Заседание Правительства
10 декабря 2015
12:20
Дом Правительства, Москва
В повестке: об исполнении федерального бюджета, ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2015 года.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев текущего года
Доклад Алексея Улюкаева о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации адресной инвестиционной программы за 9 месяцев 2015 года
Сообщение Вероники Скворцовой о ходе выполнения Федеральной целевой программы химической и биологической безопасности
Брифинг Аркадия Дворковича
Брифинг Антона Силуанова
Стенограмма:
Д.Медведев:
Уважаемые
коллеги, у нас сегодня обширная повестка дня, много вопросов. Часть из них
носит, может быть, относительно технический характер, часть – вполне
содержательный. Прежде чем мы начнём их рассматривать, хочу сказать, что я
подписал документ, который касается тоже вроде бы момента достаточно
технического, тем не менее важного. С 1 января следующего года во всех правительственных
документах, где была упомянута ставка рефинансирования Центрального банка,
будет использоваться ключевая ставка Банка России, кроме случаев, когда это
прямо предусмотрено законом Российской Федерации. Сегодня ключевая ставка
является основным индикатором денежно-кредитной политики в стране, поэтому
такое решение (мы о нём говорили в ходе различных совещаний, консультировались
с Центральным банком, с коллегами) вполне закономерно. Просил бы этим и
руководствоваться.
Документ
-
Постановление от 9 декабря 2015 года №1340
Теперь по повестке дня. Сначала
идёт блок вопросов, который касается исполнения федерального бюджета,
федеральных целевых программ и адресной инвестиционной программы. Это
традиционный набор вопросов. Мы такой анализ
проводим каждые три месяца, с тем чтобы понимать, с какой эффективностью
расходуются бюджетные средства. И посмотрим сегодня также итоги за первые три
квартала текущего года. Несколько слов буквально об этом.
Несмотря на сложный экономический фон, бюджетная
система по основным параметрам остаётся стабильной и сбалансированной,
обязательства государства по выплате пенсий, по различным пособиям и субсидиям
выполняются в полном объёме, в том числе за счёт резервов, которые были
сформированы в предыдущие годы. Подробнее доложит Министр финансов.
Я несколько цифр назову
тем не менее. Доходы бюджета превысили
10 трлн рублей, это на 10% больше
запланированного. Постепенно улучшается
структура доходной части за счёт увеличения доли доходов,
которые не связаны с нефтью и газом. В течение последних двух кварталов они формируют больше 55,5% доходов бюджета, это приблизительно на 5% больше, чем за девять месяцев
прошлого года. В основном это налоговые
поступления от целого ряда платежей.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 10 декабря 2015 года
Доля нефтегазовых
доходов, соответственно, уменьшается, сейчас она составляет около 44%. Конечно, в определённом смысле это объясняется
динамикой нефтяных цен. Вместе с тем это всё-таки результат некоторого сдвига, который наметился в структуре внешней торговли
и в производственной деятельности.
За девять месяцев
израсходовано почти 11 трлн рублей – на 7%
меньше, чем прогнозировалось. Это 70% от
плана. Неплохой показатель по кассовому
исполнению бюджета за последние годы.
За прошедшие три
квартала мы получили дефицит федерального бюджета в
районе 650 млрд рублей, или 1,2% ВВП, – чуть
меньше, чем в первой половине года.
Что касается резервов,
объём средств резервного фонда на 1 октября составляет около 4,7 трлн рублей, Фонда национального
благосостояния – более 4,8 трлн рублей.
Теперь
о расходовании бюджетных денег.
На сегодняшний день
утверждено более 40 федеральных целевых программ – строго говоря, 45 ФЦП и одна подпрограмма. Объём финансирования ФЦП
на этот год составляет почти 1 трлн
рублей. Это солидные средства, если учитывать
жёсткие бюджетные ограничения, которые сегодня существуют. По оценкам Минэкономразвития (коллеги ещё эти оценки
воспроизведут), только 22 программы можно
назвать абсолютно эффективными, по двум
программам результаты неудовлетворительные.
Это у нас, к сожалению, история повторяющаяся. Нужно
думать, каким образом поступать с такими программами
в будущем, даже при понимании важности тех расходов, которые в них запланированы.
И по адресной
инвестиционной программе. Общий объём бюджетных
ресурсов, которые планируется направить на её выполнение в этом году, – около 900 млрд рублей. Должно
быть построено или модернизировано почти
1900 различных объектов (без учёта гособоронзаказа),
более 600 из них вводится в эксплуатацию до конца года.
Теперь по другим вопросам.
Мы с вами рассмотрим сегодня документ, который касается амнистии капиталов, по сути, это
уже исполнение Послания Президента. Речь идёт
о продлении на шесть месяцев, до 30 июня 2016 года,
срока, когда можно подать так называемую специальную декларацию о своих
активах, о счетах в иностранных банках.
Соответствующие изменения предлагается внести
в федеральный закон, который регулирует проведение этой декларационной кампании. Решение по известным
причинам принимается для того, чтобы по этому
направлению те, кто ещё не решил, пользоваться
этим механизмом или нет, могли бы ещё раз подумать и сделать это.
Следующая тема,
которая волнует, пожалуй, всех, кто занимается планированием семьи. Мы рассмотрим законопроект, который продляет
программу материнского капитала на два года,
до конца 2018 года, что также основано на Послании Президента. Сегодня это, наверное, самая эффективная форма
поддержки семьи, она остаётся и самой
востребованной.
Мы многократно к этой теме возвращались, обсуждали
основные проблемы – они, конечно, финансовые,
эта программа дорогостоящая. В этом году
возможности использования материнского капитала тем не менее были расширены. Продление программы материнского капитала
позволит выдать сертификат на такие деньги
более чем 1,5 млн семей. Конечно, это
дополнительная нагрузка на бюджет, но решения
все приняты, и мы на это пойдём, имея в виду исключительно важный положительный эффект от такого рода решений.
Ещё
один законопроект касается защиты участников
долевого строительства. Тема тоже сложная,
потому что случаи, когда люди вкладывают деньги, а их обманывают, к сожалению, распространены до сих
пор. Недобросовестные застройщики затягивают и
сроки строительства, и нарушают договорённости, деньги иногда просто исчезают. Целый ряд решений был принят раньше.
Предлагается также уточнить целый ряд других полномочий, целей, на которые, например, застройщик может
направить средства участников долевого строительства. Предлагается разрешить использовать эти деньги на
возмещение затрат на строительство объектов социальной инфраструктуры, которые предусмотрены проектами
по строительству жилья.
Также для обеспечения прав участников долевого
строительства можно будет использовать механизм
банковского проектного финансирования. Банк, который предоставляет застройщику кредит на строительство жилья, это
делает, деньги дольщиков будут храниться на
специальных счетах в этом банке, а к
застройщику они поступят только после того, как он закончит все работы и люди получат квартиры. Посмотрим,
насколько востребованной окажется такая система
работы.
