В повестке: о реализации государственной политики развития Дальнего Востока, о социально-экономическом развитии Байкальского региона, о развитии международных транспортных коридоров между Приморьем и Китаем.
Д.Медведев: «Конечно, изменения требуют времени, но всё же у тех, кто живёт и работает на Дальнем Востоке, постепенно появляются дополнительные возможности. Это отражается и в настроениях людей. Хочу специально отметить отрадный факт, что за первые месяцы текущего года отток населения с Дальнего Востока сократился практически на порядок, можно считать, что он вообще практически прекратился. Это очень важное событие, это впервые достигнуто за последние годы».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Юрия Трутнева и Александра Галушки по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас заседание
Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития
Дальнего Востока и Байкальского региона. Проводим мы его в Москве, и у нас
несколько тем для обсуждения. Поговорим о том, как в целом реализуется подход к
развитию дальневосточных территорий, что удалось сделать за последние несколько
лет, чего пока не происходит, на какие направления нужно обратить особое
внимание. Предметно сосредоточимся на Байкальском регионе – с докладами
выступят наши коллеги-губернаторы. Обсудим планы по созданию международных
транспортных коридоров, которые соединят Приморье и северо-восточные провинции
Китая, а также подведём итоги того, как исполняются поручения, которые были
ранее даны на заседаниях правительственной комиссии и других совещаниях по
развитию Дальнего Востока.
В
целом политика на дальневосточном направлении претерпела значительные изменения
в последние годы. Принят целый ряд очень важных и сложных решений, многие из
которых реализуются. Уже действуют 12 территорий опережающего развития, создан
юридически свободный порт Владивосток. Разработан уникальный механизм поддержки
проектов, когда государство берёт на себя часть расходов инвестора на создание
инфраструктуры. Строительство десятка добывающих, перерабатывающих предприятий
ведётся уже по этим правилам. Фонд
развития Дальнего Востока наконец начал осуществлять первые инвестиции. Во
многом благодаря этим изменениям, новым механизмам удалось саккумулировать
дополнительный денежный ресурс, его масштабы весьма значительны – это
практически под триллион рублей инвестиций. Они ещё далеко не все осуществлены,
но это именно уже такие подписанные инвестиции. Помимо этого утверждены две
новые программы – развития Курил и программа развития Комсомольска-на-Амуре,
обе сроком на 10 лет.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, 25 мая 2016 года
Ещё один важный шаг – закон о новых
налоговых льготах инвесторам на Дальнем Востоке. Два дня назад он был подписан
Президентом. Важно, что в законе заложен понятный, доступный механизм получения
льгот, в отличие от того, что действовал ранее. Напомню, что если инвестор в
течение трёх лет вложил в проект не менее 50 млн рублей собственных средств, то
он освобождается на определённый срок от уплаты налога на прибыль и НДПИ.
Через неделю вступают в силу правила
бесплатного предоставления одного гектара земли – такая тоже достаточно
раскрученная новелла. Те, кто отвечают за соответствующие проекты, за эти
решения, должны проследить, чтобы новый порядок работал именно так, как он
изначально и планировался: минимум волокиты и максимальная польза для людей.
Правом на получение земли должны воспользоваться те, кто готов обзавестись
хозяйством, начать собственное дело. Посмотрим, как это будет работать в
современных условиях, потому что мы все помним исторические аналоги, решения, которые принимались практически 100
лет назад. Тогда они принесли пользу Дальнему Востоку, посмотрим, как будет в
этот раз.
Конечно,
изменения требуют времени, но всё же у тех, кто живёт и работает на Дальнем
Востоке, постепенно появляются дополнительные возможности. Это отражается и в
настроениях людей. Хочу специально отметить отрадный факт, что за первые месяцы
текущего года отток населения с Дальнего Востока сократился практически на
порядок, можно считать, что он вообще практически прекратился. Это очень важное
событие, это впервые достигнуто за последние годы.
Цель,
которую мы ставим перед собой по Байкальскому региону, – подтянуть основные
показатели социально-экономического развития к среднероссийскому уровню. Нужно
преодолеть существующее отставание регионов в социальной сфере, оживить
предпринимательскую активность.
Сам
по себе Байкальский регион, как и любой другойрегион, неоднороден. Каждый из субъектов, которые включены в
регион (это Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край), имеет собственную
структуру производства и расселения, свои особенности, свои сильные и слабые
стороны, проблемы, которые нужно учитывать.
Часть
мероприятий по изменению ситуации в экономике и социальной сфере заложена в
государственных программах – они в основном касаются строительства дорог и
аэропортов, их реконструкции. Есть планы по развитию энергетики, жилищной
сферы, строительства жилья. Сегодня мы также обсудим способы дальнейшей
газификации региона и возможности развития туризма.
