1.
О проекте Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации
на период до 2024 года
2.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального
закона «Об аудиторской деятельности» (в части уточнения положений о независимости
и профессиональной этике)»
Цель законопроекта – совершенствование нормативного
правового регулирования проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг
в части обеспечения независимости аудиторских организаций и аудиторов на основе
международно признанных этических принципов и стандартов.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 10 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
3.
О проекте федерального закона «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной
пенсии на 2019 год»
Законопроект направлен на обеспечение прав застрахованных
лиц на установление накопительной пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 43 Федерального
закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Во исполнение постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 30 марта 2018 года №14-П по делу о проверке
конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона «Об охоте и о
сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой некоммерческого
партнёрства «Спортивно-охотничий клуб “Румелко-Спортинг”».
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
5.
О проекте федерального закона «О присоединении Российской Федерации к Протоколу
2002 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974
года и денонсации Российской Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем
пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о
перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года»
Афинская конвенция, которой определяется ответственность
перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его багажа, была
принята 13 декабря 1974 года и вступила в силу 28 апреля 1987 года. Россия
участвует в Афинской конвенции как правопреемник СССР. 1 ноября 2002 года в
Лондоне был принят Протокол к Афинской конвенции, который вступил в силу 23 апреля
2014 года. Протокол 2002 года внёс существенные изменения в содержание Афинской
конвенции. В частности, введено обязательное страхование пассажиров на судах и
повышены пределы ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью
пассажира.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 10 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
6.
О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о финансировании и
реализации программы приграничного сотрудничества «Россия - Литва» на период
2014 - 2020 годов»
Соглашение подписано Российской Стороной 29 декабря 2017
года в Москве. Программа приграничного сотрудничества «Россия – Литва» является
инструментом реализации совместных приграничных проектов Калининградской
области и Клайпедского, Мариямпольского, Таурагского уездов Литвы, служит
дополнительным источником финансирования региональных инициатив.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
7.
О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения о финансировании и
реализации программы приграничного сотрудничества «Россия - Эстония» на период
2014 - 2020 годов»
Соглашение подписано Российской Стороной 29 декабря 2016
года в Москве. Программа приграничного сотрудничества «Россия – Эстония»
является инструментом реализации совместных приграничных проектов
Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской областей и регионов Эстонии
Кирда-Ээсти, Лыуна-Ээсти, Кеск-Ээсти, служит дополнительным источником
финансирования региональных инициатив.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
8.
О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством
Российской Федерации, Европейской комиссией и Правительством Федеративной
Республики Германия о финансовых взносах Российской Федерации и Европейского
союза в целях обеспечения реализации программы трансграничного сотрудничества
«Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014–2020 годов на территории
Российской Федерации (финансовое соглашение)»
Соглашение подписано Российской Стороной 25 декабря 2017
года в Москве. Программа является инструментом реализации совместных
трансграничных проектов субъектов Федерации, входящих в состав Северо-Западного
федерального округа, государств ЕС и Норвегии в целях сбалансированного
социально-экономического развития Балтийского региона. Такой формат
межрегионального сотрудничества служит эффективным инструментом решения
вопросов регионального значения, дополнительным источником финансирования
региональных инициатив.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
9.
О дополнительном субсидировании пассажирских авиаперевозок на Дальнем Востоке и
с Дальнего Востока в европейскую часть страны
Проектом распоряжения предлагается выделить средства в
размере 400 млн рублей для предоставления субсидий организациям воздушного
транспорта на обеспечение доступности авиаперевозок с Дальнего Востока и в
обратном направлении и осуществление региональных авиаперевозок в Дальневосточном
федеральном округе.
Москва,
26 сентября 2018 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Уважаемые коллеги!
Сегодня важное
заседание Правительства. Важное потому, что мы рассмотрим Основные направления
деятельности Правительства.
Документ
фундаментальный. Мы провели ряд совещаний, прошли ряд развилок, как это принято
называть. До 1 октября этот документ в соответствии с майским указом Президента
должен быть представлен мне на утверждение. Сейчас мы его обсудим. С тем чтобы
финальная версия легла мне на стол в ближайшие несколько дней.
Этот документ – ОНДП – определит
на ближайшие годы всю нашу с вами работу. В значительной степени это будет
влиять на жизнь страны. Именно с таким пониманием ответственности мы и подошли
к его подготовке.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 27 сентября 2018 года
В основе этого
документа трезвая, в чём-то, может быть, даже жёсткая оценка ситуации, но не в меньшей
степени – уверенность в наших силах.
Нет необходимости
объяснять, насколько сильно изменился мир. Мы живём и действуем в предельно агрессивной
среде. Это касается и ситуации на мировых рынках, и политической обстановки, и
непрекращающегося санкционного давления. Поэтому мы находимся в особых условиях.
Но в то же время мы изменились. И поэтому ставим перед собой новые задачи. Решать
их нужно будет тоже по-новому.
Важнейшие черты нового образа
действий стали нашими национальными целями. Президент сформулировал их в своём
майском указе. Основные направления деятельности Правительства прежде всего
отвечают на вопрос, каким образом этих целей достичь.
Документ – это
выверенная в строгих цифрах и планах возможность действия и наша решимость
менять жизнь к лучшему, желание действовать эффективно, которое оформлено в
современном проектном подходе.
Документ требует
предельной конкретики, чёткой координации действий, поэтому слова и сочетания «возможно»,
«когда-нибудь», «в среднем» нужно по максимуму из документа устранить.
При подготовке документа
мы опирались на ту базу, которую Правительство создало в предыдущий период. Но сегодня
нельзя уже воспроизводить текущую, пусть даже в чём-то успешную, модель. Надо
выйти на новый темп и качество работы. Поэтому ключевые направления
деятельности Правительства в социальной и экономической сфере «упакованы» в
национальные проекты, для которых предусмотрены и контрольные показатели, и
критерии оценки, и результаты, которых мы должны достичь к 2024 году.
Некоторые направления, не вошедшие в
национальные проекты, также необходимы для достижения девяти национальных целей
развития. Это шаги, которые мы планируем для улучшения инвестиционного климата,
конкурентной среды. Реформа контроля и надзора. Повышение эффективности государственного
сектора. Всё, что мы будем делать для развития регионов и базовых отраслей, включая
оборонно-промышленный комплекс и сельское хозяйство. Это касается и спорта, и
национальной политики. По всем этим направлениям также определены целевые
ориентиры, ключевые инструменты и механизмы.
Я специально на это
обращаю внимание, потому что национальные проекты в узком смысле не покрывают
всю нашу жизнь и всю нашу работу. Есть другие направления (я их только что
назвал), по которым работа должна вестись не менее энергично и не менее
эффективно, чем по национальным проектам.
Большинство
национальных целей затрагивает смежные направления. Мы выстраиваем свою работу
так, чтобы проекты и программы дополняли друг друга и в конечном счёте давали
больший эффект.
Понятно, о чём здесь
идёт речь. Можно сколько угодно долго и успешно строить дома и школы, но если к
ним нет нормальных дорог, то эта работа в целом теряет смысл.
Или цифровые
технологии. Они влияют на экономический рост, обеспечивают модернизацию
промышленности. В то же время делают социальные услуги, образование и
здравоохранение более качественными и доступными.
