1. О
ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной
инвестиционной программы за 2017 год
Общий объём бюджетных ассигнований в 2017 году на
реализацию 33 федеральных целевых программ составил 909,6 млрд рублей, в том
числе затраты на капитальные вложения – 484,5 млрд рублей, прикладные научные
исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ, – 127,5 млрд рублей, прочие нужды – 297,6 млрд рублей.
Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Федеральной адресной
инвестиционной программы составляет (с учётом гособоронзаказа) 761,6 млрд
рублей, в том числе бюджетные инвестиции и субсидии на капитальные вложения в
объекты государственной собственности Российской Федерации – 620,9 млрд рублей,
объекты юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными)
учреждениями и унитарными предприятиями, – 4,4 млрд рублей, субсидии на
софинансирование объектов государственной собственности субъектов Российской
Федерации (муниципальной собственности) – 136,3 млрд рублей. На реализацию
специальных работ, входящих в гособоронзаказ, предусмотрено 156,3 млрд рублей.
2. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О морских портах в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации”
(в части установления цен за услуги, оказываемые в морских портах Российской
Федерации, в рублях)»
Законопроект направлен на исключение возможности
установления цен на услуги, оказываемые в морских портах Российской Федерации,
в иностранной валюте или условных единицах. Цены могут устанавливаться только в
рублях.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
3. О проекте федерального закона «Об организации
регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цель законопроекта – формирование новой модели организации
обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем
сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности
государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения
инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта. Реализация
законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации
пассажирских перевозок, когда государство будет заключать с перевозчиком
организационный договор на определённых условиях и компенсировать перевозчику
потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Законопроект рассмотрен и одобрен 5 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон “Об
охране окружающей среды”
и в Федеральный закон “О
внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации” в части
создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов
загрязняющих веществ»
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» в части совершенствования регулирования
отношений при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих
веществ, сбросов загрязняющих веществ в рамках производственного экологического
контроля.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации” в части права органов местного самоуправления городского,
сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского
округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление
мероприятий по защите прав потребителей»
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
положениями о праве органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по
защите прав потребителей, предусмотренные статьёй 44 Закона Российской
Федерации «О защите прав потребителей» (рассмотрение жалоб потребителей,
консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, обращение в суды в
защиту прав потребителей).
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законопроект направлен на повышение финансовой дисциплины
при выполнении государственного оборонного заказа и создание условий для его
своевременного исполнения, а предлагаемые меры по усилению административной
ответственности руководителей организаций – головных исполнителей будут
дополнительным правовым механизмом пресечения правонарушений в сфере
государственного оборонного заказа.
Законопроект рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7. О выделении из резервного фонда Правительства
Российской Федерации в 2018 году бюджетных ассигнований правительству Нижегородской области на
строительство метрополитена
Проектом распоряжения предлагается выделить дополнительные
средства в размере 645,5 млн
рублей.
Москва,
15 марта 2018 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Максима Орешкина
Из стенограммы:
Д.Медведев: Начнём с обсуждения повестки дня. Но прежде об
одном из документов, который подписан по линии
Правительства. Я подписал решение об
индексации социальных пенсий с 1 апреля. Мы это делаем по закону каждый год. В документе
утверждается размер коэффициента, на который повышаются пенсии. Сейчас мы на эти
цели направляем около 10 млрд рублей. Сама по
себе индексация коснётся приблизительно 4
миллионов человек. Кроме того, будут повышены некоторые другие выплаты,
размер которых зависит по закону от индекса роста социальной
пенсии. Это касается отдельных категорий
пенсионеров.
Теперь по повестке дня. Мы обсудим итоги выполнения 33
федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за
2017 год. Тема традиционная, мы делаем это
регулярно. В целом итоги исполнения ФЦП и ФАИП
за прошлый год достаточно неплохие, они приблизительно такие же, как в 2016 году. На реализацию целевых программ было направлено более 820 млрд рублей.