Но как, к сожалению, часто
бывает, задач больше, чем ресурсов. По сути, мы имеем дело с дефицитом средств
на исполнение важных задач при опережающем росте расходов.
Проанализируем, какими возможностями мы сейчас располагаем, для того чтобы эти
процессы подтолкнуть, чтобы выбрать наиболее перспективные инвестиционные
проекты, которые прошли предварительный отбор. И Дальнему Востоку, и
Забайкальскому региону нужны частные инвестиции. Один из наиболее эффективных
способов их привлечь – встроиться в сложившиеся в регионе цепочки производства,
в разделение труда, которое существует, для чего необходим транспорт.
Сегодня мы
рассмотрим проект по развитию транспортных коридоров между Приморьем и
промышленно развитыми регионами Китая. Нам нужно учиться использовать
потенциал, который в регионе саккумулирован, развивать приграничную торговлю,
замыкать часть транзитных грузов на российские порты. Долгосрочная работа на
этом направлении – это пример интеграционного сопряжения с
Азиатско-Тихоокеанским регионом, которое способно принести весьма значительную
пользу.
Хотел бы
услышать сегодня, какова оценка рентабельности проекта по строительству таких
коридоров, какой объём грузопотока мы можем на себя замкнуть, каков интерес
инвесторов, в том числе из Китая, можем ли мы рассчитывать на то, что эта
программа может быть реализована за счёт частных средств. И ряд других
вопросов. Также Юрий Петрович (Трутнев) поделится
информацией о том, как исполняются поручения.
<…>
Из стенограммы:
Вопрос: Расскажите,
пожалуйста, об итогах сегодняшнего заседания.
Ю.Трутнев: Сегодня
на заседании Правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока
рассматривалось несколько вопросов. Первый вопрос – доклад Министра по развитию
Дальнего Востока Александра Сергеевича Галушки о результатах работы по развитию
Дальнего Востока. Смысл доклада сводился к тому, что мы отчитывались, каким
образом новые разработанные инструменты по развитию Дальнего Востока, новые
законы улучшают ситуацию на Дальнем Востоке. Уже сегодня объём заявленных
инвестиций превысил 1 трлн рублей. Мы рассчитываем к концу этого года превысить
планку 2 трлн рублей и будем продолжать работу по развитию. Это уже сейчас
сказывается на демографической ситуации, уже строятся заводы, к концу года их
будет сдано 16.
Второе. Рассматривался вопрос о развитии субъектов
Российской Федерации Байкальского региона. Разговор шёл о том, что формы
поддержки, которые сегодня приняты на Дальнем Востоке, могут распространяться
на Байкальский регион. На Дальнем Востоке уже в ближайшее время вступает в
действие закон о бесплатном предоставлении земли гражданам. У нас есть
предложение по докапитализации Фонда по развитию Дальнего Востока за счёт
налоговых платежей от новых предприятий, которые создаются на территории
Дальнего Востока. Есть предложение по налоговому вычету для инвесторов, которые
вкладываются в инфраструктуру. Все эти инструменты, которые помогут нам
финансировать развитие Дальнего Востока в дальнейшие периоды, могут применяться
и на территории Байкальского региона. Мы договорились о том, что будем изучать
эти возможности и стараться передавать тот опыт, который на Дальнем Востоке
накоплен, для развития ближайшего кнему региона Российской Федерации.
Следующий вопрос был о развитии международных
транспортных коридоров «Приморье-1», «Приморье-2». Мы говорили о том, что
преимущества Российской Федерации в этой части могут использоваться, но не
используются пока, потому что коридоры предоставляют возможность прямого
транзита грузов из северо-востока Китая в порты Дальнего Востока. Для того
чтобы запустить эти возможности необходимо, во-первых, создать режим транзита,
потому что сегодня ситуация довольно странная: у нас расстояние на 30% короче,
а длительность прохождения грузов в два раза дольше, так как наша таможня
работает неэффективно. В соответствии с законом о свободном порте Владивосток
целый ряд таможенных режимов уже меняется. Председатель Правительства
Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение доработать эти
механизмы, сделать так, чтобы таможенный режим был конкурентен, чтобы он давал
возможность быстрого транзита грузов через нашу территорию в порты.
И четвёртый вопрос – я докладывал о выполнении
поручений, которые давались на предыдущих заседаниях комиссии. В целом я
считаю, что исполнение поручений организовано неплохо. Из 78 поручений у нас
сегодня претензии только к 15 по срокам исполнения. Из этих 15 поручений о пяти
самых важных я доложил, и Председатель Правительства дал поручение подготовить
меры дисциплинарного
взыскания к тем сотрудникам министерств, которые отвечали за выполнение
поручений правительственной комиссии.
