О Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Выступление Игоря Шувалова
Вопрос члена фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Вадима Кумина
Вопрос председателя комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместителя руководителя политической партии «Либерально-демократическая партия России» Ярослава Нилова
Вопрос члена фракции политической партии «Единая Россия» Раисы Кармазиной
Вопрос члена фракции политической партии «Справедливая Россия» Анатолия Аксакова
Вопрос члена фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Виктора Коломейцева
Вопрос члена фракции политической партии «Либерально-демократическая партия России» Сергея Катасонова
Вопрос члена фракции политической партии «Единая Россия» Николая Гончара
Вопрос члена фракции политической партии «Справедливая Россия» Андрея Крутова
Вопрос члена фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Олега Смолина
Вопрос члена фракции политической партии «Либерально-демократическая партия России» Василия Тарасюка
Вопрос члена фракции политической партии «Единая Россия» Леонида Огуля
Вопрос члена фракции политической партии «Справедливая Россия» Юрия Селиванова
Стенограмма:
И.Шувалов: Доброе утро!
Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Сергей Евгеньевич! Президентом России поручено Правительству представить Федеральному Собранию программу антикризисных мер. На этой неделе Министр финансов Антон Силуанов представил план антикризисной работы Правительства верхней палате Федерального Собрания. Передо мной большая ответственность – представить этот план вам.
По сути, этот план – наша немедленная реакция на те события, которые происходят в Российской Федерации. Это достаточно сложный комплекс проблем, как накопленных внутренних проблем, так и усугубляющегося состояния из-за того, что мы испытываем небывалое внешнее давление. По сути, этот план имеет две цели. Первая – это то, как мы будем работать вместе с депутатами Государственной Думы и региональными правительствами в течение этого года, как мы будем взаимодействовать, чтобы выполнять нашу повестку по среднесрочным планам изменения структурного состояния нашей экономики, внедрению самых разных новшеств в нашу экономическую жизнь, таким образом внося определённые изменения в те подходы, которые были объявлены и Президентом, и Правительством в 2012 году.
В 2012 году Президентом Российской Федерации, в мае, были изданы указы, которые легли в основу в том числе планов Правительства, Основных направлений деятельности Правительства. Это была комплексная программа, которая была рассчитана на шесть лет, и в течение шести лет мы должны были с вами добиться определённых структурных изменений.
Прежде чем я буду представлять конкретные положения плана (я надеюсь, этот материал был вам роздан, вы его имеете), я бы хотел несколько остановиться на политических аспектах, которые эту работу по антикризисному управлению сопровождают. Как вы знаете, я в своих высказываниях и выступлениях стараюсь не касаться политического контекста, это не моя работа. Я подчеркиваю, что я занимаюсь исключительно реальным управлением, но должен сегодня это сделать, поскольку это реальное управление не в вакууме, оно сопряжено с теми обстоятельствами, в которых мы находимся.
Итак, сегодня многие задают вопрос, почему вот то состояние, в котором мы оказались, так быстро меняет наши планы. Вы знаете, конечно же, нельзя всё спихнуть на внешнее давление, конечно же, есть накопленные проблемы, и эти накопленные проблемы – результат не только нашей совместной деятельности за последние 15 лет, это все те проблемы, с которыми Российская Федерация подошла к сегодняшнему этапу, начиная свой путь после становления независимой новой России. Вместе с тем, говоря о сложностях, мне бы хотелось подчеркнуть то, что нам вместе с вами за эти 15 лет удалось сделать. Практически удвоен ВВП, в 2,7 раза снижена бедность, в расходах домохозяйств не 50%, то есть не половина всех расходов направляется на приобретение продуктов питания, как это было раньше, а только 28%. Семьи стали инвестировать в будущее своих детей, в человеческий капитал, в развитие. На три четверти увеличилось промышленное производство, на две трети – производство сельхозпродуктов. В 40 раз в наивысшей точке были увеличены золотовалютные резервы. Если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию, то это в 30 раз. Я бы этот перечень мог продолжать и продолжать, но я не имею целью сегодня как бы сказать, что вот у нас всё хорошо. Я хочу всё-таки, чтобы мы вместе с вами понимали: за 15 лет достигнуто многое, и достигнуто потому, что Президент Российской Федерации смог консолидировать российское общество. И вот эта работа, которая проводилась все эти годы, – это всё-таки результат общественного консенсуса. Это не только работа властей федеральных и региональных, но это и работа, которая была проведена в субъектах Российской Федерации.
Дело в том, что мы даже при высоких ценах на нефть подошли к определённой точке, когда российская экономика испытывала торможение. Мы об этом открыто говорили, никогда этого не скрывали, но наши планы по развитию существенно стали меняться, когда произошли события на Украине. И события на Украине происходили не просто в тот момент, когда мы с вами всё это переживали, но и в тот момент, когда, как нам говорят аналитики, ещё не закончился кризис, структурный кризис 2008 года, и многие экономики мира ищут новый баланс, своё место в жизни. На фоне вот этого поиска и, конечно же, большой и жёсткой конкурентной борьбы происходят события на Украине, и все власти Российской Федерации, подавляющее большинство граждан России не могли отказать жителям Крыма в их стремлении присоединиться к России. Мы считаем, что это также результат общественного консенсуса. Всего лишь несколько депутатов Государственной Думы проголосовали против этих решений, а как показывают опросы населения, подавляющее большинство граждан нашей страны эти решения поддерживает.
Мы столкнулись после этого сразу с решением Соединённых Штатов Америки, их союзников, Европейского союза, с жёсткими мерами реагирования, введением ограничительных мер в отношении российской экономики. И всё это начало развиваться одновременно с падением цен на нефть и одновременно накладывалось на то, что российская экономика испытывала определённое торможение. Таким образом, к концу 2014 года мы подошли с целым комплексом накопленных и новых проблем. В это же время Банк России предпринял попытку перехода к плавающему курсу. Мы считаем, что это было сделано крайне болезненно, но абсолютно оправданно и верно. Ситуация усугубилась лишь тем, что на фоне санкций были негативные ожидания и предпринимателей, и граждан, и мы с вами прошли существенное испытание, которое было связано с давлением на обменный курс. Тем не менее с этой ситуацией удалось справиться. Следствием этой ситуации, конечно же, явилась высокая ключевая ставка Банка России, недоступность кредитного ресурса и те проблемы, которые мы сегодня в свами испытываем. По этому поводу и Правительство, и Центробанк готовы ответить на вопросы, когда они будут звучать из зала.
Во всех этих перипетиях, конечно же, существует самое главное –это необходимость всех ветвей власти и граждан России в настоящий момент консолидироваться. Несмотря на то что вы представляете самые разные политические партии... Некоторые партии, которые здесь работают, являются оппозиционными партиями, партия «Единая Россия», на которую опирается Правительство, проводя свою экономическую политику, тоже относится часто с серьёзной долей критики к правительственным действиям. Тем не менее понятно, что всё, что мы сейчас с вами переживаем, требует особой консолидации, не исключающей критику. Мы с критическими замечаниями в адрес Правительства и дальше будем работать. Тем не менее нам необходим определённый консенсус, каким образом двигаться дальше. Без этого консенсуса будет работать крайне сложно. И понятно, что всё это внешнее давление, организованное внешнее давление, имеет целью внести раскол в наши ряды и породить конфликт внутри нас. При этом конфликте работу по антикризисному управлению будет проводить крайне сложно.
