На заседании будут рассматриваться следующие вопросы:
1. О ходе и результатах реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы
По состоянию на 11 апреля 2014 года Правительством утверждены 11 «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»; «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»; «Совершенствование таможенного администрирования»; «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»; «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»; «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием»; «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»; «Совершенствование оценочной деятельности»; «Совершенствование налогового администрирования».
2. О формировании Национальной системы квалификаций
Минтрудом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование национальной системы квалификаций, в том числе:
- организована разработка профессиональных стандартов: формируется нормативная правовая база, регламентирующая вопросы разработки профессиональных стандартов, утверждены план разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы и комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы;
- в целях стимулирования работников к постоянному обновлению компетенций и мобильности кадров проводится работа по созданию независимой системы оценки квалификаций. В частности, Минтрудом России разрабатывается проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- проводится работа по формированию центров сертификации, создание сети которых планируется осуществлять в основном на базе центров сертификации, создаваемых работодателями, а также сформированных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы;
- принимаются меры по увеличению к 2020 года числа высококвалифицированных работников, в рамках которых утверждён соответствующий перечень мероприятий, способствующий приобретению работниками необходимых компетенций, обеспечивающих их высокий профессиональный уровень;
- организована подготовка специалистов и научных работников в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики;
- в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна осуществляется комплекс мероприятий по формированию и реализации при ведущих инженерных и технических вузах пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров;
- проводится работа по созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, в рамках которой осуществляется подготовка проектов нормативных и организационно-методических документов, определяющих деятельность базового центра, а также прорабатывается вопрос финансирования базового центра (начало работы центра запланировано в 2015 году);
- совершенствуются механизмы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе Минтрудом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральный закон “О саморегулируемых организациях”», принятие которого создаст условия для активизации процесса общественной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.
3. О повышении мобильности граждан трудоспособного возраста
Президентом Российской Федерации поручено Правительству разработать и утвердить план мероприятий по повышению мобильности граждан трудоспособного возраста, предусмотрев создание общероссийской базы вакансий и развитие рынка арендного жилья.
Во исполнение этого поручения разработан проект плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014–2018 годы.
Проектом плана предлагается:
- совершенствование правового регулирования трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания, в том числе на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Наделение Правительства правом разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на повышение трудовой мобильности граждан;
- определение территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
- введение института поддержки переезжающих для трудоустройства в другую местность граждан – участников региональных программ повышения трудовой мобильности граждан;
- совершенствование информационно-аналитической базы вакансий «Работа в России» в интернете, обеспечивающей доступ к получению информации о трудоустройстве на всей территории Российской Федерации, об инвестиционных проектах, об образовательных организациях, а также позволяющей при трудоустройстве проведение собеседования между гражданами и работодателями в сети Интернет;
- развитие рынка арендного жилья и иной инфраструктуры, предусматривающее удовлетворение спроса на жилые помещения экономического класса, повышение доступности земельных участков для строительства жилых помещений для граждан, переезжающих для работы в другую местность;
- реализация мероприятий по развитию транспортной системы, включая увеличение численности пассажиров на внутренних региональных перевозках, в том числе авиационных, стимулирование использования гражданами железнодорожного транспорта, повышение своевременности транспортного обслуживания, устранение территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”»
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в статью 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», устанавливающие более широкий перечень структурных единиц в рамках устоявшейся профсоюзной иерархии и одновременно исключающих толкование норм указанной статьи как норм, устанавливающих исчерпывающий перечень таких структурных единиц.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона “О рекламе” и Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”»
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе», согласно которым не допускается распространение наружной рекламы путём размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их территориях, за исключением случаев и на условиях, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
6. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с внесением изменений в Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, полномочиями по осуществлению федерального государственного пробирного надзора с возможностью передачи отдельных из них подведомственным государственным учреждениям (ФКУ «Пробирная палата России» и Гохран России).
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», уточняющие базовые понятия, предусматривающие обязательность опробования, анализа и клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, за исключением изделий из серебра массой до 3 г. Осуществление указанных функций возлагается на государственное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Кроме того, уточняется порядок обращения лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, определяется понятие федерального государственного пробирного надзора и предусматривается установление в отношении юридических лиц, являющихся аффинажными организациями и организациями, осуществляющими сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, режима постоянного государственного надзора. Полномочиями по определению перечня объектов, на которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, наделяется Правительство.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с внесением изменений в Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”» вносятся изменения в статьи 33331, 33332 и 33340 части второй Налогового кодекса с целью приведения их в соответствие с терминологией законопроекта, а также урегулирования вопроса, связанного с возвратом государственной пошлины.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(в части усиления административной ответственности за нарушение земельного законодательства)
Законопроектом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в частности, предусматривающие комплексное увеличение размера административных штрафов за нарушения земельного законодательства, установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самовольное занятие земельного участка и использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, совершенствуется ряд составов административных правонарушений в сфере земельных отношений.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств, ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств уполномоченными на то лицами, повышению качества расследования уголовных дел данной категории и роста их раскрываемости, а также предотвращению распространения в средствах массовой информации сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О Всероссийской сельскохозяйственной переписи”»
Законопроектом, в частности, уточняются положения Закона о сельхозпереписи в части организации проведения сельскохозяйственной переписи. Так, законопроектом устанавливается, что координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении сельскохозяйственной переписи с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на комиссию, создаваемую в этих целях Правительством.
Закон о сельхозпереписи также дополняется статьёй, определяющей, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по подготовке и проведению сельскохозяйственной переписи законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления при подготовке и проведении сельскохозяйственной переписи предоставляют сведения для составления списков объектов сельскохозяйственной переписи на основании данных похозяйственного учёта, оказывают содействие в привлечении граждан к сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи.
