1.
О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2016 году
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы
2.
О проекте федерального закона «О проведении эксперимента по развитию курортной
инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и
Ставропольском крае»
Законопроектом
предусматривается проведение с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года
включительно эксперимента по введению платы за пользование курортной
инфраструктурой (курортный сбор) в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и
Ставропольском краях. Законопроектом также определяются льготные категории
граждан, которые освобождаются от уплаты курортного сбора. Расходы, связанные с
организацией и проведением эксперимента, будут финансироваться за счёт средств
бюджета соответствующего субъекта Федерации. По итогам эксперимента будет
принято решение о введении курортного сбора на постоянной основе на всей
территории России или об отказе от его введения.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 17 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
3.
О проекте федерального закона «О принятии Протокола об изменении Соглашения по
торговым аспектам прав интеллектуальной собственности»
Протоколом
предусматривается дополнение Соглашения положениями, которые определяют
расширенное применение механизма, позволяющего членам ВТО выдавать
принудительные лицензии на производство воспроизведённых лекарственных
препаратов для экспорта и в случае необходимости воспользоваться иммунитетом на
оспаривание своих действий другими членами ВТО. Принятие Россией Протокола позволит,
в частности, организовать производство воспроизведённых лекарственных
препаратов отечественными производителями с использованием иностранного патента
на оригинальный лекарственный препарат для оказания помощи другим государствам.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
4.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной
информационной системе топливно-энергетического комплекса”»
Законопроектом
предлагается уточнить задачи государственной информационной системы
топливно-энергетического комплекса и её предназначение, расширить структуру и
перечень поставщиков (субъектов) информации, определить порядок подготовки
аналитической информации с использованием системы. Принятие законопроекта будет
способствовать повышению эффективности механизма принятия решений и
информирования отраслевого экспертного сообщества об актуальном состоянии
топливно-энергетического комплекса.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
5.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов
гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления
государственных и муниципальных услуг»
Законопроектом
предлагается установить возможность наделения законом субъекта Федерации
многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных
услуг полномочиями по государственной регистрации рождения и государственной
регистрации смерти.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
6.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 28 Федерального
закона “О свободном
порте Владивосток”»
В целях привлечения
инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта
Владивосток и обеспечения стабильности исполнения полномочий публичными
институтами законопроектом предлагается внести изменение, обеспечивающее
возможность перераспределения полномочий в области градостроительной
деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной
власти субъекта Федерации.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 17 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
7.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросу обращения биомедицинских клеточных
продуктов»
Законопроектом
предлагается распространить правовой режим, установленный для медицинских
отходов, на отходы, образующиеся при обращении биомедицинских клеточных
продуктов. Установить требования о лицензировании деятельности по производству
биомедицинских клеточных продуктов, а также государственного контроля в сфере
их обращения. Уточнить перечень документов, из которых формируется
регистрационное досье на биомедицинский клеточный продукт.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
8.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 149 Налогового
кодекса Российской Федерации в части освобождения от обложения налогом на
добавленную стоимость услуг по финансовой аренде (лизингу) важнейших и жизненно
необходимых медицинских изделий»
Законопроектом
предлагается освободить от обложения НДС операции по реализации услуг по
передаче важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, имеющих
соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам финансовой аренды
(лизинга) с правом выкупа.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 17 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
9.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 206 Федерального
закона “О
несостоятельности (банкротстве)”»
Законопроектом
предлагается внести изменения, которые соответствуют правовой позиции Высшего
Арбитражного Суда и направлены на уточнение порядка расчёта процентов по
вознаграждению конкурсного управляющего при удовлетворении требований
залогового кредитора за счёт выручки от продаж предмета залога. Также
предлагаются изменения, направленные на оптимизацию расчёта процентов по
вознаграждению арбитражного управляющего в рамках соответствующей процедуры,
применяемой в деле о банкротстве застройщика. Законопроект направлен на
минимизацию текущих расходов за счёт конкурсной массы должника в ходе дела о
банкротстве.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 17 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
10.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации» (в части предоставления права на создание
ведомственной охраны Генеральной прокуратуре Российской Федерации,
Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту при
Верховном Суде Российской Федерации)
Принятие
законопроекта обеспечит правовую основу для создания Генеральной прокуратурой,
Следственным комитетом и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской
Федерации ведомственной охраны, позволит обеспечить надлежащую охрану их
объектов.
Законопроект
рассмотрен и одобрен 24 апреля 2017 года на заседании
Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.
11.
О выделении Минпромторгу России бюджетных ассигнований из резервного фонда
Правительства Российской Федерации на обеспечение стабильного
социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году
В частности,
предлагается выделить средства на следующие цели: российским организациям
автомобилестроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам,
полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов; компенсацию части
затрат в связи с производством колёсных транспортных средств; производителям техники, использующей
природный газ в качестве моторного топлива; производителям городского наземного
электрического транспорта; возмещение части затрат, связанных с приобретением
грузового железнодорожного подвижного состава, в 2017 году; производителям
машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности; федеральному
государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях внедрения наилучших
доступных технологий и (или) импортозамещения; финансирование расходов
лизинговых организаций на обеспечение лёгкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга;
российским организациям на компенсацию части затрат на производство и
реализацию пилотных партий средств производства потребителям.
12.
О выделении Росавтодору из резервного фонда Правительства Российской Федерации
средств для предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов
Российской Федерации на финансирование дорожной деятельности
Проектом распоряжения предлагается
выделить в 2017 году средства в размере 2764,8 млн рублей для предоставления следующим
субъектам Федерации: республикам
Бурятия и Тыва, Калининградской, Ростовской, Костромской, Рязанской и Ярославской
областям.
