1.
О проекте основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации
на период 2019–2021 годов
Проект основных направлений развития финансового рынка
Российской Федерации на период 2019–2021 годов представлен Банком России в
соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)».
2.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного
регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона
“Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования
правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)»
Цель законопроекта – установление общих принципов и правил
регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для
торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых
объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в
законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на
размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность
ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного
торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в
местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие
законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере
торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних
товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и
обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
3.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 36 Федерального
закона “Об
электроэнергетике” в
части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых
устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков»
Законопроектом предлагается установить ограничение на
включение новых территорий в перечень субъектов Федерации, территории которых
Правительством России могут быть отнесены к отдельным частям ценовых зон, для
которых устанавливаются особенности функционирования рынка электрической
энергии.
Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 51
Федерального закона “О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации»
Законопроектом предлагается исключить из законодательства в
сфере оказания государственных и муниципальных услуг норму о необходимости
предоставления инвалидами требуемых для получения услуги документов,
подтверждающих их инвалидность, на бумажном носителе. Эти сведения будут
запрашиваться органами и организациями, предоставляющими услуги, из
федерального реестра инвалидов в рамках межведомственного взаимодействия. Цель
законопроекта – упростить и ускорить предоставление госуслуг инвалидам.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
5.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в
части стимулирования добычи редких металлов)»
Законопроектом предлагается снизить с 8% до 4,8% ставку
НДПИ, применяемую при добыче руд редких металлов, образующих собственные
месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а
также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких
металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных
ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах. В целях стимулирования добычи
отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, предусмотрено
применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких
металлов. Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную
привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать
дополнительное производство редких металлов, создать новые рабочие места.
Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
6.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 11
Федерального закона “О
драгоценных металлах и драгоценных камнях”»
В целях устранения правового пробела в законодательстве,
унификации сведений, представляемых в отчёте о пополнении и расходовании за
финансовый год ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней, и формирования исчерпывающего перечня информации,
отражающей показатели пополнения и расходования ценностей фонда, законопроектом
предлагается установить обязанность Минфина оформлять отчёт по форме,
установленной Правительством России.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном
государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан,
призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов
внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников
войск национальной гвардии Российской Федерации”»
Законопроект разработан во исполнение постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 года №24-П по делу о
проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта
1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья
военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии
Российской Федерации».
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
8.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального
закона “О
Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"” (в части полномочий по проведению проверки
проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство
которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также
результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной
документации)»
Законопроектом предлагается наделить госкорпорацию
«Росатом» полномочием по проведению проверки проектной документации объектов
использования атомной энергии, которые строятся за пределами территории России
в соответствии с международными договорами и финансируются с привлечением бюджетных
средств, средств созданных Российской Федерацией юридических лиц, юридических
лиц, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет более
50%.
Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
9.
О предоставлении дотаций бюджетам Забайкальского края и Хакасии на
финансирование социально значимых
расходов
Проектом распоряжения в 2018 году предлагается выделить:
бюджету Забайкальского края – 1356,0 млн рублей; бюджету Республики Хакасия – 1200,0
млн рублей.
Москва,
28 ноября 2018 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад председателя Центрального банка Эльвиры Набиуллиной
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня мы рассмотрим
ряд вопросов.
Начнём с основных
направлений развития финансового рынка на ближайшие три года – это
среднесрочный план по развитию финансовой системы. Подобный проект готовится
Банком России уже во второй раз. Действие предыдущего, который существует в
настоящий момент, заканчивается в этом году. С момента его утверждения
появились новые задачи, новые вызовы, приняты новые стратегические решения,
направленные на дальнейшее развитие страны. Все они должны быть учтены в новом
документе. После рассмотрения Правительством Банк России направит его в
Государственную Думу.
Добиться существенного
ускорения экономического роста невозможно без развитой финансовой системы,
экономики. Гражданам нашей страны нужны современные и качественные финансовые
услуги, надёжные институты, включая пул долгосрочных инвесторов. Для этого
уровень доверия к банкам, страховым компаниям, инвестиционным и пенсионным
фондам должен расти. Чтобы деньги через депозиты, облигации и другие
инструменты приносили людям достойный доход, позволяли им включатся в
экономику, а бизнесу – расширять производство, финансировать новые проекты.
В предыдущей трёхлетке
был принят ряд значимых для рынка решений, введены единые стандарты кредитования
малого и среднего бизнеса, запущены стратегии повышения финансовой грамотности
и финансовой доступности. Развивался рынок облигаций и синдицированного
кредитования.
