Стенограмма:
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, здравствуйте!
Д.Козак: Здравствуйте, Мария! Здравствуйте, уважаемые телезрители!
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, сейчас все обсуждают историю, которая возникла с исполнением федеральной целевой программы по Крыму. Якобы Аксёнов заявил, что из предусмотренных на 2015 год средств федеральной программы по развитию Крыма, я цитирую: «До сих пор не было перечислено ни копейки на это». Анонимный источник в Правительстве сказал РИА «Новости», что профессионализм и качество работы властей Крыма вызывают серьёзную озабоченность. Как на самом деле дела обстоят? Из-за чего возник скандал?
Д.Козак: Хорошо, что возникла такая общественная дискуссия по поводу исполнения федеральной целевой программы. Есть много заинтересованных людей, прежде всего заинтересовано Правительство, заинтересованы жители Крыма в том, чтобы она своевременно, в полном объёме и с максимальным эффектом для людей и экономики региона была исполнена.
Что касается слов Сергея Валерьевича Аксёнова, они не совсем так были сказаны, немножко средства массовой информации извратили. Он говорил о том, что «не было освоено ни копейки», хотя и копейки были освоены. Ситуация действительно масштабная. Программа принималась, формировалась в достаточно сжатые сроки. После этого предусмотрены комплексные инвестиционные проекты, которые подлежат расшифровке. В течение текущего года длительное время велись ещё дискуссии внутри Республики Крым с федеральными органами исполнительной власти по поводу расшифровки – пообъектной расшифровки тех строек, объектов, которые подлежат строительству в рамках этой программы. Эта дискуссия несколько затянулась, она была ещё обусловлена тем, что летом, в середине года, изменился государственный заказчик – координатор программы. Как известно, Министерство по делам Крыма было упразднено, эти функции были переданы Министерству экономического развития. Действительно, значительная часть средств (в ноябре было принято решение) перенесена на 2016 год. Почти 3 млрд рублей уже перечислены (1 октября) в Крым, и они осваиваются. Осваиваются они, может быть, не теми темпами, которыми бы хотелось, тем не менее эта работа идёт.
Я хочу сказать, что то, что произошло в Крыму с освоением этих денег, – это часть дискуссии, которая предстоит со всеми регионами в 2016 году. Просто к этой программе особое внимание, такой превентивный контроль за тем, как расходуются средства, потому что мы впервые с этого года ввели меры финансовой ответственности и федеральных органов исполнительной власти, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за эффективное использование средств бюджета, которые предусмотрены на реализацию федеральных целевых программ, за использование всех субсидий, которые предоставляются субъектам Российской Федерации. Эта финансовая ответственность состоит в следующем: если деньги в бюджете предусмотрены для регионов, федеральные органы исполнительной власти должны до 15 августа в обязательном порядке перечислить эти деньги регионам. В случае неперечисления денег по вине регионов либо по вине федеральных органов исполнительной власти деньги возвращаются в федеральный бюджет. Мы в этом году применили меры финансовой ответственности к федеральным органам исполнительной власти, и более 6 млрд рублей возвращены в федеральный бюджет и распределены на финансовую поддержку регионов.
В следующем году впервые будет применяться механизм финансовой ответственности в отношении региональных властей. Все, любые субсидии – это обязательства региона выполнить те или иные мероприятия, построить те или иные объекты, осуществить оказание тех или иных услуг гражданам Российской Федерации.
Каждый регион, получая субсидию, подписывает соглашение, обязуется выполнить до конца года соответствующие мероприятия, достичь необходимых целевых показателей либо обеспечить проектирование или строительство, если речь идёт о стройке, объектов по соответствующему графику. Если по состоянию на 31 декабря эти обязательства не выполнены, даётся ещё льготный период до 1 апреля. Если не исправлена ситуация до 1 апреля следующего финансового года, то все деньги, которые выделены были региону, подлежат возврату в полном объёме в федеральный бюджет.
Это достаточно чувствительная, болезненная мера, тем не менее мы её будем, безусловно, применять.
Вот и этот перенос на 2016 год средств, которые были предусмотрены Крыму… Когда посмотрели график реализации соответствующих мероприятий, на стадии планирования в целом программы, к сожалению, этого не увидели, несмотря на то, что неоднократно на это обращалось внимание. Не увидели и федеральные органы исполнительной власти, и республиканские органы власти. И в ноябре стало очевидно, что 1 апреля, в случае если мы не переформатируем программу, значительная часть средств будет возвращена в федеральный бюджет. Поэтому было принято решение средства, которые в этом году не будут использованы в таком объёме, передать на ликвидацию аварийного жилого фонда в целом по стране, а в следующем году из тех средств, которые предусмотрены на ликвидацию аварийного фонда, восстановить средства в крымской программе.
