1. О проекте
федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О
внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации”» (в
части завершения «налогового манёвра» в нефтегазовой отрасли)
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 31
Закона Российской Федерации “О таможенном
тарифе” и признании утратившими силу
Федерального закона “О внесении
изменения в статью 31 Закона Российской Федерации "О
таможенном тарифе"” и отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации»
3.
О проектах федеральных законов «О внесении изменений в статьи 13 и 18
Федерального закона “О
бухгалтерском учёте”» и
«О внесении изменений в статьи 23 и 102 Налогового кодекса Российской
Федерации»
Законопроектами предлагается отменить обязанность
экономических субъектов представлять обязательный экземпляр годовой
бухгалтерской отчётности в орган государственной статистики. Такая отчётность
будет представляться только в налоговый орган в электронном виде.
Уполномоченным органом по формированию, ведению и обеспечению доступа
государственных органов и заинтересованных лиц к государственному
информационному ресурсу бухгалтерской отчётности определяется ФНС России. Цель
законопроектов – упрощение порядка представления бухгалтерской отчётности экономическими
субъектами в государственные органы, реализация принципа «одного окна» при
представлении бухгалтерской отчётности, развитие государственного
информационного ресурса бухгалтерской отчётности.
Законопроекты рассмотрены и одобрены 18 июня
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации» (в части совершенствования администрирования доходов
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от штрафов, неустоек, пеней, а
также средств, поступающих в целях возмещения вреда окружающей среде)
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 46
Бюджетного кодекса обусловлены разночтением, неоднозначным толкованием и
сложностью в практическом применении положений этой статьи. Законопроектом
предусматривается установление единого принципа зачисления доходов от штрафов:
из какого бюджета финансируется деятельность органа, должностные лица которого
налагают штраф, в тот бюджет штраф и должен поступать. Это позволит однозначно
определить, в какой бюджет должны поступать штрафы, установленные федеральными
законами (КоАП, Уголовным кодексом, Налоговым кодексом и другими), законами
субъектов Федерации.
Законопроект рассмотрен и одобрен 18 июня 2018
года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
5.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс
Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в
целях совершенствования определения видов разрешённого использования земельных
участков)»
Для устранения существующей неопределённости в правовом
регулировании вопросов определения видов разрешённого использования земельных
участков Земельный кодекс предлагается дополнить главой, регулирующей на
системной и комплексной основе вопросы установления и изменения видов
разрешённого использования земельных участков.
Законопроект рассмотрен и одобрен 18 июня 2018
года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
6.
О проектах федеральных законов «О внесении изменений в статьи 41 и 94
Федерального закона “О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд”», «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления
ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления ответственности за заведомо ложное
экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд»
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» за предоставление заведомо ложного экспертного заключения
эксперт, экспертная организация и её должностные лица несут ответственность в
соответствии с законодательством. Однако в действующем уголовном
законодательстве и в законодательстве об административных правонарушениях
соответствующие нормы об ответственности экспертов и экспертных организаций
отсутствуют. Законопроектами предлагается определить меры уголовной и
административной ответственности за предоставление заведомо ложного экспертного
заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Для этих
целей устанавливаются единые требования к оформлению результатов экспертиз,
проводимых экспертами и экспертными организациями.
Законопроекты рассмотрены и одобрены 18 июня 2018
года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
7.
О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты в части обеспечения возможности возврата заёмщику –
физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от
договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору
потребительского кредита (займа)» и «О внесении изменения в пункт 3 статьи 958
Гражданского кодекса Российской Федерации»
В законодательство предлагается внести изменения,
определяющие особенности возврата части страховой премии при досрочном отказе
заёмщика от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств
по договору потребительского кредита. Предусматривается, в частности, что при
досрочном отказе страхователя от договора страхования, обеспечивающего
исполнение обязательств заёмщика по договору потребительского кредита, по
которому заёмщик досрочно исполнил свои обязательства, уплаченная страховщику
страховая премия подлежит возврату страхователю за вычетом части страховой
премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
Принятие и реализация законопроектов будут способствовать достижению
справедливого баланса интересов коммерческих организаций и потребителей как
экономически более слабой и зависимой стороны в соответствующих
гражданско-правовых отношениях.