А.Галушка: Хотел бы
подчеркнуть (и Председатель Правительства об этом говорил): наверное, главным
итогом нашей работы в рамках реализации новой государственной политики развития
Дальнего Востока, той политики, которая начала формироваться с момента создания
специального министерства, выделения специальной позиции курирующего
вице-премьера, является то, что мы в январе – феврале 2016 года достигли
исторического минимума с точки зрения уменьшения населения на Дальнем Востоке.
Отток населения на Дальнем Востоке практически прекратился, сократившись в 15
раз в январе – феврале этого года по отношению к январю – февралю прошлого
года, и составил всего 221 человек.
Естественно, наша цель – чтобы этот отток не просто окончательно
прекратился, а чтобы начался приток населения на Дальний Восток. Те новые
механизмы, которые специально разработаны Правительством, приняты в российском
государстве – и территории опережающего развития, и свободный порт Владивосток,
и поддержка инвестиционных проектов (а значит, создание новых рабочих мест для
людей на Дальнем Востоке), бесплатное предоставление земли, которое через
неделю уже начнётся в первых пилотных регионах, новые налоговые льготы для
инвесторов на Дальнем Востоке (любых инвесторов на Дальнем Востоке, не только в
ТОР, не только в свободном порте Владивосток, о чём позавчера подписал закон Президент),
– работают. Работают они прежде всего на эту цель – чтобы наш Дальний Восток
обустраивался, обживался и люди связывали свою судьбу с его развитием.
То, что мы сегодня видим по итогам первых двух месяцев 2016 года,
показывает, что такая динамика есть.
Отмечу, что в предыдущие два года, в 2014 и 2015 годах, отток
населения тоже существенно сокращался – за два года он сократился более чем на
четверть. Но то, что мы видим сегодня, – такого не было в истории России с 1992
года.
Ю.Трутнев: Я думаю,
что с вводом в полное действие закона о выделении бесплатно гектара земли на
Дальнем Востоке отток населения прекратится.
Вопрос: Можете
рассказать подробнее про транспортные коридоры? Какой финансовой модели
придерживаются в Правительстве? За чей счёт они будут строиться и сколько будут
стоить?
Ю.Трутнев: За счёт
инвесторов. Идеи строить всё это за бюджетный счёт нет. При этом риски инвесторов
должны быть хеджированы за счёт предоставления гарантий наших коллег из Китая
об объёме транспортного потока. Такие переговоры сейчас идут.
Вопрос: Что
можно сказать по поводу выравнивания тарифов на Дальнем Востоке?
Ю.Трутнев: Мы
выработали с Аркадием Владимировичем Дворковичем единую позицию, было несколько
предложений с его стороны, они учтены. Это сказалось на том, что немножко
сдвинулся срок начала действия закона – на 1 января будущего года. Но все
остальные разногласия сняты.
Вопрос: А
должен был с января этого?
Ю.Трутнев: Нет, с
января этого года никак не получалось. Мы хотели с середины года, но
согласились с аргументами о том, что всё-таки тарифы, как правило, принимаются
в начале года. Люди уже сверстали экономические планы, и поскольку тарифы
изменятся в середине, это не очень корректно по отношению к предприятиям,
работающим в центральной части Российской Федерации.
Вопрос:
Юрий Петрович, перспективы транспортного коридора Россия – Большой Уссурийский
остров – Китай?
Ю.Трутнев: Мы
сейчас рассказывали о том, что получается, но, наверное, было бы нечестно
сказать, что у нас получается всё. Большой Уссурийский немножко отстаёт. Мы
двигаемся по системным инструментам, считаем это предельно важным, потому что
те вещи, о которых мы докладывали вначале – территории опережающего развития,
механизм предоставления земли, снижение энерготарифов, механизм поддержки
инвестиционных проектов, работа Фонда по развитию Дальнего Востока, – это
довольно немало, это всё налажено, но это всё даёт эффект на всю территорию. На
проекты, связанные с очень важными, но отдельными точками, пока ещё не хватило
времени, мы ещё не успели. Поэтому мы точно будем заниматьсяостровом Русский,
там есть что делать, будем заниматься островом Большой Уссурийский.
А.Галушка: У
нас ФЦП «Курилы» принята (новая федеральная целевая программа «Курилы» с 2016
по 2025 год) и в апреле утверждён комплексный план развития
Комсомольска-на-Амуре, в этом ряду и остров Большой Уссурийский находится. Всё
сразу сделать просто невозможно, но мы этим тоже занимаемся.
Вопрос:
Транспортные коридоры, сколько это будет стоить, какая планируется финансовая
модель?
