Основной вопрос повестки – о ходе исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в регионах Дальневосточного федерального округа.
Вступительное слово
Дмитрия Медведева
Брифинг Юрия Трутнева и
Александра Галушки
Стенограмма:
Д.Медведев: Уважаемые коллеги, у
нас очередное заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому
развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. На предыдущих заседаниях правительственной
комиссии мы рассматривали целый ряд важных вопросов, включая совершенствование
правовых механизмов, которые должны оживить динамику развития Дальнего Востока,
оживить экономику, запустить новые проекты, создать условия для привлечения
инвестиций. По итогам прошлого года регион в целом, если брать цифры, показывает
неплохие результаты, лучше, чем в среднем по стране, хотя, экономическая база
Дальнего Востока существенно меньше, чем базы других регионов. Положительная
динамика сохраняется и в I квартале этого года: прирост
промышленного производства составил около 6%, объёмы инвестиций в основной
капитал впервые с 2011 года превысили 10%, то есть цифры действительно
неплохие.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, 25 июня 2015 года
Однако
за работой, которая рассчитана на долгосрочный результат, мы не должны упускать
из вида текущие проблемы жителей региона – те, с которыми они ежедневно
сталкиваются. Это и вопросы здравоохранения, и
вопросы образования, жилищно-коммунальной сферы. Здесь, на Дальнем
Востоке, надо признать, пока общий уровень ниже, чем в европейской части
Российской Федерации, и это должно быть предметом согласованной работы всех
министерств, ведомств и государственных структур, не говоря уже о региональных
властях и муниципалитетах.
Сегодня поговорим несколько подробнее и об
исполнении указов Президента и поручений
Правительства на эту тему.
Теперь ещё несколько слов о том, что сделано. Первое и, может быть, очень важное – то, что
заработал Закон «О территориях опережающего
развития». Мы приступили к подготовке
площадок, где будут созданы современные конкурентные
производства, с новой жилищной, социальной инфраструктурой. И, по сути, практически приступили к тому,
чтобы создавать условия для инвесторов. Хочу
вас проинформировать: я только что подписал постановления Правительства,
которыми утверждаются три первые территории
опережающего развития в нашей стране. Подчеркиваю,
это первые три ТОР по известному закону – две в Хабаровском крае и одна территория в Приморье.
Территория «Хабаровск»
на территории Хабаровского края. Ожидаемый
объём инвестиций – около 30 млрд, будет создано,
по мнению авторов соответствующей концепции,
около 3 тыс. рабочих мест. Основное
направление – транспортно-логистическое, продукция металлургии. Но на
самом деле в каждом документе, который я утвердил, достаточно широкий спектр видов деятельности упомянут. В общем,
понятно, что можно делать разные проекты, но,
конечно, нужны ключевые точки роста по всем
территориям.
Д.Медведев: «По итогам прошлого года регион в целом, если брать цифры, показывает неплохие результаты, лучше, чем в среднем по стране, хотя, экономическая база Дальнего Востока существенно меньше, чем базы других регионов. Положительная динамика сохраняется и в I квартале этого года: прирост промышленного производства составил около 6%, объёмы инвестиций в основной капитал впервые с 2011 года превысили 10%».
Вторая территория, которая называется «Комсомольск»,
– ожидаемые инвестиции около 15 млрд, тоже
около 3 тыс. рабочих мест, и в силу известных
причин там основным направлением должно быть
авиастроение, комплектующие для авиастроения, естественно. Опять же не
исключаются и другие виды деятельности.
И, наконец, территория опережающего развития «Надеждинская» в Приморье – там около 7 млрд рублей
инвестиций, 1,6 тыс. рабочих мест, направление
по вполне понятным причинам там больше транспортное, логистическое, и,
возможно, перерабатывающая, пищевая промышленность.
В прошлый вторник также прошло в Госдуме первое чтение проекта закона «О
свободном порте Владивостока». Речь идёт о
новой концепции развития приморской столицы. Там предусмотрены
достаточно широкие преференции, о которых мы договаривались.
Также есть шесть первых крупных
инвестиционных проектов, которые проходят
согласительные процедуры. В ближайшее время решение
по ним должно быть принято, в том числе и по
целому ряду вопросов, которые я поручил сегодня коллегам досогласовать и в самое ближайшее время внести на
рассмотрение в Правительство.