Мы, в отличие от 2008–2009 годов, подошли к этому кризису совершенно в другой форме. Банковский сектор находится в совершенно других условиях. Корпорации извлекли для себя правильные уроки, и их состояние более устойчиво. Мы создали определённую инфраструктуру поддержки населения. И первоначально, когда мы начали обсуждать этот план в декабре, мы, конечно, опирались на тот опыт, который есть у Правительства после работы в 2008, 2009, 2010 годах.
Тем не менее в этот раз мы предлагаем построить работу совершенно иначе. К началу 2015 года Правительство пришло с определённым резервом. Этот резерв, мы считаем, необходимо направить в I квартале на выполнение антикризисных мероприятий. Первоначально Министерство экономического развития и другие ведомства предлагали сразу комплексный план на весь 2015 год, который в совокупности был крайне объёмным и по мероприятиям, и по тем средствам, которые необходимо на этот план потратить.
Затем мы решили, что для того чтобы добиться реальной консолидации, в том числе консолидации, опирающейся на все политические партии парламента, нам необходимо в этот раз провести работу со всеми отраслевыми комитетами Государственной Думы и всеми фракциями, для того чтобы исследовать наши новые возможности в условиях как внутреннего сжатия, так и внешнего давления, и определить, какие мероприятия в рамках бюджета 2015 года нам не следует проводить, отказаться от того, что было раньше утверждено законом о федеральном бюджете на 2015 год, и какие в первоочередном плане мероприятия нам нужно с вами профинансировать.
Эту работу необходимо провести в течение I квартала, и опираться мы будем на новый прогноз социально-экономического развития, который буквально через два дня поступит в Правительство из Министерства экономического развития. Прогноз этот будет крайне жёстким. Я должен об этом открыто сказать: никаких радужных представлений у нас нет, иллюзий тоже. Это будет прогноз о том, как мы будем работать с вами в условиях и внешнего сжатия, и достаточно низких цен на нефть. Не могу заранее полностью открывать этот документ, поскольку есть определённая процедура, по которой он готовится, но могу сказать, что цена на нефть, которая закладывалась первоначально при подготовке бюджета на 2015 год, в новых реалиях будет Министерством экономического развития снижена вдвое. Да, действительно, у нас накоплены золотовалютные резервы, но мы должны ответственно подойти к тому, как этими резервами воспользоваться и ни в коем случае не подвергнуть устои макроэкономической стабильности опасностям разрушения. Нам это допустить ни в коем случае нельзя.
Ещё я хотел бы сказать о том, что разговоры о том, как санкции влияют на ситуацию, которая в настоящий момент сложилась вокруг нас, – что приблизительно 20–30% в общем объёме вот этой вот накопленной негативной массы, – это влияние санкций... Дорогие коллеги, уважаемые друзья, но это же иллюзии. Кто может посчитать 20, 30%? Это чистые спекуляции. Куда хуже то, что отношение предпринимательства к тому, что происходит, очень настороженное. Если нет уверенности у граждан, что они могут потратить свои сбережения на что-то, если нет уверенности у предпринимателей – это как измерить, какими процентами? А вот это настороженное отношение к происходящему и есть негативный фактор. Больше того, помимо вот этих политических вещей, например, как ведут себя наши партнёры в отношении военной техники – это «Мистрали».
Есть ещё несколько, казалось бы, таких экономических направлений работы в отношении России, но они имеют абсолютно политические цели. Например, изменения рейтингов. Рейтинговые агентства снижают суверенный рейтинг Российской Федерации, затем меняют рейтинги корпораций. Ну что это такое?! Это на самом деле разве влияет на Российскую Федерацию? Могу вам сказать, что наш суверенный долг, вы сами это знаете, ничтожно мал. И, конечно же, на Российскую Федерацию это вряд ли повлияет, но это способ специально повлиять на корпорации, чтобы послать им сигнал: «Влияйте на своё правительство, на президента, на парламент, лишайте их определённой доли поддержки, и после этого у вас всё будет хорошо». Мы с этим смириться не можем и должны представить свой ответ на вот эти сложности, на эти ограничения, потому что корпорациям в том числе будет работать очень сложно. И это ещё одно отличие от кризиса 2008–2009 годов, поскольку тогда было плохо всем или почти всем, а в этот раз тяжело Российской Федерации, и помогать извне нам никто не будет.
По самому плану. План значительно сокращён по сравнению с первоначальной версией. В него всего входит 60 пунктов, и это направления общеэкономического развития или стабилизации, это вопросы поддержки отдельных отраслей. И могу вам сказать, что мы особое внимание уделяем проблемам не просто поддержки предприятий (в этот раз мы отходим от того, чтобы заниматься аналогичными мерами поддержки, которые делали в прошлый кризис), мы, конечно же, будем концентрироваться на вопросах импортозамещения. При этом не просто импортозамещения, потому что сам по себе лозунг импортозамещения может быть достаточно опасным для потребителей. Нам необходимо выходить на параметры конкурентоспособной продукции, произведённой в Российской Федерации. То есть надо ещё говорить о том, что во время вот этих наших антикризисных мероприятий, мы должны развернуть широкую работу по поддержке экспорта. То есть это должна быть способность произвести товар и его продать на внешних рынках. Не всегда пока мы с вами можем похвастаться, что вся продукция Российской Федерации является конкурентоспособной.
Отдельная мера поддержки в отношении сельского хозяйства. Должен вам сказать, что, даже рассматривая новые бюджетные реалии, мы исходим из того, что есть направления, по которым Правительство не будет предлагать сокращения расходов, – это, конечно же, и обороноспособность страны, и сельское хозяйство. Особенно в условиях, когда во многих регионах сложная ситуация с озимыми, Правительство Российской Федерации будет предлагать дополнительные меры поддержки сельхозпроизводителей.
Отдельное направление в этом плане по рынку труда. Хотя я не назвал эту работу вначале, а начал с промышленного блока и поддержки отдельных отраслей, должен сказать, что, по сути, в рамках нынешнего кризиса это наиболее важный блок.
В прошлый кризис мы научились работать на рынке труда. Мы работали с крупными коллективами. Если вы вспомните, были сложности и в монообразованиях, в моногородах, и на крупных предприятиях – и на Уралвагонзаводе, и на АвтоВАЗе, и в Пикалёво. Вы все, конечно же, всё это помните. Тем не менее мы тогда работали по определённым схемам, нас критиковали за то, что мы помогали работодателям. В этот раз мы хотим с вами договориться о тех мероприятиях, о комплексе мероприятий, которые в первую очередь будут помогать работнику.
Правительством одобрено решение, программа ведётся в Правительстве заместителем Председателя Правительства Ольгой Юрьевной Голодец – программа, по сути, о новой занятости. Мы об этой программе говорили и до кризиса, но в условиях разворачивающегося кризиса нам нужно этой программой заниматься очень серьёзно.
В рамках этой программы мы будем заниматься и старыми способами поддержки, которые мы уже использовали и с которыми можем достаточно хорошо, успешно справляться – это и общественные работы, и перенаправление рабочей силы на крупные стройки. Но одновременно нужно будет уделить особое внимание переобучению, способности приехать к новому месту работы и другим способам поддержки рынка труда.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что человек в настоящий момент будет для Правительства главной целью. Мы не собираемся, даже сокращая бюджетные расходы, сделать это за счёт граждан. Наверное, нам придётся от каких-то направлений расходования отказаться, но инвестиции в первую очередь мы будем осуществлять в пользу наших граждан, в пользу рядовых людей.
