1. О
прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и
на плановый период 2016 и 2017 годов
Прогноз подготовлен на
вариативной основе в составе базового и умеренно-оптимистичного вариантов.
Вариант 1
(базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний
период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные
расходы на развитие инфраструктурного сектора при стагнации государственного
спроса. Ежегодный прирост ВВП в 2015–2017 годах прогнозируется
на уровне 1,2–3%.
Вариант 2
(умеренно-оптимистичный) предполагает более активную политику, направленную на
снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряжённости,
и характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного
бизнеса, предусматривает проведение более мягкой бюджетной политики за счёт
модификации действующего бюджетного правила и полного использования ресурсов
Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование новых
проектов и докапитализацию банковской системы, а также существенное наращивание
объёмов экспорта промышленной продукции высокой степени обработки.
2. О
проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый
период 2016 и 2017 годов»
Основные
характеристики проекта федерального бюджета на 2015 год:
- прогнозируемый
общий объём доходов федерального бюджета в сумме 15 052,4 млрд рублей;
- общий объём
расходов федерального бюджета в сумме 15 483,2 млрд рублей;
- нормативная
величина Резервного фонда в сумме 5 423,9 млрд рублей;
- верхний предел
государственного внутреннего долга на 1 января 2016 года в сумме
7 423,7 млрд рублей;
- верхний предел
государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в
сумме 64,0 млрд долларов США, или 49,2 млрд евро;
- дефицит
федерального бюджета в сумме 430,8 млрд рублей.
Основные характеристики
проекта федерального бюджета на 2016 год и на 2017 год:
- прогнозируемый
общий объём доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 15 725,6
млрд рублей и на 2017 год в сумме 16 438,9 млрд рублей;
- общий объём
расходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 16 203,3 млрд рублей и
на 2017 год в сумме 16 983,4 млрд рублей;
- нормативная
величина Резервного фонда на 2016 год в сумме 5 822,7 млрд рублей и
на 2017 год в сумме 6 303,6 млрд рублей;
- верхний предел
государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года
в сумме 7 939,8 млрд рублей и на 1 января 2018 года в сумме
8 789,8 млрд рублей;
- верхний предел
государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в
сумме 71,5 млрд долларов США, или 55,0 млрд евро, и на 1 января 2018 года в
сумме 77,0 млрд долларов США, или 59,2 млрд евро;
- дефицит
федерального бюджета на 2016 год в сумме 477,7 млрд рублей и на 2017
год в сумме 544,4 млрд рублей.
3. О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и
на плановый период 2016 и 2017 годов
Доходы бюджета фонда
от поступления страховых взносов на ОМС, налогов, уплачиваемых по специальным
налоговым режимам, недоимок, пеней и штрафов, а также средств федерального
бюджета предусмотрены в сумме: на 2015 год – 1 632,3 млрд рублей
(бюджет 2014 года – 1 240,1 млрд рублей), на 2016 год – 1 706,5
млрд рублей, на 2017 год – 1 804,1 млрд рублей.
Расходы фонда за счёт
средств ОМС в 2015 году составят 1 706,4 млрд рублей (в 2014 году – 1 240,1 млрд
рублей), в 2016 году – 1 706,5 млрд рублей, в 2017 году – 1 804,1 млрд
рублей, в том числе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление
переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации
полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
в 2015 году – 1 452 млрд рублей (в 2014 году – 1 174,3 млрд рублей),
в 2016 году – 1 531,8 млрд рублей, в 2017 году – 1 667,6 млрд
рублей.
4. О
бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов
Доходы на
2015 год прогнозируются в сумме 6 909,5 млрд рублей (9% к
объёму ВВП), из них 6 841,5 млрд рублей в части, не связанной с
формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на
2016 год – 8 335,15 млрд рублей и
7 832,01 млрд рублей, на 2017 год –
9 062,82 млрд рублей и 8 481,83 млрд рублей.
Расходы на
2015 год предусматриваются в сумме 7 121,25 млрд рублей (9,3% к
объёму ВВП), из них 7 100,5 млрд рублей в части, не связанной с
формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2016 год
– 8 652,81 млрд рублей и 7 832,01 млрд рублей, на
2017 год – 8 890,45 млрд рублей и 8 481,83 млрд
рублей.
5. О
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов
Параметрами проекта
бюджета фонда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов,
разработанными на основе показателей прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации до 2017 года, предусматриваются доходы в 2015 году в
размере 538,7 млрд рублей, в 2016 году – 625,0 млрд рублей и в 2017 году – 680,2
млрд рублей, расходы – соответственно 597,2 млрд рублей, 625,7 млрд рублей и
664,7 млрд рублей.
6. О
страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период
2016 и 2017 годов
Законопроектом
устанавливается, что в 2015 году и в плановый период 2016 и
2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются
страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом «О страховых
тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».
Таким образом,
сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до
8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу
застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и
включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в
соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального
риска.
Общая сумма затрат на
выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний», в 2015 году составит 91 млрд рублей, в 2016 году –
96,9 млрд рублей, в 2017 году – 103,3 млрд рублей, что
достаточно для обеспечения в полном объёме выплат по этому виду страхования и
финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации расходов,
предусмотренных законодательством.
7. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 331
Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации” и статью 582 Федерального закона “О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”»
Законопроектом
предусматривается сохранение на период до 2017 года включительно тарифа
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2012–2016
годов для основной массы плательщиков страховых взносов в размере 30% (Пенсионный
фонд – 22%, Фонд социального страхования – 2,9%, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования – 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления
страховых взносов и в размере 10% в бюджет Пенсионного фонда сверх
установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
8. О
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального
закона «О минимальном размере оплаты труда»
9. О
проекте федерального закона «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного
гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной
услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а
также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на
2015 год»
10. О
проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” и отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом
предлагается внести в Федеральный закон «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации», в частности, следующие изменения:
- включить в
базовую программу обязательного медицинского страхования высокотехнологичную
медицинскую помощь (ВМП) по перечню видов ВМП, установленному в рамках
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи;
- осуществить
единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45
лет, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населённый пункт
или рабочий посёлок;
- включить финансовое
обеспечение в 2015–2017 годах ВМП, не включённой в базовую программу ОМС,
за счёт межбюджетных трансфертов из бюджета фонда в федеральный бюджет.
