На совещании обсуждались промежуточные итоги работы Российского фонда прямых инвестиций, а также направления его деятельности по расширению возможностей инвестирования в инфраструктурные проекты.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги! Мы сегодня обсудим результаты работы Российского фонда прямых инвестиций. Я напомню, он был зарегистрирован в январе прошлого года, а поручение о его создании было дано где-то годом раньше. Во всяком случае, мы долго это обдумывали, помню, как этот процесс происходил. И практически сразу он начал активно работать на финансовых рынках.
Участники совещания
-
Список участников совещания о результатах деятельности и инициативах Российского фонда прямых инвестиций
Целевая аудитория фонда – стратегические инвесторы, в том числе крупнейшие мировые компании, международные фонды таких же прямых инвестиций. Являясь агентом государства, РФПИ разделяет с другими участниками не только прибыли, но и риски.
Каждый инвестпроект проходит двойной экспертный анализ – по линии самого фонда и международных экспертов, которые привлекаются фондом. Это позволяет (надеюсь, во всяком случае) повысить эффективность управления активами, сохранить оперативный контроль, что особенно важно для инвесторов, которые, естественно, не находятся в России постоянно, а следят за деятельностью фонда дистанционно.
Появление надёжного партнёра, так называемого якорного инвестора в виде фонда позитивно оценивает большинство наших зарубежных коллег. Всего за год на условиях соинвестирования в отечественную экономику направлено приблизительно 2,4 млрд долларов. В среднем на 1 рубль удаётся привлечь порядка 10 рублей, коэффициент соинвестирования – 1 к 9,7, это приличный показатель.
Д.Медведев: «Вложения зарубежных фондов прямых инвестиций в Россию удвоились – почти с 5 млрд долларов в 2011 году до 10 млрд долларов в 2012 году. Ещё порядка 3 млрд инвестировано при непосредственном участии Фонда прямых инвестиций в совместные фонды и инвестиционные платформы».
Вложения зарубежных фондов прямых инвестиций в Россию удвоились – почти с 5 млрд долларов в 2011 году до 10 млрд долларов в 2012 году. Ещё порядка 3 млрд инвестировано при непосредственном участии Фонда прямых инвестиций в совместные фонды и инвестиционные платформы – в Российско-Китайский инвестиционный фонд с капиталом до 4 млрд долларов, а также в Российско-Японскую инвестиционную платформу с капиталом до 1 млрд долларов. При этом бóльшая часть средств будет использована для развития регионов Сибири и Дальнего Востока, что, безусловно, является одной из наших стратегических целей.
Отмечу несколько знаковых проектов фонда, которые получили международное признание. Это сделка по приобретению акций Московской биржи (она даже была номинирована как «Сделка года» в 2012 году по одной из версий), участие в первичном размещении акций проекта «Мать и дитя», приобретение контрольного пакета сети «Каро Фильм» в сегменте относительно умеренных по объёму денег и другие сделки, конечно.
Д.Медведев: «Сейчас на рассмотрении фонда находится более 50 проектов – это и нефтехимия, и сельхозмашиностроение, транспорт, логистика, розничная торговля. Общий объём инвестиций – порядка 10 млрд долларов».
Важно, что зарубежные компании готовы приходить с масштабными инвестициями, готовы вкладывать свои средства в развитие новых высокотехнологичных производств и создание эффективных рабочих мест, что, конечно, крайне важно для нашей экономики. Сейчас на рассмотрении фонда находится более 50 проектов – это и нефтехимия, и сельхозмашиностроение, транспорт, логистика, розничная торговля. Общий объём инвестиций – порядка 10 млрд долларов. Есть и несколько перспективных задумок о том, откуда и в каком объёме привлечь дополнительные средства.
Вообще, объём долгосрочного капитала, который потенциально доступен на глобальном финансовом рынке, оценивается экспертами где-то в промежутке от 6 до 10 трлн долларов. Деньги огромные – за них идёт конкурентная борьба. Чтобы не проиграть, мы должны выглядеть как минимум не хуже, чем наши соперники. Отсюда вытекает простой вывод – нужно продолжать интенсивно заниматься улучшением делового климата, ликвидировать избыточные административные процедуры, избыточный контроль.
<…>