В законопроекте предусматривается, что от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, полученной в результате Всероссийской сельскохозяйственной переписи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за её проведение.
Также законопроектом предусматривается, что сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи может осуществляться путём заполнения переписных листов на бумажных носителях или в форме электронного документа. При этом перечень собираемых сведений дополняется показателями по объёму внесённых удобрений, средств защиты растений и проведению химической мелиорации земель, а также показателями, характеризующими меры государственной поддержки деятельности, связанной с ведением сельского хозяйства.
10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона “О рекламе”»
Предлагаемое законопроектом решение проблемы несоответствия уровня громкости звука рекламы уровню громкости прерываемых ею теле- и радиопрограмм или теле- и радиопередач позволит увеличить эффективность осуществления государственного надзора в сфере рекламы и уменьшить раздражение, которое вызывает повышенный уровень громкости рекламы у зрителей телепрограмм и слушателей радиопрограмм.
11. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными учреждениями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008–2014/2015 учебных годах
Проект распоряжения подготовлен в целях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в соответствии с которым в 2014 году предусмотрены ассигнования бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оплаты образовательным учреждениям услуг по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства в объёме 125 971,7 тыс. рублей.
Объёмы субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренные проектом распоряжения, рассчитаны на основе базовой стоимости образовательных программ, коэффициентов региональной дифференциации базовой стоимости обучения и коэффициентов наполняемости учебной группы.
12. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в 2014 году на указанные цели, в объёме 305,3 млн рублей.
Субсидии, в частности, будут направляться на создание общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке, оснащение и модернизацию детских школ искусств, оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, создание модельных библиотек, совершенствование обеспечения уровня безопасности посетителей и работников музеев, безопасности и сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации, модернизацию учреждений культуры села, обновление их материально-технической базы, приобретение специального оборудования.
13. О распределении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы
По итогам проведённого Минстроем конкурсного отбора в число участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в 2014 году включены 74 субъекта Российской Федерации.
Проектом распоряжения предусматривается утвердить распределение предусмотренных в федеральном бюджете на 2014 год субсидий в размере 3 500 000 тыс. рублей.
Подпрограммой предусмотрено предоставление молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере не менее 30% расчётной стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 35% – для молодых семей, имеющих 1 ребёнка или более.
14. О внесении изменения в подпункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов
Проектом постановления предлагается наделить Росводресурсы полномочиями по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации.
Эти полномочия вытекают из пункта 17 статьи 24 Водного кодекса в редакции Федерального закона от 21 октября 2013 года №282-ФЗ.
Москва,
16 апреля 2014 года
Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад Министра экономического развития Алексея Улюкаева
Сообщение генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Андрея Никитина
Сообщение заместителя Председателя Правительства Аркадия Дворковича
Сообщение помощника Президента России Андрея Белоусова
Сообщение Министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки
Стенограмма:
Д.Медведев: Добрый день!
Прежде чем перейти к повестке дня, ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что мы формируем бюджет по программному принципу.
По понятным причинам качество документов, в том числе государственных программ, должно быть другим.
Почти все государственные программы приведены в соответствие с федеральным бюджетом и скорректированы с учётом изменившейся макроэкономической ситуации (рассчитываю на то, что эта корректировка отражает реальную ситуацию, имея в виду, что эта корректировка производилась, версталась под наши возможности), и должны быть состыкованы программные цели и финансы, о чём вчера говорил с нашими коллегами из «Единой России».
Д.Медведев: «Основная цель "дорожных карт" остаётся прежней: упростить и ускорить процедуры, которые связаны с открытием собственного дела, занятием бизнесом, налоговым и таможенным администрированием, доступом к объектам инфраструктуры, и на этой основе сделать качественное движение в сфере предпринимательского климата».
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительства, 17 апреля 2014 года
Работу по двум оставшимся программам нужно завершить в самое ближайшее время. Это «Общественный правопорядок» и «Развитие атомного энергопромышленного комплекса». Доложите потом мне об этом.
Сегодня мы обсудим с вами, как выполняются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы. Их уже 11 по наиболее проблемным сферам государственного регулирования, ещё готовятся две – «Создание национальной системы компетенций и квалификаций» и «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере».
Основная цель «дорожных карт», естественно, остаётся прежней: упростить и ускорить процедуры, которые связаны с открытием собственного дела, занятием бизнесом, естественно, налоговым и таможенным администрированием, доступом к объектам инфраструктуры, и на этой основе сделать всё-таки такое качественное движение в сфере предпринимательского климата.
Все «дорожные карты», как и ранее принятые, у нас разрабатываются при участии бизнес-сообщества, оценку им дают тоже сами предприниматели, исходя из личного опыта, и в этом, наверное, ценность этих карт. Первые были приняты, напомню, ещё в середине 2012 года. За это время всё-таки нам удалось, скажем так, аккуратно, кое-что сделать и в таможенной сфере, и в энергетике, и в строительстве – это отмечают и сами предприниматели, это отражается в некоторых рейтингах. Тем не менее работа большая ещё предстоит.
На сегодняшний день выполнено чуть больше 50% предусмотренных «дорожными картами» мероприятий. Причины разные – помимо того, что где-то сказывается субъективный фактор и недорабатывают ведомства, ряд законопроектов завис в Государственной Думе. Нужно нам вместе с коллегами-депутатами навалиться на соответствующие законопроекты и как можно быстрее подготовить окончательную версию, с тем чтобы Государственная Дума за них проголосовала. Во всяком случае исхожу из того, что и Министр экономического развития, и руководитель АСИ в своих выступлениях скажут об этих проблемах.
В принципе то, чем мы занимаемся, мы делаем не ради каких-то оценок, хотя рейтинги действительно иногда нужны. Мы просто исходим из того, что хорошая регуляторная среда – это залог нормального делового климата и хороший тренд, хорошие условия, скажем так, для инноваций, для развития инвестиций в самые разные виды экономической деятельности. Поэтому будем уделять этому внимание и в дальнейшем.