Существенно увеличился объём софинансирования – практически на 20% выросли ассигнования из
региональных бюджетов и внебюджетных средств. Самыми
высокоэффективными признаны три программы: по повышению
безопасности дорожного движения, по развитию сельских территорий и по
строительству жилья. Что касается адресной инвестиционной программы, на её
исполнение было направлено почти 700 млрд рублей. Результат также известен – в
2017 году в строй введено больше объектов капитального строительства, чем в
2016 году, то есть в целом здесь развитие есть.
Кроме того, мы затронем
ещё несколько вопросов, они касаются подготовки государственных программ. Объёмы финансирования многих госпрограмм увеличились,
поэтому их показатели нужно уточнить. Все изменения в государственные программы
должны быть приняты до 1 апреля – этого требует от нас бюджетное
законодательство. Работу нужно ускорить. Напомню, некоторые программы внесены с
разногласиями, в том числе нет согласований с Минфином, Минэкономразвития, нет
заключения Министерства юстиции. Нужно всё это устранить. Я просил бы
заместителей Председателя Правительства всю необходимую работу провести и
подготовить документы к началу следующего месяца.
Пилотные
государственные программы мы перевели на проектные методы управления,
привязываем государственные расходы к достижению конкретных целей. Обращаю
внимание руководителей ведомств: все проекты и программы в составе
пилотных государственных программ надо тщательно проработать. Это должно быть
на личном контроле руководителей ведомств, делать всё это нужно, естественно, с
координацией усилий с экономическими ведомствами – Минэкономразвития и
Минфином.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 22 марта 2018 года
Сегодня мы рассмотрим законопроект об организации
пассажирских перевозок по железной дороге. Конечно, все хотят ездить в
нормальных комфортных поездах, неважно, касается это поездов дальнего
следования или электрички. Документ должен заложить основу для новой модели
оказания транспортных услуг, при этом государство остаётся регулятором в сфере
организации пассажирских перевозок по железной дороге.
Следующий законопроект касается регулирования
деятельности органов местного самоуправления по защите прав потребителей.
Понятно, что местные власти в этом должны принимать участие, они могут
принимать жалобы у граждан, в том числе через МФЦ, и проводить консультации,
обращаться в суды. Но эти права не закреплены в законе об общих принципах организации
местного самоуправления, поэтому этот пробел нужно восполнить.
При подготовке к чемпионату мира нам нужно довести
до логического завершения подготовку инфраструктуры. Сегодня мы выделяем деньги
из резервов Правительства на достройку линии метро в Нижнем Новгороде и новой
станции, которая там строится, она недалеко от стадиона, на котором пройдут
матчи, а после проведения чемпионата эта станция, естественно, будет
служить всем нижегородцам, всем, кто приезжает в этот город.
Начнём с ФЦП и ФАИП, как и договорились. Пожалуйста,
о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП за 2017 год –
Максим Станиславович Орешкин, прошу Вас.
М.Орешкин: Уважаемый
Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Начиная доклад, хочу отметить, что по большинству
основных показателей – Вы многие из них
упомянули во вступительном слове – темпы реализации ФЦП и ФАИП по итогам 2017
года оказались лучше уровня 2016 года.
В лучшую сторону изменилась
динамика своевременного завершения строительства
объектов ФАИП. Так, по предварительным данным, в 2017
году в установленные сроки было завершено строительство 281 из 408 объектов, подлежащих вводу. Процент составил
69, а год назад этот процент только немногим
превышал 60, за год он вырос на 8,4 процентного
пункта.
Основная
проблема, которая вызывала беспокойство в последние годы, – это рост объёмов
незавершённого строительства.
Минэкономразвития и другими ведомствами проведена большая работа по решению этой проблемы. В целях получения
информации в автоматическом режиме на базе
государственной автоматизированной системы «Управление» создан механизм для сбора сведений по таким объектам на
постоянной основе, в том числе и по региональным объектам. Проведена большая инвентаризация, которая
выявила 28 тыс. объектов незавершённого строительства,
из них 12 тыс. финансировались с помощью средств федерального бюджета, 16,6 тыс. объектов финансировались за счёт регионов.
По
объектам ФАИП в 2017 году был усилен контроль за
вводными объектами, ежемесячно осуществлялся мониторинг хода работ по таким
объектам, регулярно проводились совещания с госзаказчиками.