Законопроекты рассмотрены и одобрены 18 июня
2018 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Москва,
20 июня 2018 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
На сегодняшнем заседании
Правительства – целый ряд законопроектов.
Напомню, что в прошлый раз мы
приняли ряд важных решений, которые касаются пенсионной и
налоговой систем. Основной массив документов, законопроектов был рассмотрен.
Большинство этих документов уже в Государственной Думе.
Я давал поручение на
предыдущем заседании Правительства доработать законопроекты по налоговым
вопросам, где оставались определённые разногласия. Речь идёт о документах,
которые определяют основные параметры так называемого налогового манёвра в
нефтегазовой сфере. Были проведены согласования, встречи с представителями
отрасли. Сегодня мы обсудим доработанные документы. В самое ближайшее время их
также нужно будет внести в Государственную Думу, чтобы коллеги смогли их
рассмотреть до конца весенней сессии.
Налоговый манёвр – вернее,
его завершающий этап – предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на
нефть и нефтепродукты с 30% до нуля. Параллельно и также постепенно будет расти
ставка налога на добычу полезных ископаемых – нефти и газового конденсата.
Эти изменения начнут
действовать со следующего года – в течение ближайших шести лет. Чтобы они не создавали
дополнительной нагрузки на цены, предлагается, во-первых, сохранить действующие
льготы по НДПИ. Речь идёт о добыче нефти на новых морских
месторождениях, а также о добыче газового конденсата, который используется для производства СПГ (сжиженного природного газа) на месторождениях
в Ямало-Ненецком автономном округе. Кроме
того, пониженные ставки НДПИ останутся для месторождений со сложными условиями:
для выработанных месторождений, малых участков
недр и для трудноизвлекаемой нефти.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 21 июня 2018 года
Во-вторых,
предлагается использовать механизм отрицательного акциза. Нефтеперерабатывающие
заводы, где налажено производство
высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса, получат вычет по акцизу на нефть. Хотел бы также подчеркнуть, что такой льготой смогут воспользоваться только те компании,
которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок, по вполне понятным
причинам.
В
целом ситуация на рынке стабильна. Вчера мы
говорили об этом на совещании у Президента. Меры, которые были приняты
Правительством, дали эффект. Тем не менее
нужно следить за всеми процессами, которые происходят на нефтяном рынке и на
рынке бензина. При необходимости, как мы и договаривались, будем предпринимать
дополнительные шаги.
Сегодня мы рассмотрим
ещё два законопроекта, которые позволят перейти к принципу одного окна при
взаимодействии с государственными органами. Это меры по снижению
административной нагрузки на бизнес. Теперь не нужно отдельно отчитываться
перед Росстатом. Достаточно будет направить один экземпляр бухгалтерского отчёта
в Федеральную налоговую службу, причём в электронной форме. Налоговики станут
вести федеральную базу налоговой отчётности и при необходимости делиться
данными с другими ведомствами, для чего с информации, которая будет храниться в
базе, снимается статус налоговой тайны. Но при этом контроль за отчётностью будет
усилен.
Вносятся изменения в
Земельный кодекс. Цель – навести порядок с определением правового режима земель
различного назначения. У фермеров в этом случае появляется возможность строить
дома на землях сельхозназначения. Разумеется, при определённых ограничениях –
как по предельным параметрам домов, так и по запрету на перепродажу земли под этими
домами. Люди, которые арендовали землю для личного подсобного хозяйства или
огородничества, смогут выкупить её без торгов – при условии её надлежащего
использования в течение трёх и более лет.
Кроме того, этот
законопроект защищает интересы собственников. Если регламенты использования
земли были изменены без согласования с ними, то убытки должны гаситься за счёт
бюджета соответствующего уровня.
Новая система
использования земель будет опираться на целый ряд документов. Это и градостроительные
документы, и лесохозяйственные регламенты, положение об особо охраняемых
природных территориях и некоторые другие.
