На встрече обсуждались вопросы, связанные с введением системы оплаты за движение большегрузных автомобилей по федеральным трассам.
Стенограмма:
А.Дворкович: Мы обсудили с представителями ассоциаций производителей продовольственных товаров, сельхозпродукции все вопросы, связанные с введением системы оплаты за движение большегрузных автомобилей, как это может влиять на цены, на доступность продовольствия. Рекомендация главная: в оперативном порядке сообщать об имеющихся проблемах в Минтранс (каждую среду Минтранс проводит заседания рабочих групп, все оперативные вопросы обсуждаются), а также концессионеру, который оперирует системой. В этом случае мы сможем избежать каких-либо проблем в реализации этой новой технологии и в работе розничного рынка.
Все говорили о том, что эффект, оказываемый на потребительские цены, минимален, он исчисляется либо десятыми долями процента, либо – для самых чувствительных товаров – около 1%. То есть влияние действительно несущественное, и главные риски связаны не с этим, а с тем, что мы переходим от непрозрачного, серого рынка в легальный рынок. Те, кто раньше не платил, начинают платить, это ведёт к серьёзным структурным изменениям цен. Но те, кто работал легально, кто работал в открытую, – там никаких резких изменений нет, и любые дальнейшие изменения будут происходить очень постепенно.
Мы не ожидаем именно из-за функционирования этой системы каких-то всплесков на продовольственном рынке. В декабре всегда есть какой-то дополнительный рост цен, все это должны понимать. И в этом году было много факторов, которые, к сожалению, этому способствовали. Тем не менее все торговые сети, все производители, которые сегодня реализуют потребительские товары, понимают: спрос и так уже очень низкий, и им важнее сейчас продать товар, чем поднять цены и таким образом привести к дальнейшему падению спроса. Мы рассчитываем, что ситуация останется сбалансированной. Именно такое обсуждение у нас сегодня было.
Вопрос: Никаких изменений по условиям «Платона» не будет?
А.Дворкович: По самой системе, по «Платону», изменения происходят постоянно, система обновляется в ежедневном режиме. Кстати, сегодня обсуждали, что иногда возникают какие-то сбои на 1, 2, 3, 5 минут. Это происходит из-за того, что как раз есть постоянные обновления системы. На обновление всегда требуется минута-две, несколько секунд иногда, и когда кто-то попадает именно в эту минуту, происходит сбой.
Изменения происходят. Главное изменение, которое произойдёт уже в ближайшее время, в течение I квартала, – это переход на постоплату. Все, кто захочет платить после поездки, а не в режиме авансовых платежей, сможет это сделать с 15 апреля следующего года. Это ключевой вопрос для многих. Кроме того, постепенно налаживается информационная система, работа с банками, работа между сетями и транспортными компаниями, и уже люди все открыто говорят: да, те сбои, которые были в первые 2–3 дня, уже сегодня не наблюдаются. Появились какие-то новые вопросы, новые проблемы меньшего объёма, они решаются в оперативном порядке. Мы на такую ежедневную работу и рассчитываем и к этому призывали всех. Все к этому действительно готовы.
Вопрос: А вы будете проводить ещё какое-нибудь совещание на эту тему?
А.Дворкович: Мы договорились, что проведём совещание не по поводу «Платона» – по поводу «Платона» каждую среду Минтранс проводит свои совещания. Мы соберёмся в целом по ситуации в отрасли грузовых перевозок, в том числе автоперевозок, и по влиянию ситуации в этой отрасли на торговлю, на розничный рынок, на продовольственные товары. Вот эти темы мы на отдельных совещаниях рассмотрим в ближайшие недели.
Вопрос: То есть планируются какие-то меры по регулированию?
А.Дворкович: Да, коллеги предлагали сегодня определённые изменения в законодательство, касающиеся транспортных перевозок, которые позволят сделать этот рынок более понятным, более справедливым системно. Все согласились с тем, что в целом эта система нужна. Пожелание основное было - дать срок на её тестирование. А мы сказали, что мы готовы её отладку проводить максимально быстро, но в режиме работающей системы, а не моратория на её работу, и такая позиция Правительства на сегодня зафиксирована. Она справедлива с точки зрения принципа «кто пользуется дорогой, тот и платит», справедлива с точки зрения легализации рынка. Все прозрачные компании об этом говорят и говорят о том, что будут инвестировать теперь больше в автотранспорт, в совершенствование своей работы, повышение её качества.
Спасибо большое.