Д.Медведев: «Одним из ключевых принципов национальной системы квалификаций должна стать независимая оценка. Она позволит не только объективно оценивать специалистов, но и стимулировать их к обновлению своих компетенций и постоянному профессиональному росту».
Следующий вопрос касается национальной системы квалификаций. Хотя ситуация на рынке труда достаточно стабильна, на четверти предприятий практически во всех отраслях не хватает квалифицированных кадров – это известная проблема. Чтобы удовлетворить запросы экономики, нужна целостная система с участием органов исполнительной власти, регионов, работодателей и увязка уровней подготовки и квалификации работников с приоритетами модернизации самих отраслей, регионов и конкретных предприятий.
Сейчас работодатели и крупнейшие университеты работают над созданием профессиональных стандартов по основным профессиям. Реальному сектору необходимо активнее заниматься подготовкой специалистов, разработкой образовательных программ, скажем прямо, вкладывать в это деньги, потому что это их потребность. Это делается в отношении инженерных кадров – реализуются пилотные проекты по созданию специальных центров, одновременно формируется и базовый центр профессиональной подготовки рабочих кадров.
Одним из ключевых принципов национальной системы квалификаций должна стать независимая оценка. Она позволит не только объективно оценивать специалистов, но, надеюсь, и стимулировать их к обновлению своих компетенций и постоянному профессиональному росту.
Теперь перейдём к первому вопросу. Пожалуйста, Алексей Валентинович Улюкаев.
А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В нынешних условиях, когда инвестиционный рост или его антипод – инвестиционный спад являются важнейшими факторами всей экономической динамики, центром всех наших усилий в области экономической политики естественным образом оказывается работа по обеспечению надлежащего предпринимательского климата в стране, по снижению рисков и транзакционных издержек, которые видят перед собой предприниматели.
По экспертным оценкам, транзакционные издержки составляют до 35% в общей величине совокупных издержек ведения производства. Это относится и к высоким административным барьерам, и к избыточным регуляторным требованиям и так далее.
Мы конкурируем за деньги инвестора, конкурируем глобально, конкурируем с лучшими, серьёзнейшими мировыми компаниями, и на это нацелены, собственно говоря, «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы. Как сказал Председатель Правительства, они разработаны по целеполаганию бизнеса и в основном его усилиями. Мы вместе с Агентством стратегических инициатив выполняем функцию такого системного интегратора, пожалуй, для этой работы, и бизнес оценивает. Целевые показатели этих «дорожных карт» соответствуют критериям рейтинга Doing Business. Хотя, конечно, само по себе продвижение в этом критерии не является самоцелью, мы выстраиваем таким образом KPI для федеральных органов исполнительной власти – и региональный стандарт, и нынешний наш новый национальный рейтинг лучших практик с учётом этого продвижения. Напомню, что мы в прошлом году сдвинулись на 20 ступеней – до 92-й. В этом году задача – войти в состав 80 лучших экономик по этим показателям, причём от системы одного города (Москва) мы перешли к системе двух городов (Москва, Санкт-Петербург), что изменяет серьёзно методологию учёта.
А.Улюкаев: «Целевые показатели "дорожных карт" соответствуют критериям рейтинга Doing Business. Хотя само по себе продвижение в этом критерии не является самоцелью, мы выстраиваем таким образом KPI для федеральных органов исполнительной власти – и региональный стандарт, и нынешний наш новый национальный рейтинг лучших практик с учётом этого продвижения. Напомню, что мы в прошлом году сдвинулись на 20 ступеней – до 92-й. В этом году задача – войти в состав 80 лучших экономик по этим показателям».
С точки зрения продвижения в рейтинге Doing Business я хотел бы отметить такие «дорожные карты», как «Подключение к энергетической инфраструктуре» (куратор – Минэнерго), «Регистрация прав на недвижимость» – это наша программа, «Регистрация предприятий»– Федеральная налоговая служба, и частично «Таможенное администрирование» – Федеральная таможенная служба.
«Дорожные карты» уже с середины 2012 года реализуются. С формальной точки зрения включают 700 мероприятий, в настоящее время 312 имеют срочность исполнения, из них 183 – чуть больше половины – выполнено. Я не буду останавливаться на этих цифрах, они есть в раздаточном материале. Важно, чтобы не только формально мы закрывали эту статистику цифр, но чтобы в самом деле для предпринимательского сообщества это было значимым изменением в условиях ведения их бизнеса. Для того чтобы эта информация была доступна бизнесу, у нас есть соответствующий информационный ресурс – monitoring.gov.ru, который позволяет бизнесу в режиме реального времени отслеживать соответствующие позиции.
С точки зрения исполнения мероприятий «дорожных карт» отмечу опять же такую «дорожную карту», как «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (две трети мероприятий, срочных к исполнению, исполнено), «Совершенствование таможенного администрирования» (также несколько больше двух третей), «Совершенствование качества государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (больше 90% срочных к исполнению мероприятий завершено).
Самое большое количество неисполненных мероприятий – в «дорожной карте» по развитию конкуренции и в «дорожной карте» по климату в сфере строительства. Должен сказать, что по последним «дорожным картам» было замедление, связанное с переходом полномочий от одного ведомства к другому. Сейчас, насколько нам известно, ситуация быстро исправляется, мы надеемся, что она где-то из серой зоны выходит.
Часть запланированных мероприятий происходит с нарушением сроков, некоторые реализуются формально, на стадии подготовки докладов, проектов нормативных актов, и мы не всегда отслеживаем, как эти нормативные акты реализуются и какие конкретно эффекты достигаются.
