Повестка: о проекте федерального бюджета и проекте Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день, коллеги! Мы снова входим в очередной финансово-бюджетный цикл и приступаем к работе над проектом федерального бюджета на 2016 год и на последующие два года. Хотя, наверное, это не самая приятная работа, но тем не менее она должна делаться, это главная обязанность Правительства. Сегодня мы обсудим проект Основных направлений бюджетной политики на период с 2016 по 2018 год, предложения по базовым характеристикам бюджета, определимся по подходам к объёмам финансирования государственных программ.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, 24 июня 2015 года
Завтра у нас заседание Правительства, на котором также будут рассматриваться эти вопросы, а сам проект нового трёхлетнего бюджета должен быть готов ориентировочно к середине сентября. Мы его ещё раз будем обсуждать на заседании Правительства, затем он будет представлен в Государственную Думу. Так что график известный. Он, как обычно, плотный, времени, как всегда, не хватает, поэтому прошу всех членов Правительства активно подключиться к бюджетному процессу.
Я уже провёл несколько совещаний, где обсуждались общие подходы к формированию бюджета, по итогам даны отдельные поручения. На заседании Правительства 11 июня мы рассмотрели Основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики, которые также напрямую связаны с подготовкой государственного бюджета.
Очередной бюджетный цикл начинается, надо признаться, в весьма непростых условиях. Необходимо нам всем реалистично оценить существующие риски. Параметры бюджета во многом продиктованы сложившейся экономической ситуацией. Известно, что к падению цен на нефть и замедлению экономического роста добавились и санкционные ограничения, которые, как вы знаете, на этой неделе были продлены ещё на полгода. Нам нужно подготовить бюджет, который позволит адекватно реагировать на эти вызовы, будет обеспечивать макроэкономическую стабильность, создавать условия для достаточно стабильной, нормальной работы предприятий реального сектора и нормальной работы социальной сферы.
Конечно, главное, чтобы мы могли исполнять социальные обязательства – так же чётко, как это делалось в последние годы. И по тем резервам, которые создавались для этого, чтобы обеспечить нашу меньшую зависимость от внешних шоков, нам тоже нужно будет принять решение.
Это принципиальный момент, на него нужно обратить особое внимание. Как бы ни складывалась ситуация, ни усиливалось внешнее давление, мы продолжим вкладывать деньги в те программы, которые направлены на улучшение качества жизни, потому что мы их довольно серьёзным образом продвинули за последние годы, они у нас стали обширнее. Будем совершенствовать социальные выплаты. В общем, эти вопросы тоже требуют отдельного обсуждения с учётом текущей ситуации.
Нужно также учитывать, что ресурсы бюджета не безграничны. Нам достаточно долго ещё, по всей вероятности, придётся работать в условиях жёстких бюджетных ограничений. Возможностей для значительного увеличения доходов в нынешней ситуации очень немного, поэтому расходовать деньги нужно как можно эффективнее.
Мы с вами перешли на программный метод формирования бюджета. Сделали это для того, чтобы направлять деньги на решение действительно неотложных задач, их консолидировать на целевое использование. Сегодня мы определим предельные объёмы средств, которые должны выделяться в ближайшие годы по линии государственных программ. В рамках этих общих цифр нужно детально по каждой государственной программе, по каждому объекту проанализировать предложения по расходованию бюджетных денег, ещё раз взвесить, на какие проекты можно деньги отложить, какие проекты должны получить их в первую очередь, а по каким финансирование может быть рассрочено. Такую работу нужно будет оперативно провести всем ответственным исполнителям, всем федеральным органам исполнительной власти – распорядителям бюджетных средств совместно с Министерством финансов.
У Минфина есть и другие предложения по оптимизации расходов, достаточно жёсткие, давайте их тоже обсудим. Начнём с доклада Министра финансов, потом выступят некоторые другие коллеги – члены Правительства.