• Анонсы
  • Новости

Новости

18 часов назад
25 мая, среда
24 мая, вторник
23 мая, понедельник

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об увеличении пенсионного возраста отдельным категориям граждан

Федеральный закон от 23 мая 2016 года №143-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 29 октября 2015 года №2194-р. Федеральным законом для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы увеличивается возраст для назначения пенсии по старости: мужчинам – до 65 лет и женщинам – до 63 лет. Такое повышение будет постепенным, на шесть месяцев в год. Кроме того, с 15 до 20 лет увеличивается минимальный стаж государственной гражданской службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

1

Календарь

Май
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Совещание о взаимодействии производителей сельскохозяйственной продукции, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности

Д.Медведев: «Речь ни в коем случае не идёт о возвращении к государственному регулированию цен, как это было в прошлом. Есть современные инструменты, которые позволяют менять правила работы на продовольственном рынке, в первую очередь это возможность развития конкуренции. Создавая как можно больше торговых площадок, мы облегчаем аграриям сбыт».

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Дениса Мантурова и Николая Фёдорова

Стенограмма:

Совещание о взаимодействии производителей сельскохозяйственной продукции, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности

Д.Медведев: Добрый день, коллеги. Сегодня мы с вами обсудим, как выстроить полноценные и прозрачные отношения между сельхозпроизводителями, поставщиками и торговлей. Понятно, что это особенно важно в нынешней ситуации.

За последние полгода в целом ситуация в отрасли кардинально изменилась. С одной стороны, доля импортных продуктов на полках магазинов существенно сократилась, и благодаря курсу на импортозамещение предложение и спрос на продукты с российскими этикетками существенно увеличился.

Участники совещания

  • PDF

    149Kb

    Список участников совещания о взаимодействии производителей сельскохозяйственной продукции, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности, 11 марта 2015 года

С другой стороны, эта положительная тенденция всё-таки сдерживается из-за недостаточной развитости структуры сбыта, которая ограничивает даже крупных сельхозпроизводителей, не говоря уже о сложностях для фермеров и других представителей малого бизнеса. В результате аграриям приходится бороться за доступ в торговые сети, соглашаясь порой на не всегда выгодные условия поставок.

При этом люди, конечно, недовольны повышением цен на продукты. По данным Федеральной антимонопольной службы, наценки в торговых сетях на основной ассортимент социально значимых товаров не превышают 10%, но мы с вами понимаем, что это некая средняя цифра и она не всегда отражает реальность. Доступность социально значимых товаров была в большой степени обеспечена благодаря внимательному контролю ситуации со стороны местных органов власти, а также ответственному поведению представителей бизнеса. Хорошим примером такого отношения я считаю недавнее решение членов Ассоциации компаний розничной торговли заморозить цены на социально значимые товары на два месяца.

Самое главное в нынешней непростой ситуации – обеспечить баланс интересов для всех участников продовольственного рынка – от производителей до покупателей. Но чтобы внутренний рынок продовольствия развивался, одних административных мер недостаточно. Нужно выстроить систему, которая будет обеспечивать стабильную доставку качественных и недорогих товаров к потребителю.

Хотел бы сразу и специально обратить на это внимание: речь ни в коем случае не идёт о возвращении к государственному регулированию цен, как это было в прошлом. Это невозможно. Но есть современные инструменты, которые позволяют менять правила работы на продовольственном рынке, в первую очередь это возможность развития конкуренции. Создавая как можно больше торговых площадок, мы тем самым облегчаем аграриям сбыт.

