Первый вопрос повестки – об импортозамещении в аграрном секторе.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Александра Ткачёва об импортозамещении в аграрном секторе
Сообщение губернатора Саратовской области Валерия Радаева
Из стенограммы:
Принятые решения
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы начнём с темы импортозамещения в аграрном секторе. Обсудим результаты и дальнейшие направления этой работы, в том числе в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства.
Введение контрсанкций оказалось выгодно нашим аграриям, надо это признать. Они быстро сориентировались в новых условиях, сумели занять освободившиеся на рынке ниши. А меры по импортозамещению в сельском хозяйстве, которые мы приняли в последние полтора года, позволили сохранить темпы роста отрасли. Более того, мы все с удовлетворением отмечаем, что это у нас одна из немногих отраслей, которая продолжает достаточно уверенный рост даже в условиях общеэкономического спада.
В прошлом году был собран хороший урожай зерна – более 104 млн т. Улучшилась ситуация в животноводстве в целом. Увеличилось производство мяса и птицы.
Повестка заседания
Всё это показывает, что аграрный сектор на подъёме. Мы добились значительных, я считаю, успехов с точки зрения продовольственной безопасности в последние годы. По итогам прошлого года обеспечиваем себя не только зерном, но и картофелем, сахаром, растительным маслом, а также мясом и мясопродуктами.
Есть и проблемные зоны. Это молоко, овощи и фрукты. Здесь есть что подтягивать. У нас пока производится этих продуктов не вполне достаточно. И несмотря на то что они в абсолютном количестве тоже растут, здесь есть что поддержать. Есть и отдельные направления, касающиеся мясного скотоводства. Мы должны следить за ситуацией, следить, чтобы наши сельхозпроизводители были обеспечены качественными семенами, развивать племенное дело, на что мы неоднократно во время совещаний обращали внимание. При этом нужно учитывать, что этим направлениям развития сельского хозяйства как приоритетным для импортозамещения будет оказана поддержка. Подчёркиваю, именно на этом и нужно сконцентрироваться.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 11 февраля 2016 года
Сегодня мы также рассмотрим меры непосредственной поддержки сельского хозяйства, распределим субсидии для аграрного сектора. Это почти 26 млрд рублей, которые будут выделены для возмещения части процентной ставки по инвесткредитам на развитие животноводства, на переработку, на инфраструктуру, на логистику обеспечения рынков продукции животноводства, и почти 5,5 млрд рублей пойдёт на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства. Естественно, будет доклад Министра сельского хозяйства и по первому вопросу также сообщение нашего коллеги – губернатора Саратовской области.
Хочу обратить особое внимание на то, что по субсидиям (это касается и сельского хозяйства, и других областей, но особенно сельского хозяйства) нужно быстро принимать решения. Сейчас у нас февраль, и мы понимаем, что субсидии, выделенные селу – а там циклическое производство, оно сезонный характер носит, – во второй половине года это очень часто уже бессмысленные деньги. Поэтому нужно быстро работать, обращаю ещё раз на это внимание.
Мы сегодня на ещё одном совещании, посвящённом эффективности трат органов управления, государственных распорядителей бюджетных средств, наших государственных организаций, компаний с государственным участием, будем обсуждать все эти вопросы, включая и большое количество неэффективных расходов, и дебиторскую задолженность. Но об этом на другом совещании.
Пожалуйста, Александр Николаевич.
А.Ткачёв: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
За последние 10 лет в сельском хозяйстве уже сделаны первые шаги по замещению импортной продукции отечественной. Благодаря предпринятым усилиям и предоставлению государственной поддержки объём производства сельхозпродукции за этот период вырос на 40%. Сегодня Россия полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. Впервые за долгие годы нам удалось достичь и даже превысить порог доктрины продовольственной безопасности по мясу. Доля отечественной мясной продукции в общем объёме ресурсов достигла 89%. Только за последние годы поставки импортного продовольствия сократились на треть и составили 27 млрд долларов. Импорт мяса птицы в Россию упал почти в три раза, а по свинине мы перестали быть крупнейшим импортёром в мире.