Была в значительной
степени смягчена зависимость нашей финансовой системы от внешних рисков.
Запущены аналоги
международных платёжных систем – я имею в виду нашу пластиковую карту и
банковские переводы, то есть систему передачи финансовых сообщений. Кроме того,
выросло значение национальных кредитных рейтингов.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 29 ноября 2018 года
Но нужно двигаться
дальше. Разумеется, с учётом трендов, которые существуют в мире. Это прежде
всего цифровизация. Всё больше финансовых услуг, финансовых продуктов
переводится в онлайн-форму, то есть живёт уже в совершенно другом формате. Это
существенно меняет рынок, меняет и спрос на специалистов, создаёт другие
требования к оборудованию.
Необходимо во всех
сегментах финансового рынка активней внедрять лучшие практики, самые передовые
технологии. Повышать доступность финансовых услуг. Развивать конкуренцию,
формировать доверительную среду, укреплять финансовую стабильность. Тем более
что со всеми этими факторами в мире далеко не всё просто.
Безусловно, в сфере
международного сотрудничества нам надо продолжить сближение наших позиций с позициями
партнёров по Евразийскому экономическому союзу, чтобы в будущем говорить о
неких единых принципах работы на финансовом рынке. Такая деятельность началась,
она должна подчиняться своим закономерностям.
Все меры, которые
заложены в новом проекте, должны сделать финансовый рынок более удобным,
цивилизованным и современным.
Мы также обсудим
поправки в закон о торговле, которые помогут развивать малый и средний бизнес.
Речь идёт о нестационарной и развозной коммерции: ларьках, киосках, павильонах,
автомагазинах. Сейчас на федеральном уровне нет единого подхода к юридическому
оформлению права на размещение подобных объектов, к срокам их аренды. В
регионах действуют самые разнообразные нормы, часто они просто путают бизнес. Я
уже не говорю о том, что в законе отсутствует само понятие мобильных торговых
объектов. У этого формата есть свои особенности. И законопроект исправляет эту
ситуацию. Одна из главных новелл гарантирует предпринимателям адекватную замену
места для торговли, если прежний участок, где размещался павильон или
автолавка, понадобился для государственных или муниципальных нужд. То есть мы
сохраняем за бизнесом определённые преимущества, имея в виду, что в случае,
если место должно быть изменено, бизнес должен сохраниться.
Ещё один важный момент
– договор на размещение киоска или автолавки. Он будет заключаться на более
длительный срок – не менее чем пять лет. Затем по заявлению предпринимателя может
быть продлён, причём без проведения торгов, для того
чтобы были сформированы более надёжные, стабильные условия. При этом торговые
сооружения должны будут соответствовать архитектурным требованиям, которые
установят местные власти. Это тоже проблема, и очень часто делается без учёта
архитектурного облика города. Все мобильные торговые объекты должны содержаться
в технически исправном состоянии, отвечать санитарным нормам и, ещё раз
подчеркну, сообразовываться с архитектурными требованиями, которые существуют в
соответствующем населённом пункте.
Мы также рассмотрим
законопроект, который облегчает инвалидам получение различных государственных
услуг. На
прошлой неделе я встречался с представителями общественных организаций
инвалидов. Мы говорили о различных
барьерах, включая бумажные барьеры. Сегодняшний
законопроект исключает требование о необходимости личного представления
бумажных документов об инвалидности при обращении за государственными и
муниципальными услугами.
Мы также вносим
изменение в Налоговый кодекс, которое будет стимулировать добычу редких
металлов. Отдельные виды редкоземельных металлов имеют стратегически важное
значение. Разрабатывать их месторождения тем не менее сложно, я имею в виду и
привлечение инвестиций. Законопроектом предлагается снизить ставки налога на
добычу этих полезных ископаемых с 8 до 4,8%. Причём для новых месторождений и
компаний будут применяться понижающие коэффициенты к ставке НДПИ. В результате
окупаемость инвестиций должна повыситься.
Э.Набиуллина: Сегодня я представляю основные направления развития
финансового рынка на следующие три года. Как уже
сказал Дмитрий Анатольевич, это второй такой документ. Первый был принят два с
половиной года назад. И, по нашей оценке,
реализовано сейчас около 80% тех мер, которые
были заложены в совместную «дорожную карту» Правительства и Банка России. Часть проектов будет завершена в новом периоде.