Совещание о взаимодействии производителей сельскохозяйственной продукции, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности

Известно, что большой популярностью у покупателей пользуются сельскохозяйственные рынки, включая кооперативные. С 2007 года их число возросло практически в 10 раз, особенно эффективно они работают в районных центрах, в сельской местности. Но механизм упрощённого доступа сельхозпроизводителей в розничную торговлю ещё в полной мере не заработал. Мы это понимаем, поэтому среди мер по содействию импортозамещению было предусмотрено развитие торговли всех видов, включая ярмарки и рынки. Эта мера облегчит положение не только для мелких сельхозпроизводителей, но и для крупных предприятий, поскольку появляется альтернативный канал сбыта продукции. Что же касается защиты интересов потребителей, есть целый ряд предложений, включая предложения проработать вопрос о возможном внедрении так называемой адресной продовольственной помощи нуждающимся, причём субсидироваться должны покупки продовольствия именно у местных производителей. Но, конечно, такое возможно только при пристальном контроле со стороны органов власти и региональных властей в том числе.

Кроме того, в Правительство внесён законопроект, который должен повысить эффективность правоприменения в торговле, поддержать предпринимателей, которые готовы открыть или расширить своё дело в этой сфере. Также готовится пакет поправок в закон о торговле, который должен облегчить организацию нестационарной и даже мобильной торговли и регламентировать ряд вопросов в отношениях между поставщиками и сетями.

Все эти изменения призваны улучшить сбыт продукции для наших сельхозпроизводителей. В результате должны, по идее, выиграть все – и производители, и поставщики, и продавцы, и, главное, в конечном счёте покупатели.

Подробнее о том, что нам нужно сделать с законодательством, доложит Министр промышленности и торговли. Я специально попросил пригласить на сегодняшнее заседание наших коллег, представляющих Государственную Думу, Совет Федерации и руководство ряда регионов, так что будет возможность высказаться и у них. 

<…>

Брифинг Дениса Мантурова и Николая Фёдорова по завершении совещания

Стенограмма:

Д.Мантуров: Тема, которая обсуждалась сегодня на совещании, в первую очередь была вызвана инициативами депутатов и отраслевых союзов в части внесения поправок в закон о торговле. Мы говорим о том, что у нас нет принципиальных возражений против того, чтобы корректировать закон и вносить в него изменения. Мы говорим только о том, что перед тем, как что-либо туда вносить, мы должны использовать инструменты саморегулирования, которые за последние два года достаточно активно развиваются, и так называемый институт кодекса добросовестных практик очень активно используется во взаимодействии между отраслевыми союзами производителей и торговыми сетями. Поэтому мы исходим из того (собственно, такое поручение нам и дано), чтобы совместно с отраслевыми союзами в оптимальные сроки… В ближайшее время Аппарат Правительства наработает перечень поручений. Я думаю, это будет не позже сентября, когда мы должны доработать согласованные поправки к закону и дальше их, уже обсудив в широком формате, вносить в Государственную Думу как решения согласованные. 

Это основное, что сегодня обсуждалось, если не брать какие-то конкретные примеры, сюжеты, которые озвучивали неотраслевые союзы, производительные сети, поскольку они всё равно сводились к главному – к тому, чтобы находить максимально комфортные решения между производителями и торговопроводящими сетями.

Вопрос: Что предлагается, поправки какого рода?

Д.Мантуров: Поправки, которые предлагают сегодня и представители депутатского корпуса, и сами производители, и торговые сети, – с большинством из них уже согласны. Есть так называемый межведомственный совет, в который входят и производители, и торговые сети. Большинство из них находят понимание, за исключением каких-то совсем кардинальных вещей, которые касаются регулирования цен, например на продукты питания. Мы категорически против этого. И Председатель Правительства также высказал своё возражение относительно этого вопроса, поскольку это приведёт просто к дополнительному, наоборот, росту цен по основным категориям продуктов питания.

Вопрос: Одна из областных дум выступила с инициативой, чтобы ввести ограничения по ценам на социально важные товары, оптовые закупки. Это рассматривалось как-то?

Д.Мантуров: Нет. Отдельно, конкретно на оптовые или на розничные – сегодня так вопрос, по крайней мере со стороны регионов, не звучал.

Вопрос: Можно уточнить по поводу квоты на отечественную продукцию на прилавках? Вот всё-таки есть понимание – 50, 40, 30%? У Минсельхоза была тоже такая инициатива. Есть ли законопроект конкретный, разработанный министерством?

