1. О
предварительных итогах уборки урожая в 2014 году и формировании прогноза
проведения сезонных полевых работ под урожай 2015 года
В 2014 году вся
посевная площадь сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств
составила 78,25 млн га (в 2013 году – 78,5 млн га), в том числе площадь
зерновых и зернобобовых культур – 46,6 млн га (на уровне 2013 года).
По оперативной
информации, по состоянию на 6 октября 2014 года зерновые и зернобобовые
культуры обмолочены с 89,3% площади посевов, намолочено 100,5 млн т зерна (в
2013 году – 81,9 млн т), урожайность составила 24,9 ц/га (в 2013 году – 22,1
ц/га). Из зерновых культур пшеницы намолочено 59,3 млн т, ячменя – 20,6 млн т,
кукурузы на зерно – 5,8 млн т, риса – 742,5 тыс. т.
2. О
проектах федеральных законов «О территориях опережающего
социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на
отдельных территориях Российской Федерации», «О внесении изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О
территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке
Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации”» и «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона “О территориях опережающего
социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на
отдельных территориях Российской Федерации”»
Проект федерального
закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем
Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации»
разработан в целях создания условий для ускоренного развития субъектов
Федерации, в первую очередь на Дальнем Востоке.
Законопроектом
определяется правовой режим территорий опережающего социально-экономического
развития, условия и порядок их создания, устанавливаются меры государственной
поддержки на таких территориях.
Законопроектом, в
частности, определены органы, участвующие в управлении территориями
опережающего социально-экономического развития, установлены их функции и полномочия,
а также правовое положение резидентов территорий и особенности осуществления
ими предпринимательской и иной деятельности (особый режим землепользования;
льготные ставки арендной платы; налоговые льготы и льготы по страховым
платежам; особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального
контроля).
Устанавливаются
налоговые и иные льготы для резидентов территорий опережающего
социально-экономического развития. Содержится перечень изъятий из общих правил
регулирования.
3. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 47 Федерального
закона “О воинской обязанности и военной службе”»
Законопроект направлен
на повышение престижа и привлекательности прохождения военной службы в научных
организациях, привлечение перспективных военных учёных, закрепление
высококвалифицированных специалистов в научных организациях, а также
дополнительное стимулирование военнослужащих к написанию и защите диссертаций
на соискание учёных степеней.
Законопроектом
предлагается присваивать военнослужащему, имеющему учёную степень и (или) учёное
звание, занимающему воинскую должность научного работника в военной
профессиональной образовательной организации или военной образовательной
организации высшего образования или научной организации, воинского звания на
одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им
воинской должности, но не выше воинского звания полковника или капитана 1
ранга.
4. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 43 Федерального
закона “О полиции” и порядке его применения»
Законопроектом
предлагается осуществлять выплату ежемесячной денежной компенсации при условии
установления гражданину инвалидности вследствие военной травмы, полученной в
связи с прохождением службы в полиции, исключившей дальнейшую службу.
Размеры ежемесячной денежной
компенсации предлагается установить исходя из параметров денежного довольствия
с применением соответствующих коэффициентов в зависимости от группы
инвалидности, что при определении размера ежемесячной денежной компенсации
обеспечивает равные гарантии социальной защищённости соответствующих
сотрудников.
5. О
проекте федерального закона «О признании утратившими силу отдельных
законодательных актов Российской Федерации»
С 1 мая 2014 года
вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и
молочной продукции».
В соответствии с
Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в
Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации со дня
вступления в силу технического регламента Таможенного союза обязательные
требования к продукции, установленные национальным законодательством, не
применяются.
Законопроектом
предлагается признать утратившими силу федеральные законы «Технический
регламент на молоко и молочную продукцию» и «О внесении изменений в Федеральный
закон “Технический регламент на молоко и молочную продукцию”».
6. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации»
Законопроектом предусматривается предоставить организациям,
осуществляющим социальное обслуживание граждан, право применения налоговой
ставки 0% аналогично установленному для образовательных и медицинских
организаций.
Предлагается освободить от обложения налогом на добавленную
стоимость реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан
пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые
признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым представляются
социальные услуги в организациях социального обслуживания независимо от их
нахождения в трудной жизненной ситуации.
Применение налоговой ставки 0% этими организациями планируется с
1 января 2015 года до 1 января 2020 года.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 19.34 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях»
Частью 1 статьи 19.34 КоАП предусмотрено, что деятельность
некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включённой
в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента,
влечёт административный штраф для должностных лиц в размере от 100 тыс. до 300
тыс. рублей; для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Постановлением Конституционного Суда положения части 1 статьи 19.34
КоАП признаны не соответствующими Конституции.
Законопроектом предлагается привести положения КоАП в
соответствие с постановлением Конституционного Суда. В частности, предлагается
внести изменения, направленные на снижение минимального размера
административного штрафа до 50 тыс. рублей для должностных лиц и до 100 тыс.
рублей – для юридических лиц.
8. О
проекте федерального закона «О присоединении Российской Федерации к
Международному соглашению по кофе 2007 года»
Международное соглашение по кофе было принято в Лондоне 28
сентября 2007 года и вступило в силу 2 февраля 2011 года.
Соглашение направлено на содействие развитию международного
сотрудничества в области производства, торговли и переработки кофе, обеспечение
возможности для межправительственных консультаций и переговоров, направленных
на достижение баланса между спросом и предложением на рынке кофе.
9. О
подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере поставок
природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по «восточному» маршруту
Заключение Соглашения является условием вступления в силу
Договора купли-продажи природного газа по «восточному» маршруту, подписанного 21
мая 2014 года между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой
корпорацией.
В соответствии с Соглашением Стороны поддерживают успешную
реализацию этого договора и оказывают всестороннее содействие уполномоченным
организациям в проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной
инфраструктуры, необходимой для поставок газа из России в КНР по «восточному» маршруту (газопровод «Сила Сибири»), включая трансграничный участок
газопровода.
10. О
внесении изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального
имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014–2016
годы
Проектом распоряжения предлагается исключить из
прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных
направлений приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы ОАО «Центр
национального фильма».
ОАО «ЦНФ» – организация киноиндустрии, основными
видами деятельности которой являются производство кино, рекламных роликов,
музыкальных клипов, тиражирование, прокат, показ и реставрация (восстановление)
фильмов, участие в кинофестивалях (кинорынках) и другое.
11. О
выделении бюджетных ассигнований с целью частичного возмещения понесённых
затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от паводка
вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур и имущества, а также
гибели сельскохозяйственных животных
Проектом распоряжения предлагается перечислить
средства на указанные цели бюджетам субъектов Федерации, а именно Алтайскому
краю – 17,37 млн рублей, Республике Алтай – 3,91 млн рублей, Республике Тыва –
0,31 млн рублей, Республике Хакасия – 4,34 млн рублей.
12. О
распределении субсидий, главным распорядителем в отношении которых является
Минкультуры России, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов
капитального строительства государственной собственности субъектов Российской
Федерации, не включённых в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции
в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на
предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской
Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной
собственности, не включённых в федеральные целевые программы, бюджетные
инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов
Проектом распоряжения предлагается направить на
строительство мемориального комплекса героям северного фаса Курской дуги и
монумента «Тепловские высоты» в Курской области, а также на реконструкцию
зданий государственных учреждений культуры Саранска «Мордовский республиканский
музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи» и «Государственный русский
драматический театр», средства в размере 434 млн рублей.
13. О
внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 2
апреля 2014 года №498-р о распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение
оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов,
включая металлоконструкции и металлоизделия, в рамках подпрограммы «Развитие
физической культуры и массового спорта» государственной программы Российской
Федерации «Развитие физической культуры и спорта»
Проектом распоряжения предлагается направить
ассигнования на приобретение комплектов оборудования для физкультурно-оздоровительных
комплексов с универсальными игровыми залами, имеющих высокую степень готовности
и планируемых к вводу в эксплуатацию в 2014 году, в соответствии с поступившими
заявками правительства Хабаровского края (14,5 млн рублей, 1 комплект оборудования)
и правительства Астраханской области (29 млн рублей, 2 комплекта оборудования).
