Обсуждались, в частности, вопросы совершенствования государственного контроля в рамках процедур экспорта и импорта, предоставления государственных услуг с использованием электронной подписи, а также оптимизации подключения к газораспределительным сетям.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы собрались на нашу встречу, чтобы в очередной и, конечно, не в последний раз обсудить ситуацию вокруг инвестиционного климата. С учётом того, что это, может быть, одна из самых трудных тем, которыми занимается Правительство, работа в этом направлении велась, ведётся и будет вестись в очень разных форматах. Но самое главное, что она приносит определённые результаты, может быть, не такие быстрые, как мы бы хотели, но тем не менее изменения есть. Вы сами знаете об изменении рейтингов по ряду направлений, хотя хочу заметить, что и рейтинги – не самоцель. В первую очередь всё это делается для того, чтобы бизнес, предприниматели могли спокойно работать, комфортно ощущать себя в условиях российской экономики, тех правил регулирования, которые действуют, чтобы проблем было меньше и проекты развивались лучше.
Участники совещания
-
Список участников совещания по улучшению инвестиционного климата, 1 июля 2016 года
По поводу проектного подхода отмечу, что решение, которое принято Президентом о создании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, его президиума, будет иметь и измерение, связанное с малым бизнесом, индивидуальным предпринимательством и, по сути, деловым климатом. Продолжим работу и в этом формате.
Сегодня мы остановимся на тех вопросах, которые с 2012 года ведёт Агентство стратегических инициатив по Национальной предпринимательской инициативе, той работе, которая была поддержана Правительством. Многие идеи в итоге воплотились в нормативные акты, всего их было принято в результате реализации этой инициативы 467, из них 85 федеральных законов, которые были разработаны в рамках «дорожных карт». В принципе это результат. Конечно, нормативные акты – это ещё не сам деловой климат, более того, мы знаем случаи, когда нормативные акты хорошие, а действуют не так, как надо. Но всё-таки удалось и на нормативном уровне многое поменять, создать нужную схему взаимодействия между различными федеральными структурами, которые сначала гибкости не проявляли, и деловым сообществом. Сейчас это неплохо работает, но нужно двигаться дальше, нужно двигаться в сторону реализации тех карт, которые до конца не реализованы. Сейчас мы работаем по семи таким картам, в частности, скорректирована карта по градостроительству. Мы дорабатываем также общие подходы по энергосетям в части присоединения к газу – тема, сразу скажу, сложная. По некоторым оценкам, это присоединение занимает до 500 дней, эти 500 дней – это не пресловутая программа, с которой когда-то некоторые наши коллеги выходили к народу, а 500 дней, потраченных зачастую бесплодно. Но 500 дней, когда речь идёт о крупных компаниях, хоть как-то можно объяснить, а если это средние и малые предприятия, это, конечно, запредельно долго. Нужно двигаться к тому, чтобы эту систему поменять, действовать быстрее.
Мы также работаем по ускорению процедур контроля грузов, которые пересекают нашу границу. Результаты должны улучшить наши позиции по направлению международной торговли. Здесь, кстати, у нас всё плохо, у нас 170-е место в рейтинге Doing Business. Сами можете посчитать: количество членов Организации Объединённых Наций – и 170-е место. В общем, это очень плохой результат, это неприемлемо, поэтому нужно двигаться максимально быстро, с тем чтобы эти позиции улучшить. Для этого нужно скоординироваться с проектом по развитию международной кооперации и поддержки экспорта, которую мы также планируем реализовывать в рамках нового проектного офиса, то есть на площадке, которая создана в рамках упомянутого указа Президента.
Можно будет обсудить сегодня ещё одну тему (я полагаю, что лучше поработать по конкретным направлениям, чтобы это не было, так сказать, общими отчётами какими-то) – применение электронной подписи в различных информационных системах. Это действительно процедура, которая позволяет упрощать в целом деловой оборот и помогает избежать технических ошибок, которую также нужно всемерно продвигать.
Готов ваши предложения выслушать. Пожалуйста, коллеги, давайте начнём работать.
