Шувалов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! По банковскому сектору мы предлагаем в настоящий момент принять те решения, которые докладывал министр экономического развития. И вместе с тем хотел вас проинформировать, что по Сберегательному банку у нас была отдельная дискуссия, и дискуссия эта закончилась тем, что в настоящий момент целесообразно контрольный пакет сохранить у Банка России, а действительно необходимо с общественностью, с экспертами и вообще с населением – поскольку это крупнейший банк и бо́льшая часть населения пользуется услугами Сберегательного банка – этот вопрос обсудить. Поэтому он носит не только экономический, но и политический характер. Будем действовать осторожно.
Д.Медведев: Хорошо. Действовать всегда лучше осторожно. Но после того как решение принято, действовать необходимо твёрдо.
Давайте эту тему ещё раз обсудим. Игорь Иванович как первый вице-премьер, который курирует вопросы приватизации, соберите всех и поговорите на эту тему. Есть какие-то ещё дополнения? Если нет, соответственно, решение о внесении изменений в программу приватизации на период 2011–2013 годов с учётом того, о чём мы говорили, принимается.
Следующий вопрос – о ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к соглашению об учреждении Всемирной торговой организации.
Андрей Рэмович Белоусов, пожалуйста!
А.Белоусов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится вопрос о ратификации протокола о присоединении Российской Федерации к соглашению о Всемирной торговой организации.
Но вначале хотел бы отметить, что недавно мы получили из секретариата ВТО копии архивных документов, касающиеся России и СССР. Вот среди них сделанный в 1946 году русский перевод Гаванской хартии – предшественника ВТО, в переговорах по которой участвовали советские представители. И есть копия Ноты 1986 года о намерении Советского Союза принять участие в многосторонних торговых переговорах. Это документальные свидетельства наших многократных и десятилетних попыток стать членами мирового торгового клуба, которые, как вы знаете, не стали успешными, потому что нас в этом клубе видеть долгое время просто не хотели. При этом в членах организации – страны с самым разным политическим и экономическим устройством: от США до коммунистической Кубы, и ВТО не мешает им идти по тому пути развития, который они сами для себя выбрали.
На долю членов ВТО приходится около 95% мировой торговли, в организацию входит 154 страны, и все страны понимают, что без общих правил торговли мир вернётся в пору торговых конфликтов и войн.
Хочу отметить, что, после того как наша очередная заявка о присоединении была удовлетворена в 1994 году, потребовалось почти 18 лет для их проведения. Основные вехи: в 1999 году – это передача наших предложений по доступу на рынки товаров, 2001 год – передача предложений по доступу на рынки услуг, 2004 год – подписание протокола о завершении переговоров с Евросоюзом. Затем были некоторые задержки в основном политического характера, связанные с некоторым охлаждением отношений с США. Потом в 2005 году – завершение переговоров с США, 2006 год – почти годичная пауза из-за формирования нового правительства США. И наконец, только в 2009 году после очередной паузы из-за формирования Таможенного союза мы подошли к финишу и собственно реализовали этот финиш.
На ратификацию (прошу обратить внимание на слайд №3) выносится три документа. Во-первых, это протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Во-вторых, это приложение с обязательствами России по доступу на рынок товаров. Они включают наши обязательства по экспортным, импортным пошлинам, объёмам поддержки сельского хозяйства, тарифным квотам, экспортным субсидиям в сельском хозяйстве. И в-третьих, это приложение с обязательствами по доступу на рынок услуг, в котором предлагается перечень изъятий из режима наибольшего благоприятствования, в том числе там фиксируется право России не распространять на услуги и поставщиков услуг всех членов ВТО меры, предусмотренные отдельными двусторонними соглашениями. В тексте протокола приводятся ссылки на так называемые системные обязательства по регулированию внешнеэкономической деятельности, которые зафиксированы в докладе рабочей группы по присоединению. Это, собственно, основной документ, он непосредственно в пакет документов, который подлежит ратификации, не входит, но на него есть ссылки, поэтому он, естественно, также является как бы в общем комплексе.
