Поездка Дмитрия Медведева в Тверь.
Посещение Тверского вагоностроительного завода
Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании
Доклад Дениса Мантурова о перспективах развития транспортного машиностроения
Доклад Максима Соколова о мерах поддержки транспортного машиностроения
Сообщение президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозерова
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил Тверской вагоностроительный завод и ознакомился с продукцией предприятия.
Завод основан в 1898 году. Это единственное в России предприятие по производству различных типов пассажирских вагонов локомотивной тяги для скоростей движения до 200 км/ч.
Производственная
мощность – 1200 вагонов в год. Численность сотрудников предприятия – 5500 человек.
Предприятие выпускает одно- и двухэтажные вагоны различных типов для скоростей движения до 160 и 200 км/ч, электропоезда для скоростей движения до 160 км/ч, тележки, колесные пары и запасные части к вагонам.
Совещание о перспективах развития транспортного машиностроения
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы продолжаем серию совещаний по поддержке отраслей промышленности.
Напомню, чем мы занимались последний месяц. 22 января было совещание на АвтоВАЗе, где обсуждали автомобильную промышленность, стратегию развития до 2025 года. Тогда же была утверждена программа поддержки отрасли.
Через неделю, 28 января, на Петербургском тракторном заводе мы обсудили вопросы государственной поддержки сельхозмашиностроения, поговорили о перспективах развития экспорта российской сельхозтехники. Были приняты решения о выделении в этом году субсидий производителям техники для села.
Сегодня обсудим состояние ещё одной стратегически важной отрасли – транспортного машиностроения.
От современного, безопасного и скоростного транспорта зависит нормальная работа всей экономики, а главное – комфорт миллионов людей, которые ежедневно добираются на поездах от дома и работы, путешествуют по стране. Поэтому в сфере железнодорожного машиностроения одна из главных задач – это производство современных вагонов, как принято говорить сейчас, инновационных вагонов, а также локомотивов – безопасных, рентабельных и быстрых.
Транспортное машиностроение может стать одной из точек экономического роста, потому что рынок у нас большой, поддержать рынок труда, сгенерировать спрос на продукцию как внутри страны, так и за рубежом, что, кстати, сейчас абсолютно не лишне: принимая во внимание ослабление рубля, это может стать и вполне серьёзным стимулом для того, чтобы поставлять продукцию на экспорт. Поэтому приблизительно 10 дней назад я подписал распоряжение Правительства об утверждении программы поддержки транспортного машиностроения в 2016 году.
Д.Медведев: «Транспортное машиностроение может стать одной из точек экономического роста, поддержать рынок труда, сгенерировать спрос на продукцию как внутри страны, так и за рубежом».
Участники совещания
-
Список участников совещания о перспективах развития транспортного машиностроения, 9 февраля 2016 года
Программа содержит ряд важных позиций, ещё раз их обозначу. Это, во-первых, запрет на эксплуатацию вагонов с продлённым сроком службы. Эта мера уже реализуется, и рассчитываю, что в результате её применения подвижной состав будет обновляться своевременно и качественно. Во-вторых, субсидирование инвестиционных проектов по производству инновационных грузовых вагонов. В-третьих, чтобы не допустить неоправданно резкого роста цен на перевозки, мы будем возмещать операторам затраты на приобретение новых вагонов, на эти цели заложено до 7 млрд рублей.
Кроме того, принято решение по ставке НДС на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования. Мы снизили её на 8%, теперь она составляет 10%. Высвободившиеся средства перевозочные компании, в первую очередь Федеральная пассажирская компания, хочу это подчеркнуть, должны направить на закупку новых составов. В общем-то, с этим расчётом мы и уменьшали НДС. Естественно, ставят вопрос и об обнулении ставки. Давайте обсудим и эту тему с учётом, конечно, общей экономической ситуации.
Кроме того, необходимо разработать дополнительные меры по тарифному стимулированию покупки перевозчиками и операторами вагонов. Это вопрос не новый, соответствующее решение уже принималось службой по тарифам по моему поручению. Мы предоставили скидку на порожний пробег для инновационных вагонов в связи с тем, что они меньше изнашивают инфраструктуру. Нужно подумать, каким образом эта норма применяется. В любом случае, даже если что-то менять, нужно это делать, окончательно согласовав позиции, чтобы на смену одной системе стимулирования приходила другая, а не делать паузы какие-то.
