О подготовке к реализации программы строительства новых школ.
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 8 февраля 2016 года.
<…>
Д.Медведев: В этом году мы начинаем масштабную программу строительства новых школ и создания новых школьных мест, которая рассчитана на 10 лет. Я подписал распоряжение о выделении на эти цели из федерального бюджета до 50 млрд рублей. Сумму будем выделять порциями, траншами. Вначале полагал бы правильным на эти цели предусмотреть 25 млрд рублей, потом мы к этому вопросу вернёмся.
В каждом регионе есть старые, изношенные школьные здания, которые нуждаются в капитальном ремонте. Есть немало школ, где учатся в три смены, что абсолютно недопустимо. Конечно, школы должны быть современными, иметь все необходимые для этого нормальные бытовые условия, столовые, спортивные залы и так далее. Понятно, что с этой задачей регионам самостоятельно справиться очень сложно, ровно поэтому мы и пошли на эту новую программу, несмотря на весьма серьёзные трудности, которые в настоящий момент есть у бюджета, и несмотря на то, что, строго говоря, эти полномочия, конечно, относятся к категории региональных. Тем не менее будем помогать и считаем решение этой задачи исключительно важным в масштабах всей страны – и по модернизации действующих школ, и по созданию новых школ.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Голодец), как предполагается организовать работу? Распоряжение подписано, можно уже действовать. Пожалуйста.
О.Голодец: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Мы с регионами уже начали работу по подготовке к реализации этой программы. Мы понимаем всю ответственность, особенно в сегодняшних условиях, когда средства, выделенные на реализацию программы, имеют совершенно особое значение для всех участников реализации программы. У регионов уже есть опыт подготовки и реализации таких программ – мы только что завершили работу по проекту создания мест в дошкольных образовательных учреждениях. За три года благодаря слаженным действиям Правительства и регионов в Российской Федерации создано дополнительно 1 млн 178 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях, которые отвечают современным требованиям и стандартам дошкольного образования.
К работе по школам мы готовились заблаговременно в соответствии с Вашим поручением. Сегодня 46 типовых проектов уже внесены в общий федеральный реестр. Эти проекты станут основой для строительства и развития новой системы образования в нашей стране. Предполагается, что за период действия этой программы (а мы предполагаем, что эта программа будет действовать в течение ближайших 10 лет) будет создано 6,5 млн новых мест для школьников, которые действительно решат вопросы и третьей смены, и второй смены. Школьники будут учиться комфортно, школы будут создавать новые условия для дополнительного образования, то есть это будут качественно новые условия для получения школьного образования. А школьное образование в нашей стране так или иначе касается всех жителей страны.
Сейчас идёт обсуждение правил распределения субсидий. В ближайшее время мы вынесем этот документ на Правительство и приступим к реализации программы.
Д.Медведев: Эта программа действительно беспрецедентная, потому что, во-первых, у нас огромное количество школ в стране. Во-вторых, эти школы территориально удалены от многих центров, включая даже районные центры. Для того чтобы до них добраться, иногда нужно сотни километров преодолеть от районного центра. В-третьих, конечно, школьная инфраструктура за последние годы серьёзно поизносилась, даже несмотря на инвестиции, которые мы делали когда-то по национальному проекту «Образование». Но он был прежде всего направлен на обеспечение школ – на учебники, пособия, всякого рода практические материалы, а инфраструктура школьная давно не обновлялась. Такие задачи требуют максимальной концентрации. Другие страны, когда их решают, тоже делают это годами. Но ещё раз подчёркиваю: у нас это осложняется ещё огромной территорией, поэтому придётся всем сконцентрироваться. Просил бы Ольгу Юрьевну максимально серьёзно настроить руководителей регионов. Они должны понимать: это мы помогаем с федерального уровня им решать региональные задачи. Будем это делать совместно и решим те проблемы, которые скопились в системе школьного образования за последние годы.
<…>