Целый ряд документов
носит международный характер, в том числе связан с нашими контактами и переговорами, которые на следующей неделе будут в
Китайской Народной Республике, также посмотрим
на эти документы.
Вопросов, ещё раз повторяю, достаточно много. Просил бы всех выступать предельно
компактно, но, конечно, освещая основные
положения того или иного вопроса.
Сначала по федеральному бюджету – Антон Германович
Силуанов.
А.Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Макроэкономические условия в
январе – сентябре текущего года складывались несколько хуже, чем мы ожидали, что, естественно, повлияло и на ход
исполнения бюджета. Основные испытания
пришлись на первое полугодие текущего года. Во
второй половине ситуация несколько стабилизировалась, и, несмотря на начавшийся с октября текущего года
виток снижения цен на нефть, ряд показателей,
касающихся промышленного производства, валового
внутреннего продукта, показывают устойчивое
положение.
Исполнение бюджета. За девять месяцев федеральный бюджет
исполнен с дефицитом 1,2% ВВП. Доходы, если мы рассмотрим их по аналогии с
соответствующим периодом прошлого года,
снизились примерно на 1,7% валового
внутреннего продукта, что связано с макроэкономическими показателями. Нефтегазовые доходы снизились за девять месяцев
по сравнению с прошлым годом на 17,9%, но в то
же время ненефтегазовые доходы выросли на 8,3%.
Связано это в первую очередь с доходами,
поступившими от налога на добавленную стоимость,
и ростом налога на прибыль в связи с ростом прибыли прибыльных предприятий. Рост налога на добавленную
стоимость связан как с мерами по улучшению
администрирования налоговых доходов, так и с всплеском продаж в конце прошлого года, результат которых мы
увидели в виде доходов уже в этом году.
Ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета по итогам девяти месяцев составил 9,7% валового внутреннего продукта, что выше, чем
в прошлом году, на 1,3 процентного пункта.
Оценка исполнения в текущем году. Мы ожидаем в 2015 году
дефицит бюджета в размере 2,9% ВВП. Напомню,
что бюджетом предусматривался этот показатель
на уровне 3,2% ВВП. За счёт этого, мы видим,
сокращение дефицита будет связано с тем, что часть
расходов будет оставлена в остатках и перейдёт на
следующий год. Сумма таких остатков составит 192 млрд рублей, из которых 35 млрд – это оплата заключённых
контрактов, которые не будут заключены, но
будут оплачены в следующем году; 43 млрд
рублей – это мероприятия в сфере национальной обороны, которые в соответствии с законодательством также
переходят на следующий год; 11 млрд рублей – это
средства федерального дорожного и инвестиционного фондов; 99,2 млрд рублей –
это те остатки, которые могут быть направлены
в антикризисный фонд следующего года в целях
их использования в следующем году по решениям Правительства Российской Федерации.
Несколько слов об исполнении
бюджета в разрезе министерств и ведомств. В целом на 1
декабря расходы исполнены на уровне 83,3% к уточнённой росписи, но по целому ряду министерств и ведомств
необходимо предпринять дополнительные усилия по
использованию тех бюджетных ассигнований и выполнению целей, которые учтены в бюджете.
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока использовало
свои ассигнования на 13,4%, Федеральное агентство
по обустройству госграницы – 49%, Космическое агентство – тоже 49%, Агентство воздушного транспорта – 51%. И
целый ряд других министерств и ведомств. Вся
информация представлена в отчёте. Этим нашим коллегам нужно
подтянуться. Осталось меньше месяца. Тем не
менее необходимо принять меры для более полного
исполнения бюджетных ассигнований.
Расходы. Большая
часть расходов, как у нас исторически складывается, в декабре. В декабре предстоит профинансировать около 2,4 трлн бюджетных расходов, или 15,1% к уточнённой росписи. Этот показатель лучше, чем в
других, более ранних годах. Я хочу сказать, что в 2013–2014 годах показатель
составлял около 16–17%. Это связано с тем, что
мы в первый месяц текущего года большие объёмы авансов выдали в экономике и тем самым снизили давление на декабрьские расходы.
Хотелось бы отметить, что предстоят большие расходы в части контрактуемых расходов и
бюджетных инвестиций – 991 млрд рублей,
межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам – 358 млрд рублей. Это все ассигнования, которые
нам необходимо профинансировать в декабре.
Межбюджетные трансферты
субъектам – 258 млрд рублей. Из ведомств
бо́льшая часть этих расходов падает на Минфин в части финансирования межбюджетных трансфертов
государственным внебюджетным фондам и бюджетам субъектов Российской Федерации. Также большие расходы
предстоит осуществить министерствам силового блока,
Роскосмосу и Минпромторгу.
Резервы. Резервный фонд в этом
году будет использован в сумме 2,6 трлн
рублей. Мы не воспользуемся в этом году правом задействовать дополнительно 500 млрд рублей резервного
фонда на случай, если нам не будет хватать доходов.
В результате на конец года Резервный фонд Правительства составит 3,4 трлн рублей, а Фонд национального
благосостояния – 4,9 трлн рублей. Общий объём
резервов составит 8,3 трлн, или 11,3% ВВП.
Хотелось бы доложить, что средства ФНБ в этом году активно направляются на инфраструктурные
проекты. На 1 декабря вложено 427 млрд рублей
в семь инфраструктурных проектов, среди которых
Байкало-Амурская магистраль, сооружения АЭС в Финляндии, приобретение тягового
подвижного состава, Центральная кольцевая
автомобильная дорога.
Регионы. Исполнение
бюджетов регионов складывается лучше, чем в прошлом году, собственные доходы, налоговые и неналоговые,
возросли на 8%, при этом рост наблюдается в 67
регионах, падение доходов – в 16 регионах.
Наиболее высокие темпы мы видим в Сахалинской области – 52%, связано это с тем,
что поступают доходы от СРП; в Якутии и Бурятии,
Магаданской и Мурманской областях это связано с дополнительными поступлениями, более высокими темпами роста
поступлений налога на прибыль.
Наиболее низкие темпы в
Республике Мордовия, Тюмени, Омской области и Калининградской области, это также связано с тем, что в отдельных
регионах база была достаточно высокая в прошлом году, в отдельных регионах мы видим просто сокращение поступлений по налогу на прибыль. Налог на доходы
физических лиц исполняется достаточно
стабильно, и темп его роста составляет около 5% к уровню прошлого года.
У нас, напомню, доходы
выросли на 8%, расходы выросли на 1,9%, при этом профицит составил 392,7 млрд рублей по состоянию на 11 месяцев. При этом за соответствующий период прошлого
года профицит бюджетов регионов составил 65
млрд рублей. То есть в этом году, мы надеемся, будет лучше исполнение бюджета в целом по году, хотя мы
ожидаем всё равно дефицитный уровень бюджетов
субъектов Российской Федерации, если смотреть в целом по консолидированному
бюджету.