14. O
внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития
Российской Федерации
В соответствии с
положениями статей 1110, 3911, 3914, 3915,
3929 Земельного кодекса, которые вступают в силу с 1 марта 2015 года,
предлагается наделить Минэкономразвития следующими полномочиями в сфере
земельных отношений:
- установление
формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
требований к её подготовке и формату такой схемы при подготовке её в форме
электронного документа;
- установление
размера и порядка взимания платы за подготовку схемы расположения земельного
участка на кадастровом плане территории в форме электронного документа с использованием
официального сайта федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового
учёта недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- утверждение порядка и способов
подачи отдельных заявлений (об утверждении схемы расположения земельного
участка, о проведении аукциона по продаже земельного участка, аукциона на право
заключения договора аренды земельного участка, о предварительном согласовании
предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о
перераспределении земельных участков) в форме электронных документов с
использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также
требований к формату таких заявлений;
- установление перечня документов,
подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без
проведения торгов.
15. Об
образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования
100-летия со дня рождения А.И.Солженицына
Москва,
8 октября 2014 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является
изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной
власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад
Николая Фёдорова о предварительных итогах уборки урожая в 2014 году и
проведении сезонных полевых работ под урожай 2015 года
Сообщение губернатора Омской
области Виктора Назарова
Сообщение губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Начнём с сельскохозяйственной темы.
Вчера открылась выставка «Золотая осень». Аграрно-промышленный комплекс – это
одна из отраслей нашей экономики, которая демонстрирует уверенный рост. Это
результат государственной поддержки, которую мы осуществляем, и, конечно, труда
самих аграриев.
Сегодня мы подведём предварительные итоги
уборки урожая. Темпы уборочных работ этой осенью чуть выше, чем прошлой.
Обмолочено около 90% посевов зерновых и зернобобовых культур. По
предварительным оценкам, в этом году нас ожидает очень хороший урожай зерна –
порядка 104 млн т. Это самый большой успех аграриев после рекордного 2008 года,
когда мы собрали 108 млн т – это абсолютный рекорд для нашей страны. А по
производству сои и рапса будет как раз поставлен абсолютный рекорд за всю
историю выращивания этих культур.
По сравнению с прошлым годом немного
увеличился урожай картофеля и других овощей. Вместе с тем для укрепления
продовольственной безопасности надо наращивать производство этих культур, особенно
в нынешних условиях, когда европейские производители освободили ниши на нашем
продовольственном рынке.
Д.Медведев: «Темпы уборочных работ этой осенью чуть выше, чем прошлой.
Обмолочено около 90% посевов зерновых и зерно-бобовых культур. По
предварительным оценкам, в этом году нас ожидает очень хороший урожай
зерна – порядка 104 млн т. Это самый большой успех аграриев после
рекордного 2008 года, когда мы собрали 108 млн т».
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 9 октября 2014 года
Вопросы импортозамещения
надо учитывать и при планировании предстоящих сезонных полевых работ. На что
нужно обратить особое внимание? Прежде всего на снижение зависимости
отечественного АПК от зарубежных семян сельхозрастений. Для этого в рамках госпрограммы
развития сельского хозяйства формируется специальная подпрограмма по поддержке
селекции и семеноводства. Вчера на выставке об этом как раз говорили. Нужны
отечественные сорта растений, которые способны в наших климатических условиях
давать высокие урожаи качественных и полезных овощей и фруктов.
Ещё один острый вопрос – это
обеспеченность сельхозпроизводителей техникой. В целом по стране износ
комбайнов и тракторов, их выход из строя происходит быстрее, чем обновление
парка. Высокая закредитованность не позволяет аграриям закупать сельхозтехнику
в необходимых объёмах, к тому же ассортимент техники, которую производят и
собирают в нашей стране, пока не удовлетворяет в полном объёме потребности
села. Надо настроить действующие механизмы господдержки, с тем чтобы
сельхозтехника стала доступнее для селян.
В целом на государственную поддержку
растениеводства в 2014 году предусмотрено около 46 млрд рублей федеральных
средств, ещё около 22 млрд – это региональные деньги. Уже направлено
хозяйствам порядка 75%. Предоставление кредитных ресурсов по аграрной тематике
на проведение сезонных работ также идёт в нормальном темпе и осуществляется
теми банками, которые у нас традиционно кредитуют село.
Д.Медведев: «В прошлом году Правительство дало аграриям возможность обратного выкупа зерна при компенсации ими затрат по хранению, страхованию и налогам. С учётом благоприятной рыночной конъюнктуры после выкупа они смогли продать зерно с заметной выгодой для себя. В этом году практика интервенций будет продолжена».
Получить дополнительные средства
позволяют и государственные закупочные интервенции. В прошлом году
Правительство дало аграриям возможность обратного выкупа зерна при компенсации
ими затрат по хранению, страхованию и налогам. С учётом благоприятной рыночной
конъюнктуры после выкупа они смогли продать зерно с заметной выгодой для себя.
В этом году практика интервенций будет продолжена.
Наконец, ещё раз хотел бы обратить
внимание на необходимость страховать будущий урожай. Число хозяйств, которые
заключают такие договоры, год от года увеличивается, но темпы этого увеличения,
как известно, нас не удовлетворяют. Сейчас застраховано лишь порядка 14%
посевных площадей. Намного скромнее объёмы застрахованных многолетних культур,
и эту ситуацию нужно исправлять. Обо всём этом доложит Министр сельского
хозяйства. Кроме того, сегодня в заседании у нас принимают участие главы наших
крупных аграрных регионов – губернатор Ставропольского края Владимир
Владимирович Владимиров и губернатор Омской области Виктор Иванович Назаров, им
также мы дадим возможность выступить.
Сегодня мы рассмотрим несколько
законопроектов, которые касаются создания территории опережающего
социально-экономического развития. Вначале предполагается, что они будут
создаваться в Дальневосточном федеральном округе, а затем и в других частях
страны.
Мы придаём работе по ускоренному
развитию Дальневосточного региона большое значение, в том числе в рамках той
работы, которую ведут члены Правительства, и у нас сразу же после заседания
Правительства будет большая правительственная комиссия по
социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Эти территории, территории
опережающего развития, должны стать тем механизмом, который позволит добиться в
регионе принципиально иной экономической динамики, надеюсь, улучшить условия
жизни и работы всех, кто будет трудиться на этих территориях.
Д.Медведев: «Мы рассчитываем на то, что использование механизма территорий опережающего развития позволит как можно скорее запустить крупные инвестпроекты, снимет инфраструктурные ограничения, где они существуют, и максимально упростит создание новых производств и рабочих мест».
В документах сформированы основные
принципы создания и управления территориями опережающего развития, определены
источники финансирования, за счёт которых будут реализовываться эти планы. На
таких территориях предусмотрен особый правовой режим, а также особый режим
государственного и муниципального контроля. Для того чтобы улучшить
инвестиционный климат, создать конкурентные условия для предпринимательской
деятельности, здесь устанавливаются налоговые, таможенные и административные
льготы, в частности, вводятся облегчённые разрешительные и регистрационные
процедуры, особенно в том, что касается подключения к объектам инфраструктуры,
выделения земельных участков, арендной платы, страховых платежей, привлечения
иностранных специалистов.
Во всяком случае мы рассчитываем на
то, что использование механизма вот таких территорий позволит как можно скорее
запустить крупные инвестпроекты, снимет инфраструктурные ограничения, где они
существуют, и максимально упростит создание новых производств и рабочих мест,
мотивирует также региональных руководителей на поддержку малого и среднего
бизнеса и, надеюсь, привлечёт квалифицированные кадры.
Ещё одна тема касается изменений в
Налоговый кодекс. Речь идёт о предоставлении права применения нулевой ставки по
налогу на прибыль организациям, которые осуществляют социальное обслуживание.
Эта мера будет действовать в течение пяти лет с 1 января 2015 года и должна
сделать сферу социальных услуг привлекательной для инвесторов. В законопроекте
определены условия применения нулевой ставки, при этом предусматривается, что
соответствующий перечень социальных услуг утверждается самим Правительством.
Надеюсь, что это создаст благоприятный налоговый режим для организаций
социального обслуживания, будет способствовать повышению качества социальных
услуг.
Сегодня мы также рассмотрим проект
распоряжения о подписании соглашения между правительствами России и Китая о
сотрудничестве в сфере поставок природного газа из Российской Федерации в
Китайскую Народную Республику по так называемому «восточному» маршруту.
