Из стенограммы:
Д.Медведев: Борис Александрович, мы занимались важной темой – импортозамещением. На самом деле хорошее производство создала здесь, в Челябинске, «Транснефть» вместе с партнёрами. Это реально новое, высокотехнологичное производство с хорошими экологическими подходами. Но помимо вот этой производственной стороны поездки, хочу поговорить с вами по тематике, которая волнует сегодня, наверное, всех наших людей, но в отдельных регионах она приобрела особую остроту. Я имею в виду дороги.
Я недавно проводил совещания в других регионах, мы об этом говорили. Хочу сказать, что и для Челябинской области тема очень острая. Получил целый ряд обращений от разных людей. Несколько у меня тут лежит, одно – от Константина Алексеевича Егорова по поводу ситуации с дорогами, второе – от Глеба Валерьевича Туманова. Таких обращений много, они посвящены одной проблематике и конкретным проблемам, которые есть на дорогах в вашем регионе.
Поездка
Я понимаю, что дороги бесплатно не делаются и все должны это понимать. Ремонт, качество дорог связано с наличием финансирования, сейчас его не очень много, но тем не менее целый ряд важных решений принят, в том числе о доукомплектовании региональных дорожных фондов, включая и Челябинскую область. Часть денег от акцизов пойдёт на соответствующие нужды, есть региональные средства, есть муниципальные средства.
Я некоторое время назад дал поручение Министру транспорта вместе с руководителями Дорожного агентства и Дорожного фонда проанализировать все эти возможности применительно к тем регионам, где наиболее острая ситуация. К числу этих регионов относится и Челябинская область. В некоторых регионах получше, хотя никогда не бывает стерильной ситуации, но у вас ситуация более сложная, чем в других местах. Я хотел бы, чтобы вы вместе с федеральными структурами провели все необходимые согласования, посмотрели, как лучше использовать дополнительные средства, которые должны появиться, и как лучше организовать ремонт дорог и строительство новых дорог там, где у нас для этого есть возможности. Вот с этого хотел бы начать.
И второй вопрос, который предлагаю обсудить сейчас, касается очень важной социальной проблемы – это детские учреждения. У нас реализована программа по детским садикам (хочу, чтобы вы доложили о том, что сделано в Челябинской области), и мы переходим к программе по школам. Она рассчитана на длительную перспективу, тем не менее к ней уже все приступили. Что вы намерены делать в этом направлении? Пожалуйста.
Б.Дубровский: Дмитрий Анатольевич, во-первых, большое спасибо, что Вы избрали Челябинск местом проведения комиссии по импортозамещению.
Д.Медведев: Ну это инвестиции. Это вы избрали.
Б.Дубровский: Нам очень приятно, что Вы здесь увидели, что нам есть, что показать. Я слушал коллег на совещании и вспомнил, что подобную масштабную проблему мы решили несколько лет назад, когда полностью заместили поставку трубы большого диаметра, которую всю поставляли по импорту. Была совершенно конкретная программа импортозамещения, которая была решена российскими металлургами, когда были построены станы-5000, трубосварочные станы…
Д.Медведев: Только что наш коллега из «Газпрома» сказал, что они 99,5% трубы получают внутри страны.
Б.Дубровский: Я это услышал и вспомнил, как мы эту задачу решали в своё время. Тоже было трудно, не все верили, но сейчас она решена и, кажется, что по-другому и быть не может. Я уверен, что и все остальные задачи мы решим также качественно, когда будет чётко поставлена задача и будет чётко сформировано государственно-частное партнёрство, о котором мы так часто и много говорим. Это достаточно эффективный механизм.
Что касается других вопросов. Наверное, не столь радостными уже мои ответы будут, как в первом случае. Действительно, дороги – это проблема, и то, что наши земляки обращаются к Вам… Они имеют на это, собственно, все объективные права. Качество дорог требует улучшения. Вы справедливо отметили, что всё стоит денег, и, к счастью, в этом году денег становится больше на дороги.
У нас (всё-таки я какие-то цифры назову) 8,5 тыс. км региональных дорог и 17,5 тыс. км муниципальных дорог. То есть 25 тыс. км дорог разных, в том числе дорог не с асфальтовым покрытием, а просто грунтовых. Такова дорожная инфраструктура области. В прошлом году мы на дороги потратили 8,6 млрд рублей, в этом году в связи с тем, что появились дополнительные акцизные поступления, у нас около 10 млрд будет направлено на обслуживание, ремонт и строительство дорог. Уверен, что эта добавка даст достаточно серьёзное улучшение качества, и мы всё для этого сделаем.