Борьба с бедностью не
ограничивается только повышением зарплат или социальных пособий. Уровень
реальных доходов зависит и от развития транспортной сети, от того, существует
ли реальная возможность быстро и недорого добраться до другого города, где есть
хорошая работа. Всё это также даёт эффект для личного бюджета.
Для того чтобы жёстче
увязать национальные проекты и другие направления деятельности с целями
развития, будут сформированы модели их выполнения с показателями, отчёты о
достижении которых я буду рассматривать не реже двух раз в год. Первое такое
мероприятие мы запланируем на начало марта – будем подводить итоги работы в
2018 году. Такая практика позволит максимально эффективно использовать
выделяемые средства. А эти средства огромные, очень значительные.
На национальные проекты
и развитие инфраструктуры в следующие три года планируется направить более 5,5 трлн
рублей. Эти деньги уже предусмотрены в проекте федерального бюджета.
Для экономического
блока национальных проектов предусмотрено в целом практически 845 млрд
рублей. И ещё около
1,5 трлн рублей мы направим на создание современной инфраструктуры, в том
числе на строительство и ремонт автомобильных дорог.
Финансирование национального
проекта в образовании составит порядка 350 млрд рублей, в жилищном
строительстве – около 320 млрд рублей. В общей сложности более 400 млрд
рублей мы выделяем для нацпроектов в сфере науки, экологии и культуры.
Самая большая статья
расходов в рамках национальных проектов – это социальная сфера и повышение
качества жизни. На проекты в демографии и здравоохранении в ближайшие три года будет
выделено более 2,2 трлн рублей. Социальный блок, таким образом, – один из
самых объёмных и важных блоков в рамках Основных направлений деятельности Правительства.
Несколько слов по
направлениям работы.
Первое – демография.
Национальной целью является обеспечение устойчивого естественного роста
численности населения. Здесь мы сконцентрируемся на ключевых задачах.
Во-первых, создание
условий для рождения детей и поддержка семей с детьми. Мы уже реализуем большой
пакет демографических мер. Материнский капитал, выплаты при рождении первых,
вторых, третьих и последующих детей, льготная ипотека (6%), бесплатные участки
земли. Эта работа должна быть усилена.
В 2021 году материнский
капитал вырастет до 489 тыс. рублей. Мы уже заложили в бюджете на 2020 год
деньги на его индексацию. Продолжим создавать места в детских садах, включая
группы для детей до трёх лет.
Второе – рост
продолжительности жизни. Это тоже национальная цель. Сегодня средняя продолжительность
жизни достигла в нашей стране исторического максимума – около 73 лет. Теперь
необходимо идти дальше. Прежде всего – за счёт снижения смертности. Это
возможно только при новом качестве медицины. А значит, нам нужны системы своевременного
выявления заболеваний, максимальный охват диспансерным наблюдением, доступная
по всей стране квалифицированная медицинская помощь и, конечно, современные
технологии диагностики, лечения и реабилитации, включая телемедицинские
технологии.
Переоснастим
региональные сосудистые центры и первичные сосудистые отделения. Во всех
регионах в центры и другие медицинские учреждения, которые оказывают
онкологическую помощь, будет поставлено новое оборудование, чтобы выявлять и
лечить онкозаболевания на ранней стадии.
Будем развивать сеть медицинских
учреждений для оказания первичной медицинской помощи. Особенно там, где их нет.
На селе и в малонаселённых пунктах создадим или обновим более 1,5 тыс. ФАПов
(фельдшерско-акушерских пунктов) и врачебных амбулаторий. Закупим более 1,3 тыс. мобильных медицинских
комплексов.
Понятно, что здорового пациента не бывает без
хорошего врача, поэтому необходимо ликвидировать дефицит кадров, выправить
ситуацию в поликлиниках с терапевтами (чем, собственно, мы занимались уже
достаточно долго) и педиатрами, врачами общей практики, специалистами. В
непрерывное образование медицинских работников будет вовлечено почти 2 миллиона
специалистов.
В Основных направлениях заложены шаги по созданию
условий для активного долголетия и здорового образа жизни людей старшего
поколения. Создадим комфортные услуги в сфере социального обеспечения. Будем и
дальше делать всё, чтобы такой здоровый образ жизни стал для нашей страны
нормой. Для этого в том числе необходимо развивать спорт для людей всех
возрастов. Сейчас регулярно занимаются спортом практически 37% жителей нашей
страны. В ближайшие шесть лет эта цифра должна увеличиться до 55%.
Второе направление работы – это снижение бедности в
два раза и рост доходов граждан. Эти национальные цели – одни из самых главных
и сложных. С 2000 по 2013 год доходы людей росли. В 2014 году на фоне резкого
обвала цен на нефть и санкций они начали, к сожалению, снижаться. Нам этот
процесс удалось остановить благодаря восстановлению экономики, а также через
повышение минимального размера оплаты труда и зарплат бюджетников. За восемь
месяцев 2018 года реальная зарплата в стране выросла более чем на 8%.
Конечно, рост экономики, развитие регионов и
сельских территорий будут эту проблему решать. На уровень зарплат повлияет и
увеличение числа высококвалифицированных кадров, в том числе в цифровой
экономике. Необходимо поддерживать предпринимательскую активность. Над этими
взаимосвязанными задачами мы будем работать комплексно. Но необходимо применять
и отдельные точечные инструменты. Возможно, потребуется и ряд дополнительных
мер, чтобы достичь показателей майского указа Президента текущего года. Мы их будем
разрабатывать с учётом работы в 2018 году.
Что ещё необходимо сделать? Во-первых, предстоит
довести до достойного уровня доходы малообеспеченных граждан. С 1 января
следующего года ежегодно минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться
в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Мы
продолжим индексировать социальные выплаты по фактической инфляции, совместно с
регионами развивать формы поддержки нуждающихся граждан. Вся система социальной
помощи должна быть перестроена на принципах справедливости и адресности. Помощь
будут получать граждане, семьи, которые действительно в ней нуждаются.
Регионы должны принять
свои специальные программы, чтобы снизить число людей с доходами ниже
прожиточного минимума.
Что ещё требуется?
Совершенствование пенсионной системы. В настоящий момент этот процесс идёт.
Вчера депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении поправки в
пенсионное законодательство. Сегодня прошло третье чтение.
В частности,
сохраняется разница пенсионного возраста в пять лет для женщин и мужчин, льготы
для людей предпенсионного возраста и ряд региональных льгот, которые были
предложены в поправках Президента.
Одна из основных наших
задач – это рост пенсий выше инфляции, что также является национальной целью.
Все деньги от повышения пенсионного возраста должны пойти именно на решение
этой задачи. И они должны позволить уже с января следующего года увеличивать
пенсии на 1000 рублей в год, с тем чтобы к 2024 году пенсия составила 20 тыс.
рублей. Дополнительные пенсионные средства граждан будут формироваться в рамках
пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала. Будем вырабатывать
стимулы для создания и развития корпоративных пенсионных систем.
Целый блок касается
дальнейшей защиты прав работников предпенсионного возраста, их поддержки на
рынке труда, предоставления других гарантий. В том числе планируется для этой
категории граждан увеличить максимальный размер пособия по безработице уже с 1
января следующего года.
Следующее направление –
образование. За шесть лет мы должны войти в десятку стран-лидеров по качеству
общего образования. Для этого, во-первых, продолжим заниматься образовательной
инфраструктурой, строить новые школы, реконструировать старые, подключать их к
интернету – в рамках программы «Цифровая экономика».