Также мы
сегодня рассматриваем пакет из трёх законопроектов, которые направлены на
повышение эффективности и прозрачности государственных закупок.
О чём
идёт речь?
Во-первых,
для оформления результатов экспертиз закупок появляются единые требования. Это
упрощает контроль за предоставлением недостоверных и заведомо ложных
заключений.
Во-вторых,
очевидно, что, если экспертиза носит ложный характер, она способна повлечь действительно
опасные последствия. Это и хищения в сфере государственных закупок, и риски
причинения вреда жизни и здоровью людей (когда, например, речь идёт об
экспертизе лекарств), и другие последствия.
Для того
чтобы влиять на эту ситуацию, в Уголовный кодекс предлагается ввести новый
состав преступления. За предоставление экспертом заведомо ложного заключения устанавливается
уголовная ответственность в этих случаях.
В-третьих,
эксперты и представители экспертных организаций теперь будут нести также
административную ответственность как должностные лица, если мы такие решения
примем. Речь идёт о тех случаях, когда их действия не содержат уголовно
наказуемого деяния. Там, соответственно, установлены штрафы, причём достаточно
значимые – для компаний штраф, скажем, измеряется 150 тыс. рублей.
В
повестке дня ещё два законопроекта, которые должны улучшить условия
кредитования. Речь идёт о возврате заёмщику части страховой премии за
неистекший период страхования, если заёмщик, то есть должник, досрочно погашает
кредит. Сейчас банк зачастую отказывает в этом, ссылаясь на действующие
правила, в том числе Гражданский кодекс.
Сегодня предлагается
рассмотреть поправки в гражданское законодательство и законы, которые
регулируют потребительские кредиты и ипотеку.
Это
значит, что при принятии этих законопроектов у заёмщика в случае досрочного погашения
кредита появится право вернуть часть денег, которые потрачены на страховку.
И
некоторые другие вопросы у нас в повестке дня.
1. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального
закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (в части завершения «налогового манёвра» в нефтегазовой
отрасли)
Решение Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации”» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэнерго России
(А.В.Новаку), ФАС России (И.Ю.Артемьеву) при подготовке указанного
законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении
предусмотреть:
введение логистического коэффициента «отрицательного
акциза», учитывающего географическое положение нефтеперерабатывающих заводов, в
размере от 1 до 1,6;
совершенствование
механизма «отрицательного акциза».
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
статью 31 Закона Российской Федерации “О
таможенном тарифе” и признании утратившими силу Федерального
закона “О внесении изменения в статью 31 Закона
Российской Федерации "О таможенном тарифе"” и отдельных
положений законодательных актов Российской Федерации»
Решения Правительства:
1. Одобрить проект
федерального закона «О внесении изменений в статью З1 Закона
Российской Федерации “О
таможенном тарифе” и
признании утратившими силу Федерального закона “О внесении изменения в статью З1 Закона
Российской Федерации "О
таможенном тарифе"” и
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минфину России
(А.Г.Силуанову), Минэнерго России (А.В.Новаку), ФАС России (И.Ю.Артемьеву) при
подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во
втором чтении предусмотреть наделение Правительства Российской Федерации
полномочием по введению (повышению) ставок вывозных таможенных пошлин на нефть
сырую в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, связанных с
увеличением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
3. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в статьи
13 и 18 Федерального закона “О бухгалтерском учёте”» и «О внесении изменений в
статьи 23 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроектами предлагается отменить обязанность экономических
субъектов представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчётности
в орган государственной статистики. Такая отчётность будет представляться
только в налоговый орган в электронном виде. Уполномоченным органом по
формированию, ведению и обеспечению доступа государственных органов и
заинтересованных лиц к государственному информационному ресурсу бухгалтерской
отчётности определяется ФНС России. Цель законопроектов – упрощение порядка
представления бухгалтерской отчётности экономическими субъектами в
государственные органы, реализация принципа «одного окна» при представлении
бухгалтерской отчётности, развитие государственного информационного ресурса
бухгалтерской отчётности.