По банковскому сектору. Много критики по поводу того, что Правительство выделяет большие ресурсы для поддержки банковского сектора. И в тот кризис действительно было очень много критики в отношении того, что Правительство значительный ресурс направило на поддержку банков. Я могу только сказать, что эта мера крайне необходима. Действительно, банковская система в настоящий момент лучше подготовлена к кризису, чем это было в прошлый раз. Тем не менее вот этот триллион рублей в виде госбумаг, направленный на поддержку банковского сектора… Об этом неоднократно говорилось и Президентом, и Председателем Правительства, хочу ещё раз заверить, что эти деньги не пойдут на санацию или поддержку проблемных банков. Это будут средства, которые позволят расширить кредитование реального сектора. Это сделать непросто, поскольку у нас нет реальных рычагов влияния на менеджмент банков. Но Банк России предпринимает необходимые усилия, Правительство в этом готово оказывать банку всяческую поддержку, для того чтобы действительно кредитный портфель банковских учреждений увеличивался в пользу конкретных предприятий и сельхозпроизводителей на 1% в месяц. Для нас это такая сложная, но выполнимая задача.
Помимо этого в крупнейшие банки будут направлены средства Фонда национального благосостояния, но это не докапитализация банков в чистом виде, эти средства будут направлены на капитал банков, который целевым образом должен быть расходован на инфраструктурные проекты.
По Фонду национального благосостояния. У Правительства сейчас такая установка, что мы будем финансировать проекты только в том случае, если составляющая частного бизнеса будет при этом, безусловно, выполнена. Там, где частный инвестор не сможет выполнить свои обязательства, либо параметры такого участия меняются, мы предложим, наверное, в настоящий момент такие проекты отложить.
Какой подход вообще в целом по капитальным проектам? Те проекты, которые мы сможем завершить в 2015 году, в 2016 году, необходимо профинансировать в полном объёме. Для того чтобы не превратить эти стройки в какие-то привидения, нам нужно ввести их в эксплуатацию. По тем капитальным затратам, которые рассчитаны на несколько лет и должны только начаться в 2015–2016 годах, мы считаем, что есть возможность их пока отложить до лучших времён, но об этом мы должны посоветоваться с вами. Там, где такие стройки будут иметь мультипликативный эффект, там, где такие стройки позволят концентрировать создание новых рабочих мест и, таким образом, снижать напряжённость на рынке труда, такие стройки, наверное, придётся начать. Но в любом случае это всё же конкретные решения, а не общий подход.
Вообще я должен вам сказать, что, конечно же, готовя антикризисный план, мы сталкивались с предложением, чтобы увеличить расходы федерального бюджета в значительных объёмах. Но, вы знаете, во-первых, наши резервы не астрономического размера, а во-вторых, всё-таки успешный результат антикризисной работы показывают в первую очередь те, кто могут ответственно подходить к бюджетным расходам. Нам надо научиться не просто сокращать бюджетные расходы, нужно сократить бюджетные расходы неэффективного свойства, а на те мероприятия, которые являются наиболее востребованными, нам необходимо эти расходы увеличить.
Есть ли у нас возможность в рамках параметра бюджета 2015 года провести все эти мероприятия? Мы считаем, что, ответственно проведя эту работу с Государственной Думой, мы это сможем сделать. Но вместе с тем можем ли мы расширить параметры федерального бюджета, увеличив дефицит? Правительство самостоятельно на себя эту ответственность брать не должно – если это произойдёт, то только после серьёзных дискуссий с парламентом страны, а также во взаимодействии с регионами Российской Федерации, поскольку основная установка для нас – всё-таки сохранение макроэкономической стабильности.
Я апеллирую сегодня к вам постоянно. Это не форма, хочу вас предупредить, это установка Президента, и это уже то понимание, которое существует в Правительстве. Мы, конечно же, будем взаимодействовать на совершенно ином уровне с парламентом в настоящий момент. Мы будем работать с профессионалами, к какой бы партии эти профессионалы ни принадлежали. Все те, кто готов работать с Правительством, – мы будем открыты каждый день, 24 часа мы готовы работать, потому что цель наша с вами едина.
Мы также считаем, что опыт парламентского контроля, который у нас с вами есть после кризиса 2008–2009 годов, необходимо возобновить на другой уже основе, может быть, более тесного взаимодействия. И при тех полномочиях, которые сегодня получила Счётная палата… Мы считаем, что и дополнительные полномочия, и высокая квалификация сотрудников и аудиторов Счётной палаты позволят нам поставить все наши расходные мероприятия под определённый уровень контроля. Правительство к такой работе готово.
Что ещё хочется сказать? Начиная с 1998 года, когда работало правительство Примакова, оно пришло к работе в таких очень жёстких условиях, но в 1999–2000 годах удалось извлечь определённую выгоду для экономики нашей страны, и этот кризис мы прошли достаточно успешно. В 2008, 2009 и начале 2010 года было очень много сделано как раз для структурных изменений, и тогда активно обсуждалась обществом и предлагалась Президентом повестка по модернизации. Сейчас мы входим в кризис с понимаем того, что откладывать многие структурные преобразования больше нет никаких возможностей, и, даже если это будет не совсем приятно в условиях внешнего сжатия, нам придётся эту повестку с вами выполнять, для того чтобы в будущем российские граждане не сталкивались с внешним или внутренним кризисом, может быть, с комбинацией тех или иных явлений. Мы должны себя вести ответственно.
По работе с антикризисным планом. Мы считаем, что в течение недели мы должны получить конкретные замечания от фракций, представленных в Государственной Думе, от профильных комитетов, и Правительство готово даже в рамках мероприятий I квартала изменять этот план, который представлен сегодня вам, и работать по тем направлениям, которые мы сочтём вместе наиболее важными.
В феврале представим парламенту проект федерального закона о бюджете на 2015 год, мы его с вами будем обсуждать. Мы считаем, что совместными усилиями мы эту работу можем закончить с вами в марте, с тем чтобы с 1 апреля и Правительство, и Государственная Дума, а также и региональные правительства работали в новых условиях, опираясь на новые возможности изменённого бюджета на 2015 год.
Вместе с тем в Правительстве работает комиссия по эффективности бюджетных расходов, и нам предстоит сложная работа параллельно в этот же период по тому, чтобы исследовать расходы бюджета на 2016, 2017 годы, и появляется в трёхлетке новый, 2018 год. Какие расходы и на какие направления – нам предстоит с вами определиться вот в эти месяцы, до середины лета.
Впереди сложная работа. Правительство Российской Федерации к этой работе готово. Мы готовы к взаимодействию с вами. Знаю, что у депутатов Государственной Думы много вопросов по недоступности кредита, по высокой процентной ставке. Правительство в своём антикризисном плане предлагает ответ на эту ситуацию в виде субсидирования процентных ставок на пополнение оборотных средств для промышленности и сельхозпроизводителей, для субсидирования процентных ставок по отдельным направлениям. Но как этот вопрос системно решается? Я знаю, что Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, председатель Банка России, провела встречу во всех фракциях Государственной Думы. Был откровенный разговор. Председатель Банка России здесь сегодня присутствует, и Правительство, и Банк России готовы ответить на эти конкретные вопросы.
Надеюсь на то, что наша совместная работа в предстоящий период позволит нам не просто выйти более сильными из этого кризиса, о чём говорят и Президент, и Председатель Правительства, а с обновлённой структурой российской экономики, где мы не будем больше в такой мере полагаться на доходы сырьевых секторов, а вместе с тем не потеряем ту возможность консолидации, о которой я говорил.
Спасибо за внимание.
С.Нарышкин: Спасибо, Игорь Иванович. Присаживайтесь.