13.
О выделении Минстрою России из резервного фонда Правительства Российской
Федерации бюджетных ассигнований для предоставления субсидий бюджетам субъектов
Российской Федерации на поддержку программ формирования современной городской
среды
Проектом постановления, в частности,
предлагается распределить средства в размере 5101,4 млн рублей.
14.
Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению
празднования 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского
Проект распоряжения содержит решение об
образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования
200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского и утверждении состава.
В состав организационного комитета
предлагается включить представителей Администрации Президента, Комитета
Государственной Думы по культуре, Минкультуры, Минобрнауки, Минэкономразвития,
Минкомсвязи, Минфина, МИДа, Роспечати, Росархива, органов исполнительной власти
Алтайского края, Московской, Омской, Новгородской, Кемеровской областей,
Москвы, Санкт-Петербурга, представителей Русской православной церкви, средств
массовой информации, руководителей музеев и других организаций.
Москва,
26 апреля 2017 года
Содержание пресс-релизов Департамента
пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных
федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании
Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Александра Ткачёва о ходе и результатах реализации в 2016 году государственной программы развития сельского хозяйства
Сообщение губернатора Алтайского края Александра Карлина
Комментарий Аркадия Дворковича
Комментарий председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова
Из
стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня у нас в качестве большой,
основной темы – национальный доклад о реализации в 2016 году госпрограммы
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и
продовольствия на период с 2013 по 2020 год. Доклад в соответствии с правилами ежегодно
направляется в Государственную Думу (хотя я основные положения недавно в
Государственной Думе от нашего с вами
имени представил)
и публикуется в средствах массовой информации, в интернете.
Результаты
выполнения государственной программы за прошлый год мы уже детально обсуждали
на коллегии Минсельхоза (7 апреля), в
Государственной Думе он обсуждался, вчера на совещании у Президента по
импортозамещению
тоже частично эти вопросы затрагивались.
Результаты в целом можно признать
весьма успешными: собран, как известно, рекордный за последние 25 лет урожай
зерновых и зернобобовых.
Серьёзно уровень импортозамещения подрос.
По многим
пунктам Доктрина продовольственной безопасности у нас уже исполнена на 100%.
Кроме того, продолжают увеличиваться объёмы поставок продовольствия и
сельхозпродукции на экспорт (более чем на 5% увеличение в этом году). Само
сельское хозяйство выросло тоже на значительную цифру – почти 5%.
Эти цифры –
показатель системной работы, которая проводилась по всем направлениям, в том
числе через государственную программу по вопросам технического обновления
агропрома в 2016 году. Напомню, что на 60% выросло производство новой сельхозтехники.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 27 апреля 2017 года
В отрасль пришли
частные деньги – инвестиции в основной капитал сельского хозяйства выросли
более чем на 14%. Такой интерес у инвесторов появился в значительной мере в
результате государственной поддержки.
В прошлом году
на реализацию госпрограммы было предусмотрено более 223 млрд рублей. Сельхозпроизводителям
облегчили доступ к кредитам. В 2016 году кредитов, напомню, взяли на сумму
более 1,5 трлн рублей.
Есть неплохие
результаты по созданию современных условий жизни на селе: проводим газ,
занимаемся водопроводами, строятся дома, новые школы, фельдшерско-акушерские
пункты, спортплощадки, клубы – всё, в чём нуждаются люди. Конечно, эта работа
не везде ещё одинаково идёт. Она должна быть продолжена.
Важно,
что успехи в сельском хозяйстве стимулируют смежные
отрасли, такие как пищевая промышленность. Поэтому в прошлом году была
утверждена стратегия повышения качества
пищевой продукции. На прошлой неделе был подписан
план мероприятий по реализации этой стратегии, начиная от регулирования в рамках Евразийского союза и заканчивая
нормативами пищевых добавок, о которых
довольно много говорят. Развиваем систему мониторинга качества и безопасности продуктов и создаём единую информационную
систему, которая позволит прослеживать пищевую продукцию на всех этапах её производства и продажи.
Обо всём этом
доложит министр. И в качестве руководителя
региона сегодня приглашён губернатор Алтайского края Александр Богданович
Карлин.
Сегодня также обсудим, что делается в рамках наших многофункциональных
центров, как сделать их работу более
приближенной к потребностям людей. Речь идёт о
передаче им функций, которыми в настоящий момент занимаются отделы записи актов гражданского состояния, а
именно функций по регистрации актов
гражданского состояния о рождении и смерти. Они смогут выдавать такие свидетельства. Людям будет проще, и
это позволит в том числе разгрузить загсы.
Кроме того, в повестке дня изменения в Налоговый кодекс, которые касаются продажи
жизненно необходимых медицинских изделий. В
2015 году был утверждён перечень изделий, ввоз и реализация которых не подлежат обложению налогом на добавленную
стоимость. Теперь мы освободим от налога на
добавленную стоимость и лизинг с правом выкупа таких изделий, что позволит нашим больницам получать
современное медицинское оборудование с меньшими
финансовыми затратами.
И субсидии
распределяются. Во-первых, на поддержку промышленного
производства. У нас промышленное производство показывает рост, неплохие темпы
показали обрабатывающие отрасли. Для того чтобы
они развивались и дальше, выделяется более 80 млрд рублей. Деньги пойдут на поддержку машиностроения, лёгкой
промышленности и других обрабатывающих
отраслей, на обеспечение предприятий доступными кредитами, на замещение импорта, на создание современных производств.