Долги.
Долги регионов за 10 месяцев (пока есть такая отчётность) выросли на 4%, но если посмотреть долю к налоговым,
неналоговым доходам, то их доля пока
снижается, потому что налоговые, неналоговые доходы выросли на 8%. Регионы, которые наиболее нас беспокоят, – это Мордовия (долг
– 156% к налоговым, неналоговым доходам), Астрахань
– 152%, Костромская область – 124%. В этой
связи мы принимаем меры поддержки регионов, и до конца года, в декабре, будет дополнительно оказана
поддержка этим трём регионам как в виде
дотаций на сбалансированность, так и в виде кредитной поддержки, с тем чтобы снизить давление долговой нагрузки, чтобы
эти регионы могли исполнить свои расходные
обязательства.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Меры бюджетной политики, которые мы принимаем в текущем
году, дали результат. Инфляция за последние
месяцы, последние два квартала, не превышает 2%.
Замедлился существенно отток капитала, и это тоже результат наших действий в
области бюджетной политики. За 11 месяцев
отток составил 53 млрд долларов США, это более
чем в два раза ниже (наша оценка – 60 млрд
долларов по концу года), чем первоначальные
оценки.
Приток инвесторов мы видим на рынок
государственных бумаг (более 140 млрд рублей),
вернулись иностранные инвесторы к нам на рынок. Это также позитивно сказывается
на заимствованиях наших корпораций. И нам
удалось прекратить падение ВВП начиная с июня
текущего года. Считаю, что меры, которые мы приняли в области денежно-кредитной и бюджетной политики, сыграли
положительную роль. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо,
Антон Германович. Давайте сразу послушаем по ФАИП,
это будет логично. Алексей Валентинович, прошу вас.
А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
У нас очень
большая просьба к Веронике Игоревне (обращаясь
к В.Скворцовой), мы тоже подключимся, для того чтобы это навёрстывать. Ещё несколько
актуальных позиций, связанных с возможностями
эффективно реализовывать федеральные целевые
программы и ФАИП в целом в следующем бюджетном периоде.
Первое. У нас есть серьёзная проблема с тем, чтобы мы
включили в соответствии с поручениями
Президента в ФАИП не только объекты, финансируемые непосредственно из бюджета,
но и объекты акционерных обществ, государственных корпораций и компаний с
государственным участием. Для этой цели мы подготовили соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. К
сожалению, законодатели ещё не приняли этих
решений, поэтому нам нужно сейчас на уровне актов
Правительства принимать решение о переходном периоде 2016 года, о тех переходных положениях, которые позволят
выполнить поручение Президента без изменений в
Бюджетный кодекс. Такие поправки подготовлены,
нам необходимо их максимально быстро реализовывать.
Второе. Мы подготовили предложения
о том, чтобы перейти на двухэтапную процедуру включения крупных инвестпроектов, тех проектов, которые не относятся к числу
проектов повторного применения, в Федеральную
адресную инвестиционную программу. Это позволит нам обеспечить и более точные решения, потому что предполагается, что
первый этап, ещё до разработки проектной документации, представляет собой
обоснование инвестиций с учётом результатов инженерных изысканий, геоподосновы,
определения мощностей, после этого принимается
решение о бюджетных инвестициях принципиальное, и потом уже, на втором этапе, принимается решение о строительстве
объекта с учётом полученных на первом этапе результатов. Мы надеемся, что это обеспечит большую публичность, прозрачность всей
процедуры и создаст возможность заключения
контрактов сразу и на проектирование, и на строительство объектов.
Третья позиция. У нас
изменилась процедура парламентского контроля за ходом формирования и реализации
Федеральной адресной инвестиционной программы.
И новые изменения в закон о парламентском
контроле, который уже принят Государственной Думой, требуют предоставления
главными распорядителями бюджетных средств
большого количества новых документов, причём таких документов, как, например, документов, связанных с оформлением
земельных участков, что для ряда объектов (прежде
всего линейные объекты: трубопроводы, сети) чрезвычайно сложно будет для
главных исполнителей. Надо к этому готовиться,
чтобы не допустить здесь срыва нормативного обеспечения
реализации Федеральной адресной инвестиционной программы.
И ещё одно. В ходе парламентской работы мы, к сожалению, допустили ситуацию, при которой у нас были перераспределены
средства 17 объектов. Это примерно 8 млрд
рублей. Причём это объекты, по которым
заключены контракты, есть обязательства по
этим контрактам. В этой ситуации контракт оказывается
в сложном положении. При этом в результате
распределения только 3 млрд были закреплены за определёнными объектами, а 5
млрд были оставлены в резерве и оставлены на
главе Минфина. Нам нужно, мне кажется, избегать таких ситуаций, потому что
возникают риски по контрактам, с одной
стороны, а с другой стороны, зарезервированные
средства не могут быть направлены на начало работ, и работа отодвигается на
более поздние периоды, соответственно, возникают
риски неввода объектов. Концентрация нашей работы на этих направлениях, мне кажется, позволит повысить
эффективность реализации ФЦП и ФАИП и
увеличить количество действительно вводимых в строй объектов. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, коллеги, есть
два сообщения, они носят текущий характер. Мы
действительно делаем это каждые три месяца, но если есть какие-то соображения, которыми хотелось бы
поделиться, пожалуйста. Есть?
В.Скворцова: Да. Если можно, Дмитрий Анатольевич, я хотела бы
откомментировать ситуацию с Федеральной целевой программой химической и
биологической безопасности. Она была принята 28 апреля постановлением Правительства, и в связи с
необходимостью принять нормативную базу – и,
самое главное, внести изменения в государственный оборонный заказ с учётом, что мероприятия этой программы
имеют двойное назначение, – начало реализации
пришлось на вторую половину сентября.
В настоящий момент 92% всех средств
законтрактовано, и в течение ближайшей недели будет законтрактовано 98% средств. В связи с тем, что это долговременные
контракты, двух- и трёхгодичные, никаких вопросов
по реализации программы не будет. У нас при
конкурсных процедурах образовалась экономия – 134 млн, эти деньги будут возвращены в федеральный бюджет с
учётом оптимизации медико-экономического
задания и их образования. Опасений реализация
этой программы не вызывает на сегодняшний момент. Спасибо.
Д.Медведев: Хорошо. Тогда продолжите общение на эту тему с коллегами, чтобы все нюансы отразить также в
дальнейшей работе. Есть ещё комментарии? Нет.
Давайте тогда примем эти сообщения к сведению.
Единственное, на что хотел
бы обратить внимание: действительно, кое в чём меняется законодательство, в том
числе в части, касающейся Адресной
инвестиционной программы, о чём сказал Алексей Валентинович Улюкаев. Об этом, собственно, нас просили наши коллеги – депутаты Государственной Думы, полагая, что
это будет способствовать лучшему
взаимодействию между парламентом и Правительством, лучшему погружению, что называется, в материал.