А.Ткачёв: «Сегодня Россия полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. Нам удалось достичь и даже превысить порог доктрины продовольственной безопасности по мясу. Доля отечественной мясной продукции в общем объёме достигла 89%. За последние годы поставки импортного продовольствия сократились на треть. Импорт мяса птицы в Россию упал почти в три раза».
Несмотря на непростую экономическую и внешнеполитическую обстановку, в прошлом году Россия экспортировала сельхозпродукции и продовольствия на 16 млрд долларов – это в пять раз больше, чем 10 лет назад.
В текущем сельскохозяйственном году мы прогнозируем, что экспорт пшеницы из России может вырасти примерно на 3% и составить 22–23 млн т. Это позволит России вернуться на историческую позицию крупнейшего экспортёра пшеницы на мировом рынке. Это наша визитная карточка со времён Российской империи. Такие результаты во многом обеспечены приоритетным вниманием государства к отрасли на протяжении последних 10 лет и своевременной государственной поддержкой.
В 2015 году на реализацию госпрограммы было направлено 222 млрд рублей, что почти на 30 млрд рублей больше, чем в 2014 году. Благодаря такой поддержке со стороны государства нам удалось сохранить положительную динамику сельхозпроизводства. По итогам года рост составил 3%.
2015 год принёс хороший урожай: собрано 104 млн т зерна, удалось собрать больше пшеницы, сахарной свёклы, гречихи. Получен рекордный урожай овощей, кукурузы, сои и масличного льна. В 2015 году заложили более 14 тыс. га садов, что почти в два раза выше показателя 2014 года.
Производство мяса скота и птицы на убой увеличилось на 5% за счёт роста в свиноводстве около 5%, в птицеводстве около 8%. Выросло производство молока в сельхозорганизациях на 2% и в крестьянско-фермерских хозяйствах – на 5%. Однако из-за сокращения на 3% производства в личных подсобных хозяйствах прироста в производстве молока на сегодня нет.
В пищевом и перерабатывающем секторах сохраняется положительная динамика производства, рост – 2,2%.
Несмотря на общие положительные показатели производства в отрасли, по отдельным направлениям динамика недостаточная. Мы до сих пор продолжаем сдавать полки иностранным производителям молока, мяса, овощей и фруктов. По итогам прошлого года на закупку этих видов продовольствия потрачено почти 9 млрд долларов – это порядка 700 млрд рублей, которые только за один год получили зарубежные сельхозтоваропроизводители, а не российские.
Справочно: в 2015 году импорт сельхозпродукции и продовольствия составил 27 млрд долларов, в том числе импорт молочной продукции – 2 млрд долларов, мясной продукции – 3 млрд, овощей – 2 млрд, фруктов – 1,6.
С учётом вызовов времени и необходимости строительства новых молочных ферм, тепличных комплексов, предприятий по переработке сельхозпродукции, оптово-распределительных и логистических центров в ближайшие пять лет аграрному сектору потребуются дополнительные средства господдержки в качестве мощного толчка к развитию.
Мы планируем к 2020 году выйти практически на 100-процентную самообеспеченность по таким видам продовольствия, как молоко, мясо и овощи, а по фруктам сохранить импортные поставки лишь в части цитрусовых и экзотических фруктов, которые не растут на территории нашей страны. Для этого отрасли необходимы дополнительные инвестиции и приоритетная поддержка государства.
Необходимо: первое – увеличить к 2020 году производство молока на 7 млн т и выйти в целом на уровень молока 38 млн, мясо нарастить на 500 тыс. т, выйти на общий результат 10 млн т, а также валовой сбор зерна увеличить на 10 млн, итого получим 115 млн т. Второе – построить за пять лет 1,5 тыс. га новых теплиц, что даст дополнительно 850 тыс. т помидоров и огурцов, которые мы закупаем по-прежнему по импорту. Третье – заложить 65 тыс. га яблоневых садов и 50 тыс. га новых виноградников, что даст дополнительно 1,3 млн т яблок и 200 тыс. т винограда.