Во-вторых, усилим
переподготовку школьных учителей. Более половины из них должны быть охвачены
национальной системой профессиональной подготовки и повышения квалификации. В
цифровой экономике преподаватели должны обладать соответствующими
компетенциями. Все ученики должны учиться по обновлённым программам, которые
позволят сформировать ключевые навыки в цифровом мире.
В-третьих, будет
развиваться дополнительное образование, в том числе – с учётом развития технопарков,
центров выявления талантов.
В-четвёртых, нужно
продолжить развивать высшую школу. Цель – через шесть лет повысить уровень
представленности российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов
университетов, укрепить их конкурентоспособность, в том числе благодаря проекту
5-100, который мы уже реализуем. А также – расширить экспорт российского
образования и в два раза увеличить число иностранных студентов.
Четвёртое направление
работы – жильё и городская среда. А именно – улучшение жилищных условий не
менее 5 миллионов семей ежегодно к 2024 году. Такая национальная цель
поставлена в указе Президента.
По итогам прошлого года
этот показатель составил 3 миллиона. Считаю это большим достижением. Но мы
должны усилить меры государственной поддержки. Здесь нужно продолжить работу
над тем, чтобы ипотека была более доступной.
Во-вторых, со
следующего года мы восстанавливаем масштабную программу по переселению людей из
аварийного жилья. В планах – расселить более 9,5 млн кв. м
непригодного жилья. И под эти цели мы закладываем значительное финансирование:
в ближайшие три года – 106 млрд рублей из федерального бюджета и
19 млрд – из региональных.
Также необходимо
продолжить оздоравливать рынок жилищного строительства. Для этого с 1 июля
следующего года мы переходим от привлечения денег напрямую к проектному
финансированию. Это значит, что оценивать и нести риски застройщиков будут
профессиональные участники рынка, то есть банки.
И в-четвёртых, нужно и
дальше сокращать административные барьеры за счёт перевода многих процедур для
застройщиков в электронный вид.
Понятно, что нормальные
условия жизни невозможны без качественных жилищно-коммунальных услуг. Здесь мы
продолжим совершенствовать сферу управления многоквартирными домами, программы
капитального ремонта. Нужно привлекать инвестиции и решать другие проблемы этой
важной отрасли.
Естественно, мы должны
помнить не только о качестве жилых домов, но и о городской среде вокруг. Рост
объёмов строительства жилья должен сопровождаться гармоничным развитием
городов. За шесть лет мы должны привести в порядок российские города. Эта цель
стоит, её необходимо достичь.
И конечно, то, что
окружает города. Я имею в виду состояние экологии – этому посвящён
отдельный национальный проект.
Одна из первоочередных
задач – провести всю необходимую работу по ликвидации свалок. Мы создадим, по
сути, новую отрасль – по сбору, сортировке и переработке отходов.
Такое решение уже
принято: все особо опасные незаконные свалки, которые выявлены в городах на 1
января этого года, должны быть ликвидированы. Нужно использовать опыт, который
есть у нас и за границей. Мы вчера с коллегами в Финляндии смотрели подобного
рода производства. Это на самом деле серьёзное впечатление производит. Нужно
обязательно к этому опыту обратиться. Чтобы предотвратить появление новых таких
особо опасных мест, в регионах должна появиться система общественного контроля.
Кроме того, необходимо снизить уровень загрязнения
воздуха, особенно в промышленных центрах. Это комплексная задача, в решении
которой должны участвовать не только предприятия, хотя они несут прямую
ответственность за вредные выбросы и должны контролировать, что у них
происходит (в противном случае они будут отвечать за подобного рода выбросы).
Нужно провести и модернизацию теплоснабжения, объектов коммунального хозяйства,
спланировать транспортное сообщение так, чтобы разгрузить эти города от
транзитных потоков.
Важно также, чтобы кардинальные перемены, которые мы
запланировали в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве и других
сферах, почувствовали в любом регионе, в каждом регионе нашей страны. Поэтому
мы продолжим активно поддерживать субъекты Федерации и муниципалитеты, без
этого нам не обойтись, сглаживать различия в уровне бюджетной обеспеченности
регионов – с помощью тех инструментов, которые мы имеем. Для этого мы
продлеваем решение перераспределять между регионами 1% налога на прибыль
организаций до 2024 года. Сохраним мы и очень значительный, я бы даже сказал,
огромный уровень федеральной поддержки регионам, который рос на протяжении всех
последних лет. Объём субсидий и дотаций в следующем году составит почти 1,5
трлн рублей.
Но и регионы, конечно, не должны сидеть на месте,
они должны научиться зарабатывать – мы постоянно с ними об этом ведём дискуссию
и работу, – активнее привлекать инвесторов. Будем предоставлять гранты
субъектам, которые демонстрируют наиболее высокие темпы экономического роста.
Эта работа должна быть продолжена.
В целом нужно актуализировать подходы к выделению
межбюджетных трансфертов с учётом майского указа и Стратегии пространственного
развития. В ней будет отражено, какие объекты, в какой срок предстоит создать.
И определена экономическая специализация регионов, такая именно «умная»
специализация с акцентом на наиболее перспективные, экспортно ориентированные
производства. А инфраструктурные ограничения, которые нас сдерживают, войдут в
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Они
должны быть поэтапно устранены.
Мы планируем расширить и модернизировать все
сегменты транспортной инфраструктуры – от железных дорог до речного транспорта.
Обеспечить новые проекты доступной электроэнергией. Часть работ по развитию
отрасли мы проведём в рамках национальных проектов (например, модернизация
автодорожной сети городских агломераций), часть этой работы будет вестись в
рамках других механизмов.
Отдельная большая задача – развитие глобальных
транзитных маршрутов. Это коридоры «Восток – Запад» и «Север – Юг», а также
Северный морской путь. Мы планируем увеличить пропускную способность БАМа и
Транссиба до 180 млн т ежегодно. Довести грузопоток, который идёт по Северному
морскому пути, до 80 млн т каждый год.
Кроме того, планируем
через развитие региональных аэропортов, поддержку маршрутной сети внутри страны
существенно переориентировать авиационный трафик. Доля внутренних рейсов,
которые минуют Москву, вырастет до 50%. Соответственно, мы, надеюсь, сможем
снизить стоимость перелёта.
Результат, к которому
мы идём, – это качественно иная связанность деловых и промышленных центров,
крупных городов. А самое главное – людей в нашей стране. Нам предстоит
объединить региональные рынки товаров, услуг, труда за счёт новых
инфраструктурных сопряжений. И таким образом обеспечить доступ людей к наиболее
значимым объектам – от крупных аэропортов и производственных кластеров до
социальных учреждений, включая районные поликлиники, образовательные центры, торговые
места.
Особое внимание –
развитию стратегически важных регионов, регионов, в которых существуют
хронически накопленные диспропорции. Я имею в виду Крым, Севастополь, Калининградскую
область, Арктическую зону, Северный Кавказ и Дальний Восток. Здесь мы сделаем
акцент на модернизации транспортной инфраструктуры, обеспечении доступности энергоснабжения
и снабжения водой, на создании новых рабочих мест, развитии социальной
инфраструктуры.