Работа немаленькая. Завтра заседание
коллегии Минвостокразвития. Надеюсь, что вы
продолжите в таком же ударном темпе работу по
всем принятым направлениям, естественно, в
кооперации с другими коллегами.
Д.Медведев: «Заработал Закон "О территориях опережающего развития". Территория "Хабаровск" на территории Хабаровского края. Ожидаемый объём инвестиций – около 30 млрд, будет создано, по мнению авторов соответствующей концепции, около 3 тыс. рабочих мест. Основное направление – транспортно-логистическое, продукция металлургии. Вторая территория, которая называется "Комсомольск", – ожидаемые инвестиции около 15 млрд, тоже около 3 тыс. рабочих мест, и в силу известных причин там основным направлением должно быть авиастроение, комплектующие для авиастроения. Территория опережающего развития "Надеждинская" в Приморье – там около 7 млрд рублей инвестиций, 1,6 тыс. рабочих мест, направление по вполне понятным причинам там больше транспортное, логистическое, и, возможно, перерабатывающая, пищевая промышленность».
Теперь в отношении исполнения майских
указов. Картина по Дальневосточному округу весьма
непростая, она, скажем так, неоднородная, есть и успехи по сравнению даже со среднероссийскими показателями, но есть и отставания.
Очевидно, что на достижении целевых показателей,
которые заложены в майских указах, сказывается специфика Дальнего Востока:
большая территория и низкая
плотность населения. Но свои трудности есть везде,
абсолютно в каждом регионе. Работа эта не предполагала никаких исключений, и здесь, конечно, придётся довольно серьёзно наращивать темпы, тем более что ценность социальных стандартов, которые
заложены в майских указах Президента, для
каждого жителя Дальнего Востока кратно выше, чем, наверное, для тех, кто живёт в европейской части, именно в силу
отсталости социальной инфраструктуры на Дальнем
Востоке.
Есть положительные сдвиги, это улучшение демографической ситуации. В целом стала
расти рождаемость, снизился отток населения –
это, конечно, важнейшее достижение за многие годы. Во
многих регионах решена проблема доступности детских
садов. Там, где она ещё не решена, надеюсь, коллеги предпримут все усилия для
этого. Мы по мере возможности, естественно,
также будем помогать за счёт федеральных ресурсов. Вы знаете, в этом году мы, несмотря на определённые сложности, скудость
федерального резерва на эти цели, всё-таки
деньги на детские сады нашли и, соответственно, доводим их до регионов.
В части повышения заработной платы в социальной
сфере в прошлом году достигнуты и в ряде
случаев даже превышены целевые показатели по
всем категориям работников.
Есть и отставания.
Одна из сфер – это здравоохранение. Во всех регионах Дальнего Востока продолжительность жизни, к сожалению, ниже, чем в целом
по России, в среднем на существенную величину,
потому что это именно средняя цифра, – 2,7 года. Конечно, это отставание не
очень хорошее.
В большинстве регионов сохраняется
высокой уровень младенческой смертности, он превышает среднероссийский более чем в три раза. Есть и другие проблемы, например, смертность от
туберкулёза. Она тоже очень высокая.
Ещё одна проблема – проблема жилья. В большинстве регионов сохраняется высокая доля
аварийного и ветхого жилья. Это, конечно, не
способствует повышению привлекательности территорий
для того, чтобы туда приезжали квалифицированные кадры. Мы неоднократно
обсуждали причины: это, конечно, деньги прежде
всего, поэтому низкая доля строительства жилья
экономкласса, недостаток земельных участков с инженерной и транспортной
инфраструктурой, в ряде случаев – монополизм
застройщиков. Тем не менее необходимо искать
компромиссные варианты и проблему решать.
Наконец, третье –
это развитие транспортных связей. Если дорог не будет, то ничего, конечно, не состоится. По мере возможности (да, сейчас не лучший период, но тем не
менее) всё равно нужно дороги строить, темпы
наращивать. У нас есть и целевые ориентиры: к 2022 году построить более
5 тыс. км. К ним нужно идти.