В Федеральный закон «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вносятся изменения,
предусматривающие заключение соглашений между Минздравом России, ФОМС и
органами государственной власти субъектов Федерации. Соглашениями устанавливаются
в том числе целевые показатели объёмов медицинской помощи, оказываемой в рамках
реализации территориальных программ ОМС, обусловленные соответствующими
размерами субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС.
В Федеральный закон «О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования» вносятся изменения, предусматривающие отмену предельной базы для
начисления страховых взносов на ОМС работающего населения.
11. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц,
вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного
размещения
Проектом распоряжения
предусматривается распределить межбюджетные трансферты между бюджетами 79
субъектов Федерации в объёме 1 266 млн рублей исходя из сведений о
фактической продолжительности пребывания лиц, вынужденно покинувших территорию
Украины, в пунктах временного размещения.
12. О
распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2014 году из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое
обеспечение мероприятий, связанных с санаторно-курортным лечением граждан,
имеющих право на получение набора социальных услуг в части предоставления при
наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и
бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в
санаторно-курортных организациях, расположенных в Республике Крым и г. Севастополе,
и предоставлением бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту
лечения и обратно в указанные санаторно-курортные организации
Проектом предлагается
утвердить распределение межбюджетных трансфертов в размере 976 384,8 тыс.
рублей между бюджетами 21 субъекта Федерации, которым переданы полномочия
Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной
помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских
показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на
междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
13. О
перевозках грузов открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в
пострадавшие от крупномасштабного наводнения районы, расположенные на
территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв,
Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области
Проект постановления
разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по
ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики
Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской
областей, Еврейской автономной области» и поручений Правительства.
Предлагается механизм
реализации положений Указа об обеспечении перевозок грузов железнодорожным
транспортом в пострадавшие районы без взимания провозной платы, дополнительных
сборов и плат, связанных с перевозками.
14. О
подписании Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных
биологических ресурсов Каспийского моря
Проект Соглашения о
сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов
Каспийского моря подготовлен в соответствии с договорённостями,
зафиксированными в протокольном решении президентов Азербайджанской Республики,
Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и
Туркменистана по итогам Третьего каспийского саммита, состоявшегося 18 ноября
2010 года в Баку.
Для достижения целей соглашения
сторонами создаётся Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных
биологических ресурсов и управлению их совместными запасами.
Комиссия наделяется, в
частности, следующими полномочиями:
- координирует
деятельность по сохранению, воспроизводству, рациональному использованию
совместных водных биологических ресурсов;
- ежегодно
определяет общие допустимые уловы совместных водных биологических ресурсов и
распределяет их на национальные квоты;
- регулирует
промысел и сохранение совместных водных биологических ресурсов на основе
ограничений промысла;
- утверждает
правила рыболовства в отношении совместных водных биологических ресурсов;
- утверждает и
координирует согласованные программы научно-исследовательских работ по
совместным водным биологическим ресурсам, устанавливает периодичность
проведения таких работ;
- устанавливает
экспортные квоты в отношении осетровых видов рыб и продукции из них.
15. О
внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства
Российской Федерации (в части внесения изменений в Положение
о Министерстве финансов Российской Федерации, в Положение о Министерстве
экономического развития Российской Федерации, в Положение о Министерстве
культуры Российской Федерации и в Положение о Министерстве строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации)
Предусматривается
внесение изменений, направленных на передачу функций Минрегиона России другим
федеральным органам исполнительной власти.
Москва,
17 сентября 2014 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и
информации является изложением материалов, представленных федеральными органами
исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской
Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Алексея Улюкаева о прогнозе социально-экономического развития России на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня
у нас важное заседание, потому что рассматривается проект федерального бюджета
на ближайшие три года. Его основные параметры мы с вами рассматривали
неоднократно на многочисленных совещаниях по отраслевым направлениям. Дело это
крайне сложное. Может быть, мы каждый год об этом говорим, тем не менее это
именно так. Впервые работать над проектом федерального бюджета, трёхлетнего
бюджета, пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление
экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных
отраслей нашей экономики и мы были вынуждены корректировать и так достаточно
напряжённый бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку
отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись
наиболее сильным ограничениям.
Очередной этап этой
работы мы на уровне Правительства фактически завершаем. До 1 октября в
соответствии с Бюджетным кодексом бюджет будет внесён в Государственную Думу.
Прошу всех членов Правительства быть готовыми к работе в комитетах и фракциях Госдумы
и Совета Федерации, представляя единую позицию Правительства по бюджету.
При подготовке
нового трёхлетнего бюджета мы исходили из уточнённого прогноза
социально-экономического развития страны на период 2015–2017 годов. Этот
документ мы также рассмотрим сегодня.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 18 сентября 2014 года
В целом
макроэкономические параметры, которые мы закладываем в основу бюджета,
существенно отличаются от тех, которые определили бюджет 2014–2016 годов.
Прогноз учитывает ряд неблагоприятных факторов,
связанных с изменением внешнеэкономической ситуации, в том числе резкое
ограничение доступа к финансовым ресурсам и ограничение поставок
высокотехнологичного оборудования. И, конечно, внутренние условия, включая
замедление темпов экономического роста, сокращение инвестиционного и
потребительского спроса, ускорение инфляции и сохраняющийся отток капитала. Все
эти неблагоприятные факторы учтены.
Д.Медведев: «По оценкам Минэкономразвития, валовый внутренний
продукт в этом году вырастет на полпроцента. Начиная со следующего года мы
ожидаем некоторого ускорения его роста – до 1,2%, в 2016 году более
благоприятные ожидания – на уровне до 2,3%, а в 2017-м – на уровне 3%».
Главная проблема, с которой мы сегодня
сталкиваемся, – это высокая степень неопределённости в отношении того,
насколько быстро будет восстанавливаться доверие, интерес бизнеса к
инвестированию, как будет расти потребительский рынок, какие шаги будут
предпринимать наши партнёры.