Также 2,5 млрд рублей распределяется на
строительство и ремонт дорог в семи регионах (это
Бурятия, Тыва, Калининградская, Ростовская, Костромская, Рязанская, Ярославская области). Мы этим всё время занимаемся. Я в Омске на эту тему совещание проводил. Эти деньги должны пойти на улучшение ситуации с дорогами.
Наконец, более 5
млрд рублей выделяется на формирование комфортной городской среды. Этот
приоритетный проект мы недавно обсуждали. В
ближайшие годы проведём масштабную работу по благоустройству дворовых территорий, пешеходных зон, скверов, парков. Сейчас все регионы активно
включились в этот процесс.
Александр Николаевич
Ткачёв, пожалуйста.
А.Ткачёв:
Многое об успехах отрасли было сказано на итоговой коллегии Минсельхоза, в которой Вы
принимали участие. Сегодня, представляя
национальный доклад, я лишь кратко подведу основные итоги прошлого года.
Реализация мероприятий государственной программы
развития сельского хозяйства в 2016 году позволила
нарастить объёмы производства сельхозпродукции и в целом успешно продолжить
процессы импортозамещения и расширения экспорта отечественной сельхозпродукции.
Устойчивая
динамика развития отрасли во многом обусловлена увеличением государственной поддержки сельского хозяйства до
223 млрд рублей. Рост производства в сельском
хозяйстве сохраняется на протяжении последних четырёх лет. В 2016 году он составил почти 5%. Урожай
зерновых превысил 120 млн т, достигнуты рекордные показатели по сбору пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сои, овощей и
фруктов. Россия вышла на первое место в мире
по объёмам производства сахарной свёклы,
опередив Францию, США и Германию, благодаря росту урожая на 32%. Это позволило нам произвести 6 млн т сахара,
полностью обеспечить внутренний рынок и впервые
стать крупным поставщиком сахара на мировом рынке. Теперь экспорт российского сахара исчисляется не тысячами,
а сотнями тысяч тонн. В 2016 году – более 100
тыс. Экспорт в 2015 году составлял чуть более
7 тыс. т.
Сбор тепличных овощей увеличился на 15%. Выросли площади закладки новых садов и
виноградников.
Положительные изменения
мы наблюдаем и в производстве животноводческой продукции. По итогам 2016 года производство скота и птицы
увеличилось на 3,5%, прежде всего за счёт
роста в свиноводстве и птицеводстве.
Серьёзным потенциалом импортозамещения
обладает и молочная отрасль. В 2016 году производство молока практически сохранилось на уровне 2015 года, что
связано с уменьшением поголовья в личных подсобных хозяйствах. Вместе с тем сельхозпредприятия и фермерские хозяйства с каждым годом
увеличивают объёмы производства молока, в том
числе за счёт увеличения молочной продуктивности.
В
прошлом году Правительством продолжена поддержка
сельхозмашиностроения. На субсидии производителям сельхозтехники направлено более 11 млрд рублей – в два раза больше, чем
годом ранее. Это позволило приобрести с
господдержкой более 17 тыс. единиц техники.
В 2016 году впервые за последние три года отмечен рост инвестиций в АПК на 10% по
сравнению с предыдущим годом. Объём
инвестиционного кредитования сельского хозяйства вырос на 28% и превысил 380 млрд рублей. Краткосрочное
кредитование увеличилось на 35% – до 1,2 трлн
рублей. Такой рост обусловлен увеличением
потребности сельхозтоваропроизводителей в кредитах, которая сохраняется и в текущем году. Поэтому есть
дополнительная потребность в субсидиях именно
на эти цели.
Основными кредиторами отрасли остаются
Россельхозбанк (он доминирует, безусловно) и
Сбербанк. На их долю приходится 88% общего
объёма предоставленных кредитов. По итогам 2016 года финансовое положение сельхозтоваропроизводителей сохранилось на
приемлемом уровне. Средняя рентабельность
производства с учётом господдержки превысила 17%.
Без учёта субсидий рентабельность находится на уровне до 10%. Выросла доля
прибыльных хозяйств в общей численности
сельхозпредприятий – на 2,5% и составляет сегодня порядка 87%.
Отмечается также положительная динамика уровня заработной платы в отрасли. В 2016 году она
выросла на 10% и превысила 24 тыс. рублей в
целом по стране.
Улучшение финансово-экономического состояния отрасли обеспечивает стабильный рост производства,
сокращение импорта и повышение доли
отечественной продукции на внутреннем рынке. В результате по итогам года
выполнен ряд основных показателей Доктрины
продовольственной безопасности. Об этом мы подробно говорили на коллегии.
Что
касается товарооборота сельхозпродукции с другими
странами, здесь тоже позитивный тренд. Программа импортозамещения в сельском
хозяйстве работает. Импорт продовольствия
сократился на 6%. За год на 16% сократились
поставки мяса, поставки мяса птицы – на 12%,
рыбы – на 10%, яблок – на 20%, свежих овощей –
на 28%. По итогам года основными товарными позициями в структуре импорта стали: молочная продукция –
7%, говядина – 4,5%, рыба и морепродукты –
5,6%, овощи – 5,6%, фрукты, прежде всего
цитрусовые.
Рост производства создал стимулы для сельхозпредприятий к расширению рынков сбыта за
рубежом. Экспорт увеличился на 5% – до 17 млрд
долларов. Речь идёт о наших основных экспортных позициях:
зерно, растительное масло, рыба.
В 2016 году существенно выросли
объёмы поставок пшеницы, кукурузы, риса, соевых бобов, растительных масел, в четыре раза увеличились поставки свинины,
почти в два раза – поставки мяса птицы.