Хотел бы дальше дать короткую характеристику тех документов, о которых идёт речь. Первое – это о так называемых системных обязательствах. Системные обязательства, которые приняла Россия, в подавляющем числе случаев не выходят за рамки стандартных обязательств ВТО, которыми связаны все члены организации. Эти обязательства вытекают из соглашений ВТО, регулирующих торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а также соглашений, касающихся технического регулирования и применения антидемпинговых мер. Всего в ВТО таких соглашений более 20. В некоторых сферах протокол создаёт для нас дополнительные обязательства, это так называемые ВТО-плюсы. Например, в сфере регулирования цен на газ мы должны обеспечить доходность «Газпрома» от продаж газа отечественным промышленным потребителям (но хочу сказать, что это обеспечено уже с 2004 года). Есть обязательства по транспарентности, в соответствии с которыми мы обязаны заблаговременно публиковать проекты нормативных актов общего применения, регулирующих вопросы ВТО, и предоставлять заинтересованным лицам возможность их комментировать. Но эти ВТО-плюсы компенсируются ВТО-минусами, то есть длительными переходными периодами для применения мер, не соответствующих нормам ВТО, например, в части инвестиционных соглашений в автопроме либо свободных экономических зон в Калининграде и Магадане. У нас в принципе переходные периоды в разных случаях разные, но они заканчиваются через семь лет, то есть у нас горизонт для адаптации – до 2019 года.
По условиям присоединения, по таможенным пошлинам. Снижение тарифной защиты оценивается бизнесом сегодня как основной фактор рисков развития для различных секторов экономики. В среднем средневзвешенная ставка пошлин на импорт товаров у нас снизится за три года почти на 4 процентных пункта, то есть примерно на треть: в 2011 году у нас она по факту составила 9,6%, в 2012 году средневзвешенный тариф почти такой же, он немножко снижается из-за структурных сдвигов – 9,5%, в 2013 году – 7,4%, в 2014-м – 6,9%, в 2015-м – 5,9% и до 2019 года, по оценкам, где-то будет находиться на уровне 5–5,3%.
Здесь следует сделать две оговорки. Во-первых, у нас есть право повысить некоторые пошлины до уровня, разрешённого нашими обязательствами в ВТО. Хотел обратить внимание на то, что так называемый уровень связанности – начальный и конечный – у нас существенно выше, чем сегодняшний уровень пошлин. По очень многим товарам мы добровольно обнулили таможенные пошлины: это касается многих инвестиционных товаров, технологического оборудования и так далее. Вот начальный уровень связывания, то есть тот уровень обязательств, по которым мы договорились, у нас в среднем составляет не 9%, как по факту, а 12,6%, то есть он существенно выше. Это 15% с небольшим по сельхозтоварам и 11,3% по промышленности. Конечный составит 8,1%, то есть проблемы на самом деле не в абсолютном объёме, а в структуре. И вот что касается структуры, это, собственно, и есть наш основной вопрос наших адаптационных мер и наших переговоров с бизнесом и их поддержки.
Во-вторых, хотел бы заметить, что реальная тарифная защита определяется многими факторами, и в том числе курсом рубля к основным валютам. Вот хотел сказать, что понижение рубля на 1% означает повышение уровня тарифной защиты примерно на 0,95%, то есть почти один в один. И, к примеру, вот за май у нас рубль ослаб примерно на 15%. Если пересчитать это в таможенные пошлины, это эквивалентно повышению таможенных пошлин примерно на 2 п. п., поэтому здесь ситуация достаточно динамичная, и просто хотел бы, чтобы коллеги её имели в виду.
Что касается наших обязательств по поддержке отраслей. Наши обязательства по поддержке, так называемые обязательства по поддержке «искажающей торговли» – это так называемая жёлтая корзина, – позволят России существенно увеличить её объёмы на ближайшие годы против того уровня, который мы имеем сегодня. То есть у нас здесь во многом ограничения связаны не с обязательствами при присоединении к ВТО, а с нашими бюджетными возможностями, ну и с эффективностью тех инструментов, которые мы сами для себя выбрали и применяем. А если Россия будет использовать максимально разрешённый уровень, то доля поддержки ВВП сельского хозяйства будет более чем в 2 раза выше, чем в странах Евросоюза, по отношению к 2008 году, если брать этот уровень 2008 года, потому что он меняется.