По оценкам Минэкономразвития, валовый внутренний
продукт в этом году вырастет на полпроцента. Начиная со следующего года мы
ожидаем некоторого ускорения его роста – до 1,2%, в 2016 году более
благоприятные ожидания – на уровне до 2,3%, а в 2017-м – на уровне 3%. Но это
основной, базовый сценарий, понятно, что есть и более пессимистические подходы,
и более обнадёживающие расчёты, но мы исходим из этого сценария в настоящий
момент.
Исходя из этих оценок спланированы доходы и
расходы федерального бюджета. Главная задача при формировании бюджета была в
том, чтобы сбалансировать его основные параметры, сохранив при этом
макроэкономическую стабильность и выполнив все социальные обязательства.
Почему на это хотел бы ещё раз обратить
внимание? Мы к макроэкономической стабильности за последние годы привыкли и в
общем-то перестали её замечать и ценить, а на самом деле это достаточно хрупкая
вещь, и нам необходимо постоянно иметь это в виду. Хотел бы на это обратить
также внимание всех членов Правительства по понятным причинам.
Какие меры заложены в бюджете, чтобы решить эту
задачу, доложит Министр финансов. Я бы хотел остановиться на нескольких
принципиальных моментах.
Основная статья расходов по-прежнему социальная
поддержка граждан и оказание социально значимых услуг в сфере образования,
здравоохранения, культуры. На эти цели направляется 57% средств федерального и
регионального бюджетов. На выплату пенсий, различных пособий, субсидий и
компенсаций только в федеральном бюджете на три года предусмотрено более 2,5
трлн рублей.
Д.Медведев: «На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное
правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение
бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый
запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть. Объём резервного фонда в
следующем году должен составить около 3,5 трлн рублей, в 2016 и 2017 годах
– вырасти до 3,6 трлн и 3,7 трлн рублей соответственно».
К 2017 году расходы по направлениям «образование»,
«здравоохранение» и «социальная политика» превысят уровень 2014 года.
Будет продолжено и повышение зарплат бюджетникам – педагогическим, медицинским,
социальным работникам, научным сотрудникам. Предусмотрено продолжение оказания
поддержки региональным бюджетам, которые несут основную финансовую нагрузку по
исполнению майских указов Президента.
Второе. На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное
правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение
бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый
запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть. Объём резервного фонда в
следующем году должен составить около 3,5 трлн рублей, в 2016 и 2017 годах
– вырасти до 3,6 трлн и 3,7 трлн рублей соответственно.
Третье. Расходная часть бюджета выстроена в
соответствии с приоритетами работы Правительства в рамках госпрограмм.
Проведена серьёзная оптимизация расходов, хотя дело это неприятное, тяжёлое.
Все члены Правительства принимали в этом непосредственное участие и помнят, как
трудно находить согласованные, компромиссные решения.
Хотел бы специально подчеркнуть, что
финансирование программ, которые имеют принципиальное значение для
экономического роста нашей страны, для обеспечения граждан, мы стараемся
сохранить на прежнем уровне. Среди таких приоритетов – строительство
транспортной, энергетической инфраструктуры, региональное развитие и развитие
сельского хозяйства. В результате сокращения расходов мы планируем удерживать
объём государственного долга на экономически безопасном уровне – менее
15% ВВП. Я думаю, всем понятно, насколько это важно в настоящий момент.
Всю эту работу нужно будет продолжать, в
постоянном режиме контролировать качество исполнения государственных программ.
По тем, которые не работают или выполняются с низкой эффективностью,
естественно, будем принимать необходимые решения. По нововведениям доложат
министры. Их немного. Надеюсь, они не испугают бизнес и не создадут
дополнительные проблемы для развития экономики. Я считаю, что это тоже в общем
окончательно сбалансированная позиция, важная для того, чтобы мы старались
всё-таки помогать инвестиционному климату.
И естественно, сегодня мы рассматриваем бюджеты
государственных внебюджетных фондов – пенсионного, социального, обязательного
медицинского страхования. Сегодня обсудим все эти вопросы.
Переходим к рассмотрению первого вопроса.
Алексей Валентинович, пожалуйста, вам слово.
А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Прогноз социально-экономического развития на
период с 2015 по 2017 год на самом деле разрабатывался в беспрецедентно
сложных макроэкономических и геополитических обстоятельствах, которые связаны и
с санкционным режимом, и с замедлением спроса на многие товары нашего экспорта,
с высоким уровнем издержек, с высоким уровнем оттока капитала, который во
многом был также спровоцирован ухудшением геополитической обстановки.
В этой ситуации мы предлагаем к рассмотрению два
варианта прогноза: базовый, который исходит из более консервативных
представлений о развитии макроэкономической динамики, и второй вариант – так
называемый умеренно оптимистический, который исходит из несколько лучших
объективных обстоятельств и немножко иной, более активной экономической
политики.
Что касается внешних условий прогноза. Оба
варианта исходят из достаточно позитивных представлений. Мы закладываем в
прогноз предположение о том, что новые санкционные режимы не вводятся и
действие имеющихся санкций заканчивается в 2015 году. При этом, безусловно,
сохраняются высокие геополитические риски, что для инвесторов в условиях
высокой неопределённости означает дополнительную премию за риск и снижение
склонности к инвестированию. Тем не менее в период с 2016 по 2017 год мы
ожидаем сокращения объёма оттока капитала и выхода его на более приемлемый
уровень – 20–30 млрд долларов в год.
Кроме того, прогноз исходит из представления о
более высоких темпах мирового экономического роста, чем это было достигнуто
прежде, прежде всего за счёт восстановления роста американской экономики и
сохранения высоких темпов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, притом что
экономики Европы будут развиваться достаточно медленными темпами.
А.Улюкаев: «Мы ожидаем увеличения инвестиционного роста. Для
2015 года это прежде всего государственные капиталовложения, а также
капиталовложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром»,
«Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие. Мы учли и строительство
крупномасштабного газопровода «Сила Сибири», некоторые другие проекты, в том
числе те, которые будут финансироваться за счёт средств Фонда национального
благосостояния, такие как реконструкция БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая
автодорога».