Для увеличения объёма экспорта нашей продукции
планируем в этом году приступить к работе в рамках
приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК». Наши задачи: проанализировать
потенциальные рынки сбыта, оказать
сельхозтоваропроизводителям поддержку в продвижении на зарубежных рынках, провести работу вместе с
Россельхознадзором по снятию фитосанитарных, ветеринарных и других барьеров.
Ещё одно важное направление нашей работы – поддержка фермеров и сельхозкооперации. В
реализации программы по грантовой поддержке
малых форм хозяйствования с каждым годом участвует всё больше регионов. В 2016 году получателями грантов стали
4,5 тыс. фермерских хозяйств. В хозяйствах,
получивших гранты, будет создано свыше 7 тыс. новых рабочих мест. В 2016 году удвоена грантовая поддержка сельхозкооперативов, это обеспечило расширение
кооперативного движения. За прошлый год
создано более 300 новых сельхозкооперативов. Планируем, что в 2017 году будет создано не менее 1200.
Безусловно, комплексное развитие сельхозпроизводства и села невозможно без решения
социальных вопросов. На сегодняшний день на
селе проживает около 38 млн человек. Это уклад
жизни для четверти населения страны. Улучшать условия жизни на селе призвана программа устойчивого развития сельских
территорий. Регионам выделяются средства на газификацию, водопровод, строительство школ, фельдшерско-акушерских
пунктов, спортивных сооружений, а также на
приобретение жилья, в том числе для молодых семей и специалистов. В прошлом году на реализацию программы направлено
12 млрд рублей. В этом году выделено более 15
млрд, в том числе в полтора раза увеличено финансирование строительства дорог в сельской местности. На сегодняшний день в трети
сельских населённых пунктов нет асфальтированных дорог, и исправить эту ситуацию – чрезвычайно
актуальная задача.
Реализуемая федеральная целевая программа позволяет привлечь инвесторов в сельские
территории и стимулирует инвестиционную активность.
О результатах реализации ФЦП по развитию мелиорации я докладывал Вам, Дмитрий Анатольевич, на
коллегии.
Завершая своё выступление, хочу сказать, что все
предложения по совершенствованию реализации
мероприятий госпрограммы перечислены в национальном докладе и презентованы в материалах к заседанию Правительства.
Наша цель в текущем году – сохранить позитивную динамику развития сельского хозяйства,
повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Приоритет первого порядка – обеспечить льготное
кредитование отрасли в полном объёме для
увеличения темпов сельхозпроизводства.
Д.Медведев:
Теперь прошу Александра Богдановича Карлина,
который возглавляет очень крупный сельскохозяйственный
регион – Алтайский край, рассказать о том, как у вас дела, как проходила
реализация этих документов.
А.Карлин:
Аграрный
потенциал Алтайского края хорошо известен в
федеральных ведомствах и Правительстве.
Мы к числу конкурентных преимуществ аграрной отрасли на Алтае относим многоукладность и большое отраслевое разнообразие.
Это предопределяет устойчивость, экономическую
эффективность отрасли. Эти конкурентные
преимущества мы будем наращивать, и государственная программа, о которой сегодня идёт речь, во многом способствует нам в этом.
Определённые позитивные изменения в отрасли наметились и у нас в регионе за несколько
последних лет. Но именно в 2016 году, после
того, как госпрограмма была существенным образом обновлена, регионам были предоставлены возможности дифференцированного
подхода к трансляции средств государственной
поддержки, когда были наконец реализованы многолетние
пожелания крестьян о консолидации частных
субсидий, которые поступали в отрасль по различным направлениям. Это с одной стороны. С другой – эффекты эти
обусловлены тем обстоятельством, что наряду с
госпрограммой активно работает ещё одна очень
важная программа «Устойчивое развитие сельских территорий». Таким образом, мы
поддерживаем и производство, и сельский
социум.
И
ещё программа, которая сегодня звучала, –
поддержки отрасли сельхозмашиностроения. Мы считаем, и наши крестьяне просят об этом, наряду с сохранением и развитием
госпрограммы, её продвижением также эти
направления не оставлять без
правительственного внимания.
Я поддерживаю тезисы доклада и выступление Александра Николаевича. Хотел бы озвучить
здесь несколько предложений.
Первое. Мы просим поддержать позицию Минсельхоза о дополнительном выделении
средств на льготное краткосрочное кредитование, если
будет корректировка бюджета 2017 года. Не буду обосновывать, у нас в банках, которые этим занимаются, сегодня заявок
крестьян на 8 млрд рублей, в то время как все
субсидии по этому направлению мы практически
уже использовали.
Ещё одно предложение
– это возможность увеличения до трёх лет, а может быть, даже до пяти лет сроков действия соглашений, которые мы,
регионы, заключаем с Минсельхозом. Нет
необходимости здесь доказывать, что отрасль сельского хозяйства имеет свои особенности, тем более в Сибири, и те контролируемые цифры, которые были бы заложены на
срок, мной названный, повысили бы
прогнозируемость ведения агробизнеса для
участников хозяйственной деятельности, с одной стороны, и повысили бы доверие
крестьян к действиям власти, что, конечно же,
чрезвычайно важно.
Мы активно
сегодня занимаемся экспортом продовольствия: более чем на 60% в прошлом году экспорт продовольствия, которое производится в Алтайском
крае, возрос.
Но
здесь есть одна тенденция, которую мы бы
просили соответствующие федеральные ведомства отметить и по возможности воздействовать на это.
Наше продовольствие любят, особенно в азиатских странах, оно имеет высокую репутацию
по качеству, экологической чистоте, но на
рынки мы заходим с нашей, по сути, продукцией
премиум-класса в сегменты экономкласса с
соответствующей ценовой составляющей.