Уважаемые коллеги, мы за
ближайшие годы должны выстроить мощную, современную, конкурентоспособную
экономику, выйти на темпы развития выше мировых, закрепиться – хотя это очень
амбициозная задача – в топ-5 крупнейших экономик мира. Это действительно
национальная цель. Как и создание экономики нового формата, которую создают во
всех странах, – я имею в виду цифровую экономику. По оценкам наших экономических
ведомств, её вклад может составить треть роста валового внутреннего продукта.
Задача сложная,
соперники у нас очень серьёзные, немало объективных трудностей, немало ограничений.
Есть и трудности, которые связаны с действиями других государств. Тем не менее я
уверен, что это задача вполне выполнимая.
Что Правительство должно
сделать в экономической сфере?
Первое – это инвестиции.
Нам нужно добиться заметных улучшений в этой сфере. Причём не только
количественных, повысив объём инвестиций до четверти ВВП, но и качественных.
Свободные денежные ресурсы должны идти в реальный сектор. Именно в реальный
сектор, туда, где создаются конкурентоспособные товары и услуги и новые, более производительные
рабочие места. В развитие интеллектуального капитала и цифровых технологий.
Государство будет
активно стимулировать инвестиционную деятельность. И за счёт прямой
бюджетной поддержки. В том числе – средствами Фонда развития, который мы
специально создали для продвижения проектов, включая инфраструктуру.
Но не только. Важнейшая
задача – работа с частными инвесторами. Мы рассчитываем, что за шесть лет
частные инвестиции в экономику увеличатся более чем на 10 трлн рублей.
Мы уже приняли для
этого ряд важных решений, сформировали полноценную правовую базу государственно-частного
партнёрства. Одобрили выделение 290 млрд рублей для фабрики проектного
финансирования. Планируем кратно увеличить объём финансовой поддержки малого и
среднего бизнеса. Совместно с Банком России разрабатываем комплекс мер по
развитию финансового рынка.
Второе – это деловой
климат. Мы хорошо понимаем, что макроэкономическая стабильность, низкая
инфляция, устойчивая банковская система, как бы они ни были важны, – это только
основа для успешного бизнеса. И важно последовательно, совместно с деловым
сообществом дополнять их другими мерами, которые помогут улучшить
предпринимательскую среду.
Занимаемся мы этим
постоянно. Было принято решение в течение ближайших шести лет не менять
налоговые условия. Выстраивать более понятную систему тарифного регулирования.
Планируем мы и существенно
снизить риски, связанные с правоохранительными действиями, для добросовестных
предпринимателей. Как можно скорее завершить реформу контрольно-надзорной
деятельности. Речь идёт о том, чтобы перейти на риск-ориентированный подход.
Ещё одна важная
составляющая делового климата – это развитие конкурентной среды. Мы
продолжим совершенствовать законодательство в сфере конкуренции, чтобы
адаптировать его к условиям цифровой экономики. И свести к минимуму участие
государства в деятельности коммерческих компаний на конкурентных рынках. В
частности, планируется серьёзно ограничить возможность создания унитарных
предприятий. Такой законопроект мы с вами на прошлом заседании рассматривали. Прямо
запретить приобретение государством акций и долей тех хозяйствующих субъектов,
которые действуют в конкурентных сферах. Мы рассчитываем, что в результате
количество организаций с государственным участием будет постоянно сокращаться.
Развитию конкуренции
будут способствовать и наши действия по поддержке малого и среднего
предпринимательства. Мы разработали отдельный национальный проект, чтобы помочь
небольшим компаниям на всех этапах – от идеи до производства конечного
продукта или услуги. И конечно, на этапе сбыта, чтобы было легче выйти на
внутренний и внешние рынки.
Третье в сфере экономики – это её более современная
и эффективная структура.
Мы продолжим развивать импортозамещение, наращивать
несырьевой экспорт. За шесть лет объём несырьевого неэнергетического экспорта
должен практически удвоиться, а по некоторым направлениям вырасти в разы. Это
также является национальной целью.
Мы рассчитываем и значительно увеличить объём
выпуска продукции судостроения, станкостроения, сельхозмашиностроения,
продукции авиапрома и автопрома. Рост будет достигнут за счёт трёх моментов.
Первое – это благоприятная среда, которую мы продолжаем формировать для
деятельности предприятий. Второе – это подготовка профессиональных кадров под
запросы бизнеса. И третье – это эффективная поддержка государства.
Особое внимание нужно уделить продвижению наших
товаров на мировые рынки. Речь идёт о товарах, которые мы умеем производить и
которые в целом вызывают уважение на мировом рынке, пользуются спросом. Это и
наши самолёты, и вертолёты, и авиационные двигатели, автомобили, продукция
химической промышленности. Большой потенциал с точки зрения экспорта имеет и продукция
оборонно-промышленного комплекса, фармацевтической промышленности. И конечно,
агропром. Сегодня российский аграрный комплекс находит новые рынки сбыта. Мы действительно
по праву гордимся тем, что было сделано. Нужно сохранить темпы развития, которые
были достигнуты, решить задачу повышения качества сельхозпродукции и
продовольствия, улучшить логистику, продолжить работу по селекции и генетике,
вводить новые земли в сельхозоборот, развивать мелиорацию. Все эти цели
известны и должны быть достигнуты.
Всё это в том числе необходимо, чтобы добиться
удвоения экспорта продукции аграрно-промышленного комплекса к 2024 году.
Не только крупные предприятия, но и предприятия
малого и среднего бизнеса готовы осваивать новые для себя товарные позиции.
Государство заинтересовано в том, чтобы они добились успеха. Будем
стимулировать спрос на экспортируемую российскую продукцию путём субсидирования
процентных ставок по кредитам для покупателей такой продукции, расширять
взаимовыгодное сотрудничество в рамках Евразийского экономического союза и,
конечно, с другими нашими торговыми партнёрами. Всем этим нужно заниматься, несмотря
на противодействие, санкции, ограничения. Активная позиция позволяет достичь
неплохих результатов.
И конечно, система регулирования внешнеторговой
деятельности должна активно работать на продвижение российского несырьевого
экспорта. Мы уже начали внедрять принцип «одного окна». С 2021 года он должен
работать в полном объёме вместе с нашими партнёрами по Евразийскому союзу.
Кроме того, должно сократиться количество подтверждающих документов. Валютный
контроль в отношении экспорта услуг должен быть минимально необходимым.
Четвёртое – это эффективность
самой работы.
Именно эффективность –
в широком смысле – становится основой экономического лидерства. Нам нужно
добиться более результативного использования бюджетных ресурсов и
государственных активов, повышения производительности труда. Нам нужно вывести
на качественно другой уровень всю систему государственного управления.
В ближайшие годы мы планируем
полностью перейти на электронную форму торгов по продаже государственного и
муниципального имущества. Существенно, то есть более чем на 50%, сократить
площадь неиспользуемых казённых земельных участков. Это тема старая, но, к
сожалению, сохраняющая актуальность. Надо там навести порядок.
Также в цифровой формат
будут переведены конкурсные процедуры по размещению и выполнению заказов в
сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Мы стараемся делать
государственные структуры более ориентированными на запросы людей. Поэтому и
дальше будем внедрять в работу органов государственной власти цифровые
технологии, расширять перечень государственных и муниципальных услуг, которые
можно получить через многофункциональные центры.
Этот формат,
безусловно, доказал свою эффективность, это все признают. И мы будем создавать
новые центры, расширять в рамках программы «Цифровая экономика» перечень услуг.