Заключение этого соглашения является условием для вступления в силу договора
купли-продажи природного газа по «восточному» маршруту, который был заключён в
мае этого года между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией,
CNPC. На уровне
правительств этим компаниям будет оказано всестороннее содействие в
проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной инфраструктуры,
которая необходима для поставок российского газа нашим китайским партнёрам.
Приступаем к обсуждению первого вопроса. Николай
Васильевич, пожалуйста, вам слово.
Н.Фёдоров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
На самом деле уборка
урожая в стране близится к завершению. Дополнительно к информации,
представленной Председателем Правительства, могу сообщить, что осталось для
обмолота зерновых и зернобобовых культур ещё на площади 4,5 млн га, и, по
данным органов управления АПК, эта площадь может дать нам ещё примерно 9 млн
тонн зерновых культур. Эти цифры, Дмитрий Анатольевич, на самом деле не очень
хорошие в том смысле, что для наших условий оптимальная продолжительность
уборки зерновых – это неделя, в идеале, если работать по науке, по практике, по
рекомендациям. Если в течение семи-восьми дней мы не успеваем убрать урожай в
основных регионах, то начинаются потери. У нас нередко в некоторых регионах
уборка урожая зерновых длится и две, и три недели, в некоторых случаях и
три-четыре. Эти 4,5 млн га, которые остаются (в основном в Сибирском
федеральном округе), – это как раз показатель того, что не всё здо́рово.
Речь идёт о том, что
техника в силу физического и морального износа не успевает в оптимальные сроки
обработать и обмолотить. В данном контексте мы имеем достаточно большие потери
традиционно. Так, если посчитать, думаю, порядка 10%, а в некоторых регионах до
20% выращенного урожая мы не добираем, потому что не хватает
энергонасыщенности, не хватает современной техники, чтобы справиться в
оптимальные сроки с уборкой урожая. В данном контексте в соответствии с Вашим
поручением мы внесли свои корректировки в новую редакцию госпрограммы, для того
чтобы радикально усилить государственную поддержку, меры господдержки для
обновления парка сельхозмашин.
На сегодня пока ещё по
действующей редакции предусмотрено в год из федерального бюджета порядка 1,9
млрд рублей на снижение стоимости для сельхозмашиностроителей. Сейчас
предлагается на достаточно высокосогласованной основе компенсировать
сельхозтоваропроизводителям приобретение техники в стоимости до 35%. Мы
надеемся, что эти дополнительные меры из федерального бюджета, усиленные
активными стараниями многих регионов Российской Федерации, которые из своих
бюджетов выделяют деньги на это направление, помогут в достаточно сжатое время
нам, Дмитрий Анатольевич, убрать потери и добавить по году 10 или 15 млн т
зерна. Это абсолютно реально, и в очень сжатые сроки.
Н.Фёдоров: «Предусмотрено в год порядка 1,9 млрд рублей из федерального бюджета на снижение стоимости для сельхозмашиностроителей. Сейчас предлагается на достаточно высокосогласованной основе компенсировать сельхозтоваропроизводителям приобретение техники в стоимости до 35%. Мы надеемся, что эти дополнительные меры из федерального бюджета, усиленные активными стараниями многих регионов Российской Федерации, которые из своих бюджетов выделяют деньги на это направление, помогут в достаточно сжатое время нам убрать потери и добавить по году 10 или 15 млн т зерна».
Надо отметить, что в
целом по стране, действительно, опережающими темпами к прошлому году идёт
уборка картофеля и овощей. Картофеля в сельхозорганизациях действительно
собрано очень прилично – в 2 раза больше, чем в прошлом году. Валовый сбор
овощей также в 1,5 раза больше уровня прошлого года.
Как Вы отметили, очень
здо́рово для многих регионов, особенно регионов Дальнего Востока, что у нас
бурно растёт объём производства сои и рапса – очень ценной кормовой культуры с
высоким содержанием белка, в чём нуждается животноводство страны. Валовый сбор
сахарной свёклы ожидается на уровне 37,6 млн т, что обеспечит потребность
перерабатывающих предприятий страны полностью в сырье.
Сев озимых культур под
урожай 2015 года идёт также с заметным опережением прошлогодних темпов,
это опережение более чем на 4 млн га, и прогнозируется на площади 16,5 млн га,
что на 500 тыс. га больше прошлого года.
В текущем году, по данным
регионов, для проведения сезонных полевых работ необходимо приобрести 2,6 млн т
минеральных удобрений. Накопленные ресурсы минеральных удобрений составляют 2,3
млн т. Могу отметить, что это на 116 тыс. т больше, чем в прошлом году.
Средняя цена наиболее
потребляемых форм минеральных удобрений на фоне аналогичной даты 2013 года
изменилась незначительно (можно обратить внимание): карбамид – минус 5%, калий
хлористый – плюс 1%, азофоска – минус 2%, аммофос – плюс 1%, но есть одно не
очень приятное исключение – аммиачная селитра, которая подорожала на 11%.
На сегодня в наличии у
сельхозтоваропроизводителей дизельного топлива – 120,4% от прошлого года,
автобензина – 122,6% к уровню прошлого года. В сравнении с аналогичным периодом
прошлого года цены на дизельное топливо (основное наше топливо) выросли всего
на 0,7%, на автобензин (его мы, аграрии, потребляем значительно меньше) – на
14,3%.
В стране в целом
застраховано 14% посевной площади сельхозкультур, это на 17% больше, чем на
аналогичную дату прошлого года. Число договоров по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года выросло на 27%.
Н.Фёдоров: «Бурно растёт объём производства сои и рапса – очень ценной кормовой культуры с высоким содержанием белка, в чём нуждается животноводство страны. Валовый сбор сахарной свёклы ожидается на уровне 37,6 млн т, что обеспечит потребность перерабатывающих предприятий страны полностью в сырье».
Рост показателей в
текущем году в значительной степени мы объясняем тем, что Вы, Дмитрий
Анатольевич, не то что неоднократно, а почти на каждом совещании в регионах, на
заседаниях Правительства (и специальное обсуждение этой темы было) обращали
внимание на актуальность этой темы. И у нас есть прогресс. Но этот прогресс
имеет пределы, потому что меры господдержки с учётом федерального
финансирования мы уже исчерпали – это 5 млрд на растениеводство. 100-процентное
будет освоение, как было сказано на специальном обсуждении этой темы. В
принципе, несмотря на некоторые возражения моих коллег, Вы поддерживаете
возможность увеличения объёмов господдержки, для того чтобы увеличить посевные
площади под страховку.
В этом году
государственные закупочные интервенции мы начали по Вашему поручению ранее
прошлого года – 30 сентября (в прошлом году было 15 октября). Очень здо́рово
себя показал механизм обратного выкупа. Действительно, в выигрыше оказались: в
прошлом году процентов 40 обратно выкупили сельхозтоваропроизводители, которые
продавали зерно в рамках закупочной интервенции. В этом году мы тотально распространяем
эту практику, и каждый сельхозтоваропроизводитель имеет право заключать
контракт на обратный выкуп. На сегодня мы закупили в интервенционный фонд зерна
урожая этого года более 85 тыс. т.
Конкретный объём закупки
будет зависеть, конечно, от конъюнктуры цен на внутреннем и мировом рынках. На
сегодня экспорт зерна составил 11,5 млн т (это на 2,5 млн т больше, чем в
прошлом году), и в соответствии с Вашим поручением мы мониторим эту ситуацию
почти ежедневно, для того чтобы не было неожиданного развития событий, с тем
чтобы мы активно использовали цивилизованные механизмы рыночного регулирования
этой темы.
И важнейшая тема, на
которую Вы обратили внимание, – обеспечение импортозамещения семян. Сегодня
ежегодно на территорию Российской Федерации завозится много семян импортного
происхождения: сахарной свёклы – до 80%, кукурузы – до 20%, подсолнечника – до
28%, картофеля – до 30%, овощных культур – до 65%. Конечно, высокий процент
импорта семян, надо сказать, небезопасен для продовольственной безопасности. И
с учётом этого в соответствии с Вашим поручением и поручением Президента мы
подготовили изменения в госпрограмму, предусматривающие формирование новой
подпрограммы, включающей мероприятия по развитию селекционно-семеноводческих
центров.