Я думаю, что
комплекс государственных мер поддержки (наверное, не на короткую дистанцию, но
на перспективу) позволит нам исключить факты
дискриминации наших производителей
продовольствия на зарубежных рынках и, таким образом, будет способствовать развитию отрасли, поднимать
репутацию нашей экономики.
В заключение позвольте по поручению крестьянства Алтайского края выразить благодарность
Правительству, Министерству сельского хозяйства
– аграрии в последнее время всё чаще называют его
«нашим министерством», это уже, на мой взгляд, является симптоматичным – за последовательную и эффективную
государственную политику по развитию сельского хозяйства и регулированию продовольственного рынка.
В свою очередь заверяем,
что Алтайский край и впредь будет достойно реализовывать ответственную миссию форпоста продовольственной безопасности на
востоке страны.
Д.Медведев:
Симптомы налицо, на самом деле, так что Александр Николаевич в этом смысле
может быть доволен. Есть определённые достижения.
Пожалуйста,
есть какие-то предложения, прежде всего в
проект протокольного решения, или какие-то
комментарии ещё у членов Правительства?
А.Дворкович:
Поддерживаю высказанные предложения, в том числе предложение об удлинении
сроков соглашений, – можно было бы
зафиксировать в протокольном решении, это
полезная вещь, которая повысит предсказуемость. Это же, кстати, касается и вопроса о чётком нормативном закреплении обязательств Правительства, Министерства сельского хозяйства выделять
субсидии на весь срок реализации инвестпроектов. Сегодня это делается, эти обязательства фиксируются, но скорее явочным порядком, а не на основе нормативного
акта Правительства. Мы аккуратно с юристами
проработаем эту тему и доложим отдельно.
М.Шмаков:
Я
хотел бы обратить внимание на один из показателей, который представлен в госпрограмме. Дело в том, что хороший
результат получен, и плановый показатель по
заработной плате, который составлял 55% от среднего
по экономике, перевыполнен и составляет 65,6%.
Я считаю, что за это надо награждать,
приветствовать эту тенденцию.
Однако на 2017 год
прогнозируется сокращение средней номинальной начисленной заработной платы
работников на эти 10% и фактически приведение
к плановому показателю. Но я думаю, что 55% и
65% от среднего по экономике – нам не эти
показатели надо доводить до плановых, а несколько другие, которые недовыполнены.
Д.Медведев: Давайте подведём итог.
Коллеги
представили ряд предложений, и в докладе они содержались,
и в выступлениях после доклада. По поводу
дополнительных средств из бюджета, о которых говорилось:
я и в Государственной Думе говорил, и здесь хочу ещё раз отметить – конечно, мы
будем рассматривать заявки на дополнительное
финансирование, в том числе при корректировках
бюджета и для дополнительных кредитных
ресурсов, направляемых в сельское хозяйство, тем более там есть старые инвестиционные проекты так называемые, новые
инвестиционные проекты и необходимость решения целого ряда других задач. Мы обязательно этим займёмся.
Кстати, принято решение о докапитализации
Россельхозбанка, для того чтобы Россельхозбанк
мог вести кредитную политику стабильно и
основные вопросы кредитования на селе за счёт собственного ресурса решать, как и некоторые другие
банки.
По поводу увеличения срока действия соглашения с
регионами до трёх или даже пяти лет – в принципе
давайте такое поручение дадим, это
действительно повысило бы стабильность отношений.
Есть там и известные ограничения, тем не менее давайте этот вопрос проработаем,
тем более что по целому ряду направлений мы
выходим на трёхлетнюю перспективу, не говоря уже о самом трёхлетнем планировании нашего бюджетного цикла.
Выход на
зарубежные рынки, поддержка целого ряда других направлений – это тоже нужно
отразить в проекте решений, и то, о чём сказал
Михаил Викторович Шмаков, по поводу зарплаты, тоже нужно посмотреть, что
происходит.
<…>
1. О национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2016
году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы
Решения Правительства:
1. Одобрить национальный доклад о ходе и результатах
реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2013–2020 годы.
2. Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву) совместно с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять
необходимые меры по выполнению в 2017 году целевых показателей указанной
Государственной программы.
3. Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минфину России
(А.Г.Силуанову) проработать вопрос об увеличении сроков действия соглашений,
заключаемых Минсельхозом России с высшими исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, о предоставлении
субсидий на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2013–2020 годы и соответствующие предложения в месячный срок
представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
4. Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву),
Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти до 1 июня 2017 года представить в
установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованные
предложения о дополнительных мерах государственной поддержки экспорта
продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства.
5. Минсельхозу России (А.Н.Ткачёву), Минтруду России
(М.А.Топилину) с участием высших исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации обеспечить мониторинг уровня среднемесячной
номинальной заработной платы работников в сельском хозяйстве.
Соответствующую информацию ежеквартально
представлять в Правительство Российской Федерации.
2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 206 Федерального
закона “О несостоятельности (банкротстве)”»
Законопроектом предлагается внести изменения, которые
соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда и направлены на
уточнение порядка расчёта процентов по вознаграждению конкурсного управляющего
при удовлетворении требований залогового кредитора за счёт выручки от продаж
предмета залога. Также предлагаются изменения, направленные на оптимизацию
расчёта процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в рамках
соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве застройщика.