Чтобы за ключевыми услугами вообще не нужно было ходить по нескольким
инстанциям, чего-то ждать. Чтобы компьютерная система всё делала сама, в том
числе в режиме удалённого доступа.
И конечно, наши
граждане должны быть уверены, что они могут рассчитывать на защиту в ситуациях,
когда нарушаются их права. Чтобы каждый гражданин мог получить
квалифицированную юридическую помощь.
Вхождение в пятёрку
крупнейших экономик невозможно без дальнейшей модернизации экономики и развития
науки. Нужно добиться, чтобы половина российских организаций занималась
технологическими инновациями на постоянной основе. Такая цель заложена в указе
Президента.
Пока интерес к
инновациям в экономике не слишком высок. Он растёт, но нужно стремиться к
лучшим образцам.
Менять ситуацию мы
будем, двигаясь в нескольких направлениях. Мы продолжим стимулировать спрос
крупных компаний на инновации.
Во-вторых, планируем
помочь самим разработчикам инноваций в проведении испытаний или выпуске пробных
партий.
В-третьих, нужно расширить
сектор инжиниринговых компаний, которые станут связующим звеном между
разработчиками и заказчиками. Правительственная комиссия по модернизации экономики
в ближайшее время эту тему должна обсудить.
И помимо форм поддержки,
которые у нас уже действуют, мы будем формировать научно-образовательные центры
мирового уровня на основе интеграции университетов и компаний, которые
представляют реальный сектор экономики. Это очень важно. Таких центров в
ближайшие годы должно быть создано не менее 15.
Уважаемые коллеги!
Основные направления деятельности Правительства, о которых я рассказал, – это
наш с вами общий «проект будущего».
Именно его реализация
через определённый временной промежуток позволит судить о нашей с вами
совместной работе, оценить эффективность не только отдельных ведомств или
конкретных министров, но и всей исполнительной власти в стране – как на
федеральном, так и на региональном уровне.
1. О проекте Основных направлений
деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года
Решения Правительства:
Одобрить проект Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.
Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) с
участием Аппарата Правительства Российской Федерации обеспечить с учетом
высказанных на заседании предложений доработку проекта Основных направлений
деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года.
Доработанный проект представить Председателю
Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву для утверждения.
Заместителям Председателя Правительства Российской
Федерации в соответствии с распределением обязанностей обеспечить внесение в
Правительство Российской Федерации до 15 ноября 2018 г. ответственными
федеральными органами исполнительной власти соответствующих проектов планов по
достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024
года для их последующего утверждения.
Федеральным органам исполнительной власти,
ответственным за достижение национальных целей развития Российской Федерации на
период до 2024 года, начиная с 2019 года ежегодно представлять до 1 марта и до
1 августа доклады о ходе выполнения указанных планов для последующего
рассмотрения на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам одновременно с
обсуждением отчетов о реализации национальных проектов.
2. О проекте федерального закона «О внесении
изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в
части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)»
Цель законопроекта – совершенствование
нормативного правового регулирования проведения аудита и оказания сопутствующих
аудиту услуг в части обеспечения независимости аудиторских организаций и
аудиторов на основе международно признанных этических принципов и стандартов.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в
части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «Об
ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год»
Законопроект направлен на обеспечение прав
застрахованных лиц на установление накопительной пенсии в системе обязательного
пенсионного страхования.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «Об
ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2019 год» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О внесении
изменения в статью 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих
ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации»
Во исполнение постановления Конституционного
Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 года №14-П по делу о проверке
конституционности части 3 статьи 43 Федерального закона «Об охоте и о
сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой некоммерческого
партнёрства «Спортивно-охотничий клуб “Румелко-Спортинг”».
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменения в статью 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих
ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О
присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о
перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской
Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974
года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и
их багажа 1974 года»
Афинская конвенция, которой определяется
ответственность перевозчика в международной морской перевозке пассажира и его
багажа, была принята 13 декабря 1974 года и вступила в силу 28 апреля 1987
года. Россия участвует в Афинской конвенции как правопреемник СССР. 1 ноября
2002 года в Лондоне был принят Протокол к Афинской конвенции, который вступил в
силу 23 апреля 2014 года. Протокол 2002 года внёс существенные изменения в
содержание Афинской конвенции. В частности, введено обязательное страхование
пассажиров на судах и повышены пределы ответственности перевозчика за вред
жизни и здоровью пассажира.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 10 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
присоединении Российской Федерации к Протоколу 2002 года к Афинской конвенции о
перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и денонсации Российской
Федерацией Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974
года и Протокола 1976 года к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и
их багажа 1974 года» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
6. О проекте федерального закона «О
ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного
сотрудничества «Россия - Литва» на период 2014 - 2020 годов»
Соглашение подписано Российской Стороной 29
декабря 2017 года в Москве. Программа приграничного сотрудничества «Россия –
Литва» является инструментом реализации совместных приграничных проектов
Калининградской области и Клайпедского, Мариямпольского, Таурагского уездов
Литвы, служит дополнительным источником финансирования региональных инициатив.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного
сотрудничества «Россия - Литва» на период 2014–2020 годов» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О
ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества
«Россия - Эстония» на период 2014–2020 годов»
Соглашение подписано Российской Стороной 29
декабря 2016 года в Москве. Программа приграничного сотрудничества «Россия –
Эстония» является инструментом реализации совместных приграничных проектов
Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской областей и регионов Эстонии
Кирда-Ээсти, Лыуна-Ээсти, Кеск-Ээсти, служит дополнительным источником
финансирования региональных инициатив.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного
сотрудничества «Россия - Эстония» на период 2014–2020 годов» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской
комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых
взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения
реализации программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион
Балтийского моря» на период 2014–2020 годов на территории Российской Федерации
(финансовое соглашение)»
Соглашение подписано Российской Стороной 25
декабря 2017 года в Москве. Программа является инструментом реализации
совместных трансграничных проектов субъектов Федерации, входящих в состав Северо-Западного
федерального округа, государств ЕС и Норвегии в целях сбалансированного
социально-экономического развития Балтийского региона. Такой формат
межрегионального сотрудничества служит эффективным инструментом решения
вопросов регионального значения, дополнительным источником финансирования
региональных инициатив.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 сентября 2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Европейской
комиссией и Правительством Федеративной Республики Германия о финансовых
взносах Российской Федерации и Европейского союза в целях обеспечения
реализации программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион
Балтийского моря» на период 2014–2020 годов на территории Российской
Федерации (финансовое соглашение)» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
9. О дополнительном субсидировании
пассажирских авиаперевозок на Дальнем Востоке и с Дальнего Востока в
европейскую часть страны
Проектом распоряжения предлагается выделить
средства в размере 400 млн рублей для предоставления субсидий организациям
воздушного транспорта на обеспечение доступности авиаперевозок с Дальнего
Востока и в обратном направлении и осуществление региональных авиаперевозок в
Дальневосточном федеральном округе.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства
Российской Федерации по данному вопросу.
Брифинг Виталия Мутко по завершении заседания
Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания
Брифинг Виталия Мутко по завершении заседания Правительства
В.Мутко:
Сегодня Правительство утвердило Основные направления деятельности Правительства
на ближайшие шесть лет. Это очень серьёзный, напряжённый документ, по которому
Правительство будет работать в ближайшие годы. Этот документ отражает все
национальные цели, которые поставлены в указе, подробно описывает порядок их
достижения. Организационные, финансовые, юридические меры, взаимодействие с
регионами. Все 12 национальных проектов и меры по их реализации обозначены в
этом проекте. Также в этом документе отражены направления деятельности
Правительства, которые не вошли в национальные проекты. В целом они посвящены
экономике, решению ряда серьёзных задач в социально-экономическом развитии.