По расчётам, для достижения таких показателей дополнительно потребуется до 2020 года 270 млрд рублей. С учётом достигнутого в 2016 году уровня господдержки 237 млрд необходимо ежегодно предоставлять на развитие отрасли дополнительно не менее (естественно, исходя из возможностей бюджета – мы, селяне, это прекрасно понимаем) 40 млрд рублей.
Нами подготовлен ряд предложений, которые позволят обеспечить ускоренное импортозамещение в сельском хозяйстве. Мы планируем перейти к системе краткосрочного и инвестиционного кредитования, при которой сельхозпроизводители получают кредит по фиксированной процентной ставке с последующей компенсацией банкам выпадающих доходов. Наши предложения по ставке – в пределах 5–7%. По нашим оценкам, это позволит сохранить темпы кредитования отрасли.
Средняя процентная ставка по краткосрочным кредитам на проведение сезонных полевых работ (а это закупка ГСМ, минудобрений, средств защиты растений) составляет 13–16%. Чтобы не снижать достигнутые показатели прошлого года, обеспечить краткосрочное кредитование на уровне 800 млрд рублей, а также реализовать идею по предоставлению субсидий по краткосрочным кредитам, в том числе на проведение сезонных полевых работ и закупку кормов, потребуется 40 млрд рублей. Это позволит провести посевную в полном объёме и обеспечить кормами животноводческое направление.
По инвестиционным кредитам также необходимо сохранить уровень прошлого года, а это порядка 300 млрд рублей. С учётом нашего предложения по увеличению возмещения по инвестиционным кредитам до 100% ключевой ставки (это 11%) потребуется порядка 10 млрд.
Наша задача – максимально упростить получение субсидий, консолидировать меры господдержки. Мы хотим укрупнить ряд направлений и вдвое сократить число субсидий с 2017 года, чтобы регионам было проще работать и они могли самостоятельно определять приоритеты.
Стоит также пересмотреть подходы при распределении погектарной поддержки, отдавая приоритет регионам, имеющим меньшую доходность от растениеводства (а это Урал, Сибирь, Дальний Восток), и привязать эту поддержку к производству молока и говядины.
Хочу вернуться к вопросу об увеличении размера компенсации части прямых понесённых затрат на создание и модернизацию молочных ферм и теплиц с 20 до 35%, а также распространении этой меры поддержки на строительство ферм по откорму и выращиванию молодняка молочного скота.
Благодарю за беспрецедентное решение, принятое на последнем заседании комиссии по импортозамещению в Санкт-Петербурге, о выделении дополнительных 10 млрд рублей. Это позволит сельхозтоваропроизводителям приобрести порядка 20 тыс. единиц новой техники отечественного производства в текущем году. Чтобы идти в ногу со временем и вовремя заменять изношенную технику на современную, нам необходимо ежегодно приобретать минимум 20 тыс. единиц новой техники, а значит, ежегодно выделять такую же сумму – 10 млрд. Это единственный путь обеспечить техническое перевооружение отрасли, особенно в отдалённых регионах Сибири, Дальнего Востока и не только.
В 2015 году грантовая поддержка малых форм хозяйствования была практически удвоена и составила 7 млрд рублей. Такие меры наиболее эффективно стимулируют преобразование личных подсобных хозяйств в фермерские хозяйства. Свыше 70% начинающих фермеров, получивших гранты, организовали бизнес на основе личных подсобных хозяйств, а значит, мы даём надежду на лучшее будущее простым жителям села.
На сегодняшний день наиболее важно удвоить объём господдержки на развитие малых форм хозяйствования, сделав акцент на предоставление грантов фермерским хозяйствам на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.
Все перечисленные мной предложения мы предусмотрели в плане мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на ближайшие два года. Уверен, что предлагаемые нами решения станут драйвером роста инвестиционной привлекательности отрасли и создадут условия для дальнейшего привлечения новых инвесторов.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо.
Валерий Васильевич Радаев, прошу вас.
В.Радаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Агропромышленный комплекс Саратовской области продолжает поступательно развиваться, наращиваем внутрироссийские поставки, расширяем географию экспортных контрактов.
