В повестке: о стратегии развития Внешэкономбанка до 2021 года, о проекте финансового плана ВЭБа на период до 2018 года, о деятельности Российского экспортного центра.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова
Перед заседанием Наблюдательного совета Дмитрий Медведев посетил лабораторию ВЭБа по разработке новой модели клиентского обслуживания Sky Lab и ознакомился с её работой.
Заседание Наблюдательного совета Внешэкономбанка
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы рассматриваем новую стратегию ВЭБа на период до 2021 года. Это целый пакет обновлений, который должен изменить бизнес-модель корпорации, адаптировать её к новым условиям, новым задачам. Конечно, при этом стратегическая цель банка остаётся прежней – поддержка развития нашей экономики, – как, собственно, и основной статус, назначение Внешэкономбанка (он у нас называется банком, но это институт развития).
Документ подготовлен новой командой в короткие сроки, обсуждался на совещаниях в Правительстве, у меня на совещании и, конечно, с клиентами банка. По итогам этой работы был добавлен целый ряд интересных предложений.
Что можно сказать о текущем состоянии документа? Стратегия, которая подготовлена, получилась удобной для обсуждения. При подготовке использованы современные управленческие методики, использованы методики, которые применяются и финансовыми институтами, и технологическими лидерами. В настоящий момент у нас есть основания этот документ рассмотреть и принять за основу, но работа по нему всё равно должна быть продолжена.
Участники заседания
-
Список участников заседания Наблюдательного совета государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», 23 июня 2016 года
Рассчитываю, что Внешэкономбанк сумеет всю необходимую работу быстро провести и принятая сегодня (если мы об этом окончательно договоримся) стратегия развития Внешэкономбанка до 2021 года будет доработана и уже в начале сентября превратится в окончательно утверждённый документ. Но тем не менее в период с сегодняшнего заседания Наблюдательного совета до начала сентября именно по этой стратегии, принятой за основу, Внешэкономбанк и должен строить свою работу.
Работа фокусируется на трёх направлениях, которые являются наиболее актуальными в настоящий момент для нашей экономики, а стало быть, и для ВЭБа. Это поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности, поддержка инфраструктурных проектов и поддержка несырьевого экспорта, который в такой поддержке очень нуждается.
ВЭБ как институт развития должен подставить плечо там, где сугубо рыночных
институтов недостаточно, и тогда те солидные ресурсы, которые в принципе, я
надеюсь, ВЭБ будет способен аккумулировать в ближайшие несколько лет, принесут
реальный результат.
В рамках проекта стратегии предусмотрено изменение не только структуры самого ВЭБа, но и всей группы Внешэкономбанка. Должны меняться методы, подходы, включая и методы выделения денег. Корпорация в конечном счёте должна быть не столько кредитором, сколько модератором кредитов, то есть должна помогать бизнесу структурировать сделки и, конечно, привлекать к проектам коммерческие банки и просто деньги с рынка, что называется.
В стратегии предусмотрено два сценария развития – базовый и оптимистический. Я сейчас предлагаю на цифрах не зацикливаться, что называется, потому что мы должны принять целый ряд решений и по судьбе активов ВЭБа. Но в любом случае речь идёт о том, чтобы в рамках базового сценария банк мог предоставить на различные проекты довольно значительный объём финансирования – это сотни миллиардов рублей. В каких пропорциях это будет делаться и по какому сценарию, ещё предстоит окончательно определиться.
Есть и другие важные темы в
повестке дня, среди них – проект финансового плана ВЭБа на второе полугодие
2016 года, на плановый период 2017–2018 годов. Новой командой проведена работа
по изучению сильных и слабых сторон экономики корпорации. Прошла инвентаризация
активов, оптимизированы расходы (надеюсь, в достаточной мере), пересмотрен ряд
решений, в которых определены приоритетные задачи для стабильной работы ВЭБа
сейчас и в будущем. Всё это позволило принять решение о поддержке
Внешэкономбанка в этом году. Была выделена субсидия объёмом 150 млрд рублей.
Примерно половина этой субсидии уже перечислена банку. Баланс банка
сбалансирован в среднесрочной перспективе, мы должны посмотреть, как всё это
будет происходить в различные периоды.
Ещё одна тема – поддержка и расширение экспорта. Политика импортозамещения даёт нашей экономике возможность продвигаться по новой модели. Это ставит задачу добиться существенного увеличения несырьевого экспорта. Такая задача стоит, и ею, собственно, и должен заниматься Внешэкономбанк.