Между тем положительные примеры имеются, они важны. С точки зрения регистрации прав на недвижимое имущество и сделок мы сократили до 18 дней срок, до такой же срочности сокращены операции по осуществлению государственного кадастрового учёта, созданы условия для того, чтобы соответствующая работа по регистрации и оформлению сделок происходила в электронной форме.
А.Улюкаев: «"Дорожные карты" уже с середины 2012 года реализуются. С формальной точки зрения включают 700 мероприятий, в настоящее время 312 имеют срочность исполнения, из них 183 – чуть больше половины – выполнено».
С точки зрения доступа к энергосетям мы очень серьёзно снизили сроки и добились того, чтобы стоимость технологических подключений для потребителей не выше 180 кВт снизилась примерно в 3 раза, что, собственно говоря, и послужило основанием для экспертов Doing Business к тому, чтобы позиция по этой «дорожной карте» улучшилась сразу на 67 пунктов.
Но важно, чтобы предприниматели могли сами оценивать результативность. Мы проводим соответствующие опросы, они показывают, что далеко не всегда наша формальная оценка совпадает с оценкой предпринимательского сообщества. Если в части той же «дорожной карты» «Подключение» практически все опрошенные (больше трёх четвертей) отмечают, что те сроки предельные, которые установлены, им известны и соблюдаются, то по некоторым «дорожным картам» ситуация иная. В частности, по «дорожной карте» в части регистрации недвижимого имущества было упрощено требование по уплате государственной пошлины и отменено требование по уплате до регистрации.
Так вот, выяснилось, что у 72% респондентов, которые принимали участие в опросе, по-прежнему требовали предоставления документов, подтверждающих уплату государственной пошлины до государственной регистрации.
Другой пример – это в области таможенного администрирования (паспорта сделок). Только 32% опрошенных отмечают, что представители таможенных органов не запрашивают паспорта сделок, как и должно было бы быть по выполненному мероприятию, а 28% указывают, что паспорта сделок запрашиваются всегда – не от случая к случаю, а постоянно.
По «дорожной карте» «Подключение к энергосетям». У нас есть показатель, что проект внутреннего и внешнего энергоснабжения объектов мощностью до 150 кВт не требует процедуры согласования с сетевой администрацией. Больше трёх четвертей опрошенных говорят, что такого рода требование согласования предъявляется и они вынуждены его совершать. Есть и некоторые другие примеры такого рода. Это говорит о том, что, во-первых, просто информированности недостаточно. В плане той же «дорожной карты» «Подключение к сетям» есть соответствующий информационный портал, где размещается информация об этих возможностях. Результаты опросов показали, что знают о самом факте существования этого портала меньше половины всех, а пользуются – ещё меньше, это низкая информированность, и здесь мы должны очень серьёзно продвинуться вперёд, просто бизнес-люди должны знать об имеющихся возможностях.
И второе – это неправомерные требования самих наших территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, которые, зная, по неведению или всё-таки располагая соответствующей информацией, предъявляют по-прежнему необоснованные требования к бизнесу.
И, конечно, отдельно – это позиция по мониторингу мероприятий «дорожных карт» в электронном виде. Здесь необходимо постоянное пристальное внимание к обновлению соответствующей информации, создание обратной связи и должного формата взаимоотношений регулятора и делового сообщества.
А.Улюкаев: «Необходимо, безусловно, ускорение предприятий, такая сдвижка влево тех мероприятий по сравнению со сроками, которые указаны в "дорожных картах" до конца 2015 года».
На ближайшее время – кроме того, что те две новые «дорожных карты», на которые Дмитрий Анатольевич обратил внимание, должны быть отработаны, мы сильно затянули здесь сроки, – хочу отметить, необходимо, безусловно, ускорение предприятий, такая сдвижка влево тех мероприятий по сравнению со сроками, которые указаны в «дорожных картах» до конца 2015 года. Это сейчас очень важно, для того чтобы показать деловому сообществу, что и в нынешних непростых условиях мы максимально прилагаем усилия для создания для них комфорта в ведении предпринимательской деятельности.
Второе – это более тщательный мониторинг. Отмониторили пока относительно половину «дорожных карт», по другой половине этого мониторинга пока нет вообще. В этом году мы должны распространить на все 11 «карт» эти требования и обеспечить точное соответствие формальной отчитываемости о выполненных мероприятиях с оценкой делового сообщества.
И третье – доведение информации, надёжная работа соответствующих информационных порталов и контроль практики правоприменения в субъектах Федерации нашими территориальными органами тех решений, которые мы принимаем по реализации «дорожных карт». Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо большое. Андрей Сергеевич (обращаясь к А.Никитину), пожалуйста, вам слово.
А.Никитин: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства! Действительно, есть успехи в реализации «дорожных карт». Эти успехи в основном касаются тех ведомств, которые заняли проактивную позицию и работают с бизнесом не по почте, так сказать, а face to face, – это Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития, Минэнерго. Там есть та динамика, которую фиксирует бизнес в своих опросах, но я бы хотел коснуться некоторых проблемных ситуаций, которые на сегодня мы видим.
Во-первых, ситуация с дальнейшим улучшением ускорения подключения к электросетям у нас во многом сегодня упирается в строительные процедуры. То есть «карта» по энергетике – в настоящее время её реализация тормозится тем, что мы не всегда успеваем упрощать процедуры по ускорению выделения земель, получения разрешительной документации под объекты инфраструктуры. Сейчас эта ситуация потихоньку Министерством строительства начинает налаживаться, но пока мы ещё далеки от хорошего результата.
Во-вторых, и опросы это фиксируют, бизнес часто говорит о проблемах при прохождении границы, и складывается ситуация, когда Федеральная таможенная служба делает всё, что она должна делать, однако не всегда за ней успевает ситуация… Например, с улучшением ситуации в морских портах, это Минтранс: здесь работа идёт, но мы бы очень просили коллег максимально её ускорить, мы надеемся на их поддержку. Также нам нужно серьёзно обратить внимание, чтобы другие ведомства, которые находятся на границе, все работали скоординированно, потому что когда одно ведомство вырывается вперёд, с точки зрения бизнеса ничего не меняется, общие сроки в конечном счёте остаются те же самые.