Мы об этом договорились, просто я просил бы всех, в том числе
и Министерство экономического развития, смотреть за тем, как эти процессы
пойдут, потому что это новелла. Если всё-таки
мы почувствуем, что там что-то буксует, я не
исключаю, что нам придётся снова сесть и эти
вопросы проговаривать с коллегами-депутатами,
потому что это было сделано именно по просьбе наших товарищей.
<…>
Брифинг Аркадия Дворковича по завершении заседания Правительства
Стенограмма:
А.Дворкович: Добрый день. Вы знаете, что последние
несколько недель после того, как была введена в действие система взимания платы
с большегрузных автомобилей, возникает достаточно много вопросов, с отдельных
сторон даже требований относительно или прекращения действия данной системы,
или её корректировки. И эти недели показали, какие вопросы нам предстоит дальше
решать, что делать в связи с возникающими проблемами.
Но прежде всего
ещё раз обозначу основные причины и основные мотивы внедрения данной системы.
Первое. Во всех
странах, которые иногда называют цивилизованными, развитыми, по-разному их
обозначают, – применяется принцип: платят пользователи. То есть за дороги, за
их ремонт, содержание, реконструкцию, строительство прежде всего платит
пользователь дорог – разными способами, и эти способы отличаются от страны к
стране. Практически везде есть акцизы на моторное топливо, на бензин, на
дизельное топливо, во многих странах есть транспортные налоги в разных формах,
как часть налога на имущество либо как отдельный налог. Также в очень многих
странах, особенно в европейских странах, применяется отдельная, дополнительная
плата для владельцев или тех, кто использует большегрузные автомобили массой,
как правило, именно сверх 12 т.
Наша система близка к
тому, что есть в таких странах. У нас тоже три вида платы. Можно спорить,
правильно это или неправильно, оптимально ли иметь три вида платы или два вида
платы, как в некоторых странах. Мы над этим тоже думаем. И предложения по
отмене транспортного налога звучали несколько лет назад, они есть и сейчас. Эта
тема продолжает обсуждаться. И мы взвешиваем все за и против в отношении
данного вопроса. В любом случае нам необходимо иметь в системе дорожных фондов
столько денег, сколько нужно, чтобы система функционировала правильно.
Причём отмечу
особенность. Если, например, в электроэнергетике у нас система построена таким
образом, что промышленные предприятия тратят больше, то есть уплачивают по
большему тарифу, а население – по меньшему тарифу, то в отношении дорог
получается ситуация, при которой владельцы бизнесов (те, кто использует
большегрузные автомобили) платят по совокупности существенно меньше, чем платят
владельцы легковых автомобилей, которых просто больше. Таким
образом, дороги содержатся в основном за счёт владельцев именно легковых
автомобилей, в основном за счёт граждан, которые не занимаются напрямую
бизнесом, связанным с автомобильными перевозками. И это соотношение с точки
зрения справедливости, элементарной справедливости, нужно было исправлять.
Внедрение системы платы с большегрузных автомобилей – это один из элементов
устранения такой несправедливости. Мы должны сделать так, чтобы те автомобили,
которые наносят наибольший ущерб ‒
а это именно большегрузные автомобили, – платили больше.
Напомню также, что наши
технологии строительства дорог исторически не были рассчитаны на столь
интенсивное движение большегрузного транспорта. В советское время, когда было
построено большинство дорог, просто не было такого интенсивного движения,
которое есть сейчас. И мы должны сегодня реконструировать дороги по новым
технологиям ‒ а это
дополнительные деньги, дополнительные траты, ‒ с тем чтобы они имели более длительный срок
пользования, чтобы межремонтные периоды были длиннее. И это требует
соответствующих ресурсов.
При этом мы понимаем, что деньги
должны расходоваться более эффективно, должно быть меньше непроизводительных
затрат, и сегодня перед дорожным фондом поставлена чёткая задача сокращения
удельных операционных, инвестиционных расходов в расчёте на единицу
произведённых работ.
Ещё одна тема, которую важно понимать, – это структура рынка.
На рынке действует достаточно много крупных, средних компаний с большим
количеством автомобилей в парке соответствующем. Они обслуживают крупные объёмы перевозок, бо́льшую часть рынка,
действуют в подавляющем большинстве случаев прозрачно, легально,
но сталкиваются при этом с недобросовестной конкуренцией со стороны других
компаний, чаще всего небольших. Хотя не могу сказать, что все небольшие
компании недобросовестные, многие из них также работают прозрачно и также
являются абсолютно добросовестными участниками рынка.
Тем не менее есть довольно много
перевозчиков, которые продолжают работать в серой части рынка, а иногда и в
чёрной части рынка. Внедрение системы, которая обеспечивает прозрачность,
отслеживаемость, полноценную уплату всех платежей, конечно, работает в пользу
тех, кто действует добросовестно, устраняет нелегальную часть рынка и позволяет
создать прозрачный, открытый, справедливый конкурентный рынок автомобильных
перевозок.
Мы слышим от перевозчиков, что у них
есть такая потребность: нужен диалог с властью, нужен диалог с теми органами,
которые принимают решения. Такие указания Министерству транспорта и другим
нашим ведомствам даны. Они должны выстроить более интенсивную, понятную систему
взаимоотношений с сообществом перевозчиков. При этом это должно быть сообщество
именно добросовестных перевозчиков, тех, кто работает легально, а остальные
должны будут постепенно уходить с рынка.
Мы думаем над тем, как при этом
поддержать малый бизнес, чтобы добросовестный малый бизнес не пострадал от внедрения
этой системы.
Хочу отметить, как вчера уже говорил
Дмитрий Анатольевич, что подавляющее большинство компаний регистрируются,
получают устройства, приобретают маршрутные
карты, работают легально и сообщают о трудностях, проблемах в работе системы
через имеющиеся каналы общения. Для крупных компаний выделены персональные
менеджеры, которые с ними работают, выявляют вместе с ними проблемы и быстро их
решают. Таким образом, система реально уже работает.
Мы
сегодня получили в Правительстве письмо, оно адресовано Председателю
Правительства, от нескольких ассоциаций-производителей, участников торговли.
Письмо начало готовиться ещё несколько недель назад, сразу после введения в
действие системы. Часть проблем, которые в письме отражены, уже или решены, или
находятся в стадии решения.
По
части проблем мы сегодня проведём дискуссию с представителями этих ассоциаций,
вечером я их соберу, мы встретимся, обсудим всё в спокойном ключе, найдём
подходы к решению поднятых проблем.