В этом документе есть и
блок, связанный с реализацией очень
серьёзных, масштабных задач по развитию строительства, строительной отрасли, её
вклада в экономику страны. Достижение показателей в строительстве – это не
менее 120 млн кв. м жилой площади. Большой набор связанных с
этим мероприятий в области регулирования, развития строительной индустрии. И
конечно, модернизация жилого фонда.
Мы в Основных
направлениях деятельности Правительства подробно отразили механизм расселения
аварийного фонда. Рассчитываем не менее 9 млн кв. м аварийного
фонда до 2024 года расселить в целом по стране.
Также будет уделено
большое внимание комплексному развитию городов. Речь идёт о создании
комфортной, благоприятной среды. Практически все 1114 городов попадают в поле
зрения Правительства. Направляются серьёзные
ресурсы, для того чтобы мы могли комплексно подойти к созданию комфортной
среды. Это и вопросы благоустройства, создания общественных пространств. Это
модернизация аварийного фонда. Дороги, экология, модернизация
жилищно-коммунальной инфраструктуры. То есть здесь очень большой, серьёзный
блок вопросов и мер, которые Правительство будет принимать.
Конечно, затронул
документ и жилищно-коммунальное хозяйство: дальнейшая работа по модернизации
системы управления многоквартирными домами, усиление защиты граждан, жилищно-коммунальный
комплекс, модернизация изношенных сетей, очень взвешенная тарифная политика.
Набор очень большой.
В этом документе
упомянута и Стратегия пространственного развития, которая в ближайшее время также будет принята.
Она позволит нам ещё раз уточнить экономические специализации, более выгодные
для субъектов Российской Федерации, дать чёткое понимание понятия регионального взаимодействия, избежать
ненужной конкуренции в тех отраслях экономики, где есть большие преимущества в
том или ином регионе, связать регионы в макрорегионы. На основании
распределения производственных сил, расселения, демографического прогноза будет
принят план магистральной инфраструктуры, который снимет транспортные
ограничения. Это тоже очень серьёзный раздел. Правительство в ближайшее время
такой документ выпустит – в развитие двух документов, о которых я сказал.
Реализация плана
магистральной инфраструктуры позволит решать
ряд вопросов передвижения товаров,
ресурсов, связывания регионов, снятия ограничений.
Конечно, это основной
документ. Теперь предстоит каждому ведомству очень серьёзно поработать. И
регионам, субъектам Российской Федерации.
В этом документе мы прогнозировали
нашу межбюджетную политику, стараясь на ближайшие шесть лет придать
стабильность, сохранить методологию бюджетного процесса, политику по
выравниванию межбюджетных отношений.
Усилим ответственность за реализацию субсидий, которые будут направляться в
регионы.
То есть это
фундаментальный документ. Он связан с развитием экономики, реального сектора
экономики, развитием социальной сферы.
Брифинг Татьяны Голиковой по завершении заседания Правительства
Т.Голикова:
Сегодня Правительство Российской Федерации одобрило Основные направления
деятельности Правительства до 2024 года.
Основные направления деятельности Правительства
нацелены на исполнение национальных целей, которые обозначены в майском указе
Президента 2018 года. Фактически под исполнение каждой национальной цели
обозначены конкретные мероприятия.
Национальные цели будут реализовываться посредством
национальных проектов, паспорта которых практически все одобрены на президиуме
Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Дальнейшая работа в
этом направлении начиная с 1 октября этого года будет осуществляться по
рассмотрению федеральных проектов, которые включают в себя мероприятия,
обеспечивающие и реализацию национальных проектов, и реализацию национальных
приоритетов.
Кроме того, согласно сегодняшнему решению
Правительства в суточный срок Основные направления деятельности Правительства
будут доработаны с учётом замечаний, которые были высказаны в ходе обсуждения.
К 1 октября фактически они обретут силу закона – для Правительства, безусловно.
Далее в срок до 15 ноября сего года заместители
Председателя Правительства, ответственные за реализацию соответствующих
национальных целей, вместе с курирующими ведомствами, которые определены
ответственными за соответствующие национальные цели деятельности, подготовят
планы, по которым будет осуществляться мониторинг достижения национальных целей
и подведение итогов, а также определяться целесообразность корректировки или
отработки дополнительных материалов, обеспечивающих достижение национальных
целей.
Что касается социального блока Правительства, то
Основные направления деятельности Правительства представлены достаточно широким
спектром мероприятий. Мы отвечаем за четыре национальные цели, среди которых
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской
Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 2024 года до 78 лет,
до 2030 года – до 80 лет. Это две цели. Далее речь идёт о росте реальных
доходов населения, снижении бедности в два раза – это тоже две цели. В рамках
повышения реальных доходов населения предполагается также повышение пенсий выше
уровня инфляции.
Мы реализуем отдельные
мероприятия для достижения национальной цели по ускорению технологического
развития Российской Федерации, увеличению количества организаций,
осуществляющих технологические инновации.
Несколько слов о каждой
из национальных целей – в добавление к тому, о чём во вступительном слове
сказал Дмитрий Анатольевич.
Первое. Сегодня мы
наблюдаем (мы об этом неоднократно говорили) существенное снижение рождаемости
в результате демографического спада, который связан с последствиями Великой
Отечественной войны. Мы в 2016 и 2017 годах имели уровень рождаемости, то есть
число родившихся, 1,9 миллиона и 1,7 миллиона человек соответственно.
За семь месяцев текущего
года (данные за восемь месяцев будут в ближайшие дни) количество родившихся
составляет 928,9 тысячи человек. И к сожалению, пока за январь – июль мы
имеем естественную убыль населения, то есть рождаемость ниже смертности. Хотя с
точки зрения показателей смертности мы не ухудшили показатели, которые
складывались по 2016 году.
Существенное влияние на
первый показатель, то есть естественный прирост населения, оказывает как раз
рост рождаемости и снижение смертности. На сегодняшний день мы закладываем прогноз
по увеличению к 2024 году суммарного коэффициента рождаемости со
сложившегося в 2017 году 1,62 (это количество детей, приходящихся на одну
женщину) до 1,74.
Это очень серьёзная
задача. Она будет обеспечиваться всем комплексом мероприятий, которые связаны с
поддержкой демографии. Это все виды пособий на первого ребёнка, второго ребёнка
(материнский капитал имеется в виду), на третьего и последующих детей – когда
речь идёт о софинансировании обязательств субъектов в этой части.
Кроме того,
предполагается, что в 2021 году будет обеспечена стопроцентная доступность
дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет. В том числе за счёт
создания свыше 250 тыс. ясельных мест и организации 1,9 тыс. дошкольных групп.
В выступлении Дмитрия
Анатольевича было также отмечено, что будут снижены ставки по ипотечным
кредитам до 6% для семей при рождении второго ребёнка и последующих детей.
Вся совокупность
финансовых мер, которые заложены в одном из федеральных проектов национального
проекта «Демография», позволит обеспечить мерами поддержки почти полтора миллиона
российских семей.