В-третьих, хотел бы обратить внимание на очень важное решение, которое было принято: у нас формируется исчерпывающий перечень процедур административных в рамках получения разрешений на строительство. Хотелось бы только сказать, что сейчас в проекте этого перечня 124 процедуры находится, а вообще должно быть по «дорожной карте» их 11, то есть мы столько бились за исчерпывающий перечень, нам теперь важно, чтобы он не оказался таким большим.
Хотел попросить, Дмитрий Анатольевич. Вы в прошлом году подписали «дорожную карту» по доступу малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием и подписали соответствующие директивы. Бизнес это воспринял крайне позитивно. Сегодня мы видим ситуацию, когда ряд компаний с госучастием работает и активно информирует бизнес об этом, ряд компаний, кажется, тоже работает, но никому не хочет рассказывать, как они это делают. Видимо, для малого бизнеса готовят какой-то сюрприз в конце года. Я бы просил дать соответствующее поручение, чтобы они информировали и Минэкономразвития, и Агентство хотя бы раз в квартал о том, что они делают, упрощая свою систему закупок.
Д.Медведев: Андрей Сергеевич, это какие компании? Вы все компании имеете в виду или какие-то конкретные государственные?
А.Никитин: Я хочу назвать, например, госкомпанию «Автодор», которая активно работает с бизнесом по улучшению системы закупок, то есть давайте говорить о лучших скорее.
Д.Медведев: А худшие-то какие? Кто не информирует?
А.Никитин: Наши крупные монополии. Они говорят, что они всё делают, и мы им, конечно, верим, но хотелось бы эту динамику видеть хотя бы поквартально.
Д.Медведев: Понятно. Услышал вас, дам поручение.
А.Никитин: Теперь о двух резервах, которые есть у нас на сегодня. Очевидно, что административные улучшения, которыми мы занимались совместно с Минэкономразвития последние два года, их резерв подходит к концу. Радикально улучшить ситуацию на следующий год с административными барьерами уже сегодня, без принятия соответствующих нормативно-правовых актов, боюсь, будет невозможно, поэтому нам серьёзно нужно заняться ускорением прохождения документов через Правительство и работая с депутатами – то, о чём Вы сказали.
А.Никиттин: «По поручению Президента мы совместно с Ростовской областью провели эксперимент: как, используя многофункциональный центр, сократить процедуры получения земли и ускорить процедуры получения разрешений на строительство и подключение к электросетям. Так вот, при наличии доброй воли губернатора и мэра нам в 3 раза удалось сократить сроки, а процедуры – с 15 до 4».
И второе. По поручению Президента мы совместно с Ростовской областью провели эксперимент: как, используя многофункциональный центр, сократить процедуры получения земли и ускорить процедуры получения разрешений на строительство и подключение к электросетям. Так вот, при наличии доброй воли губернатора и мэра нам в 3 раза удалось сократить сроки, а процедуры – с 15 до 4. Вот то, о чём говорил Министр экономического развития: огромный резерв у нас улучшения бизнес-климата – это регионы и муниципалитеты.
Спасибо за внимание, доклад окончен.
Д.Медведев: Спасибо. Согласен в отношении регионов абсолютно, это именно так, потому что ситуация очень разная.
Пожалуйста.
А.Дворкович: Уважаемые коллеги! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сегодня мы обсудили утром проблемные вопросы, связанные с реализацией «дорожной карты» по подключению к энергоинфраструктуре. Есть пять пунктов, по которым есть небольшая задержка, в течение месяца вся работа будет завершена. В частности, это касается как раз того пункта, о котором только что было сказано. Задержка была связана с передачей дела от Министерства регионального развития Минстрою, и почти полгода, к сожалению, работа над нормативно-правовыми актами не велась в процессе передачи. Но сейчас на основе того эксперимента, который был проведён в Ростовской области, в течение месяца работа над законопроектом будет завершена, и мы эту практику по сокращению количества процедур как раз с 15 до 4 сможем закрепить на уровне федерального законодательства.
Д.Медведев: Хорошо. Пожалуйста, какие будут ещё комментарии?
Пожалуйста, Андрей Рэмович (обращаясь к А.Белоусову).
А.Белоусов: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Я хочу напомнить, что Национальная предпринимательская инициатива реализуется в двух формах. Одна из этих форм – это «дорожные карты», вторая – рейтинг, который в основном сконцентрирован на правоприменении. Что касается «дорожных карт», то они в основном связаны с принятием нормативно-правовых актов, федеральных законов, решений Правительства, постановлений и распоряжений Правительства, соответствующих приказов министерств. И создана рабочая группа экономического совета, который регулярно собирается раз в две недели, в неё входят представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, всех министерств и ведомств, которые задействованы в работе, в реализации «дорожных карт», эксперты, представители объединений работодателей и так далее.
А.Белоусов: «У нас всего есть 39 проектов федеральных законов с просроченной датой принятия. Из этих 39 проектов семь находится в высокой степени готовности».
На сегодняшний день могу доложить, что у нас всего есть 39 проектов федеральных законов с просроченной датой принятия. Из этих 39 проектов семь находится в высокой степени готовности. То есть уже практически, не практически даже, а фактически назначены даты проведения комитетов в Государственной Думе, и мы с высокой степенью уверенности можем констатировать, что в весеннюю сессию эти законопроекты будут приняты. Восемь законопроектов находится в Государственной Думе, причём из них основная часть – это законопроекты, по которым отсутствуют поправки Правительства ко второму чтению, хотя не только. Тормозятся и из-за деятельности в комитетах, но прежде всего это отсутствие поправок. 13 находятся в Аппарате Правительства, семь находятся в ведомствах в разной степени подготовки и по четырём проектам рабочая группа согласована, включая представителей АСИ. И рабочая группа АСИ, и ведомство приняли рекомендацию о переносе сроков, и в установленном порядке такие рекомендации, как я понимаю, будут направлены в Правительство.