Конечно, транспортное машиностроение, как и любая отрасль, реагирует на нынешнюю экономическую ситуацию. По всем типам подвижного состава в прошлом году мы получили значительное падение – рынок просел на 37%.
Более глубокого падения тем не менее удалось избежать за счёт наращивания экспорта (практически на две трети) и реализации целого комплекса мер государственной поддержки в 2015 году. Это и предоставление субсидий на стимулирование спроса на инновационные вагоны (мера позволила загрузить предприятия, дополнительно поставить около 10 тыс. вагонов), это также субсидии в размере 1 млрд рублей на технологическое перевооружение и 1,5 млрд рублей на уплату процентов по кредитам на оборотные средства.
Ещё 60 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния было вложено в облигации «Российских железных дорог» – деньги пошли на закупку локомотивов. Я считаю правильным продолжить финансирование закупки локомотивов за счёт средств Фонда национального благосостояния и в этом году.
Отдельно мы занимались экспортным направлением – приблизительно 1,4 млрд пошло на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции наших вагоностроительных заводов. Здесь стало ключевым финансирование ВЭБом контракта по поставке вагонов Уралвагонзавода для Азербайджана. Сейчас идут другие переговоры. Хочу проинформировать всех, что на этой неделе я подпишу решение Наблюдательного совета ВЭБа о выделении трёх кредитов для поддержки экспорта пассажирских и грузовых вагонов: для «Метровагонмаша» – по Венгрии, Уралвагонзавода – по Ирану и Казахстану. Эти решения будут.
Благодаря тому, что мы оперативно отреагировали на ситуацию в транспортном машиностроении, на предприятиях, несмотря на негативную динамику, не случилось массовых увольнений.Сейчас в отрасли трудится более 200 тыс. человек. Нужно сделать всё, чтобы не допустить стагнации, чтобы люди не остались без работы. Очевидно, что для большинства из них это единственный источник дохода.
Кроме того, заводам важно не утратить ключевые компетенции, не потерять специалистов, которые умеют проектировать, конструировать, доводить до ума железнодорожную продукцию. Мы сейчас ходили, смотрели: здесь все новые изделия, конечно, современные, конкурентоспособные, производит хорошее впечатление вся новая линейка. Поэтому, как и в прошлом году, мы продолжим субсидировать железнодорожное машиностроение и обеспечивать предприятия крупными заказами, а людей, соответственно, работой. Мы неслучайно совещание проводим здесь, в Твери, на Тверском вагоностроительном заводе. Это наш крупнейший производитель пассажирского подвижного состава. Здесь есть и свои трудности, которые связаны с падением объёмов производства, об этом мы тоже говорили.
Поэтому хотел бы услышать от коллег по Правительству и от руководителей предприятия, как сгладить влияние экономической ситуации на транспортное машиностроение. Полностью мы, конечно, его не устраним, но сгладить можем попробовать, так же как и в прошлом году это делали. Также прошу доложить, как идёт работа по доведению выделенных средств до предприятий, какой эффект мы рассчитываем получить и что ещё нужно сделать для поддержки отрасли. Передаю слово Денису Валентиновичу. Пожалуйста, Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову).
Д.Мантуров: Спасибо большое. Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Прежде всего хочу поблагодарить Вас за утверждённую программу поддержки транспортного машиностроения в этом году. В неё зашиты механизмы, которые позволят пройти через непростой период не только без потерь, но мы уверены в том, что увеличим объём производства по результатам этого года.
По пассажирским вагонам: как Вы уже сказали, за счёт снижения НДС у ФПК появилась возможность заказать на Тверьвагонзаводе 186 пассажирских вагонов, причём 74 из них – это именно инновационные двухэтажные вагоны. Если решить вопрос с обнулением НДС на пассажирские перевозки дальнего следования, то ФПК видит возможность и в текущем году дополнительно разместить на ТВЗ ещё порядка 45 двухэтажных вагонов.
Таким образом, на системной основе, уже начиная с 2017 года и в последующие годы, «Пассажирская компания» получит источники финансирования для ежегодного обновления своего парка в объёме не менее 370 вагонов, а это уже, собственно, уровень рентабельности (об этом Вам сегодня директор докладывал).