Законопроект направлен на минимизацию текущих расходов за счёт конкурсной массы
должника в ходе дела о банкротстве.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 17 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 206 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации
некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах
предоставления государственных и муниципальных услуг»
Законопроектом предлагается установить возможность наделения
законом субъекта Федерации многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг полномочиями по государственной
регистрации рождения и государственной регистрации смерти.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в
многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных
услуг» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О принятии Протокола об
изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности»
Протоколом предусматривается дополнение Соглашения положениями,
которые определяют расширенное применение механизма, позволяющего членам ВТО выдавать
принудительные лицензии на производство воспроизведённых лекарственных
препаратов для экспорта и в случае необходимости воспользоваться иммунитетом на
оспаривание своих действий другими членами ВТО. Принятие Россией Протокола
позволит, в частности, организовать производство воспроизведённых лекарственных
препаратов отечественными производителями с использованием иностранного патента
на оригинальный лекарственный препарат для оказания помощи другим государствам.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О принятии
Протокола об изменении Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О
государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса”»
Законопроектом предлагается
уточнить задачи государственной информационной системы топливно-энергетического
комплекса и её предназначение, расширить структуру и перечень поставщиков
(субъектов) информации, определить порядок подготовки аналитической информации
с использованием системы. Принятие законопроекта будет способствовать повышению
эффективности механизма принятия решений и информирования отраслевого
экспертного сообщества об актуальном состоянии топливно-энергетического
комплекса.
Законопроект рассмотрен и одобрен 24 апреля 2017 года на заседании Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса”» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О проведении эксперимента по
развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае,
Краснодарском крае и Ставропольском крае»
Законопроектом предусматривается проведение с 1 января 2018 года
по 31 декабря 2022 года включительно эксперимента по введению платы за
пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор) в Республике Крым,
Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Законопроектом также
определяются льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты
курортного сбора. Расходы, связанные с организацией и проведением эксперимента,
будут финансироваться за счёт средств бюджета соответствующего субъекта
Федерации. По итогам эксперимента будет принято решение о введении курортного
сбора на постоянной основе на всей территории России или об отказе от его
введения.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 17 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решения Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «О проведении
эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском
крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
2. Минкавказу России (Л.В.Кузнецову) направить
указанный проект федерального закона в Российскую трехстороннюю комиссию по
регулированию социально-трудовых отношений.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 28
Федерального закона “О свободном порте Владивосток”»
В целях привлечения инвестиций в объекты капитального
строительства на территории свободного порта Владивосток и обеспечения
стабильности исполнения полномочий публичными институтами законопроектом
предлагается внести изменение, обеспечивающее возможность перераспределения
полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного
самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 17 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 28 Федерального закона “О свободном порте Владивосток”» и
внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью
149 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от обложения
налогом на добавленную стоимость услуг по финансовой аренде (лизингу) важнейших
и жизненно необходимых медицинских изделий»
Законопроектом предлагается освободить от обложения НДС операции
по реализации услуг по передаче важнейших и жизненно необходимых медицинских
изделий, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам
финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 17 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации в части
освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по финансовой
аренде (лизингу) важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросу обращения биомедицинских
клеточных продуктов»
Законопроектом предлагается распространить правовой режим,
установленный для медицинских отходов, на отходы, образующиеся при обращении
биомедицинских клеточных продуктов. Установить требования о лицензировании
деятельности по производству биомедицинских клеточных продуктов, а также
государственного контроля в сфере их обращения. Уточнить перечень документов,
из которых формируется регистрационное досье на биомедицинский клеточный
продукт.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение
Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу
обращения биомедицинских клеточных продуктов» и внести его в Государственную
Думу в установленном порядке.
10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части предоставления
права на создание ведомственной охраны Генеральной прокуратуре Российской
Федерации, Следственному комитету Российской Федерации и Судебному департаменту
при Верховном Суде Российской Федерации)
Принятие законопроекта обеспечит правовую основу для создания
Генеральной прокуратурой, Следственным комитетом и Судебным департаментом при
Верховном Суде Российской Федерации ведомственной охраны, позволит обеспечить
надлежащую охрану их объектов.
Законопроект рассмотрен и
одобрен 24 апреля 2017 года на
заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
11. О выделении Минпромторгу России бюджетных ассигнований из
резервного фонда Правительства Российской Федерации на обеспечение стабильного
социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году
В частности, предлагается выделить средства на следующие цели:
российским организациям автомобилестроения на возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных
проектов; компенсацию части затрат в связи с производством колёсных
транспортных средств; производителям техники, использующей природный газ в
качестве моторного топлива; производителям городского наземного электрического
транспорта; возмещение части затрат, связанных с приобретением грузового
железнодорожного подвижного состава, в 2017 году; производителям машин и
оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности; федеральному
государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического
развития» в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или)
импортозамещения; финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение
лёгкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга; российским
организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных
партий средств производства потребителям.
Решения Правительства:
1. Принять проект распоряжения Правительства
Российской Федерации по данному вопросу.
2. Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Минфину
России (А.Г.Силуанову) до 5 мая 2017 года представить в Правительство Российской
Федерации проект акта о выделении Минпромторгу России нераспределённых
бюджетных ассигнований из средств резервного фонда Правительства Российской
Федерации.
12. О выделении Росавтодору из резервного фонда Правительства
Российской Федерации средств для предоставления иных межбюджетных трансфертов
бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование дорожной деятельности
Проектом распоряжения предлагается выделить в 2017 году средства
в размере 2764,8 млн рублей для предоставления следующим субъектам Федерации:
республикам Бурятия и Тыва, Калининградской, Ростовской, Костромской, Рязанской
и Ярославской областям.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
13. О выделении Минстрою России из резервного фонда Правительства
Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления субсидий
бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку программ формирования
современной городской среды
Проектом постановления, в частности, предлагается распределить
средства в размере 5101,4 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской
Федерации «О внесений изменений в Правила предоставления и распределения
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и
муниципальных программ формирования современной городской среды и об
утверждении распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации
субсидий, предоставляемых в 2017 году из резервного фонда Правительства
Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации, уровень расчётной
бюджетной обеспеченности которых выше 1, на поддержку государственных программ
субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования
современной городской среды».