Законопроекты рассмотрены и
одобрены 18 июня 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проекты федеральных
законов «О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона “О бухгалтерском учёте”» и «О внесении изменений в статьи 23 и 102
Налогового кодекса Российской Федерации» и внести их в Государственную Думу в
установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный
кодекс Российской Федерации» (в части совершенствования администрирования
доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от штрафов, неустоек,
пеней, а также средств, поступающих в целях возмещения вреда окружающей среде)
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 46 Бюджетного
кодекса обусловлены разночтением, неоднозначным толкованием и сложностью в
практическом применении положений этой статьи. Законопроектом предусматривается
установление единого принципа зачисления доходов от штрафов: из какого бюджета
финансируется деятельность органа, должностные лица которого налагают штраф, в
тот бюджет штраф и должен поступать. Это позволит однозначно определить, в
какой бюджет должны поступать штрафы, установленные федеральными законами
(КоАП, Уголовным кодексом, Налоговым кодексом и другими), законами субъектов
Федерации.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 18 июня 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Земельный
кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской
Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешённого
использования земельных участков)»
Для устранения существующей неопределённости в правовом регулировании
вопросов определения видов разрешённого использования земельных участков
Земельный кодекс предлагается дополнить главой, регулирующей на системной и
комплексной основе вопросы установления и изменения видов разрешённого
использования земельных участков.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 18 июня 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и
некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования
определения видов разрешённого
использования земельных участков)» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
6. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в статьи
41 и 94 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», «О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления
ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления ответственности за заведомо ложное
экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд»
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» за предоставление заведомо ложного экспертного заключения
эксперт, экспертная организация и её должностные лица несут ответственность в
соответствии с законодательством. Однако в действующем уголовном
законодательстве и в законодательстве об административных правонарушениях
соответствующие нормы об ответственности экспертов и экспертных организаций
отсутствуют. Законопроектами предлагается определить меры уголовной и
административной ответственности за предоставление заведомо ложного экспертного
заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Для
этих целей устанавливаются единые требования к оформлению результатов
экспертиз, проводимых экспертами и экспертными организациями.
Законопроекты рассмотрены и
одобрены 18 июня 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проекты федеральных
законов «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона “О контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд”», «О
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления
ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части установления ответственности за заведомо ложное
экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» и внести их в Государственную Думу в
установленном порядке.
7. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты в части обеспечения возможности возврата
заёмщику – физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном
отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по
договору потребительского кредита (займа)» и «О внесении изменения в пункт 3
статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации»
В законодательство предлагается внести изменения, определяющие
особенности возврата части страховой премии при досрочном отказе заёмщика от
договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору
потребительского кредита. Предусматривается, в частности, что при досрочном
отказе страхователя от договора страхования, обеспечивающего исполнение
обязательств заёмщика по договору потребительского кредита, по которому заёмщик
досрочно исполнил свои обязательства, уплаченная страховщику страховая премия
подлежит возврату страхователю за вычетом части страховой премии
пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. Принятие и
реализация законопроектов будут способствовать достижению справедливого баланса
интересов коммерческих организаций и потребителей как экономически более слабой
и зависимой стороны в соответствующих гражданско-правовых отношениях.
Законопроекты рассмотрены и
одобрены 18 июня 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решения Правительства:
1. Одобрить
проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты в части обеспечения возможности возврата заёмщику – физическому лицу части уплаченной им страховой премии при
досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением
обязательств по договору потребительского кредита (займа)» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
Минюсту России
(А.В.Коновалову) при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению
Государственной Думой во втором чтении дополнительно проработать предложения
Банка России, касающиеся учёта
особенностей договора коллективного страхования.
2. Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменения в пункт 3 статьи 958 Гражданского кодекса
Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
8. О проекте федерального закона «О
внесении изменения в статью 51 Федерального закона «О связи»
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменения в статью 511 Федерального закона “О связи”» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
9.Разное
Решение Правительства:
Минспорту России (П.А.Колобкову) совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти и организациями до 21 июля
2018 года представить в
установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект концепции
последующего использования спортивных объектов чемпионата мира по футболу FIFA
2018 года.