В целом при реализации основных
направлений мы находили взаимопонимание с
Правительством и поддержку тех инициатив, которые
требовали совместной работы и координации. Позвольте вас за это поблагодарить.
Политика по развитию
финансового сектора – это часть государственной экономической политики, поэтому при планировании основных направлений
мы учитываем планы Правительства по развитию
национальной экономики, достижению национальных целей.
Документ широко
обсуждался с участниками финансового рынка, поэтому,
я уверена, его реализация будет осуществляться при их широкой поддержке.
В последние три года мы
вели работу по очищению финансового рынка от недобросовестных
и слабых игроков, совершенствовали регулирование, в том числе ввели пропорциональное регулирование в банковском секторе и
микрофинансировании. Такие меры позволяют не
только повысить устойчивость сектора в целом, но
и дают шанс продолжить ведение бизнеса небольшим участникам рынка, что важно для регионального развития.
В дополнение к развитию
кредитного посредничества удалось создать
условия и для опережающего развития рынка облигаций,
которые являются важным дополнением банковскому кредиту.
И как сказал Дмитрий Анатольевич, нами проводилась работа по
развитию инфраструктуры финансового рынка, её критических элементов, таких как рейтинговая индустрия,
национальная платёжная система, актуарная деятельность, система передачи финансовых сообщений. Развивается саморегулирование.
За последние три года
были приняты решения о создании важнейших
элементов для цифровых финансов, таких как удалённая идентификация, система
быстрых платежей. Идёт работа по направлению цифрового профиля.
Теперь
о ключевых задачах, которые мы ставим на ближайшие три года.
Три стратегические цели развития финансового рынка остаются
неизменными. Первая – повышение уровня и
качества жизни людей за счёт грамотного использования финансовых инструментов. Вторая – содействие экономическому росту за
счёт предоставления конкурентного доступа
субъектам российской экономики к долговому и
долевому финансированию, инструментам страхования рисков. Третья – создание условий для роста собственно
финансовой индустрии.
Разработанные
мероприятия для достижения этих целей
сгруппированы в четыре основных направления.
Для того чтобы оценивать прогресс в продвижении к целям, для каждого
направления определён набор индикаторов. Остановлюсь только на ключевых мерах по каждому
направлению, их достаточно много.
Первое – формирование
доверительной среды. Мы хотим, чтобы и граждане, и бизнес доверяли финансовым институтам. Для этого важно
обеспечить не только финансовую устойчивость
финансовых организаций, но и адекватные
потребностям потребителя практики предоставления финансовых сервисов и раскрытия информации о характеристиках
финансовых инструментов. Этому уделяется в
стратегии много внимания.
Как я уже сказала, в последние годы мы ведём очистку рынка
от недобросовестных и финансово несостоятельных
игроков. Вместе с тем за каждым недобросовестным действием или сложным положением финансовой организации
стоят решения конкретных людей, которые должны
нести персональную ответственность за нарушение установленных правил. Мы будем продолжать работу, для того чтобы добиться
реальной неотвратимости наказания за криминальные действия на финансовом рынке.
Здесь мы также очень рассчитываем на
Вашу поддержку по соответствующим, в том числе
законодательным, инициативам.
Также в предстоящий
период нам совместно с Правительством
предстоит настроить систему регулирования и
надзора за деятельностью лизинговых компаний и аудиторов. По лизингу недавно проект закона рассматривался
на заседании,
а решение последнего вопроса, на наш взгляд, неоправданно затянулось. Дискуссию
о реформе аудиторской деятельности мы ведём
уже больше года, и, честно говоря, рынок начал уставать от неопределённости. Поэтому, на наш взгляд, нужно
быстрее принимать соответствующий закон.
Поддержанию доверия на
рынке будет способствовать и деятельность института
финансового уполномоченного, которая фактически начнёт осуществляться с мая следующего года.
Второе направление –
развитие конкуренции на финансовом рынке. В
недавно утверждённой «дорожной карте» Правительства запланирован комплекс мер по развитию конкуренции, и
мы рассчитываем, что межведомственная рабочая
группа, которая создана при ФАС с участием Банка России, поможет конкретно, на практике реализовать эти меры.
Инфраструктура
«цифровых финансов» очень важна для развития
конкуренции, потому что она открывает ниши для небольших и региональных игроков, доступ к этой инфраструктуре
позволяет сгладить конкурентные преимущества
крупных игроков. Важно здесь развивать возможности
по доступу финансовых институтов к государственным базам данных. Этот вопрос также уже давно стоит на
повестке. Мы считаем, что нужно обеспечить
равный доступ к ним всем участникам рынка.