М.Бондарева: То есть ваша позиция такова: вина за то, что эти средства не были израсходованы в этом году, в равной степени лежит и на федеральных властях, и на региональных.
Д.Козак: Сегодня окончательно сделать вывод о том, кто конкретно виноват по каждому мероприятию (потому что там сотни мероприятий), где проворонили, что называется, вовремя не посмотрели, не просчитали свои возможности и так далее, трудно.
Я в тот же день (13 ноября, когда такой результат был очевиден) поставил задачу Минфину, Минэкономразвития, правительству Крыма и Севастополя провести служебное расследование.
М.Бондарева: То есть проверяют сейчас ситуацию.
Д.Козак: Проверяют. Мы этим сегодня занимаемся: кто, когда упустил при оценке возможностей какие-то факторы, которые повлияли на это освоение, и по существу деньги были заморожены в 2015 году, это тоже не очень хорошо. Но, ещё раз говорю, Крым не исключение. Уверяю, что будет огромная дискуссия практически со всеми региональными властями после 1 апреля будущего года. Мы это уже видим, но будем, несмотря на дискуссии, продолжать эту политику.
М.Бондарева: У меня к вам последний вопрос по этой теме. По итогам служебного расследования, которое будут проводить в Минфине, Минэкономразвития, возможно ли принятие каких-либо кадровых решений? Потому что сейчас много об этом говорят. Возможен такой вариант, что, скажем, в Крым будут посланы какие-то чиновники из Москвы, которые будут на месте осуществлять контроль исполнения федеральной целевой программы?
Д.Козак: Все чиновники, которые должны оказывать методическую помощь прежде всего (потому что всё-таки Крым интегрируется в российское законодательство, и это новые российские процедуры, каких на Украине не было), уже направлены, они там работают, в том числе интегрированы в органы исполнительной власти и Крыма, и Севастополя.
В настоящее время формируется дирекция Министерства экономического развития по реализации федеральной целевой программы, которая с нового года должна заработать непосредственно в Крыму. И она опять же не столько для контроля, сколько для оказания методической помощи. Я уверен, что эта ситуация выправится, она не заслуживает такого серьёзного внимания.
Что касается отставок. В случае если кто-то из тех, кто непосредственно отвечал за составление графиков, за обоснование стоимости, за расшифровку объектов (эта работа проводится на низовом и среднем уровне), проявил вопиющую халатность либо непрофессионализм, такие выводы должны будут сделать соответствующие руководители либо федеральных органов исполнительной власти, либо органов исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.
Пока речи об ответственности политических руководителей на федеральном и региональном уровне нет. Я абсолютно уверен, что эти руководители непосредственно не заслужили какого-то серьёзного порицания, зная, как эта работа проводится.
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, в конце этого года произошла ещё одна неприятная история в Крыму – энергоблокада со стороны Украины. Наши энергетики, конечно, молодцы. Минэнерго сделали невозможное: за очень короткий срок подключили уже две нитки энергомоста. Скажите, насколько сейчас полуостров обеспечен электроэнергией? И сейчас полностью удалось отказаться от поставки электричества с Украины?
Д.Козак: Нет, полностью не удалось отказаться. Можно, конечно, отказаться, но степень надёжности такого энергоснабжения будет минимальной. Мы это знаем и по нашей территории. До недавнего времени, до Олимпийских игр, для города Сочи единственным источником электроэнергии была линия электропередачи через Кавказский хребет. И периодически весь город Сочи погружался во тьму, потому что альтернативных источников не было.
М.Бондарева: А если соотношение посмотреть, какое количество электроэнергии получается от энергомоста нового и экспортируется из Украины?
Д.Козак: Сегодня в целом потребляется около 900 МВт Крымским федеральным округом, 200 из них поставляется через единственную линию электропередачи, их было четыре, через Украину. То есть это электроэнергия не украинская, это электроэнергия, которая из Российской Федерации поставляется в Украину, а Украина поставляет её в Крым, у нас во всяком случае такой контракт. Сегодня Крым обеспечен на 90% потребности в электроэнергии в зависимости от времени суток, от пиковых нагрузок. Этого явно не достаточно…
М.Бондарева: А остальные 10?
Д.Козак: За счёт периодических отключений. Отключения продолжаются, да. Мы очень надеемся, что весной будущего года мы введём вторую очередь энергомоста, отключений таких веерных не будет, за исключением случаев (надо тоже, чтобы мы не питали иллюзий) возникновения аварийных ситуаций – если на Тамани обрывы, обледенение проводов или ещё что-то. Мы должны понимать, что это единственный источник электроснабжения. Именно поэтому остаётся всё-таки актуальным строительство собственной генерации. В энергетике есть такой термин «надёжность N минус 2», когда два источника питания выходят из строя, а отключений нет. Вот мы в 2017 году должны добиться такого состояния. До тех пор пока не будет собственной генерации, такая опасность существует, это объективная ситуация.
