Вопрос о развитии Москвы как международного финансового центра возник в 2008 году, когда во время глобального экономического и финансового кризиса усилилась потребность в диверсификации российской экономики, в том числе за счёт развития конкурентоспособной финансовой отрасли и рынка профессиональных финансовых услуг.
Распоряжением Правительства от 11 июля 2009 года №911-р был утверждён План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. К настоящему времени план мероприятий выполнен.
Новый план мероприятий («дорожная карта») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 года №1012-р и предусматривает активное участие представителей финансового рынка в формировании ориентиров финансовой политики государства.
Реализация плана призвана повысить конкурентоспособность российского финансового рынка путём формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных участников финансового рынка. Кроме того, план устанавливает высокий уровень корпоративного управления, обеспечивающий защиту права собственности и интересов инвесторов.
Основными результатами реализации плана на 25 ноября 2013 года являются:
• создание единого регулятора финансовых рынков на базе Банка России с целью повышения стабильности на финансовом рынке, качества и снижения административной нагрузки на участников финансового рынка;
• объединение ММВБ и РТС и обеспечение проведения IPO объединённой Московской биржей;
• введение Московской биржей стандартного для глобальных торговых площадок режима отложенных расчетов T+, предусматривающего частичное предварительное депонирование активов и отложенные на два торговых дня расчёты по сделкам;
• создание центрального депозитария с целью повышения эффективности и конкурентоспособности инфраструктуры российского фондового рынка, снижения рисков при проведении расчётов и как следствие снижения издержек участников финансового рынка;
• принятие Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»;
• упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг с целью исключения возможности обойти процедуру эмиссии акций путём выпуска облигаций, конвертируемых в акции;
• допуск к расчётам по облигациям федерального займа на российском рынке международных расчетных организаций Euroclear и Clearstream.
В связи с передачей полномочий по регулированию и надзору в сфере финансовых рынков от Правительства Российской Федерации Банку России службой Банка России по финансовым рынкам в сентябре 2013 года участникам финансовых рынков было предложено высказать свои ожидания относительно действий единого регулятора на среднесрочную перспективу.
В связи с этим были сформированы группы из представителей участников различных сегментов финансового рынка. Каждой группе было предложено сформулировать показатели развития финансовых рынков, которые могут выступать ориентиром как для участников, так и для регулятора.
Всего участниками финансовых рынков было внесено более 200 предложений, предусматривающих меры по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов в части регулирования и надзора, параметров развития рынков, а также мер для защиты прав потребителей.
Одной из приоритетных задач в сфере развития финансовых рынков является развитие системы саморегулирования и повышение её роли в регуляторном и надзорном процессе.
В настоящее время Минфином России совместно с Банком России разрабатывается проект федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков».
Целями законопроекта являются повышение роли саморегулирования на финансовых рынках, повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере финансовых рынков с Банком России, а также создание правовых условий для передачи Банком России части полномочий в области регулирования и надзора за участниками финансовых рынков (кроме кредитных организаций) создаваемым ими СРО.
Законопроект распространяет своё действие на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, субъектов страхового дела и актуариев, микрофинансовых организации, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Также Минфином России подготовлен проект поправок к проекту федерального закона №115132-6 «О внесении изменений в статью 275-3 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Проект предусматривает комплексное изменение норм Налогового кодекса Российской Федерации, которыми урегулирован порядок учёта для целей налогообложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
В частности, налогоплательщикам предоставляется инвестиционный налоговый вычет в общем объёме до 3 млн рублей в отношении положительного финансового результата, полученного в налоговом периоде от продажи (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, находящихся в его собственности свыше трёх лет, а также в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте налогоплательщика.