Коллеги сегодня более подробно этот вопрос доложат, но могу сказать одно (мы считали предварительно) – это даёт ещё и бюджетный эффект. Также в среднесрочной перспективе мы рассчитываем на реализацию экспортного потенциала. Буквально неделю назад на полях проводимой в Египте Межправкомиссии был подписан очередной документ, который ложится в основу, это уже предконтракт, на поставку 700 пассажирских вагонов в Египет, и это как раз загрузка…
Д.Медведев: А насколько серьёзные намерения у египтян?
Д.Мантуров: 100-процентное подтверждение. Это зависит теперь от нашего с вами обеспечения в конкурентоспособном экспортном финансировании. С их стороны подтверждение получено в прошлый вторник, и, собственно, мы получили, таким образом, подпись с их стороны, что они готовы…
Д.Медведев: По всем 700 вагонам?
Д.Мантуров: По всем 700 вагонам. Это результат кропотливой работы, которая проводилась на протяжении полутора лет.
Д.Медведев: А условия, как они расплачиваться будут? Обсуждали это всё?
Д.Мантуров: Мы обсуждали, но сегодня всё упирается в предоставление экспортного кредитования…
Д.Медведев: Это я услышал, да. Но тем не менее помимо экспортного кредитования нам надо понимать, как мы деньги будем обратно получать.
Д.Мантуров: В части обеспечения возвратности…
Д.Медведев: Потом доложите подробнее об этом. Продолжайте.
Д.Мантуров: С учётом обнуления налоговых ставок на перевозку пригородным железнодорожным транспортом обеспечены дополнительные ресурсы для приобретения в этом году не менее 400 вагонов электричек. На своих мощностях этот объём произведут «Уральские локомотивы» и Демиховский машиностроительный завод, который входит в Трансмашхолдинг.
По локомотивам. В прошлом году благодаря Вашему решению о выделении дополнительных средств из ФНБ в объёме 62 млрд было приобретено 500 локомотивов в общей сложности. И по этому году Вы дали поручение проработки вопроса о выделении 39,8 млрд рублей, плюс к этому «РЖД» дополнительно обеспечивает выделение своих средств в объёме 29 млрд. Это позволит закупить 495 локомотивов. К сожалению, пока сегодня этот вопрос ещё до конца не решён, но рассчитываем, что это будет в ближайшее время всё организовано и обеспечит минимальную загрузку нашим производителям.
Наконец, что касается грузовых вагонов. В прошлом году, несмотря на снижение внутреннего рынка, мы увеличили в пять раз экспорт за счёт поставки 6 тыс. вагонов в Азербайджан, Казахстан, Эстонию, Латвию и ряд других государств. Чтобы стабилизировать ситуацию, нам необходимо обеспечить производство в этом году не менее 40 тыс. вагонов, для того чтобы поддержать уровень рентабельности. Для этого помимо введения ограничения на продление срока службы грузовых вагонов в программе предусмотрено три меры господдержки, получателями которой станут все ключевые участники рынка.
Во-первых, это производители. Предусмотрено 3 млрд на компенсацию им части производственных и логистических затрат, а также расходов на реализацию экспортных контрактов. Во-вторых, что Вы уже отметили, операторы подвижного состава, которым будут предусмотрены скидки при покупке инновационных вагонов, – это в общем объёме 7 млрд рублей. Мы провели консультации с участниками рынка и определили равновесный размер скидки в объёме 300 тыс. на каждый приобретаемый вагон. И, в третьих, лизинговые компании и банки. В этой части мы продолжим субсидирование скидок, предоставленных лизинговым организациям, и процентов по кредитам, полученным на приобретение вагонов с улучшенными техническими характеристиками, в объёме 1,8 млрд рублей.
И, конечно же, то, на что Вы обратили уже внимание, – тарифная скидка. Необходимо сохранить эту меру, для того чтобы инновационные вагоны было выгодно приобретать операторам грузовых вагонов.
Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо. Денис Валентинович. Теперь, пожалуйста, выступление Министра транспорта. Пожалуйста, Максим Юрьевич.
М.Соколов: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! Уже многое было сказано и в Вашем выступлении, и в докладе Дениса Валентиновича. Хочу добавить буквально несколько тезисов по соответствующим секторам транспортного машиностроения.