В результате доля сданных объектов выросла на 8
процентных пунктов.
Вместе
с тем объёмы незавершённого строительства остаются высокими,
и понятно, что Минэкономразвития не может довести до конца эту работу без
активного участия главных распорядителей
бюджетных средств. Именно они должны определить, что нужно делать с этими объектами – списывать, достраивать и так
далее. Без их активного участия окончательно переломить
ситуацию здесь не получится.
Поэтому
прошу Вас, Дмитрий Анатольевич, поручить
главным распорядителям средств федерального бюджета активизировать работу по
решению проблемы незавершённого строительства.
Мы
со своей стороны готовы подключаться к этой работе, оказывать поддержку, принимать участие в рабочих группах.
Ещё один важный момент. С 2018 года пять государственных
программ реализуются в пилотном режиме –
здравоохранение, образование, транспорт, сельское хозяйство и ЖКХ. Мероприятия, которые ранее реализовывались в
составе ФЦП, теперь погружены в госпрограммы,
а действие семи ФЦП прекращено.
С
учётом интеграции ФЦП меняется процедура
принятия бюджетных решений в рамках пилотных госпрограмм. К бюджетированию допускаются только проекты и
программы, предварительно прошедшие процедуру ранжирования по утверждённым
правилам. Допущенными к ранжированию могут
быть только документы надлежащего качества,
согласованные с Минэкономразвития и Минфином в установленном порядке. Работа по
учёту замечаний и согласованию документов
идёт, но, к сожалению, недостаточно динамично, поэтому
прошу дополнить протокольное решение поручением активизировать работу по
данному направлению.
Пилотные
ведомства сделали первую оценку обеспеченности утверждённых целей госпрограмм соответствующими проектами и программами. По
данным ведомств, обеспеченность целей, которая
сейчас заложена в программах, – 100%, то есть это означает, что дополнительного
финансирования никому не требуется.
В
нынешних условиях существует потребность в инструменте решения задач на стыке нескольких госпрограмм.
В качестве такого инструмента предлагается механизм межпрограммных проектов. Этот механизм должен быть встроен в общую
методологию госпрограмм, но при этом быть достаточно автономным для
использования при решении задач на пересечении
нескольких программ. В настоящее время Минэкономразвития разрабатывает проект постановления по этому вопросу,
и, как только подготовим, сразу его внесём и
доложим об этом вопросе.
Также
мы видим проблему в осуществлении капитальных
вложений через механизм иных межбюджетных трансфертов. Такая практика
используется для обхода законодательно установленных требований к планированию,
реализации, мониторингу и оценке эффективности капитальных вложений, она создаёт дыры, которые усугубляют уже
отмеченную проблему незавершённого
строительства по региональным объектам.
Такие объекты не включаются
в ФАИП, соответственно, к ним не применяются установленные для ФАИП требования
по мониторингу и контролю. Сейчас объекты сметной стоимостью более 1,5 млрд рублей не санкционируются актами Правительства,
поэтому возникает риск принятия решения о
выделении иных межбюджетных трансфертов на объекты, по которым нет необходимых процедур и экспертиз, например, не
получены положительные заключения технологического и ценового аудита и Главгосэкспертизы.
Поэтому
просим включить в протокольное решение поручение Минфину и Минэкономразвития проработать вопрос о
необходимости внесения изменений в законодательство для прекращения подобной практики.
Д.Медведев: Пожалуйста,
какие будут вопросы, комментарии по текущей
ситуации, проекту протокольного решения? Надо
эту работу довести до конца, я ещё раз обращаю на это внимание вице-премьеров: там, где нет согласований, надо
это всё сделать по тем программам, по которым
внесены документы без согласования с Минфином,
Минэкономразвития. И некоторые другие
дополнения сделать, о которых сказал Министр экономического развития.
Есть какие-то комментарии? Нет?
Давайте примем решение по выполнению ФЦП и ФАИП за 2017 год.
<…>
1. О ходе выполнения федеральных целевых программ и
реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2017 год
Общий объём бюджетных ассигнований в 2017 году на реализацию
33 федеральных целевых программ составил 909,6 млрд рублей, в том числе затраты
на капитальные вложения – 484,5 млрд рублей, прикладные научные исследования и
экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, –
127,5 млрд рублей, прочие нужды – 297,6 млрд рублей.
Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Федеральной
адресной инвестиционной программы составляет (с учётом гособоронзаказа) 761,6
млрд рублей, в том числе бюджетные инвестиции и субсидии на капитальные
вложения в объекты государственной собственности Российской Федерации – 620,9
млрд рублей, объекты юридических лиц, не являющихся государственными
(муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, – 4,4 млрд рублей,
субсидии на софинансирование объектов государственной собственности субъектов
Российской Федерации (муниципальной собственности) – 136,3 млрд рублей. На
реализацию специальных работ, входящих в гособоронзаказ, предусмотрено 156,3
млрд рублей.
Решение Правительства:
Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской
Федерации М.С.Орешкина по данному вопросу.
2. О проекте федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон “О морских портах в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в
части установления цен за услуги, оказываемые в морских портах Российской
Федерации, в рублях)»
Законопроект направлен на исключение возможности
установления цен на услуги, оказываемые в морских портах Российской Федерации,
в иностранной валюте или условных единицах. Цены могут устанавливаться только в
рублях.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О морских портах в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
(в части установления цен за услуги, оказываемые в морских портах Российской
Федерации, в рублях)» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «Об
организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цель законопроекта – формирование новой модели организации
обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном и дальнем
сообщениях, основанной на принципах долгосрочности, комплексности
государственного тарифного регулирования, обеспечения условий для привлечения
инвестиций в развитие пассажирского железнодорожного транспорта. Реализация
законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации
пассажирских перевозок, когда государство будет заключать с перевозчиком
организационный договор на определённых условиях и компенсировать перевозчику
потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 5 марта 2018 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решения Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минтрансу России (М.Ю.Соколову) при подготовке указанного
законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении дополнительно
проработать вопросы:
уточнения полномочий и ответственности органов
государственной власти и участников перевозочного процесса при заказе,
организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом;
определения степени развития конкуренции на рынке
железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, включая условия
доступа новых перевозчиков;
установления эффективного соотношения перекрестного
субсидирования и соответствующих субсидий, предоставляемых из федерального
бюджета, при организации перевозок на социально значимых маршрутах.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ»
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» в части совершенствования регулирования
отношений при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих
веществ, сбросов загрязняющих веществ в рамках производственного экологического
контроля.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и в
Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране
окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в
части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ,
сбросов загрязняющих веществ» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации” в части права органов местного
самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района,
городского округа, городского округа с внутригородским делением,
внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав
потребителей»
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
положениями о праве органов местного самоуправления осуществлять мероприятия по
защите прав потребителей, предусмотренные статьёй 44 Закона Российской
Федерации «О защите прав потребителей» (рассмотрение жалоб потребителей,
консультирование их по вопросам защиты прав потребителей, обращение в суды в
защиту прав потребителей).
Законопроект
рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации” в части права органов местного
самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района,
городского округа, городского округа с внутригородским делением,
внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав
потребителей» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
6. О проекте федерального закона «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законопроект направлен на повышение финансовой дисциплины
при выполнении государственного оборонного заказа и создание условий для его
своевременного исполнения, а предлагаемые меры по усилению административной
ответственности руководителей организаций – головных исполнителей будут
дополнительным правовым механизмом пресечения правонарушений в сфере
государственного оборонного заказа.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 19 марта 2018 года на заседании Комиссии
Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
7. О выделении из резервного фонда
Правительства Российской Федерации в 2018 году бюджетных ассигнований
правительству Нижегородской области на строительство метрополитена
Проектом распоряжения предлагается выделить дополнительные
средства в размере 645,5 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по
данному вопросу.
8. О проекте федерального
закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Казахстан об определении статуса технологической
нефти в магистральных нефтепроводах «Туймазы - Омск - Новосибирск-2» и «Омск -
Павлодар»"
Решение Правительства: Одобрить проект федерального закона "О ратификации
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Казахстан об определении статуса технологической нефти в
магистральных нефтепроводах «Туймазы - Омск - Новосибирск-2» и «Омск -
Павлодар»" и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.