В прошлом году валовой сбор маслосемян подсолнечника превысил 1,06 млн т, это первый результат в Российской Федерации. Производство растительного масла достигло объёма годового потребления на 30 млн человек. Увеличиваются поставки масла в Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Сирию, Израиль. Заключены новые договоры на экспорт в Китай и Чехию. Объём экспорта превысил 130 тыс. т.
Росту экспортных поставок будет способствовать масштабный инвестпроект по восстановлению и строительству мелиоративных систем на территории 200 тыс. га для выращивания сои, кукурузы и подсолнечника.
В целях глубокой переработки масличных культур запланирован к 2018 году ввод современного завода мощностью 3 тыс. т масличных в сутки, 520 тыс. т соевых бобов в год. Это дополнительно позволит стимулировать интенсивное развитие животноводства на основе применения в комбикормах высокопротеиновых соевых добавок.
В прошлом году, даже в условиях засухи, по валовому сбору зерна регион показал третий результат в ПФО.
От лица саратовских аграриев позвольте выразить благодарность за поддержку из федерального бюджета, которая позволила компенсировать 60% убытков наших сельхозпроизводителей с учётом засухи.
Важным направлением импортозамещения для Саратовской области является овощеводство закрытого грунта. Площади современных теплиц за три года выросли на треть и составили почти 100 га. Сбор овощей защищённого грунта составил 34 тыс. т, или более 13,5 кг на душу населения, это нормативная потребность по тепличным овощам. В 2016 году планируем продолжить строительство теплиц, в том числе и по голландским технологиям, еще более чем на 20 га.
С учётом эмбарго на импорт фруктов усилилась актуальность обеспечения плодово-ягодной продукцией. В Саратовской области в прошлом году только садов интенсивного типа заложено 353 га – впервые за последние десять лет, надо подчеркнуть. Наш целевой ориентир по многолетним насаждениям – закладка до 500 га садов ежегодно. Таким образом, к 2020 году общая площадь плодово-ягодных насаждений в регионе достигнет более 10 тыс. га.
Показательны, например, строительство в 2015 году в регионе высокотехнологичного завода по переработке 50 тыс. т саратовских яблок в год и закладка собственных садов на площади более 1 тыс. га.
Наиболее сложным вопросом для нашего региона также остаётся импортозамещение говядины и молочной продукции. Главными мероприятиями госпрограммы по развитию малых форм для нас стали развитие семейных животноводческих ферм и поддержка начинающих фермеров.
За последние годы гранты получили 63 крестьянско-фермерских хозяйства по программе «Начинающий фермер» и 147 участников. Создано свыше 500 новых рабочих мест, закуплено более 6 тыс. голов скота, произведено 1,2 тыс. т мяса, около 12 тыс. тонн молока. Самые успешные фермеры продолжают и развитие собственной переработки.
Сохраняется актуальность развития свиноводства. Саратовская область своим производством закрывает потребность населения по свинине на 160%.
Достижение продовольственной безопасности предполагает и экономическую доступность продовольствия для жителей страны. Правительство Саратовской области финансирует специализированный рынок сельхозпродукции, на котором торговые места предоставляются производителям бесплатно. Наряду с сельхозярмарками он позволяет обеспечивать население качественными сельхозпродуктами по ценам ниже на 20–30%.
Вклад саратовского АПК в решение задачи по импортозамещению – это рост самообеспеченности и увеличение поставок нашей продукции в другие российские регионы, а также наращивание экспорта продовольственных товаров.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Валерий Васильевич.
Вот такие два сообщения. С учётом того, что это направление приоритетное, мы к нему возвращаемся постоянно. Сейчас продолжаем работу по определению окончательного набора первоочередных расходов, которые войдут в план поддержки экономики. К ним относятся и расходы на сельское хозяйство.
Есть какие-то дополнения, комментарии к протоколу и к выступлениям? Нет?
Хорошо. Тогда решение принимаем, информацию также к сведению примем, будем работать дальше.
<…>