Давайте сегодня обратим внимание
и на то, о чём я сказал, – на исполнение указов Президента от 7 мая 2012 года, проведём дополнительный
анализ, что
сделано и чего не происходит, выработаем конкретные меры.
Надеюсь, что коллеги – руководители регионов по этому поводу выскажутся и сделают конкретные предложения.
Приступим к
работе.
<…>
Стенограмма:
Вопрос: Какие были приняты решения
и о чём шла речь?
Ю.Трутнев: На комиссии рассматривались
два вопроса. Первый вопрос был связан с выполнением указов Президента на
территории Дальнего Востока. Мы анализировали состояние дел в сфере
здравоохранения, строительства жилья, строительства дорог. Эти отрасли выбраны
в связи с тем, что показатели по ключевым направлениям деятельности в этих
областях на Дальнем Востоке хуже, чем на других территориях Российской
Федерации. Поэтому нужны дополнительные усилия федеральных министерств,
субъектов Российской Федерации, для того чтобы всё
привести в порядок. Мы очень подробно анализировали отдельно смертность,
продолжительность жизни, младенческую смертность, заболевания основные, также
разбирались, что будет происходить со строительством дорог. Что касается
строительства жилья, то там просто есть проблемы с нормативами, так как
установленные в целом для Российской Федерации нормативы стоимости
строительства квадратного метра, стоимости строительства инфраструктуры для
Дальнего Востока не подходят, поскольку там всё это стоит, к сожалению, дороже.
Расстояния совершенно другие. По результатам министерствам поручено разработать
планы по реализации указов Президента, по выходу на ключевые показатели.
Вопрос:
Какой-то
дополнительный план будет, получается?
Ю.Трутнев:
Да,
конечно. Мы же не можем брать на себя функции Минздрава, брать на себя функции
Минтранса. Они должны разобраться, что сделать для того, чтобы указы Президента
на Дальнем Востоке были выполнены. Вот, собственно говоря, наверное, самое
главное решение.
Второе. Мы проанализировали исполнение поручений,
которые давались Председателем Правительства Российской Федерации на предыдущих
заседаниях комиссии. В целом дело обстоит неплохо: 119 поручений сняты с
контроля, исполнены, в то же самое время целый ряд поручений ещё находится в
работе. Мы выделили поручения, связанные с развитием туризма и рекреационной
деятельности. Там парадоксальная ситуация. Министерством культуры разработан
законопроект, в соответствии с которым организации, которые будут заниматься
развитием туристской и рекреационной деятельности на Дальнем Востоке, получат
налоговые льготы. Этот законопроект, к сожалению, никуда не внесён, он
блокируется Минфином. Вот мы сегодня на эту тему говорили – что, к сожалению, у
нас поступления от туризма и рекреации с Дальнего Востока близки к нулю. Тем
более мы говорим о новых проектах – там их просто не существует, а
рекреационный потенциал Дальнего Востока высочайший. Поэтому просто надо
вносить законопроект в Государственную Думу, принимать его и давать людям
возможность делать экономические проекты.
Ещё ряд вопросов рассматривался с точки зрения
контроля за исполнением поручений.
Вопрос:
А
что по этому законопроекту? Было какое-то поручение доработать, досогласовать
его?
Ю.Трутнев:
Да, естественно. Поручение провести согласование. Министерству финансов сейчас
Аппарат Правительства поставит срок, и в соответствии с этим сроком будем требовать от Министерства финансов
провести согласование проекта.
Вопрос:
Как
Вы относитесь к идее Минэкономразвития разделить «РосГидро» на рентабельные и
нерентабельные части, выделить «РАО ЭС Востока»?
Ю.Трутнев:
Мне не кажется это предложение сильно умным, потому что в этом случае мы
убедимся в том, что у нас энергетика Дальнего Востока в целом, скажем так,
действительно не очень рентабельна. А дальше что будем делать, следующее
действие какое? Где-то надо взять три мешка денег и дотировать постоянно эту
деятельность? Немножко странное решение. Мне кажется, что движение должно быть
совершенно в другом направлении. Нами сейчас предпринимаются усилия для того,
чтобы, скажем так, почистить баланс «РусГидро», в этой связи готовятся определённые
действия. Мы будем улучшать её финансовое состояние, для того чтобы у «РусГидро»
была большая инвестиционная
возможность.