В этом прогнозе мы исходим из того, что цена
основного нашего экспортного товара – нефти в текущем году составит 104 доллара
за баррель, а на три следующих года останется на уровне 100 долларов. Мы
понимаем, что есть высокие риски, связанные с восстановлением объёмов мирового
предложения нефти (предложение Ливии, Ирака, Ирана), с увеличением запасов и
возможным уменьшением спроса, связанным с ожидаемым замедлением темпов роста в
странах, которые являются крупными потребителями нефти и нефтепродуктов.
Тем не менее до сих пор этот вариант прогноза
всё ещё ниже, чем консенсус-прогноз основных мировых аналитиков инвестиционных
банков, и нам представляется реалистичным предположение о сохранении тенденции
на ближайший период.
Текущий год. Как уже сказал Председатель
Правительства, мы ожидаем, что динамика ВВП будет 0,5% роста. По восьми месяцам
мы сейчас имеем 0,7%, рост в оставшиеся III и IV кварталы года прогнозируется
на уровне 0,1–0,2% ВВП. При этом основной негативный эффект – это замедление
инвестиционного процесса. Сейчас мы имеем минус 2,5% инвестиций в основной
капитал. Примерно такая тенденция сохранится и до конца года.
Почему мы считаем возможным в прогнозе
2015 года повысить наши ожидания до уровня 1,2%, а, соответственно, в 2016–2017
годах – 2,3–3%? Прежде всего мы ожидаем увеличения инвестиционного роста. Для
2015 года это прежде всего государственные капиталовложения, а также
капиталовложения компаний с государственным участием, таких как «Газпром»,
«Транснефть», «Роснефть» и некоторые другие. Мы учли и строительство
крупномасштабного газопровода «Сила Сибири», некоторые другие проекты, в том
числе те, которые будут финансироваться за счёт средств Фонда национального
благосостояния, такие как реконструкция БАМа и Транссиба, Центральная кольцевая
автодорога и так далее.
А.Улюкаев: «Начиная с
2016 года мы ожидаем также восстановления инвестиций частного капитала на
основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и
геополитических отношениях. В целом рост инвестиций составит
1,6 в 2016 году и 2,9% в 2017 году».
Начиная с
2016 года мы ожидаем также восстановления инвестиций частного капитала на
основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и
геополитических отношениях. При этом инфраструктурные компании в этот период
будут инвестировать, видимо, менее активно. Это во многом связано с завершением
инвестиционных программ в электроэнергетике. В целом рост инвестиций составит
1,6 в 2016 году и 2,9% в 2017 году.
Действительно,
как уже сказал Дмитрий Анатольевич, по сравнению со сценарными условиями у нас
зафиксировано снижение прогнозных параметров по ряду позиций, прежде всего по
ВВП, с 2 до 1,2%. С другой стороны, по инфляции прогноз текущего года – 7,5%
против 6% в прошлом году, что связано и с санкционным режимом, и с эффектом
переноса, связанного со снижением валютного курса рубля относительно валют
основных наших торговых партнёров.
Прогноз
инфляции на 2015 год – 5,5%. Он несколько повышен по сравнению со
сценарными условиями, в частности, связан с более высоким прогнозом по
продовольственным ценам. При этом мы исходим из того, что в течение года
динамика инфляционная будет резко замедляться, особенно во втором полугодии, и
среднегодовые значения будут снижаться.
Соответственно,
изменение прогноза по инфляции оказывает влияние на прогноз реальных заработных
плат, реальных доходов, следовательно, потребительского спроса населения,
оборота розничной торговли и потребительских услуг. Эти прогнозные значения
также вследствие увеличения инфляции понижены. Тем не менее мы ожидаем, что
начиная с 2016 года будет восстанавливаться рост реальной заработной платы до
2,8% в 2016 году и 4,6 в 2017 году, соответственно, среднегодовой
розничный оборот ускорится до темпов свыше 3% – 3,2%.
Что касается
внешней торговли, мы ожидаем сохранения примерной динамики, существующей в
настоящее время. Величины экспорта мы предполагаем примерно такими же. Что
касается импорта, наиболее чувствительного к изменению курсовых соотношений, то
в текущем году мы ожидаем сокращение импорта в реальных значениях примерно на
величину 8%, а в последующем полагаем, что он немножко восстановится, до уровня
1,2–2,2% роста, что означает высокий уровень положительного торгового сальдо
(более 160 млрд долларов) на протяжении всего рассматриваемого периода. Кроме
того, это означает также и положительное сальдо текущего счета платёжного
баланса.
При прогнозе
тарифов на услуги естественных монополий мы исходим из принятого решения о том,
что индексация тарифов не должна превышать уровень индекса потребительских цен.
При этом, поскольку прогноз по инфляции повышен, соответственно, предлагается и
более высокая индексация, как базовый вариант для 2015 года – это 7,5%.
Начиная с
2017 года мы закладываем в прогноз сокращение перекрёстного субсидирования за
счёт того, что для услуг и сетевого хозяйства, и иных инфраструктурных компаний
будет действовать понижающий коэффициент 0,8 от инфляции предшествующего года
для промышленных потребителей.
На оптовом
рынке электроэнергии мы ожидаем, что рост цен составит примерно 10,5% по
2015–2016 годам и несколько меньше – 9–9,5 по 2017 году. При этом мы исходим из
того, что более высокий темп роста оптовых цен на генерацию связан с вводом
новых генерирующих объектов по договорам о предоставлении мощностей, а также
переносом сроков по исполнению этих договоров. Кроме того, мы исходим из
принятого решения о том, что акционерное общество «Газпром» будет иметь право
предоставлять дисконт к регулируемой оптовой цене начиная с 2015 года.
В отношении
тарифов на услуги теплоснабжения предлагается ограничить их индексацию в 2015
году на уровне 7%, в 2016-м – 5,5, в 2017-м – 4,2%. Обращу внимание, что эта
индексация несколько ниже, чем уровень инфляции предшествующего года. Мы
связываем эти предложения с отсроченным эффектом от нулевой индексации по газу
в 2014 году, что даёт хороший разрыв между ценой газа как основной издержки для
теплоснабжающей организации и ценой тепла.