Кроме того, у нас сохраняется возможность перераспределения поддержки в так называемую зелёную корзину, то есть это меры, не искажающие торговли, а также использовать другие меры. В частности, могу сказать, что в ВТО действует правило, что в объёмах поддержки не учитываются программы, на долю которых приходится менее 5% от производства конкретного сельхозтовара, – они вообще не принимаются во внимание. Здесь у нас тоже есть достаточно большие люфты и возможности.
Что касается обязательств по услугам (слайд №8), всего в ВТО выделяется 153 сектора услуг. Мы приняли обязательства по доступу в 117, из них полностью открыт доступ только в 15 секторах. Это такие сектора, например, как услуги по уборке помещения, как услуги по копированию и так далее. В тех секторах, где мы приняли конкретные обязательства, наши возможности ограничивать доступ иностранных поставщиков или вводить ограничения их присутствия на рынке будут в той или иной степени ограничены. В 39 секторах услуг, в том числе практически во всех секторах, связанных с добычей, переработкой, транспортировкой сырья, в секторе естественных монополий и многих других, обязательства вообще не приняты, то есть мы полностью можем их закрыть для иностранных компаний, например, если это сочтём нужным, исходя из нашего инвестиционного климата и требований, скажем, конкуренции. Возможность такая есть, другое дело – насколько это целесообразно.
Кроме того, мы сохранили право предоставлять без ограничений субсидии и оказывать иную господдержку российским поставщикам услуг. Сейчас доступ у иностранцев полностью ограничен или запрещён по действующим правилам только в 11 секторах, то есть в принципе у нас здесь достаточно большие люфты, возможности для регулирования доступа иностранцев – хотел бы тоже обратить здесь на это внимание.
Теперь что касается преимуществ присоединения и рисков. По преимуществам очень часто задают вопрос о количественной оценке этих преимуществ: сколько мы получим дополнительных темпов роста, какой у нас будет приток инвестиций и так далее. Такие оценки, безусловно, делались, и некоторые цифры я назову, но я хотел сказать, что в ВТО больше 150 стран, и включение, присоединение к ВТО просто означает на самом деле, что мы признаём самих себя и нас признают как адекватного торгового партнёра, партнёра, который играет по тем правилам, которые приняты в мире. Мы становимся понятными и для торговых партнёров, и, что более важно, для инвесторов. Это такое, я бы сказал, психологическое преимущество, но оно очень важное, оно, собственно, является ключевым.
Нормы соглашения ВТО устанавливают чёткие правила внешней торговли с понятным алгоритмом их применения, и это обеспечит не только стабильность внешнеторгового режима России, но и предсказуемость для российских и зарубежных экономических операторов нормативно-правовой базы в соответствующих областях. По этим одинаковым правилам они будут работать и в России, и в других странах.
По оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), правила ВТО в области таможенных процедур приводят к их существенной оптимизации и снижению издержек экономических операторов в этой области примерно в два раза, что в масштабах мировой торговли означает снижение издержек бизнеса на 900 млрд долларов США. Наша доля – порядка 2%, и соответственно есть оценки, что издержки российского бизнеса только из-за изменения таможенных правил сократятся и из-за более эффективного правоприменения снизятся порядка 10–15, до 18 млрд долларов.
Согласно докладу Всемирного банка по российской экономике, присоединение России к ВТО в краткосрочной перспективе приведёт к приросту ВВП порядка 3 процентных пунктов в год. Я сейчас не хотел бы поддерживать эту цифру, особенно на фоне разрастающихся кризисных явлений в мировой экономике, но хотел бы отметить, что ни один из сделанных на сегодняшнее время отечественных прогнозов, научных, в том числе экспертных разработок, не показывает сколько-нибудь серьёзного негативного влияния присоединения к ВТО на макроэкономические показатели. Есть разные оценки, которые говорят о плюсах, но нет ни одного, в том числе у критически настроенных экспертов, которые бы показывали соответствующие вычеты.