М.Бондарева: Энергомост заработает в полную силу в намеченные сроки, здесь никаких переносов не будет. И тогда удастся ли полностью отказаться от импорта электроэнергии из Украины?
Д.Козак: Для обеспечения надёжности всё равно нам нужен, так сказать, альтернативный источник поставки электроэнергии. Но если украинские власти примут решение полностью прекратить транзит электроэнергии на Крымский полуостров, то это не скажется так остро на жизнеобеспечении населённых пунктов и в целом Крымского федерального округа.
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, ну а что вообще можно сделать с такими ситуациями, потому что мы же не первый раз наблюдаем подобные диверсии с украинской стороны. Последний случай с электричеством, до этого была история с запретом пропуска продуктов, машин с продовольствием на полуостров. Не дай бог ещё что-то. Как застраховать полуостров от таких ситуаций?
Д.Козак: Мы все реалистичные люди, мы понимаем, что Крым является яблоком раздора между Россией и Украиной, и такие решения возможны. Мы и продовольственную блокаду ожидали, и транспортную блокаду, и энергоблокаду ожидали – мы понимаем, что это возможно. Что касается продовольственной блокады, то сегодня Крымский полуостров полностью независим от украинских продовольственных товаров. Все товары поставляются с материка, никаких проблем особых с продовольственным обеспечением не возникает, полки не пустые, всё хорошо. Что касается энергоблокады, тут тоже было понимание, что это может случиться, и готовиться к реализации вот этих мероприятий по строительству энергомоста мы начали в апреле 2014 года. В апреле перебазировали с материка огромное количество дизель-генераторных установок, газотурбинных станций и начали реализацию мероприятий по строительству энергомоста. К сожалению, сам кабель – очень сложное техническое сооружение, и он изготавливается, только кабель, под конкретный заказ в течение 7 месяцев, и мы длительное время тоже искали производителя.
М.Бондарева: Именно поэтому я сказала, что удалось сделать невозможное, что даже раньше сроков удалось ввести первые нитки энергомоста…
Д.Козак: Тем не менее и крымские энергетики, крымские власти, и Министерство энергетики (у них вчера, кстати, был профессиональный праздник, их надо поздравить) с честью справились с этой задачей, считаю, что с честью, и они заслуживают всяческой похвалы.
М.Бондарева: Дмитрий Николаевич, вы в целом курируете российские регионы. Скажите, как они пережили этот непростой с экономической точки зрения год?
Д.Козак: Тяжелый с точки зрения исполнения бюджета был год для регионов, особенно тяжёлый для тех регионов, которые в предыдущие годы брали большие коммерческие кредиты, для того чтобы реализовать инвестиционные проекты. Эта большая кредиторская задолженность сегодня, в период кризиса, очень тяжело сказывается, тем более ключевая ставка Центрального банка выросла, коммерческие кредиты стали дорогими. Поэтому весь этот год со всеми регионами прошёл в дискуссии (понятно, что денег никогда много не бывает) – в дискуссии об уровне поддержки из федерального бюджета. Такие решения принимались по мере того, как мы находили возможности в федеральном бюджете. Мы в марте прошлого года удвоили количество бюджетных дешёвых кредитов на более длительные сроки под 0,01% годовых, и это помогло субъектам Российской Федерации реструктурировать, рефинансировать коммерческие кредиты, освободиться от непомерных расходов по обслуживанию долга.
На этот год также приняты все необходимые решения, выделено столько же денег. При этом в этом году, извлекая уроки из прошлого, исходя из практики прошлого года, уже большую часть кредитов, которые предусмотрены, распределили между субъектами Российской Федерации на 2016 год, уже все решения приняты, и с 1 января буквально субъекты Федерации могут получить эту финансовую помощь.
Но ещё раз хочу повторить, что в условиях бюджетных ограничений, ограничений финансовых возможностей федерального бюджета мы будем и дальше принимать меры по повышению эффективности работы органов исполнительной власти – и федеральных, и региональных, и муниципальных. Эта финансовая ответственность за выполнение обязательств при получении денег будет неотвратимой. Потому что у нас привыкли, что подписали соглашение, а финансовая ответственность наступает только за нецелевое использование денег. Нецелевое использование денег – это уголовная ответственность для руководителя, а недостижение, невыполнение обязательств под эти деньги, которое почувствуют люди, живущие в регионах, должно влечь финансовую ответственность со всеми вытекающими последствиями для руководителей этих регионов.