Коллеги, приступаем к вопросам. Ещё раз хотел бы обратить ваше внимание, что сегодня в нашей работе участвуют и Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, Татьяна Алексеевна Голикова и большое число членов кабинета, ответственных за финансово-экономический и социальный блоки.
У меня просьба к фракциям: первые вопросы задать в адрес Эльвиры Сахипзадовны, вопросы, которые относятся к компетенции Центрального банка России.
Вопрос задаёт Вадим Валентинович Кумин, пожалуйста.
В.Кумин (член фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»): Добрый день! Эльвира Сахипзадовна, вопрос следующий. В связи со снижением суверенного рейтинга Российской Федерации ниже инвестиционного уровня обесцениваются облигации российских эмитентов, в частности, ввиду необходимости направления триллиона рублей на поддержку крупнейших банков страны, а также иных мер, принимаемых Центральным банком, возможны сложности с размещением Минфином новых выпусков ОФЗ.
Может ли Центральный банк в этих условиях рассмотреть возможность поддержки вторичного рынка таких бумаг по аналогии со схожими программами зарубежных центробанков, учитывая, что доля средств в пассивах банковской системы ЦБ на сегодняшний день выросла с 4 до 12% и дальнейшее наращивание объёмов предоставления ликвидности банкам по традиционным каналам может оказаться затруднительным?
И в продолжение вопроса. Целесообразен ли, на ваш взгляд, возврат к механизму поддержки межбанковского рынка путём компенсации части потерь банкам по таким кредитам?
С.Нарышкин: Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Э.Набиуллина: Вопрос понятен. Спасибо большое.
Мы считаем, что доходность российских облигаций уже включает в себя риски снижения на суверенных рейтингах, тем не менее, конечно, такие риски существуют. И в 2008 году был механизм поддержки вторичного рынка ОФЗ, он был успешным, мы при необходимости в случае возникновения резкого изменения стоимости ОФЗ в ограниченных объёмах не исключаем применения той же меры, которая была успешна в 2008–2009 годах.
Что касается 1 трлн, вы подняли эту проблему, при выделении денег банкам установлено ограничение, что банки не могут продавать эти ОФЗ на рынке в течение трёх лет без согласования с Минфином и за исключением операций рефинансирования с Центральным банком, поэтому в этой части я проблемы большой не вижу.
Что касается межбанковского рынка. Действительно, бывают ситуации, когда важно поддержать доверие между участниками межбанковского рынка, и в 2008–2009 годах было специальное полномочие у Центрального банка – такие компенсационные сделки проводить и частично брать на себя эти убытки. Эти полномочия закончились в конце 2010 года, и мы будем выходить к вам с просьбой дать нам такие полномочия, для того чтобы поддержать доверие на денежном рынке. Спасибо.
С.Нарышкин: Спасибо.
Ярослав Евгеньевич Нилов.
Я.Нилов (председатель комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя политической партии «Либерально-демократическая партия России»): Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, каждый день у здания Государственной Думы стоят пикетчики, которые со слезами на глазах встречают нас, депутатов, и говорят: как нам дальше жить? Банки уже предлагают в досудебном порядке добровольно передавать своё имущество, потому что у граждан нет возможности оплачивать банкам ипотеку, которую они брали в иностранной валюте. То же самое содержится и в тех обращениях, которые мы получаем в Государственную Думу и на встречах с нашими избирателями. На следующей неделе у нас будет региональная неделя, мы разъедемся по регионам, и это будет один из главных вопросов.
В декабре Государственная Дума приняла решение о том, чтобы выделить дополнительные средства на докапитализацию банков. В ответ банки начинают издеваться и хамить. Ваши призывы, ваши рекомендации – они мимо ушей это всё пропускают. Нужны действенные и жёсткие меры, для того чтобы прекратить этот хаос, который творится сегодня. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы банки прекратили издеваться над нашими гражданами и чтобы эту волну напряжённости приостановить?
Э.Набиуллина: Действительно, проблема с валютной ипотекой болезненная, но я хотела бы, чтобы мы правильно понимали масштаб этой проблемы. Всё-таки в общем объёме ипотеки (она у нас сейчас составляет более 3 трлн рублей) только 2% по количеству – это валютная ипотека. 2% – это масштаб в целом. Конечно, это семьи, отдельные семьи людей, и таких людей более 20 тыс. Для них это болезненная проблема, и нужно найти решение, которое позволит им выпутаться из этой сложной ситуации, тем не менее не забывая, что люди тоже несут ответственность за те решения, которые они принимают, и за риски, которые они берут, валютные риски. Когда люди зарабатывают в рублях, нужно и финансовыми продуктами пользоваться в рублях. Кстати, Центральный банк через СМИ на протяжении многих лет доводил эту информацию.
Тем не менее ситуация такая сложилась, поэтому предпочтительный вариант – реструктуризация таких кредитов. И мы создали для банков условия, чтобы они реструктурировали эти кредиты, в том числе специальный порядок по убыткам, которые у банков возникают. Мониторим ситуацию и видим, что банки работают над этим. Если будут необходимы дополнительные меры, будем их принимать.
С.Нарышкин: Спасибо. Раиса Васильевна Кармазина.
Р.Кармазина (член фракции политической партии «Единая Россия»): Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопрос вам задал мой коллега из ЛДПР. Я хотела бы продолжить. Ситуация, конечно, очень серьёзная. Да, люди должны были думать, но каждый человек просчитывает, что ему экономнее, то он и брал. Сегодня они остаются без зонтика над головой. Сколько бы они ни платили, квартира только дорожает. И ваши пожелания к банкам или, вернее, рекомендации, которые вы дали, хотелось бы знать, какие банки пошли навстречу этим заёмщикам и воспользовались вашими рекомендациями?
Э.Набиуллина: Понятно. Да, действительно людям, которые попали в эту сложную ситуацию с валютной ипотекой, нужно дать возможность разрешить эту ситуацию, разрешить справедливо. Болезненная проблема, хотя, и я уже сказала, ограниченного масштаба. На мой взгляд, нужно посмотреть в том числе, кто брал эту валютную ипотеку. Это неоднородный класс заёмщиков, там есть люди с высокими доходами, а помогать нужно тем, кто действительно попал в сложную ситуацию. Поддержка должна быть адресной.
Мы со своей стороны создали для банков условия по реструктуризации кредитов, дали рекомендации, смотрим, как действуют банки. Практически все банки работают (и даже до нашей рекомендации), предлагают и другие варианты, не только те, которые мы предложили, – и пролонгация кредита, и снижение процентных ставок, и перевод их в рубли. Мы, для того чтобы этот процесс был легче, позволяем им убытки разносить во времени. Но дополнительная поддержка должна быть адресная.
В 2008 году были специальные правительственные адресные программы поддержки заёмщиков, ипотечных заёмщиков, попавших в тяжёлую ситуацию, которая, кстати, касалась не только валютной ипотеки, но и рублёвой ипотеки. Мне кажется, нужно действительно подумать над тем, чтобы эту программу уже запускать. При этом мы должны понимать, ещё раз, что люди несут ответственность за те решения, которые они принимают.
Да, банки пользовались иногда финансовой неграмотностью людей: казалось, процент низкий, а выигрыш оказался обманчивый. И поэтому Центральный банк уже принял меры по дестимулированию банков выдавать такую валютную ипотеку, сейчас банкам в полтора раза дороже с точки зрения капитала выдавать валютную ипотеку, чем рублёвую. Мы этот коэффициент готовы повысить и выше, для того чтобы практически валютная ипотека была запретительной. В некоторых странах, кстати, есть и законы, которые запрещают валютную ипотеку, потому что люди не всегда обладают объёмом знаний. Но сегодня нужно по справедливости дать людям возможность выпутаться из сложной ситуации, не потерять квартиру и при этом разделить эти потери между банками и заёмщиками на приемлемых условиях.