Очень важный момент в связи с присоединением к ВТО – это вопрос Таможенного союза. Хотел бы отметить, что Россия первая в истории ВТО страна, которая присоединяется к ВТО как член Таможенного союза, который, как и все его участники, в ВТО не входит. Мы существенно облегчаем путь в ВТО Белоруссии и Казахстану, так как согласовали практически все обязательства, касающиеся сферы ведения Таможенного союза. Этот доклад рабочей группы, о котором я говорил, примерно на три четверти состоит из разъяснений механизмов регулирования, которые находятся в Таможенном союзе.
На самом деле, конечно, ВТО, органы ВТО и члены ВТО очень, я бы сказал, деликатно и очень трепетно относятся к ситуации, когда правила регулирования переносятся на наднациональный уровень. Но в данном случае все переговоры в этой части были завершены, и члены ВТО, наши контрагенты приняли соответствующие условия и правила игры. Законодательство Таможенного союза в течение двух последних лет проходило детальный анализ в Женеве на предмет соответствия нормам ВТО, и впоследствии это облегчит процедуру его формального признания ВТО.
Теперь хотел бы остановиться на рисках. По поручению Правительства начиная с января мы провели в общей сложности десятки встреч с российским бизнесом. Их цель заключалась в том, чтобы определить риски, связанные с выполнением обязательств, и меры, которые необходимо предпринять для их устранения или минимизации. Всего можно выделить три блока рисков. Первый блок касается возможных прямых негативных последствий снижения тарифной защиты. Это прежде всего некоторые сектора животноводства, сельхозмашиностроение, автомобилестроение и лёгкая и текстильная промышленности. Меры, которые мы прорабатываем здесь совместно с ведомствами, совместно с бизнесом, включают совершенно различные инструменты. В некоторых случаях это мониторинг импорта с целью принятия защитных мер. Хочу обратить внимание на то, что по действующему законодательству, которое уже у нас есть и которое полностью гармонизировано с ВТО, в случае возникновения угроз быстрого роста импорта на каком-то рынке мы имеем право практически в одностороннем порядке после соответствующей консультации с членами Таможенного союза применять защитные меры к этому рынку. Поэтому там на самом деле такая возможность всегда существует. Рассматриваются меры финансовой поддержки, важное внимание уделяется бизнесом мерам технического регулирования, принятию новых технических регламентов и ветеринарных требований. Цели – прежде всего повысить конкурентоспособность отечественной промышленности, ограничить ввоз некачественных товаров.
Здесь я бы хотел обратить внимание, что коллег из бизнеса на сегодняшний день в большей степени волнует даже не столько снижение конкурентоспособности наших компаний, сколько пробелы и определённые бреши в нашем законодательстве, которые могут позволить поступлению в Российскую Федерацию некачественных товаров. И на сегодняшний день закрыть эти пробелы, эти бреши – это одна из первоочередных задач, мер по адаптации, о которых я скажу чуть ниже. Но это полностью соответствует нашим национальным интересам и интересам защиты нашей экономики.
В качестве эффективного инструмента рассматривается государственный заказ, причём обязательства России в ВТО позволяют нам как устанавливать преференции на отечественную продукцию, так и полностью запрещать приобретать в рамках государственного заказа иностранные товары и услуги. То есть мы, поскольку к данным обязательствам не присоединились, формально имеем право вообще исключить иностранцев из нашего госзаказа, не предоставляя им РНБ – режим наибольшего благоприятствования, но, естественно, делать это нужно с большими оговорками, понимая, что тем самым мы можем нанести ущерб себе самим, подрывая основы конкуренции в соответствующих секторах.