Сегодня мы рассмотрим целый ряд вопросов деятельности Российского экспортного центра, который входит в группу Внешэкономбанка, чтобы экспортный центр был одним окном для оказания кредитной, страховой, гарантийной и нефинансовой помощи проектам любых размеров.
У нас есть и целый ряд отдельных вопросов, которые относятся к компетенции Наблюдательного совета, включая вопросы, имеющие большое социальное значение, например создание медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод. Это не единственный вопрос, давайте приступим к обсуждению пунктов повестки дня.
Брифинг председателя Внешэкономбанка Сергея Горькова по завершении заседания
Из стенограммы:
С.Горьков: Сегодня у нас состоялось заседание Наблюдательного совета. Было достаточно много вопросов. Конечно, главным вопросом было рассмотрение новой стратегии. Стратегия принята за основу. Нам поручено разработать до сентября конкретные механизмы её реализации. Для нас это очень важный момент – для всего коллектива Внешэкономбанка и для наших клиентов тоже. Я думаю, что это немаловажно в целом для всей нашей страны, потому что ВЭБ всегда был институтом развития, институтом, который способствовал развитию экономики страны.
Вопрос: Ваша новая стратегия, с которой мы ознакомились, по-прежнему предполагает большую помощь от государства, то есть вы будете зависеть от государства. Вы это в принципе уже обсуждали с Правительством? И как вам кажется, это правильно?
С.Горьков: Все институты развития, которые существуют, не только ВЭБ, вообще в мире, зависят от источников долгих денег и дешёвых, от фондирования. Так же и ВЭБ зависит от долгих источников и дешёвых относительно рынка. Поэтому, конечно, мы с точки зрения новых выдач будем зависеть от источников, которые будет предоставлять государство. Очевидно. Поэтому для нас есть определённые ограничения, которые существуют с точки зрения объёмов, но это реальность.
Вопрос: Сегодня рассматривался финансовый план на три года. Какие-то конкретные объёмы поддержки из бюджета в следующем и в 2018 году были названы?
С.Горьков: В этом году у нас определено 150 млрд рублей. Порядка 72 млрд мы уже получили, остальные получим до конца года. На следующий год предстоит в бюджетном цикле ответить на эти вопросы, и с точки зрения бюджетного цикла будет определена сумма.
Вопрос: А судьба коммерческих банков и выделение их как-то из структуры обсуждались?
С.Горьков: У нас принято решение, что мы эти банки будем докапитализировать и потом реализовывать в рынок.
Вопрос:
Отдельно в стратегии прописано, что будет с проблемными активами ВЭБа,
олимпийской стройкой, кредитами украинским заёмщикам? Можете оценить их объём и
что с ними дальше будет?
С.Горьков: Что касается олимпийских объектов. Я уже, будучи на форуме в Петербурге, говорил, что не считаю олимпийские объекты проблемными.
У нас сегодня на Наблюдательном совете принято решение об изменении подхода с точки зрения реструктуризации олимпийских объектов. Это решение в целом позволит, во-первых, всем нашим заёмщикам обслуживать долг, во-вторых, оно позволит в принципе развивать инфраструктуру олимпийскую.
Реструктуризация предполагает срок 25 лет и пониженный процент. Поэтому это позволяет в принципе олимпийским объектам стать не проблемными, и кластер в Сочи точно будет активно развиваться.
Вопрос: Предыдущие условия реструктуризации какие были?
С.Горьков: Это был более короткий срок, и был очень высокий процент. Раньше было 5 лет. Сейчас это позволяет совершенно по-другому, с моей точки зрения, зажить этим объектам. И плюс, вы видите, спрос повышается, сейчас там не найдёшь свободных мест. Поэтому я думаю, что это очень хорошее решение и для ВЭБа, и для заёмщиков, и для страны в принципе.
Вопрос: А какой
объём таких кредитов?
С.Горьков: У нас больше 200 млрд рублей – это кредиты по олимпийским объектам. В общем, для нас это существенный объём, но важно всё-таки было дать возможность развиваться объектам. Мне кажется, это решение даёт возможность развития, причём существенного.
Вопрос: Сергей Николаевич, а что решили по поводу «ВЭБ-лизинга» и «ВЭБ-капитала»? В какие сроки они будут выведены?