М.Бондарева: Скажите, вы мониторите как-то ситуацию: сейчас внутри России туризм насколько вырос после последних событий? После того как самые популярные для наших туристов места, такие как Египет и Турция, больше недоступны? Очень высокий курс евро закрыл для многих россиян Европу. Насколько сейчас вырос внутрироссийский туризм?
Д.Козак: В целом туризм не моя зона ответственности, но по тем сведениям, которые у меня есть, на 40% внутренний туризм вырос. Я продолжаю контролировать Крым, который является туристическим регионом, и город Сочи. В Сочи сегодня просто ажиотажный спрос. Он был в прошлом году таким и сейчас вырос.
М.Бондарева: Я помню, мы с вами в прошлом году как раз об этом говорили. В этом году ситуация повторяется?
Д.Козак: На 30% выросло количество людей, которые забронировали себе гостиницы, на 100% горный кластер забронирован, и многие поселились в прибрежном кластере. Всё заполнено, ажиотаж большой, вынуждены обращаться к гражданам, во всяком случае, в новогодние праздники уже воздержаться от поездок в Сочи, чтобы не создавать дискомфорт тем, кто уже приобрёл билеты, забронировал гостиницы. Потому что несмотря на то, что в десятки раз возможности горного кластера с точки зрения приёма горнолыжников возросли, спрос ещё больше, и курорт просто не сможет всех вместить.
М.Бондарева: А там занимаются развитием сферы услуг, инфраструктуры? Наверное, это в большей степени касается Крыма, потому что в Сочи вроде наладили этот процесс. В Крыму, мне кажется, с этим пока большие есть вопросы.
Д.Козак: В Сочи тоже не остановились, те же горнолыжные курорты продолжают развиваться. Самый большой курорт «Роза Хутор» расширяет свою инфраструктуру, у них есть амбициозные планы. И у всех других владельцев горнолыжных курортов с учётом такого спроса. Есть спрос – появится и предложение рано или поздно, таковы законы экономики.
Что касается Крымского полуострова, там тоже в этом направлении крымские прежде всего власти и Ростуризм работают, чтобы повысить качество и уровень услуг. Идёт классификация всех средств, коллективных средств размещения, а это требует от всех владельцев в том числе серьёзных дополнительных вложений, обучения персонала. Эта работа планомерно идёт. Я очень надеюсь, что мы, наверное, в те же сроки, как делали это в Сочи, сможем поднять качество услуг и в Крыму.
М.Бондарева: Уже давно было анонсировано открытие игорной зоны в Сочи. Когда это произойдёт?
Д.Козак: Очень надеемся, что это произойдёт летом будущего года. Игорная зона в городе Сочи была создана как раз для того, чтобы поддержать инфраструктуру горного кластера в летний период. В зимний период там нет никаких проблем, а в летний период всё-таки в горах туристов недостаточно, и это дополнительный инструмент привлечения туристов в горный кластер, с тем чтобы инфраструктура жила и обслуживала людей.
М.Бондарева: И безусловно, главное спортивное событие этого года в Сочи – это проведение там «Формулы-1». Как вы оцениваете итоги этого года и как идёт подготовка к следующему сезону, в мае 2016-го? Почему, кстати, перенесли проведение гонок с октября на май?
Д.Козак: Это вписывается в календарь, ведь гонки проводятся в течение девяти месяцев в 21 городе мира. И владелец «Формулы-1», который устанавливает календарь, обратился к нам с предложением. Мы даже не спрашивали, по каким причинам такой перенос. Но май нас тоже устраивает, поскольку это ещё не пик курортного сезона и это тоже дополнительный инструмент привлечения туристов. Подготовка идёт по плану, проблем никаких нет.
М.Бондарева: Во сколько обойдётся проведение этих гонок в 2016 году?
Д.Козак: С точки зрения операционных расходов на проведение гонок они себя полностью окупают, и никаких дополнительных денег не требуется. Мы платим только лицензионный взнос владельцу «Формулы-1». При этом уже сегодня привлекли частных инвесторов, у нас идёт такая работа, и уже взнос на май 2016 года на 50% заплачен одним из частных инвесторов.
М.Бондарева: А кто готов участвовать?
Д.Козак: Пока идёт работа по формированию пула инвесторов, я бы не хотел до конца раскрывать. Когда окончательно мы подпишем соглашения, тогда скажу, кто эти герои.
М.Бондарева: Спасибо большое, Дмитрий Николаевич, за интервью. Желаю вам успехов в будущем году. С наступающим вас праздником!
Д.Козак: Спасибо большое. Я тоже вас и всех телезрителей поздравляю с наступающим Новым годом. Крепкого здоровья всем, достатка на столах праздничных, света и тепла в домах!
М.Бондарева: Спасибо.
Д.Козак: Спасибо.