Но речь, сразу
скажу, не идёт о том, что мы будем обсуждать какой-либо мораторий или отмену
этой системы, мы должны обсудить, с какими проблемами сталкиваются
производители, перевозчики, сети, и найти быстрые пути их решения. В письме
содержится информация, что из-за внедрения системы могут существенным образом
подняться цены на товары перед Новым годом. Это не так. Эффект от внедрения
системы на цены может быть, но он минимальный, и, по всем расчётам, по
подавляющему большинству товаров речь идёт о десятых долях процента. Мне
кажется, что со стороны ряда
компаний это похоже на оправдание возможного повышения цен по другим причинам,
желание их повысить ввиду просто повышенного спроса перед Новым годом, а
связать это с внедрением системы платы с большегрузных автомобилей. Мы сегодня
эту тему обсудим с коллегами, с сетями, с ассоциациями и, надеюсь, найдём
взаимопонимание по этому вопросу, а случаи недобросовестного повышения цен,
необоснованного, будут контролироваться и расследоваться Федеральной
антимонопольной службой в установленном порядке.
Теперь что касается денег: как
они собираются, куда они идут, зачем эти ресурсы нужны государству. Деньги,
которые собираются в системе, в полном объёме поступают в государственные
фонды, Федеральный дорожный фонд, и далее будут распределяться по следующим
направлениям, которые регулируются законодательством.
Первое
направление – это региональные дорожные проекты, прежде всего связанные с
расшивкой узких мест, строительством новых обходов, уникальных сооружений, в
том числе мостов, в том числе на основе частно-государственного партнёрства.
Кроме того, часть средств будет потрачена на федеральные стройки такого же
типа, то есть уникальные сооружения. Водители, в том числе большегрузных
автомобилей, увидят эффект от использования этих денег в скором времени, а мы
покажем, на какие стройки потрачены именно эти средства, и они смогут это
контролировать в рамках механизмов общественного контроля. Рассчитываем на
реальное снижение аварийности на многих участках, на увеличение скорости
движения по многим загруженным сегодня участкам.
Часть средств из
фонда будет использоваться как плата концессионеру. Концессионное
соглашение заключено между государством и соответствующей
компанией-исполнителем. Оно по размеру достаточно такое внушительное, в нём
прописаны все детали, касающиеся механизмов сбора средств, их направления в
государственный бюджет, в государственные фонды, все технические требования к
системе. Причём сразу хочу сказать, что минимальные технические параметры
превышены при разработке и внедрении системы.
Мы рассчитываем,
что в общем объёме мы получим в следующем году, если тарифы не изменятся по
сравнению с установленными, более 40 млрд рублей, и это позволит и перечислить
плату концессионеру, и использовать деньги дорожного фонда на конкретные
инвестиционные проекты.
Сама плата состоит из двух частей, если говорить о
том, как она обоснована. Во-первых, общие инвестиции в проект должны составить
порядка 29 млрд рублей. Значительная часть из этих средств уже инвестирована в
проект, и, конечно, как любой инвестиционный проект, это требует отдачи от
инвестиций. Расчётная норма доходности, внутренняя норма доходности – 11%,
меньше, чем по подавляющему большинству проектов, которые сегодня
вкладываются деньги крупными инвесторами. Срок окупаемости – 11 лет. Это тоже
больше, чем по подавляющему большинству инвестиционных проектов, которые
сегодня финансируются в России. То есть проект с длительным сроком окупаемости
и с умеренной нормой доходности. Каждый год концессионер вкладывает деньги на
поддержание работы системы. Уже сейчас вложено несколько миллиардов рублей, в
следующем году будет вложено более 5 млрд рублей для поддержания работы
системы. В следующем году плата составит порядка 7 млрд рублей с небольшим. То
есть в основном деньги в следующем году, в ближайшие месяцы, пойдут на
компенсацию и на содержание работы системы, а инвестиционная отдача будет лишь в последующие годы. Повторяю, мы рассчитываем,
что система будет развиваться, внедряться в соответствии с теми сроками,
этапами, которые запланированы, прописаны помесячно, где, какие сроки должны
быть установлены, рамки, какие регионы должны быть охвачены в этом году, в
последующий период. И мы будем контролировать качество работ. Предусмотрены при
необходимости меры, которые позволят концеденту, Росавтодору,
устанавливать определённые санкции за неисполнение тех требований, которые
предусмотрены концессионным соглашением.
Мы видим, что есть
технологические вопросы. Были сбои, отчасти связанные в первые дни с хакерскими
атаками, отчасти – с нюансами работы нашей банковской системы. Большинство
банков в выходные дни не работает, и это ведёт к задержкам в отражении соответствующих средств на счетах
транспортных компаний, перевозчиков. Эти проблемы решаются в оперативном
порядке, устраняются. Тем не менее технологические вопросы, как и в любой
системе, есть, и они будут решаться.
Мы
рассматриваем перспективные направления. Сегодня, например, водители обязаны
иметь сразу несколько приборов, кроме тех приборов, которые обеспечат взимание
платы, – это и тахографы, и приборы, связанные с системой ГЛОНАСС. Мы сегодня
вместе с компаниями работаем над тем, чтобы интегрировать эти системы в единое
оборудование, интегрированное оборудование, которое позволит сэкономить
ресурсы, упростить работу внутри кабин водителей. Об этом многие транспортные
компании, многие перевозчики просят, и такая работа ведётся.
Кроме того, один из самых острых вопросов – это тема
предоплаты. Она отчасти технологическая. Законом, принятым Государственной
Думой в декабре, предусматривается, что с мая-июня следующего года будет
введена возможность постоплаты, последующей оплаты перевозок. То есть эта
проблема будет решена.
Кроме
того, также в связи с дополнительным анализом и нашими обсуждениями с коллегами
было принято решение о многократном снижении штрафов за отсутствие
соответствующего оборудования. Штрафы снижены примерно в 100 раз. Таким
образом, нагрузка в этой части также будет очень умеренной и соответствующей
реальному ущербу и степени нарушения, степени общественной опасности этих нарушений.
Ещё раз подчеркну: мы
заинтересованы в том, чтобы система показала свою работоспособность, чтобы была
восстановлена справедливость в части того, кто, каким образом платит за
содержание, ремонт, реконструкцию, строительство дорог в России, чтобы платили
те, кто больше всего пользуется, отчего дорогам наносится максимальный,
наибольший ущерб. Мы заинтересованы в легализации рынка, в прозрачности рынка,
в том, чтобы на нём работали перевозчики, уплачивающие налоги, добросовестные
компании, добросовестные индивидуальные предприниматели, чтобы не было
незаконной предпринимательской деятельности. Мы при этом заинтересованы, чтобы
такая конкуренция не приводила в том числе и к увеличению платы за перевозки,
соответственно, не приводила к увеличению потребительских цен, а деньги,
получаемые от системы, использовались бы максимально эффективно: на расшивку
узких мест, снижение аварийности, увеличение скорости движения по российским
дорогам.
Готов ответить на ваши
дополнительные вопросы.