Мы будем очень тщательно мониторить ситуацию. Работаем с банками в каждодневном режиме.
С.Нарышкин: Спасибо.
Анатолий Геннадьевич Аксаков.
А.Аксаков (член фракции политической партии «Справедливая Россия»): Несколько вопросов. Игорь Иванович, правильно ли я понял, что представленный план Правительства – это тактический план решения текущих задач, мы сообща будем вырабатывать стратегический план решения проблемы структурной перестройки экономики?
Второй вопрос. Игорь Иванович, бизнес просчитывает риски не только сегодняшнего дня, но и возможный разворот цены на нефть, рост цены на нефть и, соответственно, укрепление курса рубля и опасается, что, вложив сегодня деньги в импортозамещение, может оказаться в будущем в сложной ситуации один на один с конкурентами из-за рубежа.
Ну и я не могу не задать вопрос по региональным банкам. Есть ли у них шанс войти в программу докапитализации, которую предложило Правительство и Государственная Дума, ну и принять участие в кредитовании малого и среднего бизнеса в регионах? Спасибо.
И.Шувалов: По программе, которая сегодня представлена. Да, действительно, это наши оперативные тактические мероприятия. Это наш план работы, который мы начинаем разворачивать незамедлительно, опираясь на тот резерв, который существует в федеральном бюджете, – это 166 млрд рублей. И мы готовы с вами договориться о том, как этот план даже скорректировать в настоящий момент.
По плану начиная с 1 апреля мы должны с вами совместно провести работу, и этот план будет опираться уже на изменённый закон о федеральном бюджете на 2015 год.
По импортозамещению и возможности корректировки цены на нефть. Конечно, никто не знает, какова эта цена. Если вы почитаете аналитиков из самых разных организаций, зарубежных и российских, прогнозы самые разные – от самых плачевных сценариев, когда нефть ещё будет падать, продолжать падать, до того, что она может к концу года значительно вырасти в цене. Нам нужно взять за базу консервативный сценарий, для того чтобы не порождать лишних или неоправданных ожиданий у бюджетополучателей, и наша бюджетная политика должна быть очень ответственной.
С другой стороны, все те, кто будет связывать свои планы с развитием новой промышленности для импортозамещения, могут рассчитывать на определённые правительственные программы, в том числе по предоставлению специального проектного финансирования и предоставлению государственных гарантий.
Может ли при этом укрепляться рубль? Конечно, рубль может укрепляться, в случае если наша внешнеторговая конъюнктура будет меняться. Каким образом будет меняться рубль, здесь зависит от политики Банка России. Банк России перешёл к плавающему курсу. Здесь все планы абсолютно прозрачные. Я уже в рамках своего выступления сказал, что правильно, чтобы Банк России перешёл к этой политике. К сожалению, так получилось, что и введение такого курса сопряжено со многими, в том числе внешними, негативными факторами. Мы прожили этот период достаточно болезненно. Как нивелировать возможные колебания валютных обменных рисков и не поставить на грань банкротства те новые предприятия, которые будут создаваться, – это предмет взаимной дискуссии, взаимного диалога Правительства и Банка России. Мы эту работу будем проводить. При этом должен сказать, что у Правительства нет рычагов влияния на Банк России, и Банк России действует в пределах того закона, который был принят Государственной Думой. Мы можем взаимодействовать, но требовать от Банка России не можем.
И последнее – по региональным банкам. По региональным банкам мы пока решений специально не принимали. И совет директоров Агентства по страхованию вкладов во взаимодействии с Банком России и Правительством Российской Федерации сейчас выработали такие критерии, которые в первую очередь предоставляют капитал наиболее важным, системным, крупным банкам. У нас в резерве осталось около 200 млрд вот этих ценных бумаг.
С.Нарышкин: Спасибо, Игорь Иванович. Виктор Андреевич Коломейцев.
В.Коломейцев (член фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»): Уважаемый Игорь Иванович! В августе 2014 года, уже находясь в режиме экономических санкций со стороны США, Россия на 3,6 млрд долларов увеличила объём своих вложений в ценные бумаги американского правительства, доведя его до 118 млрд долларов. Планирует ли Правительство сейчас возврат этих средств для финансирования и развития отечественной экономики и сохранения бюджетной сферы, ну, например, для поддержки бюджетов субъектов Федерации, долги которых в результате неэффективной межбюджетной политики федерального центра превысили уже 2 трлн рублей? Предусмотренные в антикризисном плане на эти цели всего 160 млрд рублей в виде кредитов не решают проблемы, что неизбежно приведёт к сокращению сети учреждений здравоохранения, культуры, образования. Спасибо.
И.Шувалов: Уважаемые депутаты Государственной Думы! Обсуждать публично инструменты сохранности российских резервов, мне кажется, не совсем ответственно, поскольку это вопрос особо важный и он имеет под собой в том числе некоторые аспекты национальной безопасности.
Правительство Российской Федерации самостоятельно не управляет резервами. Мы в данном случае договорились (уже много лет) и обеспечили взаимодействие с Банком России. Кстати, мы обсуждали с Государственной Думой, была инициатива Министерства финансов по созданию специального правительственного агентства, которое могло бы управлять резервами. Правительство Российской Федерации в настоящий момент резервами не управляет. Успешно, неуспешно, по этому поводу всегда существует спекуляция. Прошу даже вспомнить, что некоторые, в том числе депутаты Государственной Думы, говорили, что нужно всё хранить в рублёвом эквиваленте и только в пределах границы Российской Федерации. Ну, представьте, что бы было сейчас с нашими золотовалютными резервами при такой девальвации. Поэтому будьте, пожалуйста, внимательны, давая такие публичные комментарии.
Увеличили ли мы валютные вложения в какие-то зарубежные бумаги или нет, я комментировать не стану. А что касается бюджетных возможностей Российской Федерации по предоставлению дополнительных бюджетных кредитов по практически нулевой ставке (там мизерная ставка), мы эту работу будем продолжать. Мы её начали в прошлом году. Мы увидели, какой коммерческий долг субъектов Российской Федерации и их региональных бюджетов перед коммерческими банками, и Минфин немедленно вмешался. Если не будет хватать 160 млрд рублей, мы вместе с вами определим и дополнительно сумму, которая может поддержать региональные бюджеты.
С.Нарышкин: Спасибо. Эльвира Сахипзадовна, вы хотите дополнить ответ на этот вопрос?
Э.Набиуллина: Я только хотела дополнить, что мы управляем золотовалютными резервами исходя из принципов сохранности, ликвидности и доходности, и мы учитываем в управлении золотовалютными резервами все риски. Спасибо.
С.Нарышкин: Спасибо. Коллеги, все ли вопросы заданы в адрес Эльвиры Сахипзадовны? Все, да. Эльвира Сахипзадовна, спасибо большое. Я знаю, что у вас срочное дело. Пожалуйста.
Следующий вопрос задаёт Сергей Михайлович Катасонов.