14. Об образовании организационного комитета по подготовке и
проведению празднования 200-летия со дня рождения Ф.М.Достоевского
Проект распоряжения содержит решение об образовании
организационного комитета по подготовке и проведению празднования 200-летия со
дня рождения Ф.М.Достоевского и утверждении состава.
В состав организационного комитета предлагается включить
представителей Администрации Президента, Комитета Государственной Думы по
культуре, Минкультуры, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минкомсвязи, Минфина,
МИДа, Роспечати, Росархива, органов исполнительной власти Алтайского края,
Московской, Омской, Новгородской, Кемеровской областей, Москвы,
Санкт-Петербурга, представителей Русской православной церкви, средств массовой
информации, руководителей музеев и других организаций.
Решение
Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской
Федерации по данному вопросу.
Брифинг Александра Ткачёва по завершении заседания Правительства
Из стенограммы:
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что у нас по интервенциям –
зерновым и молочным?
А.Ткачёв: По молочным, я думаю, мы будем исходить из ситуации на
рынке, прежде всего ценовой. Это самое главное, собственно, для чего они и были
затеяны.
Но
хочу напомнить, что молочных интервенций у нас не было в природе, что
называется. Мы впервые подошли к этому. Хотя надо сказать, что в течение
текущего года цена на молоко была достаточно приличная, мы даже о такой не
мечтали – 28, 26 рублей, в некоторых регионах 30 рублей. То есть это
направление отрасли стало достаточно доходным, и инвесторы начали активно
искать возможности инвестирования в молочную отрасль.
Но
сегодня ситуация на рынке несколько другая по разным факторам. Цены снизились,
и, конечно, мы задумываемся, как этот механизм применить на практике. Я думаю,
что именно в пик лета, в период большого молока (будут большие надои, мы
получим по стране большой вал, и, как правило, здесь происходит снижение цены
на молоко), условно в июле – августе, может быть, мы попробуем применить этот
механизм на деле.
Но,
подчёркиваю, если не будет критичного падения цены на молоко, потому что лишних
денег нет. У нас есть куда их тратить, огромное количество направлений требуют
поддержки со стороны федерального, региональных бюджетов. Решения приняты,
интервенционный фонд создан, но как, когда его использовать и в каком объёме,
мы, естественно, будем решать исходя из текущей ситуации, цены на молоко.
Вопрос: А зерновые интервенции?
А.Ткачёв: Зерновые интервенции тоже будут стартовать в августе,
и мы уже определили минимальные цены: на пшеницу третьего класса – 10,3 тыс.
рублей за тонну, на пшеницу четвёртого класса – 9 тыс. Это тот уровень цен, в
соответствии с которым мы будем в интервенционный фонд закупать зерно.
Собственно, мы от этого не отказываемся. Тем более сейчас мы видим падение
цены, не то чтобы неожиданное, тем не менее мы теряем в цене, и, конечно, это
больно бьёт по сельхозтоваропроизводителям. Мы не рассчитывали на такую цену,
безусловно.
Есть
ряд факторов, которые могут повлиять на повышение цены и сделать её
справедливой, я бы так сказал. Это прежде всего продолжение диалога и снятие
всех ограничений по Турции. Это первый политический и экономический вопрос. И
второй, конечно, – вопрос курса доллара. Это тоже имеет значение, потому что мы
привязаны на зерновом рынке к курсу, к мировой цене на зерно. Для нашей экономики, для
сельхозтоваропроизводителей практически по всем направлениям очень важен курс
не 55, и даже не 59, а 60 и выше. Тогда
цена будет справедливой, мы получим порядка 10 рублей за килограмм третьего
класса, а значит, уровень доходности, рентабельности будет в сибирских
территориях – от 10%, на юге – 30–40%. Это, конечно, позволит серьёзно
поддержать сельхозпроизводство, экономику хозяйств, увеличить оборотные
средства. Производство зерна – это наиболее выгодная и эффективная отрасль в
АПК, и, конечно, мы должны держать её на плаву. За счёт этого держатся и другие
направления, отрасли. Это доходы в бюджеты больших и малых предприятий, и
многое на этом строится – и социальная стабильность, и политическая
стабильность в территориях, развитие, инвестпрограммы и так далее.
Вопрос: Вы
сказали, что производство сахарной свёклы у нас серьёзно увеличилось и экспорт
тоже. Может ли это каким-то образом влиять на рынок производства сахара? Мне
кажется, когда чего-то в избытке, это должно дешеветь.
А.Ткачёв: А
сахар и подешевел. Представители крупнейших компаний по переработке свёклы,
производству сахара говорят, что ситуация на сахарном рынке впервые достаточно
нестабильная, производственники несут потери, потому что падение более 10
рублей на рынке за килограмм сахара. И
конечно, производство сахара оказывается уже на грани невыгодности. Почти
нулевая рентабельность. Конечно, это уже
предмет тревоги и министерства, и Правительства. У нас гигантская отрасль, мы
производим достаточно большой объём сахара, находимся в тройке лидеров в мире,
поэтому, понятно, нам нужно сохранить отрасль. Более того, она нуждается в
модернизации, и многие заводы уже перевооружаются. Мы это видим и поддерживаем
всячески.