А.Галушка:
Во-первых, хочу подчеркнуть, Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич
Медведев отметил, что это очень правильный проект, им нужно заниматься, дал
поручение включить в повестку его переговоров с Премьер-министром КНР Ли
Кэцяном вопросы развития транспортных коридоров «Приморье-1», «Приморье-2». Есть
также соответствующее поручение прежде всего по формированию «бесшовного» режима
для транзитных грузов из северо-востока Китая в наши порты Приморья.Соответствующие решения правительственной комиссии будут
оформлены, в ближайшее время приступим к их реализации.
С точки зрения практической нам вполне понятно,
какой комплекс изменений в таможенное законодательство необходим. Речь идёт о
том, чтобы тот груз, который идёт сегодня из северо-восточных провинций Китая,
например, в порт Далянь, также беспрепятственно, что называется бесшовно, мог
поступать и в наши порты юга Приморья – Восточный, Находка, Зарубино, Посьет,
порт Владивосток и так дальше.
Кстати, отмечу, что́ нам дают транспортные коридоры.
Транспортные коридоры могут дать нашему Дальнему Востоку 45 млн т грузов.
Напомню, что от модернизации БАМа и Транссиба мы хотим получить более 60 млн т
дополнительно в порты нашего Дальнего Востока. Эти коридоры не достигают этого
объёма, но не так сильно отстают. 45 млн т грузов, из которых 22 млн т
–контейнерные грузы, 23 млн т – зерновые грузы.
Сегодня о чём шла речь? Что нужны инвестиции, во-первых,
нужны режимы благоприятные при пересечении границы, во-вторых, нужны инвестиции
в инфраструктуру. Но инвестиции в инфраструктуру прежде всего должны быть и
будут частные. Мы исходим из того, что не только проблемы с бюджетным
финансированием (дело даже не в этом), а что этот проект экономически
рентабелен. Готова финансово-экономическая модель, которая показывает, что
минимум 10% годовых инвесторы могут заработать на инвестициях в инфраструктуру,
а возможно, и больше, и до 15% годовых. 10%
годовых – это минимальный уровень рентабельности. Мы ведём активно переговоры с
нашими китайскими партнёрами. Они о своей заинтересованности заявили, и
сегодняшние решения правительственной комиссии во главе с Председателем
Правительства (я могу об этом твёрдо говорить, уверенно, потому что сам в этих переговорах
участвовал) – это именно те принципиальные решения, которые нужны для китайской
стороны, чтобы тоже эти коридоры поддержать.
Вопрос:
Стоимость каждого из коридоров можете озвучить?
А.Галушка: Она
составляет около 150 млрд рублей по каждому коридору. Эти деньги нужны не
одномоментно, это постепенные вложения в инфраструктуру, в её развитие,
преимущественно до 2030 года. 150 млрд рублей на каждый коридор в совокупности
до 2030 года. Наиболее готов сегодня коридор «Приморье-1», из провинции
Хэйлунцзян в Находку. Там требуется инвестиций около 10 млрд рублей до 2020
года, для того чтобы он значительно увеличил свои пропускные способности.
Эффект для экономики Приморского края – это ежегодное увеличение
ВРП на 4–5% и создание более 4 тыс. новых рабочих мест. Это хороший проект для
экономики юга нашего Дальнего Востока. Причём мы в своих оценках были
консервативны и с точки зрения затрат закладывали по верхнему порогу, а с точки
зрения эффектов закладывали по нижнему порогу. Расчёты показывают, что этот проект
является устойчивым, а потому привлекательным.
Для нас желание участвовать в этом проекте таких инвесторов, как
Китайский экспортный банк, другие крупные китайские компании (вплоть до того,
что они готовы рассматривать вопрос о создании с российской стороной совместной
управляющей компании) – это и есть лучший критерий,
подтверждающий жизнеспособность этих проектов.
Часть решений уже сегодня реализуется, а именно по
закону о свободном порте Владивосток (это закон уже вступил в силу) с 1 октября
2016 года пункты пропуска начинают работать по модели семь дней в неделю 24
часа в сутки. Создаётся свободная таможенная зона и вместо множества
контролёров вводится единый контрольный орган при пересечении границы. Вот эти
режимы уже есть, они уже в законе имплементированы. Но важно создать
благоприятные режимы для транзитных грузов, чтобы транзитные грузы могли быстро
проходить соответствующее оформление, и условия, которые Россия предоставляет,
были конкурентны по отношению к тем коридорам, которые сегодня существуют.
Сегодня Председатель Правительства принципиально
поддержал решение об изменении режимов пересечения границы для транзитных
грузов – это первое. И второе – поддержал решение о том, что соответствующие
межправительственные соглашения должны быть подготовлены и подписаны между Правительством
Китая и Правительством России, а также в повестку переговоров на самом высоком
уровне, по мнению Дмитрия Анатольевича, тема транспортных коридоров должна
войти.
Вот это те решения, которые сегодня приняты.