Вопрос:
Телеканал «Россия 24». Аркадий Владимирович, вы не могли бы пояснить два
момента? Первый. Вы сказали, что думаете о том, как поддержать малый бизнес,
чтобы он не пострадал от введения этой системы. О какой поддержке может идти
речь? И второе. Вы также упомянули, что часть средств пойдёт на федеральные
стройки. О каких именно стройках может идти речь? Могут ли быть перезапущены
какие-то проекты, которые были отложены в связи с отсутствием средств, например
тот же мост через Обь или ещё какие-то наши большие проекты?
А.Дворкович: Что касается малого бизнеса, первая и главная
мера была уже обозначена, я уже о ней сказал, – это введение постоплаты. Это
то, что нужно именно для индивидуальных владельцев автомобилей и небольших
компаний, поскольку именно у них наибольшие проблемы с оборотными средствами
для предварительной оплаты. Крупные компании с этим справляются, а именно у
малых наибольшие проблемы.
Вторая
часть работы – это скорее работа не государства, а рыночных структур. Коллеги говорят
о том, что возможно появление системы, схожей с системами организации такси в
крупных городах, когда за счёт использования всего сообщества перевозчиков,
большого количества автомобилей, перевозки организуются с применением интернет-систем,
компьютерных систем, когда заказ на перевозку можно делать именно таким
образом. Это позволит владельцам автомобильного парка и индивидуальным
владельцам участвовать в этих перевозках на конкурентной основе. Так что здесь
дело за рынком, мы рассчитываем, что он приспособится к этой новой реальности.
Если анализ покажет необходимость дополнительной поддержки, также будем этим
заниматься.
Что
касается федеральных строек, то речь идёт, конечно же, о мостах. Мы
рассматриваем несколько проектов. Конечно, отнесение мостов к федеральным,
региональным всегда отчасти условность, мы можем принимать такие решения в
зависимости от ситуации. Но есть действительно крупные стройки, которые планируются,
планировались или реализуются в Поволжье, в Сибири, и мы рассчитываем, что со
временем денег будет достаточно для их реализации с использованием этих
ресурсов.
Вопрос: Газета «Коммерсант». У меня тоже два вопроса в
целом по транспортной тематике. Скажите, пожалуйста, действительно ли с 1 января 2016
года будет введён запрет на эксплуатацию старых вагонов? И каких вагонов это
коснётся? Какого возраста?
А.Дворкович: Президент дал поручение принять решение о недопущении
на железнодорожные пути общего пользования вагонов, у которых истёк срок
службы, прежде всего универсальных вагонов, у которых истёк срок службы, в том
числе тех, срок службы которых продлевается с использованием имеющихся
механизмов. То есть эксплуатация таких вагонов, даже если она продлена,не будет возможна.
Что касается других категорий
вагонов, то сейчас, в эти дни, идёт работа по определению того, какие будут
также подвергнуты аналогичной мере, запрету, а какие останутся в эксплуатации в
связи с тем, что их производство ещё не налажено на территории Российской
Федерации.
Вопрос: Запрет будет с 1 января?
А.Дворкович: Да,запрет
будет с 1 января. Это указание Президента.
Вопрос: Вы недавно говорили, что на днях будет совещание по
поддержке автопромышленности. Скажите, пожалуйста, какие меры поддержки Вы
предлагаете рассмотреть на этом совещании?
А.Дворкович: Мы предварительно рассмотрели эти вопросы на совещании
в Тольятти, на АвтоВАЗе. Минпромторг готовит предложения к совещанию в
Правительстве, поскольку речь идёт о выделении средств из антикризисного фонда.
Эти решения принимаются на основе обсуждения на комиссии у Игоря Ивановича
Шувалова, затем докладываются Председателю Правительства. Речь идёт прежде всего
о продлении тех программ, которые реализовывались в 2015 году ‒ всех программ, которые
реализовывались в 2015 году. И дополнительная мера – это
поддержка экспорта автомобилей и автокомплектов, а также комплектующих за
рубеж. Также подготовлено решение об индексации утилизационного сбора.
Вопрос: Олег Балышев,
«Интерфакс». Аркадий Владимирович, у меня по «Платону» вопрос. Правильно ли я
понимаю, что Правительство в принципе не обсуждает вариант и возможность
введения моратория либо отмены системы?
А.Дворкович:
Правительство не обсуждает введение моратория или отмену системы. Обсуждаются,
повторяю, вопросы, связанные с улучшением технологии работы системы, со
структурой платежей за дороги в целом, то есть в какой степени повышать акцизы
на бензин, другие моторные топлива, что делать с транспортным налогом. Эта тема
начала обсуждаться не сейчас, она обсуждается давно, и сейчас просто новый
раунд этой дискуссии. Обсуждается и график индексации самой платы на
долгосрочный период. Сейчас он определён, никаких иных решений пока нет. Вот
эта тематика обсуждается. Но не мораторий и не отмена, поскольку мы считаем,
что эта система справедлива. Она должна быть внедрена. Технологические аспекты
её работы (как она применяется на практике) должны быть урегулированы. Проблемы
должны быть решены в кратчайшие сроки.
Вопрос:
Насколько я знаю, российские аудиторы закончили работать в Египте по вопросам
безопасности в аэропортах. К каким выводам они пришли? Египет заявляет о том,
что в январе 2016 года они рассчитывают на возобновление полётов из России.
Можете как-то прокомментировать?
А.Дворкович: Действительно,
группа аудиторов закончила в Египте работу, подготовлены рекомендации
относительно совершенствования системы безопасности. Дано указание
Председателем Правительства направить наших специалистов в Египет для
совместной работы с египетскими коллегами по обсуждению порядка реализации
данных рекомендаций, для совместного обсуждения путей улучшения систем
безопасности и участия наших специалистов в системах контроля уже в ближайшие
недели даже при отсутствии рейсов из России и в Россию. Эта работа сейчас
ведётся, и уже по итогам этой работы будут приниматься решения относительно
возобновления или невозобновления полётов.
Что
касается характера рекомендаций, я их раскрывать не могу, поскольку они связаны
с системами безопасности и с аэропортами другого государства – только они могут
раскрывать соответствующую информацию.
Вопрос:
Агентство Bloomberg. Я
хотела спросить про поездку в Китай. Там
будут обсуждаться какие-то энергетические проекты? Особенно «Ямал СПГ».
А.Дворкович: Визит
Председателя Правительства многосторонний по содержанию, хотя и по участникам
тоже, поскольку предполагает встречу в формате ШОС. Будет, естественно, большой
объём двусторонних консультаций, переговоров. Я занимаюсь действительно темой
энергетического сотрудничества. Эта тема будет как всегда одной из основных. У
нас идут интенсивные переговоры по отдельным темам, реализация проектов по
другим темам, рассчитываем на подписание и отдельных соглашений, некоторые из
этих соглашений были одобрены сегодня на заседании Правительства. Об этом будет
сообщено в ближайшие часы.