Следующее актуальное направление деятельности, о чём говорят все без исключения производители, – это совершенствование процедур введения мер защиты рынка. Этот вопрос регулируется соглашениями Таможенного союза, которые, по мнению бизнеса, должны быть изменены прежде всего в целях ускорения и упрощения процедур антидемпинга. Процедуры должны быть просты, проводиться быстро, и такие поправки мы готовим в соответствии с планом адаптации.
Почти все ставят вопрос о необходимости снижения процентов за использование кредитными ресурсами. Пожалуй, это вторая тема по популярности после доступа некачественных товаров на российские рынки. Здесь прежде всего отмечается, что выравнивание условий конкуренции должно касаться этого важнейшего инструмента. Резерв повышения конкурентоспособности, который у нас практически без ограничений остаётся после присоединения к ВТО, – это также регулирование цен на услуги естественных монополий.
Второй блок потенциальных рисков связан с сокращением действующих программ поддержки. Мы считаем на самом деле этот риск минимальным, поскольку очень немногие инструменты не соответствуют нормам ВТО. Эти программы субсидий могут быть переформатированы в правила, которые гармонизированы с ВТО и полностью отвечают нашим обязательствам. Это касается субсидирования самолётов, сельхозмашиностроения и судостроения. Мы сможем принимать программу локализации промышленности с учётом обязательств по ВТО.
И очень важный момент – это усиление поддержки экспорта. Многие компании просят нас существенно увеличить активность по поддержке экспортных программ мерами, разрешёнными ВТО, в том числе через долгосрочное кредитование крупных проектов, и многими другими способами.
Я хотел обратить внимание на то, что, руководствуясь этими моментами, мы включили в перечень национальной предпринимательской инициативы – четырёх дорожных карт, которые недавно, в начале месяца, были внесены в Правительство в соответствии с поручением Председателя Правительства, – карту по поддержке экспорта. И там разработан детальный план, разработан прежде всего самим бизнесом, – детальный план, как повысить эффективность поддержки экспорта с точки зрения не только крупных компаний, но и средних, и малых компаний.
И, наконец, последний блок проблем. На самом деле он является, на наш взгляд, пожалуй, наиболее существенным. Он связан с возможными претензиями со стороны торговых партнёров. Нам нужно подготовиться к такому сценарию, потому что, как мы знаем, уже сегодня многие наши торговые партнёры, готовясь к ратификации нашего соглашения, уже начали параллельно готовить претензии, иски к российской стороне. У нас должна быть создана система приёма этих исков, их обработки и наиболее эффективного ответа по данному направлению.
Вчера на мероприятии по ВТО, которое состоялось, высказывались предложения о создании системы экспертизы нормативных актов на предмет их соответствия ВТО. Для этого нам прежде всего необходимо подготовить значительное число специалистов, в том числе и в профильных ведомствах, и укрепить подразделения, отвечающие за вопросы ВТО.
И, Дмитрий Анатольевич, мы попросили дать нам поручение совместно с другими ведомствами подготовить такие предложения и не позднее конца июля сформулировать их и представить в Правительство Российской Федерации.
В январе 2012 года Комиссия по экономическому развитию и интеграции утвердила план мер по адаптации экономики России к условиям членства в ВТО. На слайде №12 – ответственные ведомства и число пунктов, за которые они ответственны. Всего у нас в разбивке по кварталам… Я хотел бы обратить внимание на этот план, практически план должен быть реализован в течение этого года, и там всего порядка 50 пунктов. В основном они касаются мер по адаптации существующих мер поддержки к требованиям ВТО. Я бы хотел обратить внимание прежде всего наших отраслевых ведомств на необходимость того, что соответствующие нормативные акты должны быть приняты в рамках бюджетного процесса, начавшегося бюджетного цикла, то есть практически не позднее сентября. Там все соответствующие меры, мероприятия предусмотрены.
Подводя итог, хотел бы сказать, что круг рисков, которые могут возникнуть в связи с присоединением, очерченный алгоритм работы над ними абсолютно понятны. Предложения бизнеса и регионов прорабатываются в Правительстве. По итогам такой проработки уже приняты или будут приняты необходимые решения.