С.Катасонов (член фракции политической партии «Либерально-демократическая партия Российской Федерации»): Уважаемый Игорь Иванович, вопросы тарифов естественных монополий и в сытые годы, когда у нас было более или менее всё нормально, всегда вызывали огромное количество нареканий. Рассматривает ли Правительство в нынешней ситуации, для того чтобы как-то стимулировать рост экономики, снижение этих тарифов? Это бы вызвало и снижение затрат наших предприятий, и развитие нового бизнеса, это помогло бы и населению. При этом понятно, что при компенсации выпадающих доходов для этих монополий, мы бы не распыляли бюджетные средства, а работали конкретно с тремя-четырьмя компаниями. При этом, учитывая, что ставится вопрос о структурных изменениях, я думаю, что если там покопаться в структуре, то можно и сэкономить огромные бюджетные средства. Вот скажите, рассматривало ли Правительство такой вариант?
И.Шувалов: Рассматривает ли Правительство возможность покопаться, как вы сказали? Да, у нас есть и планы, и задания премьера, что мы начнём сейчас работать с «Российских железных дорог», поскольку там есть, как нам представляется, достаточная «подушка», с тем чтобы операционные расходы сократить. Но это не касается только одной компании, мы будем по всем компаниям, где есть контрольный пакет государства, эту работу проводить, в том числе на площадке Открытого правительства, и буквально на днях мы у Дмитрия Анатольевича Медведева этот вопрос обсуждали.
Приглашаем вас к взаимодействию по этой проблеме, она очень сложная. Это только так кажется, что, сократив тарифы или их не повысив, можно добиться значительного облегчения для всех участников экономической жизни.
В 2012 году мы активно этот вопрос обсуждали, и в 2013-м обсуждали, и приняли решение: не повышать тарифы в тех объёмах, как просили субъекты естественных монополий. Однако мы такого эффекта, на который рассчитывали, не увидели. Мы увидели сжимающиеся инвестиционные программы крупнейших компаний Российской Федерации. Это повлияло в том числе на «сжатие» роста ВВП, а ту активность, на которую мы рассчитывали у субъектов среднего и крупного предпринимательства, у субъектов малого предпринимательства, мы не увидели. Понятно, что для этого требуется, наверное, более длительная работа, поэтому мы эту работу давайте вместе будем проводить. Собираемся заниматься текущими операционными издержками этих компаний и будем добиваться открытости в этих компаниях.
В конце прошлого года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин провёл совещание с крупнейшими корпорациями, где есть доля государства, и была поставлена задача по внедрению как можно быстрее самых жёстких стандартов лучшего корпоративного управления.
Следующая встреча по этой теме пройдёт у Президента в конце этого квартала – начале будущего. И мы уже должны будем показать конкретно: какие у Правительства есть планы добиться результата деятельности этих компаний. Я считаю, что это работа, которую уже откладывать нельзя.
С.Нарышкин: Игорь Иванович, спасибо.
Игорь Иванович, если вы посчитаете правильным, чтобы на какие-либо из вопросов отвечали ваши коллеги – члены Правительства, имейте это в виду, пожалуйста.
Николай Николаевич Гончар.
Н.Гончар (член фракции политической партии «Единая Россия»): У меня вопрос к Татьяне Алексеевне Голиковой.
Татьяна Алексеевна, в каждом выступлении – практически в каждом выступлении – Счётной палаты в Государственной Думе фиксируется крайне низкий уровень эффективности использования бюджетных средств. Это и незавершёнка, неравномерность исполнения бюджетов, несвоевременность перечисления средств в регионы, в общем, многое. В той ситуации, которая сейчас складывается, подобного рода вещи просто категорически неприемлемы.
Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы, что в закон «О парламентском контроле» или в новый закон «О Счётной палате» нужно внести какие-то дополнительные позиции, которые бы дали Счётной палате рычаги реального воздействия на этот процесс – не просто констатация, а и реальные шаги, с тем чтобы изменить эту ситуацию?
Спасибо.
Т.Голикова: Спасибо, Николай Николаевич.
Уважаемые депутаты, первое, что я хочу сказать. В соответствии с поручением
Президента мы в настоящее время корректируем
наш план работы на 2015 год, синхронизируя его
с реализацией Правительством мероприятий антикризисного плана, и в любом режиме готовы будем вам предоставлять соответствующую
информацию в рамках парламентского контроля. Это первое.
Второе. В прошлом году уже были приняты поправки в закон о Счётной
палате, которые предполагали ужесточение
реагирования на те представления и предписания,
которые направляет Счётная палата объектам аудита. В данном случае требуется не внесение поправок в
законодательство, а синхронизация уже принятых поправок в закон о Счётной палате с Регламентом Государственной
Думы, для того чтобы то, что принято в законе,
было реализовано в Регламенте, и мы смогли с вами принимать соответствующую процедуру и соответствующие решения.
И, наконец, третье.
С учётом тех поправок, тех поручений, которые вы нам дали при рассмотрении законов о докапитализации банков из Фонда национального благосостояния и перечислении 1 трлн
рублей ОФЗ АСВ, вы также предполагали сделать
некоторые поправки в закон о Счётной палате и
давали поручение комитету по бюджету и профильному комитету по финансовым рынкам и банковской деятельности, для того
чтобы посмотреть наши полномочия с точки зрения как раз реагирования полноценно на эти процессы.
Вот, пожалуй, это три направления, по которым мы бы хотели сотрудничать с
парламентом. Спасибо.
С.Нарышкин: Спасибо. Андрей Дмитриевич Крутов.
А.Крутов
(член фракции политической партии «Справедливая Россия»): Уважаемые коллеги, спасибо, конечно, всем,
кто в последние дни обратил внимание на
проблемы валютных ипотечников. Но я убеждён, что прежде чем что-то предлагать, надо спросить у самих людей, понять, что
на самом деле им необходимо, – не банкирам, не
чиновникам, а именно людям. В России 50 тыс. ипотечных заёмщиков валютных, и я уже полтора месяца практически в режиме
онлайн общаюсь с их активом. Выражу их общее
мнение. Необходимо принять наш законопроект о реструктуризации валютной ипотеки. К сожалению,
Правительство до сих пор не дало на него заключение, а тем временем тысячи людей оказались на пороге нищеты и на грани
выживания. Вопрос: готовы ли вы, уважаемый
Игорь Иванович, со стороны Правительства лично курировать решение проблемы валютной ипотеки? Текст
законопроекта, все финансовые расчёты, а также
2 тыс. «живых» подписей в его поддержку я вам
сейчас передам.
С.Нарышкин: Игорь Иванович.
И.Шувалов:
Да. Спасибо.
Пожалуйста, передайте мне эти материалы.
По валютной ипотеке ответила Эльвира
Сахипзадовна Набиуллина, я добавлю следующее.
В рамках предыдущего
кризиса мы использовали специальные механизмы поддержки тех, кто получал
ипотеку, и через Агентство по ипотечному
жилищному кредитованию мы проводили
специальную программу для тех, кто оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Поскольку не все, кто получал ипотеку, почувствовали, что экономическая ситуация и
экономические условия так изменились, это была именно адресная поддержка, связанная со сложным положением семей.
По
валютной ипотеке у нас есть специальный резерв в рамках агентства (АИЖК), и мы готовы рассмотреть с вами способы
поддержки тех, кто оказывается сейчас в
сложной ситуации и не способны оплачивать
текущие ипотечные платежи по кредитам, которые
полагаются.
Знаете, здесь какая вещь? Вот вы говорите: надо
спросить у людей. Вы тогда спросите у людей, которые
брали ипотечные кредиты в рублях, – они извлекли определённые уроки из
предыдущего кризиса. В рамках предыдущего
кризиса и после того и Правительство, и Банк
России говорили: на недвижимость не нужно тратить валютные средства, если эта
недвижимость находится в Российской Федерации,
это очень высокий риск. И мы с этим риском отрабатывали по полной программе в 2008, в 2009 и 2010 годах,
это была очень сложная проблема. Мы не хотим
бросать людей. Давайте обсуждать, как этим людям помочь.
