Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги! Мы планировали здесь мероприятия, но так получилось, что сроки пребывания, поездки в Азербайджан были изменены, и мне за последние два дня удалось совершить два визита: один – в Армению, второй – в Азербайджан. При этом и там, и там состоялись важные переговоры с руководством этих стран – с президентами, с премьерами. Обсуждали мы, конечно, и двусторонние отношения, то, как идут дела в наших экономиках, какие проекты лучше запустить, что было бы полезно сегодня делать, тем более что торговый оборот всё-таки несколько уменьшается.
Но не скрою, это очевидно, изначально важнейшей темой было обострение нагорнокарабахского конфликта, и мы, конечно, обсуждали эти вопросы в числе самых главных.
Визит
Главное, что мне удалось, во всяком случае в настоящий момент, установить, – обе страны, руководители двух стран нацелены на то, чтобы сохранять по максимуму режим перемирия, стараться урегулировать существующие разногласия, конфликт, все печальные последствия того, что произошло совсем недавно, – за столом переговоров. Я надеюсь, что именно этих подходов они и будут придерживаться в дальнейшем.
Вопрос: Вы сказали, что главная цель поездки и в Армению, и в Азербайджан – это всё-таки урегулирование нагорнокарабахского конфликта, и Вы услышали от сторон готовность соблюдать перемирие. Но всё-таки услышали ли Вы от них готовность идти на какие-то компромиссы, уступки и, может быть, гарантии того, что боевые действия не возобновятся? Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Вы знаете, я хотел бы сказать, чего я не услышал и что мне представляется исключительно важным. В ходе моих бесед и с коллегами из Армении, и с коллегами из Азербайджана я не услышал ни от президентов, ни от премьер-министров утверждений о том, что единственным способом разрешения конфликта является военный путь эскалации.
Наоборот, все сказали, что путь разрешения этого очень сложного конфликта лежит через переговоры и что не существует альтернативы сохранению перемирия и превращению перемирия в долгосрочный мир. Вот это важнее всего.
Вопрос: Во время визитов в Ереван и Баку Вы озвучили какие-то предложения по урегулированию ситуации? Как Вы считаете, где и когда могут начаться переговоры? Готова ли Москва стать площадкой? И считаете ли Вы возможным участие Нагорного Карабаха в политических переговорах? Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Вы знаете, если бы этот конфликт возник несколько дней назад, то на эти вопросы, наверное, было бы очень сложно отвечать. Но этот конфликт, к сожалению, тянется уже с 1991 года. Есть и механизмы, и форматы, и предложения, и группа, которая занимается урегулированием. Я считаю, что сейчас самое главное, чтобы всё, что мы наработали за последние годы – а я сам этим занимался, этим продолжают заниматься президенты стран, этим занимаются министры иностранных дел – так вот, чтобы все эти механизмы использовались, что называется, по полной программе. Всё есть: и процедуры есть, и группы есть, и они регулярно встречаются. Это, к сожалению, как мы видим, не является гарантией от такого рода обострений и от драматических событий, которые произошли совсем недавно. Тем не менее сейчас создавать что-то новое было бы вдвойне опасно, потому что тем самым мы бы парализовали работу. Я считаю, что нужно успокоиться и вернуться за тот стол переговоров, который создавался последние 20 лет.
Ну а роль России очевидна, потому как мы участники Минской группы, мы сопредседатели, мы никогда не уходили от ответственности. Президент, как только всё это произошло, позвонил и Президенту Алиеву, и Президенту Саргсяну, высказал нашу позицию, призвал стороны успокоиться, вернуться за переговорный стол, начать консультации, объявить перемирие.
Естественно, эти усилия были продолжены. Вот в Баку вчера приезжал Министр иностранных дел России Лавров. У меня вчера были переговоры в Армении, сегодня в Азербайджане. Поэтому мы не только не уходим от своей доли ответственности за обеспечение бесперебойного процесса урегулирования, но и максимально тщательно в нём участвуем.
Вопрос: Дмитрий Анатольевич, Вы говорили, что в ходе встречи с Президентом Алиевым Вы обсуждали сотрудничество России и Азербайджана в различных экономических сферах. О каких именно проектах шла речь, например в энергетике?
Д.Медведев: И Россия, и Азербайджан являются крупными энергетическими государствами, крупными энергетическими игроками. В этом наша сильная сторона и, скажем откровенно, в этом и некоторые проблемы, которые сейчас испытывает экономика России и экономика Азербайджана. Мы работаем давно по целому ряду энергетических проектов. Они касаются и сотрудничества в нефтегазовой сфере – это «Шах-Дениз», это новый проект с участием «Роснефти» и компании SOCAR. И целый ряд других идей, например, связанных с реализацией сотрудничества в электроэнергетической сфере, существование так называемых параллельных систем.
Но есть и новые проекты, которые и связаны с энергетикой, и не связаны с энергетикой, а связаны с инфраструктурой. Сегодня с Президентом Алиевым мы обсуждали один из таких проектов, который касается инфраструктурного сотрудничества с Ираном, я имею в виду сеть железных дорог. Это большой проект, достаточно сложный, но если он получится, то сможет дать серьёзный общий эффект для наших экономик.
Есть и совсем другие направления, которые мне особенно приятно объявить. Например, мы сотрудничаем с Азербайджаном сегодня по такому важному направлению, как фармацевтика. Это высокотехнологичные проекты, в которых принимают участие российские фармакологические компании, готовые создавать производство здесь, в Азербайджане. Это даст возможность нам внедрять свои технологии, создавать вот такие предприятия, а на азербайджанском рынке появятся лекарства хорошего качества, которые граждане этой страны смогут приобретать за национальную валюту, а не за иностранные деньги, которые требуются, чтобы приобрести какие-либо иностранные препараты. Я считаю, что за такими проектами, за высокотехнологичным сотрудничеством будущее.