С.Горьков: «ВЭБ-лизинг» и «ВЭБ-капитал» не будут выводиться из структуры. Это те наши дочерние общества, которые остаются. В «ВЭБ-лизинге» осуществляется реструктуризация, и не планируем никакой вывод.
Вопрос: Можно спросить про единое окно на базе РЭЦа? В какие сроки и как вы предлагаете это сделать?
С.Горьков: В настоящее время РЭЦ и так существует, просто мы меняем в целом механизмы. РЭЦ, мне кажется, в целом очень хороший механизм для поддержки экспорта. Важно было обеспечить синергию с ВЭБом, и вот этим мы сейчас занимаемся. Кстати, если вы видите вот – это в том числе как мы работаем с клиентом, там можете посмотреть экспорт. То есть мы как раз пытаемся именно моделировать, делать прототип клиента. В том числе этот прототип сделали не мы, а сами клиенты. Мы таким образом хотим увязать клиента со всеми нашими инструментами.
То есть, к примеру, если это компания, которой нужны гарантии по экспорту, и в то же время мы видим, что ей нужен какой-то инвестиционный кредит, мы будем всё это вместе увязывать. Пока, до этого времени, ВЭБ не увязывал: рассматривался отдельно клиент РЭЦа и отдельно – клиент ВЭБа, отдельными подразделениями, с отдельным механизмом, отдельной бюрократией. Это создавало такую не совсем правильную клиентоориентированность, неправильные партнёрские отношения.
Вот мы хотим таких партнёрских отношений, как внутри группы, и таким образом дать им возможность получения дополнительных каких-то условий с точки зрения сервиса.
Вопрос: Вопрос по олимпийским кредитам. С учётом того, что будет проводиться реструктуризация, как ВЭБ оценивает потери?
С.Горьков: Это не потери, здесь нет потерь. Здесь есть разница между ставкой. Мы вынуждены будем досоздать резервы. Мы не видим в этом большой проблемы, потому что в целом олимпийские объекты у нас были дорезервированы достаточно сильно, высоко. Конечно, будет разница между ставкой, которую мы сейчас предоставляем, и ставкой, которая является рыночной. В этом есть аспект, но де-факто у нас они уже зарезервированы достаточно, очень высокий уровень.
Вопрос: Были ли приняты какие-то кадровые решения на заседании Наблюдательного совета?
С.Горьков: На заседании совета было принято несколько кадровых решений. Одно из них: по заявлению Петра Фрадкова он переходит работать в РЭЦ. Второе: меняется глава нашего украинского банка, появляется новый глава украинского банка, Андрей Рожок.
Вопрос: По созданию медкластера, о котором Дмитрий Анатольевич говорил: уже известно, какой это объём средств?
С.Горьков: Вопрос, скорее всего, не к ВЭБу. ВЭБ в данном случае инструментом выступает, мы выполняем решение Правительства. Этот вопрос, скорее всего, надо адресовать Министерству по Кавказу.
Вопрос: Помимо средств на ликвидность в стратегии предусматриваются средства в капитал банка?
С.Горьков: На самом деле все средства в капитал предполагаются. У нас нет прямых средств в ликвидность. Они все, если от Министерства финансов, все в капитал. Ничего с точки зрения ликвидности – в прямом смысле ликвидности – не предполагалось никогда. Механизм такой, что Минфин всегда предоставляет средства в капитал.
Вопрос: А насколько стоимость фондирования новой стратегии снижается?
С.Горьков: Что вы называете стоимостью фондирования? Стоимость фондирования – это понятие достаточно условное. Мы предполагаем, что в новой стратегии за счёт фондирования, предоставляемого государством, за счёт того, что будем делать микс с привлечением, к примеру, на рынке, мы сможем иметь всё-таки на несколько процентов ниже ставку. И это будет нашим не то что конкурентным преимуществом, нам это позволит финансировать проекты, важные для страны. И для нас очень важно то, что сказал Президент о поддержке Национальной технологической инициативы. Мы в том числе сконцентрируемся на высокотехнологичных, инновационных отраслях, это тоже, я думаю, очень важно.
Вопрос: А по украинским кредитам какие-то были приняты решения?
С.Горьков: Мы работаем над этим вопросом. Решение не принималось.
Вопрос: А ВЭБ
закрыл сделку по акциям «Газпрома»?
С.Горьков: Мы сегодня получили решение набсовета по сделке по ADR «Газпрома», одобрение набсовета получено. Пока она не закрыта, закрывать будем.