Но только помните
о тех миллионах, которые взяли ипотеку в рублях и понимали, что это более
высокие проценты, им придётся это бремя нести,
но они пошли на этот выбор осознанно.
Поэтому это не тот случай, когда нужно одних
слушать, а других нет, надо слушать всех. И мы
не должны создавать стимулов для того, чтобы в следующий раз, когда будет
сложная ситуация в стране, мы порождали с вами
опять безответственное поведение.
С.Нарышкин: Спасибо.
Олег
Николаевич Смолин.
О.Смолин
(член фракции политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»): Уважаемый Игорь Иванович, по поручению лидера фракции Геннадия Андреевича Зюганова обращаю
внимание Правительства на критическую ситуацию, связанную с принудительной реорганизацией Крымского госмедуниверситета.
Собрано 10 тыс. подписей протеста, начались митинги, при современной политической ситуации это очень
серьёзно. А вопрос мой социальный.
Теперь уже всем ясно, что инфляция в
России измеряется двузначными цифрами, её главная причина – падение цен на нефть и курса рубля, а вовсе не денежная
масса. Готово ли Правительство проиндексировать в полном объёме, в соответствии с реальной инфляцией, минимальную
зарплату, пенсии, пособия и стипендии и не
сокращать бюджетные деньги на поддержку инвалидов и субсидии общественным организациям инвалидов на создание и
сохранение рабочих мест для этой категории граждан? Спасибо.
С.Нарышкин:
Ольга Юрьевна, пожалуйста.
О.Голодец: Большое спасибо за вопрос. Коллеги, действительно мы очень благодарны всем,
кто принимал участие в работе по антикризисному плану,
потому что социальные расходы не только сегодня защищены, но они и выросли. И я
считаю огромной нашей победой полное
финансирование инфляции в пенсионном законодательстве – 188 млрд рублей. Сейчас мы будем обсуждать вместе с вами закон о
бюджете, где будем обсуждать в том числе и индексацию
всех остальных видов пособий. У нас предусмотрена компенсация средств на лекарственное обеспечение в размере
16,3 млрд рублей, и эта тема поставлена под
особый мониторинг, расчёт произведён с учётом тех закупок, которые уже
состоялись. Я надеюсь, что во всяком случае мы
будем делать всё вместе с вами, для того чтобы защитить свои расходы.
По поводу
первой реплики я тоже хочу отметить. Дело в
том, что Федеральный крымский университет
создан по предложению руководства Республики Крым. Два месяца шло обсуждение в
Правительстве, и все члены Правительства
согласились с позицией Республики Крым о создании единого федерального университета, который стал десятым федеральным
университетом в Российской Федерации. Это
решение в рамках бюджета Российской
Федерации было поддержано всеми членами
Государственной Думы, поскольку этот университет именно в таком объёме и в такой конструкции является
получателем финансовых бюджетных средств.
Сегодня ситуация действительно совершенно
различная, там есть силы, которые как бы за
реструктуризацию, есть силы, которые против реструктуризации. Сегодня ситуация
мониторируется в режиме онлайн, и мы должны
сделать всё, чтобы и студенты прежде всего, и
население Крыма, и всё население Российской Федерации, и педагоги-профессора выиграли от
этого движения, и чтобы один из самых
известных вузов и на территории Советского
Союза, а теперь на территории Российской
Федерации действительно соответствовал мировым
и российским стандартам образования. Я с
удовольствием доложу об итогах работы, которая
сегодня проводится на эту тему. Спасибо большое.
С.Нарышкин: Спасибо. Василий Михайлович Тарасюк.
В.Тарасюк
(член фракции политической партии «Либерально-демократическая партия России»): Уважаемый Игорь Иванович, вы в своём докладе
отметили, что структурный кризис начался ещё в 2008 году и этот кризис не был
преодолён. В 2012 году экономические агенты
предложили, что структурные реформы не очень нужны
при высоких ценах на нефть. Население, предприниматели рассчитывали на кредиты банков, а никто не думал
о производительности труда на предприятиях, и в Правительстве никому это не
было интересно.
В Давосе вы упомянули о структурном кризисе, о котором знали давно. Почему антикризисные
меры разрабатываются Правительством только сейчас?
Неужели введение первых санкций весной 2014 года,
означавшее начало экономической войны в отношении России, не было тогда достаточным поводом для того, чтобы
решать эти задачи раньше? Спасибо за внимание.
И.Шувалов:
Да, это очень важный и интересный вопрос. Я всю неделю слежу внимательно
за тем, как задают этот вопрос: ну а как же,
где же вы были раньше-то? Но мне хочется спросить: а где же мы все-то были
раньше?
Я неспроста обозначил
все те достижения, которые Российская Федерация имеет за последние 15 лет
работы. Но эти все достижения есть результат
общественного консенсуса. Разве парламент
Российской Федерации был готов проводить такие жёсткие мероприятия, как это было в некоторых государствах СНГ (не буду
их называть) и в некоторых государствах – бывших республиках Советского Союза,
которые в СНГ не входят? Это очень жёсткие
меры, для того чтобы не попасть в ловушку такого кризиса. Это и сокращение бюджетной сети, и введение
соплатежа населения, например, при обращении за первоначальной медицинской
помощью, и значительное увеличение пенсионного
возраста сообразно увеличению продолжительности жизни, и так далее. Понимаете? Россия больше всех на своих плечах
несла бремя существования экономики Советского
Союза, сложнее всего вышла из состояния развала страны, быстрее всех аккумулировала силу и то состояние, в
котором мы находимся в настоящий момент.
В Правительстве, начиная с первого
правительства, которое появилось ещё в 1991–1992 годах, всегда существовала повестка структурных
преобразований. Но то, как работал и первый
Президент России, и затем Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев, это всё-таки повестка, когда изменения
не за счёт сложного проживания людей. И у нас
есть с вами реальные достижения: борьба с бедностью, значительное увеличение реальных доходов населения, включая
пенсионеров, – это наши общие достижения. И цена в случае проведения к
настоящему моменту структурных преобразований, поверьте, означала бы отсутствие вот этих достижений.
Знало ли Правительство про надвигающийся
кризис? Вы знаете, мы внутри эту дискуссию всё время поддерживали и никогда её не скрывали. Эта тема обсуждалась в рамках
различных форумов: на питерском форуме, на Гайдаровском
форуме в Москве, в рамках различных совещаний, на которых,
кстати, присутствуют иногда и представители фракций Государственной Думы. Понятно, как развивалась ситуация уже летом, и
мы не должны были лихорадочно реагировать.
Нужна выверенная, абсолютно точная повестка дня, и эта повестка должна разделяться и обществом, и парламентом.
Навязанные структурные преобразования, которые будут болезненными и не будут поддерживаться людьми,
обречены на провал.
Что касается производительности труда, это неверное утверждение: производительностью
труда Правительство обеспокоено всегда. И
повестка по производительности труда – это не только повестка Ольги Юрьевны
Голодец, работает Министр промышленности (Д.Мантуров), Аркадий Владимирович
Дворкович, Министерство сельского хозяйства и все. Для
нас это крайне болезненный и важный вопрос, и это наша общая ответственность.
Мы понимаем, что это слабое место российской
экономики.
С.Нарышкин: Спасибо. Леонид Анатольевич Огуль.