Спасибо, коллеги.
Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания Правительства
Стенограмма:
Вопрос:
Программа «Вести». Антон Германович, здравствуйте. Если можно, вопрос про
материнский капитал: продление программы, есть ли оценки, сколько средств на
это, может быть, понадобиться, учитывая, что, Дмитрий Анатольевич сегодня
сказал, 1,5 млн семей примерно за два года получат эту поддержку.
А.Силуанов: Что касается материнского капитала,
необходимые ресурсы у нас в бюджете есть, это чуть больше 300 млрд рублей
ежегодно предусматривается в бюджете. Каждый год эта цифра уточняется, исходя
из прогнозируемого количества получателей материнского капитала. Сейчас
спрашивают: в бюджете на следующий год предусмотрены эти деньги? Хочу сказать,
что в бюджете на следующий год деньги предусмотрены, в первую очередь для тех
семей, которые раньше получили, раньше встали, что называется, за
соответствующим получением материнского капитала. Поскольку рождение второго
ребёнка и оказание поддержки со стороны государства таких семей осуществляется
не разово, не сразу в этом или в следующем году… Вы знаете, что использование
материнского капитала предусмотрено на определённые цели, в том числе на
обучение детей, в том числе на покупку жилья и инвестирование в жильё, ипотеку
и так далее. То есть это те ресурсы, которые тратятся не сразу, а имеют
достаточно длительный период использования. Поэтому на следующий год однозначно
денег дополнительно не потребуется, а в последующие годы будем мониторить объём
потребности с учётом семей, которые будут вставать в очередь как бы, то есть
попадать в число тех, кто будет обеспечен материнским капиталом. Финансовое
обеспечение этих дополнительных потребностей будет осуществляться уже не в 2016
году, а в последующие годы, поскольку использование, повторю, подразумевает не
разовое снятие этих денег с так называемого счёта материнского капитала, а
постепенное их задействование.
Вопрос: Антон Германович, хотелось бы узнать,
принято ли сегодня на заседании Правительства решение о продлении программы
амнистии капитала на полгода? И за счёт каких конкретно мер она будет
расширена? То есть что в ней будет нового?
А.Силуанов: Такое решение принято. Мы действительно
на следующие полгода продлеваем эту норму. Мы намерены обсудить вопрос работы
амнистии и не очень, будем так говорить, широкое использование преимуществ,
которые даёт амнистия, с бизнесом. Кроме того, есть ряд вопросов, которые мы
запросили у Верховного суда. И в связи с анализом сложившейся практики, с
учётом анализа тех запросов, которые нам представят наши предприниматели, мы
будем готовы подправить действующее законодательство.
Считаю необходимым уже в текущем году начать такие
консультации, с тем чтобы в начале следующего года внести изменения в закон и
чтобы был срок, необходимый для того, чтобы наши предприниматели могли
использовать все механизмы так называемой амнистии капитала, которая
продлевается ещё на полгода.
Вопрос:
Антон
Германович, у меня два вопроса. Первый про ВЭБ, про вчерашнее поручение. То
есть в поручении сформулировано, что дефицит у нас ограничен 3% без учёта
помощи ВЭБу. Правильно ли мы понимаем, что дефицит всё-таки будет больше, и как
не учитывать помощь ВЭБу в дефиците? И второй вопрос. Как будет меняться бюджет
2016 года с учётом рисков снижающейся цены на нефть и всё-таки помощи ВЭБу?
А.Силуанов:
Вы
знаете, не случайно Президент в своём Послании обратил внимание на
необходимость сохранения размера дефицита бюджета в размере 3%, несмотря на все
складывающиеся риски следующего года. При этом абсолютно
правильно заявлено было о том, что 3% – это не самоцель, 3% – это та величина,
которая обеспечивает макроэкономическую устойчивость и стабильность финансов. Если
мы будем раздувать размеры дефицита бюджета, соответственно, вы знаете, к каким
последствиям это может привести. В первую очередь это приведёт к тому, что
сбережения граждан, предприятий будут не направляться на экономическое
развитие, в экономику, а будут перераспределяться через бюджет на расходы
бюджета. Причём мы видим, что бюджет в нынешних условиях, его объём избыточен,
поскольку доходы, которые формирует сегодня экономика, значительно ниже, чем те
обязательства, которые у нас сегодня есть. Поэтому
наша задача, которая стоит перед Правительством, заключается в том,
чтобы уже в этом году до момента доведения лимитов иметь чёткий план действий,
как мы будем исполнять бюджет в 2016 году с точки зрения обеспечения его
сбалансированности на уровне дефицита не выше 3%. Это должно решаться, как я
уже неоднократно говорил, мерами стимулирования экономического развития,
мерами, дополнительно принимаемыми в области администрирования доходов, и мерами
по пересмотру и уточнению наших обязательств, которые учтены в бюджете
следующего года.
В первую очередь, конечно, речь пойдёт о тех резервах,
которые у нас есть. Да, действительно, мы возлагали достаточно большие надежды
на резервные источники, которые не распределены в бюджете следующего года. Но
если меняется серьёзно ситуация с доходами, то считаю, что мы должны
пересмотреть наши планы с точки зрения принятия дополнительных решений за счёт
нераспределённых резервов в бюджете следующего года. Эти резервы наряду с
другими источниками должны стать тем ресурсом, который позволит нам обеспечить
минимизацию дефицита бюджета.
Что касается
ВЭБа и поручения (о чём вы говорили): да, действительно, в поручении Президента
по итогам послания говорится, что необходимо обеспечить дефицит бюджета в
следующем году на уровне 3%, за исключением расходов, необходимых для
капитализации ВЭБа. Это действительно так и есть. Все обязательства, внешние обязательства
ВЭБа, будут исполнены ВЭБом, в том
числе за счёт финансовой поддержки из федерального бюджета. Это как бы
дополнительное решение, будем так говорить, сверх тех, которые принимались при
подготовке и принятии бюджета следующего года. Поэтому в поручении так и
говорится, что в случае необходимости оказания поддержки ВЭБу из бюджета такая
поддержка скорее всего будет оказана в необходимых объёмах, как мы уже
говорили. Если у ВЭБа не будет достаточного объёма ресурсов для расчётов по
своим обязательствам, то эти средства могут выходить за пределы 3-процентного
дефицита. Именно такой смысл заложен в поручении Президента.
Вопрос: Я вас правильно поняла: ВЭБ получит деньги и
в 2015-м, и в 2016 году, бюджетную поддержку?
А.Силуанов: Мы сейчас говорим о бюджетном дефиците 2016
года, поэтому в ответе на ваш вопрос я имел в виду именно 2016 год.
Вопрос: Антон Германович, скажите, пожалуйста, кроме
поручения про 3% есть поручение обеспечить оптимизацию состава и функций
институтов развития. Какие функции исчезнут у ВЭБа в том числе? И правильно ли
мы понимаем, что снова встанет вопрос о продаже Россельхозбанка, может быть,
ещё каких-то институтов развития?
