Селекторное совещание.
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, уважаемые коллеги! У нас с вами совещание по теме, которая, безусловно, актуальна для всех регионов, по которой я сам неоднократно проводил совещания. Мы приблизительно в таком же составе уже встречались, для того чтобы обсудить сбалансированность региональных бюджетов. С тех пор прошло некоторое время. Нужно посмотреть, что сделано, что получилось, что не получилось, где ситуация ухудшилась, где улучшилась. В этом цель нашего сегодняшнего видеоселектора. Часть наших коллег-губернаторов в зале присутствует, часть находится на видеосвязи.
Тема важная, находится в зоне особого внимания и членов Правительства, и коллег – депутатов Государственной Думы, и, естественно, региональных властей, муниципалитетов. Обсуждал я эту тему недавно и на совещании с участием губернаторов и представителей партии «Единая Россия». Всё это диктует необходимость ещё раз обменяться впечатлениями.
По части вопросов решения были приняты. В частности, со стороны губернаторов была просьба смягчить условия предоставления бюджетных кредитов. Постановление Правительства на эту тему было подписано. По другим вопросам идёт работа Министерства финансов и региональных администраций. Сегодня Министр финансов доложит, как продвигается подготовка новых документов.
Участники совещания
-
Список участников селекторного совещания «О долговой нагрузке на региональные бюджеты», 30 ноября 2015 года
Причины, которые создают напряжение в региональных финансах, хорошо известны. Эти проблемы, к сожалению, быстро, моментально не решаются, деньгами из федерального центра их не залить, но, конечно, решать их всё равно надо. Причины эти связаны и с низкими ценами на сырьевые товары, и с замедлением общеэкономического роста в стране, из-за которого происходит сокращение поступлений по основным региональным налогам – налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц. И целый ряд других причин, в том числе, конечно, и региональных.
Поэтому нам нужно планировать долговую нагрузку тщательно и максимально аккуратно, распределять её равномерно и оценивать результаты, которые могут возникнуть. Особенно осторожно я просил бы всех относиться к новым заимствованиям (сейчас ситуация далеко не самая благоприятная, для того чтобы занимать деньги), не допускать увеличения задолженности сверх экономически безопасного уровня.
Конечно, нужно активно работать с расходной частью бюджета. Во всех регионах, так же, кстати, как и на федеральном уровне, утверждены и исполняются «антикризисные планы», которые предусматривают и оптимизацию бюджетных расходов, и сокращение неэффективных трат. Уменьшена численность государственных гражданских служащих. Отменены закупки товаров и услуг, которые не относятся к первоочередным и неотложным нуждам. Эту работу нужно продолжить, рассчитываю на то, что этим столь же активно будут заниматься коллеги-губернаторы. Почему нужно продолжить? Потому что резервы здесь есть и немалые.
Федеральным центром был принят ряд мер, для того чтобы помочь регионам справиться с этой долговой нагрузкой. Меры эти вам известны, я всё равно назову их ещё раз просто для системности в обсуждении вопросов. Также хочу осветить то, что мы намерены делать.
Мы продолжим работу по предоставлению бюджетных кредитов. Это первое, о чём я хотел сказать.
Сегодня больше половины региональных долговых обязательств, приблизительно 56%, – это рыночное заимствование.
По муниципальным долгам ситуация ещё более сложная, там этот процент выше. Эти средства, как правило, предоставляются на короткий срок и под высокие проценты. В текущем году на погашение таких займов регионам придётся истратить более 320 млрд рублей. В некоторых регионах их не так много, но они есть. Государственный долг больше, чем все обязательные платежи, поступающие в бюджет, то есть все налоги и неналоговые платежи. Это означает, что возможности для самостоятельного погашения кредитов у таких заёмщиков практически нет. Поэтому мы последовательно замещаем коммерческие кредиты менее обременительными бюджетными кредитами, выделяем для этого значительные средства, несмотря на сложный бюджет. В этом году объём бюджетных кредитов увеличен вдвое по сравнению с запланированным до 310 млрд. Такой же объём государственной поддержки мы планируем сохранить и на следующий год.
И ещё хотел бы сказать о том, что проведена реструктуризация задолженности по дорожным кредитам. Расходы регионов на погашение уменьшены почти на 52 млрд рублей.
В-третьих, о чём также хотел бы сказать. Более 800 млрд рублей региональные бюджеты получили в рамках краткосрочного кредитования, то есть кредитования на срок до 30 дней по линии федерального казначейства. Это 837 млрд рублей. По просьбе губернаторов мы готовим решение о продлении этих коротких бюджетных кредитов на срок до 50 дней, просто чтобы они, так сказать, были более удобными в использовании.
Все эти шаги, конечно, радикально ситуацию не изменили, но свою отдачу дают. За период по октябрь месяц этого года региональный долг по коммерческим кредитам и по соответствующим ценным бумагам сократился на 85 млрд рублей, то есть почти на 7%. Это значит, что у регионов просто осталось больше денег для выполнения социальных обязательств, что очень важно для финансирования жилищных программ, для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов. Это уже ответственность региона, каким образом эти деньги тратить. Естественно, мы надеемся на то, что к своим приоритетам, уважаемые коллеги, вы будете подходить ответственно. Очень многое зависит от деятельности самих региональных руководителей, от того, насколько взвешенную и ответственную бюджетную политику вы проводите.
Давайте обсудим сегодня, какие ещё возможности и какие инструменты у нас есть для улучшения ситуации с задолженностью. И, естественно, обсудим возможности увеличения доходов региональных бюджетов.