Заместителю Председателя Правительства Российской
Федерации О.Ю.Голодец обеспечить координацию указанной работы.
Брифинг Дмитрия Козака и Александра Новака по завершении заседания Правительства
Из стенограммы:
Д.Козак: Вопросы, которые многократно обсуждались с отраслевым сообществом, с федеральными органами
исполнительной власти и вчера у Президента Российской Федерации, сегодня их рассмотрение завершилось
утверждением Правительством проектов федеральных законов, которые устанавливают условия завершения налогового манёвра.
Ещё
раз напомню, что мы поэтапно, в течение шести лет, заменяем по 5% в
год экспортную пошлину на нефть повышением налога на добычу полезных
ископаемых. Для того чтобы демпфировать влияние этого манёвра на внутренний рынок
нефтепродуктов, предусмотрено предоставление отрицательного акциза компаниям,
которые осуществляют модернизацию
нефтеперерабатывающих производств, берут на себя обязательство (кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию) в
течение трёх лет модернизировать производство. Это также относится к компаниям,
которые попали под внешние ограничительные
меры, принятые Соединёнными Штатами и Европейским союзом.
Кроме
того, в случае если
мировые цены будут очень высокими, и стимул у
нефтяных компаний к повышению оптовых цен на нефть или у нефтеперерабатывающих
производств – на нефтепродукты будет настолько
высок, что компенсирующий, демпфирующий отрицательный акциз не сработает,
предусмотрено право Правительства в форс-мажорных обстоятельствах, с тем чтобы не допустить галопирующий рост цен
на моторное топливо, на временной основе
вводить экспортные пошлины на нефтепродукты и
на нефть. Это механизм, который, на наш взгляд, позволит нефтяной отрасли
комфортно себя чувствовать и гарантирует, что
мы сможем с помощью экономических мер
регулировать изменение цен на моторное топливо на внутреннем рынке.
Очень
важный момент. Мы неоднократно – и это связано не только с налоговым манёвром,
но и с ситуацией на рынке нефтепродуктов – проговаривали все эти вопросы с
представителями отрасли, с крупнейшими компаниями. Это очень важный момент,
связанный со стабильностью государственного регулирования деятельности нефтяных
компаний. И важно закрепить на ближайшие как минимум шесть лет стабильные
условия работы для нефтяной отрасли, для нефтяников. Это огромный сектор нашей
экономики, самый конкурентоспособный, инвестиционный цикл которого один из
самых длинных. Важно иметь предсказуемые условия деятельности в этом бизнесе,
предсказуемость прежде всего со стороны государства. Нефтяники приводили
примеры, когда изменения за последние годы, прежде всего фискального
законодательства, фискальных условий, измеряются десятками раз. Это
недопустимо. Нам необходимо, чтобы государство так же, как во всех других
отраслях, было прозрачно, предсказуемо и мы бесконечно не меняли бы эти
условия. Это связано прежде всего с тем, что у компаний есть длинные кредитные
линии, есть кредиты, которые выданы под конкретные бизнес-проекты, под
конкретные бизнес-планы, и в случае, если мы производим радикальные неожиданные
изменения, возникают просто дефолты по этим кредитам. Мы не можем тоже этого
допустить.
Поэтому
договорились зафиксировать в законодательстве не только эти условия, о которых
я уже сказал, но и форс-мажор, когда это допускается. Форс-мажор в законе – это
резкое повышение мировых цен на нефть, которые не позволяли сдержать внутренние
цены на нефтепродукты. Это единственное основание для того, чтобы мы изменили
фискальную нагрузку. Никакие дополнительные потребности бюджета, как это обычно
бывает, ни решение каких-то социально-экономических задач, которые у нас
возникают (а идей таких много, идей всегда больше, чем денег, денег хочется
собрать больше), не являются основанием для изменения фискальных условий
деятельности компаний.