А.Силуанов: Речь идёт, действительно, о
более эффективном функционировании институтов развития, поскольку мы видим, что
ряд таких институтов испытывает проблемы с капитализацией, и зачастую результат
финансовой деятельности таких институтов отрицательный. Поэтому Президент дал
поручение разобраться с действующими институтами развития. Да, действительно на
повестке дня, честно говоря, стоит вопрос о Внешэкономбанке. Ещё раз повторю,
что финансовых ресурсов для выполнения своих обязательств у Внешэкономбанка
достаточно с учётом средств, которые будут оказаны из федерального бюджета. Но
вопрос деятельности таких институтов требует дополнительного обсуждения.
Возможно и принятие решения о преобразовании отдельных институтов развития и
отделение ряда функций, которые сегодня совмещены на практике. Такие
предложения будут рассмотрены в Правительстве, я не хочу сейчас забегать
вперёд, и, соответственно, предложения будут подготовлены и представлены
Президенту на рассмотрение.
Вопрос: «Россия 24». Антон
Германович, сегодня Дмитрий Анатольевич упомянул, что будет рассмотрен в том
числе механизм проектного финансирования для долевых проектов. Каким он будет?
Будет ли какой-то перечень банков, которые будут в нём участвовать, или
обсуждается какая-то иная схема?
А.Силуанов: Мы сегодня рассматривали вопрос участия наших граждан
в долевом финансировании. Поскольку, мы
видим, есть в том числе ряд проблем при участии в такой форме приобретения
жилья, то рассматривались инструменты обеспечения надёжности вложений средств
граждан в такого рода инвестиции, будем так их называть, с тем чтобы у нас было
как можно меньше так называемых обманутых дольщиков. Поэтому сегодня
рассматривались инструменты для обеспечения сохранности и надёжности вложений
наших граждан в долевое участие в строительстве жилья. Не скрою, что была
определённая дискуссия по замечаниям, которые были у Центрального банка, у
Министерства финансов по этому законопроекту. Договорились его доработать и
представить в Государственную Думу уже в несколько уточнённом варианте. Но задача
состоит в том, чтобы задействовать все возможные инструменты и обеспечить
надёжность для наших граждан, которые приняли для себя решение участвовать в
долевом строительстве жилья. Именно этому были посвящены предложения в
законодательство, которые рассматривались на Правительстве. Спасибо.
Вопрос: Хотела бы спросить про МВФ. После их
решения как изменятся отношения России с МВФ? Может, мы выйдем вообще из фонда?
А.Силуанов:
Да, действительно, позавчера было принято решение о том, что суверенные
кредиторы страны, которой оказывается поддержка за счёт средств Международного
валютного фонда, могут не иметь преимуществ по сравнению с другими
коммерческими кредиторами. Конечно, мы говорили уже, что это решение предвзятое
и принято прямо перед платежом Украины по своим долгам в конце декабря перед
Россией. То есть 8 декабря рассматривается вопрос об изменении порядка расчётов
с официальными кредиторами, 20-го числа Украина должна заплатить нам по долгам.
Очевидно, здесь можно не рассуждать – связь прямая.
Что хотелось бы на этот счёт сказать? Россия предложила, на наш
взгляд, очень выгодные для Украины условия реструктуризации задолженности. На
три года мы предлагаем рассрочить уплату долга. То есть даже не в этом году, а,
как вчера правильно было сказано, почти на четыре года мы предлагаем рассрочить
долг Украины перед Россией. Мы предлагаем, действительно, дать нам гарантии,
для того чтобы Украина могла рассчитаться по такой рассрочке, и мы предлагаем
трёхлетний период, в том числе исходя из того, что программа поддержки Украины
Международного валютного фонда длится именно три года. Тем не менее, зная,
какие есть риски платёжеспособности этой страны, мы всё-таки попросили
гарантии.
Что, казалось бы, нужно было сделать? Нужно было увеличить объём
программы фонда на 3 млрд долларов и включить обязательства Украины перед
Россией в программу. Этого не делается. И гарантии, которые мы запросили от ключевых стран «Группы
семи» или от крупного банка, также не предоставляются. В этих условиях нам
говорят, что ресурсов ни у стран, ни у фонда нет. В этих условиях, конечно,
вызывает особые вопросы тот факт, что валютный фонд в последнее время не может
увеличить свой капитал по той причине, что Конгресс Соединённых Штатов Америки
не может ратифицировать поправку в устав фонда, а это, соответственно, является
условием удвоения капитала фонда.
Уже пятый год
ведутся переговоры о ратификации соответствующей поправки в устав фонда и,
соответственно, капитализации, и никак Конгресс это не может сделать. А фонду
как раз очень нужны деньги. Если бы это произошло, то и вопрос наполнения
программы поддержки Украины за счёт ресурсов Международного валютного фонда
решался бы гораздо быстрее и гораздо проще. Сейчас фонд вынужден привлекать
заёмные средства, что, по сути дела, не является капиталом фонда. Увеличение
капитализации, считаю, могло бы как раз пойти на пользу реализации программы
поддержки Украины и, соответственно, расчёту Украины со своими кредиторами, в том
числе и с Россией. К сожалению, такого не происходит. К сожалению, мы видим,
что наши предложения не воспринимаются коллегами, основными участниками
Международного валютного фонда, поэтому нам ничего не остаётся, как защищать свои
интересы в судебном порядке, как это и предусмотрено проспектом эмиссии тех
бумаг, которые выпускала Украина два года назад. Мы уже вчера говорили,
Российская Федерация готовится к таким действиям. Нам ничего другого не
остаётся делать, как защищать наши интересы в судебном порядке. Спасибо.
Вопрос: А что
касается отношений с МВФ?
А.Силуанов:
Что касается отношений с валютным фондом, то мы являемся одним из ключевых
участников фонда. Мы не считаем необходимым из-за сложной ситуации, которая
сегодня возникла, выходить из состава участников фонда. Считаем, что
Международный валютный фонд реализует правильную политику, политику,
направленную на поддержку платёжного баланса, бюджета стран, нуждающихся в
финансовой помощи, структурных реформ. Там очень много высококлассных
специалистов, которые работают в странах, которые содействуют развитию и
финансовой стабилизации. Поэтому это очень важный и нужный институт, особенно в
нынешней непростой ситуации в мировой экономике. Поэтому считаю выходить из
состава фонда, как вы предложили, абсолютно нецелесообразно. Мы как были, так и
останемся участниками этого важного международного финансового института, и
надеемся, что объёмы поддержки, которую может осуществлять Международный
валютный фонд в случае его дополнительной капитализации, могли бы быть более
весомыми, и принципы работы могли быть более справедливыми и эффективными, о
чём мы сейчас и говорим. Спасибо.