А что касается разделения на рентабельную и
нерентабельную части, я скажу следующее: все граждане Российской Федерации
имеют равные права, в том числе они имеют равные права на обеспечение
энергетической инфраструктурой. Свет и тепло должны быть в каждом доме в
Российской Федерации. И то, что сегодня на Дальнем Востоке хуже развита энергетическая
инфраструктура, то, что там сегодня изолированные энергосистемы, и то, что в
результате производство электрической энергии очень часто обходится дороже, –
это не вина людей, проживающих на Дальнем Востоке. Вот и всё.
Вопрос:
А как вы планируете улучшать..?
Ю.Трутнев:
Я расскажу об этом, если
вы не возражаете, отдельно, потому что к теме сегодняшнего совещания это имеет
мало отношения. Но, скажем так, Прорабатываются достаточно эффективные
способы решения этой проблемы.
Вопрос:
Юрий Петрович, подписано решение по ТОР – премьер сказал – по трём первым.
Каковы сейчас практические действия? Колышки начинают уже забивать там?
Ю.Трутнев:
Практические действия очень простые. Мы создали управляющую компанию, сейчас
она комплектуется кадрово. После этого начинается работа в поле. Пусть лучше
Александр Сергеевич (А.Галушка)
расскажет. Это всё-таки больше его хлеб.
А.Галушка:
Сегодня Председатель Правительства подписал постановление Правительства, в
соответствии с которым юридически первые три ТОР на Дальнем Востоке созданы.
Управляющая компания, хочу напомнить, также создана Правительством. 30 марта
этого года было подписано распоряжение Правительства. На предпоследнем
заседании Правительства были проведены процедуры, связанные с исключением её из
плана приватизации. И также в этом году Минфин выделяет
необходимое финансирование на запуск работы управляющей компании.
Соответствующие поправки в бюджет Правительством направлены и будут приняты в
весеннюю сессию.
Соответственно, все
юридические, организационные и финансовые условия для того, чтобы, как вы
выразились, «забивать колышки», созданы.
Но могу отметить, что
мы на самом деле действуем в рамках проекта создания ТОР (и по другим вопросам
стараемся действовать) проактивно, быть на шаг, на полшага впереди. И не секрет, что уже с регионами
Дальнего Востока мы работу, которая состоит в том, чтобы эти ТОР обустраивать, физически создавать. И наши дальневосточные
регионы такую работу уже ведут, вы можете посмотреть. Допустим, в Приморском
крае уже автомобильная дорога тянется к ТОР («Надеждинская»), необходимые процедуры
проведены, чтобы железную дорогу подтянуть, линию электропередачи. Вся эта
работа велась. Очень важно, что Юрий Петрович (Ю.Трутнев) регулярно совещания практические проводил, мои коллеги
из министерства. Мы не ждём принятия актов, мы её уже
сейчас практически осуществляем, хотя, конечно, сегодняшнее событие – это
важный шаг в реализации нашего проекта.
Вопрос:
А где ещё ТОР на Дальнем Востоке могут быть созданы?
А.Галушка:
Комиссия, которую Юрий Петрович (Ю.Трутнев)
возглавляет, – по отбору ТОР и инвестиционных проектов, помимо первых трёх
отобрала ещё шесть:
это Амурская область, Камчатка, в Приморье ещё один ТОР – Михайловский,
Чукотка, Якутия. И для нас первые три акта Правительства были прецедентными. Всегда,
когда что-то делается впервые, это не так просто. Вот не было, допустим,
правового регулирования этих вопросов – создания ТОР – мы его впервые создаём. Они прецедентны. Дорогу в
первый раз мы проложили. Естественно, утверждение последующих шести ТОР – это на
порядок проще.
Ю.Трутнев:
Я тоже чуть-чуть скажу. Отвечаю на ваш вопрос, где должны быть ТОР: во всех
субъектах Российской Федерации Дальнего Востока. И я уверен, что так и будет.