Тарифы на
железнодорожные перевозки. Мы тоже закладываем индексацию в 2015 году на 7,5%.
Мы обсуждали подробно этот вопрос с компанией «Российские железные дороги», с
заинтересованными ведомствами и нашли возможность дополнительного
субсидирования компании в размере 30 млрд рублей, которое, с нашей точки
зрения, при необходимых оптимизационных мероприятиях в части текущих расходов
компании позволяет эту проблему решать.
Кроме
базового варианта, о котором я говорил до сих пор, мы предлагаем также второй,
умеренно оптимистический вариант. Он основан на представлении о более активной
экономической политике и предполагает дополнительные меры стимулирующего
характера, связанные с увеличением расходов бюджета на финансирование новых
инфраструктурных проектов и иных крупных проектов, на дополнительное
финансирование за счёт средств Фонда национального благосостояния, за счёт
дополнительного роста кредитования наиболее важных секторов экономики, а также
тех секторов экономики, которые оказались уязвимыми в связи с введёнными
санкциями, за счёт развития проектного финансирования, за счёт дополнительной
капитализации российских коммерческих банков.
А.Улюкаев: «Представления, заложенные в прогноз на 2015–2017 годы, создают возможность
и для обеспечения сбалансированности бюджета, создают возможность для
обеспечения устойчивости всей макроэкономической конструкции».
При условии
принятия этих мер, а также дополнительных мер поддержки несырьевого экспорта мы
ожидаем, что государственные капиталовложения с учётом средств Фонда
национального благосостояния увеличатся с уровня примерно 2% в базовом варианте
до 7,4% в среднем за три года во втором варианте.
Мы
предполагаем, что ежегодный рост кредитного портфеля российским заёмщикам,
предприятиям увеличится в 2015–2017 годах в этом варианте до 15–17%. За
счёт всех источников, таким образом, рост инвестиций составит уровень между 3 и
5,5% в расчёте на год.
Таким
образом, сравнение второго варианта с первым показывает, что начиная с
2015 года в условиях проведения этих дополнительных мер, связанных с
государственными капиталовложениями и развитием кредитования, поддержки
экспорта и некоторых других, ВВП начиная с 2015 года будет ускоряться и в
среднем составит 3,3%, а к 2017 году ускорится до 4,3%. Разница в темпах
роста ВВП между вариантами составляет в среднем 1,4%.
Соответственно,
представления, заложенные в прогноз на 2015–2017 годы, создают возможность
и для обеспечения сбалансированности бюджета, создают возможность для
обеспечения устойчивости всей макроэкономической конструкции, о которой тоже во
вступительном слове говорил Председатель Правительства, и это позволяет
выполнить наши базовые обязательства без нарушения устойчивости этой
конструкции.
Спасибо.
<…>
1. О прогнозе социально-экономического развития Российской
Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Прогноз подготовлен на вариативной основе в составе базового и умеренно-оптимистичного
вариантов.
Вариант 1 (базовый) предполагает сохранение инерционных
трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику
частных компаний, ограниченные расходы на развитие инфраструктурного сектора
при стагнации государственного спроса. Ежегодный прирост ВВП
в 2015–2017 годах прогнозируется на уровне 1,2–3%.
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный) предполагает более
активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с
ростом геополитической напряжённости, и характеризует развитие экономики в
условиях повышения доверия частного бизнеса, предусматривает проведение более
мягкой бюджетной политики за счёт модификации действующего бюджетного правила и
полного использования ресурсов Фонда национального благосостояния, направленных
на финансирование новых проектов и докапитализацию банковской системы, а также
существенное наращивание объёмов экспорта промышленной продукции высокой
степени обработки.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра
экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Одобрить в основном прогноз
социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов.
3.Минэкономразвития России
(А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, Банком России и организациями
дополнительно проработать вопрос об уточнении параметров индексации цен
(тарифов) на товары (услуги) организаций инфраструктурного сектора и
жилищно-коммунального хозяйства.
4. Минэкономразвития России
(А.В.Улюкаеву) доработать с учетом данных на заседании указаний прогноз
социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 и на плановый
период 2016 и 2017 годов и направить его,
а также предварительные итоги социально-экономического развития
Российской Федерации за январь-август 2014 г. и ожидаемые итоги
социально-экономического развития Российской Федерации за 2014 год в Минфин
России для их представления в Правительство Российской Федерации в составе
документов и материалов, подлежащих внесению в Государственную Думу
одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период.
2. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на
2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2015
год:
- прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в
сумме 15 052,4 млрд рублей;
- общий объём расходов федерального бюджета в сумме
15 483,2 млрд рублей;
- нормативная величина Резервного фонда в сумме
5 423,9 млрд рублей;
- верхний предел государственного внутреннего долга на
1 января 2016 года в сумме 7 423,7 млрд рублей;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской
Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд долларов США, или 49,2 млрд
евро;
- дефицит федерального бюджета в сумме 430,8 млрд рублей.
Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2016 год
и на 2017 год:
- прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета
на 2016 год в сумме 15 725,6 млрд рублей и на 2017 год в сумме
16 438,9 млрд рублей;
- общий объём расходов федерального бюджета на 2016 год в
сумме 16 203,3 млрд рублей и на 2017 год в сумме 16 983,4 млрд рублей;
- нормативная величина Резервного фонда на 2016 год в сумме
5 822,7 млрд рублей и на 2017 год в сумме 6 303,6 млрд рублей;
- верхний предел государственного внутреннего долга
Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 7 939,8 млрд
рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8 789,8 млрд рублей;
- верхний предел государственного внешнего долга Российской
Федерации на 1 января 2017 года в сумме 71,5 млрд долларов США, или 55,0 млрд
евро, и на 1 января 2018 года в сумме 77,0 млрд долларов США, или 59,2 млрд
евро;
- дефицит федерального бюджета на 2016 год в сумме
477,7 млрд рублей и на 2017 год в сумме 544,4 млрд рублей.