Л.Огуль
(член фракции политической партии «Единая Россия»): Уважаемый Игорь Иванович, вопрос о росте цен
сейчас очень волнует наших граждан, особенно
на продовольственные товары. Когда на импортные продовольственные товары цена
повышается – понятно. Когда цена повышается на отечественные товары и это повышение от
20 до 150% – это непонятно. На это обратил
внимание Президент Российской Федерации. И буквально вчера при встрече с главами субъектов он попросил взять это на
контроль. Но, знаете, я считаю, что в данной
ситуации Правительство должно реагировать на это решительно
и жёстко.
Скажите, пожалуйста, какие всё-таки меры
будут приняты Правительством в связи с этой
повальной спекуляцией? Спасибо большое.
И.Шувалов: Сергей Евгеньевич, я коротко начну, а потом, наверное, Аркадий
Владимирович продолжит, поскольку он занимается вопросами розничной торговли в том числе.
С.Нарышкин: Пожалуйста.
И.Шувалов:
По поводу таких высоких цен не только на продовольствие, но и на
импортные лекарства – для нас это реальная забота. Если вы посмотрите на план работы, который сегодня вам представлен,
там как раз есть некоторые ответы на вот эти позиции.
В первую очередь нам сейчас необходимо
задействовать механизмы Федеральной антимонопольной
службы и работать с региональными комиссиями, которые должны в ежедневном режиме отслеживать повышение цен на
продовольствие, особенно российское. Мы должны
найти вот это звено. Нам часто указывают в связи с этим на розничную торговлю,
это не совсем так, в том числе и оптовое звено
участвует в том, чтобы спекулятивно взвинчивать цены. Нам надо только быть крайне аккуратными с этими
инициативами, которые кажутся достаточно
лёгкими, по внедрению новых законодательных механизмов административного ограничения цены. Как бы нам с вами не
свалиться тогда в то старое, от которого мы
так сильно бежали, когда вроде цена регулируется, а на самом деле товара нет,
существует дефицит, и потом будет порождено
всё то, с чем мы с вами распрощались 20 с лишним лет назад. Но проблема жёсткая, особенно она касается семей
с низкими доходами и семей с несколькими
детьми. Ещё раз отвечаю: это антимонопольный механизм
и это взаимодействие с региональными комиссиями, которые будут отвечать за рост
цен.
С.Нарышкин: Аркадий Владимирович, пожалуйста.
А.Дворкович:
Уважаемые коллеги, в Правительстве работает специальная комиссия по
мониторингу ситуации на продовольственных рынках.
Она собирается регулярно, заслушиваются регионы, заслушиваются представители
отдельных отраслей. В настоящее время ситуация
находится под особым контролем, я не буду её анализировать, вы о ней хорошо знаете – хотя цифры и плавают, тем
не менее острота ситуации всем понятна.
Что дополнительно делается и будет сделано в части цен на такие
критически важные сырьевые товары и отдельные
комплектующие материалы, как горюче-смазочные материалы,
удобрения для сельского хозяйства, металлы? Дано
указание Министерству энергетики и Министерству промышленности и торговли
провести работу с основными поставщиками этих
товаров и прийти к согласованным условиям
поставок на ближайший период для недопущения избыточного роста цен. Да,
конечно, сейчас многие хотят просто побыстрее
заработать и на этой ситуации, что называется, выиграть
максимальный объём ресурсов. Не получится. Мы будем очень жёстко действовать по
отношению к таким компаниям. У нас есть для
этого необходимые рычаги. Я основные позиции
здесь назвал.
Вторая тема – работа всё-таки с сетевыми
организациями в розничной торговле. Есть
проблема полноценной реализации тех норм, которые уже заложены в закон. Я на встрече с депутатами уже говорил о том, что мы предлагаем в ближайшее время
собраться и обсудить, как в полной мере обеспечить исполнение существующего
закона...
И, возможно, внести некоторые корректировки в
закон «О торговле», чтобы обеспечить максимальную
прозрачность в розничном звене и не допустить
избыточного роста цен.
И, наконец, третье. Конечно, сегодня многие просто закладывают повышенные
кредитные ставки, процентные ставки в свои цены, ожидая, что эти процентные ставки сохранятся длительный период времени, и весь
этот объём закладывают в предлагаемую цену. Чтобы
нивелировать хотя бы частично этот процесс, мы включили в антикризисный план дополнительные расходы на
субсидирование ставок. Это большие объёмы денег. Мы будем перераспределять
средства с иных статей, но это позволит
сократить давление на цены. Надеюсь, что за
ближайшие два-три месяца стабилизировать ситуацию удастся.
Спасибо.
С.Нарышкин: Спасибо. Юрий Алексеевич Селиванов.
Ю.Селиванов
(член фракции политической партии «Справедливая Россия»): Уважаемый Игорь Иванович! Для
активизации внутреннего рынка важно вовлечь
сбережения граждан, особенно хранящиеся дома, в матрасах. Их триллионы, а рыночная потребность в жилье –
1,5 млрд кв. м. Только системная разъяснительная
работа государственных органов, о чём в своё
время говорил Президент, а также государственная законодательная поддержка
кооперирования средств граждан для совместного
строительства жилья способны
включить эту массу денег в оборот, превратив страну в огромную строительную
площадку, что решит проблему занятости,
активизации смежных отраслей, наполнения бюджета и решения социальных вопросов. Этот опыт используется мною семь лет на
Белгородчине, позволяя вовлечь миллиарды
рублей, хранящиеся дома.
Вопрос. Есть
ли планы у Правительства по активизации таких ресурсов? И прошу принять меня
для подробной информации как профессионала.
И.Шувалов:
Юрий Алексеевич, такие планы
у нас есть. Я отвечаю за этот вопрос в
Правительстве Российской Федерации. И мы,
вообще, с фракцией «Справедливая Россия» по некоторым жилищным аспектам работаем. У нас есть хороший опыт взаимодействия с
депутатом Хованской и с депутатами самых
разных фракций, не только «Единой России». Я
готов и вас принять, и других депутатов. Давайте мы этот вопрос обсудим.
Мы действительно
верим в то, что в настоящий момент рынок жилья может внести существенный вклад не только в экономическое развитие, но и в
решение накопившейся сложной проблемы. Эта
проблема существовала и в советское время, и существует в настоящий момент. Мы, конечно, небывалым образом развернули
ипотечное кредитование. Видим, как сейчас оно прямо на глазах из-за высокой процентной ставки сворачивается. В
понедельник по этому поводу Председатель Правительства проводит совещание. Мы в тот момент, когда ключевая ставка такая
высокая, должны всё же поддержать через механизмы
АИЖК и другие механизмы, которые придумаем, работающих граждан и сохранить для
них возможность продолжать приобретать жильё по ипотечным кредитам. Это для Правительства приоритет – приоритет,
который был обозначен Президентом Российской Федерации.
Мы будем с вами эту работу проводить. И я
согласен, что в настоящий момент, если
граждане поверят, что механизмы, которые предлагает Правительство (не только
федеральное, но и региональные), позволят
задействовать накопленные средства, которые, может
быть, в настоящий момент даже изъяты из банковского сектора, но надёжно будут
вложены в жильё, – это поможет нам всем, и
страна станет богаче. Потому что крыша над
головой, то, с чего начинается создание любой семьи, позволит просто более
стабильно развиваться.
Это интересная программа, она нужна. И
я как раз обращаюсь здесь к профессионалам и
представителям всех фракций: давайте мы незамедлительно начнём общие
консультации, будем работать, для того чтобы поддержать объём ипотечного рынка и способность граждан,
которые пока не
хотят брать ипотеку, создавать всё-таки для
себя жильё. Спасибо.