Н.Фёдоров: Нет, у министерства нет законопроекта по поводу установления квоты на долю продукции отечественного производства, но есть такие инициативы у региональных парламентов, в частности у Ленинградской области. И мы говорим сейчас, солидаризируюсь с Денисом Валентиновичем (Д.Мантуров)… Он со ссылкой на позицию Председателя Правительства сказал о том, что на государственное регулирование цен Правительство Российской Федерации не готово идти, на прямое государственное регулирование, я бы так уточнил. Но косвенное влияние на эти процессы мы всё-таки, скорее всего, будем оказывать с учётом поиска в интенсивном режиме в сжатые сроки такого сбалансированного решения. О чём речь идёт? Он не стал конкретизировать, но мы обсуждали эти темы, они не секретны, они известны, это инициативы депутатов и не только депутатов. Всё-таки есть предложение в законе предусмотреть более сжатые сроки для расчётов по поставленной сельхозпродукции – в какие сроки торгующая организация рассчитывается за поставленную продукцию, более сжатые сроки предлагаются. Я думаю, что это вопрос обсуждаемый и по нему надо найти такое сбалансированное решение – более сокращённые сроки или возможность возврата торгующими сетями продукции, в отношении которой либо истекает срок хранения, либо какие-то другие сложности возникают со сроками реализации этой продукции. Вы знаете о том, что, скажем, хлебопекарни и мукомольная промышленность, хлебопекарная промышленность очень возмущается тем, что возвращают и 10, и 20% нереализованной продукции. Это, конечно, сильно бьёт по экономике производителей, тех, кто хлеб печёт.

Но есть действительно более радикальные меры. Это не инициатива Ленинградской области, скажем, по поводу такого жёсткого ограничения – 70% или 50%, не менее, а то ещё больше. Есть регионы, которые пишут и 90%. Это радикальные такие вещи, здесь сложно всерьёз даже спорить порой. Но есть предложение, для того чтобы была более цивилизованная защита наших сельхозтоваропроизводителей или поставщиков, производящих сельхозпродукцию, чтобы был в законе исчерпывающий перечень оснований для отказа со стороны сетей, со стороны торгующих организаций в приёме продукции на продажу.

Эта дискуссия была ещё в 2009 году, предлагались вещи по поводу установления норм об исчерпывающем перечне оснований для отказа. Но со ссылкой на то, что это всё будет сделано в рамках лучших практик или джентльменских соглашений, это было не принято. В принципе, да, мы за то, чтобы в рамках цивилизованного регулирования этой проблемы были лучшие практики, кодекс лучшей практики какой-то корпорации или ещё чего-то. Желательно, чтобы это было приоритетно. Но если практика лучшая не работает, если не устраивает большинство участников рынка или (мы уже убедились в этом начиная с 2009 года и до сегодня) все сомневаются, или большинство сомневается, то, конечно, откладывать само совершенствование действующего законодательства, по мнению нашему, не стоит. Это нужно делать параллельно: да, рассчитывать на кодексы лучшей практики и одновременно работать с тем, чтобы найти согласованные, максимально консолидированные решения в рамках совершенствования законодательства, найти, на чём мы можем договориться с максимальным количеством участников рынка.

Д.Мантуров: Я хотел бы только добавить, что никаких решений в части имплементации в закон изменений не будет осуществляться ни со стороны Правительства, ни со стороны отдельных ведомств для последующего внесения в Государственную Думу – только после широкого обсуждения и прихода к единому мнению.

Что касается кодекса добросовестных практик, то это не просто корпоративный инструмент управления, это соглашение, которое подписывается, и к нему присоединились все основные отраслевые союзы, производители и, естественно, торговые сети. Собственно, это и есть инструмент, который в течение последних двух лет набирает обороты, который даёт возможность садиться совместно и приходить к единому пониманию. Поэтому мы и предложили сначала отработать на практике предложения, которые поступают, а затем уже доводить это до закона.

