Прогнозом рассматриваются три основных сценария долгосрочного развития: консервативный, инновационный и форсированный.
Документ
-
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года
Документ разработан Минэкономразвития России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и предусматривает создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, ускоренное развитие высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики, повышение инвестиционной активности и улучшение предпринимательского климата, рост производительности труда и решение задач социального развития.
Документ подготовлен с учётом положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.
Прогнозом рассматриваются три основных сценария долгосрочного развития: консервативный, инновационный и форсированный.
Указанные сценарии предполагают сохранение до 2030 года тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли, сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами и исходят из достаточно консервативных предположений относительно мировых цен на нефть марки Urals (91–110 долларов за баррель в 2013–2030 годах в реальном выражении в ценах 2010 года).
Основные различия сценариев заключаются в степени модернизации экономики России, исходных предпосылках возможных ограничений уровня бюджетных расходов и демографических прогнозах.
Консервативный сценарий характеризуется более активной модернизацией топливно-энергетического и сырьевого секторов по сравнению с гражданскими высоко- и среднетехнологичными отраслями экономики. При этом модернизация ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.
Среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 3,0–3,2% в 2013–2030 годах, инвестиций в основной капитал – 4,7%. Доля России в мировом ВВП сократится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.
Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и опирается на создание современной транспортной инфраструктуры, конкурентоспособных высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020–2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.
Среднегодовые темпы прироста ВВП оцениваются на уровне 4,0–4,2% в 2013–2030 годах, инвестиций в основной капитал – 5,9%. Доля России в мировом ВВП возрастёт до 4,3% к 2030 году.
Форсированный сценарий характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста и предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата, активизацию использования национальных сбережений, рост государственных расходов на развитие социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, создание масштабного несырьевого экспортного сектора и значительный приток иностранного капитала.
Среднегодовые темпы роста ВВП прогнозируются на уровне 5,0–5,4%, инвестиций в основной капитал – 8,2%. Доля России в мировом ВВП возрастёт до 5,3% к 2030 году.
При этом указанный сценарий характеризуется повышенными рисками макроэкономической несбалансированности. В частности, им предусматривается рост долгов корпоративного сектора к 2030 году до 119% ВВП (78% ВВП – инновационный сценарий), а домашних хозяйств – до 65% ВВП (52% ВВП).
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года формирует основу для разработки долгосрочных стратегий и иных документов государственного стратегического планирования.