Обcуждались инициативы ОНФ в области энергоэффективности, безопасности дорожного движения, нормирования в сфере закупок для органов власти и госкомпаний.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Сообщение сопредседателя Центрального штаба ОНФ Александра Бречалова
Стенограмма начала встречи:
Д.Медведев: Добрый день! В первый раз встречаемся, что само по себе интересно. Встретиться и обсудить некоторые вопросы предложил Президент. Я думаю, что это хорошая идея с учётом того, что у вас уже накопился богатый опыт экспертных оценок, выводов, суждений по наиболее актуальным проблемам нашей жизни – и экономики, и социальной сферы, и целого ряда других вопросов.
Участники встречи
-
Список участников встречи с активом Общероссийского народного фронта, 8 декабря 2015 года
Обычно на таких мероприятиях я стараюсь говорить поменьше, так что хочу вас послушать, а не наоборот. То, что я говорю, вы и так, наверное, знаете, потому что довольно много всегда всего публикуется. Мы можем обсудить самые разные вопросы, наиболее актуальные. Я знаю, что есть приблизительный набор вопросов для обсуждения.
Давайте начнём. Александр Владимирович (обращаясь к А.Бречалову), наверное, вы начните, а потом коллеги дополнят.
А.Бречалов (сопредседатель Центрального штаба ОНФ): Да, Дмитрий Анатольевич, добрый день! Спасибо, что уделили время. Действительно, 27 ноября мы, активисты Общероссийского народного фронта и проекта «За честные закупки», встречались с Президентом страны, с лидером движения «Общероссийский народный фронт» Владимиром Владимировичем Путиным. По его поручению мы готовы вкратце рассказать о тех темах, которые мы 27 ноября представили, и о результатах работы за 2015 год. Поэтому, если позволите, сразу передам слово руководителю проекта «За честные закупки» Антону Александровичу Гетте. Тема – о нормировании, которую также 27 ноября мы поднимали на встрече с Президентом.
Д.Медведев: Пожалуйста.
А.Гетта (руководитель проекта ОНФ «За честные закупки»): Дмитрий Анатольевич, здравствуйте! Завтра весь мир будет отмечать Международный день борьбы с коррупцией. Наши активисты внесли свой вклад в борьбу с коррупцией, издав уже второе издание «Серой книги». Это такой несколько медийный продукт у нас получился, но здесь серьёзные вещи описаны.
Д.Медведев: Покажете?
А.Гетта: Мы Вам её даже хотим передать.
Д.Медведев: Спасибо.
А.Гетта: Это те схемы, которые недобросовестные чиновники используют, определяя на конкурсной основе того подрядчика или поставщика, который предложил больший откат, а не качественнее и дешевле построить тот или иной объект или товар поставить.
Соответственно, мы с активистами заметили в проекте, что коррупция начинается с расточительства. Сначала машина за госсчёт, обстановка дорогая, а потом и использование серых схем для получения выгоды личной, в свои карманы.
С самого начала работы контрактной системы два года назад мы начали мониторить, как чиновники отдельно взятые позволяют себе закупки роскоши и расточительство государственных средств. Создали даже некий такой медийный продукт – индекс расточительности, в который по итогам квартала сводим те закупки, которые, по мнению людей, являются неэффективными, можно обойтись и без них.
Сегодня тенденция, что из индекса расточительности стараются как можно быстрее чиновники выйти, отменив ту или иную закупку, но нам кажется, что нужно эту проблему как можно скорее решить системно. Напомню, что система нормирования закупок для нужд чиновников должна была вступить в силу вместе с контрактной системой 1 января 2014 года, однако, к сожалению, три раза этот срок переносился. Вами подписаны в сентябре два постановления Правительства, которые хоть как-то регламентируют и нормируют эти закупки и аппетиты отдельно взятых чиновников. К сожалению, вступят они в силу с 1 января 2016 года, а сегодня носят пока рекомендательный характер. Многие, конечно, уже сейчас прислушались к этим рекомендациям, но есть и такие, которые начинают хитрить. Хитрить у них получается, поскольку в том же постановлении…
Д.Медведев: Потому что они изобретательные люди.
А.Гетта: Изобретательные люди. И в том же 927-м постановлении о нормировании закупок для федерального уровня прописано, например, сколько может стоить машина для федерального госслужащего (допустим, для руководителя государственного учреждения – не дороже 2 млн рублей), но ничего не сказано про аренду таких машин. И уже сегодня у нас есть случаи (люди нам посылают сигналы), когда отдельные ведомства платят больше 8 млн рублей за два года аренды (даже без водителя) шикарной иномарки. Соответственно, мы считаем, что необходимо как можно скорее эти постановления дополнить нормой про аренду, лизинг и другие виды владения товаром (таким как автомобили, но могут и другие попадать под такие хитрости).