А.Новак: Дмитрий Николаевич подробно сейчас уже изложил
основные параметры налогового манёвра. Я, может быть, добавил бы только то, что
в рамках механизма отрицательного акциза планируется дополнительная
составляющая, которая будет учитывать логистическое отставание (географическое)
нефтеперерабатывающих заводов, для того чтобы выравнять или приблизить
экономические условия удалённых от рынков сбыта нефтеперерабатывающих заводов
по сравнению с теми, которые находятся вблизи рынков сбыта или возле портов. Это тоже один
из результатов разработки проекта закона, согласования его с Министерством
финансов. И эта составляющая будет учтена.
В целом хотел бы
добавить, что основной целью является более эффективное распределение
таможенной субсидии, которая сегодня предоставляется в виде экспортной пошлины
(и дифференциация её относительно нефти и нефтепродуктов), на стимулирование
модернизации нефтеперерабатывающих заводов, на стимулирование целевого
достижения рынка нефтепродуктов, то есть производства качественных
автомобильных бензинов, дизельного топлива для потребителей в первую очередь в
Российской Федерации – конечно, с возможностью экспорта продуктов на мировые
рынки и конкурентоспособности наших предприятий на мировых рынках.
Также одной из целей
является обнуление экспортной пошлины, чтобы к моменту введения единых рынков
нефти и нефтепродуктов в Евразийском экономическом союзе (с 1 января 2025 года)
у нас были единые, равные условия функционирования рынков нефти и
нефтепродуктов внутри Евразийского экономического союза.
Вопрос:
Учитывается ли при одновременном повышении НДПИ в рамках завершения налогового
манёвра то повышение НДПИ, которое было предпринято в 2016–2017 годах?
Д.Козак:
Учитывается повышение НДПИ, сохраняется до 2021 года.
Вопрос:
А после 2021 года?
Д.Козак:
После 2021 года закон этот вопрос не регулирует. Просто не продлевается дальше
2021 года в соответствии с этим законом.
Что касается
дифференциации отрицательного акциза в зависимости от удалённости от внешних
рынков сбыта, то этот вопрос в проработке, окончательного решения не принято. И
сегодня рано говорить о том, какие заводы получат этот повышающий коэффициент,
а какие нет. Ещё решение не принято. В протоколе заседания Правительства
предусмотрено, что этот коридор – от 1 до 1,6. Повышающий логистический
коэффициент будет варьироваться в пределах от 1 до 1,6. География этого
повышения пока не определена. Ачинский завод точно попадает.
Вопрос:
И Ангарский тоже попадает?
Д.Козак:
Это пока предварительно, требует ещё обсуждения. Границы ценовых зон, зон
доступности к портам ещё не определены. Мы договорились, и есть решение
Правительства: ко второму чтению окончательно этот механизм применения
дифференцированного отрицательного акциза разработать и внести в закон.
Вопрос:
А что будет у нас с акцизами на нефтепродукты с 2019 года? И если будет плавающая
ставка, то какая? Или если будет плавное повышение, то какое?.
Д.Козак:
С 1 января с учётом отрицательного акциза размеры акцизов, которые были
запланированы в 2018 году, будут восстановлены. То есть снижение акцизов,
которое мы предусмотрели в настоящее время в качестве реакции на ситуацию на
рынке нефтепродуктов, действует до 31 декабря 2018 года.
А.Новак:
Они как бы считаются в соответствии с тем законом, который уже был принят
ранее. И эти ставки будут действовать в соответствии с законом. А снижение
действительно касалось только 2018 года.
Вопрос:
Я правильно понимаю, что с 1 января 2019 года у нас акцизы на нефтепродукты
повышаются реально в разы – с текущих 8 тыс. рублей за тонну по бензину
повышаются до 12 тыс. рублей? Не потребует ли это новых очередных
экстраординарных мер со стороны Правительства?
Д.Козак:
Не потребует, потому что это всё компенсируется отрицательным акцизом на нефть.