В результате реализации
предложенных мероприятий в новой редакции госпрограммы будут созданы, по нашим
оценкам, условия для фундаментально устойчивого развития отечественного рынка
сортов и семян сельхозкультур на основе высокотехнологичных центров селекции и
семеноводства, что должно привести к сокращению доли импортных семян в разы и
увеличению процента семян новых сортов отечественной селекции с 20% в этом году
до 50% к 2020 году.
Уважаемый Дмитрий
Анатольевич! Уважаемые коллеги!
В целом можно сказать:
«Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит». Эти строки на
самом деле отражают настроения крестьян, Дмитрий Анатольевич, потому что эти
настроения связаны, во-первых, с ожиданиями хорошего урожая; во-вторых, с
решениями Президента и Председателя Правительства по импортозамещению для
обеспечения продовольственной безопасности; в-третьих, с надеждами на
увеличение федеральной поддержки по госпрограмме развития сельского хозяйства.
И данные обстоятельства, как говорят крестьяне России, вдохновляют нас на новые
трудовые подвиги.
Д.Медведев: Блестящее завершение. Тем не менее урожай
действительно нужно собрать, и всегда сложнее это делать там, где начинает
портиться погода. Давайте сначала послушаем губернатора Омской области Виктора
Ивановича Назарова, а потом губернатора Ставропольского края. Пожалуйста,
Виктор Иванович.
В.Назаров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены
Правительства! Приглашённые! 2014 год, конечно же, для хлеборобов Омской
области по погодным условиям оказался более сложным, чем предыдущий. Холодная
затяжная весна, дефицит осадков в июне, а затем их обилие и прохладная погода в
конце лета и во второй половине осени привели к тому, что сельскохозяйственные
культуры сформировались и созрели неравномерно. У нас на юге закончили
молотить, а на севере уже снег идёт. К сожалению, сегодня ещё 80% обмолочено,
но при этом есть понимание, что мы однозначно уборку закончим в полном объёме
от запланированного. И при этом мы понимаем, что собранный урожай полностью
позволит обеспечить регион продовольственным зерном, картофелем, овощами. И
хотелось бы отметить, что на сегодня мы являемся донором и снабжаем практически
50 регионов Российской Федерации своей сельхозпродукцией.
На
сегодняшний день тем не менее намолочено 2,6 млн т. По нашим оценкам, в регионе
будет собрано не менее 3 млн т зерна. Погодные условия и нехватка техники,
конечно же, сдерживают темпы уборки, и, соответственно, увеличиваются потери по
сбору зерновых. На сегодняшний день около 1 млн т картофеля мы соберём, 200
тыс. т овощей, и при этом уже одновременно начата работа по подготовке к посевной
кампании на 2015 год. Семена будут заготовлены в полном объёме потребностей. Хотелось
бы отметить, что 92% семенного фонда будет применено – это семена омской
селекции.
Омская
область, как и в прошлом году, участвует в интервенциях. Хотелось бы особые слова
благодарности сказать Правительству Российской Федерации, Министерству
сельского хозяйства Российской Федерации за вот эти мероприятия, потому что в
прошлом году по нашему федеральному округу из 610 тыс. т зерна, приобретённого
в интервенционный фонд, треть была куплена в Омской области.
В.Назаров: «На сегодня в Омской области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в сфере АПК. На глубокую переработку зерна и выпуск целой линейки продукции с высокой добавленной стоимостью ориентирован проект "Биокомплекс". Месяц назад мы ввели крупный завод по переработке масличных культур, мощность которого позволит перерабатывать более 53 тыс. т растительного масла и свыше 55 т кормовых добавок ежегодно для животноводства, что полностью закроет потребности региона».
Уважаемый
Дмитрий Анатольевич, хотелось бы отметить, что мы поддерживаем решение
Президента и Правительства по антисанкционным мерам. Они явились хорошим
стимулом для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства и
переработки продукции. На сегодня в регионе реализуется ряд крупных
инвестиционных проектов в сфере АПК. На глубокую переработку зерна и выпуск
целой линейки продукции с высокой добавленной стоимостью ориентирован проект
«Биокомплекс». Месяц назад мы ввели крупный завод по переработке масличных
культур, мощность которого позволит перерабатывать более 53 тыс. т
растительного масла и свыше 55 т кормовых добавок ежегодно для
животноводства, что полностью закроет потребности региона. Две недели назад мы
открыли агрологистический центр, который будет заниматься предпродажной
подготовкой овощей и фруктов и их поставкой в торговые сети в том формате, как
это делается для крупных сетевиков и реализации на рынках.
В
отрасли животноводства у нас за последние два года построено и модернизировано
30 ферм, оснащённых современными доильными залами. Эта работа сегодня дальше
продолжается, что позволило нам увеличить объём выпуска молока до 10 тыс. т и
повысить его качество.
Что
касается цен на продовольствие, то ситуация в Омской области стабильна, на
рынке присутствуют все виды продуктов. Фактов ускоренного роста их стоимости не
зафиксировано.
Положительная
динамика в агропромышленном комплексе, конечно же, была бы невозможна без
поддержки отрасли государством. Сегодня аграрии положительно оценивают
господдержку в виде субсидии на один гектар пашни, так называемая несвязанная
поддержка. И действительно, мы второй год на этот вид поддержки получаем более
1 млрд рублей.
Но
хотелось бы отметить, что по-прежнему сегодня крайне актуальна проблема
компенсации процентных ставок по кредитам, по проектам и в растениеводстве, и
особенно в животноводстве. То, о чём сказал сегодня Министр сельского хозяйства
Николай Васильевич, – конечно же, для нас очень важно именно обновление парка
новой техникой. Эти меры позволят нашим аграриям более эффективно приобретать
такую технику и современные технологии, потому что на сегодняшний день
практически больше половины зерноуборочных комбайнов куплено через механизм
господдержки в рамках постановления Правительства №1432.
Завершая
своё выступление, отмечу, что на сегодня погодные условия не позволили окончить
уборочные работы к этому моменту, но тем не менее я хочу заверить, что урожай
будет собран в полном объёме, который мы запланировали.
В.Назаров: «Сегодня аграрии положительно оценивают господдержку в виде субсидии на один гектар пашни, так называемая несвязанная поддержка. И действительно, мы второй год на этот вид поддержки получаем более 1 млрд рублей».
Спасибо
за внимание.
Д.Медведев: Хорошо. Спасибо. Будем надеяться на то, что
соберёте всё, успеете. Владимир Владимирович, пожалуйста.
В.Владимиров:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства, приглашённые!
Действительно, этот год – один из
самых лучших периодов в части сельского хозяйства по Ставропольскому краю. У
нас, наверное, один из самых рекордных урожаев – 8,8 млн т.
Практически сегодня заканчиваем мы уборку. Зерновые, понятно, мы убрали, ячмень
убрали, нам осталось убрать кукурузу, семечки. Здесь мы опасений не испытываем.
Формируется, конечно же, урожай в посевную пору. Сейчас мы в активной стадии
посевов находимся. В целом мы планируем засеять порядка 2 млн га. На
сегодняшний день засеяли чуть более половины, но народная мудрость, которая для
Ставрополья очень характерна, – сей хоть с рукава, но до Покрова. Мы точно
успеем, до 14 октября мы закончим посевы.
В.Владимиров: «В Ставропольском крае есть рост плодоовощной продукции, есть рост плодово-ягодной продукции, молока – на 1,5%, производства мяса – на 5%. Самый большой рост у нас, конечно, по картофелю – более 15%».
Дмитрий Анатольевич, мы радуемся
сегодня не только зерну, не только ячменю, рапсу. Мы радуемся сегодня тому, что
есть рост плодоовощной продукции, есть рост плодово-ягодной продукции, молока –
на 1,5% (немного, но тем не менее растёт), производства мяса – на 5%. Самый
большой рост у нас, конечно, по картофелю – более 15%.
Дмитрий Анатольевич, на будущий год
мы запланировали бюджет, уже сегодня практически полностью закончили его
формирование. На сельское хозяйство на 15% мы поднимаем в рамках
импортозамещения свои затраты. Мы предусматриваем шесть видов мер поддержки –
это плодовоовощная продукция, это овощи закрытого грунта, это формирование
логистического центра (надеемся здесь на поддержку с Вашей стороны, Дмитрий
Анатольевич), формирование системы увеличения производства молока (то есть
молочное животноводство), мясное животноводство и поддержка
сельхозпроизводителей по закупке техники отечественного производства.