Сначала по теме грузовых вагонов. У нас на начало текущего года парк грузовых вагонов составил лишь 1 млн 87 тыс. вагонов. Таким образом за прошлый год благодаря принятым решениям удалось значительным образом сократить профицит грузовых вагонов, что, конечно же, улучшило пропускную способность существующей сети железных дорог. Рабочий парк вагонов был по причине истечения срока службы сокращён более чем на 140 тыс. вагонов, причём 98 тыс. было уже списано и ещё порядка 50 тыс. отставлено от движения в ожидании списания. Это продление срока службы проводилось по требованию технического регламента Таможенного союза путём модернизации с последующей сертификацией новой модели.
В рамках исполнения поручений Президента Минтрансом были внесены соответствующие изменения в правила технической эксплуатации железных дорог, которые запрещают постановку в поезда грузовых вагонов, срок службы которых уже продлён после 1 января 2016 года. Это касается только отдельных категорий вагонов, в целом эта мера будет способствовать обновлению парка грузовых вагонов и таким образом улучшит характеристики всей сети наших железных дорог. В этом году мы ожидаем выбытия по причине истечения назначенного срока порядка 65 тыс. вагонов, и это уже в свою очередь будет такой основной предпосылкой формирования спроса на продукцию транспортного машиностроения.
Вместе с тем в нынешних условиях с учётом снижения объёмов перевозок и реализации мер, которые направлены на списание парка вагонов, необходима поддержка операторов грузовых вагонов (отчасти об этом говорил Денис Валентинович). Это касается субсидирования процентных ставок по кредитам на покупку новых вагонов, а также предоставления утилизационной премии при списании старого вагона и соответствующей покупке нового. По нашему мнению, эти меры должны, конечно, использоваться совместно.
Также Минтранс поддерживает меры и по тарифному стимулированию ускоренного обновления парка инновационных вагонов при условии подтверждения их экономического эффекта от эксплуатации на инфраструктуре. Здесь в пункте 6 нашего проекта протокольного решения сказано о необходимости предусмотреть изменения в прейскурант. Но прейскурант – это лишь набор таблиц. Предлагаем поручить ФАС совместно с Минтрансом и «РЖД» принять такую методику и порядок предоставления на недискриминационной основе тарифных преференций с улучшенными характеристиками в зависимости от размера экономии затрат «Российских железных дорог».
Также для стимулирования разработки перспективных видов подвижного состава предлагаем в пункт 10 проекта протокола добавить помимо вагонов с осевой нагрузкой более 27 т иные вагоны, которые имеют повышенную грузоподъёмность (с учётом норматива – 25 т на ось нагрузка). Это могут быть в том числе и шестиосные вагоны, и сцепы, и другие варианты. Это было представлено в том числе здесь, на выставке Тверского вагоностроительного завода.
Теперь о локомотивах. Реализация и приобретение тягового подвижного состава в 2015 году позволила «РЖД» приобрести 502 локомотива. В текущем году, в 2016-м, в соответствии с утверждённым Правительством финансовым планом и инвестпрограммой «РЖД» планируется закупка 507 локомотивов. Источниками финансирования явятся как собственные средства «Российских железных дорог» (почти 29,5 млрд рублей), так и планируемые средства Фонда национального благосостояния, которые были зарезервированы в прошлом году. Хочу, Дмитрий Анатольевич, искренне поблагодарить Вас за Вашу позицию о поддержке использования средств ФНБ на эти цели. Соответствующий проект постановления Правительства по изменению параметров паспорта инвестиционного проекта уже внесён в Правительство Российской Федерации.
Существующие темпы обновления парка локомотивов позволяют, с одной стороны, сократить износ локомотивного парка и заменить устаревшие модели локомотивов современными (то есть опять же улучшить их характеристики эксплуатации), а с другой, как раз обеспечить заказы на уровне 2015 года и, таким образом, устойчивую работу российских предприятий транспортного машиностроения.
В части моторвагонного подвижного состава в инвестпрограмму «РЖД» на 2016 год включено приобретение 232 единиц моторвагонного подвижного состава. Вместе с тем Центральной пригородной пассажирской компанией совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией также проработан вопрос о закупке дополнительно до 220 вагонов электропоездов в 2016 году. Здесь ключевыми вопросами, необходимо отметить, являются сохранение и продление действия нулевой ставки НДС на пригородные перевозки (причём по 2017 году такое решение необходимо в соответствии с Бюджетным кодексом принять уже в 2016 году) и сохранение коэффициента 0,01 на инфраструктурный тариф. Это как раз и создаст условия для обновления парка пригородных поездов за счёт внебюджетных источников хотя бы в центральном районе и таким образом сформирует заказ для соответствующих российских предприятий.