Вопрос:
Вы сейчас сказали про отрицательный акциз. Назывался плавающий акциз,
отрицательный акциз, возвратный акциз. Это всё одни и те же определения? У нас
сейчас будет действовать только один отрицательный акциз? Или предполагаются
какие-то дополнительные меры поддержки в виде плавающего акциза?
Д.Козак:
Два отрицательных акциза.
А.Новак:
Планируется отрицательный акциз, который компенсирует отмену экспортной пошлины
и увеличение НДПИ для того, чтобы компании сохранили свою налоговую нагрузку на
уровне до начала налогового манёвра.
И второй – демпфирующий
отрицательный акциз, он может либо применяться, либо не применяться в
зависимости от ценовой конъюнктуры на мировых рынках, в зависимости от
экспортной альтернативы. И предусматривается, что он может быть как
положительным, так и отрицательным. По
сути своей, этот дополнительный демпфирующий акциз коррелирует стоимость
барреля, или тонны, нефти для нефтеперерабатывающего завода, чтобы она не
сильно отличалась как в сторону повышения, так и в сторону понижения, что в свою очередь стабилизирует ситуацию с
переработкой на нефтеперерабатывающих заводах и
с входящей стоимостью нефти. Причём ко второму чтению в Госдуме будут
дополнительные настройки, касающиеся механизма
определения дополнительного демпфирующего
отрицательного акциза. Более детально эти
настройки мы доработаем ко второму чтению.
Вопрос:
Форс-мажором
может являться только экстренный рост цен на нефть? От
какой планки в законопроекте начинается тот самый экстренный рост? От каких цен
на нефть мы отталкиваемся?
Д.Козак:
Эта планка является плавающей. Сегодня в
действующем законе предусмотрено: в случае если в течение одного квартала
мировые цены растут более чем на 20%. Тогда
это форс-мажор, экспортный нетбэк становится очень существенным. Мы вынуждены будем применять этот механизм на
временной основе до тех пор, пока ситуация
этого требует. При этом он будет гибким. Мы договорились, что размер этой
пошлины будет всегда обсуждаться с отраслевым
сообществом. Он будет гибким, для того чтобы
нивелировать стимулы к продаже нефти и нефтепродуктов на мировых рынках.
А.Новак:
Я хотел бы обратить внимание (дополнительно к тому, что сказал Дмитрий
Николаевич), что это право и возможность. Необязательно, что автоматически
будут введены экспортные пошлины. Мы будем в
Правительстве рассматривать и исходить из ситуации на рынках, из текущей
ситуации, которая будет складываться как на внутреннем рынке, так и на внешних рынках.
Д.Козак:
Можно привести пример сегодняшней ситуации,
когда, несмотря на то что продолжает действовать диспаритет экспортных и
внутренних цен, договорённости, которые достигнуты с
нефтяными компаниями, не выполняются, хотя у
Правительства в ближайшее время появится право на повышение экспортной пошлины.
Но исходя из ситуации на рынке сегодня оснований
для применения этого механизма нет. Однако
наличие угрозы стимулирует к тому, чтобы нефтяные компании выдерживали этот
паритет.
Вопрос:
Вопрос касается вчерашнего совещания у Президента.
Правильно ли мы поняли, что было предложение
Президента, чтобы обязать нефтяников направлять часть
нефти для НПЗ для последующей переработки и
поставки на внутренний рынок? Или это неправильно?
Д.Козак:
Не было ни поручения, ни предложения. Был вопрос, рассматривалось ли в
Правительстве предложение о том, чтобы ввести обязанность нефтяных компаний
поставлять на внутренний рынок нефть по определённым квотам. Рассматривалось,
обсуждалось. Пока в настоящее время положительного решения по этому предложению
не принято. Это вопрос и ответ.
А.Новак:
Разрешите добавить. Здесь речь идёт и о том, что в настоящее время, как вы
знаете, у нас равный доступ всех компаний имеется к экспорту нефти. Поскольку
нефть экспортируется от добываемого объёма примерно в размере 44%, на
сегодняшний день этот механизм регулируется возможностями нашей
нефтетранспортной системы. И такое право есть у Министерства энергетики
Российской Федерации – ежеквартально утверждать графики транспортировки нефти
на экспорт. По сути дела, тем самым мы уже регулируем возможности экспорта.