Дмитрий Анатольевич, основой для
импортозамещения видим следующее. Конечно, нам необходимо обеспечивать доступ к
рынку Российской Федерации, а это невозможно без формирования логистических
центров на местах. Ставрополье сегодня готово к формированию на территории
Ставропольского края логистического центра, способность перевалки
сельхозпродукции не менее 10 млн т.
Спасибо. Доклад закончен.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, коллеги, какие будут
комментарии, дополнения? Нет?
Ситуация на самом деле по сельскому
хозяйству, по сбору урожая в этом году действительно очень хорошая, но нужно
постараться успеть собрать всё, что остаётся, особенно в северных и восточных
территориях нашей страны, где изменения погоды вполне вероятны. На это нужно
обратить внимание. Надеюсь, что Министерство сельского хозяйства возглавит эту
работу.
Что же касается решений, то они все
готовятся, в том числе изменения в государственную программу развития сельского
хозяйства на период до 2020 года. Надеюсь, что в ближайшее время мы их
рассмотрим.
Договорились?
Спасибо.
1. О предварительных итогах уборки урожая в 2014 году и
формировании прогноза проведения сезонных полевых работ под урожай 2015 года
В 2014 году вся посевная площадь сельскохозяйственных культур во
всех категориях хозяйств составила 78,25 млн га (в 2013 году – 78,5 млн га), в
том числе площадь зерновых и зернобобовых культур – 46,6 млн га (на уровне 2013
года).
По оперативной информации, по состоянию на 6 октября 2014 года
зерновые и зернобобовые культуры обмолочены с 89,3% площади посевов, намолочено
100,5 млн т зерна (в 2013 году – 81,9 млн т), урожайность составила 24,9 ц/га
(в 2013 году – 22,1 ц/га). Из зерновых культур пшеницы намолочено 59,3 млн т,
ячменя – 20,6 млн т, кукурузы на
зерно – 5,8 млн т, риса – 742,5 тыс. т.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра
сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Фёдорова по данному вопросу.
2. Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову) совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и кредитных
организаций, осуществляющих финансирование агропромышленного комплекса, принять
меры по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей
материально-техническими и финансовыми ресурсами.
О результатах до 20 ноября 2014 г. доложить в Правительство
Российской Федерации в установленном порядке.
3. Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову), Минпромторгу России
(Д.В.Мантурову) с участием ОАО «Росагролизинг» проработать вопрос расширения
номенклатуры сельскохозяйственной техники, приобретаемой сельскохозяйственными
товаропроизводителями в рамках существующих мер государственной поддержки, и о
результатах доложить в Правительство Российской Федерации в установленном
порядке.
4. Минсельхозу России (Н.В.Фёдорову) совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по
завершению уборочных работ и недопущению необоснованных потерь выращенного
урожая сельскохозяйственных культур.
О результатах до 2 декабря 2014 г. доложить в Правительство
Российской Федерации.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации принять меры по увеличению в 2015 году площади ярового
сева особо значимых культур с целью импортозамещения, обратив внимание на
техническую оснащённость сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченность
семенами, удобрениями, горюче-смазочными материалами и другими ресурсами для
проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнические сроки.
2. О проектах федеральных законов «О территориях опережающего
социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на
отдельных территориях Российской Федерации», «О внесении изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О
территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке
Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации”» и «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона “О территориях опережающего
социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на
отдельных территориях Российской Федерации”»
Проект федерального закона «О территориях опережающего
социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на
отдельных территориях Российской Федерации» разработан в целях создания условий
для ускоренного развития субъектов Федерации, в первую очередь на Дальнем
Востоке.
Законопроектом определяется правовой режим территорий
опережающего социально-экономического развития, условия и порядок их создания,
устанавливаются меры государственной поддержки на таких территориях.
Законопроектом, в частности, определены органы, участвующие в
управлении территориями опережающего социально-экономического развития,
установлены их функции и полномочия, а также правовое положение резидентов
территорий и особенности осуществления ими предпринимательской и иной
деятельности (особый режим землепользования; льготные ставки арендной платы;
налоговые льготы и льготы по страховым платежам; особый режим государственного
контроля (надзора), а также муниципального контроля).
Устанавливаются налоговые и иные льготы для резидентов
территорий опережающего социально-экономического развития. Содержится перечень
изъятий из общих правил регулирования.
Решения Правительства:
1. Одобрить с учетом
состоявшегося обсуждения и данных на заседании указаний проекты федеральных
законов «О территориях опережающего социально-экономического развития на
Дальнем Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской
Федерации», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего
социально-экономического развития на Дальнем Востоке Российской Федерации и на
отдельных территориях Российской Федерации"» и «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона «О территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем
Востоке Российской Федерации и на отдельных территориях Российской Федерации».
Минвостокразвития России
(А.С.Галушке) совместно с Минэкономразвития России доработать указанные
законопроекты, предусмотрев в них, что создание территорий опережающего
социально-экономического развития осуществляется исключительно на основании
решений Правительства Российской Федерации, этапность характера создания
территорий опережающего социально-экономического развития в Российской
Федерации, имея в виду их создание первоначально в субъектах Российской
Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, и в последующем – в
других субъектах Российской Федерации, а также корректировку наименований
законопроектов.
Доработанные законопроекты до
13 октября 2014 г. представить в Правительство Российской Федерации для их
последующего внесения в Государственную Думу в установленном порядке.
2. Минвостокразвития России
(А.С.Галушке) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти с учётом состоявшегося обсуждения при подготовке указанных
законопроектов к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении обеспечить
корректировку их отдельных положений, предусмотрев в том числе:
гармонизацию отдельных
положений с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в
частности, с гражданским, трудовым и лесным законодательством;
уточнение содержащихся в
законопроектах отдельных терминов и понятий.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в
статью 47 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”»
Законопроект направлен на повышение престижа и привлекательности
прохождения военной службы в научных организациях, привлечение перспективных
военных учёных, закрепление высококвалифицированных специалистов в научных
организациях, а также дополнительное стимулирование военнослужащих к написанию
и защите диссертаций на соискание учёных степеней.
Законопроектом предлагается присваивать военнослужащему,
имеющему учёную степень и (или) учёное звание, занимающему воинскую должность
научного работника в военной профессиональной образовательной организации или
военной образовательной организации высшего образования или научной
организации, воинского звания на одну ступень выше воинского звания,
предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности, но не выше
воинского звания полковника или капитана 1 ранга.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе"» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в
статью 43 Федерального закона “О полиции” и порядке его применения»
Законопроектом предлагается осуществлять выплату ежемесячной
денежной компенсации при условии установления гражданину инвалидности
вследствие военной травмы, полученной в связи с прохождением службы в полиции,
исключившей дальнейшую службу.
Размеры ежемесячной денежной компенсации предлагается установить
исходя из параметров денежного довольствия с применением соответствующих
коэффициентов в зависимости от группы инвалидности, что при определении размера
ежемесячной денежной компенсации обеспечивает равные гарантии социальной
защищённости соответствующих сотрудников.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "О полиции" и
порядке его применения» и внести его в Государственную Думу в установленном
порядке.
5. О проекте федерального закона «О признании утратившими
силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»
С 1 мая 2014 года вступил в силу технический регламент
Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции».
В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах
технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и
Российской Федерации со дня вступления в силу технического регламента
Таможенного союза обязательные требования к продукции, установленные
национальным законодательством, не применяются.
Законопроектом предлагается признать утратившими силу
федеральные законы «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и «О
внесении изменений в Федеральный закон “Технический регламент на молоко и
молочную продукцию”».
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской
Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации»
Законопроектом предусматривается предоставить организациям,
осуществляющим социальное обслуживание граждан, право применения налоговой
ставки 0% аналогично установленному для образовательных и медицинских
организаций.
Предлагается освободить от обложения налогом на добавленную
стоимость реализации услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан
пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые
признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым представляются
социальные услуги в организациях социального обслуживания независимо от их
нахождения в трудной жизненной ситуации.
Применение налоговой ставки 0% этими организациями планируется с
1 января 2015 года до 1 января 2020 года.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и внести
его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменения в
статью 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Частью 1 статьи 19.34 КоАП предусмотрено, что деятельность
некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не
включённой в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного
агента, влечёт административный штраф для должностных лиц в размере от 100 тыс.