И в завершение несколько слов о пассажирских поездах дальнего следования. Вы уже, Дмитрий Анатольевич, отметили, что принятое решение о снижении ставки НДС до 10% позволило сократить расходы федерального бюджета на субсидирование пассажирских перевозок до 19 млрд рублей (планировалось 28) и включить в инвестиционную программу «РЖД» на 2016 год приобретение 186 пассажирских вагонов локомотивной тяги, в том числе 74 – в двухэтажном исполнении.
Поэтому позиция Минтранса такая, что, конечно, мы считаем возможным и необходимым обеспечить снижение ставки НДС на дальние пассажирские перевозки до нуля. Что это позволит? Это позволит сократить расходы федерального бюджета на субсидирование – с 19 млрд сегодняшних до 10 млрд в следующем году (именно такая цифра заложена в сегодняшнем действующем варианте закона о бюджете на 2017 год), и, соответственно, дополнительно обеспечить приобретение ещё порядка 100 вагонов в следующем году, а это существенно, конечно, для наших транспортных машиностроительных предприятий.
Реализация всех этих предложений в совокупности позволит обновить подвижной состав, поддержать высокотехнологичную отрасль транспортного машиностроения и, конечно же, положительно скажется на качестве услуг, оказываемых «Российскими железными дорогами».
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
«РЖД», пожалуйста.
О.Белозёров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
ОАО «РЖД» традиционно является одним из основных потребителей продукции транспортного машиностроения, доля которой в закупках 2015 года составила 11%, или 119 млрд рублей. В планах 2016 года эта цифра будет больше – 20%, или 186 млрд рублей.
Номенклатура закупок самая широкая – от отдельных узлов и запчастей до законченных функциональных изделий.
2016 год объявлен в ОАО «РЖД» Годом пассажира. Компания ставит перед собой задачу по реализации целого комплекса мер для значительного улучшения качества услуг и комфорта пассажиров.
Ежегодно Федеральная пассажирская компания тратит на закупку нового подвижного состава в своей инвестиционной программе порядка 85%. В прошлом году ФПК закупила 95 вагонов на сумму 6,2 млрд. В этом году 186 вагонов на сумму 10 млрд рублей. И спасибо огромное за принятое решение по снижению ставки налога на добавленную стоимость, поскольку именно это решение дало возможность нам реализовать эти предложения.
Это решение комплексное. Для «РЖД» закупка двухэтажных вагонов – это не только обновление парка, но ещё и возможность снизить тариф на 30% по двухэтажным вагонам.
Отдельно хочу отметить, что сегодня особенно востребована новая услуга – проезд в дневных скоростных поездах. В прошлом году, 2015-м, из-за того, что мы поставили новый подвижной состав и предложили такую услугу, мы увеличили в полтора раза перевозку пассажиров – с 2 млн 200 тыс. человек до 3 млн 200 тыс. человек.
По пригородному подвижному составу в этом году мы закупим продукции более чем на 15 млрд рублей. Планируем приобрести 82 вагона производства Демиховского машиностроительного завода и 150 вагонов поезда «Ласточка». В этой части у нас есть проблема, как уже было сказано, по пригороду: необходимо рассмотреть более долгосрочные планы, в том числе и с налоговой нагрузкой. У нас сейчас приняты решения на 2016 год, а нам нужно, чтобы решения по компенсациям и по налогу на добавленную стоимость носили более долгосрочный характер, тогда мы могли бы сформировать более чётко совместную программу с производителями.
В путевом комплексе мы используем 28 основных типов техники: железнодорожная, автомобильная, на комбинированном ходу... В прошлом году закупили 1570 единиц на сумму почти 17 млрд рублей, в этом году – на 19 млрд рублей. И спасибо большое Аркадию Владимировичу (Дворковичу): мы на совете директоров докладывали в отношении того, что хотим внутри нашей программы найти дополнительные источники и затратить ещё 15 млрд рублей на ремонт нашей инфраструктуры, что потребует дополнительного заказа, в том числе и на путевую технику.