Соответственно, остальная добываемая нефть идёт на внутреннюю переработку на
нефтеперерабатывающих заводах. Это первое.
Второе: во многих
лицензионных соглашениях о разработке недр, особенно в последнее время, при
конкурсах одно из условий, которое прописывается, это поставки в первую очередь
для обеспечения потребности внутреннего рынка.
Д.Козак:
Эти административные меры, это административное, по существу, регулирование
рынка, мы обсуждали эти вопросы, – чрезвычайно сложный механизм
администрирования, с огромными возможностями его обхода. И поэтому мы пришли к
выводу о том, что те экономические инструменты, которые предусмотрены и в
настоящее время, в качестве реакции на ту ситуацию, которая сложилась, и в
рамках завершения налогового манёвра, – они необходимы, достаточны для того,
чтобы Правительство могло оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию.
Вопрос:
Сегодня глава «Роснефти» Игорь Иванович Сечин сказал, что три причины
подорожания бензина в стране – девальвация рубля, подорожание нефти и
непривлекательность переработки нефти. Разве бизнес не должен тратиться на
сдерживание цен в рознице? И согласны ли Вы с Игорем Ивановичем Сечиным?
Д.Козак:
Что касается причин, то с Игорем Ивановичем мы
согласны, это действительно так. Демпфирующий
отрицательный акциз будет вводиться исходя из этих трёх критериев, потому что
диспаритет возникает как раз в связи с
мировыми ценами на нефть и курсом рубля. Этот
диспаритет высчитывается прежде всего в рублях.
С этими причинами мы согласны.
Что касается непривлекательности переработки – это связанные вещи. Непривлекательность
связана с тем, что высокие мировые цены на нефть, высокие оптовые цены на нефть
и выгоднее сегодня поставлять нефть на
экспорт. Конечно, согласен.
Что касается размера акциза, мы
договорились. Размер акциза, который будет увеличиваться, тоже является
составной частью этого диспаритета, который будет учитываться при предоставлении отрицательного акциза. Здесь проблема
соотношения положительного и отрицательного акциза лежит в плоскости бюджетного
законодательства. Акциз – это ненефтегазовые
доходы, которые поступают и могут использоваться на расходы. Отрицательный демпфирующий акциз – это акциз, который предоставляется исключительно за
счёт нефтегазовых доходов, которые зачисляются в резервы Правительства
Российской Федерации. И это не приводит к сокращению расходов
федерального бюджета на решение социальных задач, на развитие инфраструктуры и
так далее.
Вопрос:
А какой будет эффект для бюджета в итоге от этого манёвра? Предполагаются ли
там какие-то дополнительные доходы или выпадающие?
Д.Козак:
1,3–1,6
трлн рублей в течение шести лет. Это дополнительные доходы федерального
бюджета.
Вопрос:
Можно
ещё уточнить: какой объём должны на нефтепереработку отправлять НПЗ? 10% была
цифра.
Д.Козак:
Такой
квоты в настоящее время нет. Этим законопроектом это не вводится. Это
договорённость, которая касается текущего года, с нефтяными компаниями. Они
должны направлять на внутренний рынок не менее 20%. Мы договорились, что для
целей биржевой торговли не менее 10%.
А.Новак:
Я так понял, вопрос был связан скорее всего с тем, в каком случае получат
отрицательный акциз наши заводы нефтеперерабатывающие на сырую нефть.
Правильно: это в случае, если не менее 10% автомобильных бензинов производят
данные заводы.
Вопрос:
А акцизы получат заводы? Или нефтекомпании по давальческой схеме?
Д.Козак:
Заводы.
Вопрос:
Получается, компании, которые поставляют нефть на переработку и потом получают
нефтепродукты, не получают возвратного акциза?
А.Новак:
Получают нефтеперерабатывающие заводы, с тем чтобы демпфировать рост цены на
нефть входящую.