до 300 тыс. рублей; для юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Постановлением Конституционного Суда положения части 1 статьи 19.34
КоАП признаны не соответствующими Конституции.
Законопроектом предлагается привести положения КоАП в
соответствие с постановлением Конституционного Суда. В частности, предлагается
внести изменения, направленные на снижение минимального размера
административного штрафа до 50 тыс. рублей для должностных лиц и до 100 тыс.
рублей – для юридических лиц.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О внесении изменения в статью 19.34 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О присоединении Российской
Федерации к Международному соглашению по кофе 2007 года»
Международное соглашение по кофе было принято в Лондоне 28
сентября 2007 года и вступило в силу 2 февраля 2011 года.
Соглашение направлено на содействие развитию международного
сотрудничества в области производства, торговли и переработки кофе, обеспечение
возможности для межправительственных консультаций и переговоров, направленных
на достижение баланса между спросом и предложением на рынке кофе.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального
закона «О присоединении Российской Федерации к Международному соглашению по
кофе 2007 года» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О подписании Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в
сфере поставок природного газа из Российской Федерации в Китайскую Народную
Республику по «восточному» маршруту
Заключение Соглашения является условием вступления в силу
Договора купли-продажи природного газа по «восточному» маршруту, подписанного 21
мая 2014 года между ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой
корпорацией.
В соответствии с Соглашением Стороны поддерживают успешную
реализацию этого договора и оказывают всестороннее содействие уполномоченным
организациям в проектировании, строительстве и эксплуатации газотранспортной
инфраструктуры, необходимой для поставок газа из России в КНР по «восточному» маршруту (газопровод «Сила Сибири»), включая трансграничный участок
газопровода.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
10. О внесении изменений в прогнозный план (программу)
приватизации федерального имущества и основные направления приватизации
федерального имущества на 2014–2016 годы
Проектом распоряжения предлагается исключить из прогнозного
плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений
приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы ОАО «Центр национального
фильма».
ОАО «ЦНФ» – организация киноиндустрии, основными видами
деятельности которой являются производство кино, рекламных роликов, музыкальных
клипов, тиражирование, прокат, показ и реставрация (восстановление) фильмов,
участие в кинофестивалях (кинорынках) и другое.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
11. О выделении бюджетных ассигнований с целью частичного
возмещения понесённых затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей,
пострадавших от паводка вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур и
имущества, а также гибели сельскохозяйственных животных
Проектом распоряжения предлагается перечислить средства на
указанные цели бюджетам субъектов Федерации, а именно Алтайскому краю – 17,37
млн рублей, Республике Алтай – 3,91 млн рублей, Республике Тыва – 0,31 млн
рублей, Республике Хакасия – 4,34 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О распределении субсидий, главным распорядителем в
отношении которых является Минкультуры России, предоставляемых в 2014 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
софинансирование объектов капитального строительства государственной
собственности субъектов Российской Федерации, не включённых в федеральные
целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов
субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих
субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование
объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включённых
в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются
из местных бюджетов
Проектом распоряжения предлагается направить на строительство
мемориального комплекса героям северного фаса Курской дуги и монумента
«Тепловские высоты» в Курской области, а также на реконструкцию зданий
государственных учреждений культуры Саранска «Мордовский республиканский музей
изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи» и «Государственный русский
драматический театр», средства в размере 434 млн рублей.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13. О внесении изменений в распоряжение Правительства
Российской Федерации от 2 апреля 2014 года №498-р о распределении субсидий,
предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых
физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и
металлоизделия, в рамках подпрограммы «Развитие физической культуры и массового
спорта» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической
культуры и спорта»
Проектом распоряжения предлагается направить ассигнования на
приобретение комплектов оборудования для физкультурно-оздоровительных
комплексов с универсальными игровыми залами, имеющих высокую степень готовности
и планируемых к вводу в эксплуатацию в 2014 году, в соответствии с поступившими
заявками правительства Хабаровского края (14,5 млн рублей, 1 комплект
оборудования) и правительства Астраханской области (29 млн рублей, 2 комплекта
оборудования).
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
14. O внесении изменений в Положение о Министерстве
экономического развития Российской Федерации
В соответствии с положениями статей 1110, 3911,
3914, 3915, 3929 Земельного кодекса, которые вступают в
силу с 1 марта 2015 года, предлагается наделить Минэкономразвития следующими
полномочиями в сфере земельных отношений:
- установление формы схемы расположения земельного участка
на кадастровом плане территории, требований к её подготовке и формату такой
схемы при подготовке её в форме электронного документа;
- установление размера и порядка взимания платы за
подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане
территории в форме электронного документа с использованием официального сайта
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области
государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и ведения
государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет;
- утверждение порядка и способов подачи отдельных заявлений
(об утверждении схемы расположения земельного участка, о проведении аукциона по
продаже земельного участка, аукциона на право заключения договора аренды
земельного участка, о предварительном согласовании предоставления земельного
участка, о предоставлении земельного участка, о перераспределении земельных
участков) в форме электронных документов с использованием
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также требований к формату
таких заявлений;
- установление перечня документов, подтверждающих право
заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Решение Правительства:
Принять проект постановления
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
15. Об образовании организационного комитета по подготовке и
проведению празднования 100-летия со дня рождения А.И.Солженицына
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения
Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Брифинг Николая Фёдорова по завершении заседания Правительства 9 октября 2014 года
Стенограмма:
Н.Фёдоров: Добрый
день, уважаемые коллеги! На самом деле почти нечего добавить к тому, о чём
сказал Председатель Правительства в своём вступительном слове, и к тому, что я
сообщил дополнительно в своих комментариях. Но непосредственно по теме обозначу
аспект насчёт пшеницы. В этом году в рамках завершения уборки урожая (у нас
остался ещё небольшой клин пшеницы в Сибирском федеральном округе) мы планируем
добрать до 60 млн т, это примерно на 7 млн т больше, чем в неплохом прошлом году. Поскольку это основная
зерновая культура, которая играет важное и экспортное значение, я посчитал
возможным сделать сообщение об этом.
И второе обстоятельство, на которое я хотел бы
обратить ваше внимание, связано с тем, что каждый день что-то читаешь с точки
зрения прогнозов по поводу эмбарго и последствий эмбарго на продовольственном
рынке России. Я даже решил вам раздать информацию официальную, так называется
документ.
Я даже решил вам раздать информацию официальную, так
называется документ – «Расчёт выпадающих объёмов производства в связи с
ограничением импорта в соответствии с Указом Президента №560 “О применении
отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности
Российской Федерации” на основании данных экспорта – импорта за 2013 год», то,
что мы сделали в соответствии с поручением Президента.
Я действительно читаю и не могу понять: в разных
изданиях очень по-разному называют цифры доли импорта из стран, попавших под
эмбарго, так назовём. Я как-то давал эту информацию ещё в начале августа, после
появления Указа Президента и постановления Правительства. Я вам раздам, но тем
не менее обратите внимание, прочитаю.
Говядина, мясо крупного рогатого скота: потребляем в
России 2 млн 335 тыс., доля импорта попавших под эмбарго – 2,5% (то есть
сколько выпадает и какой дефицит из-за эмбарго). Закрывается эта проблема не в
один день, конечно, но в течение нескольких недель максимум, если искать другие
совершенно альтернативные страны, а не за счёт увеличения из тех стран, которые
и так поставляли. Вот с точки зрения недопущения злоупотреблений, спекулятивных
каких-то вещей и физически, и технологически, и контрактно вообще заметных
проблем никаких не представляет.
Свинина: потребление личное – 3 млн 764 тыс. (я
килограммы опускаю и тонны, в тысячах говорю), доля импорта попавших под
эмбарго – 12%. Мясо птицы – 4 млн 250 тыс., или я могу назвать просто долю
импорта – 8% всего мяса птицы попадает под эмбарго. Рыба и морепродукты –
14,9%.
Рыба и морепродукты – 14,9%. Сыры (самый большой показатель)
– 30%, это известно, французские, итальянские – европейские сыры в основном.
Молоко и молочная продукция в пересчёте на молоко в целом – 10,2%, овощи –
5,8%, фрукты и ягоды почти на втором месте после рыбы и морепродуктов – 14,7%.