Я благодарен, что Вы определяете Челябинскую область в качестве некоего пилотного региона, который может претендовать, если я правильно понял, на какие-то дополнительные ресурсы…
Д.Медведев: Мысль вы правильно поняли, но не потому, что это пилотный регион, а просто потому, что состояние дорожной сети, мягко говоря, очень сложное, тяжёлое, и поэтому Челябинская область попала в число этих регионов.
Б.Дубровский: В том числе и потому, что серьёзную нагрузку на дороги региональные и муниципальные мы получаем от тяжёлой техники. У нас достаточно много карьеров на территории области, не все карьеры работают через отгрузку железнодорожным транспортом. Это, конечно, сама по себе серьёзная нагрузка.
Тем не менее я благодарю Вас за то, что Вы обратили на это внимание. Мы включимся в эту работу и покажем объективные цифры, которые нам необходимы, чтобы эту улучшающую динамику по дорожному покрытию в Челябинской области показать.
Д.Медведев: Договорились. Я вам тогда оставлю эти конкретные обращения – вы посмотрите, как и другие, конечно.
Б.Дубровский: Что касается дошкольного образования, мы выполнили все решения, то есть у нас на 1 января 2015 года очередей детей с трёх до семи лет нет, с одного года до трёх у нас обеспеченность – 80%. Поскольку у нас динамика рождаемости продолжает оставаться положительной – в прошлом году тоже естественный прирост в области был, – мы понимаем, насколько это важно, и над этим работаем. Сейчас естественным образом эти дети пойдут уже в школы. Поэтому эта программа по переводу учёбы в одну смену начата очень вовремя.
Д.Медведев: У вас много школ, где в две или в три смены?… Ну в три, наверное, нет?
Б.Дубровский: У нас порядка 20% учащихся ещё осталось в две смены. В три – нет. Мы в программе. В этом году она немного другая, не такая, как по садикам, – должны будут выкупаться готовые объекты.
Д.Медведев: Она более сложная, просто рассчитана на 10 лет у нас.
Б.Дубровский: У нас есть такие объекты, и мы заявились в федеральную программу. Мы сами по региональному бюджету строим две школы – одну в Челябинске, одну в Сосновском районе возле Челябинска, где сейчас тоже идёт активное жилищное строительство и где потребность в этих объектах очень большая.
Д.Медведев: Я вас прошу обратить внимание на будущее (потому что эта программа не за год и не за два будет завершена, нужно отдавать себе в этом отчёт) на два фактора. Первый – это использование проектов так называемого повторного применения, чтобы мы строили школы хорошие, но бюджетные. Не нужны дворцы, это должны быть современные школы, которые строятся по современным стандартам. Это не значит, что они должны быть вообще одинаковые, тем не менее с использованием этих проектов.
Б.Дубровский: По Вашему поручению мы сейчас делаем четыре проекта. Эти четыре региональных проекта будут, надеюсь, зарегистрированы Минстроем. Это проекты повторного применения, которые мы будем привязывать, – школы на 1500, 1200, 500 и 200 мест.
Д.Медведев: Хорошо. Второе, на что хочу обратить внимание. Школы у нас разные. У вас промышленно развитая область, где городское население составляет подавляющее большинство, тем не менее есть и сельские школы, школы в посёлках городского типа. Там нужно обратить внимание не только на строительство новых школ, но и на ремонты, потому что наши деньги, в том числе и федеральный компонент, могут расходоваться и на ремонты. В некоторых случаях, когда школа в нормальном состоянии, вовсе необязательно там всё сносить и строить заново. Просто имейте это в виду.
Б.Дубровский: Вы очень доходчиво это объяснили на первом, постановочном совещании. Мы хорошо поняли, что это ресурсы не только на стройку, но и на ремонт и реконструкцию.
Д.Медведев: Да, потому что ждать, например, на селе, когда через 10 лет появится школа, а нынешняя школа, например, в удручающем состоянии… Надо деньги направить на ремонт этой школы, а не ждать появления новой.
Договорились. Тогда в этом ключе прошу и выстроить работу.
<…>