Н.Фёдоров: Денис Валентинович больший идеалист в этом вопросе, чем я. Я как юрист как-то не очень верю, что в условиях российских реалий можно на уровне внутреннего саморегулирования освободиться от проблем, которые являются результатом очень жёсткого столкновения крупных, масштабных коммерческих интересов. Поэтому цивилизованное правовое регулирование, по которому действительно – с этим я солидарен – мы должны договориться… Может быть, единогласно не получится, но большинство участников рынка – понятно, что внутри Правительства, с отраслевыми союзами, с торгующими организациями – большинство должно договориться, что вот этот подход оптимальный. Такой вариант, что кто-то кому-то здесь что-то навяжет – невозможен.

Д.Мантуров: Я хотел бы добавить относительно присутствия российских производителей в торговых сетях. Во многих торговых сетях… Вот сегодня приводились примеры, в частности «Магнит»: 70% того, что лежит на полках, российского производства, это факт.

Вопрос: Значит, нет такой необходимости – устанавливать эту квоту?

Д.Мантуров: Мы считаем, этого точно не нужно делать. Более того, это уже жизнь сама отрегулировала, и в данном случае всё зависит от качества производимой продукции: если она соответствует стандартам, которые предъявляются сетями, соответственно, она попадает на полку, ей торгуют. Но мы-то говорим сегодня о другом – о том, чтобы развивать разноформатную торговлю, для того чтобы малые фермерские хозяйства имели возможность довезти свой товар до покупателя, развивать крупные оптовые базы, малоформатную торговлю и, собственно, нестационарную торговлю. Это и есть те каналы сбыта, которые обеспечат поставку нашим сельхозтоваропроизводителям, которые не имеют возможности торговать через сети. Это повлияет, естественно, на дальнейшую стабилизацию, а может быть, даже и на снижение цен на продукты питания.

Н.Фёдоров: Я абсолютно согласен. Очень важно то, о чём сейчас сказал Денис Валентинович. Он привёл пример одной российской сетевой компании, что там 70% продукции отечественного производства.  Есть региональные компании, тоже сетевые, где и 80%, и ограничивать… Несмотря на то, что я лоббист интересов российских товаропроизводителей (в хорошем смысле этого слова), ограничивать или квоту устанавливать 70, 50 или 90% для российских сельхозтоваропроизводителей – это вообще неразумно, потому что у нас очень разные регионы, очень разные ситуации. Мы можем создать массу проблем, коих пока, слава богу, Россия не имеет. Но о чём мы не то что договорились, а на чём стоит Председатель Правительства: решению этой проблемы – большего присутствия российских сельхозтоваропроизводителей – будет способствовать новая редакция госпрограммы, которую мы начинаем в этом году финансировать за счёт возмещения прямых понесённых затрат на строительство плодоовощехранилищ, картофелехранилищ, оптово-распределительных центров. Это очень приличные суммы. Уже в этом году там более 10 млрд рублей, а в целом это сотни миллиардов рублей до 2020 года. И тем самым мы сохраним (это элементарно), обеспечим сохранность выращенной сельхозпродукции, что является очень слабым звеном для нас. Почему сегодня, например, так капуста растёт в цене очень сильно или другие виды плодоовощной продукции? Потому что сохранить овощи и картофель мы не можем с советских времён и до сих пор. И, слава богу, с этого года госпрограмма в новой редакции, принятой в декабре прошлого года, начинает софинансировать из федерального бюджета такого рода проекты.

Вопрос: По времени на какой срок всё-таки дискуссия получается?

Д.Мантуров: Это не займёт долгого времени, поскольку дискуссия уже длится достаточное время. Я думаю, что до сентября мы должны прийти к согласованному мнению…

Н.Фёдоров: Мне не показалось, что дискуссия отложена. Мы продолжаем дискуссию, конечно. Наоборот, дано поручение более интенсивно провести консультации по этим темам, проблемам, которые волнуют общественность.

Д.Мантуров: Абсолютно верно.

Н.Фёдоров: Спасибо.

Д.Мантуров: Спасибо.

Выделить фрагмент

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.