Я привожу эти цифры, для того чтобы показать, что то, что я читаю, совершенно
не соответствует нашим расчётам. Там какие-то другие экспертные или иные
данные, они не соответствуют нашим данным, за которые мы отвечаем головой,
юридически, как угодно, вместе с Росстатом и другими коллегами по
Правительству.
Меня эти цифры, эти вещи не пугают. По крайней мере они
объективно не дают основания говорить о том, что мы в такое сложное положение
попали по продовольствию, что не можем найти альтернативные варианты,
альтернативных поставщиков, и требуется очень много времени, для того чтобы
максимально закрыть выпадающие объёмы поставок импортной продовольственной
продукции.
И, может быть, ещё один сюжет приведу. Мы по этому году ежедневно,
еженедельно мониторим, подводим итоги, уточняя через региональные органы
управления АПК, сколько денег дошло непосредственно до
сельхозтоваропроизводителей из федерального бюджета. Назову данные на прошлый
четверг (после 16 часов у меня будут данные на сегодняшний день).
Но вот недельной давности данные по поводу расходов
федерального бюджета, доведённых до сельхозтоваропроизводителей. Всего мы
направили в регионы 126 млрд 466 млн рублей (так округляю примерно),
перечислено сельхозтоваропроизводителям, доведено до них – 91 млрд рублей. Это,
кстати, более чем на 7% больше, чем было доведено на аналогичную дату в прошлом
году до сельхозтоваропроизводителей из федерального бюджета.
Из регионального бюджета в
условиях финансирования, софинансирования (мы вместе, согласованно должны в
соответствии с утверждёнными долями финансировать) – региональные бюджеты
предусматривают 67 млрд рублей, перечислили 45 млрд рублей на 2 октября. Это на
6% тоже больше, чем на аналогичную дату прошлого года перечислений из региональных
бюджетов сельхозтоваропроизводителям. Могу уверенно сказать, что, по данным на
сегодняшний день, у нас цифры опережения графика финансирования и доведения
средств будут ещё лучше, потому что мы отслеживаем и знаем, что эта работа
находится под особым контролем, под давлением нашим и губернаторов, для того
чтобы мы побыстрее доводили средства до непосредственно нуждающихся в этих
федеральных ресурсах.
Вопрос: Агентство «Интерфакс», Николай Васильевич, скажите,
пожалуйста, в какой степени сельское хозяйство Крыма уже адаптировано к
российским условиям работы и когда там начнутся закупочные интервенции? Что там
на зерновом рынке происходит?
Н.Фёдоров:
Во-первых, закупочные интервенции там уже начались, правда, очень медленно. По
объёмам закупок они нам делали заявки, что хотят, готовы и страшно нуждаются в
том, чтобы продать в рамках наших правил по закупочной интервенции 100 тыс. т
зерна или даже больше. По моей памяти, они в течение двух дней, когда нам
удалось провести эти интервенции биржевые, продали не более 2 тыс. т, кажется
(эти цифры примерны). Нас это несколько (может быть, рано ещё) смущает, я даже
дал поручение разобраться, почему так активно просились и почему так плохо
откликаются. Вопросы возникают, пока ответов у меня нет. Мои специалисты,
надеюсь, без привлечения других специалистов (из других ведомств, я имею в
виду) постараются разобраться, что происходит на самом деле на зерновом рынке
Крымского федерального округа. Я больше не буду говорить, вы понимаете мою
озабоченность. Я как человек, обязанный быть иногда подозрительным… Что-то мне
не всё нравится в такой картинке.
И этот маленький пример говорит о том, что недостаточно агропромышленный
комплекс Крыма адаптирован работать в условиях юрисдикции российской и в
условиях уже сложившейся, я бы даже сказал, культуры. Это тоже имеет значение –
культура взаимоотношения власти и бизнеса и так далее. Обвинять, упрекать их в
этом я бы не торопился. Переходный период нужен. Не так просто перейти из одной
страны в другую страну, не только с точки зрения юридических процедур (по
юридическим процедурам им дан переходный период не без оснований), а с точки
зрения просто привыкания жить по другим правилам – не только юридическим, а
вообще по другим правилам.
Мы предоставили им все свои
методические, консультативные рекомендации, как нужно формально привести в
соответствие с нашей госпрограммой развития сельского хозяйства региональную
республиканскую программу развития сельского хозяйства. Не могу пока сказать,
что они нас радуют скоростью адаптации и исполнения наших рекомендаций. Мы
обязывать их не можем, как вы понимаете, даём только рекомендации – таково
разделение компетенций. Я пока не очень удовлетворён тем, какими темпами идёт
адаптация к нашим нормативным и концептуальным документам.
Вопрос: ИТАР-ТАСС, Славина Наталья. Я вчера тоже была на открытии
«Золотой осени», походила по стендам регионов. Очень много продукции – и
молочная, и рыбная, и мясная, и помидоры черри, которые почему-то у нас в
магазинах лежат марокканские, а там региональные есть. В частности, побывала на
очень хорошем стенде Камчатки. И лежит там колбаса из рыбы, которую я,
например, за всю свою жизнь ни разу не видела и не пробовала. Очень вкусная! Просто из рыбы – из рыбы с добавлением морской капусты. Я спрашиваю: а почему нет в
Москве? Мы никогда в жизни даже не знали, что есть рыбная колбаса. Они говорят:
дело в том, что ретейлер X5
(это «Пятёрочка», «Копейка» и так далее) просит за то, чтобы мы присутствовали
у них в магазине, на их рынке, от 1 млн до 3 млн за одно наименование продукта.
Более того, мне показали рыбу красную солёную, говорят, они недавно её только в
Канаду поставляли, то есть она очень высокого качества. В связи с санкциями в
Канаду больше не поставляют, теперь поставляют в Москву. Заплатили за то, чтобы
на наш московский рынок пробраться, 8 млн. Говорят, сейчас работаем, чтобы
просто отбить эти деньги, пока прибыли никакой нет. И так с каждым
наименованием продуктов. Я так понимаю, наверное, 95% продуктов, что были вчера
на «Золотой осени», москвичи так и не видят, а видят только то, за что
производитель может заплатить такие огромные деньги.
Н.Фёдоров: Это даже не вопрос, а выступление. Но в этом выступлении
сосредоточено очень многое из традиционных проблем, но я как оптимист нашёл бы
в затронутой вами теме позитив. Во-первых, нет худа без добра, и то потрясение,
в котором мы сейчас находимся, в котором оказались из-за санкций в отношении
России и вынужденных ответных мер с нашей стороны… Я надеюсь, что
описанная вами ситуация останется в прошлом. В силу каких причин? Во-первых,
таких возможностей – не то что злоупотреблять, а вести себя так в своих
претензиях и аппетитах со стороны торговых сетей («Дайте вот это, такие-то
осуществляйте предварительные выплаты, для того чтобы допустить вас на наш
прилавок»), – таких аппетитов будет меньше в силу принятых решений и некоторого
уменьшения товарного ряда сельхозпродукции, продовольственной продукции. Это
одно.
Во-вторых, происходящее на рынке и связанное с
неравномерностью доставки по стране основных видов продукции, производство
которых сосредоточено на определённых территориях, будь то оленина или рыба...
Мы сейчас активно работаем по поручению Президента – не так просто, потому что
речь идёт о дополнительном финансировании. Как нам создать дополнительные
льготные тарифы на перевозки железнодорожным транспортом, может быть, по
Северному морскому пути и так далее? Не могу гарантировать, что мы быстро
сейчас какое-то конкретное решение примем, но активно прорабатываем, есть
поручение Президента. Не так просто: надо согласовать со многими коллегами,
там, понятно, Минфин и антимонопольная служба...
Ещё одно обстоятельство. Мы совершенствуем законодательство
(находится в стадии и публичного обсуждения), для того чтобы простимулировать
не столько экспорт водных биоресурсов, скажем, с той же самой Камчатки или
Дальневосточного бассейна, а простимулировать (простимулировать не
административными мерами) переработку водных биоресурсов на нашей территории.