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном проект федерального закона «О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России
(А.В.Улюкаеву) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти доработать с учетом состоявшегося обсуждения и данных на заседании
указаний проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов».
Доработанные проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», а также иные документы и
материалы, внесение которых в Государственную Думу предусмотрено бюджетным
законодательством Российской Федерации, представить в Правительство
Российской Федерации для
последующего внесения в Государственную Думу в установленном порядке.
3. Одобрить проект федерального закона «О приостановлении
действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской
службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и внести его в
Государственную Думу в установленном порядке.
3. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Доходы бюджета фонда от поступления страховых взносов на ОМС,
налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам, недоимок, пеней и
штрафов, а также средств федерального бюджета предусмотрены в сумме:
на 2015 год – 1 632,3 млрд рублей (бюджет 2014 года –
1 240,1 млрд рублей), на 2016 год – 1 706,5 млрд
рублей, на 2017 год – 1 804,1 млрд рублей.
Расходы фонда за счёт средств ОМС в 2015 году составят
1 706,4 млрд рублей (в 2014 году – 1 240,1 млрд рублей), в
2016 году – 1 706,5 млрд рублей, в 2017 году – 1 804,1 млрд
рублей, в том числе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на
осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской
Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского
страхования в 2015 году – 1 452 млрд рублей (в 2014 году –
1 174,3 млрд рублей), в 2016 году –
1 531,8 млрд рублей, в 2017 году – 1 667,6 млрд
рублей.
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном проект федерального закона «О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России
(А.Г.Силуанову), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
(Н.Н.Стадченко) с учетом состоявшегося обсуждения доработать законопроект.
Доработанный законопроект представить в Правительство Российской
Федерации для последующего внесения в Государственную Думу в установленном
порядке.
4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год
и на плановый период 2016 и 2017 годов
Доходы на 2015 год прогнозируются в сумме
6 909,5 млрд рублей (9% к объёму ВВП), из них
6 841,5 млрд рублей в части, не связанной с формированием
средств для финансирования накопительной пенсии, на 2016 год – 8 335,15 млрд
рублей и 7 832,01 млрд рублей, на 2017 год –
9 062,82 млрд рублей и 8 481,83 млрд рублей.
Расходы на 2015 год предусматриваются в сумме
7 121,25 млрд рублей (9,3% к объёму ВВП), из них
7 100,5 млрд рублей в части, не связанной с формированием средств для
финансирования накопительной пенсии, на 2016 год – 8 652,81 млрд
рублей и 7 832,01 млрд рублей, на 2017 год –
8 890,45 млрд рублей и 8 481,83 млрд рублей.
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном проект федерального закона «О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (АГ.Силуанову)
с учетом состоявшегося обсуждения доработать законопроект в части уточнения:
объемов межбюджетных трансфертов, влияющих на сбалансированность
пенсионной системы;
параметров индексации пенсий;
фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам
при новых назначениях пенсий.
Доработанный законопроект представить в Правительство Российской
Федерации для последующего внесения в Государственную Думу в установленном
порядке.
Соответствующие предложения представить Председателю
Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву.
5. О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Параметрами проекта бюджета фонда на 2015 год и на плановый
период 2016 и 2017 годов, разработанными на основе показателей прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года,
предусматриваются доходы в 2015 году в размере 538,7 млрд рублей, в 2016 году –
625,0 млрд рублей и в 2017 году – 680,2 млрд рублей, расходы – соответственно
597,2 млрд рублей, 625,7 млрд рублей и 664,7 млрд рублей.
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном проект федерального закона «О федеральном
бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
2. Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову)
с учетом состоявшегося обсуждения доработать законопроект, в том числе в части
уточнения объемов финансирования мероприятий по обеспечению инвалидов
техническими средствами реабилитации в 2015 году, а также размера процентной
ставки с сумм страховых взносов, направляемых страхователями на финансовое обеспечение
предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
Доработанный законопроект представить в Правительство Российской
Федерации для последующего внесения в Государственную Думу в установленном
порядке.
6. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015
год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Законопроектом устанавливается, что в 2015 году и в
плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые
установлены Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний на 2006 год».
Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний (от 0,2 до 8,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые
начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и
гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых
взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической
деятельности по классам профессионального риска.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных
Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в 2015 году
составит 91 млрд рублей, в 2016 году – 96,9 млрд рублей, в
2017 году – 103,3 млрд рублей, что достаточно для обеспечения в
полном объёме выплат по этому виду страхования и финансирования Фондом
социального страхования Российской Федерации расходов, предусмотренных законодательством.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О страховых тарифах на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017
годов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
статью 331 Федерального
закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и статью
582 Федерального
закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования”»
Законопроектом предусматривается сохранение на период до 2017
года включительно тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
на уровне 2012–2016 годов для основной массы плательщиков страховых взносов в
размере 30% (Пенсионный фонд – 22%, Фонд социального страхования – 2,9%,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%) в пределах
установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в
бюджет Пенсионного фонда сверх установленной предельной величины базы для
начисления страховых взносов.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в
статью 331 Федерального закона «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации» и статью 582 Федерального закона
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменения в
статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
Решение Правительства:
Минтруду России (МАТопилину), Минфину России (А.Г.Силуанову),
Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с учетом состоявшегося обсуждения и
данных на заседании указаний доработать указанный законопроект в части
согласования суммы минимального размера оплаты труда и представить его для
рассмотрения на очередном заседании Правительства Российской Федерации.
9. О проекте федерального закона «О нормативе финансовых
затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную
помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного
питания для детей-инвалидов на 2015 год»
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О нормативе финансовых
затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную
помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами,
медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного
питания для детей-инвалидов на 2015 год» и внести его в Государственную Думу в
установленном порядке.
10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в частности,
следующие изменения:
- включить в базовую программу обязательного медицинского
страхования высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) по перечню видов ВМП,
установленному в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи;
- осуществить единовременные компенсационные выплаты
медицинским работникам в возрасте до 45 лет, прибывшим (переехавшим) в 2015
году на работу в сельский населённый пункт или рабочий посёлок;
- включить финансовое обеспечение в 2015–2017 годах
ВМП, не включённой в базовую программу ОМС, за счёт межбюджетных трансфертов из
бюджета фонда в федеральный бюджет.
В Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» вносятся изменения, предусматривающие заключение
соглашений между Минздравом России, ФОМС и органами государственной власти
субъектов Федерации. Соглашениями устанавливаются в том числе целевые
показатели объёмов медицинской помощи, оказываемой в рамках реализации
территориальных программ ОМС, обусловленные соответствующими размерами
субвенций, предоставляемых из бюджета ФОМС.
В Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» вносятся изменения,
предусматривающие отмену предельной базы для начисления страховых взносов на
ОМС работающего населения.
Решения Правительства:
1. Одобрить в основном проект федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском; страховании в
Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Минздраву России (В.И.Скворцовой), Минфину России
(А.Г.Силуанову), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
(Н.Н.Стадченко) с учетом состоявшегося обсуждения и данных на заседании
указаний доработать указанный законопроект и представить в Правительство
Российской Федерации для последующего внесения в Государственную Думу в
установленном порядке.
11. О распределении иных межбюджетных трансфертов,
предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по временному
социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и
находящихся в пунктах временного размещения
Проектом распоряжения предусматривается распределить
межбюджетные трансферты между бюджетами 79 субъектов Федерации в объёме
1 266 млн рублей исходя из сведений о фактической продолжительности
пребывания лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, в пунктах временного
размещения.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации
по данному вопросу.
12. О распределении иных межбюджетных трансфертов,
предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с
санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение набора
социальных услуг в части предоставления при наличии медицинских показаний
путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно, в санаторно-курортных организациях,
расположенных в Республике Крым и г. Севастополе, и предоставлением
бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в
указанные санаторно-курортные организации
Проектом предлагается утвердить распределение межбюджетных
трансфертов в размере 976 384,8 тыс. рублей между бюджетами 21 субъекта
Федерации, которым переданы полномочия Федерации по оказанию отдельным
категориям граждан государственной социальной помощи в виде социальных услуг по
предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное
лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по
данному вопросу.
13. О перевозках грузов открытым акционерным обществом
«Российские железные дороги» в пострадавшие от крупномасштабного наводнения
районы, расположенные на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и
Хабаровского краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной
области
Проект постановления разработан во исполнение Указа Президента
Российской Федерации «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного
наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского
краёв, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» и
поручений Правительства.
Предлагается механизм реализации положений Указа об обеспечении
перевозок грузов железнодорожным транспортом в пострадавшие районы без взимания
провозной платы, дополнительных сборов и плат, связанных с перевозками.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по
данному вопросу.
14. О подписании Соглашения о сохранении и рациональном
использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря
Проект Соглашения о сохранении и рациональном использовании
водных биологических ресурсов Каспийского моря подготовлен в соответствии с
договорённостями, зафиксированными в протокольном решении президентов Азербайджанской
Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской
Федерации и Туркменистана по итогам Третьего каспийского саммита, состоявшегося
18 ноября 2010 года в Баку.
Для достижения целей соглашения сторонами создаётся Комиссия по
сохранению, рациональному использованию водных биологических ресурсов и
управлению их совместными запасами.
Комиссия наделяется, в частности, следующими полномочиями:
- координирует деятельность по сохранению, воспроизводству,
рациональному использованию совместных водных биологических ресурсов;
- ежегодно определяет общие допустимые уловы совместных
водных биологических ресурсов и распределяет их на национальные квоты;
- регулирует промысел и сохранение совместных водных
биологических ресурсов на основе ограничений промысла;
- утверждает правила рыболовства в отношении совместных
водных биологических ресурсов;
- утверждает и координирует согласованные программы
научно-исследовательских работ по совместным водным биологическим ресурсам,
устанавливает периодичность проведения таких работ;
- устанавливает экспортные квоты в отношении осетровых
видов рыб и продукции из них.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по
данному вопросу.
15. О внесении изменений и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации (в части внесения
изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, в Положение
о Министерстве экономического развития Российской Федерации, в Положение о
Министерстве культуры Российской Федерации и в Положение о Министерстве
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации)
Предусматривается внесение изменений, направленных на передачу
функций Минрегиона России другим федеральным органам исполнительной власти.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по
данному вопросу.
Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания Правительства 18 сентября 2014 года
Стенограмма:
А.Силуанов:
Добрый день, уважаемые коллеги! Правительство Российской Федерации сегодня
рассмотрело проект федерального бюджета на 2015–2017 годы, приняло предложения,
которые были подготовлены Министерством финансов совместно с коллегами по
Правительству. Основные характеристики бюджета составлены в соответствии с
бюджетными правилами, что очень важно. Мы не увеличиваем расходы, дефицит
бюджета на протяжении трёхлетнего периода составит 0,6% ВВП. В бюджете
2014–2016 годов, напомню, что это был 1%.
Основные новации бюджета заключаются в том, что мы
существенно делаем и перераспределение в бюджете. Несмотря на все сложности, мы
сохраняем все социально-значимые статьи, мы добавляем новые позиции, такие как
финансирование программы по Крыму и Севастополю, дополнительные ассигнования на
поддержку Дальнего Востока, дополнительные ассигнования на поддержку
Московского транспортного узла, для того чтобы развязать здесь узкие места, и
целый ряд других программ, требующих финансирования.
Для
этого мы провели оптимизационные мероприятия, ряд вопросов исключили из ранее
предусмотренных в бюджете. Были проведены и общие сокращения
на стадии подготовки проекта бюджета. Тем не менее мы обошлись без повышения
налогов, без повышения налоговой нагрузки, что очень важно. То есть бюджет
учитывает все те риски, которые есть у нас сегодня. На следующий год мы ожидаем
формирования 100-миллиардного резерва в составе бюджета. С учётом остатков,
которые будут переходить с текущего года, этот резерв возрастёт ещё почти на
столько же. Поэтому к следующему году мы подходим и с резервами, подходим с
решением первоочередных ключевых задач, которые возникли перед нами, и считаем,
что та конструкция, которая сегодня рассмотрена и поддержана Правительством,
является оптимальной в нынешних условиях.