Ситуация
на сахарном рынке не самая лучшая, год не самый лучший, именно потому, что мы
имеем в определённой степени перепроизводство, что давит на внутренний рынок,
на ценообразование. И конечно, вопросы экспорта для нас сегодня являются
первичными, я бы сказал даже, критичными. Нам нужно активно продвигать экспорт
сахара на другие рынки. И в этом году мы уже экспортируем порядка 100 тыс. т. А
в 2015 году экспорт составлял 7 тыс. То есть рост в десять с лишним раз. Но
этого недостаточно, мы должны, наверное, и 200, и 300 тыс. Работу эту ведём
вместе с бизнесом, вместе с союзами. Надеюсь, текущий год порадует нас хорошими
ценами и хорошей рентабельностью в этой отрасли. Конечно, очень важно, чтобы и
сельхозтоваропроизводители, селяне непосредственно вкладывали в производство
свёклы, инвестировали в новые технологии. Мне кажется, это то, что нужно нам
всем.
Вопрос: Государство не будет вводить дополнительный механизм
для корректировки внутренних цен в виде сахарных интервенций?
А.Ткачёв: Нет. У
государства тоже не неограниченные ресурсы. Мы будем пытаться другими
инструментами поддерживать сахарный рынок.
Вопрос:
Александр Николаевич, а много заявок на получение длинных кредитов? И много ли
их одобрено?
А.Ткачёв: Из
15 тыс. заявок отобрано и просубсидировано только 5 тыс., то есть практически
каждая третья заявка. Это и по инвестиционным, и по коротким, и по длинным
кредитам. Конечно, этого недостаточно. Конечно, мы бы хотели, чтобы, если будут
дополнительные доходы в федеральный бюджет, при корректировке федерального
бюджета мы получили дополнительно на это средства, потому что это значимые
инструменты поддержки, очень чувствительные для бизнеса. С учётом льготной
ставки – а она сегодня варьирует от 2% (кто-то получил даже под 1%) до 5%
максимум, – конечно, эти деньги стали более доступными, инструменты – более
прозрачными. И конечно, бизнес-сообщество поддерживает эти инициативы, эти
реформы в области субсидирования кредитов.
Очень
хотелось бы, чтобы это и дальше работало. Особенно по инвесткредитам, потому
что, я считаю, все те, кто приходит с новыми проектами в области глубокой
переработки, особенно в сельхозпроизводстве, производстве пищевых продуктов,
должны получить гарантированную поддержку. Мы нуждаемся в перевооружении, в новых
технологиях, в более глубокой переработке – всё это Запад проделал за последние
20–30 лет. Крупные, средние производства. Мы должны
поддержать строительство новых перерабатывающих заводов, фабрик, которые будут
производить высокотехнологичные продукты в широчайшем ассортименте,
естественно, с конкурентной экономикой, прежде всего с низкими издержками. Это
позволит не только накормить страну – это естественно, это главная наша цель, –
но и быть в трендах современных подходов производства, переработки продуктов
питания и, конечно, конкурентоспособными. Мы прекрасно понимаем, что рано или
поздно санкции будут сняты – может быть, завтра, может, через 10 лет. Но на
рынок (мы участники ВТО) придёт, хлынет западная продукция, которая, надо
признать, по большинству позиций более конкурентоспособна. Если мы перевооружимся,
если мы привлечём в АПК новые технологии, современные технологии – а здесь
нужны огромные средства, и у нас нет запаса по времени, – тогда мы сможем
принять этот вызов на равных, и конкурировать, и отстоять свою полку
российскую. В любом случае выбор должен делать потребитель – и по цене, и по
качеству. Люди всё-таки примеряют, что покупать – не покупать, по своему
кошельку, по своим доходам прежде всего. Поэтому мы должны соответствовать этим
требованиям потребителя и покупателя.
Я
считаю, что все инвестпроекты должны быть просубсидированы, должны быть
поддержаны государством, потому что они лишними не будут, безусловно. А
во-вторых, это новые фабрики, новые заводы, это новые рабочие места, это более
значимая налоговая база в сельских территориях – то, что требовалось, то, что
мы хотим, о чём говорим последние годы. И мне кажется, это здорово.
Вопрос: Каков последний
прогноз Минсельхоза по экспорту зерна в текущем сезоне? Говорили, что будет на
уровне прошлого года.
А.Ткачёв: Всё зависит от
внешнеэкономических, политических факторов и, безусловно, от курса рубля. Это
очень важно. Потому что крепкий рубль делает нашу экономику, нашу продукцию
менее конкурентоспособной. Почему турки начали с нами такую небольшую войну по
повышению пошлин, по отказу от импорта в Турцию нашего зерна, растительного
масла? Потому что есть более конкурентное зерно и растительное масло – с
Украины, из Румынии, из других стран. Здесь, как говорится, ничего личного. Все
считают. На каком-то этапе они посчитали, что это возможно. А мы дали повод. Мы
укрепили рубль. Мы боремся с инфляцией, занимаемся макроэкономикой, а наши
производители, бизнес проигрывают.
Это, я считаю, несоизмеримые
потери, потому что без бизнеса не будет налогов, не будет высокотехнологичных
рабочих мест, не будет повышения заработной платы и так далее, если мы будем
таким образом ставить в неконкурентные условия российский бизнес.
Наше министерство – отраслевое, мы
отвечаем за бизнес, мы должны способствовать его развитию, мы должны способствовать
росту ВВП 4–5% каждый год. А за счёт чего? Чудес не бывает. Если мы снизим
позиции по экспорту – и зерна, и в целом сельхозпродукции, – который сегодня 17
млрд, значит, мы откатимся назад, меньше заработаем и потеряем опять рынки.
Каждая страна борется за освоение рынков, за экспорт, и очень жёстко борется.
Использует всякие инструменты – и политические, и административные, и
экономическое давление, и политическое и так далее.