Присоединение к ВТО приведёт к усилению конкуренции на некоторых рынках, но эта конкуренция не будет, не должна нанести ущерба отраслям российской экономики, особенно если мы задействуем наши резервы и разрешённые ВТО защитные механизмы. В этом случае ВТО даст нам серьёзные возможности для развития, и ими надо воспользоваться. Прошу поддержать.
Д.Медведев: Спасибо, Андрей Рэмович. Садитесь, пожалуйста. Так, ну вот, коллеги, долгожданный набор документов по ратификации протокола о присоединении России к ВТО. Есть какие-то существенные замечания?
И.Шувалов Дмитрий Анатольевич, Вы вчера дали указание во время встречи. Мы вместе с Министерством экономического развития и Министерством промышленности, Минсельхозом и другими, с вице-премьерами, которые курируют соответствующие отрасли, будем заниматься тем, чтобы, как Вы сказали, максимальное использование выгоды от вступления в ВТО было значительно больше, чем риски, которые мы на себя берём. Риски действительно существуют, мы по эти рискам с представителями конкретных предприятий работали больше чем полгода. По некоторым есть даже некоторая опасная ситуация. Аркадий Владимирович Дворкович намеревается провести на одном из сельхозмашиностроительных предприятий соответствующее совещание. Мы будем этим вопросом заниматься, исходя как раз из того, чтобы эти риски были минимальными.
Хотел также вас проинформировать, что сейчас мы председательствуем в ATЭC и проходила министерская встреча в Казани: министры торговли стран АТЭС работали на протяжении двух дней, и буквально каждый представитель государства или экономики выражал надежду на то, что Российская Федерация быстрее станет членом ВТО, поскольку для предпринимателей из этих государств это совершенно другой статус российской экономики и более прозрачные правила поведения.
Д.Медведев: Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте подводить итог по этому поводу. Министр только что сказал, как долго и безуспешно пыталась наша страна, включая её правопредшественника, Советский Союз, вступить в Гаванскую хартию, потом – в Генеральное соглашение по тарифам и торговле, потом уже в ВТО, и нам всё время говорили «нет».
Этот процесс затянулся на очень долгие годы, и хорошо, что благодаря совместной работе он подходит к завершению. Ещё раз хотел бы сказать о том, что результатом должна стать более высокая степень конкурентоспособности нашей экономики и отдельных её отраслей, а стало быть – общее улучшение жизни в стране.
Естественно, что после вступления в ВТО мы будем ориентироваться на наши национальные экономические приоритеты, – ещё раз хотел бы это отметить. В то же время необходимо сделать то, о чём было сказано в докладе Андрея Рэмовича и в комментариях, которые дал Игорь Иванович Шувалов. Мы должны продолжить мониторинг (как я сказал, после вступления в ВТО) того, что происходит. Нам нужно будет научиться отвечать на действия наших партнёров, они же конкуренты. Отвечать твёрдо и жёстко, в случаях необходимости обращаться к судебным процедурам, соответственно, создать для этого все необходимые условия, включая укрепление подразделений, которые занимаются членством во Всемирной торговой организации – это правильно, потому что это не только новый набор возможностей, но это и новый набор вызовов и проблем, с которыми столкнётся не только наша экономика, но и структура, отвечающая за её развитие.
Наши коллеги, которые с нами работают, включая наших партнёров по Таможенному союзу и будущему Евразийскому экономическому пространству, действительно с надеждой смотрят на нас. Как только мы завершаем эти процедуры, для них открывается абсолютно такая прямая дорога к вступлению в ВТО. Мы будем им всячески помогать, я им неоднократно это обещал. Имею в виду, что мы прошли интересный путь, и ещё несколько лет назад, когда мы решили форсировать создание Таможенного союза, некоторые наши коллеги говорили о том, что мы никогда теперь не вступим в ВТО и вся эта работа пошла прахом. Оказалось совсем не так – нас приняли, и быстрее даже, поэтому хотел бы всех, кто за эту работу отвечал, поздравить с её завершением – это очень важная работа. И будем считать, что решение принимается, мы направляем документы на ратификацию.