Заседание Президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Перед заседанием Дмитрий Медведев посетил Санкт-Петербургский политехнический университет, осмотрел выставку студенческих работ, ознакомился с инжиниринговыми разработками вуза.
Университет был образован 19 февраля 1899 года как Политехнический институт. В 2015 году вуз переименован в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. При университете созданы Центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий, Информационно-аналитический форсайт-центр, научно-методический центр координационного совета федеральных учебно-методических объединений в области образования «Инженерное дело».
В вузе открыты девять профилей прикладного бакалавриата, 16 магистерских программ, 12 магистерских международных образовательных программ. В 2015 году стали разрабатываться и внедряться собственные образовательные стандарты по направлениям: «Строительство», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Управление качеством», «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика».
При университете функционируют 17 малых инновационных предприятий, объём заказов которых составил в 2015 году 45,9 млн рублей. Университет имеет более 300 договоров о сотрудничестве с 253 университетами из 47 стран мира, реализует девять совместных бакалаврских программ и 11 магистерских программ с вузами Финляндии, Испании, Германии и Китая.
Заседание Президиума Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию. Мы его проводим в Политехе, и это неслучайно. Я только что смотрел, как использует Политех свой научный потенциал, в том числе при реализации Национальной технологической инициативы – нашей программы по освоению перспективных высокотехнологичных рынков.
Какие ещё меры требуется принять, чтобы делать это максимально эффективно?
Инновациями, как известно, мы занимаемся далеко не первый год. По ряду направлений у нас точно есть движение вперёд, в том числе при создании необходимой для этого инфраструктуры. Мы и дальше это будем делать. Хочу проинформировать, что на этой неделе подписал Концепцию создания территориально обособленного инновационного производственного центра (одного из центров), который расположен в Татарстане. Иными словами, работа по этому направлению самая разноплановая, она будет продолжена. Причём эта работа касается кооперации между предприятиями, научными центрами, университетами в нашей стране, конечно, с участием других стран. Время сейчас такое, что надо объединять усилия, в том числе с партнёрами из ЕврАзЭС. Это мировой тренд, это везде происходит, хотя имеются различные тенденции, которые в мировой экономике образуются и в обратном направлении. Не могу в этом контексте не отметить того, что произошло в Британии. Как известно, там состоялся референдум о выходе Британии из Евросоюза. Конечно, это внутреннее дело британцев, но очевидно, что результаты этого референдума имеют значение не только для англичан и Евросоюза, а в целом для мировой экономики, потому что уже упала цена на нефть, курс фунта, евро тоже находится под давлением. Очень серьёзно повысилась волатильность рынков сырья и фондовых рынков. Нас, конечно, это не радует: это дополнительные риски для мировой экономики, стало быть, и для нашей экономики, которая является частью экономики мировой. Сейчас очень важно проанализировать последствия, принять уже наши внутренние решения в интересах российской экономики, что, естественно, и будет сделано Правительством.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, 24 июня 2016 года
Теперь непосредственно к нашей основной повестке дня. На предыдущих заседаниях мы определились с основными подходами к развитию Национальной технологической инициативы. Ключевые инструменты здесь – «дорожные карты» по продвижению российских технологий, четыре работают: AutoNet, AeroNet, MariNet, NeuroNet. Сейчас смотрели как раз целый ряд продуктов, которые готовятся здесь, в университете, подготовлены в рамках этих карт – либо отдельных, либо даже совместно. Мы договорились о правилах разработки программных планов, отбора проектов, мониторинга проектов и о формах государственной поддержки.
В этом году размер субсидии на реализацию проектов Национальной технологической инициативы составляет 8 млрд рублей. Когда мы запускали инициативу, исходили из того, что для её эффективной работы нужно объединить усилия всех участников инновационного процесса, то есть университетов, науки и производства, промышленности. Сегодня подробно поговорим о том, как вовлечь в эту работу университеты (это всё-таки наши ведущие образовательные центры), что эти ведущие научные, образовательные площадки уже сейчас могут сделать для Национальной технологической инициативы, что можно получить в итоге и как лучше организовать эту работу, какие государственные решения ещё требуется принять для того, чтобы эта работа была успешной.
Университеты традиционно были местом сосредоточения идей. Сейчас здесь концентрируется, как и раньше, большое количество молодых учёных, талантливых людей. У университетов есть для этого всё необходимое. Самое главное, конечно, есть персонал, специалисты, есть инфраструктура, которая тоже меняется – может, не так быстро, как всем бы хотелось, тем не менее она приходит в соответствие с мировыми трендами, потребностями. Но значительная часть из того, что делается, носит междисциплинарный характер, поэтому их связи, непрерывное обновление контактов между университетами, промышленностью являются абсолютно необходимыми.
Работа по усилению исследовательских компетенций университетов начинается сейчас не с чистого листа, мы этим занимались несколько лет. Реализуются проекты по кооперации университетов для создания высокотехнологичных производств, для того чтобы привлечь в них иностранных учёных, естественно, использовать полностью потенциал нашего научного сообщества, сформировать современную инфраструктуру. Деньги на это тоже выделялись и выделяются, что позволило, на мой взгляд, в значительной мере подготовить уже наши университеты к тому, что им предстоит делать в рамках нашей Национальной технологической инициативы.
Есть университеты, которые уже глубоко встроены в инновационную среду, имеют неплохие результаты, теперь их нужно вовлечь в разработку востребованных продуктов и технологий. Это, конечно, не должна быть работа по написанию отчётов в стол, это должна быть полноценная деятельность, которая в конечном счёте приводит к тому, что продукт выводится в серию, а сам университет или предприятие, которое создано при университете, в кооперации со смежниками, с другими промышленными предприятиями начинает зарабатывать деньги. В наиболее успешных университетах мы это видим, это вполне серьёзный доход. Нужно определить фронт работ. Нужно определить, каков должен быть вклад вузов, будет ли разработка образовательных программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка кадров, организационная поддержка, аналитическая поддержка достаточной и какие дополнительные решения в этом смысле потребуются.
Давайте сегодня на этом и сконцентрируемся. Очевидно, что сами университеты должны более активно привлекаться к разработке базовых технологий для «дорожных карт». Перечень таких технологий изначально формировался с учётом возможностей нашего вузовского сектора науки и, конечно, академического. Это позволит интегрировать университеты, наиболее значимые проекты Национальной технологической инициативы, а университетским коллективам в свою очередь – участвовать в разработке технических решений мирового уровня. Есть у нас университеты, которые этим активно занимаются. Помимо Петербургского политехнического университета, где мы присутствуем, это целый ряд московских вузов, Сколтех, некоторые другие.
В любом случае университеты, которые этим занимаются, должны проходить конкурсный отбор. Одним из главных критериев этого отбора будет участие студентов в решении технологических задач. Нужно сделать так, чтобы сами по себе «дорожные карты», о которых мы договорились, которые сейчас начинают реализовываться, глубоко проникли в образовательный процесс.
Только в этом случае это будет полезно для университета и молодых специалистов.