Вопрос:
Я хотела уточняющий вопрос задать про антикризисный резерв, его общий объём.
Вы, получается, всё-таки 200 или 170 млрд рассчитывали, исходя из проектировки
в том или ином виде?
А.Силуанов:
Хотелось бы посмотреть ваш расчёт, но, по расчёту Министерства финансов, резерв
составит 190 млрд рублей.
Вопрос:
Минфин предлагал несколько мер по обеспечению сбалансированности бюджета. Всего
там было девять разных предложений. Какие-то из них не были поддержаны?
А.Силуанов:
Вы знаете, все предложения Минфина были поддержаны, осталось досогласовать
вопрос по выплате-невыплате фиксированного размера базовой пенсии вновь
выходящим на пенсию пенсионерам. Этот вопрос действительно должен быть
дополнительно рассмотрен в оставшееся до конца месяца время, и мы,
Правительство, определимся по нему. Все остальные предложения, касающиеся и
имущественного взноса в Российский фонд прямых инвестиций, и целый ряд других
были поддержаны. Хочу, кстати, сказать, что изначально мы действительно
планировали сократить взнос в фонд жилищно-коммунального хозяйства. На
последних стадиях мы его восстановили, и это решение не было реализовано,
поскольку мы нашли деньги.
Вопрос: Антон Германович, налог с продаж учитывается в
бюджете?
А.Силуанов:
Нет, налог с продаж мы не рассматривали в качестве инструмента повышения
налоговых доходов субъектов Российской Федерации. Мы решили пойти другим путём,
мы финансово серьёзно помогли Москве, Московской области в решении транспортных
проблем. В первую очередь налог с продаж рассматривался как источник для
крупных регионов, мегаполисов, таких как Москва, Московская область, Санкт-Петербург
и так далее.
А.Силуанов: Поэтому мы решили этот вопрос выделением
дополнительных бюджетных ассигнований в сумме 32 млрд, 45 млрд и 45 млрд рублей
по годам для поддержки города Москвы, а также сейчас учтено 18 млрд рублей для
поддержки Московской области, и ещё дополнительные средства будут изысканы в
ходе перераспределения средств программы развития транспортной системы.
Я
не сказал об одном из решений, которое было предложено и поддержано
Правительством, – это корректировка «дорожных карт» по индексации заработных
плат работникам бюджетной сферы. Это очень важно. Мы предусматриваем на
следующий год индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы на уровне
инфляции. В этой связи нам нужно будет скорректировать «дорожные карты» по
повышению уровня зарплат, с тем чтобы в 2018 году выйти на те показатели,
которые содержатся в указах.
Это
решение адекватно нынешней ситуации в экономике, поскольку мы видим значительно
возросший объём издержек предприятий, в том числе за счёт роста заработных
плат. Это касается частного сектора в первую очередь, и этому вектору даёт
ускорение и рост зарплат в бюджетном секторе.
Поэтому
мы, с одной стороны, несколько замедляем темпы роста заработных плат в
бюджетном секторе – на один год, имея в виду сохранение всех тех параметров,
которые ранее были предусмотрены на 2016–2017 годы. Соответственно, это
приведёт к сокращению издержек наших компаний, которые ориентируются во многом
на заработную плату в бюджетном секторе, – это вторая позиция. И третье: это
даст возможность осуществлять манёвр внутри бюджета как бюджетам субъектов
Российской Федерации, так и федеральному бюджету.
Вопрос: Уточните по цифрам, на сколько будет проиндексирована
зарплата.
А.Силуанов: Зарплата будет проиндексирована в следующем году на
уровень планируемой инфляции.
Вопрос: Скажите, от идеи введения налога с продаж решено
отказаться, да?
А.Силуанов: В проектировках бюджета на 2015–2017 годы введение
налога с продаж не предусматривается.
Вопрос: А НДС и социальные взносы, которые предлагалось повысить
на уровень зарплаты?
А.Силуанов: НДС остаётся прежним – 18%. Мы лишь приняли решение
об отмене порога, до которого взимались страховые взносы в Фонд обязательного
медицинского страхования. Это 624 тыс. рублей в текущем году. Предлагается этот
порог отменить и взимать взносы без этого ограничения.
Вопрос: А налоговый манёвр?
А.Силуанов: Налоговый манёвр мы обсуждали в предыдущие разы. Он
полностью поддержан, также учтены дополнительные средства для формирования
дорожных фондов как федерального, так и субъектового, с тем чтобы объёмы
дорожных фондов формировались в объёме не меньшем, даже в большем, нежели это
было бы до налогового манёвра.
Вопрос: А по другим налогам? Они также остались? По дивидендам
(налог на прибыль), индексация водного налога?
А.Силуанов: Да, все эти предложения сохранены. Единственное, что
темпы индексации водного налога изменены. Срок индексации налога и выхода на
планируемое значение отодвинут, поэтому индексация водного налога предусмотрена
в размере 15% ежегодно.
Вопрос: Когда «Роснефть» и «Новатэк» получат финансовую
помощь из Фонда национального благосостояния?
А.Силуанов: Этот вопрос будет рассматриваться в процессе
обсуждения заявки «Роснефти» и «Новатэка», которая будет рассматриваться в ходе
тех процедур, которые предусмотрены для рассмотрения заявок на получение
ресурсов из ФНБ. Но, ещё раз, что самое главное, – все те решения по
инвестированию средств ФНБ не будут выходить за 60-процентную планку размещения
средств Фонда национального благосостояния.
Вопрос: Всё-таки в результате санкций какова будет помощь
предприятиям?
А.Силуанов: Мы предусмотрели дополнительные средства по
импортозамещению для поддержки предприятий, с одной стороны, с другой стороны –
средства антикризисного резерва (повторюсь, это 190 млрд рублей, по нашим
оценкам, как минимум будет в следующем году) и плюс ресурсы, которые мы сейчас
готовы предоставить за счёт заёмных средств из Фонда национального
благосостояния, – это и будут те средства, которые мы готовы направить на
поддержку предприятий, банковского сектора в нынешних условиях. Спасибо.