По тяговому подвижному составу коллеги много говорили, все предложения мы согласовывали и с Министерством транспорта, и с Министерством промышленности. Здесь просьба действительно поддержать, как Вы сказали, выделение суммы из ФНБ, потому что для «РЖД» это позволит сохранить уровень ресурсной безопасности по локомотивам в текущих показателях, не ухудшить их.
Особенно хотел бы сказать, что заказы в том числе размещаются и у малого и среднего бизнеса. Вместе с нами сотрудничает 1361 малое и среднее предприятие. Например, при изготовлении электровоза 2ЭС6 задействовано 86 предприятий малого и среднего бизнеса.
По парку грузовых вагонов. Мы участвовали во всех обсуждениях, и спасибо большое за подписание документов по поддержке в отношении обновления грузовых вагонов.
Холдинг «РЖД» принимает активное участие в создании инновационного подвижного состава. В прошлом году на НИОКР мы потратили более 1,2 млрд рублей, в том числе и на разработку новой нормативной базы. Разработали ряд стандартов по постановке инновационной продукции на производство.
Здесь у нас есть отдельная просьба. Учитывая длительный срок окупаемости подвижного состава (есть рекомендации Минэкономразвития считать срок инновационности три года), мы просили бы по каждой продукции подходить индивидуально, то есть где-то он может быть меньше, но по локомотивам мы считали бы, что этот срок может быть побольше.
В текущих экономических условиях одним из действенных механизмов является и реализация программы импортозамещения. Компания осуществляет тесное взаимодействие по этим вопросам с федеральными и региональными органами государственной власти.Важным элементом импортозамещения является локализация, которая включается сейчас в контракты «РЖД» на поставку подвижного состава. Так, например, уровень локализации производства электропоездов «Ласточка» в 2015 году достиг 60%, а в перспективе в 2018 году будет до 80%.
Очень плотно работаем с регионами. В качестве примера: разработана «дорожная карта» с Владимирской областью по организации выгодного взаимного сотрудничества, позволяющая изготовителям путевой техники ОАО «РЖД» совместно с Ковровским электромеханическим заводом приступить к разработке гидравлического оборудования. Установка такого оборудования только на одну единицу путевой техники даёт экономический эффект до 470 тыс. рублей.
В соответствии с решениями Правительства о закупках инновационной высокотехнологичной продукции в 2015 году доля закупок этой продукции в «РЖД» составила 8,5%, а в 2018-м выйдем на уровень более 10%. Мы просили бы обратить внимание на то, что считаем крайне важным развитие подвижного состава на газомоторном топливе. На сегодняшний день три локомотива у нас испытываются на Свердловской железной дороге, но необходимо совершенствовать газопоршневой двигатель и в ближайшее время постараться поставить его в производство. И отдельно обратить внимание на освоение серийного производства криогенного оборудования.
Просили бы ещё обратить внимание и в кратчайшие сроки завершить испытания и постановку на производство дизелей нового поколения.
В рамках реализации стратегии диверсификации работаем плотно с государственной корпорацией «Ростех» и предприятиями оборонно-промышленного комплекса, сотрудничаем с «Роснано», работаем над композитными материалами в конструкциях инфраструктуры, также разрабатываем нормативную базу.
Несмотря на явные успехи в развитии транспортного машиностроения, необходимо сказать, что есть всё-таки проблема с качеством подвижного состава. Индикатором качества подвижного состава является коэффициент его технической готовности. По результатам мониторинга эксплуатации в 2015 году нового подвижного состава, в том числе и представленного сегодня здесь, показатели технической готовности пока несколько меньше. Но выстроена очень хорошая работа с производителями. Для нас это важно в рамках работы по контрактам жизненного цикла. Мы сейчас понимаем с производителями, с эксплуатантами, как собирается локомотив и как эксплуатируется дальше. Мы считаем, что в течение этого года доведём наше взаимодействие до хорошего уровня.
В заключение хотел бы обратить ещё раз внимание на три вопроса: это ФНБ (локомотивы поддержать), это уточнить по инновационной продукции (три года, а также определиться по индивидуальным срокам по каждому виду продукции) и определиться по пассажирскому движению (это пригород и дальнее следование) по льготам, по налогам. Это даст возможность нам сформировать финансовые модели и заглянуть в будущее.
Спасибо огромное за внимание.
Д.Медведев: Хорошо.
<…>