Что касается снижения
смертности, то здесь ставятся достаточно серьёзные задачи, для того чтобы
обеспечить естественный прирост. Показатели национального проекта «Здоровье»,
которые нацелены на это, предполагают, что смертность будет снижена на 12,1%,
то есть речь идёт о снижении более чем на 200 тысяч смертей.
Какими реальными
мероприятиями это будет достигаться? На сегодняшний день речь идёт о
профилактике, для чего планируется дальнейшее развитие центров здоровья и
кабинетов медицинской профилактики. Предполагается, что за шесть лет
консультации получат более 33 миллионов наших граждан. Профилактические осмотры
пройдут более 100 миллионов наших граждан.
Кроме того, как было
отмечено в выступлении Дмитрия Анатольевича (я ещё раз хочу акцентировать на
этом внимание), развитие инфраструктуры будет обеспечено по основным социально
значимым заболеваниям, которые дают основной вклад в смертность, – это
сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Будет переоснащено 600
региональных и первичных сосудистых отделений, и практически во всех субъектах
Российской Федерации появится сеть центров онкологической помощи.
Кроме того, будет
продолжен начатый в 2018 году проект по строительству детских больниц.
Реализуется задача,
обозначенная в указе Президента, по доступности оказания медицинской помощи в
сельских населённых пунктах. Предполагается замена и создание 1560 ФАПов и
врачебных амбулаторий и приобретение 1300 врачебных мобильных комплексов.
Важно также отметить, что частично ситуация, которая
складывается с доступностью медицинской помощи, продиктована нехваткой квалифицированных
специалистов в сельских населённых пунктах и малых городах. Поэтому законом о
бюджете Фонда обязательного медицинского страхования предполагается привлечь в
эти населённые пункты порядка 27 тысяч врачей и 133 тысяч специалистов среднего
медицинского персонала.
Министерством здравоохранения совместно с высшими учебными
заведениями медицинской направленности разработаны планы по выпуску таких
специалистов, и сейчас в рамках изменения законодательства об обязательном
медицинском страховании предполагается отработка совместно с регионами страны
механизмов привлечения и закрепления врачей и среднего медицинского персонала в
сельских населённых пунктах и в малых городах.
Ещё один федеральный проект я упомяну применительно к демографии
– это проект «Современная школа», который у нас является составляющей проекта
«Образование», тем не менее влияет на демографическую ситуацию в стране. Речь
идёт о внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Предусмотрено развитие инфраструктуры образовательных организаций, повышение
доступности образования в сельской местности, что создаёт предпосылки для
снижения оттока из сельских населённых пунктов и возможности получения
образования по месту рождения и жительства.
Существенный вклад в продолжительность жизни будет
вносить такой федеральный проект национального проекта «Демография», как
«Старшее поколение». Дело в том, что мы начиная с 1 января 2019 года пытаемся
осуществлять эту работу на принципиально новом подходе. Речь идёт о разработке
программы активного долголетия на тех базовых принципах, которые сегодня
продекларированы и приняты Всемирной организацией здравоохранения. Это
долговременный уход, долгосрочная помощь для граждан пожилого возраста. Мы
намерены провести мероприятия, связанные с согласованием действий системы
здравоохранения и системы социального обслуживания по выявлению на основе
стопроцентного охвата диспансерным наблюдением этой категории граждан,
постановке на учёт, оказанию геронтологической помощи и, безусловно, развитию
на новом уровне, но в привычном для нас понимании домов престарелых. Сейчас мы будем разрабатывать
новую концепцию учреждений социального обслуживания для граждан пожилого
возраста, которые будут давать возможность не только постоянного пребывания, но
и временного, и дневного пребывания, а также оказания профилактической и
врачебной помощи этим гражданам.
Что касается обеспечения устойчивого реального
дохода граждан, роста пенсионного обеспечения выше уровня инфляции как ещё
одной национальной цели, здесь мы базируемся на ключевой роли роста экономики.
В прогнозе социально-экономического развития (он одобрен одновременно с бюджетом и будет направлен в ближайшее
время в Государственную Думу) предполагаются темпы роста экономики более 3%, которые,
естественно, будут оказывать положительное влияние на решение задачи
устойчивого роста реальных доходов населения.
Кроме того, все составляющие, которые связаны с
обеспечением реальных доходов, получают финансовую поддержку не только в
трёхлетнем бюджете, который в обозримом будущем будет рассматриваться, но и в
шестилетней перспективе, поскольку это одобрено в рамках прогноза
социально-экономического развития.
О чём идёт речь? Речь идёт о повышении минимального
размера оплаты труда. Об этом мы уже говорили. Ежегодно минимальный размер
будет повышаться и будет эквивалентен прожиточному минимуму трудоспособного
гражданина, установленному по II
кварталу
года, предшествующего новому финансовому. Для 2019 года это 11 280 рублей. Кроме того, мы
обеспечиваем темпы роста фонда оплаты труда для наших бюджетников темпами роста
фонда заработной платы, которые закладываются в прогноз
социально-экономического развития, для того чтобы сохранить тенденции и уровни,
которые сложились во всех отраслях бюджетной сферы, подпадающих под майский
указ (597-й) Президента Российской Федерации 2012 года.
Будет обеспечена индексация заработной платы
работников, не подпадающих под указ. Она будет осуществлена по уровню инфляции
начиная с 1 октября каждого года на протяжении всего прогнозируемого периода.
Кроме того, будет обеспечена индексация всех
социальных пособий по уровню фактической инфляции.
Что касается пенсий, мы
уже неоднократно говорили, что в течение первых шести лет с 1 января каждого
года будет осуществляться индексация выше уровня инфляции, эквивалентная
среднегодовому увеличению пенсии на тысячу рублей, с 12-тысячным среднегодовым
доходом. Безусловно, для каждого гражданина эта цифра будет разной – в
зависимости от уровня заработка и стажа, который он имел, когда трудился.
Соответственно, к 2024
году среднегодовой размер страховой пенсии неработающих граждан должен
составить чуть больше 20 тыс. рублей. И далее, после 2024 года, индексация
также будет осуществляться, но двумя этапами: с 1 февраля – по фактической
инфляции предыдущего года, с 1 апреля – по темпам роста средней заработной
платы, но не выше доходов Пенсионного фонда. В любом случае наши расчёты
показывают, что, исходя из оценок инфляции и прогноза социально-экономического
развития, мы будем иметь индексацию пенсий выше уровня инфляции.
Следующая тема –
наверное, одна из самых сложных, и это национальная цель – снижение в два раза
уровня бедности в Российской Федерации. Безусловно, этому будут способствовать
условия и мероприятия, о которых я сказала выше, по росту реальных доходов
населения. Мы будем мониторить ситуацию. Сейчас мы видим, что меры, которые у
нас есть, пока не дают нам возможности обеспечить снижение в два раза. Поэтому
мы в настоящее время работаем с экспертным сообществом как по проекту
«Демография», так и по необходимости выполнения показателя снижения бедности в
два раза. И предполагаем, что в 2019 году и по проекту «Демография», и по
национальной цели снижения бедности выйдем с дополнительными мерами по поддержке
наших граждан.
Почему я увязываю это с
проектом «Демография»? Потому что ключевое значение для влияния на показатель
бедности имеет состояние семей, которые на сегодняшний день имеют детей. Их
поддержка является наиболее чувствительной для показателя снижения бедности.
Что касается участия
нашего блока в национальной цели по ускорению технологического развития
Российской Федерации.