А.Белоусов: «Есть несколько законопроектов, принятие которых абсолютно необходимо в ближайшее время. Это, например, поправки в закон о связи, касающиеся введения универсальной лицензии без привязки к технологиям оказания услуг связи; это ряд поправок в закон об электроэнергии, в том числе связанные с порядком ценообразования при технологическом присоединении к распределительным устройствам генерации; это целый ряд поправок в законопроекты в части кадастрового учёта, в том числе это внесение сведений о точных границах объектов; это закон об экологическом нормировании, принятие которого запускает процедуру технологического обновления; это поправки в закон об оценочной деятельности, без которых реально мы не сможем приступить к введению налога на имущество, и ряд других».
Есть несколько законопроектов, принятие которых абсолютно необходимо в ближайшее время, потому что они носят такой системный характер и от них зависит существенное изменение деятельности в тех или иных сферах. Это, например, поправки в закон о связи, касающиеся введения универсальной лицензии без привязки к технологиям оказания услуг связи; это ряд поправок в закон об электроэнергии, в том числе связанные с порядком ценообразования при технологическом присоединении к распределительным устройствам генерации; это целый ряд поправок в законопроекты в части кадастрового учёта, в том числе это внесение сведений о точных границах объектов; это закон об экологическом нормировании, принятие которого, по сути дела, запускает процедуру технологического обновления; это поправки в закон об оценочной деятельности, без которых реально мы не сможем приступить к введению налога на имущество, и ряд других. Я бы просил обратить внимание на это состояние дел и максимально ускорить внесение в Государственную Думу самих законопроектов, а также поправок ко второму чтению, для того чтобы из этих 39 законопроектов максимальное количество принять в весеннюю сессию.
Ещё я хотел бы, если можно, обратить внимание на одну «дорожную карту», она была принята в феврале, это «дорожная карта» по поддержке экспорта. Ключевое мероприятие на 2014 год – это создание центра кредитной или кредитно-страховой поддержки экспорта на базе ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России) и Росэксимбанка. В феврале-марте был разработан детальный график того, как этот пункт реализовать. Этот график был зафиксирован в решении, которое было принято на совещании у Игоря Ивановича Шувалова, есть соответствующий протокол. Так вот, я могу сказать, что из четырёх порученческих пунктов этого протокола два со сроками, которые уже истекли, не исполнены, по обоим ответственный – Внешэкономбанк. Третий пункт, касательно проведения due diligence, не будет исполнен. У него срок ещё не наступил, срок там 30 июня, но проведение due diligence – это в лучшем случае три месяца, сегодня ещё не отобрана компания для проведения этого due diligence, а это нужно было сделать до 3 марта. Можно уже сейчас с большой уверенностью сказать, что сроки, которые предусмотрены в этой «дорожной карте», будут сорваны. Я бы очень просил в сегодняшнем решении как-то отразить необходимость проведения детального анализа ситуации, связанной с создание кредитно-страхового центра, возможно, при необходимости, с соответствующим дисциплинарным взысканием к руководителям Внешэкономбанка, которые уже неоднократно допускают такого рода просрочки. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, кто ещё хотел бы что-то сказать? Прошу.
А.Галушка: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Действительно, проект Национальной предпринимательской инициативы полезный и результативный, и положительную оценку этому проекту дают не только российские предприниматели, но и иностранные инвесторы, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, обращая внимание на то, что Россия за последний год сделала 20 шагов вперед в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Вместе с тем есть один пробел, на который я бы хотел обратить внимание, связан он с двумя направлениями улучшения инвестиционного климата и, соответственно, двумя позициями, которые учитываются при составлении рейтинга Всемирного банка. Это, первое, разрешение процедур несостоятельности, банкротства, второе – защита прав инвесторов. В рейтинге это учитывается. Так как мы этими направлениями в улучшении инвестиционного климата не занимались, за прошедший год, несмотря на общую позитивную динамику, интегральную динамику, по этим позициям положение России несколько ухудшилось: с 53-го на 55-е место мы переместились по разрешению процедур несостоятельности, и по защите прав инвесторов – со 113-го на 115-е место. Пользуясь сегодняшним обсуждением, хотел бы обратить на это внимание, и, на мой взгляд, было бы полезно в протоколе сегодняшнего заседания закрепить необходимость разработки «дорожных карт» по этим двум направлениям. Спасибо.
А.Галушка: «Проект Национальной предпринимательской инициативы полезный и результативный, и положительную оценку этому проекту дают не только российские предприниматели, но и иностранные инвесторы, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности, обращает их внимание то, что Россия за последний год сделала 20 шагов вперед в рейтинге Всемирного банка Doing Business».
Д.Медведев: Спасибо. Есть ещё какие-то комментарии? Нет? Тогда подведу итог. В целом все признают, что идея «дорожных карт» оказалась удачной именно в силу того, что ими занимается сам бизнес, а Правительство и АСИ, другие экспертные площадки скорее помогают здесь сформулировать позиции или в некоторых случаях не мешают чему-то. Но понятно, что проблем достаточно, я считаю, что работа должна быть продолжена столь же интенсивно, включая и законотворческий аспект.