Мы также развиваем новое направление надзора – поведенческий надзор.
Это система контроля за практиками продаж и способами
оказания финансовых услуг, которая должна
защитить клиентов от манипулирования и обмана со стороны финансовых институтов. Это также фактор добросовестной конкуренции.
Третье направление – это поддержание финансовой стабильности. Банк России
накопил арсенал средств для купирования возможных
рисков финансовой стабильности. Сейчас мы развиваем макропруденциальное регулирование
и совершенствуем инструменты макропруденциального стресс-тестирования.
Важную роль в защите
финансовой стабильности играет надёжность инфраструктуры финансового рынка, в том числе центрального
контрагента. Этому будет уделяться повышенное внимание. Высокую эффективность в обеспечении финансовой
стабильности показала координация деятельности Правительства и Банка России в формате Совета финансовой
стабильности, работа которого продолжится в
плановом периоде.
И четвёртое направление
– это обеспечение доступности финансовых услуг
и капитала. Мы будем вести работу по повышению доступности
финансовых продуктов и услуг для населения, малого и среднего бизнеса, прежде всего за счёт внедрения новых информационных
технологий, – и стремиться к ликвидации неравенства.
Прежде всего для граждан, живущих в малонаселённых пунктах, для людей с
инвалидностью.
Один из приоритетов –
создание условий для появления, развития в
стране длинных денег. Здесь важная работа по расширению внутреннего рынка облигаций. Он уже растёт
опережающими темпами. Но нам нужно и развитие
институциональных инвесторов на рынке облигаций, пенсионных фондов, страховых компаний. На наш взгляд,
создание системы индивидуального пенсионного капитала
должно вдохнуть новую жизнь в систему пенсионных накоплений. Мы с вами эту
концепцию обсуждаем. Сейчас мы находимся на
стадии межведомственного согласования и, надеюсь, сможем в ближайшее время начать её общественное обсуждение.
Мы рассчитываем, что поддержка Правительством представляемого документа и вслед за этим
утверждение и реализация подготовленной Банком России совместно с федеральными
органами исполнительной власти «дорожной карты» обеспечит достижение поставленных целей развития финансового
рынка и будет способствовать повышению
удовлетворённости финансовыми сервисами бизнеса и граждан, а финансовая система в целом будет эффективно
обслуживать потребности экономического роста.
Д.Медведев:
Спасибо, Эльвира Сахипзадовна.
Пожалуйста,
какие будут вопросы, идеи, соображения?
Есть протокольное
решение, в общем, здесь более или менее всё понятно. Предложение – поддержать.
Хорошо, тогда давайте мы такое решение примем – одобрим проект основных направлений. Соответственно,
Минфину поручим вместе с другими органами
власти и с участием Банка России доработать план мероприятий, то есть «дорожную карту», по реализации основных
направлений развития финансового рынка на
период 2019–2021 годов и до середины января следующего
года внести его в Правительство в установленном порядке.
Прозвучала просьба
более активно вернуться к вопросу об изменениях в законодательство об аудиторской
деятельности. Давайте это отметим тоже в протокольном решении. Потому что мы действительно давно это уже
обсуждаем, там масса разных нюансов, но точку
пора уже ставить, иначе эти дискуссии уже обратный
эффект имеют.
<…>
1. О проекте основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов
Проект основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов представлен Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Председателя Центрального банка
Российской Федерации Э.С.Набиуллиной по данному вопросу.
2. Одобрить проект основных направлений развития финансового
рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов.
3. Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием
Банка России доработать проект плана мероприятий («дорожной карты») по
реализации основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации
на период 2019–2021 годов и до 14 января 2019 года внести его в Правительство
Российской Федерации в установленном порядке.
4. Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с Банком России
принять меры по ускорению рассмотрения в Государственной Думе законопроекта по
вопросам совершенствования аудиторской деятельности.
О результатах до 26 декабря 2018 года доложить в Правительство
Российской Федерации.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)»
Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона “Об электроэнергетике” в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков»
Законопроектом предлагается установить ограничение на включение новых территорий в перечень субъектов Федерации, территории которых Правительством России могут быть отнесены к отдельным частям ценовых зон, для которых устанавливаются особенности функционирования рынка электрической энергии.
Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона “Об электроэнергетике” в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
Законопроектом предлагается исключить из законодательства в сфере оказания государственных и муниципальных услуг норму о необходимости предоставления инвалидами требуемых для получения услуги документов, подтверждающих их инвалидность, на бумажном носителе. Эти сведения будут запрашиваться органами и организациями, предоставляющими услуги, из федерального реестра инвалидов в рамках межведомственного взаимодействия. Цель законопроекта – упростить и ускорить предоставление госуслуг инвалидам.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)»
Законопроектом предлагается снизить с 8% до 4,8% ставку НДПИ, применяемую при добыче руд редких металлов, образующих собственные месторождения, в которых редкие металлы являются основными компонентами, а также редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах. В целях стимулирования добычи отдельных видов редких металлов, имеющих стратегическое значение, предусмотрено применение понижающего коэффициента, характеризующего особенности добычи редких металлов. Принятие законопроекта позволит повысить инвестиционную привлекательность проектов освоения редкометалльных месторождений, организовать дополнительное производство редких металлов, создать новые рабочие места.
Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”»
В целях устранения правового пробела в законодательстве, унификации сведений, представляемых в отчёте о пополнении и расходовании за финансовый год ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, и формирования исчерпывающего перечня информации, отражающей показатели пополнения и расходования ценностей фонда, законопроектом предлагается установить обязанность Минфина оформлять отчёт по форме, установленной Правительством России.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации”»
Законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2018 года №24-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации».
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"” (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)»
Законопроектом предлагается наделить госкорпорацию «Росатом» полномочием по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, которые строятся за пределами территории России в соответствии с международными договорами и финансируются с привлечением бюджетных средств, средств созданных Российской Федерацией юридических лиц, юридических лиц, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых составляет более 50%.
Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"” (в части полномочий по проведению проверки проектной документации объектов использования атомной энергии, строительство которых осуществляется за пределами территории Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О предоставлении дотаций бюджетам Забайкальского края и Хакасии на финансирование социально значимых расходов
Проектом распоряжения в 2018 году предлагается выделить: бюджету Забайкальского края – 1356,0 млн рублей; бюджету Республики Хакасия – 1200,0 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания Правительства
Из стенограммы:
Вопрос:
Сегодня Правительство рассмотрело законопроект о нестационарной, мобильной
торговле. В чём его суть? Зачем понадобилось принципиальное разделение
стационарных и мобильных торговых точек?
Д.Мантуров:
Это долгожданный законопроект, поправки в закон о торговле. До этого не было
дефиниции, связанной с мобильной торговлей. С учётом предложений сейчас это
появляется. Это даёт возможность отделения мобильных вендоров. Имеется в виду автомобили,
автолавки, фудтраки не рассматривать как стационарный киоск, потому что
передвижная торговля подразумевает возможность мобильности. До этого закон
такой возможности не предоставлял.
Самое главное – за счёт
этих предложений, поправок предусматривается привлечение дополнительных
инвестиций средним и малым бизнесом в эту отрасль – порядка 220 млрд рублей в
общей сложности в ближайшее время. Это даёт стабильность бизнесу, уверенность
на долгосрочный период. Если раньше бизнес выживал, то теперь он чётко понимает
правила игры на долгосрочный период.
В целом законопроект
предусматривает (мы расчётным путём пришли к этому), помимо дополнительных
инвестиций, о которых я сказал, возможность реализации дополнительно как
минимум 4,5 млн т сельхозпродукции. Это те
сельхозтоваропроизводители, которые раньше не могли попасть с учётом
объективных условий в торговые сети. За счёт этого у них будет возможность
реализовывать оперативно свою продукцию.
Плюс это обеспечит
дополнительную занятость почти четверти миллиона человек – 250 тысяч человек
получат новые рабочие места. И мы надеемся, что коллеги из Государственной
Думы, уважаемые депутаты, поддержат законопроект оперативно, потому что это
один из пунктов национального проекта малого и среднего предпринимательства,
один из моментов, который даёт возможности развития этого направления.
Вопрос:
Вы назвали сумму дополнительных инвестиций 220 млрд рублей. Можно уточнить, в
какой срок такие дополнительные инвестиции планируется получить? В целом такой экономический
эффект ожидается от реализации этого
законопроекта?
Д.Мантуров:
В целом экономический эффект исчисляется, конечно, бóльшими цифрами, потому что
это закладывается на долгосрочную перспективу. Я назвал Вам цифры, которые
предусматриваются на ближайшие несколько лет. Если Вас интересует, как
раскладываются эти цифры, я могу привести один из знаковых примеров. Если мы
говорим о мобильной торговле, то (это опять же расчётным путём) порядка
50 тыс. единиц грузовиков и лёгкого коммерческого транспорта будет
приобретаться предпринимателями для реализации своей предпринимательской
деятельности. Но если вы помножите это количество на стоимость автомобилей, к
стоимости автомобилей прибавите стоимость оборудования, которое устанавливается
на эти фудтраки, автолавки, затем прибавите к этому инвестиции на стоимость
киосков и другой инфраструктуры, которая будет организовываться в рамках этих инвестиций...
