О проекте плана действий Правительства по обеспечению стабильного социально-экономического развития в 2016 году.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, коллеги! Сегодня продолжаем работу над проектом нового плана действий в экономике. На прошлой неделе мы провели ряд обсуждений, прошли некоторые развилки, как принято говорить. Я дал поручения вице-премьерам вместе с министрами ключевыми отработать предложения, которые можно было бы в этот план погрузить. В понедельник мы встречались с руководителями банков, также обсуждали текущую ситуацию, что можно было бы из тех предложений, которые есть, использовать в плане по поддержке экономики.
Участники совещания
-
Cписок участников совещания по социально-экономическим вопросам, 10 февраля 2016 года
Сегодня мы встречаемся в расширенном составе, пригласили наших коллег из Совета Федерации и Государственной Думы, а также ряд региональных руководителей, как и договаривались, чтобы послушать и позицию наших коллег-законодателей, и позицию региональных властей. Их мнение важно учесть при доработке финальной версии документа. Сразу хочу оговориться: та версия, которая сегодня существует, – это рабочая версия, это ещё не окончательный вариант предложений, оттуда ещё придётся многое вычистить и, вероятно, что-то ещё добавить. Сегодня мы также планировали обсудить отдельные позиции, общую идеологию плана у Президента.
Я давал поручение подготовить предложения по дополнению проекта нового плана. Эта работа таким, скажем, именно механическим путём была проведена. Работа эта сложная и не очень благодарная, потому что всегда будет масса комментариев и соображений. Тем не менее структура документа изменена – он будет состоять из двух больших блоков, что сделано по моему прямому поручению. Смысл в том, чтобы был и набор оперативных мер, и набор среднесрочных мер. Почему так сделано? Потому что нам очень часто задают вопрос, где план работы в текущих условиях, но с выходом на будущее. Вот такую задачу нам и предстоит решить, насколько мы сегодня способны это сделать, то есть оперативные меры (то, что мы можем сейчас) и стратегические задачи (то, что мы обязаны сделать в ближайшей и среднесрочной перспективе). Собственно, это и есть план.
Первый блок включает в себя набор оперативных мер – это неотложные мероприятия, они по мере возможности отвечают на текущие вызовы, которые стоят перед нашей экономикой. Это и поддержка регионов, которая связана с ухудшением ситуации на рынке труда, это и помощь моногородам, поддержка отдельных отраслей, где хорошая динамика способна поддержать рост в самих отраслях и у смежников и в целом позитивно отразится на текущих экономических показателях в стране.
Помимо автопрома, лёгкой промышленности, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения (по всем этим направлениям я уже провёл совещания специальные с выездом на предприятия, стройки, где также предполагается программа продления субсидирования ставок, агропрома), конечно, мы должны финансировать и другие секторы. Но как это делать – вопрос, требующий отдельного обсуждения: с использованием Фонда развития промышленности, каких-то других инструментов, так, чтобы средства поступали и в другие секторы. Все эти предложения нам нужно будет обсудить, принять решения, которые сообразны нашим текущим возможностям. Ещё раз подчеркну: часть этих решений принята и объявлена, часть этих решений только обсуждается. Не буду говорить очевидных вещей, но будем предельно аккуратны в тратах, потому что денег на все направления нам просто может не хватить, и это нужно понимать. Нам нужно принять исключительно выверенные решения.
Также в рамках плана предусмотрен большой пакет социальных мер, поддержки занятости, в частности обсуждается идея выделения ежемесячных денежных выплат из средств материнского капитала. Я об этом тоже говорил. В плане содержатся меры по поддержке системы лекарственного обеспечения. Нужно будет также определиться с объёмами и источниками финансирования.
Второй блок, о котором я сказал, – это меры, которые носят системный, стратегический характер. Это законодательные и структурные инициативы, которые рассчитаны на среднесрочную перспективу, направлены на создание условий для устойчивого роста в будущем. Далеко не под все эти меры мы сейчас себе, скажем прямо, представляем источники. Но это вопрос, который требует отдельного прояснения и некоторых изменений в экономике, это абсолютно очевидно. Среди них есть меры и инфраструктурного порядка, и меры идеологического порядка. В частности, речь идёт об упорядочении проверок, помощи малому и среднему бизнесу, продолжении работы по улучшению инвестиционного климата, работы по «дорожным картам», по которым мы в последние годы работали, чтобы выйти на лучшие условия экономической деятельности в стране, и где у нас есть определённые достижения, работы по улучшению корпоративного управления и некоторых других темах.
Конечно, нужно продолжить деятельность по снижению издержек, стимулированию несырьевого экспорта, развитию перспективных технологий и целому ряду других направлений.
Вот с такой общей характеристикой того, что в настоящий момент собрано в плане, хотел бы, чтобы выступил Министр экономического развития.