Вот совсем недавно
прилетел с Сахалина. Там мы с Олегом Николаевичем (О.Кожемяко, временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской
области) разговаривали. До этого по ряду каких-то причин, видимо, от Сахалина
заявок не было. Сейчас я к Олегу Николаевичу приехал – у него их уже пять. Мне
кажется это абсолютно естественным, потому что это возможности для развития
бизнеса. Даже при достаточно наполненном бюджете субъекта Российской Федерации,
как на Сахалине, дело ведь не ограничивается только бюджетными возможностями,
нужны возможности для ведения бизнеса, поэтому предложения такие готовятся.
Пока это действительно только предложения, но мы из этих пяти предложений
какое-то количество проектов точно сделаем.
Что касается Курил – вы знаете, всё равно есть
участки дороги по развитию Дальнего Востока, на которых мы движемся быстрее,
есть, где надо ещё чуть-чуть подумать. Вот я уверен, что на Курилах ТОР надо
создавать, но надо до конца подумать, что это будут за ТОР, чтобы это не было
просто, знаете, вывеской: поставили табличку, написано «ТОР», а вокруг ничего
нет. Так не хочется работать. Поэтому мы чуть-чуть подготовимся.
У нас такие же сложности связаны, например, с
развитием острова Русский, с развитием острова Большой Уссурийский, тоже очень
сложные проблемы. Мы уверены в том, что найдём решение, но они не ищутся совсем
быстро, чтобы просто взял и побежал. Недавно Александр Сергеевич (Галушка) мне принёс письмо с
предложениями одного иностранного инвестора по острову Большой Уссурийский.
Красивое предложение! Это здо́рово, когда не только мы там что-то придумываем,
а когда у нас поступают из бизнес-среды предложения, связанные с развитием той
или иной территории. Наверное, только складывая усилия, мы сможем двигаться
вперёд.
А.Галушка:
По Курилам ещё очень важная вещь в дополнение к тому, что Юрий Петрович сказал,
к тому концептуальному подходу, которым мы руководствуемся. Федеральная целевая
программа развития Курил. Эта федеральная целевая программа сегодня
подготовлена и находится в Министерстве экономики, запланировано её
рассмотрение в соответствии с планом работы Правительства в июле. В том числе
утверждение ФЦП «Курилы» будет определять то, в каком виде будет
конфигурироваться ТОР для Курильских островов.
Вопрос:
А по гектару для дальневосточников…
Ю.Трутнев:
По гектару для Дальнего Востока работа идёт, пока никто не переносил
установленные сроки. Мы хотим в этом году сдвинуться. Что несомненно на день
сегодняшний? Несомненно следующее: надо вносить изменения в законодательство.
То есть сначала нас очень долго наши коллеги, которым давались поручения,
убеждали в том, что в законодательстве всё хорошо и только нужна база данных,
нужно программное обеспечение, административные решения, и всё поедет. Детально
проверили, и получается, что или они не совсем компетентны, или немножко там
заблудились. Неправда. Мы без изменений в законодательство не ответим на целый
ряд вопросов, если мы действительно хотим сделать такое предоставление земли
свободным, открытым, понятным механизмом. Поэтому сейчас эти изменения должны
быть подготовлены, а дальше будем заниматься тем же, чем занимались по
территориям опережающего развития, по свободному морскому порту, то есть просто
готовить изменения в закон, выходить на Правительство, на Государственную Думу.
Вопрос:
А аренда иностранцами земли?
Ю.Трутнев:
Мы ведь говорили именно о предоставлении земли российским гражданам. Это и
вносилось для решения на уровень Президента Российской Федерации. Мы
предложений по аренде земли иностранными гражданами или юридическими лицами не
вносили.
Вопрос:
Обсуждался ли на комиссии завод «Звезда» «Роснефти» и рефинансирование из ФНБ (Фонд национального благосостояния).
Какие решения по этому вопросу могут быть приняты?
Ю.Трутнев:
На комиссии завод «Звезда» не обсуждался, но Игорь Иванович Сечин пригласил нас
ещё раз побывать на Дальнем Востоке совместно и сказал о том, что есть
несколько решений, которые позволяют запустить судостроительный кластер.
Обязательно или я, или Александр Сергеевич (Галушка)
примем участие в этой поездке, поскольку судостроение надо запускать, оно у нас
пока буксует.
Спасибо, коллеги.