Если к этому добавить наши желание, возможности и планы дать льготные
железнодорожные тарифы, у нас есть возможность увеличить перевозки
сосредоточенной там продукции в виде водных биоресурсов в центральную и в
европейскую части Российской Федерации. На сегодня порядка 40% добываемых
ресурсов с Дальнего Востока переходит в другие регионы Российской Федерации. Ну
ещё, наверное, 40% уходит по экспорту. Это рыбакам выгодно, но для страны
невыгодно, потому что остаётся продажа сырья в определённом смысле, без
переработки, без добавленной стоимости, а потом часть этого сырья, проданная
нами в Азиатско-Тихоокеанский регион или на Запад, возвращается нам в виде филе
рыбы либо переработанной продукции, что крайне невыгодно с точки зрения
государственных интересов, экономики и бюджета. Поэтому корректировать эту
практику нам надо, мы этим занимаемся.
Что
ещё можно добавить? Госдума активно работает над совершенствованием
законодательства о торговой деятельности. Это не совсем или даже совсем
формально не наша компетенция, Минсельхоза. В Правительстве за это отвечает
Минпромторг, закон о торговой деятельности курирует. И там есть определённый прогресс, когда мы административно-юридическими
мерами и инструментами всё-таки хотим прозрачно, ясно, цивилизованно
отрегулировать обоснованность или необоснованность претензий торговых сетей на
получение каких-то бонусов. Думаю, что не так просто здесь обеспечить должную и
отрегулированность, и справедливость, это категории непростые, оценочные. Но
определённый прогресс, я уверен, будет, в рамках корректировки закона даже на осенней
сессии – как мне известно, в рамках осенней сессии Госдума намерена начать
обсуждение поправок к закону о торговой деятельности, для того чтобы
откликнуться на те проблемы, на которые вы сейчас обратили внимание.
Вопрос: ФАС здесь не может ничего сделать? Ведь здесь фактически
монополия Х5 Retail Group.
И есть же монопольный сговор и всякие методы…
Н.Фёдоров: ФАС работает в соответствии со своими процедурами и
процессуальным законодательством. Может, если мы представим Федеральной
антимонопольной службе материалы, показывающие или доказывающие признаки
злоупотреблений, нарушений антимонопольного законодательства или ещё чего-то...
Как вы понимаете, нам с вами нужны конкретные материалы со стороны
сельхозтоваропроизводителей, добытчиков рыбы либо операторов. То есть ФАС может
заниматься только тогда, когда есть серьёзные сигналы, в которых есть признаки
правонарушения.
А как вы хотите: чтобы они без
материалов занимались? Это везде так, в любом процессе.
Реплика: Мне кажется, что если Минсельхоз через свои структуры в
регионах призовёт сельхозпроизводителей предоставить такие материалы, они вам с
большой радостью их предоставят.
Н.Фёдоров: Мы этим занимаемся. Я всё
время призываю, и по работе с коллизиями по отношению к Всемирной торговой
организации, когда мы часто любим жаловаться, что нас не пускают туда…
Коллеги,
друзья мои! Вот я юрист по образованию. Для того чтобы начинать расследование,
нужны материалы следователю, дознавателю. То же самое и в международных
отношениях, и в процедурах ВТО. Если вы не предоставляете конкретные материалы,
а у вас одни эмоции от того, что вы в магазин сходили или в транспорте потолкались,
это к делу не пришьёшь, нужны материалы. Так вот я обращаюсь к отраслевым
союзам: дайте материалы! Там должно быть много материалов. Вот вы обратились в
такую-то страну, в такой-то орган, вам отказали, месяц не отвечают или
полмесяца не отвечают – документируйте это всё. Когда обращаются к нам с
жалобой по африканской чуме свиней, вы знаете, сколько папок на нас накатали,
сколько там вот таких папок? Пока этих папок не будет, рассматривать нечего,
таковы правила, цивилизованные правовые нормы, по которым только можно начинать
расследование, с тем чтобы добиться справедливого, объективного рассмотрения
дела. Вот удивительно, такой культуры у нас нет. Считается, раз меня задели,
эмоции у меня есть и кто-то ещё что-то там кричит и говорит, этого достаточно,
чтобы органы международные либо внутренние официальные начали этим заниматься.
Не получается! Надо осваивать правовую культуру. Это работа, связанная с подготовкой
кадров, с формированием определённой тоже правовой культуры. Этим
занимаются, и Минэк, и мы ищем кадры по нашей линии, но то, о чём вы говорите,
сделать реально можно только тогда, когда мы наберём эти папки. Так вот и
регионы, и отраслевые союзы нам пока ещё на самом деле никаких материалов для
обращения в ВТО или в Антимонопольную службу не представили.
Вопрос: Агентство «Блумберг», Ольга Тонас.
На этой неделе коллеги писали о том, что в стратегии развития Россельхозбанка
до 2020 года предусмотрен пункт, что банк будет развивать услуги на финансовых
рынках, в частности предоставлять брокерские услуги, помогать привлекать
капитал, консалтинговые услуги. Можно узнать позицию министерства о том,
насколько целесообразно для банка, созданного для развития сельского хозяйства,
заниматься такими услугами? И было ли это согласовано с Минсельхозом?
Н.Фёдоров:
Россельхозбанк работает в соответствии с действующим законодательством как
кредитное учреждение. Мы участвуем в определении стратегии этого банка (у нас
есть там с недавних пор представитель Минсельхоза в ранге моего заместителя) и
фиксируем определённые такие принципиальные правила, когда кредитный портфель,
в частности (и это принципиально для нас) Россельхозбанка, не должен снижаться
в отношении АПК (Агропромышленного комплекса) кредитования ниже уровня 70%. Раз
они работают на рынке, не оставлять им никаких возможностей для манёвров
неправильно, потому что если мы от них требуем политически, организационно и
ставим такой критерий – не менее 70% (таких критериев в отношении других
банков, государственных, мы не ставим), то им надо тоже зарабатывать и
закрывать в том числе наиболее сложные для них, как они говорят не без
оснований, кредитные продукты в отношении сезонных полевых работ либо
рискованных инвестиционных крупных или некрупных проектов по отдельным отраслям
и подотраслям. Плюс мы сейчас с ними будем работать более плотно с учётом того,
что в новой редакции госпрограммы будет присутствовать Россельхозбанк отдельной
подпрограммой (развитие финансово-кредитных учреждений, связанных с
финансированием агропромышленного комплекса) с гарантией ежегодной
докапитализации за счёт федерального бюджета до 2020 года. Поэтому этот
механизм, этот инструмент нам будет позволять, и заставлять, и давать право
плотнее и больше не то чтобы контролировать, а сопровождать деятельность банка
с точки зрения его развития как главного
института по финансированию агропромышленного комплекса.
Вопрос: Я
правильно поняла из ваших слов, что бюджет будет ежегодно докапитализировать
Россельхозбанк вплоть до 2020 года?
Н.Фёдоров: Я
так отвечу: мы согласовали такой подход, и в принципе он заложен в проект новой
редакции госпрограммы, который внесён нами в Правительство Российской Федерации
для утверждения Председателем Правительства. То есть это наша позиция, мы
предложили.
Вопрос: Евгения Крючкова, газета «Коммерсант». Вчера Дмитрий
Анатольевич Медведев на церемонии открытия выставки «Золотая осень» сказал, что
финансирование программы развития сельского хозяйства будет увеличено. Скажите,
пожалуйста, известны ли новые суммы, которые предполагается выделить?
Н.Фёдоров: Вопрос в такой стадии находится: мы сделали проект
новый, новую редакцию госпрограммы развития сельского хозяйства с учётом
поручений и Президента Российской Федерации, и Председателя Правительства в
части импортозамещения для ускоренного достижения пороговых значений доктрины
продовольственной безопасности.
В наших расчётах, наших аргументах
и обоснованиях речь идёт о необходимости выделения дополнительных ресурсов из
федерального бюджета порядка 600 млрд рублей. Эту заявку, эти обоснования, эти
расчёты мы представили в Правительство Российской Федерации на рассмотрение
Председателя Правительства. И он вчера отметил, что будет принята новая
редакция и будет дополнительное финансирование госпрограммы. А вот в каких
объёмах в конечном счёте – уже на стадии обсуждения у Председателя
Правительства, думаю, что и у Президента. Какая сумма будет, я не смогу сейчас
сказать, это не в моей компетенции.
Надо всё-таки выполнить поручение
Президента и Председателя Правительства по импортозамещению. Без принятия
необходимых дополнительных мер это невозможно сделать. В любом случае
дополнительное ресурсное обеспечение из федерального бюджета будет исчисляться
сотнями миллиардов рублей.
Спасибо.
Успехов!