<…>
Брифинг генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Андрея Никитина по завершении совещания
Стенограмма:
А.Никитин: Мы обсудили три вопроса на совещании. Это три конкретных кейса из области правоприменения этих «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, которыми мы занимаемся четыре года. Первый вопрос был связан с тем, что по показателю «Международная торговля» в рейтинге Doing Business мы опустились со 160-го на 170-е место, притом что мы везде растём. Мы провели очень серьёзную работу с Минэкономразвития, выезжали в порты, смотрели, в чём дело, почему это происходит. А происходит это не потому, что таможня что-то делает недостаточно хорошо, а потому, что нет никакой координации между действиями всех контролирующих органов на территории порта. Плюс стивидоры, по мнению бизнеса, иногда завышают цены на свои услуги, причём номинируют эти цены в американских деньгах. Поэтому в сумме оценки достаточно негативные были у предпринимателей Всемирного банка. Мы подготовили перечень предложений, которые должны эту ситуацию снять. Сегодня мы с Дмитрием Анатольевичем это обсудили.
Первое и самое главное – это, конечно, режим одного окна. Если таможня главная, она должна принимать решения в первую очередь, то есть, если нужны дополнительные проверки Россельхознадзора, других организаций, тогда уже таможня должна решать, надо или не надо их проводить. Договорились о том, что такой эксперимент мы будем проводить в портах Санкт-Петербург, Находка, Большой Владивосток в этом и следующем году. Попробуем эту историю централизовать.
Вторая история пришла к нам из контрольных закупок. Клуб лидеров, деловые объединения сделали контрольную закупку и выяснили, что у нас каждое ведомство требует отдельную ЭЦП, за которые удостоверяющие центры просят денег. То есть электронная цифровая подпись создавалась для того, чтобы снять барьеры, а по факту мы получили, что предприниматель в Росреестр идёт с одной флешкой, в таможню – с другой, в налоговую – с третьей и так далее. До шести флешек надо иметь совершенно разных, для того чтобы ходить и подписывать эти документы. Совершенно очевидно, что эту ситуацию надо убирать. Это вторая история, которую мы обсуждали.
Третья история возникла из национального рейтинга инвестпривлекательности регионов – это подключение к газовым сетям. Если ситуация с подключением к электричеству для малого и среднего бизнеса сдвинулась, это стало довольно удобно и быстро, то в газе эта ситуация до 800 дней занимает. Вдумайтесь: 800 дней на подключение к газовым сетям! При этом есть кейс Тюменской области, где это занимает 45 дней. Как можно объяснить разницу в одной стране между 800 и 45 днями в подключении? Прошлой осенью мы докладывали эту ситуацию Дмитрию Анатольевичу. Было поручение сделать «дорожную карту» по подключению к газовым сетям как часть большой карты по энергетике. Такая карта была бизнесом сделана, в феврале она была направлена в Правительство, соответственно, ведомства продолжают её согласовывать по состоянию на 1 июля. Мы попросили Дмитрия Анатольевича, чтобы эту ситуацию всё-таки завершить, ускорить, принять карту и начать наконец эти барьеры убирать. Это была третья история, которая обсуждалась на совещании.
Вопрос: А карта предусматривает финансирование?
А.Никитин: Вопрос не в финансировании, вопрос в бумагах –предприниматель должен бегать в разные концы и согласовывать. Она предусматривает просто сокращение бюрократических процедур. Ничего там финансировать не нужно. Ну и по факту, когда к газу люди подключаются, говорят, что поборов с них много требуют. Потому что над каждой бумажкой какой-то человечек сидит и рассуждает: хочу подписать – не хочу подписать. Это всё надо переводить в электронный вид.
Вопрос: Андрей Сергеевич, отмена санкций в отношении Турции как повлияет на инвестклимат, в том числе на то, что вернутся, видимо, турецкие компании на наш рынок. Смогут ли они занять ту же самую нишу, ту же долю на российском рынке, что и до санкций?
А.Никитин: Мир всегда лучше ссоры, это во-первых, это важно. Наши компании за последнее время очень серьёзно пробились на московские рынки, самые сложные, и на рынки других городов-миллионников. Поэтому, наверное, турецкие товары вернутся, но наши тоже мышцы нарастили, и я надеюсь, что мы сохраним это присутствие российских продуктов, особенно продовольственных, на российских прилавках. За это время появились инструменты поддержки – государство должно по-умному поддерживать отечественных производителей, но не запрещать иностранцам приходить, иначе мы столкнёмся с низким качеством и ростом цен. Поэтому мне кажется, что это хорошо, и мы к этому готовы сегодня больше, чем раньше.