Обсуждались бюджетные расходы в части связи, науки, физической культуры и спорта, промышленности, энергетики и транспорта.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые коллеги! Начинаем серию совещаний по расходам бюджета на ближайшие три года в отраслевом измерении. Вчера эту тему обсуждали с Президентом. Сегодня проведём два совещания, на первом обсудим вопросы финансирования науки, связи, физкультуры и спорта и на втором совещании – вопросы финансирования промышленности, энергетики и транспорта.
Работа, как обычно, предстоит напряжённая. Прежние риски и вызовы никуда не делись. Лучше придерживаться консервативного подхода, то есть мы не можем сейчас позволить себе раздувать расходы. Работать будем, как и было обусловлено недавно, в рамках проектного метода, чтобы выделяемые деньги тратились максимально эффективно.
Участники совещаний
-
Список участников совещания о расходах федерального бюджета на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов в части физической культуры
и спорта, связи и науки, 20 июля 2016 года -
Список участников совещания о расходах федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в части промышленности, энергетики и транспорта, 20 июля 2016 года
Нам нужен сбалансированный бюджет, понятный, прозрачный, который позволит развивать экономику, формировать более современные и конкурентоспособные структуры, наращивать долю несырьевой составляющей, улучшать условия для бизнеса, стимулировать участие наших предприятий в международной кооперации и торговле, развивать несырьевой экспорт и выполнять, конечно (и это, наверное, важнее всего), социальные обязательства перед людьми. Исходя из этих принципов и будем работать.
Теперь по первому совещанию – по науке, связи и физкультуре и спорту. В бюджете будущего года должны быть предусмотрены как исполнение социальных обязательств перед работниками этих отраслей, так и задачи по их развитию.
Несколько слов по каждой сфере.
Первое – это научные исследования. В мире очень немного стран, которые могут позволить себе иметь полноценную, мощную научную школу. В нашей стране она есть, мы должны её поддерживать и дальше, работать на перспективу. Соответственно, это обусловливает и необходимость принятия целого ряда решений.
У нас есть поручение обеспечить объём бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований на уровне не ниже уровня 2015 года в процентном соотношении к ВВП. Есть майские указы, которые касаются повышения зарплат, включая зарплаты научных сотрудников.
Реализация этих задач имеет основное значение для нас. Но не следует забывать и о других направлениях – участии в международных проектах, поддержке программ по развитию научных учреждений Агентства научных организаций и наиболее крупных исследовательских центров.
Второе касается информационных технологий и связи. Понятно, что спрос на такие услуги, на такие технологии с каждым годом (по сути, даже с каждым месяцем) увеличивается, растёт потребность в доступе к современным каналам связи, включая высокоскоростной интернет. И мы должны создавать эту инфраструктуру. Об этом тоже мы с вами сегодня посоветуемся.
И, наконец, третье – это развитие физической культуры, проведение спортивных состязаний. Мы должны выделять деньги не только на спорт высоких достижений, хотя это тоже важно, но и на строительство физкультурных объектов. У людей должна быть возможность отвести ребёнка и на каток, и в бассейн, и на спортплощадку. И есть целый ряд крупных спортивных мероприятий, на которые также должны быть выделены деньги.
Второе совещание, которое мы проведём сразу после первого, касается промышленности, энергетики и транспорта. Самая капиталоёмкая сфера – транспорт, понятно почему: хорошая инфраструктура – удовольствие дорогое, особенно в условиях такой огромной страны, как наша. И конечно, для развития производства и торговли инфраструктура должна развиваться. Это важно для повышения качества жизни людей и для развития бизнеса. В равной степени это касается и автомобильного, и железнодорожного транспорта, и судоходства, и авиаперевозок.
У нас есть ряд масштабных проектов, даже несмотря на сложный бюджет. Самый крупный их них – автомобильный и железнодорожный мост (совмещённый) в Крым. Кстати, по Крыму проведём отдельное совещание, посвящённое дорогам, на следующей неделе. Есть и другие проекты, например укрепление железнодорожной инфраструктуры южных регионов в связи с их общей системой российских дорог. Давайте поговорим и об этих проблемах тоже.
Следующая сфера касается промышленности. В последние годы Правительство сформировало систему мер поддержки, работает Фонд развития промышленности, создано Агентство по технологическому развитию, появились и другие инструменты поддержки в отношении, например, малого и среднего бизнеса, по экспорту. Существенный импульс к развитию новых проектов даёт импортозамещение, которым мы все стараемся активно заниматься. Ряд шагов был предпринят в рамках плана действий Правительства на 2016 год. Например, возможность снижения налоговой нагрузки для тех, кто вкладывает в модернизацию производства. Определённые усилия также предприняты для тех секторов промышленности, развитие которых оказывает максимальный позитивный эффект на дела у смежников.
Первые результаты уже есть. В целом за первое полугодие этого года спад в промышленности прекратился, что в нынешних условиях уже само по себе неплохо. И хотя ситуация очень разнородная, в некоторых сегментах действительно наблюдается довольно заметный рост. Эти позитивные тенденции нужно закреплять, нужно выйти на траекторию устойчивого роста. Для этого мы продолжим поддерживать новые проекты по развитию производств, созданию производств, техническому перевооружению и, конечно, расширению экспортного потенциала нашей промышленности.
Ещё одна тема, которую мы сегодня обсудим, – это энергетика. Несмотря на некоторые изменения структуры доходов бюджета, ТЭК является одним из главных источников, но и в этой отрасли немало задач, в отношении которых требуется поддержка государства, – это и развитие генерации в Крыму, и развитие генерации сетей на Дальнем Востоке, целый ряд мероприятий в угольной отрасли, включая переселение шахтёров из ветхого жилья.
Такова проблематика двух предстоящих совещаний. Минфин уже довёл до профильных ведомств предельные объёмы, или лимиты, как их ещё называют. Естественно, у министров есть свои соображения, предложения по дополнительным финансам. Сегодня мы их обсудим. Послушаем профильных министров. Сразу же хочу предупредить: все предложения по дополнительным бюджетным ассигнованиям в настоящее время малореалистичны. Но мы можем обсудить вопросы перераспределения ресурсов, в случае необходимости это действительно возможно. Или в исключительных случаях – использование резервов, если на то есть наше окончательное решение.