Не могу не поддержать то, что было сказано в той части, которая касается необходимости принимать законопроекты по графику. Здесь не всё, конечно, зависит от Правительства, но от Правительства зависит очень многое. Нужно продолжить эту работу вместе с коллегами из Государственной Думы, подключить Администрацию Президента для лучших контактов. Те законопроекты, которые готовы к внесению, уже максимально быстро вносить, над теми, которые в комитетах и комиссиях, – тоже с коллегами работать. Ещё раз говорю: рассчитываю на активное подключение и Администрации к этому процессу.
По поводу экспортной темы – там не здо́рово ситуация обстоит. Я предлагаю ничего сейчас не отражать в наших решениях. Мы с вами после этого заседания, Андрей Рэмович (Белоусов), перейдём в другой зал и будем проводить наблюдательный совет ВЭБа, там обо всём и поговорим, в том числе об оргвыводах.
Теперь в отношении банкротства и защиты прав как направлений таких важных, которые могли бы быть отражены в «дорожных картах». Безусловно, это так. В отношении процедуры несостоятельности и банкротства очевидно, что это сложная в юридическом плане совокупность процедур, очень часто используемая для манипуляций и, по сути, передела собственности, для рейдерских захватов, для самых разных ухищрений, при помощи которых иногда происходит влияние на бизнес. Поэтому я не возражал бы против того, чтобы была подготовлена такая «карта», которая была бы в полной мере посвящена процедурам несостоятельности, банкротства и связанным с ними процедурам.
Что касается защиты прав. Собственно, всё, чем мы занимаемся, это защита прав. У предпринимателей, я не знаю, можно ли это в отдельную «карту» выделять, но если вы увидите здесь предмет регулирования, мы можем к этому вопросу вернуться. Договорились? Тогда решение принимаем и идём дальше.
<…>
Решения Правительства, принятые на заседании 17 апреля 2014 года:
1. О ходе и результатах реализации «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы
По состоянию на 11 апреля 2014 года Правительством утверждены 11 «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»; «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»; «Совершенствование таможенного администрирования»; «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»; «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»; «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием»; «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»; «Совершенствование оценочной деятельности»; «Совершенствование налогового администрирования».
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию планов мероприятий («дорожных карт»), направленных на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации, принять исчерпывающие меры по их исполнению, обратив особое внимание на активизацию работы по подготовке и прохождению в палатах Федерального Собрания Российской Федерации соответствующих законодательных инициатив Правительства Российской Федерации.
3. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию процедур несостоятельности (банкротства).
4. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с участием автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и сроках информирования государственными корпорациями, государственной компанией и открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, об упрощении системы закупок в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».
2. О формировании национальной системы квалификаций
Минтрудом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование национальной системы квалификаций, в том числе:
- организована разработка профессиональных стандартов: формируется нормативная правовая база, регламентирующая вопросы разработки профессиональных стандартов, утверждены план разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы и комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы;
- в целях стимулирования работников к постоянному обновлению компетенций и мобильности кадров проводится работа по созданию независимой системы оценки квалификаций. В частности, Минтрудом России разрабатывается проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- проводится работа по формированию центров сертификации, создание сети которых планируется осуществлять в основном на базе центров сертификации, создаваемых работодателями, а также сформированных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы;
- принимаются меры по увеличению к 2020 года числа высококвалифицированных работников, в рамках которых утверждён соответствующий перечень мероприятий, способствующий приобретению работниками необходимых компетенций, обеспечивающих их высокий профессиональный уровень;
- организована подготовка специалистов и научных работников в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики;
- в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна осуществляется комплекс мероприятий по формированию и реализации при ведущих инженерных и технических вузах пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров;
- проводится работа по созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, в рамках которой осуществляется подготовка проектов нормативных и организационно-методических документов, определяющих деятельность базового центра, а также прорабатывается вопрос финансирования базового центра (начало работы центра запланировано в 2015 году);
- совершенствуются механизмы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе Минтрудом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральный закон “О саморегулируемых организациях”», принятие которого создаст условия для активизации процесса общественной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина по данному вопросу.
2. Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) проработать вопросы финансирования разработки профессиональных стандартов на период 2015–2017 годов, а также создания и функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, центров сертификации. Соответствующие предложения до 1 августа 2014 года в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации.
Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с учетом состоявшегося обсуждения до 21 апреля 2014 года представить в Правительство Российской Федерации информацию по вопросу стимулирования бизнеса к инвестированию в подготовку кадров для соответствующих отраслей экономики.
3. О повышении мобильности граждан трудоспособного возраста
Президентом Российской Федерации поручено Правительству разработать и утвердить план мероприятий по повышению мобильности граждан трудоспособного возраста, предусмотрев создание общероссийской базы вакансий и развитие рынка арендного жилья.
Во исполнение этого поручения разработан проект плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014–2018 годы.
Проектом плана предлагается:
- совершенствование правового регулирования трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания, в том числе на территориях приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Наделение Правительства правом разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на повышение трудовой мобильности граждан;
- определение территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
- введение института поддержки переезжающих для трудоустройства в другую местность граждан – участников региональных программ повышения трудовой мобильности граждан;
- совершенствование информационно-аналитической базы вакансий «Работа в России» в интернете, обеспечивающей доступ к получению информации о трудоустройстве на всей территории Российской Федерации, об инвестиционных проектах, об образовательных организациях, а также позволяющей при трудоустройстве проведение собеседования между гражданами и работодателями в сети Интернет;
- развитие рынка арендного жилья и иной инфраструктуры, предусматривающее удовлетворение спроса на жилые помещения экономического класса, повышение доступности земельных участков для строительства жилых помещений для граждан, переезжающих для работы в другую местность;
- реализация мероприятий по развитию транспортной системы, включая увеличение численности пассажиров на внутренних региональных перевозках, в том числе авиационных, стимулирование использования гражданами железнодорожного транспорта, повышение своевременности транспортного обслуживания, устранение территориальных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры.
Решение Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина по данному вопросу.
2. Одобрить проект плана мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014–2018 годы.