Поэтому это только прямые инвестиции на обеспечение деятельности этого
направления.
Что касается
дополнительных налоговых поступлений на федеральном, региональном уровне – это
дополнительные поступления, которые мы даже не обозначаем, объёмы, которые
также можно рассчитать, и это точно будут внушительные цифры, бóльшие, чем те
инвестиции, которые я обозначил. Это мультипликативный эффект на долгие годы.
Вопрос:
Территориальные ограничения для этого нестационарного бизнеса будут какие-то?
Может быть, по виду деятельности, по объёмам бизнеса?
Д.Мантуров:
Вы
задали сложный, сочленённый вопрос. Если вы говорите о том,
какими правами хозяйствующие субъекты, предприниматели будут обладать при
мобильной торговле, то главное преимущество – это нахождение в разных точках
ведения бизнеса по схеме, заранее согласованной с территориальными
образованиями, то есть муниципалитетами. Допустим, в определённые дни автолавка
будет размещаться в одном месте, а в другие дни или часы, например, будет
размещаться в труднодоступных местах или удалённых населённых пунктах. Это
невозможно реализовать при стационарной или даже малоформатной торговле, если
мы не рассматриваем бизнес на колёсах.
Если мы говорим в целом
о малоформатной торговле, то главное преимущество для бизнеса, предусмотренное
законопроектом, – это гарантия сохранения бизнеса. Например, если муниципалитет
предусматривает благоустройство на территории, где находится киоск, то при этом
он гарантирует возможность переноса этого киоска в другое место. На сегодняшний
день такой возможности нет.
Если мы говорим о
внешнем виде киосков, прерогатива будет за муниципалитетами. Инвесторы, малый и
средний бизнес будут вкладывать средства во внешний вид, предусмотренный
органами власти.
Но главное – будет гарантия долгосрочных договоров,
на период пять-семь лет, в том числе будет предусматриваться продление для добросовестных
предпринимателей этих договоров без торгов на аналогичный срок. Это гарантия
для бизнеса и стабильность его ведения.
Вопрос:
Денис Валентинович, Вы сейчас упомянули в том числе всем привычные торговые
сети. В связи с этим хотелось бы спросить: не планирует ли Министерство
предлагать повысить порог доминирования этих сетей, который сегодня составляет
25%? И если такие поправки будут предлагаться, когда это будет сделано?
Д.Мантуров:
Знаете,
казалось бы, законопроект, который сейчас вносится в Государственную Думу, тоже
не вызывал вопросов, тем более у предпринимательского сообщества, потому что
они, наоборот, просили об этом, и мы старались оперативно с федеральными
органами исполнительной власти, в Правительстве рассмотреть все эти новеллы в законопроект.
Но достаточно длительные дискуссии были с субъектами Российской Федерации, они
заняли определённое время. С начала согласования уже прошло почти полтора года,
поэтому давать какие-то прогнозы по тем новациям, о которых Вы сейчас
упомянули, я бы не стал. Но по крайней мере мы это точно поддерживаем, и если
коллеги из других ведомств оперативно нам согласуют в установленном порядке
данные поправки, мы будем только признательны и оперативно отработаем это.
Вопрос:
Сегодня было сообщение Минпромторга о том, что АвтоВАЗ с партнёрами – альянсом Renault – Nissan – Mitsubishi подали
заявку на СПИК. Параметры можете озвучить подробно?
Д.Мантуров:
Подтверждаю,
что такая заявка официально поступила. Мы в рабочем порядке с коллегами уже
достаточно долгое время обсуждали этот вопрос. И это в определённом смысле даёт
надежду, что не потребуется длительного согласования.
Что касается
инвестиций, то на период реализации специнвестконтракта (десятилетний период)
инвестиции – порядка 60 млрд рублей. По крайней мере то, что на сегодняшний
день заявлено. Когда будут рассматриваться детали, специфика этого
специнвестконтракта с учётом моделей, предусмотренных требований, которые мы
предъявляем автопроизводителям по агрегатам, автокомпонентам, я думаю, могут
быть инвестиции и откорректированы. Но цифры, обозначенные в заявке, я назвал.