Здесь мы обеспечиваем реализацию мероприятий,
связанных с национальным проектом «Наука», который получает такой статус впервые
с 1 января 2019 года. К 2024 году, согласно указу Президента, Российская
Федерация должна войти в число пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные
исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами
научно-технологического развития. Если коротко, мы предполагаем, что за этот
период будет создано 15 научно-образовательных центров на базе научных
организаций и организаций высшего образования в кооперации с организациями
реального сектора экономики.
Кроме того, будет создано 14 центров компетенций
Национальной технологической инициативы и обеспечена деятельность не менее 16
научных центров мирового уровня. Кроме того, мы должны обеспечить – это очень
сложная задача – темп роста внутренних затрат на исследования и разработки выше
темпов роста ВВП. Мы все понимаем, что такой рост невозможно обеспечить
исключительно государственными ресурсами, средствами федерального бюджета, а,
напомню, наука – это исключительно федеральные полномочия. Поэтому
предполагается в рамках национального проекта «Наука» организовать работу таким
образом, чтобы вовлечь наше предпринимательское сообщество, наши крупные
акционерные общества с государственным участием, государственные корпорации к
научным разработкам в секторах, которые являются приоритетами научно-технологического
развития.
Кроме того, будет обновлена на 50% приборная база
ведущих научных организаций, организаций, выполняющих исследования и
разработки, и сформирована передовая инфраструктура исследований и разработок.
Наконец, ещё один блок – это сфера образования. К
2024 году предполагается, что во всех школах – по данным Росстата, на
сегодняшний день их более 41 тыс. – будет проведена оценка качества общего
образования на основе практики международных исследований. Это делается для
того, чтобы реализовать показатель, который обозначен указом Президента:
попадание в десятку стран по качеству общего образования.
Мы к такой работе на сегодняшний день готовимся и
надеемся, что она будет реализована и цели достигнуты. Мероприятия, которые мы
закладываем в рамках национального проекта «Образование», позволяют нам на это
рассчитывать.
О чём идёт речь?
Предполагается строительство новых школ, реконструкция старых. Будет создано не
менее 100 тыс. новых ученических мест. Будет обеспечен стабильный и
быстрый интернет. И в субъектах Российской Федерации не менее 500 тысяч
детей будут заниматься по программам с применением современных цифровых
технологий.
Кроме того,
предполагается усилить переподготовку школьных учителей. Более половины из них
будут охвачены национальной системой подготовки и повышения квалификации.
Получит дальнейшее
развитие дополнительное образование детей. Мы предполагаем, что будет создано
245 детских технопарков «Кванториум», 340 мобильных технопарков для детей,
проживающих в сельской местности и малых городах. На базе этих структур смогут
заниматься порядка 2 миллионов детей.
К 2024 году 80% детей в
возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительным образованием. Не менее
900 тысяч учеников 6–11-х классов примут участие в проекте ранней профориентации
«Билет в будущее».
В регионах
предполагается создать сеть центров выявления и поддержки развития талантов с
системами отбора, аналогичными тем, которые сегодня используются в
образовательном центре «Сириус».
Мы также планируем
создать более 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс.
мастерских, оснащённых современным оборудованием по стандартам WorldSkills.
В завершение, уважаемые
коллеги, я хотела сказать: всё, что я вам сейчас назвала, и более широкий
спектр мероприятий, которые сейчас готовятся, по направлениям, которые я
обозначила, полностью обеспечены финансовыми ресурсами в федеральном бюджете. И
в настоящее время ведётся системная работа с регионами, чтобы мероприятия,
которые их касаются, а это в основном три национальных проекта – «Демография»,
«Образование» и «Здравоохранение», – были предусмотрены также в бюджетах
регионов и чтобы в их региональных паспортах был обеспечен выход на
стратегические национальные приоритеты, обозначенные указом Президента.
Вопрос:
Вы
упомянули, что в 2019 году Правительство разработает дополнительные меры по
борьбе с бедностью. Вы не могли бы подробнее рассказать, какие варианты вы
рассматриваете?
Т.Голикова:
Пока не могу. Мы понимаем, в каком направлении нам нужно двигаться, но
поскольку это не только социальный блок, но ещё и ряд сфер, которые оказывают
влияние на уровень бедности населения в Российской Федерации, то озвучивать
сейчас было бы неправильно. Я просто к этому хочу добавить, что косвенно на
уровень бедности в нашей стране оказывают влияние все сферы, даже, скажем,
развитие сети дорожного строительства, поскольку оно обеспечивает доступность
услуг. То же касается жилищно-коммунального хозяйства и городской среды,
поскольку это и тарифы, и состояние жилищного фонда, что является определяющим
с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и комфорта наших граждан. Поэтому
сейчас в рамках Основных направлений деятельности Правительства не просто
обозначаются мероприятия, но и фиксируются механизмы, посредством которых будет
осуществлено достижение национальных целей. Забегая вперёд, скажу, что не
только адресной помощью населению это определяется.
Вопрос:
Сегодня Алексей Кудрин в Госдуме сказал, что уровень бедности в России остаётся
высоким. Ваша оценка такая же – уровень бедности остаётся высоким? Или стабильным?
Т.Голикова:
Алексей Кудрин не сказал ничего нового, поскольку речь шла о 2017 годе.
Рассматривался вопрос исполнения бюджета 2017 года, безусловно, Алексей
Леонидович приводил показатели, которые характеризуют исполнение бюджета 2017
года. Действительно, по 2017 году показатели бедности были достаточно высокими,
и ровно поэтому и в послании Президента, и в указе Президента от мая 2018 года
снижение бедности в два раза было обозначено как национальная цель страны.
Что касается прошедшего
периода, то сейчас мы наблюдаем пусть не такую пока явную, как нам бы хотелось,
но положительную тенденцию по снижению числа бедных. Вы знаете, что за первое
полугодие текущего года по сравнению с первым полугодием прошлого года снижение
составило 1,1 миллиона человек.
Судить по первому
полугодию достаточно сложно: первый квартал всегда осуществляет серьёзный вклад
в показатель бедности, потому что в первом календарном квартале меньше рабочих
дней, чем во всех других. Поэтому показатели, как правило, держатся на очень
высоком уровне. Думаю, есть смысл дождаться показателей третьего квартала 2018
года, чтобы каким-то образом оценить складывающиеся тенденции.
Но это снижение –
1,1 миллиона – очевидно, связано с повышением уровня заработных плат, то
есть с выполнением задач, обозначенных в Указе №597 от 2012 года: повышение
минимального размера оплаты труда дважды, как вы помните, – с 1 января 2018
года и с 1 мая 2018 года. А также с плановыми индексациями и, что немаловажно,
с тем вкладом, который осуществляет озвученный Президентом в конце 2017 года
пакет демографических мер.
Мы сначала, по
результатам пяти месяцев 2018 года, были обеспокоены тем, что граждане
неактивно пользуются финансовыми ресурсами, которые мы им предоставляем в
рамках поддержки рождения первенца в семье. Но сейчас ситуация, по данным за
девять месяцев, серьёзно поменялась. Если мы до этого предполагали, что у нас
будет складываться существенная экономия по этим объёмам ассигнований, то
сейчас мы это уже не подтверждаем. Это мероприятие становится востребованным, и
количество семей, которые получают пособие на первого и, конечно, на второго,
третьего ребёнка и последующих детей, неуклонно растёт. И вот эта часть меняет
показатели бедности.