Тематика развития многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг ранее обсуждалась на совещании у Председателя Правительства 18 января 2013 года и в ходе заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 31 июля 2013 года.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ) – организация, уполномоченная предоставлять государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна. Принцип одного окна предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. В процессе предоставления услуги многофункциональный центр сам, без участия заявителя, взаимодействует с государственными или муниципальными органами.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача – к 2015 году увеличить долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна по месту пребывания, в том числе в МФЦ, до 90 %.
В целях реализации Указа и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 июня 2012 года №Пр-1607 Правительством Российской Федерации утверждён план достижения соответствующих показателей по годам: 2012 год – 12%; 2013 год – 20%; 2014 год – 40%; 2015 год – 90%.
В настоящее время в городских округах, внутригородских районах и центрах муниципальных районов создаются МФЦ, количество окон в которых рассчитывается исходя из норматива одно окно на 5000 жителей населённого пункта, но не менее 5 окон (за исключением случаев, когда МФЦ создаются в муниципальных районах с низкой плотностью и численностью населения).
В небольших населённых пунктах открываются филиалы МФЦ или офисы организаций, привлекаемых к выполнению функций МФЦ.
На сегодняшний день в России действует 848 МФЦ, 911 удалённых офисов МФЦ в небольших населённых пунктах и 488 офисов привлекаемых организаций. К 1 января 2014 года должно работать более 1200 МФЦ, 1700 удалённых офисов МФЦ и более 1000 офисов привлекаемых организаций.
Лидерами по количеству открытых МФЦ являются Москва – 69 МФЦ, Ростовская область – 67 МФЦ, Краснодарский край – 49 МФЦ, Санкт-Петербург – 34 МФЦ, Волгоградская область – 33 МФЦ и Пензенская область – 31 МФЦ.
Сейчас деятельностью МФЦ охвачено 33,4% от общей численности населения страны.
Дальнейшее развитие системы МФЦ связано с расширением количества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. В перспективе предоставление услуг в МФЦ должно осуществляться комплексно в рамках жизненных ситуаций (рождение или усыновление ребёнка, открытие собственного дела, выход на пенсию и пр.).
На завершение работ по созданию сети МФЦ в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено 6 млрд рублей (2014 год – 3 млрд рублей, 2015 год – 3 млрд рублей).