4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в статью 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», устанавливающие более широкий перечень структурных единиц в рамках устоявшейся профсоюзной иерархии и одновременно исключающих толкование норм указанной статьи как норм, устанавливающих исчерпывающий перечень таких структурных единиц.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в статью 19 Федерального закона «О рекламе», согласно которым не допускается распространение наружной рекламы путём размещения рекламных конструкций на объектах культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и их территориях, за исключением случаев и на условиях, установленных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Решение Правительства:
Одобрить с учётом состоявшегося обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
6. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, полномочиями по осуществлению федерального государственного пробирного надзора с возможностью передачи отдельных из них подведомственным государственным учреждениям (ФКУ «Пробирная палата России» и Гохран России).
Законопроектом, в частности, вносятся изменения в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», уточняющие базовые понятия, предусматривающие обязательность опробования, анализа и клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, за исключением изделий из серебра массой до 3 г. Осуществление указанных функций возлагается на государственное учреждение, подведомственное уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Кроме того, уточняется порядок обращения лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, определяется понятие федерального государственного пробирного надзора и предусматривается установление в отношении юридических лиц, являющихся аффинажными организациями и организациями, осуществляющими сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, режима постоянного государственного надзора. Полномочиями по определению перечня объектов, на которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, наделяется Правительство.
Проектом федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с внесением изменений в Федеральный закон “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”» вносятся изменения в статьи 33331, 33332 и 33340 части второй Налогового кодекса с целью приведения их в соответствие с терминологией законопроекта, а также урегулирования вопроса, связанного с возвратом государственной пошлины.
Решение Правительства:
Одобрить проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и внести их в Государственную Думу в установленном порядке.
7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
(в части усиления административной ответственности за нарушение земельного законодательства)
Законопроектом вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в частности, предусматривающие комплексное увеличение размера административных штрафов за нарушения земельного законодательства, установление административных штрафов в процентах от кадастровой стоимости земельного участка за самовольное занятие земельного участка и использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, совершенствуется ряд составов административных правонарушений в сфере земельных отношений.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств, ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств уполномоченными на то лицами, повышению качества расследования уголовных дел данной категории и роста их раскрываемости, а также предотвращению распространения в средствах массовой информации сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
9. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи»
Законопроектом, в частности, уточняются положения Закона о сельхозпереписи в части организации проведения сельскохозяйственной переписи. Так, законопроектом устанавливается, что координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении сельскохозяйственной переписи с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на комиссию, создаваемую в этих целях Правительством.
Закон о сельхозпереписи также дополняется статьёй, определяющей, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями по подготовке и проведению сельскохозяйственной переписи законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления при подготовке и проведении сельскохозяйственной переписи предоставляют сведения для составления списков объектов сельскохозяйственной переписи на основании данных похозяйственного учёта, оказывают содействие в привлечении граждан к сбору сведений об объектах сельскохозяйственной переписи.
В законопроекте предусматривается, что от имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, полученной в результате Всероссийской сельскохозяйственной переписи, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за её проведение.
Также законопроектом предусматривается, что сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи может осуществляться путём заполнения переписных листов на бумажных носителях или в форме электронного документа. При этом перечень собираемых сведений дополняется показателями по объёму внесённых удобрений, средств защиты растений и проведению химической мелиорации земель, а также показателями, характеризующими меры государственной поддержки деятельности, связанной с ведением сельского хозяйства.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе»
Предлагаемое законопроектом решение проблемы несоответствия уровня громкости звука рекламы уровню громкости прерываемых ею теле- и радиопрограмм или теле- и радиопередач позволит увеличить эффективность осуществления государственного надзора в сфере рекламы и уменьшить раздражение, которое вызывает повышенный уровень громкости рекламы у зрителей телепрограмм и слушателей радиопрограмм.
Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
11. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, связанных с оплатой оказанных специалистам российскими образовательными учреждениями услуг по обучению в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008–2014/2015 учебных годах
Проект распоряжения подготовлен в целях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в соответствии с которым в 2014 году предусмотрены ассигнования бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оплаты образовательным учреждениям услуг по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства в объёме 125 971,7 тыс. рублей.
Объёмы субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренные проектом распоряжения, рассчитаны на основе базовой стоимости образовательных программ, коэффициентов региональной дифференциации базовой стоимости обучения и коэффициентов наполняемости учебной группы.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
12. О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма»
Проектом распоряжения предлагается утвердить распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в 2014 году на указанные цели, в объёме 305,3 млн рублей.
Субсидии, в частности, будут направляться на создание общероссийской системы доступа к Национальной электронной библиотеке, оснащение и модернизацию детских школ искусств, оснащение музеев компьютерным и телекоммуникационным оборудованием, создание модельных библиотек, совершенствование обеспечения уровня безопасности посетителей и работников музеев, безопасности и сохранности предметов Музейного фонда Российской Федерации, модернизацию учреждений культуры села, обновление их материально-технической базы, приобретение специального оборудования.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
13. О распределении в 2014 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011–2015 годы
По итогам проведённого Минстроем конкурсного отбора в число участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» в 2014 году включены 74 субъекта Российской Федерации.
Проектом распоряжения предусматривается утвердить распределение предусмотренных в федеральном бюджете на 2014 год субсидий в размере 3 500 000 тыс. рублей.
Подпрограммой предусмотрено предоставление молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере не менее 30% расчётной стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 35% – для молодых семей, имеющих 1 ребёнка или более.
Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
14. О внесении изменения в подпункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов
Проектом постановления предлагается наделить Росводресурсы полномочиями по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации.
Эти полномочия вытекают из пункта 17 статьи 24 Водного кодекса в редакции Федерального закона от 21 октября 2013 года №282-ФЗ.
Решение Правительства:
Принять проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.