Об импортозамещении в сельском хозяйстве.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 14 марта 2016 года.
<…>
Д.Медведев: Теперь один вопрос, который хотел бы также обсудить, он касается сельского хозяйства. Это уже приятная констатация: стало таким общим правилом, что мы каждый год, во всяком случае последние несколько лет, говорим о наших успехах в сельском хозяйстве. Аграрный сектор находится на подъёме – этому способствуют и те меры, которые принимались в области импортозамещения, и, конечно, в целом те инвестиции, которые пришли на село за последние, скажем так, 10 лет.
В условиях этих ограничений наши сельхозпроизводители быстро сориентировались, надо признаться, в отличие от ряда других секторов, и просто стараются занять освободившиеся на рынке ниши. Кстати сказать, они постоянно спрашивают, что будет после того, как закончатся наши ответные ограничительные меры, – а они рано или поздно закончатся, это абсолютно понятно.
Мы, естественно, их будем сохранять до тех пор, пока сохраняется внешнее давление, здесь иллюзий быть не должно. Если что-то продлевают, значит, будут получать в ответ это продление. Но рано или поздно всё заканчивается, поэтому нужно думать уже сейчас о том, как нам дальше поддерживать сельское хозяйство.
Мы собираем в последние годы хорошие урожаи зерна, которого достаточно и для внутреннего потребления, и для экспорта. По итогам прошлого года мы полностью обеспечили свои потребности по картофелю, сахару, растительному маслу. Я специально эти позиции называю, потому что ещё совсем недавно мы эти виды сельхозпродукции ввозили из-за границы частично, сейчас полностью всё закрываем сами.
Тем не менее есть ряд продуктов, где мы по-прежнему зависим от иностранных партнёров. И несмотря на то что мы общую потребность закрываем, по семенам (во всяком случае, отдельным сортам семян) и по племенным материалам у нас есть проблемы, так же как и по добавкам, части кормов. От этой зависимости мы тоже абсолютно точно можем избавиться. Это не очень сложно, хотя требует и усилий, и, конечно, денег, – сделать всё, чтобы эти позиции можно было производить в нашей стране. Хотя, скажем прямо, это, так сказать, высокие технологии в сельском хозяйстве, которые требуют объединения усилий науки и производства. Есть решения на эту тему, есть решения, которые касаются программы научного обеспечения деятельности агропромышленного комплекса.
Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), вы этим занимаетесь. Как идёт работа именно по этому направлению? Что сделано, что предстоит?
А.Дворкович: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Данная тема также была затронута в послании Президента в прошлом году, были даны поручения, и за три прошедших месяца была разработана программа научно-технологического обеспечения агропромышленного комплекса. Она состоит из типовой программы, которая будет использоваться по разным направлениям семеноводства и племенного дела, а также из двух пилотных программ по картофелю и по птицеводству, по птице. Предлагается типовую программу, а также две программы по отдельным направлениям утвердить.
Д.Медведев: Я птицеводство не называл, но там у нас тоже проблемы с племенным материалом.
А.Дворкович: У нас та же самая проблема с племенным материалом.
Д.Медведев: Хотя по птицеводству мы закрываем свои потребности на 100%.
А.Дворкович: Да, но 95% этого производства – это производство с использованием зарубежного племенного материала, а всего лишь 5% – это наш племенной материал.
Если говорить о нормативных решениях, предлагается данные программы утвердить решениями Правительства. Мы представим эти нормативно-правовые акты на утверждение в самое ближайшее время. По системе управления данным процессом будут также предложены решения на уровне Президента России, поскольку необходима стыковка самых разных институтов, часть из которых не находится в ведении Правительства, я имею в виду часть научных организаций, Российский научный фонд, поэтому здесь потребуется решение Президента России.
Если говорить о содержании, каждая из программ включает пять блоков. Первое – это, собственно, исследования и разработки как фундаментального, так и прикладного характера. Второе – это развитие исследовательской инфраструктуры. Речь идёт о лабораториях, о центрах элитного семеноводства или племенного хозяйства. Третье – это организация опытного производства на территории страны уже с использованием собственных семян или племенного материала. Четвёртое – это трансфер технологий и стимулирование спроса на российские разработки. Речь идёт о создании внедренческих лабораторий и техноагропарков. Здесь уже предусматривается участие бизнеса, в том числе и финансовое участие бизнеса. Наконец, пятое – это подготовка и переподготовка кадров на уровне магистратур, аспирантур и программ повышения квалификации.
В привязке к картофелю и птице данный типовой макет программы проработан уже до деталей, с указанием конкретных исполнителей, институтов, регионов, бизнес-структур, институтов Академии наук и вузов как Минобрнауки, так и Министерства сельского хозяйства.
Программа структурирована по срокам, по ответственным исполнителям и готова к реализации. Часть ресурсов уже есть в федеральном бюджете по разным направлениям (как у ФАНО, Министерства сельского хозяйства, так и у ряда других организаций), часть ресурсов предлагается выделить в том числе из Российского научного фонда, который курирует Администрация Президента России, часть ресурсов предлагает бизнес, поскольку заинтересован в этих разработках.
Таким образом, мы уже в апреле намерены начать реализацию двух программ, о которых я сказал, – картофель и птица, а в течение II квартала разработать программу по другим направлениям. Самая ближайшая программа, в которой бизнес заинтересован, – это свекловичное производство, в том числе речь идёт, собственно, как о производстве овощной культуры, так и развитии сахарного производства, то есть свекловичного сахара.
И мы рассчитываем, что в этом году будут запущены уже все программы по всем ключевым направлениям.
Можно констатировать, что само по себе поручение Президента выполнено, мы приходим к реализации разработанных проектов программы.
Д.Медведев: Все решения будут выполнены только тогда, когда у нас будет абсолютная независимость от ведущих поставщиков племенных материалов, семенных материалов, когда мы сами будем способны эти проблемы закрывать.
Мы, я уверен, это сделаем, потому что у нас для этого есть все возможности, и, самое главное, это будет поднимать статус нашей страны в качестве аграрной державы. А это очень важно с учётом того, что количество продовольствия на Земле увеличивается не такими темпами, как население, и задача прокормить население планеты является сверхактуальной в том числе с точки зрения тех позиций, которые заявляет Организация Объединённых Наций.
<…>