Далее. К сожалению, в этих постановлениях пока конкретно регламентировано только четыре позиции: машины, закупка сотовых телефонов и двух видов мебели. А перечень товаров, которые покупаются для нужд чиновников, огромен. И вообще, как само Минэкономразвития России говорит, около 30 тыс. позиций сегодня на конкурсной основе закупается и многие из них поддаются нормированию.
Соответственно, вторая наша просьба – как можно скорее расширить в постановлении Правительства список того, что подлежит нормированию при закупках для нужд чиновников.
И третья просьба – это распространить систему нормирования на государственные компании. Поскольку сегодня (тоже по сигналам наших активистов) именно они занимают верхушку нашего антирейтинга, индекса расточительности и тоже нуждаются в нормировании. Это те государственные компании, компании с государственным участием, которые работают по 223-му федеральному закону. Именно это, мы считаем, позволит сэкономить стране миллиарды рублей, и мы с активистами сможем сконцентрироваться тогда уже на более серьёзных вещах, таких как выявление серых схем, борьба с коррупцией в системе расходования бюджетных средств. Спасибо за внимание.
Тема, которую вы затронули, резонансная, потому что она видна, в отличие от многих других вещей, которые на поверхности не плавают и где, кстати сказать, коррупционный ресурс ещё выше, но там труднее определить сами нарушения. Закупка дорогостоящих видов техники или мебели, ещё чего-то – это всегда видно, это всегда легко выявить. И в этом смысле, наверное, сама по себе идея нормирования является абсолютно правильной. Причём, я считаю, она является правильной ровно потому, что у нас пока не хватает общей культуры такого рода деятельности.
Во многих странах с современной экономикой такие нормы отсутствуют, но дорогие вещи не покупают – не потому, что есть запрет покупать какую-то технику, а просто потому, что считается неприличным это делать. Если ты государственный служащий, то ты понимаешь, что у тебя есть определённые границы, в рамках которых ты можешь тратить государственные средства. Если у тебя есть легальный источник дохода, пожалуйста, покупай себе всё что угодно, а вот государственные средства не принято таким образом тратить. Но это, ещё раз говорю, немножко иной уровень культуры. С учётом того, что мы пока его не достигли, идея нормирования представляется вполне разумной.
Какое количество объектов подлежит нормированию, давайте обсудим, представьте тоже свои предложения. Потому что мы, с одной стороны, должны разумные документы принимать – естественно, мы не должны перечислять всё, включая скрепки (хотя потенциально можно и скрепки золотые купить), но, с другой стороны, должны быть какие-то весомые, серьёзные вещи.
Вторая позиция, о которой вы говорили, в отношении различного рода превращённых схем, выпадающих сегментов: если нельзя приобретать, то можно взять в аренду, если нельзя взять в аренду, то можно ещё каким-то образом получить право пользования (например, по договору о совместной деятельности, ещё чего-то). Я знаю, как много можно использовать различных юридических форм. Давайте подумаем, как и вот эти лакуны закрыть, если они возникают, если они противоречат смыслу соответствующей правовой конструкции, потому что мы их создавали не ради того, чтобы их обходили.
И третье, о чём вы сказали, по госкомпаниям. Здесь такая более сложная история. Государственные компании… Мы их так называем в обиходе, но у нас нет госкомпаний, у нас есть акционерные общества, которые являются коммерческими организациями, и контроль над которыми государство может осуществлять прямо или косвенно. Но напрямую диктовать из Правительства коммерческим организациям, что им закупать, – я думаю, что это всё-таки такая очень советская практика, на неё мы идти не должны. Но это не значит, что нам безразлично, что они покупают.
Я предлагаю пойти другим путём – дать обязательные для исполнения указания госпредставителям в совете директоров рассмотреть эти вопросы на заседаниях советов директоров, чтобы каждая компания, опять же сообразуясь и с уровнем внутреннего потребления, культуры и, конечно, просто разумностью, такие внутренние документы приняла. Тогда это будет соответствовать действующим корпоративным правилам и в то же время не будет проявлением мелочности со стороны Правительства, которое регламентирует всё, в том числе в деятельности коммерческих организаций. Но могут быть и какие-то другие предложения. Я, естественно, готов их буду рассмотреть.
<…>